Православный народ

главная / религии мира / ПравославиеПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia — православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства — восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.
Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.
Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры — Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».
Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа — Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему — Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви — Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение — этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.
На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.
Православные верят в посмертное воздаяние — рай и ад.
Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.
В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства — крещение и причащение — как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение — это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство — это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.
Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).
Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова — это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II—VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).
По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).
В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.
У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.
В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.
Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).
У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская — от Константинопольской, Японская — от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.
У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции. Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.
Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.
Самым большим праздником у православных считается Пасха — «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).
Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.
Общая численность православных в 1996З — 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России — по разным оценкам,70—80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии — Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В Белоруссии православными являются помимо основной части белорусов русские и украинцы, в Молдавии кроме молдаван — украинцы, русские, гагаузы и болгары. В Румынии, Болгарии, Македонии, Греции православие в первую очередь исповедуют представители основных этносов этих стран, в Югославии — сербы и черногорцы, в Боснии и Герцеговине — сербы, в Хорватии — также сербы, в Албании — часть албанцев. В Латвии и Литве подавляющее большинство православных — русские, в Эстонии же кроме русских православия придерживается и часть эстонцев. В Польше православными являются часть украинцев и белорусов, а также русские, в Германии, Австрии и Швеции к ним принадлежат в первую очередь приехавшие на работу греки и сербы, в Великобритании — греки, часть украинцев и русские, в Бельгии — греки и русские, в Швейцарии и Италии — греки, во Франции — русские и греки, в Чехии — русские и небольшая группа чехов, в Словакии — часть словаков, венгров и карпатороссов, в Венгрии — сербы и румыны, в Финляндии — сильно ассимилированные финнами карелы.
Немало православных и в Америке. Особенно их много в США (около 7 млн.), есть они также в Канаде (свыше 700 тыс.), Бразилии (свыше 150 тыс.), Аргентине (около 200 тыс.), Чили (20 тыс.), Венесуэле (20 тыс.). В США это прежде всего греки (свыше 2 млн.) и русские (более 1 млн.), а также часть украинцев и карпатороссов, сербы, часть арабов, болгары, часть албанцев, румыны, часть белорусов, небольшая группа эстонцев и др., в Канаде — греки, часть украинцев, русские, часть арабов, румыны, сербы и др., в Бразилии — русские, часть арабов и украинцев и др., в Аргентине — часть арабов, греки, русские, часть украинцев, румыны и др., в Чили и Венесуэле — греки и др.
В Азии православные сконцентрированы либо в странах, ранее входивших в состав СССР, либо в государствах Ближнего Востока. Они преобладают в Грузии (2,8 млн.) и составляют значительные меньшинства в Казахстане (свыше 4 млн.), Узбекистане (около 900 тыс.), Киргизии (свыше 400 тыс.), Таджикистане (около 200 тыс.), Туркмении (свыше 150 тыс.), Азербайджане (100 тыс.) и сравнительно небольшую группу населения Армении. Если в Грузии основная масса православных — грузины, то в других странах это преимущественно русские, украинцы и белорусы.
В азиатских ближневосточных странах довольно значительное число православных сосредоточено на Кипре (свыше 500 тыс.), а также в Сирии (свыше 300 тыс.), Ливане (около 240 тыс.), Иордании (84 тыс.), Объединённых Арабских Эмиратах (свыше 50 тыс.) и Израиле (около 50 тыс.), причём на Кипре — это греки, а в остальных странах часть арабов (в большинстве случаев являющихся коренными жителями, а в ОАЭ — приезжими).
В Африке существенные группы православных имеются в Кении (свыше 700 тыс.), ЮАР (120 тыс.), Египте (15 тыс.), Уганде (свыше 20 тыс.), Танзании (свыше 10 тыс.), Зимбабве (10 тыс.). В ЮАР, Зимбабве и Египте — это в основном греки, в Кении — часть кикуйю и лухья, в Уганде — небольшая часть ганда и ланго (ланги), в Танзании — переселившиеся сюда кикуйю и маленькая группа фермеров — греков-киприотов. В Австралии живущие там православные (480 тыс.) — в первую очередь греки, а также сербы, русские, часть украинцев, македонцы и др.

II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия — новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества — духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5. 9). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов (Рим. 3. 29), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11).

В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.

В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова ‘am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), — народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй — словом ethnos (нация; мн. ethne — язычники).

Противопоставление богоизбранного народа израильского и прочих народов проходит через все книги Ветхого Завета, тем или иным образом затрагивающие историю Израиля. Народ израильский являлся богоизбранным не потому, что он превосходил прочие народы численностью или чем-либо другим, но потому, что Бог избрал и возлюбил его (Втор. 7. 6-8). Понятие богоизбранного народа в Ветхом Завете было понятием религиозным. Чувство национальной общности, характерное для сынов Израиля, было укоренено в сознании их принадлежности Богу через завет, заключенный Господом с их отцами. Народ израильский стал народом Божиим, призвание которого — хранить веру в единого истинного Бога и свидетельствовать об этой вере перед лицом других народов, дабы через него явился миру Спаситель всех людей – Богочеловек Иисус Христос.

Единство народа Божия обеспечивалось, помимо принадлежности всех его представителей к одной религии, также племенной и языковой общностью, укорененностью в определенной земле — отечестве.

Племенная общность израильтян имела основанием их происхождение от одного праотца — Авраама. «Отец у нас Авраам» (Мф. 3. 9; Лк. 3. 8), — говорили древние иудеи, подчеркивая свою принадлежность к потомству того, кому Бог судил стать «отцом множества народов» (Быт. 17. 5). Большое значение придавалось сохранению чистоты крови: браки с иноплеменниками не одобрялись, так как при таких браках «семя святое» смешивалось с «народами иноплеменными» (Ездр. 9. 2).

Народу израильскому была дана Богом в удел земля обетованная. Выйдя из Египта, этот народ пошел в Ханаан, землю своих предков, и, по повелению Божию, завоевал ее. С сего момента земля Ханаанская стала землей Израильской, а ее столица — Иерусалим — приобрела значение главного духовного и политического центра богоизбранного народа. Народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и языком молитвы. Более того, древнееврейский был языком Откровения, ибо на нем говорил с народом израильским Сам Бог. В эпоху перед пришествием Христа, когда жители Иудеи говорили на арамейском, а в ранг государственного языка был возведен греческий, к еврейскому продолжали относиться как к святому языку, на котором совершалось богослужение в храме.

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11).

II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру.

Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который «положил душу свою за свое отечество», сравнивая его подвиг с мученическим подвигом святого великомученика Димитрия Солунского, «благаго отечестволюбца… рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду». Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность.

Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.

Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.

Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Значение площади россии

Определите правильное значение площади Российской Федерации в млн кв. Во сколько раз площадь Бразилии меньше площади Российской Федерации? В процентном соотношении население Российской Федерации составляет от мирового:. Положение объектов относительно материков, океанов, морей, гор, рек — это:. Какая из названных точек является крайней северной материковой точкой России? Какая из названных стран СНГ не имеет сухопутной границы с Российской Федерацией? В какой части России ее геополитическое положение наиболее устойчивое? Из каких районов на территорию России поступает наиболее загрязненный воздух? Часть поверхности планеты, на которую распространена власть данного государства — это:. С чем было связано преимущество Московского княжества перед Тверским, Рязанским и другими? Какая из республик Российской Федерации последней вошла в ее состав в г.? Какие пути расселения больше всего использовались в России до Х1Х века? Территория, эксплуатируя которую, можно получить максимальную прибыль. Территория, на которой осуществляется основная хозяйственная деятельность страны. На территории России находится полюс холода Северного полушария. По декрету Совнаркома в г. В какое московское время наступит полдень 24 июля в городе Петропавловск-Камчатский? Когда переводом часовой стрелки на час назад отменяется в России летнее время? Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени? Какой географический объект назван в честь Витуса Беринга не по его имени, а по должности? Назовите имена двоюродных братьев Лаптевых, в честь которых названо море Северного Ледовитого океана:. Самый титулованный русский геолог, географ и путешественник, В. Обручев, был писателем, написавшим роман:. Последний крупный архипелаг в Арктике — Северная Земля — был открыт Б. Кто возглавлял первую в мире дрейфующую научно-исследовательскую станцию в Северном Ледовитом океане в гг? Что является важнейшим источником информации для изучения территории Россиии? Какой федеральный округ Российской Федерации состоит из наименьшего количества субъектов Федерации шести? Назовите самую большую по площади республику в составе Российской Федерации:. Какой из перечисленных волжских городов является федеральным центром? Какой русский путешественник Х1Хв. В эпоху какой складчатости образовались самые высокие горы России — Кавказ? Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов? Где обычно компактно проживает большое количество представителей разных национальностей? В районах каких полезных ископаемых фиксируются землетрясения антропогенного происхождения? Определите, какой из названных коэффициентов является климатическим показателем:. На какой географической широте территория России получает максимальное количество солнечной радиации? Накопленная радиация в местах хранения отработанного ядерного топлива. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Количество влаги, которое остается на данной территории к ночи, после дневного испарения. Количество влаги, которое может испариться с поверхности после выпадения на нее мм осадков в год. Какими особенностями определяется строительство на Русском Севере изб на высоком подклете? Общая протяженность рек и крупных ручьев России составляет в млн км:. Количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени. Какая река обладает самым большим в России речным бассейном тыс. Какая причина вызывает катастрофические наводнения на Неве, от которых со дня своего основания страдает Санкт-Петербург? В озеро Байкал впадает рек, а вытекает одна. В каких горных районах России насчитывается максимальное количество ледников? Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений? Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации? Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле микроорганизмов. Сезонное промерзание-оттаивание почвы выжимает перегной из минералов. С природой какого материка наиболее схож животный и растительный мир России? Для какого типа растительности России характерны: Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: Какая природная зона России летом наиболее привлекательна для перелетных птиц? С какой целью осуществляют посадку деревьев и кустарника в сельхозугодьях? Определите, какой из названных зверей не относится к числу основных промысловых пушных зверей России:. Какой из названных пушных зверьков был завезен в Россию из Северной Америки? Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Определите утверждение, не соответствующее действительному традиционному занятию народа:. Почему в ельниках растительность нижних ярусов, как правило, отсутствует? Назовите природные условия тайги, благоприятные для молочного животноводства:. Солелюбивые травы концентрируют в себе соль и, отмирая, обогащают ею почву. Сколько граждан СССР погибло во время Великой Отечественной войны гг.? Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Какой тип воспроизводства характеризуется высокой рождаемостью, относительно низкой смертностью, высоким естественным приростом? В какую из названных стран переселенцы из России практически не едут? Представители какой религиозной конфессии наиболее многочисленны в России? Населенный пункт с числом жителей более 20 тыс. Населенный пункт с числом жителей более 12 тыс. Населенный пункт с числом жителей более 1 тыс. Какой тип сельского поселения России традиционно является самым крупным? Суммарная стоимость товаров и услуг, производимых на территории страны. Сочетание, взаимное расположение и взаимосвязи всех территориальных единиц хозяйства — это:. Какое количество рабочих сконцентрировано в отраслях первичного сектора экономики России? Какое количество земельной площади России составляют сельскохозяйственные угодья? Северо-Запад европейской части России — классический район выращивания:. Какой стране мира Россия уступает по производству шкурок пушных животных? Какой рыбопромысловый бассейн России специализируется на добыче осетровых рыб? Вдетском саду работает 11 групп. У каждой группы свое лицо, свое название: Название организации согласно Свидетельству о регистрации. Информация о полученных организацией грантах других доноров за последние 24 мес. Расписание занятий для студентов на. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста. Познакомить с отношением к кошке в разных странах. На Руси издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки, которыми украшали свои жилища. Лепка из солёного теста под Сохрани ссылку в одной из сетей: Информация о документе Дата добавления: Доступные форматы для скачивания: В 1,5 В 1,8 В 2,9 В 2,5 В процентном соотношении население Российской Федерации составляет от мирового: Двух материков Трех континентов Двух частей света Одной части света Положение объектов относительно материков, океанов, морей, гор, рек — это: Физико-географическое положение Этнокультурное положение Математико-географическое положение Транспортно-географическое положение Какая из названных точек является крайней северной материковой точкой России? Мыс Дежнева Мыс Челюскин Мыс Флигели Остров Ратманова Крайняя южная точка России — это: Гора Белуха Гора Казбек Гора Эльбрус Гора Базардюзю Что такое государства-соседи России 1 порядка? Государства-члены СНГ Наиболее могущественные государства мира Дружественные государства Пограничные государства Какая из названных стран СНГ не имеет сухопутной границы с Российской Федерацией? Украина Молдавия Грузия Казахстан Главным портом Российской Федерации на Балтике является: Талин Санкт-Петербург Калининград Рига В какой части России ее геополитическое положение наиболее устойчивое? На севере На юге На западе На востоке Из каких районов на территорию России поступает наиболее загрязненный воздух? Из Ближнего Востока Из Центральной Азии Из Европы Из Северного Ледовитого океана С чем связано значительное загрязнение Японского моря? Соловьев С чем было связано преимущество Московского княжества перед Тверским, Рязанским и другими? Область, пограничная между Московским государством и Степью Неосвоенные пространства тундры Районы заселения после эпидемий Впервые распахиваемые территории В г. Ерофей Хабаров Иван Москвитин Василий Звездочетов Семен Дежнев В каком году произошло добровольное присоединение Украины к России? В В В В Когда Петром Первым был заложен город Санкт-Петербург? В В В В Какая из республик Российской Федерации последней вошла в ее состав в г.? Бурятия Калмыкия Тыва Адыгея Какие пути расселения больше всего использовались в России до Х1Х века? Территория, эксплуатируя которую, можно получить максимальную прибыль Территория, где некая отрасль хозяйства наиболее эффективна Территория, на которой возможно проживание человека Территория, на которой осуществляется основная хозяйственная деятельность страны Главная отличительная черта географического положения России — это: Равнинность Северность Протяженность Континентальность Какова доля северных пространств России в ее общей площади? Уэлен Тикси Оймякон Диксон Сколько нетронутых земель планеты принадлежит России? Исторически сложившиеся Определенные договорами Проходящие вдоль рек Морские Какое количество стран граничит с Россией по суше? Польша Литва Молдавия Норвегия С какой страной Европы Россия унаследовала границу СССР? Финляндия Румыния Афганистан Латвия Какова ширина территориальных вод России в морских милях? Новороссийск Туапсе Махачкала Санкт-Петербург Протяженность морских границ Российской Федерации составляет: США Японией Норвегией Польшей Какой меридиан в настоящее время принят в России за нулевой? Парижский Пулковский Гринвичский Берлинский По декрету Совнаркома в г. Предпоследнее воскресенье октября Последнее воскресенье октября Первое воскресенье ноября Второе воскресенье ноября Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени? Лаптев Какой географический объект назван в честь Витуса Беринга не по его имени, а по должности? Море Пролив Остров Группа островов Назовите имена двоюродных братьев Лаптевых, в честь которых названо море Северного Ледовитого океана: Иван и Митрофан Харитон и Дмитрий Семен и Никифор Евдоким и Василий Сколько административных округов выделяется в Москве? Обручев, был писателем, написавшим роман: Шмидт Что является важнейшим источником информации для изучения территории Россиии? Научная статья Географическая карта Монография Доклад на конференции Какой федеральный округ Российской Федерации состоит из наименьшего количества субъектов Федерации шести? Дальневосточный Северо-Западный Уральский Южный Назовите город России — центр Дальневосточного федерального округа: Владивосток Хабаровск Магадан Петропавловск-Камчатский На какое количество губерний разделялась при Петре 1 Россия? Татарстан Якутия Башкортостан Калмыкия Какой из перечисленных волжских городов является федеральным центром? Казань Нижний Новгород Волгоград Самара Какой русский путешественник Х1Хв. Восточно-Европейская Таримская Западно-Сибирская Сибирская В эпоху какой складчатости образовались самые высокие горы России — Кавказ? Байкальской Герцинской Альпийской Каледонской Средняя высота территории России составляет чуть более: Овраг Балка Промоина Бархан Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов? Морена Зандр Карр Карлинг Выберите правильное определение явления цунами: Морские волны огромной разрушительной силы Обильный снегопад на Дальнем Востоке Поток лавы при извержении вулкана Протяженная барханная цепь Определите крупнейший действующий вулкан России: Толбачик Кроноцкая Сопка Ключевская Сопка Шивелуч Сель — это: Грязекаменный поток Подпруживание горного озера в результате обвала Сход серии лавин Многодневный туман в горах Какое из полезных ископаемых не является горючим? Уголь Торф Сланец Касситерит Определите самый большой по площади угольный бассейн в России: Зырянский Ленский Тунгусский Печорский Какая форма рельефа не является антропогенным? Карьер Отвал Насыпь Дюна Где обычно компактно проживает большое количество представителей разных национальностей? На равнинах На низменностях В горах В тундрах В районах каких полезных ископаемых фиксируются землетрясения антропогенного происхождения? Географическая широта Циркуляция воздушных масс Рельеф Состав горных пород Определите, какой из названных коэффициентов является климатическим показателем: Коэффициент увлажнения Коэффициент теплопроводности Коэффициент сопротивления Коэффициент вязкости На какой географической широте территория России получает максимальное количество солнечной радиации? Что такое суммарная радиация? Общая радиация всех АЭС территории Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли Накопленная радиация в местах хранения отработанного ядерного топлива Величина проникающей радиации при ядерном взрыве Какая поверхность больше других поглощает солнечную радиацию? Снег Лес Песок Чернозем Какова ширина атмосферного фронта? От периферии к центру, отклоняясь против часовой стрелки От центра к периферии, отклоняясь по часовой стрелке От центра к периферии, отклоняясь против часовой стрелки От периферии к центру, отклоняясь по часовой стрелке В каком районе России наиболее высокие средние температуры января? В Приморье На Алтае В Предкавказье В Нечерноземье В каком районе России выпадает минимальное количество осадков? В Забайкалье В Прикаспийской низменности На полуострове Ямал Что такое испаряемость? Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях Количество влаги, которое испаряется с данной территории за год Количество влаги, которое остается на данной территории к ночи, после дневного испарения Количество влаги, которое может испариться с поверхности после выпадения на нее мм осадков в год Какой климат характерен для европейской части России? Континентальный Умеренно континентальный Резко континентальный Муссонный Какой показатель не является агроклиматическим ресурсом? Ежегодными наводнениями Высоким уровнем снежного покрова Защитой от диких животных Традиционными верованиями В каком городе России существует круглогодичный отопительный сезон? Количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени Направление стока поверхностных вод на определенной территории Количество воды реки, расходуемой на орошение в год Количество воды, выносимой притоками в основное русло Назовите самый большой речной бассейн России: Атлантического океана Северного Ледовитого океана Тихого океана Внутренний Какая река обладает самым большим в России речным бассейном тыс. Волга Обь Енисей Лена Что такое уклон реки? Расстояние между противоположными берегами реки Расстояние между берегом и стержнем реки Наиболее низкий уровень воды в реке Наибольшая глубина реки на данном отрезке Какая причина вызывает катастрофические наводнения на Неве, от которых со дня своего основания страдает Санкт-Петербург? Обильные дожди Дружное таяние снега Загромождение русла льдом Ветровой нагон в устье В озеро Байкал впадает рек, а вытекает одна. Илим Ангара Витим Киренга Каково происхождение котловины Ладожского озера? Тектоническое Вулканическое Термокарстовое Ледниковое Какая часть территории России занята болотами? Центр Западной Сибири Забайкалье Приморье Полуостров Таймыр Какая наука занимается изучением многолетней мерзлоты? Гляциология Геокриология Геохимия Геоботаника В каких горных районах России насчитывается максимальное количество ледников? Рыхлость Органичность Плодородие Сохранность Выберите принадлежащее В. Докучаеву емкое определение почвы: Кладовая минералов Зеркало ландшафта Источник жизни Наследие веков Определите преобладающий в европейской части России тип почв: Подзолистые Черноземы Бурые Лесные Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений? Песчаная Комковатая Тонкослоистая Монолитная Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации? Осушение и орошение Борьба с эрозией Химическая мелиорация Физическая мелиорация Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий: Режим увлажнения Температура воздуха Особенность рельефа Живые организмы В каких районах России получили распространение солончаки? На Камчатке В Прикаспийской низменности На Южном Урале В Карелии Назовите главных естественных врагов почв: Переувлажнение Водная и ветровая эрозия Перевыпас скота Обильные снегопады Какие почвы образуются в степях? Подзолистые Черноземы Бурые Серые В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами? Внутри и вокруг больших городов Вокруг крупных сел У подножья гор На поймах крупных рек Как можно повысить плодородие почв? Правильной, культурной обработкой почв Созданием защитных лесополос Переменой выращиваемых культур Изъятием земель из севооборота На каких грунтах образуются легкие почвы? На глинистых На суглинистых На супесчаных На песчаных Как образуется перегной? Какой вид животных искусственно привнесен в состав фауны России? Енот Барсук Хорек Ласка С природой какого материка наиболее схож животный и растительный мир России? Африкой Северной Америкой Южной Америкой Австралией Для какого типа растительности России характерны: Тайги Тундры Степи Пустыни Какая древесная порода преобладает в азиатской части России? Береза Сосна Лиственница Кедр Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: Тайги Смешанных и широколиственных лесов Степи Пустыни Какая природная зона России летом наиболее привлекательна для перелетных птиц? Арктическая пустыня Тундра Тайга Полупустыня С какой целью осуществляют посадку деревьев и кустарника в сельхозугодьях? Создания мест для гнездовья птиц Защиты почв от эрозии Создания зон отдыха Выращивания деловой древесины Какие дикорастущие растения собирает человек в тундре? Орехи, фрукты, ягоды Ягоды, грибы Грибы, орехи Фрукты, грибы, ягоды Определите, какой из названных зверей не относится к числу основных промысловых пушных зверей России: Белка Песец Лиса Медведь Какой из названных пушных зверьков был завезен в Россию из Северной Америки? Куница Бобер Песец Ондатра Заповедники в России создаются: Для защиты отдельных видов растений и животных от уничтожения Для разведения одного вида животного и последующей охоты на него Для рекреационных целей Для использования в сельскохозяйственных целях Какое животное не занесено в Красную книгу? Локальный Местный Региональный Глобальный Какие бывают ландшафты? Антропогенные Рекреационные Пейзажные Наглядные Определите утверждение, не соответствующее действительному традиционному занятию народа: Чукчи бьют морского зверя Ингуши ловят рыбу Калмыки разводят скот Ханты разводят оленей Какие животные преобладают в зоне арктических пустынь? Из-за полярной ночи Из-за многолетней мерзлоты Из-за низких температур Из-за многочисленных транзитных рек Определите традиционное занятие жителей тундры: Оленеводство и охота Земледелие Садоводство и виноградарство Огородничество Как называется традиционное жилище народов Севера? Лабаз Курень Чум Шалаш Какие занятия являются традиционными для эскимосов и алеутов? Оленеводство Морской промысел Огородничество Садоводство Какую часть площади России занимают леса? Ели высасывают всю воду из почвы Еловые кроны сомкнуты и не пропускают солнечного света Еловый опад заглушает любые приростки Растения нижнего яруса не выносят запаха еловой смолы Назовите природные условия тайги, благоприятные для молочного животноводства: Плоские поверхности междуречий Заливные пойменные луга Горные склоны Кедровники Почему почвы пустынь сильно засолены? Ветер приносит соль из котловин высохших соленых озер Вода с поверхности почв быстро испаряется, соль остается Солелюбивые травы концентрируют в себе соль и, отмирая, обогащают ею почву Соль осталась от времени, когда на месте степей было море Какие животные преобладают в степях России? В В В В Сколько граждан СССР погибло во время Великой Отечественной войны гг.? Что такое естественный прирост населения? Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период Количество родившихся в год Количество людей, принявших гражданство России в течение года Разность между количеством родившихся и умерших младенцев Какой тип воспроизводства характеризуется высокой рождаемостью, относительно низкой смертностью, высоким естественным приростом? Первый тип воспроизводства населения Второй тип воспроизводства населения Третий тип воспроизводства населения Четвертый тип воспроизводства населения В какую из названных стран переселенцы из России практически не едут? США Германию Израиль Бангладеш Половозрастная пирамида показывает: Возраст вступления в брак Распределение населения по полу и возрасту Соотношение между рождающимися и умирающими Количество юношей, готовящихся к призыву в Российскую Армию Какова в России средняя продолжительность жизни мужчин? Более 50 Более Более Более Какая языковая семья в России наиболее многочисленна? Индоевропейская Уральская Кавказская Алтайская Представители какой религиозной конфессии наиболее многочисленны в России? Православные Буддисты Мусульмане Представители традиционных верований Сколько языков существует в России? Более 92 Более Более Более Какой из названных народов России исповедует православие? Процесс повышения роли городов в жизни общества Переселение людей из деревень в города Включение в состав городов сельских населенных пунктов Процесс превращения городов в мегаполисы Что в России называют городом? Населенный пункт с числом жителей 12 тыс. В Центральном В Северо-Западном На Северном Кавказе В Волго-Вятском Какой тип сельского поселения России традиционно является самым крупным? В Центральном На Кавказе На Урале В Приморье Какова средняя плотность населения России чел. Количество продуктовых изделий в стране за год в тоннах Суммарная стоимость товаров и услуг, производимых на территории страны Количество товаров, купленных за год населением страны Количество товаров, поставленных в страну по импорту Что является первичной основой хозяйства страны? Товарно-денежные отношения Предприятие Профсоюзные организации Управление Природные ресурсы — это: Все составные части природы России Компоненты природы, используемые человеком в процессе производства Почвы и растительность страны Ресурсы природы, пригодные в пищу человеку Сочетание, взаимное расположение и взаимосвязи всех территориальных единиц хозяйства — это: Пространственный каркас Территориальная структура хозяйства Система хозяйственных координат Сочленение территориальных единиц Отрасли первичного сектора экономики используют: Землю, растения, животных, полезные ископаемые Полуфабрикаты Неквалифицированный труд Финансовые потоки Какое количество рабочих сконцентрировано в отраслях первичного сектора экономики России? Газ Алмазы Апатиты Никель Ресурсная база — это: Крупное территориальное сочетание природных ресурсов Промышленный район Обеспеченность территории сельхозпродукции Энергетические ресурсы территории Каким ресурсом Россия обеспечена на самое длительное время? Нефтью Каменным углем Золотом Фосфатами Природно-ресурсный потенциал России: Подсолнечника Сахарной свеклы Льна-долгунца Кукурузы Основным районом коневодства России является: Юг европейской части и Урал Юг Дальнего Востока Забайкалье Северо-Запад Наиболее богаты промысловым зверем: Степь Тайга Тундра Полупустыня На какого зверя России охота запрещена всегда и везде? Куница Волк Песец Белый медведь Какой стране мира Россия уступает по производству шкурок пушных животных? Канаде Дании Норвегии Финляндии Какой рыбопромысловый бассейн России специализируется на добыче осетровых рыб? Северный Западный Каспийский Дальневосточный Половину сбора зерновых культур России составляет: Рожь Пшеница Ячмень Овес. Тесты по географии География Тесты Информация о нашей Родине. Какова приблизительно площадь территории России? Спецификой Российской Федерации как стороны Конвенции, помимо значительных размеров Россия — крупнейшая страна мира по площади

Реальный ВВП на душу населения в России в году amounted to 11,1 тыс. За период с по годы Реальный ВВП на душу населения в России увеличился на 1,46 тыс. Максимальный рост реального ВВП валового внутреннего продукта на душу населения в России за период с по гг. Максимальное значение реального ВВП валового внутреннего продукта на душу населения в России было достигнуто в году: Реальный валовой внутренний продукт ВВП на душу населения — это выраженная в ценах базового года стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в государстве за год, поделенная на среднегодовую численность населения. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости от всех производителей-резидентов в экономике, плюс налоги на продукцию и минус любые субсидии, не включенные в стоимость. ВВП определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема произведенных за один год продуктов и услуг, измеряемая в масштабе текущих рыночных цен. Каталог данных — Всемирный Банк — Данные Всемирного банка.

Россия

Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность.

Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле (включая Иудею и Самарию) и в Газе.

Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.

Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабами.

Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.

28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт.

В частности в США проживает около 4 млн. выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане.

Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, до 1 млн. арабов-христиан.

Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).

Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах XX в. арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана.

В настоящее время их численность не превышает 1 млн. человек.

Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании.

В Ираке, по данным на 1990 г. проживал 1 млн. христиан. В 2005 г. — чуть более полумиллиона.

Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две.

Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.

В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.

К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём.

В настоящее время арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля — это около 120 тыс. человек.

Если мы обратим свой взор на Иудею, Самарию и Газу, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными.

В Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22% от общего населения палестинцев до 2% и продолжает таять.

Если до мирных соглашений 1993 г., передавших Вифлеем под власть Палестинской автономии, арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей.

В 1999 г., до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089.

Подавляющее большинство отъезжающих — арабы-христиане.

Национальность и православный универсализм

В недавнем исследовании, в котором критически рассматриваются «модернистские» убеждения, касающиеся наций и национализма, Адриан Хастингс доказывает глубоко христианские основы этих понятий. Он пишет, что в христианстве примечательно отсутствие священного языка и разрешение на многократные переводы Писания на разнообразные языки, такие как латынь, армянский и коптский в ранние века и многочисленные наречия впоследствии. В отличие от Ветхого Завета, который сосредоточен на «избранном народе», Новый Завет имеет устойчивую экуменическую направленность и постоянно говорит о мире, состоящем из «народов». Таким образом, Хастингс приходит к выводу, что в христианстве «использование языков мира неотделимо от истоков» и что «внутри христианского сообщества следует просто принимать как должное все разнообразие наций, обычаев и языков».

Такое общее признание различий между народами, в остальном едиными во Христе, не мешало историческому развитию ряда различных конфигураций церковной организации. На западе действовала тенденция к централизованной папской власти, хотя в итоге Реформация привела к отказу от этой традиции в северо-западной и частично в центральной частях Европы. На христианском востоке можно наблюдать более сложные противоречия между церковным единством и административной децентрализацией. С одной стороны, восточное христианство признало существование автокефальных церквей – независимых административных организаций, в дела которых другим церквям было запрещено вмешиваться. Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархаты оставались независимыми церковными единицами даже внутри Османской империи, хотя с гражданской точки зрения они подчинялись Константинопольскому патриарху. Что касается русской церкви, то она сама была автокефальной организацией, заявившей о своей независимости от Константинополя в 1448 году.

С другой стороны, православное учение выдвигало концепцию единой церкви, объединенной догмой и обрядами, под началом, по крайней мере формальным, Константинопольского патриархата. Такая вселенская направленность еще более укреплялась стремлением династии Романовых и османских правителей поддерживать централизацию церковного управления в своих обширных имперских владениях. Даже если Константинопольский патриарх формально не имел церковной юрисдикции за пределами своего собственного патриархата, Порта признавала его как официального гражданского главу всего православного сообщества империи, и поэтому он имел значительную власть даже над независимыми с канонической точки зрения церковными единицами. И именно властью, данной османским правительством, патриарх смог ликвидировать последние независимые балканские епархии в Пече и Охриде в 1760-е годы. Русская церковь добилась подобного результата, подчинив все православные общины в империи юрисдикции Московского патриарха, а затем – Св. синода. Киевская митрополия была переведена из константинопольской юрисдикции в московскую в 1686 году, а православные институты в грузинских царствах лишились своей церковной независимости в начале XIX века. Конечно, ситуация в двух государствах была совершенно разной, поскольку православная церковь в Османской империи не могла претендовать на равенство с исламом, не говоря уже о «господствующем и первенствующем» положении, которое она занимала в России. Но все же политическая структура большой империи в обоих случаях имела тенденцию придавать большее значение экуменизму, а не партикуляризму.

Распад Османской империи в ходе XIX столетия открыл дорогу для создания ряда новых автокефальных церквей. На самом деле автокефалия обычно следовала по пятам за политической независимостью; как пишет Мария Тодорова, «выделение новых наций из состава империи также означало почти одновременное отделение от Константинопольского патриархата, т. е. от православной церкви Османской империи». Эти новые случаи автокефалии имели исторические прецеденты. Принцип автокефалии и идея разнообразия внутри христианства, как мы видели, ни в коем случае не были новыми в XIX веке, а в некоторых случаях независимые церковные единицы были ликвидированы сравнительно незадолго перед тем. И все же мы с равным основанием можем признать то, что Пасхалис Китромилидес называет «радикальным прерыванием православной религиозной традиции, которое произошло при «национализации” церквей, последовавшей за приходом национальных государств». Для многих балканских народов создание национальных церквей было чем-то совершенно новым и требовало использования церковных институтов для достижения современных националистических целей. Наиболее знаменательным в этом отношении было провозглашение автокефалии церковью нового Греческого королевства в 1833 году. В свете прочных связей между греческим обществом и патриархатом и общего греческого господства в православных делах империи этот акт представлял собой знаменательный отрыв от имперской и универсалистской направленности православия в османском контексте. Он также создавал модель для учреждения автокефальных национальных церквей среди других балканских народов. Решительное сопротивление патриархата свидетельствует о том, сколь вызывающе новым представлялся этот феномен, даже если он и не подрывал духовные основы христианства. Только с большой неохотой и значительной задержкой патриарх Константинопольский все же признал одностороннее провозглашение автокефалии Грецией (1833) и Румынией (1865), в то время как учреждение болгарской автокефалии в 1870 году произвело раскол, который продолжался до 1945 года.

Болгарский случай оказался особенно острым, он же имеет особое значение для нашего рассмотрения событий в Грузии. Ведь, в отличие от других случаев на Балканах, болгарская церковная автономия предшествовала политической независимости, а не следовала за ней. В результате борьба между национализирующимся болгарским духовенством и церковной иерархией патриархата, в которой преобладали греки, происходила внутри империи, а ее разрешение – политическое, если не церковное – зависело в конечном итоге от власти султана. В то время как умеренные элементы среди греков и болгар искали компромиссное решение, разногласия по поводу территориальной юрисдикции и степени автономии для предполагаемого экзархата оказались непреодолимыми. Болгары стремились устранить любое греческое вмешательство в свои религиозные дела, тогда как патриархат считал полную церковную независимость нарушением канона. Болгары также хотели, чтобы в новый экзархат вошли те части Македонии и Фракии, которые населяли славяне, тогда как патриархат и Греческое королевство категорически стояли на том, чтобы границы экзархата проходили к северу от Балканских гор. Несмотря на опасения, что существование экзархата с четко определенными границами рано или поздно приведет к требованию политической автономии, Порта по ряду причин в итоге встала на болгарскую сторону. В феврале 1870 года султан в одностороннем порядке издал фирман, утверждающий создание нового болгарского экзархата, в то время как патриархат в 1872 году под сильным греческим давлением объявил иерархов и мирян новой церкви «схизматиками».

В сущности, если османское правительство приняло национальный принцип наряду с конфессиональным в качестве организационной основы сообщества, то патриархат продолжал отвергать этот принцип. Порта создала отдельный и независимый миллет для болгар, исповедовавших веру, идентичную той, которую исповедовали оставшиеся в юрисдикции патриарха. Даже если патриархат и не был категорически против придания законного статуса национальным различиям среди подвластного ему населения, он абсолютно отвергал идею полной автокефалии для национальной группы внутри единой политической организации. Его негодование по поводу экзархата говорит о многом. Болгар обвинили в «филетизме» – любви к своему племени или привнесению этнических различий в церковь. Патриархат заключил, что «начало племенного деления» совершенно несовместимо с «евангельским учением и постоянным образом действия церкви».

Эти события представляли огромный интерес и для государственных, и для церковных деятелей в России. Историография приписывает Петербургу, и в особенности его энергичному послу в Константинополе Николаю Игнатьеву, решительную поддержку болгарской идеи и рассматривает экзархат как по сути своей плод панславистских устремлений. На самом деле позиция России была гораздо более противоречива. Надо признать, что Игнатьев глубоко симпатизировал болгарам и уже начинал призывать к тому, чтобы российская политика больше основывалась на национальных соображениях – связях со славянским миром, чем на чисто религиозных, т. е. заботе о православных христианах. При этом он понимал, что безоговорочная поддержка болгар вызовет недовольство греков и что раскол между греческим и славянским мирами значительно воспрепятствует борьбе России за влияние в этом регионе. Кроме того, уважение к интересам православной церкви и религиозные чувства заставляли его искать компромисс любыми способами. Его цель, таким образом, состояла в том, чтобы пойти навстречу болгарским устремлениям, но ни в коем случае не порывая с греками. Российский Св. синод тоже выступал за компромисс со значительными уступками для болгар, но только в контексте сохранения единства церкви. Он отмечал, например, что «некоторые, если не все, желания болгар… суть, конечно, желания самые естественные, основательные, законные». Но в свете православного канона Синод отказался вмешиваться в дела своей сестринской церкви и отверг предложения Игнатьева и впоследствии патриарха Константинопольского созвать вселенский собор для решения данного вопроса. С точки зрения Синода греко-болгарский конфликт не касался догмы, и поэтому являлся внутренним делом Константинопольской церкви. Таким образом, и Игнатьев и Синод, будучи, возможно, на стороне болгар, настаивали на каноническом разрешении спора. Принципиальное различие состояло в том, что, хотя Синод на основании канона воздерживался от вмешательства, Игнатьев активно участвовал в конфликте и даже способствовал одностороннему созданию болгарской автокефалии – посредством султанского фирмана, когда стало ясно, что компромисс невозможен.

Если создание болгарского экзархата было уникальным событием для Османской империи, то Габсбургская монархия узаконила несколько автокефальных единиц в XIX и начале XX века. Подъем национальных настроений среди румын в XIX веке привел к решительным попыткам православных румынских иерархов возродить митрополию в Трансильвании, прекратившую свое существование, когда б?льшая часть православной иерархии согласилась на церковную унию с Римом в 1700 году. Как и греки в Константинопольском патриархате, сербские епископы энергично воспротивились этим усилиям, настаивая на том, что Карловицкая митрополия является истинным центром церкви в Габсбургских землях, и даже требуя признания церковнославянского языка официальным общим языком церковной администрации. Хотя обращения румын к государству сперва остались незамеченными, в начале 1860-х годов император Франц Иосиф дал понять, что он поддерживает восстановление Трансильванской митрополии. Оно состоялось в 1864 году. Решение императора исключить Буковину из новой церковной единицы помешало созданию единой Румынской православной церкви внутри монархии. Но национальный фактор несомненно стал центральным при организации управления делами православной церкви в Австро-Венгрии начиная с 1860-х годов, несмотря на то что существование исторически сложившихся территорий, таких как Буковина и (позднее) Босния и Герцеговина, заставляло также учитывать и ненациональную логику.

Итак, в эпоху национализма автокефальные церкви в православном мире возникали все чаще. Некоторые являлись результатом постепенной дезинтеграции Османской империи, а другие формировались внутри имперских государств. В каждом случае центральную роль в создании новых церквей играли националистические устремления, а покинутые ими «материнские» церкви – Константинопольский патриархат и Карловицкая митрополия – сами в результате стали более однородными этнически. До 1905 года православная церковь в Российской империи не сталкивалась с подобными требованиями предоставления автокефалии, главным образом по двум причинам. Во-первых, Россия была гораздо сильнее – как внутренне, так и на международной арене, – чем Австро-Венгрия или Османская империя, и это обстоятельство способствовало сдерживанию сепаратистских тенденций, особенно среди нерусских народов, исповедовавших православную веру. Во-вторых, в отличие от второстепенного статуса в Габсбургской и Османской империях, православие в России являлось не только главным вероисповеданием империи, но и все в большей степени инструментом обрусения. С точки зрения Петербурга православие представляло собой важнейший (хотя, конечно же, не единственный) источник единства империи, и его дробление очевидно имело бы серьезные последствия для целостности империи. И Вена и Порта, напротив, были гораздо менее идеологически связаны с православием и поэтому в большей мере готовы санкционировать его этническое дробление внутри своих владений, если считали это политически целесообразным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *