Православный катехизис

О Священном Предании и Священном Писании

Каким образом Божественное Откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?

Двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Что разумеется под именем «Священного Предания»?

Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.

Есть ли верное хранилище Священного Предания?

Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4).

Что называется Священным Писанием?

Книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией.

Что значит слово «Библия»?

Слово «Библия» есть греческое. Оно значит книги. Сим названием выражается то, что священные книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.

Что древнее: Священное Предание или Священное Писание?

Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей, а Преданием – все.

Для чего же дано Священное Писание?

Для того чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени.

Должно ли соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15).

Для чего и ныне нужно Предание?

Для руководства к правильному разумению Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминают, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписаного учения. По какому также писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека и прочее, относящееся к крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? (Правило 97. О Святом Духе. Гл. 27).

О Священном Писании в особенности

Когда написаны Священные книги?

В разные времена. Одни – прежде Рождества Христова, а другие – после.

Сии два отделения Священных книг не имеют ли особенных названий?

Имеют. Те Священные книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

Что такое Ветхий и Новый Завет?

Иначе сказать: древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками.

В чем состоял Ветхий Завет?

В том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его.

Как приготовлял Бог человеков к принятию Спасителя?

Через постепенные откровения, через пророчества и прообразования.

В чем состоит Новый Завет?

В том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

Сколько Священных книг Ветхого Завета?

Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин считают их двадцать две, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (Афанасий Великий. Послание 39, праздничное; Иоанн Дамаскин. Богословие. Кн. 4. Гл. 17).

Почему достойно внимания счисление евреев?

Потому, что, как говорит апостол Павел, вверена быша им словеса Божия (Рим. 3, 2), и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от Ветхозаветной Церкви еврейской.

Как же исчисляют ветхозаветные книги святой Кирилл и святой Афанасий?

Следующим образом:

1. Книга Бытия.

2. Исход.

3. Левит.

4. Книга Чисел.

5. Второзаконие.

6. Книга Иисуса Навина.

7. Книга Судей и, как бы прибавление к ней, книга Руфь.

8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги.

9. Третья и четвертая книги Царств.

10. Первая и вторая книги Паралипоменон.

11. Книга Ездры Первая, и Вторая его же, или, по греческому надписанию, Книга Неемии.

12. Книга Есфири.

13. Книга Иова.

14. Псалтирь.

15. Притчи Соломона.

16. Книга Екклесиаста, его же.

17. Песнь песней, его же.

18. Книга пророка Исаии.

19. Книга пророка Иеремии.

20. Книга пророка Иезекииля.

21. Книга пророка Даниила.

22. Книги двенадцати пророков.

Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других?

Потому что их нет на еврейском языке.

Как должно принимать сии последние книги?

Афанасий Великий говорит: они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

Как раздельнее определить содержание ветхозаветных книг?

Их можно разделить на четыре следующие разряда:

1) книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;

2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;

3) учительные, которые содержат учение благочестия;

4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе.

Какие книги законоположительные?

Пять книг, написанных Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование закона Моисеева (см. Лк. 24, 44).

Что содержит книга Бытия в особенности?

Повествование о сотворении мира и человека, и потом историю и установления благочестия в первые времена рода человеческого.

Что содержат прочие четыре книги Моисеевы?

Историю благочестия во времена пророка Моисея и чрез него данный от Бога закон.

Какие исторические книги Ветхого Завета?

Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфири.

Какие учительные?

Книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

Что должно примечать особенно о Псалтири?

Она вместе с учением благочестия содержит также указания на историю оного и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении.

Какие книги пророческие?

Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.

Сколько книг Нового Завета?

Двадцать семь.

Есть ли и между ними законоположительные, то есть преимущественно составляющие основание Нового Завета?

Сим именем справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Что значит слово Евангелие?

Оно есть греческое и значит благовестив, то есть добрую весть или радостную весть.

О чем благовествуют книги, называемые Евангелием?

О Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земли, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.

Почему сии книги названы Евангелием?

Потому что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным воскликновением: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Есть ли между новозаветными книгами исторические?

Есть. Именно, книга Деяний святых апостолов.

О чем она повествует?

О сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении через них Церкви Христианской.

Что такое «апостол»?

Слово сие значит посланник. Сим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

Какие книги Нового Завета учительные?

Семь Соборных Посланий: одно – апостола Иакова, два – апостола Петра, три – апостола Иоанна, одно – апостола Иуды и четырнадцать посланий апостола Павла: к римлянам, к коринфянам два, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, к солунянам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к евреям.

Есть ли между книгами Нового Завета и пророческие?

Такая книга есть Апокалипсис.

Что значит сие слово?

С греческого языка значит откровение.

Что содержит сия книга?

Таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

Что должно наблюдать при чтении Священного Писания?

Во-первых, должно читать оное с благоговением, как Слово Божие, и с молитвою о уразумении его;

во-вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;

в-третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и святых отцов.

Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям, не знавшим оного, какие она представляет им признаки того, что это есть истинное слово Божие?

Признаки сего суть следующие:

1. Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.

2. Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия.

3. Пророчества.

4. Чудеса.

5. Могущественное действование сего учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.

Каким образом пророчества бывают признаком истинного Откровения Божия?

Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда через несколько сот лет после сего пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии, тогда нельзя не видеть, что пророчество было Слово Бога всеведущего и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии:

Основные статьи: Катехизис и реформатские исповедания веры Издание 1563 года.

Гейдельбергский катехизис (1563), один из трех форм единства , является протестантом конфессиональной документ принимает форму ряда вопросов и ответов, для использования в преподавании реформатской христианской доктрины. Он был написан в 1563 году в Гейдельберге , современная Германия . Его первоначальное название переводится как » Катехизис» или «Христианское наставление» в соответствии с Правилом церквей и школ Избирательного Пфальца . По заказу курфюрста из Курпфальц , его иногда называют «Пфальцского Катехизиса» . Он был переведен на многие языки и считается одним из самых влиятельных реформатских катехизисов .

История

Курфюрст Фридрих III , правитель Избирательного Пфальца с 1559 по 1576 год, поручил составить новый Катехизис для своей территории. В то время как введение в катехизис приписывает «весь теологический факультет здесь» (в Гейдельбергском университете ) и «всех суперинтендантов и видных служителей церкви» за состав катехизиса, Захарий Урсинус (1534–1583 гг.) Обычно считается главный автор катехизиса. Каспар Олевиан (1536–1587 гг.) Ранее считался соавтором документа, хотя современная наука в значительной степени отвергла эту теорию. Иоганн Сильван , Адам Нойзер , Иоганнес Виллинг, Томас Эрастус , Майкл Диллер, Иоганнес Бруннер, Тилеман Мумиус, Петрус Макеропоус, Иоганнес Эйзенменгер, Иммануил Тремеллиус и Пьер Бокен , вероятно, так или иначе внесли свой вклад в Катехизис. Сам Фридрих написал предисловие к Катехизису и внимательно следил за его составлением и публикацией.

Фредерик, который официально был лютеранином, но имел сильные реформатские наклонности, хотел выровнять религиозную ситуацию на своей лютеранской территории в пределах преимущественно католической Священной Римской империи . Тридентские только что закончил свою работу со своими выводами и декретами против вер протестантских, и мир Аугсбурга был только предоставил веротерпимость лютеранства в пределах империи , где правитель был лютеранским. Одной из целей катехизиса было противодействие учениям Римско-католической церкви, а также анабаптистов и «строгих» гнесио-лютеран, таких как Тилеман Гешузиус и Матиас Фласиус , которые сопротивлялись реформатскому влиянию Фридриха, особенно в отношении Евхаристии .

Катехизис основывает каждое из своих утверждений на библейских исходных текстах (хотя некоторые могут называть их » текстами-доказательствами «, которые могут иметь негативный оттенок). Сам Фридрих защищал его на сейме 1566 года в Аугсбурге как основанный на Священных Писаниях, а не на реформированном богословии, когда его призвали ответить по обвинениям в нарушении Аугсбургского мира .

Катехизис разделен на пятьдесят два раздела, называемых «Дни Господни», которые предназначены для преподавания в каждое из 52 воскресений в году. Синод в Гейдельберге утвердил катехизис в 1563 году. В Нидерландах Катехизис был одобрен синодами Везеля (1568), Эмдена (1571), Дорта (1578), Гааги (1586), а также великим Синодом Дорта 1618–1619 годов, который принял его как одну из трех форм единства вместе с Бельгийским вероисповеданием и канонами Дорта . Старейшины и дьяконы должны были подписаться и соблюдать его, а служители должны были проповедовать по разделу Катехизиса каждое воскресенье, чтобы повысить часто плохие богословские знания членов церкви. Во многих реформатских деноминациях, происходящих из Нидерландов, эта практика все еще продолжается.

Структура

В нынешнем виде Гейдельбергский катехизис состоит из 129 вопросов и ответов. Они разделены на три основные части:

I. Бедствия человека

Эта часть состоит из 2, 3 и 4 дней Господних. В ней обсуждаются:

  • Падение ,
  • Естественное состояние человека,
  • Бог требует к нему в Своем законе .

II. Искупление (или избавление) человека

Эта часть состоит из 5-го дня Господня до 31-го дня Господня. В нем обсуждаются:

  • Потребность в Искупителе
  • Важность веры , содержание которой объясняется изложением 12 Символов христианской веры, известных как Апостольский Символ веры . Обсуждение этих статей далее разделено на следующие разделы:
    • Бог Отец и наше творение (9–10 дни Господни)
    • Бог Сын и наше спасение (дни Господни 11–19)
    • Бог Святой Дух и наше освящение (20–22 дни Господни)
  • Обоснование
  • В Таинстве о Крещении и Причастие
  • И ключи Царства Небесного Проповедь Евангелия и церковная дисциплина

III. Благодарность от человека (за такое избавление)

Эта часть состоит из 32-го дня Господня до 52-го дня Господнего. В нем обсуждаются:

  • Обращение (32–33 дни Господни)
  • Десять заповедей (дни Господни 34–44)
  • В молитве Господней (Господа Дни 45-52)

День Господень 1

Первый День Господень следует рассматривать как краткое изложение катехизиса в целом. Таким образом, он иллюстрирует характер этой работы, которая носит религиозный, догматический или доктринальный характер. Первый вопрос и ответ гласит:

В чем твое единственное утешение в жизни и смерти?

Ответ:

Что я телом и душой, как в жизни, так и в смерти, не принадлежу себе, но принадлежу моему верному Спасителю Иисусу Христу; Который своей драгоценной кровью полностью удовлетворил все мои грехи и избавил меня от всей силы дьявола; и так оберегает меня, что без воли моего Небесного Отца ни один волос не может упасть с моей головы; да, что все должно быть подчинено моему спасению, и поэтому Своим Святым Духом он также заверяет меня в вечной жизни и заставляет меня искренне желать и готовиться отныне жить для Него.

День Господень 30

Катехизис является наиболее известным и явным антикатолическим в дополнениях, сделанных во втором и третьем изданиях к 30-му Дню Господню, касающимся «папской мессы», которая осуждается как «проклятое идолопоклонство».

После войны за Пфальцское наследство Гейдельберг и Пфальц снова оказались в нестабильной политической ситуации с сектантскими боевыми линиями. В 1719 году в Пфальце было опубликовано издание Катехизиса, которое включало 30-й день Господень. Католическая реакция была настолько сильной, что Катехизис был запрещен Карлом III Филиппом, курфюрстом Палатин . Это вызвало реакцию реформатских стран, что привело к отмене запрета.

В некоторых реформатских деноминациях вопросы и ответы 80, первый из 30 дня Господня, были удалены, заключены в квадратные скобки и / или отмечены как не часть первоначального Катехизиса.

Использование в различных конфессиях и традициях

Влияние Катехизиса распространилось на Вестминстерское собрание богословов, которое частично использовало его как основу для своего Краткого катехизиса .

Гейдельбергский катехизис — одна из трех реформатских конфессий , составляющих доктринальную основу первоначальной реформатской церкви в Нидерландах , и признана таковой также голландскими реформатскими церквями, которые возникли из этой церкви в течение и после 19 века.

Несколько протестантских конфессий в Северной Америке в настоящее время официально чтят Катехизис: пресвитерианская церковь в Америке , ОЭС (Орден евангелических пресвитериан), Христианская реформатская церковь , Объединенные реформатские церкви , Пресвитерианская церковь (США) , Реформатская церковь в Америке. , Сообщество реформатских евангелических церквей , Объединенная церковь Христа (преемница немецких реформатских церквей), Реформатская церковь в Соединенных Штатах (также имеющая немецкое реформатское наследие), Евангелическая ассоциация реформатских и конгрегационных христианских церквей , Свободная Реформатские церкви Северной Америки , Реформатские конгрегации наследия , Реформатские церкви Канады и Америки , Протестантские реформатские церкви и несколько других реформатских церквей голландского происхождения по всему миру. Точно так же в Книге дисциплины Объединенной методистской церкви это указано как влияние на объединенный методизм.

Пересмотр катехизиса подготовил баптистский священник Геракл Коллинз. Опубликовано в 1680 годе , под названием «Православный катехизис», он идентичен по содержанию катехизиса Гейдельберга, с исключением на вопросы о крещении, где взрослое погружение защищало против крещения младенцев и других видов обливания и окропления .

дальнейшее чтение

  • Гейдельбергский катехизис (современный английский перевод) : от реформатской церкви в Соединенных Штатах
  • Heidelberg Curriculum for Families (текст и аудио)
  • Аудиозапись Гейдельбергского катехизиса (mp3)
  • Heidelberg-Catechism.com

Катехизис (от греч. katechesis – поучение, наставление) – руководство, содержащее основные положения христианского вероучения.
Катехизация – устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению.
Первый известный нам систематический катехизис – «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе») (конец I – начало II века).
С 16 в. катехизис – книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской Церкви.

Православный катехизис. Краткое изложение православного вероучения

Епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)

Предисловие автора

В прежнее время катехизис был не столько учебником Закона Божия, сколько итогом ранее преподанного, напоминанием о нем и побудителем к дальнейшему углублению богословских знаний. Вследствие этого, он являлся некоторым систематическим конспектом, или схемой. Как самостоятельная книга, он усваивался трудно, особенно подростками, нуждающимися не только в логической, но и в жизненной исторической последовательности изложения и в конкретных образах.

В наше время многие православные христиане не имеют возможности усвоить свое вероучение с должной постепенностью, и возможность получить религиозное образование иногда дается им лишь на короткий срок. Это побуждает давать им в руки катехизис, прежде чем они узнали о том, что катехизис только обобщает и поясняет. Отсюда необходимость новых форм изложения катехизиса, который был бы обращен не только к памяти, но и к уму и сердцу христиан. Давая в сжатом виде некоторую полноту религиозных знаний и не теряя своей догматической точности, такой катехизис должен, сколько это возможно, иметь повествовательный характер и связывать отвлеченные представления с конкретной действительностью.

Задача составления такого катехизиса очень трудна, но необходимая тематическая полнота такой книги дает надежду, что у читателя или ученика будет задета хотя бы одна чувствительная сердечная струна. Если такая струна зазвенит, то усвоение целого может стать более живым и легким.

  • БОГ — ТРОИЦА
  • БОГ — ТВОРЕЦ
  • О ХРИСТЕ
  • О СВЯТОМ ДУХЕ
  • О ЦЕРКВИ
  • БЛАГОДАТЬ И ТАИНСТВА
  • ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА
  • ПРАВОСЛАВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
  • ПРАВОСЛАВИЕ И ИНОСЛАВИЕ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *