Праздник рождество Пресвятой

Рождество Богородицы в 2019 году выпадает на субботу – 21 сентября. В отличие от некоторых православных праздников с меняющимися датами, Рождество Богородицы всегда отмечается в один и тот же день.

Интересно, что церковный годовой круг заканчивается и начинается двунадесятыми праздниками, посвященными двум главным событиям жизни Богородицы: рождению и смерти. Рождеством открывается череда праздников церковного года, Успением – заканчивается.

Многих интересует, можно ли играть свадьбу в этот праздник. Ответ – да. Более того, Богородицу считают покровительницей домашнего очага и женского счастья. Если свадьба приходится на 21 сентября, это будет дополнительный оберег для создания крепкого союза.

Обязательно нужно помолиться в праздник Богородице за здоровье детей и матерей. Если в доме еще нет ребенка и с зачатием возникают трудности, обязательно просят Пречистую Деву Марию помочь. Мария услышит призывы о помощи и поспособствует решению трудностей.

Можно сходить в церковь и поставить свечку за всю семью, чтобы жить в здравии и спокойствии.

В этот праздник принято радоваться. Все верующие благодарят Деву Марию за Иисуса. В этот торжественный день священники облачаются в праздничные одежды и молятся вместе с прихожанами во славу Богоматери.

Что нельзя делать в этот день

В День Рождения Прародительницы Божией воспрещается:

— сквернословить и ругаться с близкими, кричать на детей;

— злоупотреблять алкоголем;

— грубить и обижать родителей, стариков;

— выполнять тяжелую работу;

— устраивать пышные празднества с алкоголем.

Приметы и традиции

Так как на Руси все церковные праздники переплелись со славянскими, на Рождение Богородицы отмечали наступление осенней поры – Осенины. С полей уже собрали большую часть урожая и благодарили Господа и природу за него.

Для молодых девушек это время приходилось на проведение посиделок. На них звали будущих женихов, поили чаем с угощениями, а парни сватались.

Если нищие или прокаженные просят милостыню, нужно дать им немного денег. Отказ может грозить для женщины бесплодием или неудачами в семейной жизни.

В День Рождения Богородицы старались сжигать весь хлам в доме. Считалось, что это убирает дурной сглаз.

Примет на Осенину было много. Все они в основном связаны с наступлением осени и подготовкой к зиме:

— 21 ceнтябpя нaблюдaли зa пoгoдoй. Если день стоит теплый, зима тоже будет хорошей;

— нужно муху или мошку закопать в землю – насекомые кусать не будут;

— если есть роса на траве – значит заморозки близятся;

— если звезд на небе не видно – зима будет холодной;

— если ветер дует в этот день, значит мало снега будет в зимнюю пору.

Богоро́дичные пра́здники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме .

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству . В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа .

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя .

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы , а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией . В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании . После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (9 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря);
  • Благовещение (25 марта);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля);
  • Успение праведной Анны (25 июля);
  • Успение Пресвятой Богородицы (15 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 августа);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

Богослужение

Служба на двунадесятые богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Всенощное бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и первый час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны.

В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и ексапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие . Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери

В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Богородичные праздники

На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Богослужение на Сретение Господне

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день . Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

Западная традиция

В Западной Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Богородичный праздник – Рождество Св. Марии – был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова ; с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 авг.– праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.– память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 дек. (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение Господне до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление Господа (Praesentatio Domini).

Литература

Использованные материалы

  • А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич. Богородичные праздники (Статья из V тома «Православной энциклопедии»).

Bagatti B.P. 185–214

Скабалланович. Успение. С. 84

Скабалланович. Успение. С. 85–86

21 сентября 2019, 07:52

Сегодня Рождество Пресвятой Богородицы 2019: что означает праздник

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября Фото:

Сегодня, 21 сентября, православный мир отмечает значимый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Что это за день, какая у него история и традиции, читайте в нашей статье.

Смотрите видео: в Одесской области решили бороться с преступностью иконой на дроне:

Значение праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – это великий двунадесятый праздник, посвященный рождению Девы Марии, будущей Матери Иисуса Христа. Согласно церковным учениям, это событие имеет важнейшее значение для всех людей, поскольку именно Богоматерь подарила человечеству Спасителя.

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: когда празднуем

Этот праздник является непереходящим, поэтому ежегодно День Рождения Богородицы отмечается 21 сентября. В 2019 году он приходится на субботу, выходной день.

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника

О Рождении Девы Марии сохранилось немного сведений, даже год не является точным. Известно, что это событие было признано в статусе праздника в VI веке.

Дева Мария родилась в годы правления Ирода Великого в одном из пригородов Иерусалима, в семье праведных Иоакима и Анны. Семейная пара долго не имела детей. В те времена это считалось тяжким несчастьем и Божиим наказанием, а потому супруги сильно скорбели и молились о даровании им потомства.

Однажды в один из больших праздников Иоаким отправился в Иерусалим с пожертвованиями для Бога, но первосвященник отказался принимать их у мужчины, который не оставил своего потомства Израилю. От позора Иоаким ушел в пустыню, где провел 40 дней в строгом посте и молитве. А праведная Анна, узнав об этом, также усердно молилась дома.

И вдруг супругам явился ангел Божий и возвестил о скором рождении девочки, которую нарекут Марией и через которую благословится весь род людской. Благая весть оказалась правдой, и после встречи супругов Иоакима и Анны в Иерусалиме произошло зачатие благословенного ребенка.

8 сентября (21 сентября по григорианскому календарю) Анна родила дочку, которую назвали Марией. Из благодарности Богу супруги пообещали отдать ребенка в Храм Господень, что и было исполнено по достижении Марией 3-летнего возраста в день введения во храм Пресвятой Богородицы.

Народные традиции в праздник Рождества Богородицы

У восточных славян были тесно связаны церковные и народные традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

В эту пору заканчивались летние полевые работы и начинались осенние приготовления. Крестьяне собирали лук и прятали на зиму пчелиные улья. Люди благодарили Богородицу, Заступницу и Небесную покровительницу за собранный урожай, а также просили помощи на следующий год.

На Руси праздник Рождества Божией Матери назывался «Малая Пречистая» или Аспосов день. В этот период люди встречали осень, устраивали празднества, ходили друг к другу в гости, чествовали молодоженов, накрывали богато стол.

Также сегодня чествуется икона «София Премудрость Божия». Ране мы писали о ее истории и значении.

Все подробности в спецтеме Осенние праздники 2019: сезонный календарь

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

  • 21 Сентября, 06:09
  • Розсилка ВІДПРАВИТИ

Рождество Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати важнейших религиозных праздников

21 сентября православная церковь отмечает великий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария появилась в семье праведных Анны и Иоакима. У этой пары долго не было детей, но чета из Назарета свято верила, что Бог пошлет им дитя. И однажды Господь услышал их молитвы – у них родилась дочка, девочку назвали Марией и с малых лет готовили ее для служения Богу в Иерусалимском храме.

Вторая Пречистая – это день, женщину следует почитать как продолжательницу рода и хранительницу семейного очага.

Отправляясь сегодня церковь, следует попросить о самом сокровенном. Богородица поможет, поддержит и спасет, отзовется в сердце нужными словами.

Богоматери молятся, прося ребеночка, семейного счастья, любви и благополучия.

История праздника

Дева Мария появилась на свет в Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Отец ее был из рода царя Давида, а мать – из рода первосвященника Аарона. Супруги дожили до глубокой старости и все еще не имели детей. Иоаким и Анна не теряли надежды и молили Бога послать им дитя. Но в те времена у евреев отсутствие детей считалось наказанием Божьим за грехи. И хотя супруги вели праведный образ жизни, им приходилось терпеть несправедливые поношения от своих соотечественников. Однажды в большой праздник первосвященник не позволил Иоакиму принести в храме жертву Богу, сказав, что он не достоин этого, поскольку «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким ушел в пустыню, дав обет оставаться там и строго поститься, пока Бог не услышит его молитвы. Анна же, оставшись дома, дала обещание отдать дитя на служение Господу, если их мольбы будут услышаны. Вскоре обоим супругам явился ангел и возвестил о том, что у них будет дочь, через которую людям будет даровано спасение.

Родители Пресвятой Девы выполнили свое обещание: когда Марии исполнилось три года, они отвели ее в Иерусалимский храм, где она находилась до совершеннолетия и была воспитана в чистоте и кротости.
Святой Иоаким преставился через несколько лет после введения Марии в храм, в 80-летнем возрасте. А святая Анна умерла в 70 лет, через два года после мужа, проведя их при храме рядом с дочерью.

Что можно делать

Верующие стараются побывать в церкви на службе, помолиться о здоровье близких, детей. Издревле в праздник к Богородице особенно усердно взывали бездетные женщины. Считалось, что именно в этот день можно вымолить у Бога дитя.

А еще на Вторую Пречистую женщины молятся за своих нерожденных детей, прося Богородицу и всех святых дать деткам имена и окрестить их души, чтобы они стали христианами и за них могла просить Бога церковь. «Анно Пророчице, наречи іменами моїх ненароджених на світ немовлят! Іване Хрестителю, охрести моїх убитих у лоні дітей! Святі славні і всехвальні апостоли, пророки, мученики і всі святі, моліть Бога за нас, грішних. Амінь», – так молились в старину женщины.

На Рождество Богородицы в Украине традиционно заготовляют калину. «Як вип’єш калини на Пречисту, від усякої хворі будеш чистий», – говорят люди.

Что нельзя делать

Запреты касаются в основном домашних дел. Нельзя заниматься уборкой, стирать, гладить, шить. Праздничные блюда лучше приготовить накануне.

На Рождество Богородицы не полагается работать в поле.

Традиции праздника

Праздник Второй Пречистой считается женским и молитва матери к Пресвятой Богородице о здоровье и счастье семьи, детей имеет особую силу. В Украине в этот день женщины, ждавшие первенца, надевали богатый венок и поднимались с факелами на Дівич-гору, чтобы помолиться Божией Матери и окончательно попрощаться с символом девичества и беззаботной жизни – веночком.

Бездетные же женщины готовили праздничный обед, на который приглашали не только родственников, но и тех, кто нуждался в помощи и внимании, – сирот, вдов, пожилых соседей.

Еще одна традиция – встречать осень на Пречистую. Женщины шли к реке или озеру, взяв собой каравай, спеченный из свежемолотой муки. На берегу выбирали самую старшую из участниц праздника и с песнями водили вокруг нее хороводы. Все это делалось для того, чтобы и в следующем году Бог послал людям хороший урожай.

Что готовят

В этом году праздник пришелся на понедельник, поэтому постовых ограничений нет.

Можно приготовить блюда из мяса, яиц, молочных продуктов. В старину в Украине к обеду подавали борщ со свининой или птицей, жаркое, голубцы или вареники с мясом, пироги с творогом, яблоками, сливами.

Можно в праздник выпить немного вина. А еще когда-то к Рождеству Богородицы пекли особый хлеб. Маленькие буханочки украшали сверху буквами Р и Б (Рождество Богородицы).

Такими хлебцами угощали всех гостей в этот день.

Приметы

На Рождество Богородицы обычно становится холоднее, начинаются осенние дожди. Наконец-то перестают докучать комары. В народе говорили: «Прийшла Перша Пречиста – одягла природа намисто, прийшла Друга Пречиста – взяла комара нечиста, прийшла Третя Пречиста – стала діброва безлиста».

Ясный день предвещает, что тепло будет до конца октября.

Утром пошел дождь – продолжит лить еще 40 дней, а зима выдастся холодной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *