Правовая основа деятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О свободе совести и о религиозных объединениях

Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения. (В редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 80-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями; (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Глава II. Религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

2. Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации. (В редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 80-ФЗ)

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

81. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ)

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации , в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ)

ПИНЧУГИНА Е. Н.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены правовые основы деятельности ОВД, определена их структура, разграничены статическая и динамическая стороны. Особый акцент сделан на характеристике нормативно-правовых основ деятельности ОВД. Определены федеральный, региональный и местный уровни нормативно-правовой основы деятельности ОВД.

Ключевые слова: деятельность ОВД, правовые основы, нормативно-правовые основы, нормы права, нормативно-правовые акты в деятельности ОВД.

PINCHUGINA E. N.

LEGAL BASIS OF INTERNAL POLICE AGENCIES’ ACTIVITIES: CONCEPT, SPECIFICS, STRUCTURE

Органы внутренних дел (далее по тексту — ОВД) выполняют крайне важные функции в механизме государства в целом. Показательно при этом, что обеспечивая бесперебойное действие закона, при выполнении собственных задач они ориентируются на те же самые законы и подзаконные акты, реализуют свои полномочия преимущественно в правовых формах. Однако, преломляется все это к компетенционным рамкам деятельности ОВД. Поэтому более чем актуален вопрос о сущности и специфике правовой основы деятельности органов внутренних дел, её организации. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Обратимся к понятию самого термина «основы». При буквальном толковании они означают «исходные, главные положения чего-нибудь» , «твердые начала…, фундамент» . В условиях действия режима законности такие трактовки как нельзя кстати, поскольку и в прямом, и в переносном смыслах применительно к правовой составляющей деятельности ОВД юридическая их часть — остов всего функционала ОВД.

Правовые основы деятельности ОВД содержательно предопределены местом ОВД в механизме государства и общества. Здесь следует помнить, что ОВД — это органы

исполнительной власти, имеющие, в свою очередь, сложную структурную организацию. Нередко даже в связи с этим к самим ОВД применяется термин «органы правоохранительного блока», а к их частям — «криминальный блок», «полиция общественной безопасности» и пр. .

Каждый «блок» реализует установленный и специфический объем правоохранительных задач и функций: охрану общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбу с правонарушениями и преступностью во всех их видах; оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность; обеспечение безопасности дорожного движения и др.

Сферы деятельности ОВД столь обширны и разнообразны, что объективно достаточно часто появляется потребность в формировании, совершенствовании, реконструкции этих органов, в особенности их специализированных подразделений, осуществляющих деятельность по борьбе, например, с экстремизмом, терроризмом, по другим актуальным правоохранительным направлениям. Здесь следует вести речь о непрекращающейся эволюции организации и деятельности ОВД. И это также нужно учесть при анализе правовых основ в указанной области.

В юридической доктрине используется немало синонимов понятия «правовая основа». На слуху такие термины как «нормативно-правовое обеспечение», «юридическая регламентация», «правовая (документально-юридическая) форма», «нормативно-правовое закрепление» .

Собственно правовая основа функционирования государственных органов также рассматривается неоднозначно. Данным понятием обозначают обычно совокупность исходных правил, основополагающих начал, выраженных в разных формах, или качественно и организационно обособленную однородную деятельность по установлению соответствующих нормативных актов .

Л. А. Григорян, И. Б. Киричук, С. С. Миронов, М. Н. Альтшуллер и др. нормативной основой деятельности ОВД признают совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность ОВД . При этом они не разграничивают понятий «нормативная основа» и «правовая основа».

М. Н. Альтшуллер в структуре нормативной основы деятельности ОВД выделяет также соответствующие уровни: первый (его образуют акты внешнего действия) и второй (речь идет об актах внутреннего характера) — ведомственное регулирование . Здесь, однако, следует обратить внимание на тот факт, что поскольку в последнее время в деятельности ОВД, как и в деятельности многих других субъектов, нередко используются моральные правила, правовые обычаи и принципы, правоположения юридической практики

и пр. другими словами, нормативные правовые акты являются центральной составляющей, но не единственным элементом правовой основы их деятельности.

М. Н. Кузьмина определяет правовые основы деятельности ОВД как «совокупность исходных правил, выраженных в различных формах, в соответствии с которыми строится и функционирует система ОВД» . Поскольку они имеют источником само право, а право проявляется, главным образом, в правосознании, правовых нормах и правоотношениях, формами выражения последнего являются нормативно-правовой акт, правовой обычай и прецедент. Но воплощены они преимущественно именно в основном в законодательных актах.

Ядром правовой основы организации и деятельности ОВД являются нормы права.

Кроме таких норм, при характеристике правовых основ деятельности ОВД следует учитывать и конкретные правоотношения и процедуры, складывающиеся при возведении их в статус нормативных предписаний, то есть правотворческую деятельность в целом, используемые при их формулировании, а также в последующей правореализации правовые способы и средства. Не следует упускать из виду и момент правореализации. Тем самым в правовую основу деятельности ОВД кроме правовых норм и правотворчества входят правоприменительные акты, сама правоприменительная деятельность, юридические знания, правопорядок и др. .

В связи с многоплановым содержанием различных элементов правовой основы деятельности ОВД, можно их объединить в две группы: 1) фиксирующие статику права; 2) выражающие динамику права.

Правовые основы в статике — это регулирующие организацию и деятельность ОВД правовые нормы и принципы, установленные в нормативно-правовых актах, а также правоприменительные решения (нормативный компонент); правовые учреждения, осуществляющие правотворческие и правоприменительные функции (институциональный элемент); правовые взгляды, идеи, представления (идеологический элемент). Правовые основы деятельности ОВД в динамике — правотворчество, реализация права, юридические факты, правосознание.

Нормы права обеспечивают взаимодействие и взаимосвязь всех названных компонентов. Именно с ними связаны, в первую очередь, нормативные правовые основы деятельности ОВД.

Нормативно-правовая основа деятельности ОВД представляет собой совокупность нормативных правовых актов, участником которых являются ОВД и их сотрудники . В таких актах определяются цели и задачи деятельности ОВД, их функции и принципы работы. Значительно количество таких актов регламентируют порядок формирования ОВД, их полномочия, формы деятельности, внутриорганизационную

структуру и внешние связи, в том числе иерархического типа. Действуют они, как правило, на трех уровнях: федеральном, региональном, местном.

На федеральном уровне главным таким актом, безусловно, является Конституция РФ (первый подуровень федеральных актов, составляющих нормативно-правовую основу деятельности ОВД). Сюда же входят федеральные конституционные законы и федеральные законы (второй подуровень). И наконец, к ним относятся нормативные указы и распоряжения Президента РФ, акты палат Федерального Собрания РФ, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, решения высших судебных инстанций РФ, акты Генеральной прокуратуры РФ и акты других федеральных органов государственной власти, в том числе ОВД (третий подуровень).

Региональный уровень нормативно-правовой основы также включает три подуровня: 1) конституции республик и уставы иных субъектов РФ; 2) законы субъектов РФ, регулирующие отношения в указанной сфере; 3) подзаконные нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти этих субъектов РФ .

Местный (муниципальный) уровень нормативно-правового регулирования организации и деятельности ОВД образуют акты, принимаемые органами местного самоуправления (уставы муниципальных образований, акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нормативно-правовую основу организации и деятельности ОВД включаются и международно-правовые акты и принципы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), которые входят в национальную правовую систему России.

Охарактеризуем основные акты, составляющие нормативно-правовую основу деятельности ОВД. Речь идет, в первую очередь, о Конституции РФ. В частности, в ст.ст. 15, 71, 72, 78, 114 названного акта установлены принципы организации и деятельности ОВД как составной части механизма государства (например, конкретизируются задачи Правительства РФ, которые оно должно решать через правоохранительные органы).

В Конституции же установлены правила поведения всех органов власти с населением. Эти правила применимы и к ОВД. Они должны в своей деятельности исходить из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст.15); все равны перед законом и

судом (ч. 1 ст. 19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т.д.

Некоторые статьи Конституции РФ устанавливают запреты, которых также должны придерживаться ОВД. В их числе: недопустимость любых ограничений в социально-правовом статусе (ч. 2 ст. 19); запрет на применение пыток и насилия в любой другой, унижающей человеческое достоинство форме (ч. 2 ст. 21); недопустимость вторжения в частную жизнь лица без его согласия (ч. 1 ст. 24); отказ от любых видов деятельности, связанных с популяризацией идеи чьего-либо превосходства по любому основанию (ч. 2 ст. 29); недопущение проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и др.

В Конституции РФ также определены полномочия органов государственной власти по принятию правовых актов, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность ОВД (ст. ст. 76, 90, 104, 105, 115), принципы организации и деятельности государственных органов (законность, федерализм, гласность, самостоятельность, гуманизм, разделение властей и др.), в том числе, касающиеся деятельности ОВД.

Весомую роль в регулировании деятельности ОВД играют федеральные конституционные и федеральные законы, которые прямо или опосредованно регулируют деятельность ОВД. В их ряду можно упомянуть кодифицированные акты, например, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

В числе специальных федеральных законов, регулирующих деятельность ОВД, на первом месте стоит Закон «О полиции» .

Среди законодательных актов федерального уровня, которые содержат прямые предписания в адрес ОВД, следует отнести Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» , Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» , Законы РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» , от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах РФ» , Федеральные законы от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» , от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» , от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» , от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» , от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» , от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» , от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» , от 30 ноября 2011 г. № 32-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Что касается подзаконных актов, регулирующих деятельность ОВД, здесь следует отметить, что обычно на уровне актов Президента РФ и Правительства РФ принимаются положения общего характера, которые затем конкретизируются в специальных актах МВД РФ. Правительство РФ чаще всего издаёт специальные акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере, если есть прямое указание в том или ином акте федерального уровня.

В частности, в настоящий момент статус МВД РФ регламентируется Указом Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ». Здесь определено, что министр внутренних дел РФ «издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает межведомственные соглашения, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в сфере внутренних дел» (пп. 3 п. 21). Более того, он выполняет функцию внутреннего контроля за соответствием решений должностных лиц системы МВД России Конституции РФ и законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, может отменять их при наличии достаточных к тому оснований (пп. 17 п. 21).

Нормативные акты МВД России составляют большую часть всей системы нормативно-правовой основы организации и деятельности ОВД. С их помощью государство обеспечивает оперативное и дифференцированное руководство деятельностью ОВД.

Таким образом, анализ нормативной основы деятельности ОВД демонстрирует, что основу нормативно-правовой организации деятельности ОВД составляет нормативно-правовой акт. Но ни при каких обстоятельствах не стоит забывать, что их положения тот же законодатель не создаёт произвольно, а чаще всего берет их из уже сложившихся общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая

2001 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2277.

2. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января

2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 5. — Ст. 375.

4. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Российская газета. — 1993. — 10 августа.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 17. — Ст. 1455.

8. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 51. — Ст. 5681.

10. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 24. — Ст. 2789.

15. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2.

16. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

17. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 32-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 49 (ч. 2). — Ст. 7020.

18. Альтшуллер М. Н. Нормативная основа деятельности ОВД: лекция. — Горький, 1983. — 253 с.

19. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 2012. — 782 с.

21. Карташов Н. Н. Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России. — М., 2002. — 170 с.

22. Кузьмина М. Н. Правовые основы формирования и деятельности ОВД (теоретико-правовой аспект): дис. . канд. юрид. наук. — М., 1996. — С. 21.

24. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка. — М., 2011. -1112 с.

25. Четвериков В. С., Четвериков В. В. Основы управления в ОВД: курс лекций. -М., 2007. — 150 с.

26. Шебанов А. Ф. Форма советского права. — М., 1968. — 213 с.

27. Юсупов А. В. К вопросу о понятии «административное» нормотворчество // Ученые записки: сб. статей. — 2011. — № 11. — С. 157-164.

Квалификационные требования по муниципальным должностям состоят из единства требований к муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы в Комсомольском сельском поселении к:

уровню профессионального образования с учетом специализации по муниципальной должности,

стажу и опыту работы по специальности,

уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, правовых актов поселения применительно к осуществлению соответствующих должностных полномочий.

Квалификационные требования для замещения:

старшей группы должностей муниципальной службы – наличие высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее трех лет.

младшей группы должностей муниципальной службы – наличие среднего профессионального образования или начального профессионального образования (с получением среднего (полного) общего образования) без предъявления требований к стажу.

Специализация муниципальных должностей муниципальной службы, признание образования, необходимого для замещения муниципальной должности муниципальной службы, равноценным, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются с учетом задач и функций муниципальных должностей муниципальной службы нормативным актом главы администарции Комсомольского сельского поселения, имеющего право приема, увольнения, и включаются в должностные обязанности муниципального служащего.

Квалификационные требования, предъявляемые по муниципальным должностям муниципальной службы, являются основанием при:

оценке служебной деятельности муниципального служащего в период проведения его аттестации,

сдаче им квалификационного экзамена,

определении кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы по итогам конкурса,

отборе кандидатур для занесения в резерв кадров муниципальных служащих.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *