Праздник богоявления

Содержание

Крещение Господне, икона

Креще́ние Госпо́дне, Богоявле́ние, двунадесятый церковный праздник

Празднуется 6 января

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

История праздника

Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января. В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне. По-гречески праздник именуется либо Θεοφάνεια/Θεοφάνια (Богоявление), либо Επιφάνεια (Проявление); в древних латинских литургических текстах также Illuminatio (Воссияние), Manifestatio (Явление), Declaratio (Объявление).

В настоящее время Православной Церкви в Рождество Христово и Крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего. Дни между праздниками Рождества и Крещения — святки — считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста.

Рождество и Крещение раздельно празднуют и инославные, за исключением Армянской церкви где, с VIII века в содержание праздника Богоявления включается также и Рождество Христово.

Литература

Использованные материалы

  • Статья из Православной энциклопедии, т. V:

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23)

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне — история праздника

Особенности богослужения Крещения Господня

Богоявленский кафедральный собор в Елохово

Когда набирать крещенскую воду?

Купание в проруби (Иордани) на Крещение

Святитель Феофан Затворник, мысли на каждый день года — Крещение Господне

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Подробнее

Молитвы Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1973 г.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

пресс-служба КГГА

Крещение Господне — один из главных христианских праздников, который отмечается 19 января. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки. Считается, что в этот день во всех водоемах вода обретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года, излечивая телесные и духовные болезни.

Этот праздник установлен в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан, когда ему было 30 лет. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Несмотря на то, что Иисус, будучи безгрешен изначально, не имел в этом нужды, но по смирению своему принял Крещение водой, освятив при этом водное естество. Когда Спаситель вышел из воды, над ним раскрылись небеса и послышался голос Бога Отца, который назвал Иисуса своим сыном, после этого на него сошел Святой Дух в образе голубя.

Крещенские традиции

Накануне праздника, 18 января, верующие соблюдают строгий пост — ничего не едят до вечера, после чего отмечают второй Святой вечер, или Голодную кутю. На стол принято ставить постные блюда: вареники с капустой, жареную рыбу, гречневые блины, кутю и узвар.

В некоторых западных регионах Украины в Крещенский сочельник также принято ставить на угол стола «дидух». После ужина все члены семьи кладут свои ложки в одну миску, а сверху — хлеб, «чтобы тот родился».

Освящение воды — главная традиция Крещения Господнего. Считается, что на Крещение вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Чтобы быть красивыми и румяными, женщины обязательно умывались святой водой. Чтобы несчастья обходили семью стороной, иорданской водой сбрызгивают дом и хозяйство. Также в этот день принято купаться в проруби.

Для этого за неделю до праздника на водоеме делают прорубь, выпиливают из льда большой крест, ставят его над прорубью. Возле креста строили престол, также созданный изо льда. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток — «царскими вратами».

После службы в церкви весь народ шел процессией на речку к кресту. На реке священнослужитель трижды погружал крест в прорубь и читал молитву.

После того, как вода освящена, люди подходят для купания. Желающие погружаются в воду три раза, крестясь и произнося слова «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Суть обряда заключается в том, что верующие готовы пойти за Христом, принимая крещение и христианскую веру.

В 2020 году для празднования Крещения в Киеве обустроены 16 мест, где жители и гости столицы смогут совершить ритуал омовения водой. Также известно, что во Львове местные власти оборудовали три места для праздничных купаний.

Крещенских морозов в нынешнем году нет, синоптики прогнозируют на 19 января солнечную погоду на территории всей Украины.

Поверья и приметы

Издавна на Крещение, когда процессия шла на реку, люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи, значит будет несчастливый год для детей, грачи — для молодых людей, а если пролетят гуси, то год принесет несчастья для стариков. В то же время человек, которого в этот день крестят, будет счастлив всю оставшуюся жизнь.

Также существует несколько примет на Крещение, не связанных с крещенскими купаниями:

— если на Крещение идет снег — будут хорошо родить хлеба;

— если на Крещение ясно и холодно — к неурожаю, засушливому лету;

— если в этот день звездная ночь — будет хороший урожай орехов и ягод;

— если после Крещения на небе полный месяц — весной возможен паводок;

— если в Крещение вы услышите лай собак — это сулит хорошее финансовое состояние в наступившем году. Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу;

— чтобы узнать, насколько теплым будет остаток зимы, в ночь Сочельника перед Крещением надо просто посмотреть на небо. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной.

Не очень хорошо, если на Крещение тепло: приметы говорят о том, что в наступившем году будут проблемы со здоровьем. Наоборот, если в этот день много снега — к крепкому здоровью.

Как и в любой другой церковный праздник, на Крещение нельзя работать. Этот день должен быть посвящен очищению души от всех грехов. Соответственно также нельзя ругаться, сплетничать, клеветать и жаловаться.

Предкрещенские гадания

Канун Крещения считается одним из самых благоприятных моментов для гаданий.

Считалось, что в этот вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретит на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то сидеть еще целый год в девках.

С помощью гадания можно также узнать свое будущее на текущий год. Для этого нужно взять шесть одинаковых емкостей с водой и положить в них соль, сахар, кусочек хлеба, монету, кольцо и спичку. После, не глядя, нужно выбрать одну емкость и по ее содержимому узнать свое будущее. Так, если попалась соль — к слезам; сахар сулит сладкую жизнь; хлеб является символом сытой жизни; монета — к деньгам; кольцо означает замужество или женитьбу; спичка — к ребенку.

Поскольку гадания всегда считались нарушением установленных правил, гадающие в этот вечер снимали крестики с шеи и завешивали иконы в доме.

При этом 19 января гадать категорически запрещалось, так как считалось, что можно перегадать свою судьбу к худшему.

В первохристианские времена Рождество Христово и Крещение праздновали в один день, разделили эти праздники только в IV веке. Постепенно сложилась церковная традиция, чередующая постные и непостные периоды, богослужебный устав, родились соответствующие церковные песнопения.

В день Крещения Господня, или как его еще называют — Богоявления, Церковь вспоминает Крещение Господа нашего Иисуса Христа во Иордане от святого пророка и Предтечи Иоанна, называемого Крестителем. Когда Иисус вошел в воду на Него сошел Дух Святой в виде голубя и раздался голос Отца Небесного: «Это Сын мой возлюбленный, Его послушайте». Таким образом, во время крещения Спасителя миру явилась Святая Троица Отец, Сын и Святой Дух, потому праздник носит второе название — Богоявление.

Богоявление празднуется на тринадцатый день после Рождества Христова. Период от Рождества до Крещения называют Святками, в это время пост отменяется даже в среду и пятницу. Исключением является только канун самого праздника Крещения, так называемый Крещенский Сочельник, когда положен строгий пост. Существует мнение, что такой пост приготовляет верующих к принятию святой воды, но это не так. Пост в Сочельник — это приготовление к великому празднику, возможность через воздержание немного оторваться от земного и приблизиться к Небесному.

Ошибочное мнение о причине поста в сочельник сложилось из-за того, что принятие святой крещенской воды и антидора (богослужебный хлеб, название его переводится как «вместо-дарие») в крайних случаях может заменить для умирающего человека Причастие, если у него нет возможности причаститься Святых Христовых Таин. Но нужно помнить, что Крещенская вода и антидор не становятся Кровью и Телом Спасителя, а только как великая святыня отчасти компенсируют отсутствие Святого Причащения. Крещенскую воду так и называют Великая Агиасма, то есть Великая Святыня. Несмотря на то, что налагать на себя длительный пост перед ее принятием не требуется, все-таки Крещенскую воду обычно пьют натощак.

Тропарь праздника Богоявления начинается словами: «Днесь вод освящается естество», то есть освящается вся водная стихия на земле, и это, действительно, так. Но Великой Агиасмой называют только ту воду, которая освящена священнослужителями чином великого освящения. Такое освящение совершается дважды: в Крещенский Сочельник после Божественной Литургии и в день самого Крещения, тоже после Литургии.

Сочельник воду чаще освящают прямо в храмах, а в самый день праздника выходят крестным ходом к естественным водоемам — морям, рекам, озерам.

В Греции, как морской стране, освящение обычно совершается на берегу моря. Существует исконно греческая традиция, связанная с этим чином. Возглавляющий чин освящения священнослужитель — епископ или священник — погружает в морские волны крест. Несколько пловцов стараются наперегонки поднять крест из воды. Тот, кто первым сможет это сделать, получает, как верят греки, особенное благословение для себя и своих близких.

На праздник Крещения священник обходит дома и квартиры своих прихожан, окропляя все помещения святой водой. Интересно, что вместо кропила в Греции используют пучок зеленого базилика.

В старину в Греции было принято надевать на себя в этот день новую одежду, чтобы через кропление святой водой, она была освящена.

Из храмов верующие берут Великую Агиасму в свои дома, где она хранится целый год до следующего Крещения, но не просто хранится. Святую крещенскую воду пьют ежедневно натощак со святой просфорой, а также во время болезни — пьют и окропляются во исцеление.

18 января, 13:38

Узнайте, когда Крещение Господне 2020: какова история и значение праздника, какие традиции и приметы сохранились до наших дней

Освящение и купание в проруби на Крещение 2020 Фото:

Крещение Господне или Богоявление – это завершающий день в числе трех великих праздников рождественского цикла, которые мы отмечаем в январе. С праздником Крещения происходит обряд очищения и заканчиваются Святки. Когда будет Крещение в 2020 году, какова его история и значение, на какие приметы важно обратить внимание и какие главные традиции праздника соблюдаются по сей день, узнайте в нашей статье.

Целебные свойства воды на Крещение – видео:

Крещение Господне 2020: дата праздника

Ежегодно праздник Крещения Господнего отмечается 19 января. В 2020 году праздник удачно выпадает на выходной день – воскресенье. Так что у вас есть замечательная возможность отправиться в этот день не на работу, а на ближайший водоем и совершить древний ритуал омовения крещенской водой и ныряния в прорубь.

Крещение Господне: история и значение праздника

Праздник Крещения был установлен в память о крещении Иисуса Христа. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос пришел из Назарета к реке Иордан, где наравне с остальными людьми принял крещение от Иоанна, получившего имя Крестителя.

Икона Крещение Господне Фото: Wikipedia

Когда Спаситель вышел из воды, над ним раскрылись небеса и раздался голос Бога Отца, который назвал Иисуса своим Сыном: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!». А затем на Него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника – Богоявление.

Суть Крещения Господня заключается в том, что, будучи безгрешным, Сын Божий взял на себя человечьи грехи и показал, что весь путь человеческий Он хочет пройти честно и до конца.

Считается, что этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы. В день Крещения Христа, по христианскому учению, людям явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец – в голосе, Сын Божий – во плоти, Дух Святой – в виде голубя.

Крещение: традиции праздника

Празднование Крещения начинается накануне вечером, 18 января. В этот вечер люди проводят Крещенский сочельник, который называется голодный святвечер или голодная кутья. Весь день верующие постятся и лишь с вечерней зарей садятся ужинать.

А девушки в ночь на 19 января поводят крещенские гадания на суженого, свою судьбу и будущее. Считается, что это период самых правдивых гаданий.

Утро Крещения, 19 января, начинается с церковных богослужений и освящения воды в открытых водоемах. Во льду вырубается крестоподобная иордань – как называется прорубь на Крещение. Затем священники освящают воду, погружая в нее крест. Считается, что в день Крещения Господня вода во всех водоемах и даже в водопроводе становится святой. Верующие хранят крещенскую воду на случай болезней или сглаза.

Люди идут в храмы, участвуют в торжественном богослужении и проводят Крестный ход. В этот день верующие стремятся исповедоваться и причаститься, чтобы принять Божественную благодать омовения с чистой душой.

Купание в проруби на Крещение – главная традиция праздника. Самые отважные ныряют в прорубь с ледяной водой, чтобы провести обряд очищения, смыть с себя грехи и оздоровиться, в течение всего дня, сколько длится праздник Крещения. В народе издавна считалось, что ныряние в прорубь на Крещение 19 января укрепляет иммунитет, помогает исцелиться от болезней и надолго обеспечивает защиту от недугов.

Крещение Господне: приметы 19 января

  • На Крещение всегда устанавливается холодная погода, а морозы получили название – крещенские.
  • Если во время освящения воды на Крещение идет снег, то в этот год будут хорошо роиться пчелы и родить хлеба.
  • Если на Крещение пасмурная погода – будет вдоволь хлеба.
  • А вот ясная погода сулит плохой урожай.
  • Звездная ночь на Крещение обещает урожай орехов и ягод.
  • Яркие звезды в Крещенский сочельник – к хорошему приплоду ягнят.
  • Крещение выпадает на полнолуние – быть большой воде.
  • На Крещение Господне небо открывается – о чем помолишься, то сбудется.
  • В течение двенадцати дней после Водосвятия в проруби нельзя стирать.

Ранее мы публиковали календарь выходных дней и праздников в январе 2020 года в Украине.

Все подробности в спецтеме Крещение

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *