Праздник Андрея Первозванного

На Полесье, в Поднепровье проводили инициацию парней, после которой их принимают в компанию более старших товарищей и они имеют право участвовать в вечеринках с девушками, ходить на свидания, свататься и жениться. Теперь им поручается всякая мужская работа.
Сам обряд посвящения и шутлив, и в то же время требует от мужчин ловкости, сноровки, физического совершенства: нужно откусить калиту — подвешенный обрядовый хлеб, испеченный девушками.
Делается это так: на кочерге «подъезжают» к калите, охраняемой другими парнями, в руках которых пакля, испачканная сажей. Попробуй, подпрыгни на своей кочерге, откуси болтающуюся на веревке сдобу (она, кстати, сладкая, испеченная с вишневым вареньем), да еще рискуя получить по лицу мазок сажи, если не получится!
Стоит хохот и веселье, но для парня – его звездный час, заявление о том, что он взрослый, если пройдет это испытание.
Не менее забавно в этих краях и гадание девушек, искренне веривших, что Андреева ночь поможет им узнать свою судьбу — выйдет ли она замуж или еще целый год быть ей в девках. Гадали на «балабушках» — небольших булочках из белого хлеба. Воду для теста полагалось носить из колодца ртом. Носят так, чтоб не видели парни, которые их подстерегали и старались рассмешить, чтобы девушки не удержали воду. Девчата просили парней, чтоб они ушли и не мешали, но те, в свою очередь, требовали выкуп – макитру (большой глиняный горшок) вареников.
Еще девушки пекли булочки и помечали каждая свою. Остудив их, выкладывали рядышком на полу и пускали в дом голодную собаку. Следили, чью булочку она схватит, та первая и выйдет замуж, чью не тронет – ждать еще год. А если пес унесет булочку в темный угол, то и девушка окажется в чужих краях. Хуже всего, если животное не съест, а только надкусит…

Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям Иисуса Христа, видел бесчисленные его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя.

После того, как на пятидесятый день после воскрешения Христа на апостолов сошел Святой Дух, они направились в разные концы земли с проповедью христианства.

Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало две традиции. Согласно одной из них, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда — в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину — распятие на кресте.

Другая традиция, восходящая к первой половине III века, считает, что Малая Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего своего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов – «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе Повести временных лет.

Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхоте поити в Римъ». Поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород. Подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу, затем прибыл в Византий. Заложив на акрополе храм Богородицы, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры.

Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

В Патрах Господь явил через своего ученика много чудес. По молитве апостола Андрея тяжело больные исцелялись, слепые прозревали.

Совершенные апостолом чудеса побудили граждан города Патры принять святое Крещение, но правитель города Эгеат оставался язычником, не верил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Он велел распять апостола так, чтобы казнь причинила Андрею Первозванному долгие страдания. Святого Андрея привязали к кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.

По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Иисус Христос удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже скончался. Его кончина датируется 62 годом новой эры.

Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 году, при императоре Константине Великом, мощи святого Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. В 1208 году мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. В 1458 году глава апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей.

Святой апостол Андрей считается покровителем России. В 1699 году император Петр I учредил в честь апостола Андрея высший государственный орден. С 1998 года орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Российской Федерации.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ДЕНЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

12 мая и 13 декабря

День поминовения просветителя Грузии, святого апостола Андрея Первозванного, отмечается дважды — 13 декабря, а с 2003 года — еще и 12 мая (этот день объявлен в Грузии выходным на государственном уровне). Такое решение было принято постановлением Святого Синода Грузинской Православной Церкви 17 октября 2002 года. Это решение продиктовано тем особым значением, которое имеет святой апостол для Грузии: именно Андрей Первозванный в I веке был первым проповедником христианства в этой стране.

В эти дни Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II совершает торжественное богослужение в Кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси.

Андрей Первозванный, рыбак родом из Вифсаиды, назван так потому, что стал первым, кто последовал за Христом, и привел к нему своего старшего брата — Симона (Петра). Апостол Андрей был свидетелем земной жизни Иисуса, его смерти и воскрешения. После казни и воскрешения Спасителя Андрей направился проповедовать христианство в восточные страны, пройдя Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Черного моря, Крым. В ходе своего миссионерского служения Андрей Первозванный побывал и в Грузии, куда он принес нерукотворную икону Пресвятой Богородицы. Поклонявшееся идолам население оказало ему большое сопротивление, однако он преодолел множество испытаний и обратил в христианство многих жителей Грузии. По преданию, именно Святой Андрей Первозванный построил первый храм в Грузии и рукоположил первых духовных лиц — священников и дьяконов.

Обратив Грузию в христианство, апостол продолжил путь. После освящения Иерусалима Святой Андрей вместе с апостолами Симоном и Матфеем вновь вернулся в Грузию и проповедовал религию в Картли и Абхазии. Последним городом, где трудился апостол, был греческий город Патры. Там Андрей многих обратил в христианство, но принял мученическую кончину — по приказу главы города Эгаета был распят на кресте приблизительно в 62 году. Спустя несколько столетий, при правлении Константина Великого, святые мощи апостола были с почестями доставлены в Собор Святых апостолов в Константинополе. Сейчас мощи Святого Андрея Первозванного покоятся в мужском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Одессе.

Из открытых источников

В Украине 13 декабря празднуют День святого Андрея Первозванного.

Библия гласит, что святой Андрей был первым апостолом, последовавшим за Христом. Впоследствии он привел к Спасителю своего родного брата — святого апостола Петра.

По преданию, апостол Андрей проповедовал в Крыму, потом по Днепру дошел до места, где впоследствии возник Киев. «На горах этих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь освятит эту землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей», — сказал апостол ученикам. Затем он благословил киевские горы и водрузил крест.

Апостол проповедовал в греческом городе Пафрос, где многих исцелил от недугов. Местный правитель Егеат возненавидел апостола, назвав его учение безумием, и приговорил Андрея к распятию. Чтобы святой Андрей дольше страдал, его привязали к кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в руки и ноги.

День Андрея Первозванного является одним из самых таинственных, интересных, в этот день происходят гадания и предсказания будущего.

В народе еще этот праздник называли Калита и считали праздником парней, поскольку в Андреевскую ночь им разрешено безобразничать, а девушки ночью могут узнать свою судьбу. Праздник святого Андрея является логическим продолжением молодежных гуляний на День Екатерины, где юноши и девушки ищут себе пару для будущей супружеской жизни.

По традициям наших предков девушки и парни собирались в одном доме вечером 12 декабря. Шутили, рассказывали интересные истории и играли в разные игры, а в ночь с 12 на 13 декабря гадали.

Начиная с Андрея вступают в силу запреты, действующие до Нового года или Крещения. Нельзя шить и мотать нитки, чтобы «звери не мотались около загонов». Считалось, что нарушение такого запрета может накликать беду на весь род. Также по традициям в доме, где с особым трепетом отмечали Андреев день, ожидается хороший урожай.

Дни памяти: 20 июня (Перенесение мощей), 30 июня (12 ап.), 30 ноября
Апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. I, 35 — 42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.

После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать — Церковь Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью.

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *