Православный психотерапевт

Свою лекцию о духовной и психотерапевтической помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией, и их родственникам отец Алексий выстроил на медицинских знаниях и опыте, а также цитатах святых отцов.

Ситуация с зависимостями у подростков в Украине плачевна. Так, согласно официальной статистике, более 80% подростков 15-17 лет имеют опыт употребления алкоголя, около 50% — курения (каждый восьмой ежедневно), 11% принимали наркотики. По подростковой алкозависимости Украина занимает первое место в мире.

Зависимости имеют свойство «перетекать» одна в другую, «тяжелая» — в социально более приемлемую. Например, человек, бросивший пить, может начать не отходить от телевизора. «Апатия (когда у человека утрачиваются интересы) — тревожное состояние. Это может быть проявлением депрессивного расстройства, и оно требует лечения. Если мы видим у человека воздержание от прежней зависимости, но он все равно находится в состоянии психического, духовного неблагополучия, как правило, нужна помощь», — сказал священник.

По его словам, зависимости часто развиваются на фоне первичных психиатрических расстройств.

В идеале людям с психическими расстройствами, зависимостями нужна помощь и медицинская, и пастырская (помощь священника).

Существует множество предубеждений о психических заболеваниях, и на их основе в обществе выстроено соответствующее отношение к больным. Но Церковь призывает видеть в каждом человеке образ Божий. Отец Алексий привел цитату из Основ социальной концепции Церкви: «Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи».

По его словам, святые отцы различали три вида психических расстройств: развившиеся от естества (биологические), вызванные бесовским воздействием, ставшие следствиями поработивших страстей. Часто же все проблемы стараются свести к одной крайности, называя все психические заболевания проявлениями одержимости, или же пытаются лечить последствия действительно духовных проблем медицинскими методами. Зависимости подпадают под все три группы заболеваний: начинаясь биологической зависимостью, развиваются в страсть, далее способны дойти до крайней степени — одержимости.

Говоря о взаимосвязи души и тела человека и о том, почему Церковь уделяет внимание здоровью человека в целом, отец Алексий привел отношение к телу святых отцов. По их мнению, душа — часть человека, оживотворяющая его и проявляющаяся через тело. Тело может влиять на способности выражения души (например, утеря дара речи после инсульта или получения травмы головного мозга), нарушение обмена, концентрации двух-трех веществ, связывающих нервные клетки, также приводит к тому, что «вся деятельность человека, способности души, претерпевают затруднения». В таких случаях у человека больше риска впасть в грех, страсть (точно так же при переутомлении он более склонен к раздражительности; хотя само переутомление не грех, но оно может стать основой для греха).

Гнушаться медикаментозными методами, с помощью которых можно устранить отдельные физиологические нарушения, неправильно. Потому ни в коем случае нельзя убеждать страдающего алко- или наркозависимостью в том, что он может справиться с заболеванием самостоятельно, без помощи специалиста. По словам отца Алексия, бессонница или другие физиологические последствия зависимости приводят к большому искушению «сорваться». Также со стороны родных важно устроить в семье «одну политику»: если мужу нельзя пить, не должна пить и жена.

По словам отца Алексия, пытаться оказать помощь зависимому без его желания нет смысла — такие попытки ни к чему не приведут. Чаще всего зависимый не считает себя больным. Человеку нужна мотивация, ею может послужить ухудшение физического состояния (ухудшение сна, памяти, работоспособности). Также к посещению специалиста зависимых приводят происшествия (например, в пьяном состоянии человек разбил авто), после которых они хотят показать близким свою заинтересованность в изменениях себя. Выслушав аргументированный рассказ о своем состоянии от врача, человек может осознать, что с ним что-то не то, и начать лечение.

«У святых отцов было понимание природы душевных расстройств страждущих, которые к ним приходили. И у них есть довольно много очень актуальной и важной для нас информации, которая иногда даже опережает медицинские достижения», — сказал священник. Так, у святителя Тихона Задонского описаны наиболее важные методы избавления от алкоголизма и других зависимостей, которые признаются и современной медициной, психологией. Фактически краткое описание всей концепции лечения зависимости содержится в его цитате: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния».

Помощь нужна и близким зависимых людей, которые часто становятся т. н. созависимыми. Полностью окунаясь в проблему больного, они могут не заметить, что сами уже страдают психическим расстройством. Среди симптомов созависимости священник-психиатр назвал такие: желание полностью контролировать родственника, страдающего зависимостью; отсутствие заботы о себе (нарушение духовного благополучия); желание спасти (ложная «модель спасателя», которая может косвенно способствовать болезни зависимого и ухудшению состояния близких); отказ от чувств (когда снижается порог чувствительности; например, сначала мать терпит от сына-наркомана крики, затем ругань в свой адрес, побои, воровство); гнев на себя и зависимого; вина и стыд (зависимый насаждает родным чувство вины, «перекладывает» на них ответственность и манипулирует ими, например, родителям — что плохо воспитали ребенка, что из-за них он поступил не в тот вуз и т. д.).

«Часто зависимый втягивает в свое греховное состояние всех, кого только может, и в первую очередь близких», — сказал священник. Доходит до того, что родители покупают сыну наркотик или дают на это деньги. «Это колоссальный грех! — подчеркнул отец Алексий. — Тот, кто должен быть мобилизован, собран, нести в семью свет и доброту, уходит в категорию греха». По словам священника, близким алкоголика или наркомана очень важно понимать, где они находятся — «на берегу» или же уже в глубине греха, куда их «тянет» зависимый.

«Очень часто созависимые делают массу попыток помочь своему страждущему родственнику. Но можно задать простой вопрос: вы заботитесь о нем в быту, вы решаете все его проблемы (связанные с работой, учебой, долгами, ущербом, который он приносит), но стал ли он употреблять меньше, реже, стал ли более адекватным? Нет», — сказал священник.

Он привел духовные и медицинские способы избавления от созависимости. «Самым важным духовным способом является обращение к Господу, возвращение в состояние душевного мира и молитва», — сказал отец Алексий.

Созависимому нужно:

– научиться распознавать свои чувства, потому что «осознав свои эмоции, он может научиться реагировать иначе», рационально пользоваться ими и перестать реагировать на манипуляции;
– прекратить заниматься контролирующим поведением — в большинстве случаев контроль неэффективен;
– нужно разумное отстранение от зависимого, сохранение некой дистанции (это не пренебрежение); пример подобного показала мать блаженного Августина;
– прекратить эмоционально зависеть от страждущего, определить границы ответственности его за самого себя;
– приобрести адекватную самооценку (не самообольщаться, но понимать своё достоинство);
– избавиться от психологии жертвы.

***

После лекции отец Алексий ответил на множество вопросов аудитории.

Так, на вопрос о том, лечат ли зависимость от сладкого, отец Алексий ответил: «Обычно не разрушительные для организма зависимости (от интернета, телевидения, пищевые, не приводящие к существенному ущербу), как правило, не требуют медикаментозной помощи. Но здесь вопрос в другом: на фоне чего эта зависимость развилась? Иногда это может быть выраженный невроз, который человек «заедает», какие-то физиологические реакции, которые требуют медикаментозной помощи».

На вопрос о том, почему считается, что алкоголик — это навсегда, священник ответил: «Греховная страсть, если имела власть над человеком, может опять напасть на него. Иногда это происходит в критические моменты, когда человека окружает стресс — что-то на работе, в семье и пр. Тогда вновь включаются механизмы зависимости… Поэтому всегда необходимо самонаблюдение, внимание, и ни в коем случае не должно быть потакания. Человек может уже быть свободен от страсти, вести трезвую полноценную жизнь, быть гармоничной личностью. Но если он начнет контактировать с тем, с чем у него раньше были проблемы, риск возобновления страсти колоссален, — сказал он. — Страсть может уже быть преодолена, но неспроста у наркозависимых есть фраза: «Наркотик умеет ждать»».

***

Запись 2-часовой встречи опубликуют на видеоканале Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова на портале Youtube.

Книга. Как сохранить душевный мир. Авдеев Дмитрий Александрович. Издательство «Лепта Книга». 2014 г. 160 стр. Обложка твердая. Бумага офсетная. Размеры 208 х 132 х 11,5 мм. Вес 205 гр.

Как сохранить душевный мир. Авдеев Дмитрий Александрович

Описание

В современном мире при безумном ритме жизни и постоянных стрессах сохранить душевное спокойствие кажется почти невозможным. Количество людей, подверженных депрессиям и неврозам, постоянно растет. Православный психиатр и психотерапевт Дмитрий Авдеев считает, что значительная часть психических расстройств — следствие греховного образа жизни, влияния страстей на душу. Способам преодоления этих состояний посвящена эта книга.

Книга включает в себя избранные интервью церковным и светским изданиям, затрагивающие различные аспекты душевного здоровья.

Дмитрий Александрович Авдеев — московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Доктор Авдеев — член Союза писателей России, автор многочисленных книг и статей, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, македонском, английском, испанском и немецком языках общим тиражом более миллиона экземпляров.

Об авторе – 5

О СТРАСТЯХ – 9
Страсть и страдание – 9

ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ – 14
Когда болит душа – 14
Исцеление души – 24
Жизнь по заповедям Божиим — лучший способ борьбы с душевными расстройствами – 33
Православная психотерапия – 36

ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – 41
Нет мгновения, когда бы мы были без Бога – 41
Душевные заболевания: православный взгляд – 48
Душевная болезнь и одержимость — это далеко не всегда одно и то же – 54
Многоликий невроз – 63
«Пограничные состояния» — греховные состояния? – 68
Страхи – 75
Нужно соработничество священника и врача – 77

УНЫНИЕ И ДЕПРЕССИЯ – 87
О том ли мы печалимся? – 87
Депрессия: православный подход – 100
Сжигающая зависть – 105

ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – 113
Душевное здоровье ребенка – 113
Пощадите психику детей – 129

НА НЕРВНОЙ ПОЧВЕ – 135
Чем человек грешит, тем он и страждет – 135

ВРАЧЕВАНИЕ ДУШИ ДУШОЙ – 142

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МИРЕ ДУШЕВНОМ – 153

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ ПСИХОТЕРАПЕВТ МОСКВА

Я как православный психолог психотерапевт Москвы могу помочь тебе избавиться от многих душевных проблем.
На консультации хорошего православного психотерапевта, психолога в Москве ты обретешь понимание и поддержку, сможешь поделиться сокровенными мыслями и чувствами с человеком, который поможет тебе освободиться от гнетущих переживаний, страхов, фобий, панических атак.
И НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ.
Ни я как православный психотерапевт психолог в Москве, ни кто-либо другой на этом сайте (да и на многих других подобных) не может обещать вам мгновенного решения ваших проблем и абсолютного избавления от душевной или физической боли. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих как минимум процентов на 50. Всё зависит от того, зачем вы пришли сюда и чего ожидаете от нашего общения.
— Некоторые приходят просто в поисках единомышленников, «своей среды», где бы они не чувствовали себя отвергнутыми, непонятыми, где они не были бы чужими, ищут и находят СВОЙ круг общения.
— Многие приходят, когда им очень плохо или они пытаются решить ту или иную проблему, найти выход из кризисной, порой драматической для них ситуации, «тупика». Они обычно открыты для конструктивного диалога с православным психологом.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ В МОСКВЕ ЗВОНИТЕ СЕЙЧАС:
В любом случае мы предупреждаем Ищущих, что принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения и последующие действия они должны только сами, православные психотерапевты и психологи Москвы никому не навязывают никаких решений или действий, стараются не давать советов в тех областях, где человек должен делать выбор самостоятельно, и не приветствуют перекладывание ответственности на чужие плечи (это как правило просто неэффективно, мало продуктивно, в будущем рождает комплекс вины и сожаления о прошлом, о неправильных поступках, навязанных другими).
У нас доверительная атмосфера, атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания, с православным психологом психотерапевтом в Москве вы можете говорить откровенно, к вам не отнесутся враждебно, вы можете рассчитывать на ответную откровенность, моральную поддержку, понимание и посильную помощь в меру наших возможностей.
Мы открыты для общения со всеми и очень терпимо относимся к любым недостаткам и странностям. Если вы тяготитесь одиночеством, если вас посещают мысли о смерти или самоубийстве, если вы испытываете душевную боль и при этом готовы разделить эти мысли и чувства с другими – вполне вероятно, что вы обретете у православного психотерапевта психолога в Москве друзей, тепло и поддержку.

ХОРОШИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ ПСИХОТЕРАПЕВТ В МОСКВЕ
(первая телефонная консультация БЕСПЛАТНО)
ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *