Православные в Индии

От редакции: Размещаемые ниже путевые записки об Индии относятся к общению с представителями Маланкарской сирийской православной церкви, которая, несмотря на самоназвание, не является православной, поскольку ее представители отрицают IV и последующие Вселенские Соборы и по взглядам являются антихалкидонитами. Вообще, по мнению современных православных индийцев, ни одна из существующих в Индии церквей не может претендовать на то, что восходит к самому апостолу Фоме, поскольку на протяжении 300 лет после смерти апостола основанная им Индийская Церковь оставалась без священников и зависела от Персидской Церкви, которая в V веке стала несторианской и тем самым от истинной Церкви отпала.

В конце XVI века в страну прибыли португальские миссионеры, которым за 50 лет удалось насильно обратить в католицизм большинство индийских христиан, которые с тех пор стали называться сиро-малабарскими католиками. В середине XVII века значительная часть сиро-малабарцев отвергла унию с Римом и соединились с Сиро-Яковитской церковью (также антихалкидонской), от которой в 1912 году и получила автокефалию.

Интересно, что уже в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров с русским послом о сближении с Православной Греко-Российской Церковью. Начавшаяся вскоре Крымская война (1853-1856) помешала этим планам. В 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский), однако заявленная им цель обращения в Православие всей Маланкарской церкви, а не отдельных индийцев, не была достигнута, и после 18 лет пребывания в Индии, не оставив после себя ни одной православной общины, отец Андроник уехал в США. Заметим, что отношение рядовых маланкарцев к Русской Православной Церкви традиционно дружественное, и уже в наше время Малабарский католикос передал в дар Московскому Патриархату храм Девы Марии в Дели, а с 2006 года было заключено соглашение, по которому любой храм Маланкарской церкви может беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.

***

«Господь мой и Бог мой»

Чтобы попытаться понять столь загадочную, далекую и вместе с тем такую близкую Индию, необходимо хотя бы раз там побывать. Мы отправились в дальний путь с целью узнать, как в стране, официальной религией которой является индуизм, рядом с пантеоном его богов сосуществует христианство. И самое главное – как распространяется весть о Христе в современной Индии спустя многие века после проповеди одного из двенадцати апостолов Спасителя – апостола Фомы. В 52 году от Р. Х. апостол прибыл в Индию и основал на земле кокосовых пальм – а именно так переводится название штата Керала – Индийскую Церковь, к которой возводят свои корни все существующие индийские церковные деноминации, одной из которых является Маланкарская ортодоксальная сирийская церковь.

Католикос Маланкарской церкви Василий Мар Фома Павел II Нам удалось встретиться с Католикосом Маланкарской церкви Василием Мар Фомой Павлом II. В ходе этой встречи он особо подчеркнул желание маланкарских христиан более тесно сотрудничать с Русской Православной Церковью. Так, планируется строительство здания для православных паломников из России. Маланкарцы хотели бы освоить искусство иконописи, так как пока эта традиция здесь мало известна. И действительно, на стенах храма не так много икон – в основном это образа, подаренные Греческой и Русской Православными Церквами. Внутреннее убранство храма сдержанное, можно заметить изображения исконно индийского символа – павлина.

В семинарии, которая находится недалеко от резиденции Католикоса, нас встретил секретарь департамента вселенских отношений Маланкарской церкви отец Абрахам Фома. Он ответил на интересующие нас вопросы:

– Как Маланкарская церковь живет сегодня, как распространяет весть о Христе среди индусов?

– Миссионерский совет церкви проводит в жизнь просветительскую программу, специально разработанную для других частей Индии. Одним из приоритетных направлений является благотворительная деятельность в различных штатах. На данный момент в ведении Миссионерского совета находится несколько проектов: реабилитация умственно отсталых детей, школы для разных слоев общества, детские дома для мальчиков и девочек, отдельные школы и дома для детей, чьи родители страдают от таких болезней, как проказа, СПИД. Во всех этих местах миссионеры читают проповеди, распространяют весть об Иисусе Христе между различными религиозными общинами. Проекты хорошо поддерживаются нашими верующими, особенно из диаспоры.

Вторым не менее важным направлением является «Литургическая миссия» за пределами штата Керала. Издательский отдел церкви предпринял инициативу перевести литургию на различные языки Индии – местный язык, в свою очередь, привлекает членов местных общин. Богослужения и молитвы – мощный «коммуникационный порт», через который христианская вера может быть передана в индийское общество.

Убранство храма – Как маланкарцы преодолевали гонения?

– Наша церковь никогда не подвергалась гонениям со стороны коренных правителей Индии в течение всей своей истории, которая насчитывает 20 веков. Преследователями были римо-католики, которые приплыли в Индию в XVI веке. Они насильно обращали маланкарцев в католицизм. Есть свидетельства, что они сожгли многие из наших манускриптов, написанных на пальмовых листьях. С 1599 по 1653 года мы были под гнетом христиан-латинян, которые провели немало реформ.

– Сколько приверженцев насчитывает Маланкарская церковь сейчас?

– По данным недавних исследований, общее количество приверженцев Маланкарской церкви, включая нашу диаспору, – около 2,5 млн. человек.

Помимо приходов в штате Керала мы имеем приходы также в крупных городах Индии и сельских районах. Наша церковь расширяется территориально и увеличивает число верующих, которые живут не только в Индии, но и далеко за ее пределами: приходы уже есть в Австралии, Новой Зеландии, Америке, арабских странах, на африканском континенте и во многих странах Европы.

– Каковы особые традиции Маланкарской церкви?

– Литургически мы следуем западно-сирийской христианской традиции. История этой традиции восходит к 1665 году, когда мы получили миссионерскую помощь от Сирийской церкви. Мы являемся одной из ветвей семейства древневосточных церквей, в которую входят члены Армянской, Эфиопской, Коптской, Индийской, Эритрейской и Сиро-Яковитской церквей.

Русский взгляд

Индия

А теперь хотелось бы поделиться и своими впечатлениями, пока они свежи. Индия по праву считается колыбелью разных религий. Убедиться в этом легко – стоит только проехаться по ее городам: вы заметите необычайную толерантность к любым вероисповеданиям. Неподалеку от индуистского храма стоит мечеть, буддийская пагода соседствует с католической церковью. Если говорить о храмах Маланкарской церкви, то их более всего в городе Коттаям. Поистине чудо почувствовать, что весть о Христе распространилась так далеко, что и века, и расстояния, и исторические перипетии не стали помехой этому.

Впечатление от страны будет неполным, если не рассказать о людях, тут живущих. Внешняя нищета, ветхие маленькие хижинки (естественно, без удобств, привычных нам, и пример тому – море, которое зачастую оказывается единственным местом, где можно помыться), предельно простой быт, болезни как непременный атрибут земного существования человека… Но стоит лишь внимательнее всмотреться в глаза, которые светятся любовью к своей земле, к людям, к любому живому существу, и ты понимаешь: эти люди обладают чем-то ценным и хрупким – они не потеряли детское чувство простоты, отрады и благодарности за все. В Индии забываешь, что есть такое понятие, как эго. Люди ясно осознают и постоянно помнят, что все мы – временная пыль на дороге жизни. Увы, и сам уклад жизни, не только религия, не даст об этом забыть. Так, каждый метр дороги может для автомобилиста, да и для пешехода стать последним – движение неуправляемо, и это заставляет адреналин просто закипать в крови. А индийцы еще и успевают общаться по пути с помощью громких гудков, передающих целую гамму эмоций.

Калькутта Но все же трудно объяснить то радостное смирение, с каким тянет неподъемную повозку, выше всяких возможностей перегруженную товаром, истощенный «молодой старичок»… А таких людей немало. Каждый претерпевает «свое», и на вопрос: «Как дела?» – ответит: «Слава Богу!» Эти мои слова – о «соли земли»: простых людях.

А контрасты этой страны просто режут глаза. Максимализм – везде. Не знаю, может быть, потому, что внутренний ребенок дает о себе знать и внешне, вы не увидите в Индии только лишь бедность – тяжелейшую нищету, а если богатство – то это нечто необычайное и грандиозное. Причем это всё рядом, по соседству, но никто не чувствует своей ущемленности – по крайней мере внешне это никак не бросается в глаза.

Целую историю может вам рассказать вид, осанка, одежда индийца, а именно: к какой касте принадлежит, адептом какой религии является – в Индии это главное. Даже на многих машинах наклейки, ясно дающие понять, кто водитель – индуист, христианин, мусульманин или буддист.

А когда мы вернулись домой, в Россию, нам показалось, что мы ее и не покидали – настолько схожи менталитеты индийца и русского. Вот почему загадочную русскую душу так тянет постичь индийскую, не менее загадочную и глубокую. Афанасий Никитин тому подтверждение. Что и говорить, все мы на этой земле – братья.

На третий день после завтрака мы собираем вещи и выписываемся из отеля, так как на следующие две ночи нам забронирован отель около пагоды Боутнатх. Татьяна порекомендовала нам этот отель исходя из того, что пребывание в течение двух ночей в «силовом» поле пагоды Боутнатх, может дать нам новые, неизведанные дотоле, ощущения. Но это будет вечером, а сейчас мы ждем Нарайяна, чтобы посетить индуистский храм Пашупатинатх (Пашупати — одна из многочисленных манифестаций бога Шивы). Это очень «сильный» храм, посвященный богу Шиве, святое место и к нему стекаются паломники со всей Индии. У индуистов существует поверье, что побывавший здесь, в той жизни не превратится в низшее существо. У них (так же как у буддистов) факт реинкарнации, перерождения, не подвергается сомнению, и главная задача так повести себя в этой жизни, чтобы обеспечить себе счастливую жизнь после смерти.

Храмовый комплекс находится в центре небольшого городка Деопатан и расположен на обеих берегах священной реки Багмати, которая берет начало в отрогах Гималайских гор и впадает в самую священную реку всех индуистов — Ганг. От парковки дорога к храму идет среди торговых лавочек и прилавков, где туристам предлагаются статуэтки индуистских богов и божеств, персонажей индуистской мифологии, священные маски, тханки, ручные молитвенные колеса, поющие тибетские чаши ОМ, колокольчики и множество другой атрибутики из дерева, металла и камня. Весь товар искусно подделан под старину. Для любителей экзотики и раритетов здесь «непаханое поле».

Через несколько десятков метров открывается вид на набережную реки Багмати и культовые сооружения храмового комплекса На противоположном берегу реки вдоль набережной стоят одноэтажные постройки, вдали над ними возвышаются шпили многочисленных пагод. На набережной дымятся какие-то костры, много площадок с трехъярусными крышами над ними.

Сама речка производит неприятное впечатление — она очень мелкая и неимоверно замусорена. По ней даже не плывут, а стоят как в болоте, полиэтиленовые пакеты, бутылки, куски обгоревшей соломы и обгорелых дров. Здесь же бродят дикие обезьяны. Эта картина усугубляется убогими строениями, в которых живут люди, необыкновенно грязными и замусоренными дворами, где в пыли копошатся дети.

Своими глазами видел, как непалец в реке мыл посуду — тарелки, миски, кастрюли. На «моей» стороне реки группы непальцев устроили пикники на ступеньках набережной, и их не смущает вся эта антисанитария. Я не сомневаюсь в том, что любой из них спокойно помоет руки и лицо водами реки. Ведь это — СВЯЩЕННАЯ река и не надо ее бояться. То ли тысячелетия жизни в такой среде выработали у них иммунитет против всей этой заразы, то ли действительно это священная река, то ли срабатывает самовнушение, но факт остается фактом — ни воды Багмати, ни воды Ганга, ни воды другой реки, впадающей в Ганг (любая река, впадающая в Ганг, становится священной), не вызовут у индуистов никаких заболеваний

«Вводная» Нарайяна по храму Пашупатинатх многое ставит на свои места. Площадки на противоположном берегу называются гхаты и предназначены для кремации умерших. Родные или родственники усопшего размещают его тело на гхате на поленьях, обкладывают дровами и соломой, и поджигают. Для этой процедуры используется только та солома и дрова, которые можно приобрести на территории храмового комплекса. После того, как труп сгорел, его останки, остатки дров и соломы сбрасываются в реку, и когда она принесет пепел и несгоревшие частицы трупа в Ганг, а тот в свою очередь вынесет все это в Мировой океан, то душа покойного достигнет рая. При этом очень важно правильно совершить обряд кремации.

Два гхата предназначены только для членов королевской семьи и премьер-министра. При храме есть приют для пожилых и смертельно больных людей, есть специальные помещения, в которых главный родственник усопшего после его кремации в течении 30 дней проводит ритуал скорби. Очень сложный ритуал.

Река неширокая и без напряжения видно все, что происходит на противоположном берегу, а там главное действие — на нескольких гхатах идет кремация трупов. Где-то эта процедура закончилась, и в воду с площадки сбрасывается все, что там осталось, где-то молодые люди суетятся, разжигая костер. Как я не вглядывался, но среди массы людей на той стороне реки и на небольшом мосту через реку мне не удалось увидеть ни одного европейца. Дело в том, что не только храм, но и гхаты являются священными местами и не индуисты туда не допускаются.

На набережной, где я нахожусь, вдоль реки и выше расположено несколько десятков небольших святилищ, посвященных богу Шиве. Они имеют кубическую форму и увенчаны небольшой пагодой. Святилища строго сориентированы по странам света и в них можно попасть через арки, расположенные на четырех сторонах святилища.

Внутри каждого святилища установлен лингам — йони. Лингам в виде закругленного сверху цилиндра — символ Шивы, его детородный орган (фаллос) означает мужское начало и покоится на особом пьедестале в форме круга — йони (женский детородный орган), которое символизирует женское начало. Таким образом, лингам-йони означает единство мужского и женского в природе и во Вселенной.

При поклонениях лингаму его обязательно омывают жидкостью (вода, молоко, вино), которое с йони по специальному желобу стекает на землю, так как лингам не должен стоять в этой жидкости. Процесс омовения лингама — это особый обряд поклонения Шиве.

Лингамы повсеместно распространены в Катманду, и их можно встретить не только в святилищах, но и в совершенно неожиданных местах. Например, лингам был установлен в нашем отеле «Манаслу». По мнению индуистов его изображение обладает особой силой, и женщины носят лингам как талисман на шее.

Рядом с одним из святилищ расположилась необыкновенно колоритная троица старцев в ярких одеждах, с длинными бородами и разрисованными лицами. Это садху — святые люди, йоги. Они полностью отреклись от всех земных благ и посвящают себя достижению состояния освобождения от всего бренного через медитацию и познание Бога. Цвет охры в одежде и рисунках на лице символизируют отречение. Желательно дать им какую-то денежку, тем более, если они позволили себя сфотографировать. Собранные деньги они отдают храму. Нарайян сказал мне, что это не настоящие садху и деньги они присвоят себе, но я не удержался и сфотографировал их.

Сам храм Пашупатинатх имеет четыре входа, один из которых хорошо виден с восточного берега реки, но главный вход в храм находится с противоположной стороны, и я с гидом перехожу через мостик на западный берег Багмати. Здесь много народа — это непальцы и, вероятно, паломники из Индии, которые образуют два потока — в храм и из храма. Нарайян сфотографировал меня перед входом в храм. С этого места в храме виден бычок Нанди — транспортное средство Шивы. Заглянуть внутрь храма я не смог, так как на пороге стояли полицейский и служитель храма.

Храмовый комплекс поражает своей древностью, экзотикой (гатхи, садху, полчища обезьян, река Багмати), колоритными фигурами непальцев и непалок. Хочется побыть здесь подольше, но по программе мы должны посетить буддистский монастырь Копан.

Собственно это два монастыря — мужской Копан и женский Кхачо Кхаки Линг, где живут и учатся около 500 монахов и монахинь из Тибета и Непала. Монастырь известен далеко за пределами Юго-Восточной Азии своими способами и методами (школа Гелугпа, основана в XIV веке) введения в буддизм Махаяна, он доступен европейцам и для них созданы десятидневные и месячные курсы, на которых преподают тибетские ламы.

Кстати, один из основателей монастыря (1967 год) Лама Тубтен Еше в 1984 году ушел из жизни, а через три года в Испании была найдена его инкарнация, то есть новое воплощение Тубтен Еше. Мальчика назвали Лама Озел Ринпоче. Он признавался, что до достижения возраста трех лет хорошо помнил свою прежнюю жизнь как Лама Тубтен Еше. Он рассказывал о таких деталях прошлой жизни, которые позволили установить его причастность к личности Тубтен Еше.

Процедура поиска инкарнации отработана веками, она очень сложная и занимает порой несколько лет. Кроме высоких лам в этом процессе участвуют лучшие астрологи и толкователи снов. Обследуются сотни, если не тысячи, населенных пунктов, опрашиваются тысячи людей, пока, наконец, не будет найден тот, кого ищут. Это должен быть мальчик в возрасте до трех лети, обладающий определенными признаками. Интересно, что именно так выявляется новый Далай-лама! В тибетском буддизме власть по наследству не передается.

В монастыре мы встретили молодую девушку из Петербурга, которая постигала здесь основы буддизма. До этого она была в Бирме, но ей не понравился буддизм Тхеравады (хинаяна) и она решила продолжить обучение буддизму Махаяна в монастыре Копан. Между этими формами буддизма существует принципиальная разница, но я не решаюсь говорить на эту тему, так как боюсь ошибиться и запутать читателя, но могу сказать, что Тхеравада распространен в Таиланде, Бирме и Лаосе, а Махаяна — в Тибете, Непале, Китае, Вьетнаме, Японии, Индии и Корее.

Чудесная, ухоженная, идеально чистая территория монастыря, прекрасная цветовая гамма, декор и архитектура храмовых сооружений, какая-то первозданная тишина создают состояние радости, спокойствия и умиротворенности. Становится понятно, что в этой атмосфере душевного покоя можно плодотворно погружаться и в медитацию, и в изучение основ буддизма.

На территории монастыря несколько храмов, большое молитвенное колесо с мантрой «Ом Мани Падме Хум», тибетская буддистская ступа-чортен. Особенно прекрасна последняя. Это настоящее произведение искусства. Ступа расположена на большой поляне, откуда открывается вид на город, а сам монастырь лежит несколько ниже этой поляны. Можно подняться по небольшой лестнице на самый верх холма Копан, и с него она выглядит необыкновенно живописно и очаровательно.

Тибетская ступа — чортен с одной стороны, символизирует собой Вселенную, с другой стороны, в экзотерическом аспекте, символизирует пять субстанций, на которые распадается тело человека после смерти. Любая ступа-чортен строится не просто так, а как хранилище каких-то реликвий буддизма или в честь каких-то буддистских событий. Кроме того, строятся они по определенным канонам, исходящим из учения Будды.

В основании ступы лежит квадрат, который в пространстве образует куб и на нем находится несколько квадратных, сужающихся к верху уровней (ступенек). На последнем уровне расположен купол в форме усеченной капли воды, а его венчает конусообразный шпиль образованный 13-ю кольцами и заканчивается все это полумесяцем, в котором «лежит» шар с заостренным навершием.

В символике Вселенной куб в основании означает землю (твердь), круг купола — небеса, шпиль — мировая ось и центр мира, кольца — мир, возвышающийся над миром. В символике экзотерики квадрат в основании — твердь земли, купол — вода, шпиль — огонь, полумесяц — воздух, заостренное навершие — эфир. Земля, вода, огонь, воздух, эфир — вот те пять субстанций, на которые распадается тело человека после смерти.

Ступа на поляне являет собой классический вариант тибетского чортена, но в отличии от таких же ступ, расположенных на территории монастыря, она имеет сложный архитектурный рисунок и богато декорирована живописью, орнаментом и скульптурами. Мифические животные, птицы, существа, скульптуры Будды, сложный орнамент несут в себе определенную сакральную нагрузку. Здесь нет ни одного элемента, который бы был создан для эстетики.

В своих статьях я неоднократно говорил, что буддистские храмы и культовые сооружения поражают меня своим декором и колором, которые создают настроение жизнерадостности и среди них особенно много красочными являются китайские и тибетские храмы.

На территории монастыря расположен небольшой ресторан

и здесь мы решили пообедать. Жена захотела попробовать тибетские пельмени мо-мо и тибетский чай с приправами, а я попросил Нарайяна заказать мне непальский обед. Мне принесли разнос, уставленный десятком маленьких чашечек и блюдечек, где были какие-то национальные блюда. Всего понемножку. Не знаю их названий, но все было вкусно и без особой остроты.

Здесь мы в первый раз предложили Нарайяну отобедать вместе с нами, т. е. я оплачивал его обед. Я чувствовал себя неудобно, когда мы с женой кушали, а он сидел где-то вблизи и ждал, пока мы насытимся. Он не отказался, но из чувства деликатности заказал для себя самое дешевое блюдо. Это привело к неожиданному для меня результату — впоследствии Нарайян приводил нас на обед в рестораны с недорогой, но качественной непальской кухней.

В 17 часов заканчивался рабочий день Нарайяна (после Таиланда, где гид мог приехать за вами в 5 часов утра и привезти в отель в 11 часов ночи, такой регламентированный день гида кажется странным, пока не вспомнишь о том, что вечером возникает проблема со светом) и мы из монастыря отправились в отель Padma на территории ступы Боуднатх, которая находится в черте города. Она расположена внутри жилых кварталов и Нарайян пару раз останавливал наше авто и выяснял у прохожих непальцев, как нам подъехать к ступе — настолько тесная здесь городская застройка.

Заезжать на территорию ступы нельзя, и мы со своими вещами идем туда пешком, благо машина припарковалась недалеко от входных ворот. Пройдя в ворота, я останавливаюсь пораженный великолепием ступы Боуднатх. Ее шпиль высоко возносится над окружающими домами, а всевидящие глаза Будды магнетизируют почище, чем у ступы Сваямбунатх. Может быть это объясняется тем, что ступа Боуднатх, согласно непальской легенде, более древняя, чем Сваямбунатх и была построена во времена Будды Кашьяпы, предшественника Будды Шакьямуни (Будда настоящего).

Ступа опирается на восьмиугольное основание и имеет несколько уровней (ступеней), по которым можно обходить вокруг ступы. Ее высота 36 метров и в диаметре она имеет 100 метров. Это самая большая ступа в Непале и одна из высоких ступ в мире. По всему периметру основания ступы расположены молитвенные барабаны и небольшие индуистские храмы, а со шпиля вниз спускаются многочисленные разноцветные флажки Лунг-та, что придает ступе нарядный и праздничный вид.

Вокруг ступы идет очень широкий обход, с внешней стороны которого находятся трехэтажные дома, где на первых этажах расположены торговые лавки, храмы, мастерские по изготовлению тханок и т. д. В одном из таких домов размещается наш отель.

Обход (дорожка, круговая улица) ступы является необходимым архитектурным элементом в буддистском храмовом комплексе. Ступа есть материальное воплощение Будды и всякий, кто входит с ней в контакт (видит, обходит, совершает подношения) приобретает духовную заслугу, освобождается от страданий. Буддисты разнообразными способами стараются выразить свое уважение Будде, в том числе и трехкратным обходом ступы или храма по часовой стрелке. Если при этом загадать желание, то оно исполнится.

После заселения в отель Нарайян отбывает домой, а мы идем гулять. Народу очень много, но европейцев среди них нет, мы единственные представители фарангов. Паломники совершают обход вокруг ступы по обходной дорожке, кто-то это делает по ступеням пагоды. Здесь я впервые увидел ручные молитвенные барабаны. От движения кисти руки они крутятся и выполняют ту же функцию, что и большие молитвенные колеса. Кто-то просто прогуливается вокруг ступы, кто-то отдыхает на расположенных вдоль обхода лавочках. Здесь гораздо больше народа, чем мы видели около ступы Сваямбунатх и четко выражена обходная дорожка.

Мы возвращаемся в отель, чтобы поужинать и снова идем на прогулку вокруг ступы. Делать в номере отеля нечего, так как свет выключен до 22-х часов. В номере холодно, не работает телевизор, душ, сплит-система. В окружающих ступу домах не светится ни одно окно, благо на небе Луна и мы можем гулять при ее свете. Кроме нас здесь еще несколько десятков человек и среди них мы вычисляем наших соотечественников. Это две девушки — одна работает в Катманду программистом, а вторая осваивает методику изготовления тханок, чтобы на этой основе организовать свой бизнес в Москве.

Наконец дают свет, и мы возвращаемся в отель. Увы, сплит-система не работает, горячей воды то же нет и мы вынуждены ложиться спать, не снимая верхней одежды. Через два дня мы поймем, что это были «цветочки», а «ягодки» нас ожидали в Нагаркоте, куда мы попадем на 5-й день.

Следующие шаги:

  • Задать вопрос: Вы можете полностью конфиденциально задать вопрос или поделиться тем, что вас беспокоит.
  • Для общения: наша группа ВКонтакте.
  • Узнать больше: где Бог когда торжествует коронавирс?
  • Дополнительные ресурсы: существует ли Бог?

Как отличить настоящее христианство от подделки?

Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с фальшивыми деньгами. Тогда вы знаете, что отличить подделку от настоящей банкноты непросто. Именно поэтому кассиры внимательно проверяют каждую купюру, а в кассах банков висят плакаты, объясняющие, по каким признакам можно удостовериться в подлинности денежных знаков.

Аналогичным образом сегодня в мире есть много религиозных течений, называющих себя христианскими. Понять, какие из них говорят правду, человеку неподготовленному довольно трудно. Для того, чтобы немного облегчить вам задачу, мы подготовили этот материал.

Все религиозные течения чем-то отличаются друг от друга. Даже между христианскими конфессиями есть некоторые различия — иногда поверхностные, иногда глубокие и серьезные. Однако все христиане одинаково принимают и исповедуют одни и те же истины, которые можно назвать историческим христианством.

Как узнать Бога лично?

Какие ключевые доктрины являются неотъемлемой частью вероучения в историческом христианстве?

  • Авторитет Библии: Библия — это безошибочная книга, которую создал Бог руками пророков, апостолов и евангелистов. Все христианские течения признают ее непререкаемый авторитет и в своем богословии опираются именно на нее.
  • Триединство Бога: Есть только один истинный и живой Бог, сотворивший вселенную. Этот Бог триедин, то есть три божественные Личности (Отец, Сын и Святой Дух) обладают одной и той же божественной природой.

  • Божественная и человеческая природа Христа: Бог-Сын, Иисус Христос, облекся в совершенную человеческую природу, чудесным образом родившись от непорочной Девы по имени Мария.

  • Смерть Христа за грехи — путь спасения человека: Иисус Христос победил смерть, воскреснув из мертвых, и вернулся на небеса к Отцу. Всякий искренне верующий во Христа и раскаявшийся в своих грехах получает прощение и вечную жизнь.

  • Иисус грядет: Однажды Иисус Христос вернется, чтобы совершить суд над человечеством, и тогда прощенные войдут в вечное Божие царство. А тех, кто не захотел уверовать во Христа, ожидает вечное мучительное существование без Бога.

Ни одну религиозную группу, которая не признает и не исповедует эти учения, нельзя назвать христианской в историческом смысле слова. Это не означает, что нехристианские течения непременно опасны для вашей жизни и здоровья или что их последователи — обязательно нехорошие и неприятные люди. Но если вы хотите познакомиться с настоящим, а не поддельным христианством, в таких течениях его не найти.

В современных публикациях подобные группы, исповедующие и проповедующие поддельное христианство, называют «сектами», «культами» и «новыми религиозными движениями». У каждого из этих терминов есть много разных определений, но чаще всего их используют не из желания кого-то оскорбить или унизить, а просто для обозначения определенного вида религиозных течений — так же, как мы говорим «церковь», «конфессия» или «деноминация».

Существует ли Бог?

Группы эти весьма разнообразны. Некоторые из них откровенно отрицают историческое христианское учение. Другие сектантские группы пользуются христианской терминологией, но вкладывают в эти слова совершенно небиблейский смысл. Отрицания даже одного принципиального учения христианства достаточно, чтобы считать группу культом. Но культы, как правило, отрицают или искажают целый ряд библейских учений. Вот некоторые примеры.

Что обязательно должно насторожить в учении группы?

Как используется Библия (внебиблейский источник авторитета):

Зачастую подобные группы считают Библию устаревшей и недостоверной. Они искажают ее исторический текст в угоду собственным учениям, дополняя ее новыми откровениями и пророчествами.

Самые важные из этих истин, общие для всех христиан, были записаны во вселенских Символах Веры: Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском.

Принижение роли и величия Христа:

Большинство последователей поддельного христианства искажает библейский образ Христа. Одни считают Его простым человеком, другие — сотворенным ангелом. Встречаются и те, кто отрицают Его непорочное зачатие и воскресение, утверждая, что на самом деле Он только притворялся человеком.

Кто такой Иисус Христос?

Акцент на исключительности группы:

Зачастую вероучение таких групп подчеркивает собственную исключительность в вопросе спасения. Участники группы верят в то, что они — единственные спасенные люди. А остальные обречены на погибель потому, что не разделяют учения секты. При этом члены секты стараются намеренно отделиться в своем образе жизни от традиционных ценностей и общества.

Роль лидера:

Лидеры сект часто претендуют на беспрекословный авторитет среди участников группы и склонны к высокому уровню контроля. Иногда основатели или руководители сект выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа. Другие заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил.

Представление о центральной роли группы в событиях последних времен:

Зачастую секты чрезмерно сосредоточены на попытках определить и назвать конкретную дату пришествия Христа или конца света, возбуждая страх перед близким концом света.

Узнайте во что мы верим

Знать основы христианского вероучения — самый верный способ не ошибиться

Понять, что вы имеете дело с псевдохристианской группой, не так просто. Название ее чаще всего вам ничего не скажет. Количество верующих само по себе тоже ни о чем не говорит. Иногда вас может насторожить необычное поведение людей, но зачастую при первом знакомстве вы ничего подозрительно не увидите. Насторожиться следует в том случае, если вы заметите, что от вас что-то скрывают.

Однако по-настоящему надежным критерием является только учение. Все секты и культы так или иначе искажают библейское учение и отвергают историческое христианство, существовавшее две тысячи лет, в пользу новых идей (возникших, как правило не более 100–150 лет назад). Чем больше вы знаете о настоящем христианстве, тем труднее вас обмануть.

Помните: чтобы распознать любую хитрую подделку, нужно хорошо изучить оригинал!

Поделиться

Собор Святого Фомы в Ченнаи

Индия – страна уникальной природы и исторических памятников, здесь живут простые и радушные люди. Особое место в жизни каждого индуса занимает религия. Интересно, что христианство здесь является третьей по численности конфессией. Большинство христиан живет на юге страны, но есть последователи и среди племен индийского северо-востока.

Проповедь христианства в Индии традиционно связывают с именем апостола Фомы. Он прибыл на западное — Малабарское — побережье в 52 году, где крестил местных жителей и основал Семь церквей в Керале. Дальше апостол отправился вглубь страны, в Мадрас, и прожил на Малой горе несколько лет. Его проповедь была весьма успешна: крестился местный раджа и часть его подданных. Это возбудило ненависть и ревность священников-брахманов, которые наняли воинов убить святого. Апостол Фома принял мученическую смерть на горе, позже названной его именем. Он умер, обнимая вырезанный им каменный крест, и был похоронен на том месте, где ныне находится католическая базилика святого Фомы в Ченнае (бывшем Мадрасе). Красивый собор в неоготическом стиле перестроили британцы в конце 19 века. При базилике есть музей, в котором по сей день хранится наконечник копья, пронзившего святого Фому. Сегодня это место самая посещаемая христианская святыня Индии.

Вообще англичане построили довольно много культовых сооружений в Мадрасе. Здесь находится церковь Святой Марии. Её ещё называют «Вестминстерским аббатством Востока».
Церковь Святого Андрея британцы построили по примеру церкви Святого Мартина на Трафальгарской площади.

И, наконец, заслуживает внимания церковь Луз. Ее построили португальцы в 16 веке. По легенде, моряки попали в шторм и стали молиться Деве Марии. Произошло чудо: яркий свет на берегу указал им путь. На том месте возвели изящную церковь с названием «луз», или «свет» по-португальски, а главный алтарь храма посвятили Деве Марии.

Евангельский призыв к добрым делам и социальному служению был услышан индийцами. Ведь эти понятия близки местному населению. Они лежат в основе индийской философии и считаются высшими формами нравственности. Сегодня среди индусов есть и православные христиане. Их немного, но они тесно общаются с православными русскими.

На протяжении нескольких лет по просьбе соотечественников, временно или постоянно проживающих в Индии, русские священники совершали богослужения на территории дипломатических представительств Российской Федерации. Крупная приходская община сформировалась в Нью-Дели, где регулярные богослужения совершаются в маленькой домовой церкви в жилом секторе посольства. А в 2006 году там же началось строительство храма в честь апостола Фомы. Это будет первая русская православная церковь на территории Индии.

Отрывок из книги Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны», где описан опыт постижения Рамакришной ислама и христианства:

«Внезапно он понял, что все религии различными путями ведут к одному и тому же Богу. И он тотчас же решил исследовать все эти пути. Для него «понять» значило «быть и действовать».

Первый исследованный им путь был путь ислама. Он вступил на него, едва успев оправиться после болезни (конец 1866 г.).

Храм, в котором он служил, часто видел в своих стенах мусульманских факиров. Хозяйка Дакшинешвара, Рани Расмани, эта разбогатевшая простолюдинка с широкой душой, преисполненной горячей веры, пожелала, чтобы при храме было помещение для случайных гостей других верований. Рамакришна заметил однажды среди молящихся скромного мусульманина, Говинда Рая, поглощенного своей молитвой, и сквозь оболочку распростертого тела увидел, что этот человек путем ислама тоже познал Бога. Он попросил мусульманина посвятить его в свою веру. Жрец Кали на много дней отрекся, совершенно забыл своих богов. Он перестал им поклоняться, перестал даже думать о них: он жил вне храма, повторял имя Аллаха, одевался на манер магометанина, готов был даже (о святотатство!) вкусить запрещенную пищу, мясо священного животного, коровы. Его хозяин и покровитель Матхур-бабу в ужасе умолял его отказаться от этого шага и потихоньку поручил одному брахману приготавливать ему под руководством мусульманина пищу, чтобы предохранить его от скверны. Эта способность целиком отдавать себя чужому строю идей имела результатом, как всякое духовное движение этого страстного художника, материализацию идеи: ему явился сияющий образ человека, со строгим ликом, с длинной бородой (должно быть, таким он представлял себе пророка?), который приблизился к нему и влился в него. Рамакришна осуществил мусульманского Бога «Брахмана с атрибутами». От него он далее перешел к «Брахману без атрибутов»; река ислама привела его к Океану.

Впоследствии толкователи его учения объясняли этот опыт, последовавший непосредственно за его великим слиянием с Абсолютом, в том смысле, очень важном для Индии, что мусульмане и индусы, эти братья противники, смогут объединиться только на почве Адвайты, Бога без образа, в честь которого «Ramakrishna Mission» позднее построила в глубине Гималаев святилище, краеугольный камень огромного и сложного здания всех религий.

Семь лет спустя – я располагаю факты в таком порядке для удобства изложения – подобного же рода опыт помог Рамакришне «реализовать» христианское учение. Приблизительно в ноябре 1874 года некто Малик, индус из Калькутты, владевший садом в Дакшинешваре, прочитал ему Библию. Рамакришна впервые встретился с Христом. Вскоре после того божественное слово претворилось в плоть. Жизнь Христа тайно проникла в него. Однажды, сидя в маленькой гостиной своего приятеля, богатого индуса, он увидел на стене изображение Мадонны с младенцем. Фигуры ожили. Развернулась обычная сцена в неизменном порядке: святые видения приблизились, влились в него. И все его существо прониклось ими. На этот раз наводнение было гораздо сильнее, чем наводнение ислама. Оно затопило всю его душу. Никакая плотина не могла удержать его. Все индуистские идеи были унесены. Рамакришна в ужасе бился в бушующих волнах, он кричал: «О Мать! Что ты делаешь? Помоги мне!»

Фото Рамакришны в 1885 году

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *