Православный и мусульманка

  1. Ответ
  2. Воспитание детей
  3. Демографическая проблема
  4. Опасности женитьбы в не исламских странах
  5. Смысл брака на христианке
  6. Условия бракосочетания

Можно ли мусульманину жениться на христианке или представительнице другой религиозной конфессии, иудейке. Такие вопросы достаточно часто возникают в мусульманском сообществе, как и вопросы о том, можно ли совершить в такой ситуации никах (nikah) — религиозное бракосочетание, если не менять религии, и возможен ли никах между мусульманином и христианкой.

Ответ

Жениться на христиане мусульманин имеет право, также как и на иудейке, поскольку в Священной Книге Коран сказано: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят), где под теми, кому «Писание было даровано до вас», подразумеваются иудейки и христианки.

По исламскому каноническому законодательству разрешены брачные союзы между целомудренными женщинами иудейками и христианками и мусульманами, и это было разрешено и во времена пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ, и в современном исламском мире. В наши дни многие мужчины мусульмане женятся на христианках и иудейках.

Воспитание детей

Межконфессиональные браки становятся причиной того, что происходит смешение культур, порождая проблемы в вопросах воспитания детей. В браке, где мужчина — мусульманин, а женщина – христианка, детей обязательно следует воспитывать в исламской вере, и межконфессиональная семья не всегда справляется с такой задачей, пытаясь воспитать детей в духе Ислама и привить им исламское мировоззрение.

Демографическая проблема

В мусульманском обществе увеличивающееся количество межконфессиональных браков парней мусульман с девушками христианками порождает также и проблемы демографического характера: чем больше мусульманских мужчин женится на женщинах христианках, тем меньше остается шансов у женщин мусульманок найти себе мужа. В таких случаях женщинам мусульманкам, отчаявшимся в попытках найти супруга единоверца, приходится искать себе супруга среди представителей других религиозных конфессий, но канонически в Исламе это запрещено.

Исламские ученые, в ряду которых немало авторитетных богословов, являющихся представителями всех четырех мазхабов, в большинстве своем считают, что браки между мусульманами и женщинами Писания скорее нежелательны по вышеуказанным причинам, также праведный халиф Умар, который был правителем правоверных, призывал, чтобы мусульмане развелись со своими женами иудейками и женами христианками, дабы это не приобрело популярность в мусульманской общине. Его призыву не последовал только Хузейфа, а остальные сразу же развелись, но и Хузейфа развелся через некоторое время со своей женой, что стало демонстрацией того, что нет прямого запрета на брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, но и ослушаться веления халифа также нельзя.

Такой приказ Умар дал не без основания. Поскольку канонически мусульманину можно жениться на христианке, многие мусульмане так и поступают, но после свадьбы не проявляют стремления к тому, чтобы приобщить своих супруг к Исламу, к укреплению их мусульманской добродетели. Возможно также предположить, что запрет женитьбы на христианках и иудейках был связан с тем, что во времена расширения Халифата в постоянных войнах погибало много мужчин мусульман, тем самым увеличивалось количество незамужних женщин: вдов и девственниц мусульманок, которым становилось сложнее выйти замуж.

Опасности женитьбы в не исламских странах

Есть ученые, которые высказывают мнение о том, что межконфессиональные браки в неисламском государстве являются харамом – к такому мнению склоняются преимущественно ученые-теологи, представители ханафитского мазхаба. Такое мнение обусловлено тем, что мусульмане в таких странах представляют меньшинство, и в этих условиях личный религиозный статус верующего может остаться неурегулированным. Речь идет о том, что мусульманин должен иметь право на то, чтобы жить в соответствие с канонами исламской религии, свободно отправлять свои религиозные нужды, совершать обязательную пятикратную молитву, а также всю свою жизнь регулировать в соответствие с шариатом, особенно касательно вопросов брака и семьи, воспитания детей, вопросах наследования имущества. Есть ряд государств, в которых имеют место антиисламские националистические настроения, широко пропагандируемые в СМИ. Такие настроения способны породить нежелание у супруги мусульманина, которая является представительницей другой религиозной конфессии, воспитывать общих с мужем-мусульманином детей в исламской традиции, а воспитывать в традициях той религии, представительницей которой она является, чтобы ребенок рос христианином. Поскольку такое положение вещей категорически не соответствует нормам шариата и может повлечь за собой ослабление национально-культурных исламских основ семьи, духовно-религиозных устоев, которые предполагают, что женщина должна в браке быть воспитательницей детей и хранительницей домашнего очага.

Смысл брака на христианке

При рассмотрении вопроса о том, может ли мусульманин жениться на христианке, следует обратить внимание на то, что Всевышний в эту дозволенность заложил определенную мудрость и пользу: мусульманин, который встал на путь истины, получает возможность с помощью брака приложить усилия и помочь своим ближним услышать слово Всевышнего и выполнять заповеди Аллаха на практике, в своей повседневной жизни. Даже в мусульманской семье это не всегда может увенчаться успехом, поскольку воспитание детей в вере и уважении, любви и покорности к Аллаху – дело кропотливое и ответственное. А если семья межконфессиональная, то задача становится вдвойне сложной для осуществления.

Мусульманин, который хочет жениться на христианке или иудейке, плененный ее красотой, должен после свадьбы предпринять все усилия для того, чтобы ею были поняты и приняты исламские ценности, а если он не будет делать этого, то он подвергает угрозе свое благополучие и благополучие своих детей в земном и небесном мире.

Нельзя упускать из внимания и то, что такие браки, хоть канонически и разрешены, должны предполагать сохранение статуса мужа в этой семье согласно канонам исламской религии, а также то, что супруге в таком браке желательно принять исламское вероучение, а дети должны воспитываться в духе религиозности и мусульманской морали, которые предписывают заповеди Сунны и Священной Книги Коран. Такие семьи в своей повседневной жизни должны придерживаться предписаний шариата и веры в Единого Бога Аллаха.

Возможно вам будет интересно почитать, что значит христианке выйти замуж за мусульманина.

Условия бракосочетания

Мусульманин перед тем, как жениться, обязательно должен заручиться поддержкой своих родителей в том, чтобы решиться на брак с христианкой, поскольку очень часто родители будущего мужа могут выступать против такой женитьбы. Если в семье сложится такая ситуация, то мужчина мусульманин не пойдет против мнения своих родителей.

Если заключается брак между мусульманином и христианкой, то венчаться молодожёны не должны – в таких случаях достаточно, если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе и совершат ритуал в соответствие с мусульманскими традициями.

Многие женщины христианки не готовы к смене вероубеждения, когда собираются выйти замуж. В религии Ислам нет принуждения, но если сердце жены подскажет ей, что принять религию своего мужа через год или через несколько лет будет правильным, то ей необходимо последовать велению сердца. Если же этого не произойдет, то в знак уважения к своему мужу и его вере ей необходимо организовать быт семьи и ее духовную жизнь в соответствие с тем, какие требования выдвигает для этого Ислам.

Согласно фетве некоторых из ученых о дозволенности совершения никаха между мусульманином и женщиной Писания, для того, чтобы жениться мусульманину на христианке, существует несколько условий:

  • У женщины, которая является христианкой или иудейкой, предки должны быть исконными христианами или иудеями, то есть дозволено мусульманину жениться на христианке, если предки ее приняли свою веру после искажения, но до того, как эта религия была отменена ниспосланием следующего пророка.
  • Если же предки женщины приняли Христианство после того, как ниспосланием следующего пророка религия была отменена, или нет возможности установить, что предки женщины приняли религию до искажения или после, то жениться на такой женщине запрещается.

По словам ас-Субки, если женщина утверждает, что предки ее приняли религию до искажения, то ее слова могут стать единственным доказательством этого, и их следует принимать на веру.

По фетве, мусульманину порицается брать в жены женщину христианку или иудейку, если в этот период люди Писания с мусульманами находятся в состоянии войны, но он может взять в жены женщину из людей Писания, если мусульманин не может найти себе жену среди мусульманок. Никах с христианкой может быть даже желательным, если существует надежда на то, что эта женщина может принять Ислам. Такой случай был с одним из сподвижников Пророка ﷺ Усмана ибн Аффана: он женился на женщине Писания, а после этого его жена приняла Ислам и отличалась особенной набожностью. В этом и отмечал Имам аль-Каффаль мудрость дозволенности браков для мусульманина с христианской женщиной или иудейкой, ведь от женщины скорее следует ожидать, что она склонится к религии своего мужа, нежели к религии своих родителей.

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

С точки зрения государственного законодательства такой брак вполне допустим, однако с церковной точки зрения при заключении подобного брака возникают определенные трудности.

Во-первых, такой брак не может быть благословлен Церковью, так как в Церкви невозможно совершение Таинства Венчания с иноверцами. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, данный брак невозможен и по внутренним убеждениям: в браке главное единомыслие. А как между двумя людьми может быть единомыслие, если у них даже веры различны? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» есть такое замечание: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского церковного брака». Следовательно, если нет общности веры, любое иное единство также ставится под сомнение.

Кроме того, немаловажен еще и вопрос о воспитании детей: к какой вере они будут принадлежать? Ни православный христианин (подлинный, конечно же, православный), ни мусульманин никогда не согласятся, чтобы его ребенок был воспитан в другой вере. Таким образом, даже если и есть между представителями разных религий некие симпатии, в будущем вопрос религиозной принадлежности детей станет довольно серьезной проблемой.

И еще одно: нам нужно помнить, что любовь к Богу должна превышать любую другую любовь, будь то любовь к родителям, супругам или детям. И если мы ради любимого нами человека предадим Бога, это будет худшим, что только могло бы произойти в нашей жизни.

8 обязанностей жены перед мужем

Обязанности жены перед мужем:

1. Довольство. Довольство является причиной душевного спокойствия. Жена не должна отдалять своего мужа от себя и от домашнего очага своим нахальством и жадностью. Жене нужно довольствоваться тем, что имеет ее семья и не проявлять алчность.

2. Повиновение мужу. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если умерла какая-нибудь женщина, и муж был доволен ею, она войдет в Рай» (İbn Mace, Nikah, 4).

3. Соблюдение чистоты. Нужно держать свое жилище в чистоте, а также обращать внимание на то, чтобы в помещении, где находится супруг преобладал приятный запах.

4. Удовлетворение потребностей супруга. Жене необходимо вовремя готовить пищу для супруга и не препятствовать его своевременному отходу ко сну. Приготовление пищи и отход ко сну должен соответствовать его привычному графику.

5. Бережное отношение к имуществу и личным вещам мужа. Соблюдение данного пункта зависит от уровня благонравия супруги.

6. Уважение к родственникам мужа. Жена должна оказывать почет родственникам мужа, это указывает на ее благовоспитанность.

7. Хранение секретов. Любой секрет, которым муж поделился со своей супругой должен остаться тайной. В противном случае жена может утратить доверие мужа, вследствие чего возможно, что и муж начнет раскрывать посторонним людям секреты своей супруги.

8. Уважение и почитание. Жена должна исполнять повеления своего мужа, не противостоять его воле и не перечить ему. Любое противостояние законной воле мужа может привести к глубокому возмущению с его стороны, что неизбежно приведет к внутрисемейному конфликту.

Стоить отметить, что согласно исламскому праву муж не может принуждать свою жену к совершению какого – либо действия. Например, приготовление пищи или уход за ребенком мужа не является ее прямой обязанностью, но ради семейного мира и благополучия, для сохранения взаимного уважения между всеми членами семьи будет лучше если жена будет совершать все те действия, которые традиционно являются ее обязанностью у большинства мусульманских народов мира даже если это будет обременительно для нее.

Распределение семейных обязанностей между супругами

Семья в исламе — это частица общества, которая требует особой заботы и контроля. По этой причине большую ответственность несет глава семьи. Глава мусульманской семьи это тот, кто обладает силой и способностью уберечь членов своей семьи от совершения предосудительных поступков, противоречащих исламской религии. Несомненно, что данной способностью может обладать только мужчина, а именно отец и муж.

Так как мужчина является главой семьи на нем лежит самая тяжелая ответственность в виде материального обеспечения своей семьи, то есть отец или муж должны работать вне дома, чтобы заработать деньги. Жена не ответственна за материальное обеспечение семьи, поэтому работа вне дома ради заработка не является ее обязанностью.

Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выдавал свою дочь Фатиму за Али, он четко дал им понять у кого какие обязанности в семье сказав: «Носить воду с колодца, месить тесто, печь хлеб, убираться в доме и все домашние дела являются обязанностью Фатимы, а все дела вне дома — это обязанность Али».

Также не будет предосудительным, если муж будет помогать жене в домашних делах, а жена будет поддерживать мужа в его профессиональной деятельности. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) тоже помогал своим женам в их работе по дому, что является сунной (желательным) для всех его последователей.

Обязана ли жена готовить мужу пищу?

Обеспечение жены едой, одеждой и пищей является обязанностью ее законного мужа. При этом жена не должна быть расточительной в отношении того имущества, которое предоставляет ей муж. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) настоятельно рекомендовал воздерживаться от трёх вещей:

1. Недостоверных фактов, дилетантских (например, в богословской области), а также бесполезных, бесцельных разговоров;

2. Расточительного отношения к материальным ценностям;

3. Чрезмерной вопросительности (любопытства).

Приготовление пищи, стирка, домашняя уборка, содержание дома в чистоте и порядке все это является нравственным обязательством и почетным служением мусульманской жены, которое облегчает «тяжелый груз» главы семьи. (Hukuku İslamiyye Ö. N. Bilmen 2/483)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к своей дочери Фатиме сказал: «О дочь моя! Ты занимайся домашними делами, а Али пусть занимается делами, которые за пределами вашего дома».

Как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является для нас примером в повседневной жизни, так он является для нас примером и в семейной жизни. Главной проблемой сегодняшних семей является как раз-таки отход некоторых мусульман от учения Корана и сунны Пророка.

Можно ли принуждать мать кормить грудью своего ребенка?

Некоторые мусульмане утверждают, что кормление грудью ребенка не является обязанностью матери, а также то, что если женщина отказывается это делать, то никто не вправе заставить ее, и даже то, что женщина имеет право потребовать плату у мужа за кормление ребенка грудью. Чтобы узнать, так ли это на самом деле, нужно обратиться к Корану, где сказано:

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233).

Действительно нельзя принуждать мать кормить грудью своего ребенка. Мать можно принуждать к этому только в том случае, если ребенок не берет чужую грудь.

Аллах в Коране сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года…» (2:233). Данный аят является доказательством на то, что мать обязана кормить своего ребенка грудью.

Если же мать по каким-то причинам не может или отказывается кормить грудью ребенка, то в этом случае отец ребенка, не принуждая ее, должен нанять кормилицу за определенную плату. Отметим, что даже если ребенка будет кормить другая женщина и если нет каких – либо веских причин, то ребенка не отнимают у родной матери, так как именно родная мать должна заботиться и воспитывать своего ребенка.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что хоть и нельзя принуждать женщину к кормлению грудью своего ребенка, но тем не менее каждая верующая женщина должна осознавать тот факт, что это является повелением Всевышнего, ведь Он сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года…» (2:233). (Mevkufat, 1/597)

Жена должна хорошо относиться к семье своего мужа

Мусульманка должна почтительно относиться к своему мужу, а одним из показателей этого является уважительное отношение к его родителям. Оказывая поддержку своей свекрови, женщина показывает свое уважение супругу. Таким образом, муж, беря во внимание отношение супруги к его родителям должен также проявлять доброту по отношению к ней и проявлять такое же уважение по отношению к ее родителям. Подобное взаимоуважение будет способствовать получению великого блага, ведь Всевышний Аллах сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший из вас тот, кто приносит благо людям».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих последователей быть милосердным как по отношению к своим близким, так и по отношению ко всему человечеству. В одном из его изречений сказано следующее: «Тот, кто не проявляет милосердие по отношению к людям, Аллах не проявит милосердие по отношению к нему». (Buhâri, Tevhid 2, Edeb 27; Müslim, Fedail 66, Tirmizi, Birr 16)

«Аллах проявит милосердие по отношению к тому, кто проявляет милосердие по отношению к людям. Будьте же милосердны по отношению к тем, кто на земле и тогда проявит к вам милосердие тот, Кто на небе» (Ebû Dâvûd, Edeb 58; Tirmizî, Birr 16).

Милосердие — это не просто уважение, это не просто чувство жалости. Это искреннее чувство, имеющее в своей основе любовь, перерастающее в чувство самопожертвования. Если в сердце нет чувства милосердия, значит это сердце не здорово.

В наше время некоторые утверждают, что жена не обязана заниматься стиркой, кормить грудью ребенка и т.д. Такой пропагандой люди доводят многие семьи до состояния, когда ни один из членов семьи не может чувствовать себя комфортно в своем доме. Хоть все вышеуказанное и не является категоричным обязательством для супруги, но все же нужно обращать внимание на религиозные и исторические аспекты семейных отношений.

Если взять как пример женщину, работающую в какой – ни будь компании, то мы увидим, что она на протяжении всего рабочего дня, длящегося как минимум 8 часов служит и подчиняется абсолютно постороннему для нее мужчине, являющегося ее начальником. Так почему же она не может подчиняться своему мужу или отцу и заботиться о своих детях и других домочадцах?! Все подобные чуждые для нашей культуры ошибочные понятия никак не смогут способствовать установлению мира и благоденствия в семье, потому что первое в чем нуждается семья — это любовь.

Для семейного счастья много не надо, в первую очередь нужно повиноваться Аллаху и Его Посланнику и исполнять все свои обязанности перед Господом и перед семьей. Нужно помнить, что непослушание к добру не приведет.

Исполнение супругами всех своих обязанностей перед семьей поможет в обретении семейного счастья. С другой стороны, жизнь не ограничивается лишь этим миром, впереди нас ждет основная, вечная жизнь. Мы лишь тогда достигнем успеха, когда наши семьи будут отдаляться от запретного, когда мужья и жены будут строить свое семейное счастье на основе Корана и сунны благословенного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда мы сможем сделать нашу жизнь прекрасной, и в таких семьях будут воспитываться здравомыслящие люди, которые будут работать на благо общества. Воистину Аллах любит творящих добро.

Что касается женщин, работающих вне дома, то тут надо указать на то, что мусульманка должна сторониться контактов с чужими мужчинами. Подобные контакты разрешены лишь при необходимости, например, на рабочем месте. На это должно обращать внимание и руководство организации в которой работает мусульманка. Не стоит принуждать соблюдающих мусульманок участвовать в каких – либо мероприятиях, не связанных с исполнением профессионального долга, где присутствуют посторонние мужчины. Коллеги по работе также должны с пониманием отнестись к религиозному убеждению работниц мусульманского вероисповедания. Недопустимо, чтобы женщина совершала поездки в транспорте с посторонними мужчинами. Если она желает ехать на поезде, то будет правильным приобретение билета в женское купе. Мусульманка в любом месте должна соблюдать такую строгую дистанцию в отношении посторонних мужчин.

Подводя итог, мы можем сказать следующее: Муж должен работать, зарабатывать деньги и обеспечивать семью, жена должна выполнять всю домашнюю работу. Будет правильным если они будут помогать друг другу в выполнении своих семейных обязанностей. Если жена почувствует, что ей также необходимо устроиться на работу с целью улучшения финансового состояния семьи, она изначально должна посоветоваться с мужем, обговорить с ним все условия и вместе вынести решение по этому вопросу. Если место и условия работы не соответствуют исламскому шариату, то в этом случае жене не следует настаивать на своем желании, так как главным приоритетом для нее должно являться морально – нравственное состояние семьи.

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

«…Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других…» (3:195)

Источник: собственная информация

Хвала Аллаху.

Если христианка согласилась и вышла замуж за мусульманина, то ей необходимо знать несколько моментов.

1. Жена должна подчиняться своему мужу, если он не приказывает греховное. В этом вопросе требования одинаковы и к жене-мусульманке и к жене-христианке. Если муж не повелел ей нечто греховное, то она должна покориться. Аллах даровал это право мужу, так как именно муж несет ответственностьза свою семью. Семейная жизнь не будет успешной, если в семье нет человека, которому починяются, и который несет ответственность за остальных. Однако это не означает, что муж может использовать своё право для нанесения обид жене и детям, но он должен стараться быть праведным, дающим искренние советы и советующимся. При этом в жизни бывают ситуации, когда необходимо решительное слово, которому нужно подчиниться. Христианке необходимо понять этот принцип еще до вступления в брак с мусульманином.

2. Ислам дозволил мусульманину жениться на христианке или иудейке, то есть он дозволил таким женам придерживаться своих религий. Муж не имеет права принуждать жену принять ислам, как не имеет права запрещать ей совершать поклонение, которое требует ее религия. Однако он может запретить ей выход из дома, даже если она желает пойти в церковь. Жене велено быть покорной мужу.

Муж может запретить ей совершать порицаемые действия в своем доме: размещать в нём иконы, статуии бить в колокол. К этому относится и отмечание праздников-нововведений, например праздника Воскресенья Христово. Этот праздник порицаем в исламе по двум причинам. Первая – праздник относится к нововведениям, которым нет подтверждения, так же, например, как и праздник Маулид (дня рождения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Вторая – этот праздник основан на неверном убеждении, что ‘Иса был распят, убит, похоронен, а после воскрес.

Истина состоит в том, что ‘Иса, мир ему, не был убит и не был распят, но живым был поднят на небо. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 10277 и № 43148.

Муж-мусульманин не имеет права принуждать жену-христианку оставить это убеждение, но может запретить ей распространять это убеждение и выставлять его напоказ. Необходимо различать между правом жены на исповедание своей религии и совершений порицаемых, по мнению мусульманина, обрядов в его доме. Примером этому может служить и ситуация, когда жена является мусульманкой и считает некую вещь дозволенной, но муж считает ту же вещь запретной. В этом ситуации он может запретить мусульманке эту вещь, так как он ответственен за семью, и он имеет право запретить то, что считает порицаемым.

3. Большинство ученых считают, что в дополнении к призыву уверовать, на немусульман распространяются и веления Шариата. Таким образом, им, как и мусульманам, запрещено распивать спиртные напитки, есть свинину, вводить религиозные нововведения или праздновать их. Муж должен запрещать своей жене совершать любое действие из вышеупомянутых, так как Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни (сура 66 Запрещение, аят 6). Исключением из этого аяты являются только её убеждения и поклонения, которые являются законными в её религии: христианская молитва, обязательный пост. Муж не мешает соблюдать ей это, но распитие спиртных напитков, употребление свинины, отмечание новоизобретенных праздников, которые выдумали священникии монахи, не являются частью её религии.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается её выхода в церковь и синагогу, то муж может запретить ей это, как писал имам Ахмад о мужчине, женатом на христианке. Он сказал мужу не дозволять ей выходить на христианские праздники или в синагогу.

Также имаму Ахмаду задал вопрос мужчина, у которого была наложница-христианка. Он спросил, можно ли дозволить ей выходить на праздники, в церковь или места их сбора. (Имама Ахмад) сказал: «(Пусть) мужчина не дозволяет ей это»», Ибн аль-Кайим также сказал:

Причина (этого запрета) в том, что он (таким образом) не помогает ей совершать неверие и придерживаться обрядов неверия. Именно поэтому не дозволяет это,

Он не может запретить ей соблюдать пост, который она считает обязательным, даже если это помешает ему насладиться ею. Также он не имеет права запрещать ей молитву в своем доме в направлении востока. Пророк позволил группе христиан из Наджрана совершить их молитву в своей мечети. Они совершали её, повернувшись в ту сторону, в которую они совершают молитвы (Ахкям ахли-з-зимма. Т. 2. С. 891-823).

О молитве христиан из Наджрана в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, упомянул также в своем труде Заду-ль-ма‘ад (Т. 3. С. 629). Исследователь этого труда сказал: Мужчины в цепочке передатчиков этого предания являются доверенными, но сама цепочка передатчиков прервана, то есть цепочка передатчиков этого предания слаба.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 3320.

А Аллах знает лучше.

Заключение брака в исламе предполагает соблюдение его сторонами определённых обязательств – как между собой, так и перед Всевышним Аллахом. Важное значение при этом уделяется тому, какой должна быть жена согласно шариатским установкам.

Создание семьи – это естественный процесс, присущий самой сущности человека. В Священном Коране сказано:

«Одним из знамений Всевышнего Творца является то, что он создал из вас жён. В них вы сможете достичь спокойствия, найти любовь и стать по-настоящему милосердными. Поистине, в этом факте найдут знамение люди, разумеющие» (30:21)

Институт семьи, как известно, выполняет, как минимум, три важнейшие функции:

1) что мужчина, что женщина в браке находят мир и безопасность, потому как взрослый человек вне уз никаха подобен птице без гнезда, которая совершенно не защищена от пагубного влияния окружающей действительности;

2) удовлетворение плотских желаний у человека находится на уровне базовых потребностей, поэтому брак служит действенным инструментом по тому, как справиться с ними максимально безопасно и для веры, и для физического здоровья;

3) в семье происходит появление новых людей, которые, как предполагается, получают в её рамках правильное воспитание.

Права жены в исламе

Исходя из вышеперечисленных функций, можно отметить, что в мусульманском вероучении супруги имеют права, о чём совершенно открыто сказано в Священном Коране:

«… Жёны и мужья имеют равные права…» (2:228)

Упомянем в этой связи ряд прав, которыми должна пользоваться жена и которые должен обеспечить муж (для него это обязанность).

Финансовые права:

  • махр – брачный подарок, который предоставляет муж в качестве знака уважения и безопасности для жены, о чём сказано в Священном Коране:

«Дарите своим жёнам махр (приданое) от всей души…» (4:4)

  • финансовое обеспечение, которое в течение всего периода брака ложится на плечи мужа. Мужчина должен обеспечить женщину питанием, одеждой, жильём. Кроме того, разного рода денежные расходы тоже несёт глава семьи.

Нефинансовые права:

  • уважение и доброта. Очевидно, что мужчина в рамках брака не должен превращаться в тирана, который совершенно не уважает права своей жены. Такое поведение, с точки зрения ислама, совершенно неприемлемо;
  • справедливое и одинаковое отношение ко всем супругам (если мусульманин имеет сразу несколько жён). Ни одна из них не должна быть ущемлена в правах и предоставляемых со стороны мужчины возможностях;
  • отсутствие эмоционального и/или физического вреда.

Женщина, в свою очередь, имеет ряд обязанностей перед мужем. Прежде всего, это касается воспитания детей. Если мужчина зарабатывает деньги и выступает оплотом стабильности для семьи, то его супруга должна вкладывать свои усилия в сохранение домашнего очага (хозяйство) и успехи детей (воспитание, образование). В этом смысле важно, чтобы жена слушалась мужа, не считала его советы и просьбы пустой тратой времени, а прислушивалась к ним и поступала в соответствии с мнением супруга. Кроме того, она не должна раскрывать его слабости и недостатки. В целом, её поведение в рамках семейно-брачных отношений должно полностью соответствовать тому, какой должна быть мусульманка в жизни – покорной Всевышнему, верной мужу, ответственной за взятые на себя обязательства, любящей матерью, уделяющей воспитанию детей много сил и времени.

Конечно, семейные отношения, равно как и любые другие, требуют с обеих сторон определённых инвестиций, без которых брачные узы могут быстро прийти в негодность. Одним из важнейших моментов для жены является открытость мужу, готовность поделиться с ним волнующими вопросами и проблемами с намерением решить их вместе. Конечно, в этом случае большое значение имеет адекватность самого мужа, но, в целом, полноценная и постоянная коммуникация супругов служит основой для хороших взаимоотношений.

Если жена – не мусульманка

Отдельного внимания заслуживает вопрос никаха, который заключается между мусульманином с женщиной, относящейся к «людям Писания». Шариат не запрещает правоверным мужчинам вступать в брак с христианками и иудейками. В Книге Аллаха этот момент отдельно упоминается в суре «Трапеза»:

«… Вам разрешено брать в жёны целомудренных женщин из числа тех, кому ранее было даровано Писание…» (5:5)

Несмотря на наличие подобного разрешения, многие мусульманские учёные с откровенным скепсисом смотрят на подобного рода браки. На это есть ряд причин. Во-первых, прежде чем брать в жёны представительницу «людей Писания», мусульманин должен подумать о том, что у последовательниц ислама становится меньше возможностей выхода замуж за единоверца. Учитывая, что мусульманки в принципе не могут становиться жёнами немусульман, то возникает крайне неприятная ситуация для ислама в целом. Во-вторых, одна из важнейших задач жены – это воспитание детей. Будет ли женщина, придерживающаяся иной религии, прививать детям исламские ценности и растить их в соответствии с традициями ислама? В таком поведении сомнения есть, и они весьма серьёзны.

В связи с этим исламские богословы пришли к следующему выводу. Безусловно, брак мусульманина с представительницей «людей Писания» канонически разрешён, но для его заключения необходимо, чтобы жена была готова впоследствии принять ислам и воспитывать детей соответствующим образом. Если она не готова к тому, чтобы стать мусульманкой, то она должна дать согласие на воспитание детей в соответствии с духом Священного Корана и Благородной Сунны. Правда, не совсем ясно, как она будет это делать. Но это предмет для отдельного разговора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *