Праздник новолетия

4. При определении наказания в связи с приведением приговора в соответствие с новым уголовным законом учитываются все обстоятельства, улучшающие положение лица, совершившего преступление до вступления нового закона в силу Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2007 г. N 621-П06 (Извлечение) Постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2004 г. Якушева постановлено считать осужденным по приговору от 21 марта 2002 г.: по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.) к четырем годам шести месяцам лишения свободы; по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 161 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) к трем годам лишения свободы; по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) к пяти годам лишения свободы; по ч. 2 ст. 213 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) к четырем годам восьми месяцам лишения свободы, а на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к семи годам лишения свободы; по приговору от 31 июля 2002 г.: по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.) к четырем годам лишения свободы, а на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к семи годам шести месяцам лишения свободы. Исключены квалифицирующий признак «неоднократно» из осуждения по ст.ст. 158, 161, ч. 3 ст. 30 и ст. 161, а по ч. 2 ст. 213 УК РФ — применение насилия к гражданам и угроза применения такого насилия. В остальном приговор оставлен без изменения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия 17 мая 2004 г. изменила постановление Сегежского городского суда от 10 марта 2004 г.: квалифицировала действия Якушева по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 161 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.) и по пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.), по которой п. «в» исключен, в остальном постановление оставила без изменения. Президиум Верховного Суда Республики Карелия 1 сентября 2004 г. изменил постановление Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2004 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2004 г.: исключил указание на рецидив преступлений, отбывание наказания назначил в исправительной колонии общего режима, в остальном судебные решения оставил без изменения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 29 августа 2005 г. оставила без удовлетворения надзорную жалобу Якушева. Осужденный Якушев в надзорной жалобе просил о пересмотре постановления Сегежского городского суда от 10 марта 2004 г., мотивируя это тем, что с учетом внесенных изменений при приведении приговора в соответствие с действующим законодательством назначенное ему наказание подлежит смягчению. Президиум Верховного Суда РФ 11 апреля 2007 г. удовлетворил жалобу Якушева по следующим основаниям. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 4-П истолкование ч. 2 ст. 10 УК РФ как допускающей возможность снижения назначенного осужденному наказания только до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации не соответствует буквальному смыслу данной нормы. Это не только ограничивает гарантируемое статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации право осужденного на применение уголовного закона, смягчающего ответственность, но и влечет определенное ухудшение его положения, — особенно в тех случаях, когда суд при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом не принимает во внимание, что наказание назначалось с применением специальных правил снижения наказания (ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, или с учетом имеющих фиксированное значение смягчающих обстоятельств). При приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом — независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, — подлежат применению все установленные Уголовным кодексом Российской Федерации в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения наказания ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, а также при рецидиве преступлений. Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципа справедливости. Между тем, как усматривается из представленного материала, судья Сегежского городского суда Республики Карелия и последующие судебные инстанции внесли изменения в приговоры суда от 21 марта 2002 г. и 31 июля 2002 г., связанные с применением закона от 8 декабря 2003 г. и касающиеся переквалификации содеянного Якушевым на более мягкий закон, исключения квалифицирующего признака, а также отягчающего наказание обстоятельства — рецидива преступлений и назначения отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Однако наказание, назначенное как за отдельные составы преступлений, так и по совокупности преступлений в порядке, предусмотренном чч. 3, 5 ст. 69 УК РФ, оставили прежним. При этом суд не учел отсутствие отягчающих наказание обстоятельств по приговору от 31 июля 2002 г. (по приговору от 21 марта 2002 г. имеется отягчающее обстоятельство — особо активная роль в совершении преступления) и наличие по двум приговорам смягчающих обстоятельств — явки с повинной, а по приговору от 21 марта 2002 г. — и частичного признания вины и раскаяния в содеянном, что повлияло на справедливость назначенной меры наказания. При таких данных согласно ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ изменены постановление Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2004 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2004 г., постановление президиума Верховного Суда Республики Карелия от 1 сентября 2004 г., определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2005 г. в отношении Якушева: по приговору от 21 марта 2002 г. ему смягчено наказание по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.) до четырех лет пяти месяцев лишения свободы, по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 161 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) до двух лет десяти месяцев лишения свободы, по пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) до четырех лет десяти месяцев лишения свободы, по ч. 2 ст. 213 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) до четырех лет шести месяцев лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.), ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 161, пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 213 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.), назначено шесть лет шесть месяцев лишения свободы; по приговору от 31 июля 2002 г. смягчено наказание по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. от 13 июля 1996 г.) до трех лет десяти месяцев лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, назначенных по приговорам от 21 марта 2002 г. и 31 июля 2002 г., Якушеву назначено наказание в виде семи лет трех месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, в остальном судебные решения оставлены без изменения. ____________

Есть в хронологии такое понятие как эра. Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты — основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera — эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной — это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной — это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем — христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова.
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира. Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации — ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах — поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Древнерусская (византийская) система летоисчисления

Григорианская дата Век Использовать ранние названия месяцев Рассчитать Древнерусская дата (мартовский стиль) Древнерусская дата (сентябрьский стиль) save Сохранить extension Виджет

Календарь включал в себя три уровня: дни в рамках месяцев, так, как их представлял юлианский календарь Цезаря, месяцы года и летоисчисление. Что касается дней, то они оказались совершенно новыми, ведь неделя теперь была определена солярными месяцами юлианского календаря. Оказал свое влияние рассказ о сотворении мира. Бог создал мир за шесть дней и решил отдохнуть на седьмой. Византия воспринимала неделю очень серьезно: она заканчивалась днем, который у нас называется субботой. Но основа нового мира — это Воскресение Христово, и потому первый день недели идентифицировался с этим событием: воссозданием неба и земли — это день Господень. Восточные христиане не оставили наименования других дней недели такими, какими они пришли из Египта и существуют в нашем нынешнем календаре (имеется в виду французский календарь. — Примеч. ред.). Наименования были приняты частью от еврейских общин, где дни следовали в сложном порядке, основанном на удаленности планет от Земли, начиная с Солнца и Луны. Пятница стала днем «подготовки», а прочие дни выглядели таким образом: второй день (понедельник), третий (вторник), четвертый (среда) и пятый (четверг). Эта система существовала в еврейских общинах, но в официальных актах, в записях хроникеров и даже в трудах церковных писателей использовались не дни недели, а просто даты месяца. Например, в литургических книгах нумеровали последовательность дней в месяце, а не в неделе, что оказалось довольно удобно для обеспечения долговечности системы: это позволяло избежать перемещения того или иного дня месяца с течением лет.

Для обозначения месяцев года оставались римские названия, хотя большая часть из них носила имена языческих богов (например, Марс — март, Юнона — июнь, Янус — январь) или даже языческих императоров (Юлий Цезарь — июль, Август — август). Римский год начинался в марте, что определило названия месяцев с сентября (седьмой) по декабрь (десятый). С III века начало года было перемещено на 1 сентября, и Византийская империя сохранила это до своего конца. Литургические календари приспособились к такому порядку. Четьи минеи — жизнеописания святых, расположенные в календаре в порядке их празднования, начинаются с 1 сентября. На Востоке не было споров относительно дня празднования Пасхи, хотя это взбудоражило весь западный христианский мир, где этот вопрос был предметом ожесточенных споров в течение нескольких веков.

Оставалось определить систему летоисчисления. Отсчитывать время от создания Рима было не-возможно; а также неудобно определять время по периодам правления императоров, поскольку они часто сменялись, и начало их господства никогда не совпадало с началом года. Отсчитывать время по консулам, которые сменяли друг друга каждый год, не годилось, потому что консульство исчезло в VI веке. В итоге признали необходимость вести летоисчисление от Сотворения мира, имея в перспективе второе пришествие Христа на землю: это событие знаменовало наступление конца света, ожидаемого христианами, так как их спасение зависело от Страшного суда, который будет происходить в этот момент. Если основываться на Ветхом Завете или на генеалогии Христа, той, которая фигурирует в начале Евангелия от Матфея, то подсчет мог дать различные результаты. В VII веке окончательно утвердилась византийская эра. И в результате договорились датировать Сотворение мира 31 марта 5008 года до н.э. Уже три века по политическим причинам началом календарного года считали 1 сентября. С тех пор в официальных документах год отсчитывался с 1 сентября 5509 года до н.э. Чтобы определить дату, относящуюся к какому-то году нашей эры, надо вычесть 5509 между 1 сентября и 31 декабря, и 5508 — между 1 января и 31 августа.

Этот расчет являл собой в некотором роде компромисс. Согласно убеждениям расчетчиков, мир жил циклами в тысячу лет. Христос родился в середине шестого цикла и, по всей видимости, седьмого не будет. Конечно, расчет, в результате которого получилась цифра 5509, не точен, но и все другие способы счисления оказались столь же неверными: например, согласно александрийскому церковному календарю, принятому хроникером Феофаном, Сотворение мира произошло в 5492 году до н.э. Приближение конца цикла, приходившееся примерно на 500 лет, похоже не вызвало того сильного беспокойства, которое возникло на Западе в тысячном году от Рождества Христова. Когда эта дата оказалась позади, ожидание возобновилось: Константинополь пал в 1453 году. Патриарх Геннадий Схоларий, исполнявший обязанности при османском господстве, мог верить, что конец света наступит, когда седьмой цикл будет закончен, то есть в 1492 году. Это ожидание распространилось в течение последнего века существования Византийской империи, падение которой явно ожидалось всеми ее подданными. В период с конца шестого тысячелетия и до конца седьмого эсхатологический страх не исчез, особенно усилившись при приближении к середине седьмого тысячелетия, что почти соответствовало тысячелетию со дня рождения Христа. Императора Василия II (976—1025 гг.), находившегося на пике могущества, некоторые из его приближенных принуждали бросить свою решительную борьбу с болгарами, из-за которой он получил прозвище Болгаробойца, и отправиться на завоевание Иерусалима, чтобы всемирная империя, хозяином которой он являлся, стала обладательницей предполагаемого места второго пришествия. Предшественник Василия, Иоанн Цимисхий, остановился всего в 150 км от Святого города. Однако озабоченность этой проблемой была не настолько сильной, чтобы заставить Василия забыть основную цель — противостояние фатимидскому халифату. Это был довольно грозный противник, который вполне оправданно казался ему недосягаемым. В то же время в империи постоянно циркулировала апокалиптическая литература, часто восточного происхождения, поступавшая из регионов распространения сирийского языка или из еврейских общин, живших за пределами империи. Позднее эта литература широко распространилась и на Западе.

Административный характер подобного способа датировки от Сотворения мира выражался и в другом установлении, индикте, которое было тесно связано с налогообложением. Оно восходило к реформе Диоклетиана в 297 году, сопровождаемой составлением кадастра земель и способов ее обработки. С тех пор такие установления (индикты) проходили в пятнадцатилетнем цикле. Это время разделяло два обновления земельного кадастра: первый год первого индикта — с 1 сентября 297 года по 31 августа 298 года, а пятнадцатый — с 1 сентября 311 года по 31 августа 312 года и т.д. Однако количество индиктов, имевших место после 297 года, было быстро забыто, и годы нумеровались по порядку их следования в цикле индикта, то есть от 1 до 15. Этот способ датирования часто встречался в письменных источниках, то он, конечно, определял дату только в одном из пятнадцатилетних циклов. Рассмотрим, например, решение служащего по имени Симеон, который подтверждал права монахов монастыря Лавры в Халкидике на 32 парика. Оно датировано сентябрем третьего индикта. Так как служащий действовал по приказу неназванного императора, но в тексте упоминался «покойный» Никифор Фока (963—969 гг.), то из этого можно заключить, что царствующим императором, вероятно, был Иоанн Цимисхий (969—976 гг.), значит, 3-й индикт имел место с сентября 974 года по август 975 года. Дата соответствует 6483 году от Сотворения мира.

Если в сезоны года византийцы не внесли ничего оригинального, то несомненный интерес представляет соотношение между светскими праздниками и литургическими праздниками, показывающее тесный контакт между римской, языческой основой и цивилизацией, претендующей на то, чтобы называться христианской. Некоторые языческие праздники сохранялись в течение продолжительного времени. Если Луперкалии, посвященные одновременно основанию Рима и плодородию, исчезли после VI века, то другие праздники дожили до X века. Так, на День пожеланий (Воты, 3 января) продолжали приносить жертвы, и за это Церковный собор в Трулло (692 г) намеревался его запретить. Но Воты были еще и поводом для бегов на Ипподроме, введенных императором в X веке. Аналогично еще в VI веке существовали Брумалии — праздник Диониса, отмечавшийся с 24 ноября по 21 декабря. Он обозначал конец брожения вина и переходил в Рождество. Тем, кто принимал участие в Брумалиях, по решению Церковного собора в Трулло грозило отлучение от церкви. Однако и в X веке праздник все еще практиковался при императорском дворе, где высокопоставленные лица бурно приветствовали императора и желали ему долгого царствования. Взамен император раздавал им кошельки с золотом. Брумалии не исчезли даже в XII веке. В то же время добавлялись гражданские праздники. Так главным в столице являлся городской праздник 11 марта — день торжественного избрания города Константинополя в качестве столицы императором Константином, который стал поводом для проведения на Ипподроме самых великолепных бегов на колесницах и сопровождался распределениями хлеба и рыбы, даже когда эти продукты уже исчезли из повседневного рациона константинопольцев. В провинции гражданский праздник часто совпадал с религиозным, например, с праздником святого защитника города, реликвии которого там хранились.

В сельской местности ритм жизни определялся главным образом временами года и связанными с ними сезонными работами. Наши знания о них очень фрагментарны. Однако похоже, что два праздника отмечались в дни солнцестояния, гораздо более важные для сельскохозяйственных работ, чем для городов. Так Рождество Христово почти точно соответствовало зимнему солнцестоянию, а день святого Иоанна Крестителя — летнему солнцестоянию. Видимо, христианство предпочитало вбирать в себя древние обычаи, христианизируя их, вместо того чтобы бороться с ними.

Разумеется, в Византийской империи календарь многочисленных литургических праздников был основным. Помимо Пасхи, главного праздника, в него входили двенадцать двунадесятых праздников, в том числе три, передвигающихся во времени, связанные с Пасхой, — Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица, дни проведения которых зависели от даты пасхального торжества в текущем году. Имелось также девять фиксированных праздников, напоминавших о событиях в жизни Христа (Благовещение, Рождество, Богоявление, Сретение Господне, Преображение), или Девы Марии (Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение), к которым относился и праздник

Воздвижения Креста Господня. К ним добавилось еще несколько: Обрезание и два праздника, связанных с Иоанном Крестителем — с его рождеством 24 июня и усекновением главы его 29 августа, а также праздник апостолов Петра и Павла 29 июня. Список общих праздников дополняли местные торжества. У каждого города и у многих деревень имелся свой святой покровитель, чья жизнь действительно могла протекать в этой местности или была связана с ней легендами, но чествование которого являлось неотъемлемой частью жизни сообщества. Один из лучших примеров — праздник в Фессалониках, втором городе в империи. День его святого покровителя Димитрия отмечался с V века 26 октября, и в это время устраивалась одна из грандиозных венецианских ярмарок.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 213-220.

Новый год с древнейших времён до наших дней

Новый год наряду с Рождеством является, наверное, самым популярным и любимым в народе праздником, возникшим, по мнению некоторых, в глубокой древности. Тем не менее, если считать началом Нового года 1 января, получится, что праздник не такой уж и древний, и не представляет особой сложности назвать точное время и место его появления.

Новый год у различных народов

Поздравление с Новым годом на разных языках мира.

Новый год можно назвать универсальным праздником человечества, потому что традиция его празднования существует с незапамятных времён практически у всех народов мира. Однако время, которое считают его началом, различается от народа к народу. Чаще всего оно связывается с местоположением земли относительно солнца (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), периодом начала или окончания сельскохозяйственных работ или же с наиболее значимыми для общества природными явлениями.

Так, на Древнем Востоке — в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне — начало нового года было связано с разливом чрезвычайно важных для сельского хозяйства рек — Нила, Тигра и Евфрата. В Древней Греции Новый год праздновали в день летнего солнцестояния. В Древней Индии — в день весеннего равноденствия. В этот же день он до сих пор официально празднуется во многих ираноязычных и тюркоязычных странах под именем Новруза, являясь в некоторых из них, таких, например, как Азербайджан, Казахстан, Турция и др., государственным праздником.

Общим для многих народов в праздновании Нового года является религиозное представление о том, что он знаменует собой смену жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, когда в природе ненадолго воцаряется первозданный хаос.

Таким образом, Новый год первоначально был связан с первобытной религией. В качестве же светского праздника он впервые появился в Древнем Риме.

Древний Рим. Новый год как светский праздник

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э.) — древнеримский общественно-политический деятель, писатель, военачальник и пожизненный диктатор.

В Древнем Риме Новый год традиционно наступал в марте месяце и, следовательно, считался праздником плодородия и начала весны подобно нашей Масленице, о чём, кстати, свидетельствует и само название месяца «март», т.е. посвящённый богу Марсу, который изначально никоим образом не был связан с войной, являясь богом растительности и плодородия. Существовал также праздник Сатурналий, связанный, подобно Рождеству, с зимним солнцестоянием.

Всё изменилось, когда к власти пришёл ставший пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь. Ему удалось, при помощи группы александрийских учёных во главе с египетским астрономом и математиком Созигеном, реформировать древнеримский календарь, который после реформы к десяти прежним месяцам прибавил ещё два — январь и февраль, а Новый год получил официальную дату своего начала — 1 января.

Стоит отметить, что 1 января было выбрано не случайно. Месяц «январь» был посвящён Янусу — древнеримскому богу входов и выходов, дверей и всякого начала. Однако, кроме символического, эта дата имела ещё и практическое значение.

Дело в том, что с конца II в. до н.э. новоизбранные римские консулы вступали в должность именно 1 января, а официальное летосчисление велось по консулам, т.е. запись в государственном архиве имела примерно такой вид — «в год консулов такого-то и такого-то». Кроме того, именно в это время начиналась активная политическая и хозяйственная деятельность в Древнем Риме. Поэтому любая другая дата начала Нового года, отличная от 1 января, была бы явным несоответствием фактически установившемуся порядку.

Система летосчисления, созданная Цезарем и Созигеном, стала называться юлианским календарём, а 1 января Новый год впервые наступил в 45 г. до н.э., став, по всей видимости, первым нерелигиозным праздником в истории человечества, праздником, возникшем из жизненной необходимости и введённым волевым решением сверху, что несомненно подчёркивает его чисто светский характер.

Несмотря на это в Древнем Риме он прижился. Более того, римляне стали отмечать приход Нового года в течение первых пяти январских дней — с 1 по 5 января, веселясь, распевая песни, проводя спортивные состязания и принося благодарственные жертвы богам.

В ночь на 1 января люди разгуливали в масках, желая прохожим счастья и благополучия, а наутро в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках приветствовали всех словами «Да здравствует день счастливых надежд!». Дети предлагали прохожим яблоки, а те взамен одаривали их монетами. Существовал также обычай делать друг другу подарки, на которых были написаны пожелания на следующий год.

Византия. Продолжение традиции

Константинополь периода наивысшего могущества Византийской империи.

Традиция празднования Нового года 1 января была перенесена из Древнего Рима на территорию Восточной Римской империи — Византии.

Официально Новый год в Византийской империи начинался 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю), что объясняется влиянием христианства, точнее — определением Никейского собора 325 г. Однако в народе продолжали встречать январский Новый год, который в Византии назывался «календами». Данная традиция была настолько сильной, что её не смог искоренить даже запрет VI Вселенского собора, предавший календы анафеме.

Сначала календы праздновали, как и в Древнем Риме, с 1 по 5 января, но затем их празднование было приурочено к Рождеству, а сами календы стали двенадцатидневными. Сделано это было, по всей видимости, чтобы со временем заменить в народном сознании языческий праздник христианским. Хотя стоит отметить, что набожные византийские императоры всегда старались отделить языческие торжества от христианских, и основные новогодние развлечения устраивались не в ночь на 25 декабря или 1 января, а только в ночь на 2 января. Развлекались же византийцы совсем, как римляне времён Юлия Цезаря.

Чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами. Люди надевали маски и бродили от дома к дому с весёлыми песнями и танцами, требуя награду за свои выступления. Стучались в двери незнакомых людей и принимали участие в их пиршестве. Немало византийцев толпилось в трактирах и кабаках, а также на ночных улицах.

Праздновали наступление Нового года и во дворце василевса ромеев, т.е. византийского императора. В ночь на 2 января там устраивались так называемые «готские игры», которые заключались в пении песен, прославлявших императора и его наследников. Петь были обязаны все присутствующие на играх: профессиональные музыканты, члены цирковых партий «голубых» и «зелёных» и даже приглашённые на праздник именитые византийские вельможи.

Песенное славословие перемежалось плясками ряженых и людей, вооружённых мечами и щитами, которые назывались «готами». От них-то и получило название всё праздничное действо. В обязанность «готов», кроме пляски, входило исполнение имевших когда-то ритуальное значение песен на испорченной до неузнаваемости латыни. Смысла этих песен в то время уже никто не понимал, однако их исполнение, несомненно, придавало атмосфере праздника аромат таинственности.

Древняя Русь. Новый год 1 сентября. Два Новых года

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги (1797). Слева — Архангельский собор, справа, за колокольней Ивана Великого, Успенский собор.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи была теснейшим образом связана с жизнью её менее продвинутых в экономическом и культурном отношении соседей, среди которых была и Киевская Русь. Русско-византийские контакты с годами становились всё более частыми, а в конце X века Древнерусское государство стало равным по силе и могуществу партнёром, но иногда и соперником, Византии. Именно тогда, в 988 году, крестился киевский князь Владимир Святославович, а вместе с ним приняло христианство его государство — Древняя Русь.

С приходом христианства русское летосчисление стало вестись на византийский манер — от сотворения мира по юлианскому календарю, а православные церковные праздники сделались праздниками Древней Руси. Однако вплоть до XIV в., а по другой версии — до конца XV в., продолжалась языческая традиция празднования Нового года в марте, и только в 1348 или 1492 году русская церковь перенесла его начало на 1 сентября.

Сентябрьский Новый год стал одним из главных русских праздников допетровского времени, который, кстати говоря, и сейчас отмечается Русской православной церковью. В те же времена это было достаточно торжественное празднество согласно установленному церковью церемониалу. Вот как описывается выход русского монарха на Новый год в книге «Домашний быт русских царей в XVI—XVII вв».

Первый выход был в Новый год, начинавшийся тогда 1 сентября, «на летопровождение», в десятом часу утра. Посреди соборной площади, против Красного крыльца, устраивался обширный помост. На нем, с восточной стороны, поставлялись три налоя, на одном из которых ставили образ Симеона Летопроводца; с западной стороны устраивались два особых места, одно для государя, другое для патриарха. Патриарх выходил на «действо» из западных врат Успенского собора в сопровождении духовенства в богатейших облаче­ниях, в то же время из дворца показывалось шествие госу­даря, возвещавшееся звоном на Иване Великом. Взойдя на помост, государь прикладывался к Евангелию и иконам, потом принимал благословение от патриарха, который спра­шивал при этом о его царском здоровье. Духовные власти и бояре становились по обе стороны мест государя и патриарха по чину. Вся соборная площадь еще до выхода государя покрывалась служилыми людьми, стоявшими парадно на заранее назначенных местах.

По окончании молебствия патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» ему длинной речью, которую заканчивал пожеланием здравия государю, государыне и всему его семейству. Государь благодарил патриарха и потом прикладывался к Евангелию и святым иконам. После того государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти и бояре. За этими поздравлениями госу­даря поздравляла вся площадь; все стрелецкие полки, бывшие на площади, и многое множество народа, весь «мир» — все в одно мгновение ударяли челом в землю и многолетствовали государю. Государь ответствовал «миру» поклоном. После этого государь отправлялся в Благовещен­ский собор к обедне или к себе в хоромы.

Цит. по: Домашний быт русских царей в XVI—XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и другим. М., 1992. С. 63—64.

Стоит сказать, что новогодняя традиция, приуроченная к весеннему равноденствию и марту месяцу, не была забыта русским народом, о чём, кстати, свидетельствует доживший до наших времён праздник Масленицы — праздник весеннего Нового года. Поэтому, начиная с XIV или XV в., в общественной жизни Древней Руси сложилась знакомая современному россиянину ситуация. Новый год встречали дважды: в соответствии с языческой традицией — в марте и в соответствии с христианской — 1 сентября. 1 же января не праздновали вовсе, хотя этот день в составе святочных торжеств от Рождества до Крещения носил название Васильева дня в честь одного из отцов церкви — Василия Великого или Василия Кесарийского.

Реформа Петра I. Переход на новое летосчисление

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. Акварель В. Сурикова (1900)

Возрождение январского Нового года связано с именем первого российского императора — Петра Алексеевича Романова (1672—1725), который, как некогда Юлий Цезарь в Древнем Риме, реформировал российское летосчисление. Во всех своих начинаниях Пётр I преследовал вполне определённую цель — сделать из России одно из ведущих европейских государств. Поэтому царский указ от 19 декабря 1699 года предписывал «лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях» не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как в других государствах Европы.

Несмотря на несомненную прогрессивность, указ оставил в силе действующий юлианский календарь, по которому Россия будет жить вплоть до начала 1918 года, в то время как остальная Европа с конца XVI жила по более точному григорианскому календарю.

Последний раз осенний Новый год был официально отпразднован 1 сентября 1699 года. Но уже на следующий год появился вышеупомянутый именной указ Петра за номером 1735 «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира», который был зачитан москвичам царским дьяком с высокого помоста, устроенного на Красной площади. За ним последовал указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Указ самым подробным образом регламентировал празднование предстоящего новолетия.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый год до Октябрьской революции

Несмотря на то, что указ Петра строжайше предписывал веселиться с 1 по 7 января, в послепетровское время праздник не стал массовым. В народе продолжали праздновать Рождество и Святки, и даже такой неизменный атрибут современного Нового года, как Новогодняя ёлка, который по указу Петра должен украшать каждый дом, не был в широком употреблении до середины XIX века. Но и с этого времени обычай ставить в общественном месте или у себя дома украшенное свечками, фруктами и различными игрушками хвойное дерево, ассоциировался только с Рождеством. 1 же января продолжало оставаться всего лишь официальной датой начала нового календарного года и, кстати говоря, рабочим днём, который стал выходным только в 1898 году по закону от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

Новый год в Советском Союзе

Советский плакат «С новым годом, дорогие товарищи!»

Новый год в том виде, в каком мы его знаем сейчас, возник в СССР. Однако сама дата да и все знакомые нам с детства атрибуты праздника — ёлка, мандарины, шампанское, салат оливье, Дед Мороз и Снегурочка — появились не сразу.

Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» на территории России стал действовать более точный григорианский календарь, принятый и в других странах Европы. Разница между юлианским и григорианским летосчислением, которая в XX веке составляла 13 дней, была ликвидирована за счёт того, что вышеупомянутый декрет «выбросил» первые 13 дней февраля, т.е. за 31 января 1918 года сразу же следовало 14 февраля.

По григорианскому календарю мы продолжаем встречать Новый год и по сей день, хотя многие россияне не забывают и о старом празднике, получившем в народе название Старый Новый год (Новый год по юлианскому календарю), который теперь наступает с 13 на 14 января. Тем не менее в первые годы Советской власти — в 20-е годы XX века — ни одного, ни другого праздника в современном понимании ещё не существовало.

В то время народ продолжал веселиться в рождественские и святочные дни, с чем начали активно бороться большевики, устраивая празднование «комсомольского рождества», «комсвяток» и «комсомольской ёлки», организовывая антирелигиозные уличные шествия и научно-просветительские мероприятия, стараясь «разоблачить» «поповский праздник».

Однако все усилия оказались тщетными, и празднование Рождества попросту запретили на XVI партийной конференции, проходившей в апреле 1929 года. Таким образом, на некоторое время Россия осталась без одного из своих главных праздников.

Ситуация изменилась в конце 1935 года, когда по предложению кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, было решено возродить Новый год (точнее — традиции празднования Новогодней ёлки), но совсем в ином качестве — в качестве нового советского праздника для юных строителей коммунизма, которым, в отличие от несчастных сверстников из других стран, выпала счастливая судьба родиться в Советском Союзе, где нет эксплуатации человека человеком, где всё принадлежит советскому народу и его будущему — советским детям. Таким образом, наряду с развлекательной, новый праздник получил и пропагандистскую составляющую, которая до неузнаваемости изменила рождественскую символику.

Голубая семиконечная Рождественская звезда превратилась в красную звезду РККА, а ёлку чаще всего стали украшать игрушками, пропагандирующими советский образ жизни и советские ценности. Отныне тематика ёлочных украшений стала сугубо политической или общественно-значимой: серп и молот, ракеты, танки, стратостаты, дирижабли, солдаты, пограничники, пионеры-горнисты и даже члены Политбюро ЦК ВКП(б). Были и другие курьёзы, связанные с празднованием Новогодней ёлки в 30-е годы. Например, Дед Мороз, чтобы подчеркнуть свою независимость от «поповского» Рождества, зачастую появлялся на ёлках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». Кстати, этот персонаж вместе со своей спутницей — Снегурочкой впервые появился перед советскими людьми в январе 1937 года на празднике в московском Доме Союзов. Но это ещё не был праздник в нашем современном понимании.

С 1930 по 1947 год 1 января люди выходили на свою обычную работу, и только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём.

Постепенно советский праздник утратил свой политико-пропагандистский облик. К началу 50-х годов на ёлках появились совсем другие украшения: сказочные снеговики, снежинки, красные шапочки, зайчики, белочки, клоуны, звездочёты и гирлянды электрических лампочек; а к середине 70-х Новый год превратился, скорее, в семейное торжество с бенгальскими огнями, хлопушками, серпантином и детскими подарками под Новогодней ёлкой, когда закупались неизменные мандарины, изготавливался салат оливье и накрывался праздничный стол, куда ставилась бутылка шампанского. Свой же окончательный вид праздник приобрёл на рубеже 1975 и 1976 года.

Именно тогда, 31 декабря 1975 года, жители нашей страны впервые услышали новогоднее телевизионное поздравление главы государства (в то время — Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), а 1 января 1976 года по телевидению впервые показали самый новогодний советский, да и российский, фильм — трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С тех пор празднование Нового года в России не претерпело существенных изменений.

Новый год в наши дни

Новый год, плавно переходящий в Рождество и Старый Новый год. Праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вплоть до 1991 года в январе празднично-выходным был только первый день нового года, после которого советские граждане возвращались к своим занятиям. Однако в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, согласно которому православный праздник Рождества уже 7 января 1991 года стал нерабочим днём. И что же получилось в результате?

Типично советский праздник, сильно отдающий язычеством, который плавно перетекает в праздник христианский. Несколько необычно для всенародных праздников, не правда ли? Впрочем, если повнимательней присмотреться к нашей сегодняшней государственной символике — гербу и флагу Российской империи на фоне разглагольствований о демократии, гимну СССР со словами о Боге — то два всенародных праздника, идеологически чуждых друг другу, не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, одним из символов современной России. Да и народ, в общем и целом, мало задумывается над смыслом и значением каких-либо торжеств.

Для народа важно то, что есть причина выпить, повеселиться и как-то разнообразить монотонность своего существования. А что это будет за причина — католическое или православное Рождество, Новый год, Старый Новый год или китайский Новый год — дело десятое. Главное, период с 1 по 7 января по григорианскому календарю — праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями. Затем наступает «настоящий» Новый год, он же Новый год по юлианскому календарю, он же Старый Новый год, т.е. праздник продолжается до 14 января. Затем самые продвинутые вспоминают про Крещение, отодвигая окончание торжеств до 19 января. Итого — девятнадцать дней. А если кто-нибудь загодя вспомнит и про католическое Рождество, то новогодний и рождественский марафон продлится месяц и более, учитывая послемарафонское состояние спортсменов.

Хотя, если говорить серьёзно, ничего плохого в новогодних и рождественских каникулах нет, если, конечно, по совету Горация, придерживаться золотой середины. К тому же, как мы видели, Новый год в России традиционно встречали и встречают не один раз. Но если не один, тогда сколько?

Сколько раз празднуют Новый год в России

Вопрос, действительно, интересный. Итак, давайте посчитаем, не учитывая, конечно, экзотических и заимствованных праздников.

1 января. Новый год по григорианскому календарю.

14 января. Новый год по юлианскому календарю, известный в народе как Старый Новый год.

Февраль—март. Масленица — в дохристианскую эпоху праздник весеннего равноденствия, которое являлось началом нового года у древних славян.

1 сентября. Новый учебный год.

14 сентября. Новый год по версии Русской православной церкви.

Получается, что встречать новый год в России можно целых пять раз. Для одной культурно-исторической традиции факт более чем впечатляющий!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *