Православный раскол

Фото агентства городских новостей «Москва»

Бывший пресс-секретарь патриарха Кирилла, а ныне глава информационной комиссии Московской городской епархии, настоятель храма в московском районе Солнцево священник Александр Волков на своей странице в Facebook написал пост «О богослужебной партизанщине». «В прошлом году на субботу акафиста причащались 250 человек, вчера 20, в прошлом году на пятой неделе поста на трех литургиях было около 700 причастников, сегодня было 30 и 40 на каждой из двух. Отцы кряхтят, мол, наше благочестие ничем не убить, никакими вирусами и наказами патриарха. И даже в этом какая-то чувствуется искренность, какая-то горячая вера людей. А мне так не кажется, я с каждым днем все больше убеждаюсь в том, что такой подход среди наших прихожан должен быть исключен совсем. Есть большая и основная часть прихожан храмов, которые исполняют благословение святейшего и призывы своих пастырей и сидят дома. И есть те, кто считает себя… кем? Лучше других? Умнее? Духовнее? Но ведь это гордость и самолюбие – всем сказали в храм пока не ходить, но я же хочу, я же привык причащаться в воскресенье, мне же лично надо, как же без причастия? Партизанить, делать вид, что у нас тут какие-то первохристианские времена, почти катакомбы – это не о ситуации в реальности, она совсем иная, чем в I или XX веке, это о том, что у некоторых наших прихожан в головах» – так писал Волков.

Эта публикация вызвала множество споров среди верующих. Кто-то поддержал священника, но были и те, кто осудил. Например, резкой критике мнение бывшего патриаршего пресс-секретаря подвергла супруга еще одного бывшего патриаршего пресс-секретаря протоиерея Владимира Вигилянского писательница Олеся Николаева. «Уберите этот ваш пост: это искушение! Получается, что вы себя считаете «оккупантом», с которым борются «партизаны» – ваши прихожане, которые пришли в храм Божий причаститься? Ведь вирус нас минует, а этот позор на вас останется, тем более что это ваше рвение бьет по нашему патриарху! – написала она в комментариях, добавив: – По этой логике надо было этих «партизан», которые пришли в храм причащаться, выгнать в шею, сказать им: «Пошли вон, партизаны! » Впрочем, уже читала сегодня, что в неких храмах некие священники именно так и поступали».

Под веткой переписки разгорелась словесная битва, в которой оппоненты задавались вопросом, зачем служить литургию, если нет прихожан, а также напомнили, что именно партизаны спасли Россию и в 1812 году, и в 1945-м. Припомнили и московский чумной бунт 1771 года, когда верующие растерзали архимандрита Амвросия только за то, что в разгар эпидемии он запретил им собраться на общий молебен. Дошло до того, что некоторые в нарушение призыва патриарха Кирилла не ходить в храмы, прозвучавшего еще в конце марта, обвинили и самого настоятеля солнцевского храма: мол, зачем в таком случае вы выносили чашу прихожанам?

Примечательно, что столь горячее обсуждение, посещать ли храмы вопреки патриаршему совету, проходило на фоне информации о том, что в Москве у четырех священнослужителей РПЦ оказались положительные тесты на COVID-19. Еще у двоих выявлены симптомы коронавирусной инфекции, но диагноз пока не подтвержден. 5 марта на карантин закрылся храм в Марьино, тот самый, где и служили клирики с теперь уже подтвержденным диагнозом. Но на следующий день после дезинфекции он был открыт. К слову, священник Виктор Волков из храма в Крылатском незадолго до заболевания вывесил в соцсети юмористическую картинку, смысл которой сводится к тому, что лучшая профилактика от коронавируса – совершение крестного знамения. Следующей закрыли церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Ее настоятель, 83-летний протоиерей Георгий Бреев, находится в больнице с двусторонней пневмонией.

Одновременно поползли слухи о том, что коронавирусом инфицирован наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь). Несколько дней назад архиерей почувствовал недомогание и сдал тест на COVID-19. «Сейчас он чувствует себя хорошо, температуры нет, никаких признаков простуды нет», – заверил 6 апреля глава Информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), митрополит Климент (Вечеря). Однако распространители слухов предполагают, что митрополит все же болен и успел заразить не только прихожан, но и членов Синода УПЦ МП, заседание которого прошло 18 марта.

Сейчас Киево-Печерская лавра закрыта, и у четырех ее насельников выявили коронавирус. Об этом 6 апреля заявил мэр Киева Виталий Кличко. Ранее кабинет министров Украины запретил все массовые религиозные празднования до 24 апреля. Православная Пасха в этом году будет отмечаться 19 апреля. Поэтому указ вызвал недовольство верующих. Причем не только украинских. Председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сказал: «Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас».

Интересно, что Владимир Легойда вступил в богословский спор даже с митрополитом Иларионом (Алфеевым). Митрополит во время видеоконференции с верующими заявил, что «в период массовой самоизоляции из-за коронавируса человек может в некоторых случаях исповедаться по телефону или скайпу». А Легойда в интервью РИА Новости парировал, что «таинства не могут быть переведены в интернет». Отметим, что Алфеев не просто такой же руководитель церковного отдела, как Легойда. Он облечен высшим священным саном митрополита, генеральским, если рассматривать с точки зрения традиционной российской табели о рангах. А Легойда – человек «штатский». Кроме того, митрополит Иларион возглавляет Синодальную библейско-богословскую комиссию и Общецерковную аспирантуру, а также Диссертационный совет по теологии. Можно сказать, он «главный» в РПЦ по богословию. И чтобы оспорить его мнение по богословскому вопросу, да еще публично, тут должна быть особая уверенность в себе! Вот такие «неуставные отношения» развиваются сегодня в Московском патриархате. И во всем виноват, конечно, вирус.

В Украинской православной церкви Киевского патриархата заявили, что Российская православная церковь в Украине будет равноправно сосуществовать со всеми другими Церквами и религиозными организациями, как это гарантировано Конституцией и законами Украины и международным правом.

Об этом сообщает пресс-служба УПЦ КП.

Отмечается, что Киевский Патриархат с благодарностью Вселенскому Патриарху Варфоломею и Константинопольской Матери-Церкви принял решение Священного Синода, которые «устраняют ряд канонических аномалий» и открывают путь к образованию в Украине единой поместной автокефальной Украинской православной церкви.

В УПЦ КП отметили, что Киевский Патриархат не имеет подчинения Церкви России.

В Киевском Патриархате призвали епископат, духовенство и верных УАПЦ, как и епископат, духовенство и верных Московского Патриархата, поддержать процесс объединения украинского православия и воздержаться от захвата соборов и имущества, а также от мести.

Там добавили, что процесс объединения украинского православия должен происходить добровольно, мирно и без принуждения, а каждый член церкви, как и каждая община мирян или монахов будет иметь право свободно выбрать центр своего церковного подчинения — принадлежать к Украинской или к Российской Церкви.

«Те иерархи, духовенство и миряне, которые захотят, несмотря на все обстоятельства, в дальнейшем подчиняться Московскому Патриархату, имеют право на это», — сказано в заявлении.

«Российская Православная Церковь в Украине будет равноправно сосуществовать со всеми другими церквями и религиозными организациями, как это гарантировано Конституцией и законами нашего государства и международным правом», — добавили в КП.

В четверг, 11 октября, Синод Вселенского патриархата поддержал предоставление автокефалии Украинской церкви.

Также Синод снял анафему с главы УПЦ КП Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной провославная церкви Макария.

Глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что в ближайшее время состоится объединительный Архиерейский собор для создания единой Украинской поместной церкви.

Замечание 1

Раскол Русской церкви – это раскол в Русской православной церкви, произошедший после церковной реформы патриарха Никона в 1653-1656 гг.

Предыстория

В XVII в. состояние Русской православной церкви требовало изменений, и Алексей Михайлович это понимал. Необходимость реформ была вызвана несколькими причинами:

  • социальный кризис, вызванный стремлением власти ограничить растущие права и привилегии церкви;
  • духовный кризис, выражавшийся в низком уровне профессионализма большинства духовенства, их распущенности и безответственности, что особенно ярко проявлялось среди низших слоев в церковной иерархии;
  • внешнеполитические интересы России, которые заключали в себе идею наследования Византии как в вопросах веры, так и территорий, для чего надо было привести русские религиозные традиции в соответствие с греческими.

Хоть на Русь христианство и пришло из Византии, вследствие чего все обряды были общими и совершались по одной традиции, за несколько столетий церковные обычаи России значительно изменились, причем отличались они и от западных, и от восточных христианских обрядов. Изменялись обряды из-за отсутствия определенной догматики по некоторым вопросам, также большую роль в этом играли неоднократные переводы и переписи богослужебных книг, что приводило к путанице понятий и искажениям текстов. К XVII в. в Русской православной церкви было принято:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Последствия раскола Русской церкви 470 руб.
  • Реферат Последствия раскола Русской церкви 230 руб.
  • Контрольная работа Последствия раскола Русской церкви 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • совершать крестное знамение двумя, а не тремя пальцами;
  • произносить «Аллилуя» во время богослужения два раза;
  • совершать крестный ход по солнцу («посолунь»).

Церковная реформа

Для проведения реформ Алексей Михайлович выбрал патриарха Никона, которые начал внедрять свои идеи, которые он сформулировал еще будучи в кружке ревнителей благочестия. Никон с 1653 г. начинает проводить политику изменения церковной структуры. Главными мероприятиями его реформы были:

  • замена двуперстия на троеперстие;
  • произнесение «Аллилуйя» три раза, а не два;
  • совершение крестного хода не по солнцу, а против солнца;
  • перепечатка и правка религиозных книг.

Первый пункт вызвал больше всего споров и возмущений, а многие верующие просто отказывались следовать этим нововведениям, и их стали называть раскольниками или старообрядцами. Это стало одним из важнейших последствий реформы, потому что все православное сообщество России после этого разделилось на тех, кто принял новую реформу, и тех, кто отказался это сделать.

Старообрядцы

В 1656 г. на поместном соборе Русской церкви все, кто продолжал совершать крестное знамение двумя пальцами, были преданы проклятию, отлучены от церкви и объявлены еретиками. В это время движение старообрядцев начинает неким образом оформляться и у него появляются лидеры, среди которых выделяется протопоп Авакуум. Он яростно сопротивлялся реформе, за что был сослан властями на 11 лет, а затем публично сожжен. В 1667 г. на Большом Московском соборе раскольники были вновь объявлены еретиками. Тогда страна оказывается на грани религиозной войны. В 1668 г. восстает Соловецкий монастырь, где монахи отказываются перенимать нововведения в церковные службы, после чего у монастыря конфискуют все владения. Царские войска долгое время осаждают монастырь, в результате чего берут его в 1676 г., в результате чего было убито и казнено около 400 защитников монастыря.

Показательна история и московской боярыни Феодосии Морозовой, представительницы одного из старейших аристократических родов. Она также была ярой противницей реформы, за что была лишена имущества и заточена в монастырь, а затем уморена в яме голодом. Ее образ широко известен по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», где она поднимает вверх руку с жестом двуперстия, что стало фактическим символом старообрядчества.

Преследуемые старообрядцы покидали свои дома и уходили в отдаленные местности, как правило, в леса, где жили общинами. Такое обособленное поселение раскольников называлось скитом. Такое положение дел не нравилось властям не только из-за отказа принимать реформу, но также потому, что ушедшие в леса люди не платили налоги. Таким образом, старообрядцы разыскивались правительством. В этом случае они предпочитали убить самих себя путем сожжения – они собирались в одном помещении вместе с детьми и поджигали себя. Места самосожжения раскольников называли «гари», и их в тот период было великое множество по всей стране.

Замечание 2

Только в 1716 г. Петр I издал указ, по которому старообрядцы могли спокойно и легально жить, но должны были уплачивать двойной налог.

Итоги

Раскол и появление старообрядцев были главным, но не единственным показателем потери влияния Русской церкви на народ. В этот период уже проявляются тенденции стремления населения к некому отделению от церкви (пропуск служб, отказ от говения и пр.), обусловленные социально-экономическим развитием.

Новшества в духовной и культурной жизни населения проявлялись в разных областях. В сфере общественной мысли получают распространение новые воззрения, которые не касались религиозных вопросов – были заложены основы политической идеологии абсолютизма, намечена программа преобразований.

В целом, среди дворянства и посадских людей распространяется интерес к светским знаниям и свободе мысли, что называется «обмирщением» культуры. Получает хождение не только религиозная литература, но и рукописные книги светского содержания как иностранного, так и русского происхождения.

Замечание 3

Появляется также литература, в которой критикуется церковь, что раньше было просто немыслимо.

Таким образом, события, которые следовали за реформой 1653-1656 гг., продемонстрировали, что церковная власть стала большим препятствием на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами и восприятию их опыта. Последствия раскола были неоднозначными. С одной стороны, церковная реформа способствовала совершенствованию церковной системы, ее унификации, а также приблизила ее к общемировым стандартам, что укрепило положение России на мировой арене и улучшило религиозные связи с другими государствами. С другой стороны, произошло разделение православного общества на две части — сторонников и противников реформы. Это чуть не ввергло страну в состояние религиозной войны, а также способствовало социальному кризису и изменению структуры общества. Также раскол показал неспособность церкви идти на компромиссы и воспринимать желания народа, что показали жестокие методы внедрения положений этой реформы.

МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Обострение отношений между поместными православными церквями стало результатом беспрецедентного давления, оказанного на них внешними политическими силами. Об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал в рождественском интервью телеканалу «Россия-1» во вторник.

«Православная церковь оказалась в условиях беспрецедентного вмешательства внешних сил, которые к церкви не имеют прямого отношения. Значительное политическое давление оказывается на целый ряд поместных церквей. Все это связано с небезызвестными событиями на Украине, все это связано с попытками локализовать и ввести в семью православных церквей раскольнические группировки на Украине. Если бы все это осуществлялось путем неких консультаций внутри поместных православных церквей, то это не носило бы такого характера, как сейчас, и виной тому, конечно, вмешательство внешнеполитических сил», — сказал предстоятель Русской православной церкви (РПЦ).

По его мнению, в силу различающихся условий существования не у всех поместных церквей хватает сил отстаивать собственную автономию в области принятия решений. «Некоторые церкви напрямую зависят от власти, например, как Церковь Эллады. Священники получают зарплату, они являются чиновниками с точки зрения источника их финансирования. Естественно, у такой церкви ограничены возможности проявлять свою автономию», — считает патриарх Кирилл.

Он подчеркнул, что поражение бывшего президента Украины Петра Порошенко на выборах в 2019 году «является свидетельством того, что украинский православный народ не принял государственное вмешательство в дела церкви, которое господин Порошенко олицетворял». Патриарх выразил надежду, что наметившаяся во время президентства Владимира Зеленского положительная динамика в отношениях церкви и государства сохранится и в плане положения верующих, и в сфере российско-украинских отношений. «Есть непримиримые отношения православной церкви и целого ряда националистически ориентированных организаций, но в общем я должен сказать, что мало-помалу ситуация на Украине меняется к лучшему», — заключил он.

В 2018 году после объединительного собора в Киеве на основе двух неканонических церковных структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) — была создана и получила автокефалию по решению патриарха Константинопольского Варфоломея Православная церковь Украины (ПЦУ). Русская и Украинская православные церкви не признают ее канонической церковью. Признание ПЦУ ранее стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, патриархом Александрийским Феодором II, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады и поддержавшими автокефалию ПЦУ архиереями Элладской и Александрийской православных церквей.

Немецкий социолог Тобиас Кёлльнер (Tobias Köllner) руководил исследовательским проектом, в рамках которого ученые проанализировали взаимовлияние Русской православной церкви и политической верхушки современной России. Год он прожил во Владимирской области, в частности, для того, чтобы понять мотивы чиновников и бизнесменов, оказывающих финансовую поддержку местным церквям. В интервью DW он говорит об отношениях власти и РПЦ.

Тобиас Кёлльнер: Сразу стоит отметить, что они не только сотрудничают друг с другом. Бывают конфликты, конкуренция. Но существует четкая тенденция к партнерству. В своем исследовании я обозначил это термином «чередующиеся авторитеты». Иерархи РПЦ, как и политики, — это часть российской элиты. Они очень близки идеологически: говорят о «национальной мощи», подчеркивают уникальность русской культуры и противопоставляют Россию Западу. Их отношения строятся на двух уровнях: личном и институционном. Пример тому — создание различных комиссий представителей власти и церкви, привилегированная позиция РПЦ в процессах законотворчества и совместные появления на публике.

DW: Когда официальное разделение между государством и церковью утратило четкие границы?

— Система начала развиваться на региональном и локальном уровне еще во время президентства Бориса Ельцина. Это не была любовь с первого взгляда: многие просьбы РПЦ и православных активистов были выполнены не сразу. Например, введение института священников в армии или уроки религии в общеобразовательных школах. Но сейчас РПЦ, православие уже воспринимаются как часть русской культуры, русской цивилизации, а не только как религия.

— А как строятся отношения предпринимателей и РПЦ?

— Бизнесмены делают пожертвования церкви не только, чтобы искупить грехи. Они видят в этом возможность получить конкретную выгоду. Деньги, отданные на строительство храма, помогут наладить контакты с важными политическими фигурами, а если захотят избираться — набрать больше голосов на выборах. Для духовной практики предприниматели предпочитают встречаться со своими священниками наедине, за закрытыми дверями. У них, как правило, очень близкие отношения, в которых одна сторона выступает в роли духовного наставника, другая дает деньги церкви. При этом они более или менее равноправны. Духовник обычно снисходителен к бизнесмену: слишком жесткая критика может оттолкнуть его и лишить священника источника финансирования.

В свою очередь, те, кто спонсирует РПЦ, имеют явное политическое преимущество. Это сказывается и на предпринимателях: «сверху» от них ожидают пожертвований в адрес православной церкви. В противном случае бизнес может лишиться выгодных госзаказов, возникнут проблемы типа налоговых проверок и инспекций санитарного надзора.

— Как священники относятся к подобной форме благотворительности?

— Священники оценивают это двояко. Они благодарны за поддержку и всячески подчеркивают ее значимость. Но когда речь идет о крупных суммах, они понимают, что грех, который таким образом пытаются искупить, наверное, очень большой. Но большинство относится к подаркам довольно прагматично и старается не отпугивать покровителей увещеваниями. Один из священников процитировал в разговоре со мной такую поговорку: «Не проживешь — не согрешишь, не согрешишь — не покаешься». И так легко это сказал…

— Можно ли по одной, отдельно взятой Владимирской области делать вывод о всей системе отношений РПЦ с ее элитарной паствой? Или это единичные явления?

— Думаю, что выводы исследования можно проецировать как минимум на всю европейскую часть России. Приведенные мною примеры — не единичные, а типичные.

— Подобные отношения между чиновниками, бизнесменами и церковью существуют только в России?

— Конечно, нет. Так же они складываются и в других странах бывшего СССР. Но византийская идея о гармоничных и равноправных отношений государства и церкви — идеал, который на практике не был достигнут ни в самой Византии, ни в России, ни в каком либо другом православном государстве.

Беседа состоялась в августе 2016 года.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *