Православный храм в гаване

Честно признаюсь, что Храм Казанской иконы Божьей Матери в Гаване не был в списке мест, которые я планировала посетить в Кубинской столице, и все же я там оказалась. Храм расположен на пересечении улиц Сан-Педро и Санта-Клара в самом сердце Старой Гаваны. Гуляя по старому городу недалеко от набережной и портовой части, вы сможете увидеть и, если повезет, зайти внутрь храма, который является первым храмом Русской православной церкви в Карибском бассейне.

История возникновения храма

Его строительство начиналось и осуществлялось при содействии лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Он был активным сторонником скорейшего завершения строительства православного храма, освящение состоялось 19 октября 2008 года. Церемонию проводил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Патриарх Московский и всея Руси. Высота храма около 30 метров, вмещает он до 500 человек единовременно. Строительство и возведение проходило согласно традициям древнерусского зодчества. Его украшает шатровая колокольня в стиле XVII века. Внешне храм напоминает Благовещенский собор Московского Кремля.

Внутри располагается очень красочный трехъярусный иконостас, расписанный и доставленный в Гавану из России.

Но больше всего меня удивила ярко – зеленая лестница во внутреннем дворе. Она изумительным образом вписалась в архитектуру здания, но в то же время она какая-то иностранная, не православная. По крайней мере я в храмах таких никогда не встречала.

Русская Православная Церковь в Латинской Америке

Вообще присутствие Русской Православной Церкви в Латинской Америке насчитывает более 100 лет. Впервые в 1888 году по указу российского императора Александра III в столице Аргентины Буэнос-Айресе при дипломатической миссии России был торжественно открыт первый православный приход в Латинской Америке. Далее 13 лет спустя там был построен и освящен храм в честь Святой Троицы. Ему уже 110 лет, и церковь представляет собой одно из архитектурных сокровищ Буэнос-Айреса.

Сегодня Аргентина – это главное место РПЦ, главный центр русского православия в Латинской Америке. Там же, в Буэнос-Айресе расположен кафедральный храм Русского Епископата для всего региона. Помимо Аргентины, русские православные церкви существуют в Чили, Бразилии, Перу, Уругвае, Венесуэле (там 5 храмов в разных городах!), Панаме, Кубе. А приходы в свое время открылись в Доминиканской Республике и Колумбии. Русская Православная Церковь присутствует в большинстве стран Латинской Америки. В основном прихожанами церквей являются русскоговорящие граждане – русские, украинцы, белорусы, выходцы из Молдавии, дети русских эмигрантов, перебравшихся в Латинскую Америку после большевистской революции 1917 года.

Татьяна Юшманова, выставка «Русский север”

Наверное, каждый их этих храмов может запомниться чем-то особенным, чем-то своим, но для меня Храм Казанской иконы Божьей Матери в Гаване это еще и место, открывшее Татьяну Юшманову. Она член Союза художников России и Международной федерации художников. Выставка называлась «Русский север” и проходила прямо в стенах церкви. Это было очень необычно увидеть репродукции картин в храме, да еще такие, которые за душу берут. Российскую глубинку я отчетливо помню. Все школьные каникулы в детстве я проводила в Оренбургской области у бабушки и дедушки.

«Праздник”, 2000

А вот таких бабушек, наверное, помнит каждый советский ребенок. Может быть, это соседка, или сестра бабушки, а может быть и ваша собственная бабушка была такой?

«Портрет бабушки Шуры”, 2005

«Портрет Галины Федоровны Липиной”, 1999

«Портрет бабушки Зои”, 2010

А вот это что за чудо картина! Изумительно просто! Наверное, понять мои теплые чувства смогут только те, кто когда-то был в подобных местах, где именно такие дома, именно такие люди и именно такая жизнь.

«Весна. Дождались”, 2014

«Пристань”, 2003

А вот сугробы и нам знакомы в далекой и снежной Канаде, вот только срубы здесь – это редкость.

«Зимняя сказка”, 2007

Страница 1

Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название «куба». «Кубоватые» храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги. «Куб» явился, в сущности, еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев. Подтверждением такого предположения может служить то обстоятельство, что самая древняя из сохранившихся кубоватых церквей – церковь Параскевы Пятницы в Шуе Кемского уезда построенная в 1666 году, имеет лишь одну главу, помещенную на сильно вытянутой верхушке самого куба. Издали эта изящная церковь кажется почти шатровой.

Такой одноглавый куб есть еще на Богоявленском приделе Троицкой церкви в Подпорожье Онежского уезда , построенной в 1725 году. Однако он уже сильно приплюснут и не напоминает шатра в такой степени, как Параскевинская Церковь в Шуе. Это объясняется, быть может, сравнительно более поздним временем его постройки2. Одноглавая форма куба, несомненно, более логична, нежели пятиглавая, так как в ней еще определеннее, нежели в шатре, выражается масса купола, являющегося, в конце концов, исходной точкой той и другой формы. Возможно, что самый куб вырос из комбинации бочки и шатра, и, как форма, наиболее близкая к куполу, вероятно, вполне удовлетворял духовные власти. На его образование могли оказать известное влияние и украинские мотивы, впервые в это время появляющиеся на Севере. Широкое применение куба объясняется и, помимо указанных причин, вероятно, большей простотой строительных приемов. Здесь не нужна рубка «по круглому», более хлопотливая, не нужна и аккуратность, требуемая при рубке громоздких шатров. Правда, самая округлость куба довольно «заделиста», как говорят плотники, но и она несравненно проще, например, устройства соединений бочек с шатром в шатровом пятиглавом храме. Куб увенчивает почти всегда только храмы, рубленные четвериками, и исключения здесь в высшей степени редки. Таким редчайшим исключением является грандиозный храм Николая Чудотворца в Зачачье Холмогорского уезда , на Северной Двине. Он построен в 1687 году и по плану, по рубке стен его мощного восьмерика и по широкому размаху совершенно тождествен с лучшими восьмериковыми храмами – Паниловским и Вершиногеоргиевским. Но вместо шатра восьмерик его неожиданно завершается восьмигранным же «кубом», грани которого в верхней части постепенно переходят в круглую длинную шею, увенчанную главой. Едва ли можно допустить, что эта красивая, но слишком прихотливая и жеманная форма современна суровым архаическим стенам храма. Церковные клировые записи дают некоторое объяснение этого загадочного куба, явно навеянного той формой покрытия украинских церквей, которая известна под именем «бани». Оказывается, что в 1748 году в «верх» церкви ударила молния и расщепила его, не произведя, однако, пожара. Этот «верх», т.е. несомненно, шатер, был тогда же отстроен заново и тут-то, конечно, и получил свою затейливую форму.

Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Недаром кубоватые храмы обыкновенно пятиглавы, по крайней мере, в своей главной центральной массе. Такое пятиглавие мы уже видели в Троицкой церкви Подпорожья; пятиглавы и церкви Петра и Павла в Вирме Кемского уезда и Вознесения в Кушереке Онежского уезда . Первая из них построена в 1759 году и довольно неуклюжа по формам, еще больше обезображенным грубой обшивкой; вторая почти на целое столетие древнее и, по клировой ведомости, построена в 1669 году. Она также обшита, хотя несколько и лучше, и до сих пор не утратила своей стройности. Все ее детали, вне всякого сравнения, красивее, чем в Вирмской церкви. Угловые главки кубоватых храмов по большей части производят впечатление случайных декоративных придатков, не связанных с формой самого куба. В зависимости от большего или меньшего архитектурного инстинкта строителей главки то приткнуты так явно нелепо, как в Вирме, то при помощи особых кокошничков у подножия шей, как мы видим в Троицкой церкви Подпорожья, дают некоторую иллюзию хоть какой-нибудь логичности и конструктивности. Намерение симулировать последнюю еще яснее видно в Кушерецкой церкви, где все главы, как средняя, так и боковые, как бы покоятся на кокошниках или маленьких бочках-теремках.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Принцесса с эстонской мызы
В Северо-Восточной Эстонии на берегу моря есть маленькая рыбацкая деревушка Тойла. В начале века это было уютное и немноголюдное местечко, имевшее, однако, все шансы со временем стать модным курортом для петербургской публики. Деревушка …

«Рок непризнания» Николая Дубовского
Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком. Что сегодня мы знаем о нём? Кто-то вспомнит его знаменитое полотно «Притихло» в по …

Стенька Разин под Петербургом
Дранков поначалу был хозяином скромной фотографии в Петербурге. Заняв деньги, он отправился в Лондон, где ухитрился приобрести не только наиновейшую аппаратуру, но и должность корреспондента газеты «Таймс» по России. В качестве …

Храм Казанской иконы Божией Матери расположен в Старой Гаване на углу улицы Санта-Клара и Сан-Педро. Здание храма находится напротив порта на набережной Гаваны и все суда, которые приходят в столицу Кубы сразу видят купола православного храма. Его строительство началось в октябре 2004 года, а с марта 2008 года собор начал регулярные богослужения. Строительство храма начали по инициативе Фиделя Кастро в знак росийско-кубинской дружбы. Собор Казанской иконы Божией Матери был освящен 19 октября 2008 года митрополитом Смоленским Кириллом. Казанский храм в Гаване является самым большим храмом в Америке принадлежащим Русской Православной Церкви.

Этот красивый белоснежный пятиглавый храм возведен в традициях древнерусского зодчества. Храм настолько хорошо вписался в облик Старой Гаваны, что совсем не верится, что ему всего 6 лет. Для того чтобы зайти в храм, нужно подняться по белоснежной лестнице и пройти через открытую паперть. Высота церкви около 30 метров, в храме Вы увидите трехъярусный иконостас, одновременно церковь может вместить 500 человек.

Приход этого храма достаточно большой. В Гаване находятся посольства многих стран, а так же проживают многие наши соотечественники. Открыт храм ежедневно с 9:00 до 16:00. Богослужения здесь также проходят ежедневно в 10:00 утра – чтение акафиста. Всенощное Бдение проходит в 17:00 вечера, а в воскресные и праздничные дни проходит Божественная Литургия в 10:00 утра.

Недалеко от Храма Казанской иконы Божией Матери находится совсем небольшая церковь святителя Николая Константинопольского Патриархата, а также древняя католическая базилика Франциска Асизского. Приехав в Гавану, Вы сможете посетить все эти три места.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *