Православный воин

Содержание

Главная / Новости СМИ/

Выдержки книги протоиерея Вячеслава Тулупова. Добрый воин Иисуса Христа выходит на брань против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6,12).
Воин Христов никогда не решился бы на такую битву, потому что он слабый человек. Слишком сильны его противники, и никто из человеческого рода не может сравниться с ними. Однако добрый воин твердо идет навстречу врагам и сердце его не трепещет от страха.
Кто вселил в душу слабого человека мужество и надежду на победу в неравной схватке? Кто руководит им в бою и наполняет силой его немощное естество? Тот, Кто победил диавола и низложил врата ада!
Христос облачил Своего воина в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фее. 5,8). Поэтому он идет на битву слабый естеством, но сильный Богом.
***
Раньше редко, а со временем всё чаще и чаще, добрый воин слышит крики:
— Ты неправильно воюешь! Ты не знаешь тактики и стратегии! Цель твоей борьбы ложна!! Иди к нам, мы научим тебя всем тонкостям настоящего воинского искусства. Брось своего Царя и вставай под знамена нашего властителя, который приведет тебя к быстрой победе, и ты очень скоро будешь наслаждаться всеми благами своего триумфа!!
Эти призывы раздаются с разных сторон, и множатся уста, выкрикивающие их. Добрый воин Иисуса Христа не обращает внимания на крики. Ему нет до них дела! Сердце воина наполнено любовью к Иисусу Сладчайшему, и никакие приманки не могут отвлечь его от этой любви. В душе доброго воина нет места ни для чего постороннего.
— Какая скука быть таким верным! — зевая, восклицают отвергнутые обольстители. — Посмотрите, он находит наслаждение в рабстве! Если б он вкусил свободы, то понял бы, в какие цепи закован!!
—Я сделал свой выбор сознательно, — говорит добрый воин-христианин своим злопыхателям. — В рабстве Иисусу, Который распялся за меня, я обрел неизреченную любовь. Я связан путами любви. Вы хотите освободить меня от них? Значит, вы не знаете истинной свободы!
***
Иногда в схватке с беспощадным противником добрый воин Иисуса Христа изнемогает. Он становится беспомощным и видит перед собой смерть и клинок врага, нацеленный в его сердце для последнего удара. Израненный воин уже не имеет сил, чтобы поднять щит. Гибель неминуема. В предсмертный миг из его груди вырывается крик:
— Иисусе, Сыне Божий, помоги!
И вдруг враг обращается в бегство, и смерть скрывает свой страшный лик. Раны исцеляются, и руки наливаются силой. И слышит воин тишайший глас Иисуса:
— Вера твоя спасла тебя.
***
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14)
— Нет, такая вера меня не спасет, — отвечает воин и принимается за добрые дела.
Помогая бедным, поддерживая слабых, посещая больных, он постоянно повторяет про себя:
— Не ослабевай в делах милосердия, ты совершил еще мало добра для своего спасения! Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
Однако со временем воин Божий замечает, что множество добрых дел отнюдь не укрепляет его надежду на спасение. Тогда он принимается с еще большим рвением помогать ближним, умножая свои заслуги перед человечеством. Но, странная вещь, одновременно с пополнением сокровищницы добрых дел душу воина начинает волновать необъяснимое беспокойство. Иногда он даже впадает в уныние. Что происходит? Почему дела милосердия не приносят в его сердце небесную радость?
Добрый воин Иисуса Христа недолго остается в недоумении. Не прекращая совершать дела благочестия, он перестает возлагать на них какую-либо надежду и всё свое упование возлагает на веру, ибо верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4, 5). И тогда тревога и уныние покидают сердце воина, а его надежда на спасение становится непоколебимой
***
В земной жизни, быстротекущей и зыбкой, человеку трудно найти твердую почву. Можно ли здесь с чем-либо связывать свои чаяния?
Много раз случалось, что добрый воин возлагал надежду на дорогих своему сердцу людей, на полезные вещи, мудрые идеи. Однако ничто не постоянно в этом мире: люди предавали, вещи ветшали, мудрость на поверку оказывалась глупостью.
От постоянных разочарований душа воина не знала покоя. Его сердце получило мир, лишь обретя веру. Теперь добрый воин живет надеждой на одного Господа своего Иисуса Христа. Вместе с пророком Давидом он часто восклицает: только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя (Пс. 61, 6).
***
Добрый воин Иисуса Христа всё время стремится быть непоколебимым в мужестве, но иногда проявляет малодушие. Он не всегда с готовностью подставляет другую щеку. А случается, у воина в сердце от гнева вдруг разжигается такой огонь, что он едва сдерживает себя, чтобы не ответить обидчику. Стыдно сказать — бывает, и отвечает ударом на удар, проявляя при этом малодушие, недостойное воина Иисуса Христа.
Добрый воин понимает, что каждому ратнику прежде всего нужно мужество, но дружиннику Иисуса Христа оно необходимо сугубо. Ведь не надо ума, твердости и особенной храбрости, чтобы ответить ударом на удар. Истинное мужество необходимо, чтобы подставить другую щеку!
***
Как-то раз добрый воин не подставил другую щеку и отвел от себя удар. Это удивило лукавого врага:
— Ты же — христианин! Подставь другую щеку!!
— Мне не трудно подставить щеку, но это сейчас не полезно для меня. Ведь ты искушаешь не меня, а Самого Бога, давшего заповедь. Устрашись своего зла и вспомни, что написано: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7), — ответил воин.
***
— Воин, почему ты не терпишь зла? — не унимается лукавый. — Ведь тебе заповедано: не противься злому (Мф. 5, 39).
— Ты хорошо усвоил одно, но не заметил другого. Я не противлюсь злобному человеку и подставляю ему щеку потому, что не воюю против людей, даже погрязших в злобе. Однако разве ты забыл, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Не противясь злому, я тем не менее восстаю против зла, чтобы оно не поглотило землю.
***
Случается, люди говорят доброму воину:
— Мы вступили бы в твою дружину, но некоторые вопросы не дают нам покоя. Не получив на них ответ, мы не можем согласиться с учением, которого ты придерживаешься.
— Что же вас смущает? — спрашивает воин.
— Ты борешься со злом под знаменем истинного Бога. Зачем же Он сотворил это самое зло, с которым теперь тебе приходится бороться?
— Бог — добр и не творил никакого зла. Оно — противно Его природе, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).
— Однако зло существует. Как оно произошло? Разве может что-то возникнуть без воли всемогущего Бога?
— Первое зло совершил диавол и ангелы, ставшие демонами, затем его стали творить люди, отпавшие от своего Творца. Зло, само по себе, не существует. Оно возникает и действует, пока его творят демоны и люди. Но они не будут творить его вечно. Всех делающих зло ожидает суд.
— Почему же Бог позволяет совершаться злу?
— Ангелам и людям Бог дал свободу выбора между добром и злом. Богу несложно все Свои творения сделать добрыми без их согласия, но это означало бы лишить разумные существа свободы и проявить над ними насилие. А этого Бог делать не желает, потому что свобода, если ей разумно пользоваться, — великое благо.
***
Не всегда мысли и чувства доброго воина были ясными и цельными. Бывали времена, когда его сознание затмевалось от постоянной борьбы и битв. Он начинал сожалеть, что появился на свет существом со свободной волей.
В трудные минуты своей жизни воин спрашивал себя:
— В чем состоит благо свободы? Не лучше ли было бы, если бы свободы выбора не существовало? Ведь именно она дает возможность существовать греху, злу и страданиям. Как хорошо быть существом ограниченным и лишенным права выбирать между добром и злом!
Со временем добрый воин закалился в битвах и твердо осознал, что только свобода может привести человека к святости. Свобода и святость — два крыла совершенства! Если у людей отнять свободу выбора, чтобы они не совершали зла, то это лишит праведников возможности достижения духовного совершенства и блаженства. А ведь это и является подлинной целью бытия человека. Уничтожить свободу выбора — значит признать победу зла над добром.
Теперь воин Иисуса Христа со смирением и любовью думает: если я сам не воспользуюсь свободой выбора и не достигну святости или даже не спасусь, то пусть другие люди воспользуются благами свободы. Я согласен быть хотя бы соломой, которая поддерживает огонь их ревности ко спасению.
***
— Чем же ты наслаждаешься на земле? — с изумлением обращаются к доброму воину любители поесть и попить. — У тебя во всем только воздержание и запреты!
— Во-первых, всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Во-вторых, то, что доставляет мне удовольствие, доставляет его несравнимо в большей степени, чем все доступные вам наслаждения. Воздержание же от запретных плодов оберегает меня от неприятностей и страданий, которые непременно следуют за вкушением запретного. Например, ради духовной пользы я воздерживаюсь в пище. Однако Бог награждает меня за мои труды не только в будущей, но и в настоящей жизни. Через воздержание Он дает мне возможность лучше ощущать вкус пищи. Между тем ваше чревоугодие притупляет у вас вкус яств и порождает множество болезней, — говорит добрый воин Иисуса Христа. — К тому же утром после ночного возлияния трудно идти в поход и с полным чревом опасно биться с опытным врагом.
***
Недовольство по поводу появления на свет не посетит человека, наслаждающегося вечным блаженством в Царстве Небесном. Но и на земле тот, кто познал смысл жизни, не задает вопросов о цели своего появления на свет.
Страдания порождают ропот. Но тем, кто знает смысл земных страданий, они доставляют пользу.
Воин уже на земле вкусил плоды духовной жизни, реально ощутил их божественный вкус. Он понял, что путь к вечному наслаждению проходит через временные страдания.
Когда человек наслаждается Божественными благами, ему настолько хорошо, что он несказанно рад, что Бог сподобил его появиться на свет. Только человек, отлученный от этих благ, начинает стонать по поводу своего существования. Младенец, сосущий материнскую грудь, радуется, а отнятый от нее — кричит.
— Человек рожден для наслаждения Божественными благами. Вкуси их уже на земле — и ты получишь самый убедительный ответ на вопрос, для чего ты получил бытие, — говорит добрый воин своему собрату, приунывшему от тягот тяжелых битв и дальних походов.
***
Светловолосый оруженосец снимает с доброго воина доспехи, осматривает следы от вражеских стрел и задумчиво спрашивает:
— Но мог же Бог сотворить только тех, кто достигнет святости и вечного блаженства, и не творить тех, кому уготованы вечные муки? Ведь Бог всё предвидит и знает судьбу каждого человека.
— Дело в том, что всё человечество происходит от одного человека — Адама. Часто от злого отца рождается добрый сын. Не дать рождаться злым — значит отказать в праве на жизнь и добрым, — отвечает воин юноше.
— Нельзя ли было сделать так, чтобы от добрых рождались только добрые и не было среди потомков Адама места для злых? — вновь интересуется оруженосец.
— Сделать так — значит отнять у людей свободу выбора. А это, в свою очередь, лишит их права на божественное блаженство, так как только свобода приводит к нему. Во всемирном Адаме ветви поколений взаимосвязаны и пересекаются. Удаление почки отнимает у дерева ветвь. Даже один не родившийся человек лишает человечество целых поколений людей, среди которых могло бы появиться немало праведников. А разве они не имеют права на существование из-за того, что кто-то из их предков был нечестив?
***
Существование ада не колеблет веру доброго воина в любовь и милосердие Божии. Наоборот, он считает, что наличие ада подтверждает любовь Бога к Своим творениям.
Бог мог бы уничтожить разумные существа, которые стали злыми. Тем не менее Он сохраняет им бытие и даже дает возможность существовать в определенном месте, то есть в аду. Бог не нарушает свободу их выбора.
Однако зло не может терпеть добро и постоянно воюет с ним. Творец же навечно сохраняет право выбора не только за грешниками, но и за праведниками. Поэтому, когда Господь навечно заключит злые существа в ад, Он оградит непреступной стеной от их нападений добро и святых. Таким образом, Бог защитит право выбора Своих творений, пожелавших стать навечно добрыми.
Будучи по Своей природе любовью, Бог не творит адские мучения. Их творцами являются сами злые существа. Геенна соответствует сущности грешников и является естественной средой их обитания.
***
Доброго воина поразили слова, прочитанные им в сочинении преподобного Исаака Сирина: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».
Воин долго размышлял над этими словами, и теперь его самым мощным оружием является любовь. Под ударами этого бича не может устоять ни один даже самый неумолимый недруг.
***
Иногда добрый воин думает: стоит ли бороться? Борьба тяжела, и не видно ей конца. Не лучше ли быть сторонним наблюдателем, и пусть жизнь течет, как течет?
Однако такие малодушные мысли воин быстро отгоняет. Ибо он знает, что земная жизнь — борьба и наслаждаться покоем ему здесь не суждено.
— Ну, как же так? — спрашивают расслабленные любители покоя.— Если Бог нас любит, то трудно ли Ему дать нам вечные блага без борьбы? Ведь Бог видит нашу немощь и знает о нашей неспособности к жестокой борьбе с лютым противником. Зачем Он требует от нас непосильных подвигов?
Эти вопросы не смущают воина. Так уж устроен земной мир, лежащий во зле, что за добро необходимо упорно сражаться и войти в Царство Небесное можно только благодаря борьбе за него.
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12).
***
Плоть всегда посягает на многое, но воин старается уделять ей малое. Он знает, что радости плоти редко полезны духу.
Однако случается, плоть превозмогает. Воин кидает ей лишний кусок, она проглатывает его на лету, словно вечно голодный пес, и тотчас требует новой порции. Воин кидает еще и еще, чтобы плоть отстала от него. Наконец, пресытившись, она сворачивается клубком у ног хозяина и засыпает. Воин грустно смотрит на свою сытую, довольную плоть и чувствует, что ее шумный сонный храп почти полностью заглушает тихое дыхание духа.
***
Иногда враги предлагают доброму воину Иисуса Христа перемирие.
— Мы поняли, — говорят воины зла, — что ты искусный и мужественный боец. Однако ты всё равно не сможешь одолеть нас. Да и зачем тебе победа над нами? Не лучше ли нам договориться друг с другом? Прекрати воевать с нами, и мы, в свою очередь, перестанем тревожить тебя.
— Вы удивляете меня, — отвечает добрый воин. — Что может быть общего между добром и злом? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 15). Если добро договорится со злом, оно перестанет быть добром.
Воин не поддается на уловки врага.
***
Воин Христов перестал удивляться тому, что воины зла любят порассуждать о добре и любви.
Готовясь убить безвинного, воители зла говорят ему о милосердии. Уничтожая города и народы, они кричат о всемирном счастье. Своими сладкими речами они могут обмануть простаков, но не доброго воина Иисуса Христа.
***
Всякое доброе дело воин Христов совершает с усердием. Вместе с тем он всегда хочет знать, угодно ли его дело Богу и совершается ли оно по воле Творца. Это для него является главным во всех поступках.
Как воин узнает, угодны ли его дела Богу? Во-первых, по добрым плодам, которые они приносят. Во-вторых, по безусловному успеху, сопутствующему всем богоугодным делам. Ведь Господь Сам помогает совершать благие дела, потому что желает, чтобы Его воины постоянно совершенствовались.
Если воин, несмотря на все усилия, не может достичь успеха в благом деле, то делает вывод, что помощь Божия не сопутствует ему в этом предприятии, и перестает напрасно тратить силы.
Когда новобранцы не знают, как отнестись к какому-нибудь непростому делу или событию, добрый воин напоминает им совет мудрого Гамалиила: если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38-39).
***
Добрый воин не проходит мимо людей, находящихся в беде. Он протягивает руку помощи всем без различия. Видя, как воин благотворит недостойным людям, некоторые возмущаются:
— Зачем он помогает этим негодяям?!
Добрый воин отвечает:
— Наш Спаситель Иисус Христос не делил людей на хороших и плохих. Он благотворил всем. Господь говорил: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 31-32). Если Сам Бог пришел на землю спасти грешников, то мы, обратившись от греховной жизни, не должны ли помочь в этом другим?
Критики доброго воина замолкают и со временем становятся свидетелями справедливости его слов и действий. Они видят, как грешники и злодеи, получив помощь от воина, обращаются к духовной жизни и встают на путь истины.
***
Ученик доброго воина спросил своего учителя:
— Мудрецы восхваляют золотой путь и меру во всем. Скажи, как определять эту меру?
— Мера, или золотая середина, определяется смущением и миром, — ответил добрый воин.
— Каким образом? — не понял ученик.
Добрый воин пояснил:
— Когда ты соблюдаешь во всем меру, твоя душа наслаждается миром. Когда же ты нарушаешь меру, душу охватывает смущение. Будь внимателен к своей душе, и ты сможешь всегда и во всем соблюдать меру.
***
— Как ты добился того, что стал столь воздержанным? — спросил ученик доброго воина. — Я удивляюсь тому, как ты легко побеждаешь страсти и в жизни обходишься только самым необходимым. С чего надо начинать, чтобы научиться побеждать влечения сердца и плоти? Добрый воин ответил:
— Первым делом ты должен добиться того, чтобы твое слово для тебя самого приобрело безусловное значение. Если что-то увлекает твое сердце, а ты не хочешь этого, скажи себе: «Я не желаю этого!», и пусть твое слово будет для тебя незыблемым законом. Если же, наоборот, ты желаешь чего-либо достичь, говори себе: «Я обязательно достигну этого!» — и со всем жаром души, призывая помощь Божию, стремись к своей цели. Каждый раз, когда ты будешь следовать своему слову, оно будет приобретать для тебя всё большую и большую значимость. Слово может многое. Весь мир Бог создал словом. Человек сотворен по образу и подобию Божию. Он тоже творец и свою внутреннюю сущность создает словом.
***
У доброго воина Иисуса Христа есть неприступная крепость — Церковь. Много раз враги пытались взять ее приступом, но безрезультатно. Рыли подкопы, но сами же в них погибали. Старались разбить ее стены ядрами, и сами же получали раны от их осколков.
Штурм крепости продолжается уже не одно столетие. Однако враг мало преуспел. Твердыня поныне стоит и будет стоять несокрушимо до скончания века, ибо даже врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
Доброму воину постоянно нашептывают, что его крепость стала ветхой и скоро развалится, что ему пора перебраться в новую величественную крепость, построенную в соответствии с духом времени и с использованием современных технологий. На все подобные предложения добрый воин только снисходительно улыбается и говорит:
— Разве может какая-либо крепость быть более непреступной, чем та, которая утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20)? За две тысячи лет ее существования развалилось в прах множество великих замков, она же стоит незыблемо. Наша Церковь-крепость ветха не стенами и башнями, а годами. Но эта ветхость только доказывает ее несокрушимость. Ваши же новые замки простоят ли до конца вашей жизни?

Великий воин, дипломат и правитель святой благоверный князь Александр Невский — самый настоящий русский герой. И, безусловно, очень и очень стоит отцам рассказывать об этом человеке своим сыновьям так: «Вот кто настоящий герой-то, а не мужик в обтягивающем костюме, укушенный радиоактивным пауком, получивший благодаря этому какие-то там сверхспособности и именующий себя спайдермэном!» Да, в самом деле, стоит российским детям знать об Александре Невском и подражать ему. Но что же ещё такого важного для нас несёт в себе образ этого святого воина? А замечательна-то, прежде всего, его вера.

Много важного и достойного совершил князь Александр, но вспомним сегодня об одной из самых известных его побед: о битве со шведами на Неве, после которой и стали именовать святого князя Невским.

Во время нашествия шведов положение северных Русских земель было критическим: врагов было гораздо больше, чем русских воинов в тех краях, а страна была истощена и обескровлена нападением Батыя. В этих условиях огромное шведское войско под командованием князя Биргера имело все шансы с лёгкостью одолеть новгородцев. Но это только по человеческому разумению… Речь шла ведь не только о политическом господстве, как это было с монгольским нашествием, но о плане попрания Православной веры и насильственном насаждении католицизма среди русских (к слову, ордынцы гораздо терпимее относились к Православию, чем западные рыцари-католики). Отречение от веры и реки крови тех, кто с этим отречением не согласился бы — вот что ждало православных. Эту опасность понимал и князь Александр. Его войско было небольшим, но, понимая всю важность приближающейся войны, святой князь всё своё упование возложил на Бога. Он горячо молился и просил помощи Божией в предстоящем сражении, в котором, по человеческому разумению, у русских практически не было шансов на победу.

И Господь не оставил князя. Как повествует предание, незадолго до битвы одному воину было даже такое ободряющее видение: он увидел, как по реке плывёт ладья, в которой стояли святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб — угодники Божии спеши на выручку своему родственнику — князю Александру.

«Не в силе Бог, а в правде!» — такими словами, достойными лаконичности и точности молитвословий и пророчеств великих святых, укрепил князь своих воинов. И малая русская дружина одержала победу над могущественным врагом. Как это похоже на победы Ветхозаветных времён народа Божия над язычниками! Так с малым войском одержал победу над язычниками пророк Гедеон (Суд. 7, 1-25); так побеждал когда-то Иисус Навин, против войск которого иногда восставали целые коалиции языческих народов; так очень часто с помощью Божией в последствии побеждали и русские войска своих сильных противников (вспомним ближайшие к нам войну с Наполеоном и Великую Отечественную). А тогда в XIII веке помощь Божия была явлена ещё и таким образом: на том берегу реки, куда не смогли пробраться русские, преследовавшие бежавшего неприятеля, впоследствии было обнаружено огромное количество погибших шведских интервентов, павших, несомненно, по воле Господа уже не от рук дружинников князя Александра.

Победа была полной. Но оставались ещё могущественные враги — немецкие рыцари Ливонского ордена. Битва с немцами, получившая именование «Ледовое побоище», была также победоносной для русского оружия. И снова предание сохранило память о том, что перед самой битвой князь также горячо молился Богу о даровании победы.

Известны и многочисленные дипломатические победы князя Александра в его отношениях с Золотой Ордой, когда святому удавалось с Божией помощью предотвращать очередные набеги ордынцев на тогда ещё сильно ослабленную Русь. И всегда он оставался великим молитвенником, полностью полагаясь на Господа, уповая на Его помощь в нелёгком деле управления государством.

Святой воин Александр вошёл в историю России. Даже в советское время он считался примером воинской доблести. Но, как ясно показывает его биография, главной силой князя была не собственно доблесть и мудрость (которых у него было не отнять), но, во-первых, живая всепобеждающая вера в Бога. Именно эта вера делает обычных смертных людей истинным народом Божиим, которому не в силах противостоять враги. И не стоит думать, что, подчёркивая веру святого князя Александра, мы как-то уменьшаем его воинские качества — он был и остаётся воином, но при том воином верующим, воином Христовым, который всегда, даже в самом трудном положении, мог сказать: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). И, конечно, этой премудрости стоит, наверное, отцам учить своих сыновей потому, что Россия всегда была сильна верой, которая по сей день остаётся нашим сильнейшим оружием — более непобедимым, чем любые ракеты и новейшая техника. «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс. 19, 8-9) — так вслед за псалмопевцем через века взывает к нам, православным христианам, святой благоверный князь Александр Невский.

Теги: благоверный Александр Невский история России вера в Бога святые и святыни

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Происхождение красного цвета

Первые красящие вещества были именно красными. В некоторых языках, например в русском, и «краска», и «красный» происходят от одного слова — «краса».

Ткань, которую специально окрашивали, выделяла ее владельца среди людей. Поменять природный цвет полотна на ярко-красный было не только трудно, но и очень дорого. Чтобы получить 1 грамм красящего вещества, нужно было отловить, сварить и раздавить десятки тысяч моллюсков, а на одну древнеримскую тогу (примерно 6 метров ткани) уходило около 200 граммов! Логично, что на древних рисунках этот цвет часто был связан с властью и священнодействием, а носить красную одежду долгое время могли только правители.

А вот изображения с красным пигментом стали появляться тогда же, когда люди начали рисовать.

Наскальная живопись в пещерах Альтамира, Ласко и Пеш-Мерль сохранила палитру первобытных художников: черный, коричневый, красный и изредка желтый.

Бизон в пещере Альтамира (12–40 тыс. лет назад).Источник

Если черный пигмент берут из древесного угля, а коричневый и желтый — из земли, то с красным все гораздо сложнее. Чтобы его получить, надо было извлечь из земли кристаллы гематита, отмыть их, отфильтровать, затем измельчить в ступе, добавить полевой шпат и развести жиром. Скорее всего, художник палеолита видел в красном цвете сакральный смысл, ведь ради него люди научились перерабатывать минералы в краски.

Религиозные сюжеты: кровь и страсти

Рост популярности красного цвета в нашей эре связан с историей Церкви. Если в Античности красный могли позволить себе лишь очень богатые люди (красными были фрески нуворишей в Помпеях и одежды древнеримских франтов и императоров), то в эпоху Средневековья этот цвет появился в каждом доме независимо от статуса его владельцев.

Дело в том, что в это время множатся сюжеты распятия Христа, в Европе прославляются Страсти Господни, а на Руси появляется культ Богоматери.

В иконописи красный цвет в первую очередь обозначает кровь, причем не только Христа, но и всех христианских мучеников. Только в западной традиции акцент делается на сценах распятия, кровавом процессе пытки, а на византийских (а затем и на русских) иконах красный цвет мы видим лишь в одежде Иисуса как напоминание о пролитой им крови.

Спас на престоле.Источник

Сына Господня иконописцы изображают в разных сюжетах и позах, но одежда всегда будет двухцветной: хитон (рубашка до пят) красный, а гиматий (накидка) синий. Эти цвета символизируют человеческую природу, кровь, пролитую ради спасения людей, и небесное происхождение Христа.

Но красный на иконах говорит не только о страданиях и физических муках. Например, персонаж Ветхого Завета Илия Пророк традиционно изображается на красном фоне. Но его никогда не подвергали телесным пыткам (трехлетнее голодание в пустыне не в счет) и за особенное благочестие отправили живым на небо: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо».

Источник

С этим сюжетом связан второй смысл красного цвета в иконе — это сильная вера, которая дает надежду всякому, кто обращается к Богу.

Итак, в религиозных сценах красный ассоциируется с природными явлениями. В этом контексте связь с огнем и кровью кажется вполне очевидной: икона воспринималась как Библия для неграмотных и ей отвлеченные понятия и сложный мистицизм там были лишними.

Красный в живописи: от сексуальности до власти

В светских изображениях красный цвет важен не меньше, чем в иконах. Зачастую художник использует красный, чтобы сделать эффектный акцент, привлечь внимание зрителя к определенной детали в пейзаже или одежде персонажа.

XV век: новые возможности красного

В эпоху Ренессанса религиозные изображения постепенно сменяются светскими, и место благочестивых мадонн занимают обнаженные Венеры.

Эволюционирует и техника живописи: художники переходят от темперы к масляным краскам. Дело в том, что темперу делали из смеси порошковых пигментов и яичного желтка, поэтому краска высыхала моментально. Художник должен был очень быстро наносить цвет и не мог допустить погрешностей в рисунке: исправить что-то потом было практически невозможно.

Другое дело — масляные краски: их можно наносить тонким слоем, накладывать один цвет на другой и таким образом добиваться невиданной прежде глубины цвета. Рисунок маслом легко скорректировать, стереть растворителем или вовсе соскрести с поверхности.

Считается, что масляная живопись широко распространилась в Европе благодаря фламандцу Яну Ван Эйку, который устал работать по старой методике.

Масло не только помогло ему расширить палитру, но и позволило ввести в свои картины многочисленные детали. Основным цветом его произведений, будь это «Гентский алтарь» или «Портрет четы Арнольфини», был красный.

Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» (1434).Источник

Красный оставался очень дорогим красителем, и ткани алого цвета могли позволить себе лишь состоятельные люди. То, что у пары почти вся мебель в спальне обита красной материей, говорит об их достатке.

Ян Ван Эйк «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433).Источник

Исследователи считают, что это автопортрет Ван Эйка. Красный тюрбан был для него отличной рекламой — доказательством успеха и доступа к самым желанным красителям своего времени.

XVI век: красный — бренд Тициана

Главные мастера начала XVI века — Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи — не уделяли большого внимания красному. Зато пришедший им на смену Тициан сделал имя этому цвету, причем в буквальном смысле.

В его «Венере Урбинской» или «Женщине с зеркалом» встречается оттенок, совершенно не похожий на тот красный, который встречался у его современников. В итоге его стали называть по имени того, кто его прославил, — «красный тициан».

Тициан «Венера перед зеркалом» (1555).Источник

Это особый цвет теплого, красновато-коричневато-оранжевого оттенка придает его картинам чувственную атмосферу. «Венеры» Тициана были так популярны, что даже повлияли на дамскую моду того времени. Современницы художника обесцвечивали свои волосы, а затем красили их куркумой и шафраном.

XVII век: красный — цвет наслаждения

XVII век — это торжество стиля барокко, ориентированного на богатства и излишества. Архитекторы создают немыслимо сложные формы, а художники изображают пышные торжества.

Настоящим праздником цвета в живописи стали картины фламандского художника Пауля Рубенса. Его палитра всегда построена на сложных, почти драматических цветовых контрастах, где красный символизирует большие страсти, сильнейшие переживания.

Рубенс «Тарквиний и Лукреция» (1609–1611). ИсточникРубенс «Сусанна и старцы» (1607).ИсточникРубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618). Источник

В картинах «Тарквиний и Лукреция», «Сусанна и старцы», «Похищение дочерей Левкиппа» красный цвет появляется очень точечно, лишь на ткани, которая скрывает интимные места. Это весьма символично, ведь во всех этих сюжетах речь идет о бесчестии девушек.

А в «Отцелюбии римлянки», где Рубенс трактует античный сюжет о старике Кимоне и его дочери Перо в рамках христианской концепции милосердия, красный подчеркивает молодое и пышущее здоровьем женское тело.

Рубенс «Отцелюбие римлянки» (1612).Источник

Но для барокко было важно не столько рассказать о благородстве девушки, сколько подчеркнуть ее сексуальность.

XVIII век: красный — светский комплимент

После бурных барочных страстей художникам захотелось спокойствия и гармонии. Сцены больших торжеств сменились интимной обстановкой, и в это время набирает популярность жанр портрета. На полотнах появляются широкие окна и большие двери, а значит, разглядеть цвет становится гораздо легче. В моде теперь светлые оттенки и нежные пастельные тона. Но в Англии и России красный остается популярным у самых передовых художников.

Джошуа Рейнольдс, первый президент Королевской академии художеств в Лондоне, был невероятно востребованным портретистом. Он мог точно передать главные черты своих моделей и в то же время аккуратно им польстить. Неудивительно, что среди его заказчиков были виднейшие люди своего времени: члены королевской семьи, светские дамы, политики, артисты и литераторы. Почти на каждом портрете обязательно есть выразительное пятно красного цвета.

Джошуа Рейнольдс «Автопортрет» (1749). Источник

Но сегодня многие его картины кажутся темными и блеклыми — неужели за ними выстраивались в очередь все его именитые клиенты?

Рейнольдс стал жертвой собственных экспериментов с краской. Чтобы добиться глубокого оттенка красного, он добавлял поверх киновари малиновый кармин, который со временем потускнел. Поэтому герои его портретов выглядят сегодня болезненно бледными, похожими больше на мраморные скульптуры, чем на живых существ.

Джошуа Рейнольдс «Портрет Джейн Флеминг, графини Харрингтон» (1779). Источник

Нельзя не упомянуть и Карла Брюллова, слава о котором распространилась далеко за пределы России. И хотя он жил уже в XIX столетии, в его творчестве отразились веяния предыдущего века.

Как и Рейнольдс, он балансировал между строгим академизмом и чувственным романтизмом, превознося своих моделей и подчеркивая их нежную красоту. Если он хотел кому-то сделать комплимент, то обязательно использовал свой любимый красный. На всех портретах его муза княгиня Юлия Самойлова изображена на фоне алой театральной кулисы: эта богатая светская дама восхищала живописца своим независимым поведением и неординарными поступками.

Карл Брюллов «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842). Источник

Здесь Брюллов отделил графиню от остальной толпы красным струящимся бархатом, словно подчеркивая то особое положение, которое занимала эта женщина не только в обществе, но и в жизни художника.

XIX век: красный — цвет народа

В XIX веке красный окончательно теряет связь с аристократическим прошлым и становится цветом народа. Впервые появившись на колпаках французских бунтарей, он вскоре приобрел идеологическое значение — революционное, экстремистское. Революция закончится, но политический смысл красного цвета сохранится на протяжении всего столетия.

Красный — это не только революция, но и внимание к простому народу. В конце XIX века постимпрессионист Винсент Ван Гог перебирается из Парижа в Арль, чтобы вместе со своим кумиром Полем Гогеном открыть художественную коммуну. Для Ван Гога это был период больших надежд и грандиозных произведений. Он внимательно изучал жизнь крестьян и размышлял о силе природы.

В картине «Красные виноградники в Арле» закатный свет солнца так накаляет землю, что она становится багрово-красной, напоминая всполохи пламени. Световой день близится к концу, но сборщики винограда еще не закончили свой нелегкий труд. Чтобы передать тревожный и мрачный характер этого мотива, Ван Гог покрывает почти весь холст красным цветом.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле» (1888). Источник

В картине «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» Ван Гог показывает скромную обстановку питейного заведения для рабочего класса. Туда даже могут зайти бродяги вздремнуть часок-другой — их мы видим в правой части картины. Композиционно сюжет построен на контрасте красного и зеленого: «В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом», — писал художник брату.

Винсент Ван Гог «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» (1888). Источник

В жизни художника красный цвет тоже стал символом больших страстей. Ван Гог использовал красную краску с большим содержанием свинца. У него была привычка смачивать кисти во рту — получается, он постоянно травил себя тяжелым металлом. Есть гипотеза, что подлинной причиной его агрессии и постоянной бессонницы был не его взрывной характер, а токсин в красной краске, обостривший состояние художника.

Но ядовитым был не только тот красный, которым пользовался Ван Гог. Многие оттенки цвета вплоть до появления фабричных аналогов были токсичными. Например, киноварь производили, нагревая серу и ртуть (этот оттенок можно увидеть на фресках в Помпеях). Вредными были и реальгар из сернистого мышьяка, и свинцовый красный, которыми пользовались художники Ренессанса и Нового времени.

Первая половина XX века: цвет французских дикарей

Начало XX столетия — это время больших открытий. Художники неожиданно обращают внимание на колониальное искусство, переосмысляют детский рисунок и активно экспериментируют с цветом и формой.

Импрессионисты говорили о раздельном мазке и живописи чистым цветом. Теперь эти же установки художники следующего поколения доводят до предела. Тень с голубым оттенком мастер передает чистой бирюзой, а легкий румянец на щеках девушки — багровым пятном.

Появляется целое движение живописцев, которых интересуют лишь колористические задачи. За любовь к яркому цвету их прозвали фовистами (от фр. fauves — «дикари»).

Анри Матисс, главный идеолог фовизма, считал, что главное в картине — это гармония цвета. Все свои композиции он выстраивал на соотношении контрастных цветов, которые придавали мажорный тон его статичным сюжетам.

Полотно «Красная комната» он изначально писал в голубом цвете, но решил почти целиком переделать его, посчитав, работа не выглядит достаточно декоративно (другими словами, нет ощущения, что это гобелен или ковер). А вот «красный» вариант Матисс считал гораздо более красивым.

Анри Матисс «Красная комната» (1908). Источник

Красный поглощает трехмерное пространство, и цвет становится главным выразительным средством. Красный не только ярок, но и несет мощный эмоциональный заряд.

Позже этот прием Матисс будет использовать почти в каждой работе, считая, что искусство должно в первую очередь приносить человеку радость.

Красный использовали и в знак протеста против старых представлений о мире и искусстве.

Авангардист Илья Машков говорил, что красный долгое время считался вульгарным, но именно поэтому, назло устоявшимся традициям, он почти все свои картины писал яркой киноварью.

Илья Машков «Портрет неизвестного с цветком в петлице» (1910). Источник

Середина XX века: красный — открытая рана

После Второй мировой войны настроения в обществе резко изменились: мало кто из художников обращался к позитивным сюжетам. То, что происходило в искусстве, лучше всего описывает фраза писателя Жана Жене: «Источником красоты является не что иное, как скрытая душевная рана».

Утрата, трагичность существования, насилие — вот темы, которые поднимал в своих работах художник Фрэнсис Бэкон. Задачу живописи он видел в том, чтобы «воссоздать жестокость» самой реальности. Герои его картин — это гротескные существа, они то ли шипят, то ли кричат от боли, теряя человеческий облик, воплощают саму плоть, открытую рану.

Фрэнсис Бэкон «Три этюда для распятия» (1962). Источник

Для создания столь мрачной атмосферы художник активно использовал разные оттенки красного. Этот цвет отлично передает эмоциональный посыл картины.

ХХI век: красный как политическое высказывание

Красный цвет в современном мире может быть чем угодно: и предупреждающим знаком, и наказанием, и удовольствием, и чествованием.

Мишель Пастуро в своей книге «Красный. История цвета» пишет, что времена этого цвета прошли, а его место теперь занимают синий и зелёный. Однако в искусстве красный все еще очень символичен.

Большой поклонник красного художник Аниш Капур интересуется эмоциональным воздействием объектов, которые создает. Его произведения поражают монументальным масштабом — они больше похожи на архитектурные проекты, чем на скульптурные. Их почти невозможно охватить одним взглядом, они подавляют зрителя и, конечно, связаны с образом власти.

Аниш Капур «Моя алая родина» (2003). Источник

Его работа «Моя алая родина» напоминает место казни, «Стрельба в угол» похожа на куски мяса, брошенные в белые стены музея, а «Расчленение» предлагает зрителю заглянуть внутрь тела. Красный вновь интерпретируется как плоть и кровь, физические муки и расправа, только теперь художник говорит не об одном человеке, а о целом поколении угнетенных людей.

Аниш Капур «Стрельба в угол». Источник

У Капура есть и политические работы. В 2011 году он создал грандиозную инсталляцию красного цвета «Левиафан» и посвятил ее арестованному китайскому художнику Ай Вэйвэю, а после призвал все музеи мира закрыться на один день в знак протеста.

Аниш Капур «Левиафан» (2011). Источник

Красный для Капура — это цвет мощных высказываний, своего рода визуальных манифестов, благодаря которым его объекты запоминают даже те, кто далек от современного искусства.

Команда «Клинок” хутора «Покровский” с. Эмеково с 3 по 8 августа приняла участие в VII Международном военно-спортивном фестивале «Православный воин».

В окрестностях с. Дивеево, рядом с Флоровским скитом Серафимо-Дивеевского монастыря, на площадке Культурно-спортивного цента «Казачий острог” в первый день соревнований, 3 августа, прошли военные спортивные соревнования по тактическому троеборью для самых маленьких участников в возрасте от 5 до 13 лет. Участвовало 13 команд. Первое место заняла команда ВСК «Казачий острог» из г. Сарова. Команда «Клинок” СКВРиЗ МРО
ХКО «Покровский” с. Эмеково заняла третье место.

Фестиваль собирает на одной площадке представителей военно- и спортивно-патриотических клубов и объединений России и зарубежья, занимающихся разными видами спорта, но объединенных православной верой и готовностью защищать свою Родину. В прошлом году в мероприятиях «Православного воина» участвовали более 300 воспитанников военно-спортивно-патриотических клубов России и зарубежья.


В основную программу фестиваля входят шесть дисциплин: военно-тактические соревнования (14+), Кубок Нижегородской митрополии по армейскому рукопашному бою (АРБ) (10+), открытый турнир по казачьему кинжальному бою (12+), турнир по лазертагу «Штурм» (12+), рубка шашкой (по правилам федерации «Казарла»), тактическое троеборье (от 8 до 13 лет – лазертаг, от 14 лет и старше – страйкбол). Команды по желанию могут участвовать в одном или нескольких видах соревнований.


Торжественное открытие и молебен состоялись 5 августа. Молебен возглавил епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской и Арзамасской епархии.

Юные спортсмены посетили Серафимо-Дивеевский монастырь — побывали на богослужениях, поклонились святыням, смогли приобщиться Святых Христовых Тайн и искупаться в святых источниках.

В Открытом кубке Нижегородской Митрополии по АРБ 5 августа турнир собрал лучших бойцов России, география – от Красноярского до Ставропольского края.

В состязании «Штурм” 6 августа воспитанники казаков хутора «Покровский” в командном зачёте заняли первое место, в личном зачёте Корнилов Иван так же занял первое место, руководитель команды Глухов Александр в личном зачёте занял второе место.

В целом команда «Клинок» СКВРиЗ МРО хутора «Покровский”
с. Эмеково показала на фестивале следующие результаты:
Тактическое троеборье – 3 место
Штурм (командный зачет) – 1 место
Штурм (личный зачёт):
Корнилов Иван – 1 место
Глухов Александр – 2 место
Рубка шашкой:
Глухов Александр – 1 место
Стрельба из лука:
Глухов Александр – 1 место
Дмитриев Алексей – 1 место
Кузнецов Илья – 2 место
АРБ:
Кузнецов Илья – 2 место
Казачий кинжальный бой:
Филин Михаил – 1 место
Глухов Александр – 2 место
Трубников Денис – 3 место.

Больше фотографий в альбоме нашей официальной группе ВК

Поздравляем ребят с успехами! Многая и благая лета! Слава Богу за всё.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *