Праздник 3 октября

Православный календарь на 3 октября 2018 года

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии.
Сщмчч. Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

Флп., 237 зач., I, 12–20. Лк., 12 зач., IV, 1–15. Мчч. (под зачало): Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2 1. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

1. Евангельское чтение мчч. Михаила и Феодора читается, если им совершается служба. Апостольские чтения мучеников и великомученика совпадают.

Тропарь и кондак Воздвижения (см. 14/27 сентября) Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним, глас 4: Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2) Кондак великомученика Евстафия, глас 2: Стра́сти Христо́вы я́ве подража́в/ и Сего́ испи́в усе́рдно ча́шу,/ о́бщник, Евста́фие, и сла́вы снасле́дник был еси́,/ от Сама́го всех Бо́га// прие́мля с высоты́ боже́ственное оставле́ние. Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора, глас 4: Жизнь ва́шу му́ченически соверши́вше,/ испове́дания венцы́ украси́вшеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле прему́дре с до́блим Фео́дором,/ моли́те Христа́ Бо́га/ сохрани́ти oте́чество ва́ше,/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости. Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора, глас 8: Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву, я́ко преходя́щую, оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.

Ведь так все просто в слове Божием! Каждое слово ясно! В каждом слове спасительная истина! Почему мы не слышим эти слова, почему пытаемся корректировать слово Божие своим пониманием жизни, оправдывая разделения, гордыню, зависть, превозношение? Это происходит потому, что слово Божие не достигает нашего сердца. Слушаем и не слышим, читаем и не усваиваем. Христианин может жить по-христиански, когда он точно знает, во что он верит, когда он знает, какие Божественные истины открыты ему в слове Божием. Вот почему христианину нужно всегда работать над собой, читать Священное Писание, вдумываться в его слова… Каждый день читайте слово Божие, подвергайте прочитанное вопрошанию, примеряйте к себе эти слова… все проносите через свое сердце, примеряйте к своей собственной жизни, и тогда ваша жизнь изменится, и сила вашего слова будет убедительна.

Богослужебные указания

Сегодня православная церковь вспоминает преподобного и благоверного князя Олега Брянского

3 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Какой церковный праздник сегодня 3 октября 2018: Астафий Ветряк

Великомученика Евстафия Плакиды, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта.

Посвящен мученикам Евстафию — военачальнику при императорах Тите и Траяне, его жене и двум сыновьям, пострадавшим за веру в Христа в период правления Адриана.

Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 — 81) и Траяне (98 — 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.

Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем — распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?» — в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих».

Плакида воскликнул: «Господи, я верую, что Ты — Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать». И вновь прозвучал Божественный глас: «Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению».

С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: «Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня — Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня». Супруги поступили, как им было велено.

Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.

На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения.

И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения — Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: «Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих». Святой Евстафий смиренно отвечал: «Да будет воля Твоя, Господи, всё готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной»

Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного — другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому — того утащил в лес волк.

Потеряв всё, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан — он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.

В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.

Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету — след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними — их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они — родные братья.

Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.

Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, — это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику — святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.

К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 — 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.

«Почему ты не хочешь поклониться богам? — спросил император. — Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей». Святой Евстафий ответил: «Я — христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний». В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми — ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.

По православному календарю праздник 3.10.2018: Мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его мученика Феодора, чудотворцев

Михаил Всеволодович Черниговский, казненный с боярином Феодором в Орде 20 сентября 1246 года, был на Руси самым почитаемым из святых князей после Бориса и Глеба, а сказание о нем, составленное современником, вошло в летопись. Это даже не житие, а повесть о «мучении» с кратким житийным введением.

Сын князя Всеволода Чермного стал Черниговским князем в 1223 году, когда дядя его Мстислав погиб в битве на Калке. А через два года его позвали к себе княжить новгородцы — просто потому что он был шурином Владимирского князя Георгия, с которым Новгород очень хотел помириться. Но пробыл там Михаил совсем недолго — вернулся в свой удел и принялся за его благоустройство, в 1235 году унаследовал Киевский великокняжеский стол, а через четыре года татары, опустошив Рязань, Суздаль и Владимир, двинулись на Южную Русь, смерчем пройдя по левобережью Днепра и черниговским и переяславским землям.

И тут начинается совершенно шекспировский сюжет. В 1240 году войска Батыя подошли к Киеву. Хан послал к князю парламентеров, но Михаил переговоры вести не стал, послов приказал убить, а сам «бежал в Угры», или, по более «политкорректной» версии, срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля общими силами дать отпор врагу. Но ни «угры», ни поляки, ни германский император на союз не пошли, и князь вернулся на городское пепелище, а потом уехал в Чернигов.

И тут Батый потребовал, чтобы он приехал в Орду. И князь, который так, мягко говоря, не-геройски повел себя во время войны, добровольно поехал на верную смерть. Он знал, что русских князей и бояр татары заставляют проходить через костер, чтобы «очистить их от злых намерений», и «поклониться кусту и огневи и идолом их». Вместе со своим ближним боярином Феодором князь взял у духовника благословение принять смерть за веру Христову.

Но Батый, как ни странно, принял его вполне дружелюбно. Другие русские, которые оказались в то время в Орде — внук его Борис, князь Ростовский, бояре — умоляли покориться, бояре даже обещали взять вину на себя: «Вси за тя епитимью приимем, княже, со всею областию своею». Но Михаил ответил: «Не хощу только именем зватися христианин, а дела творити поганых». И вместе с верным своим Феодором принял казнь за Христа, ради которой и приехал. Мучеников тайно похоронили, а потом перенесли их останки в Чернигов.

14 февраля 1572 года, по желанию Ивана Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году — в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.

После этого все служилые «верховские» князья — Долгоруковы, Волконские, Репнины, Грочаковы, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Барятинские — при составлении родословной слали указывать его своим предком.

Кого чтит церковь 3 октября: Преподобного и благоверного князя Олега Брянского

День чествования святого князя Олега Романовича Брянского (имя при крещении — Леонтий, в иночестве — Василий). Уступил престол брату и вел строгую монашескую жизнь.

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский (в Крещении Леонтий) был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. По летописным источникам известно, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, в 1274 году, уступив свой престол брату он постригся в монахи с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, построенном на его средства. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. В этом монастыре святой благоверный князь скончался около 1285 года и был погребен в монастырском храме. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре.Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.
В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего, » и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

«Род праведных благословится», — говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении — Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев

Церковь чтит память святого князя Михаила Черниговского – сына Всеволода Ольговича Чермного и его боярина, убитых татарскими палачами.

Память их празднуется 20 сентября в день их мученической кончины, 14 февраля в день перенесения мощей.

«В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших, — так начинает повествование о страдании св. благоверного князя черниговского Михаила и боярина его Феодора очевидец, поп Андрей. — Тогда некоторые затворились в городах, а князь Андрей бежал в Угры. Другие же бежали в дальние земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях осталось мало. Их-то через некоторое время посадили татары в города, перечислили их и стали брать с них дань…»

Князь Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены и Великая лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился к нему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за Него кровь свою. Боярин же его, Феодор, обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.

Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали:

«Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет, а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую». Духовник сказал: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите».

Он дал им причастие на дорогу и благословил их.

В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.

Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде, ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Между ними был и внук его, четырнадцатилетний ростовский князь Борис, старший сын дочери его Марии и князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити (1237) в Шеринском лесу (+ 1238, память его 4 марта). Князь Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, то есть ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277 г.

Все они со слезами умоляли князя Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова евангельские:

«Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8, 35) и «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). И св. князь отвечал князьям: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник, — и, бросив меч свой, сказал: — Возьмите славу мира сего, она не нужна мне!»

Тут подошел царедворец хана Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари христианину, чтущему Единого Христа, поклоняться не подобает.

Князь Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять Михаила, но святые мученики ответили вместе «Не поклонимся и вас не послушаем», — и стали петь стихиры:

«Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе…», «Страдавшие Тебе ради, Христе…», «Мученицы Твои, Господи, много мук претерпеша и любовию Твоею души соединиша святии!»

«Тогда приехали убийцы, — продолжает свой рассказ очевидец, — и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: „Я — христианин!»»

Потом предложили Феодору за отречение княжество господина его, и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 г. Святые тела их бросили псам, но псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, — при царе Иоанне IV Васильевиче, где они и почивают под спудом в Архангельском соборе в Кремле.

>3 октября: праздник, день ангела, православный календарь, особенности дня

3 октября — 276-й день года в григорианском календаре. До конца года остается 89 дней.

Всемирный день

Новость по теме Синоптики обновили прогноз погоды в начале октября Ежегодно 3 октября во многих странах проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня трезвости и борьбы с алкоголизмом.

Православные празднования

  • память великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (около 118 года);
  • память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, чудотворцев (1245 год);
  • память преподобного и благоверного князя Олега Брянского (около 1285 года).

style=»font-style:italic;»>День ангела (именины)

Александр, Василий, Иван, Иларион, Михаил, Олег, Татьяна, Федор.

Исторические события

382 — римский император Феодосий I выделил земли Фракии для поселения вестготов.

1866 — по Венскому договору Австрия уступила Италии Венецию.

1941 — американские химики Лайл Гудхью и Уильям Салливэн запатентовали аэрозольный контейнер для распыления инсектицидов.

1952 — первая запись видеоизображения на магнитную ленту в Лос-Анджелесе.

1995 — на телеканале TV Tokyo состоялась премьера культового аниме-сериала «Евангелион».

Кириак Констанди. Цветущая сирень. Фото: Википедия

Родились

• Петр Лесгафт (1837-1909) — педагог, анатом, основоположник научной системы физического образования в России.

• Кириак Костанди (1852-1921) — украинский художник-передвижник.

• Пьер Боннар (1867-1947) — французский художник-импрессионист.

Пьер Боннар. «Пионы». Фото: Википедия

• Сергей Есенин (1895-1925) — русский советский поэт.

• Луи Арагон, настоящее имя Луи-Мари Андрие (1897-1982) — французский поэт, основоположник сюрреализма («Страстная неделя», «Реальный мир», «Театр-роман»), участник Сопротивления

• Томас Вулф (1900-1938) — американский писатель.

• Гор Видал (1925-2012) — американский писатель (роман «Город и столп»).

• Армен Джигарханян (род. 1935) — актер театра и кино, народный артист СССР.

Хуан Карреньо де Миранда. «Покаяние Марии Магдалины». Фото: Википедия

Скончались

• Франциск Ассизский (1181-1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев.

• Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685) — испанский художник эпохи барокко.

• Уильям Моррис (1896-1834) — английский поэт, прозаик, художник, издатель.

• Максимилиан Вольф (1863-1932) — немецкий астроном, первопроходец в астрофотографии.

Уильям Моррис. «Королева Гвиневера». Фото: Википедия

Народный календарь: Астафий Ветряк

В этот день отмечается память великомученика Евстафия Римского.

Святого Евстафия (Астафия) именовали Ветряком, а этот день называли Астафьевы ветры. По тому, как дует ветер, судили о погоде: если с севера — к стуже, с юга — к теплу, с запада — к дождю, с востока — к ясным дням. Южный ветер также сулил хороший урожай озимых.

На Астафия Ветряка отмечали свой праздник мельники, работающие на мельницах-ветрянках. Также начинали сплавлять хлеб водным путем, пока ветер дул в паруса, а реки не покрылись льдом.

Ранее, 2 октября, мы рассказывали о Дне ненасилия и Дне социального педагога.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *