Праздник вознесения

Вознесение Господне или просто Вознесение — это один из 12 главных («двунадесятых») православных праздников, посвящённых событиям новозаветной истории. Его полное название — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Праздник посвящён восшествию сына Божьего Иисуса Христа во плоти на небеса.

История праздника Вознесения Господня

Евангелия от Марка и Луки, а также книга Нового завета «Деяния святых апостолов» рассказывают, что после своего чудесного воскрешения Иисус Христос пробыл на земле ещё 40 дней. На 40-й день Спаситель вместе с апостолами взошёл на гору Елеон, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим. Здесь Христос благословил учеников и вознёсся на небо. Этому славному событию и посвящён праздник Вознесения Господня.
Праздник Вознесения Господня отмечают во всех странах, в которых проживают христиане, в том числе в Италии, Бразилии, Финляндии, Германии, Бельгии, Австрии и других странах мира. Среди ближайших соседей России по СНГ этот церковный праздник свято чтут в Белоруссии, Молдове, Латвии, Литве и на Украине.

Вознесение Господне: какого числа его празднуют?

Вознесение Господне — праздник с плавающей датой, который отмечают на 40-й день после Пасхи. В 2020 году он выпадает на 28 мая (у католиков — на 21 мая). Поскольку Светлое Христово Воскресение всегда празднуют в воскресенье, то и Вознесение из года в год выпадает на один и тот же день недели — четверг.

Приметы и поверья на Вознесенье

Наши предки заметили, что в канун Вознесения в рощах особенно звонко и заливисто поют соловьи. По поверью человек, которому удастся в этот день поймать певчую птицу, будет счастлив целый год.
Утренняя роса на Вознесение считалась целебной. Верующие вставали на рассвете, чтобы умыться росой, походить по ней босыми ногами, а днём отправлялись на реку. Считалось, что купание в речной воде в этот день укрепляло здоровье и силу духа.
Хозяюшки пекли печенье в форме лесенки, символизирующей путь в рай. Это печенье бросали вниз с колокольни. По количеству уцелевших перекладин определяли, на какое из семи небес суждено попасть гадающему после смерти.

По поверью на Вознесение Господь спускается на землю и бродит среди людей, переодевшись в нищего. Поэтому на праздник возбранялось выливать из дома помои, выносить мусор и плевать на землю — этим можно было оскорбить Бога.
Считалось, что яйца, снесённые курами в этот день, приносят счастье и удачу. Верующие выбирали одно из яиц и подвешивали его как оберег под крышей дома. А ещё наши предки прислушивались к пению птиц: карканье вороны сулило удачу в делах, а стрекот сороки скорую прибыль. Дождь расценивали как плохой признак, который обещал неурожайный год и падёж домашнего скота.

Традиции празднования Вознесения Господня

На Вознесение паломники приезжают на гору Елеон, чтобы поклониться камню, с которого Христос вознёсся на небо. На камне чудесным образом остался отпечаток ступни Спасителя. В некоторых отечественных храмах в честь праздника выставляют слепки, сделанные с этой реликвии.
День Вознесения Господня принято проводить в молитвах. Накануне вечером верующие посещают всенощное бдение в храме, а в день праздника литургию. На Вознесение священнослужители меняют красные рясы на белые. В белом облачении они проводят службы до Троицы (в 2020 году её отмечают 7 июня).

У верующих принято поздравлять друг друга с праздником Вознесения Господня. Каких-либо особых слов, как на Пасху или Прощёное воскресенье, не предусмотрено. Главное, чтобы слова поздравления были искренними и исходили из самого сердца.
По церковным канонам на этот праздник нет поста, поэтому после службы в храме верующие идут домой и садятся за праздничный стол. Хозяйки подают к столу пироги с куриным яйцом и зелёным луком, а также лапотки — блинки «Христу на дорожку».

Чего нельзя делать на праздник Вознесения

Вознесение — не время для споров, ссор, сквернословия и уныния. В этот день не следует увлекаться просмотром увеселительных телепередач, игрой в компьютерные игры, распивать спиртные напитки, поминать нечистую силу, плевать на землю, вести разговоры на щепетильные темы, участвовать в шумных вечеринках, которые не имеют отношения к празднику. Запрещается выполнять любую работу, кроме насущных повседневных дел.

Особенности празднования Вознесения в 2020 году в период пандемии

Весной 2020 года во многих российских регионах храмы остаются закрытыми для прихожан из-за карантина, связанного с пандемией коронавируса. Верующие могут молиться дома и следить за богослужениями в режиме online.

28 мая, согласно календарю церковных дат, православные и грекокатолики Украины празднуют Вознесение Господне.

Когда Вознесение в 2020 году? Дата празднования Вознесения отсчитывается от Пасхи. После своего воскресения Иисус Христос появлялся в земном мире в течение 40 дней, прежде чем вернуться к Отцу. Поэтому и Вознесение наступает на 40-й день после Пасхи, то есть в четверг шестой недели после 19 апреля. Таким образом, в православном календаре на май 2020 года Вознесение приходится на 28-е число.

Вознесение Господне: о чем этот праздник

Это один из крупнейших церковных праздников в июне. Он связан с окончанием земного пути Иисуса Христа и возвращением на небеса, к Богу-отцу и Святому Духу. Согласно Писанию, после своего Воскресения Сын божий являлся на землю, чтобы укреплять веру учеников в Царствие Небесное. А на сороковой день он созвал последователей на гору Елеон, где присутствовавшие и стали свидетелями вознесения. После чего верующим было дано пророчество о возвращении Спасителя.

28 мая в храмах прямо с утра начнутся праздничные службы. Максимальной силой в этот праздник обладают молитвы перед иконой Вознесения Господня. Вознесение имеет не только религиозное значение как символ Небесного Царства. Это еще и период бурного роста растительности, так что и природа в этот период тоже ‘возносится’ к небу и солнцу. Считается, что именно после Вознесения начинается настоящее лето. С древнейших времен этот период наделялся особенными магическими свойствами. Например, считалось, что роса на Вознесение обладает целебными свойствами: может излечивать больных и делать краше девиц.

Наши предки верили, что все пятьдесят дней с Пасхи и до Пятидесятницы — Троицы — открыты врата рая и ада, и на землю спускаются души предков. Их следует почитать — вспоминать, молиться за упокой душ. Запрещено все, что может оскорбить усопших: в праздничные дни нельзя выполнять тяжелую работу, шить, стирать, пилить, выносить мусор. Однако самое главное — не следует допускать дурных мыслей, злиться, обижаться на кого-либо.

Молитва на Вознесение обладает особенной силой и приносит исполнение желаний / Фото: Ben White / Unsplash

На Вознесение готовят специальную выпечку — печенье в виде лесенок или пироги, украшенные подобными элементами из теста, а также пекут блины, которые называют «онучами». Все это связано с символикой подъема Спасителя на небо. Лесенками угощали детей и малоимущих, гадали на выпечке и проводили с ней ритуалы в поле. Считалось, что они могут помочь расти ржи и пшенице и таким образом даровать более щедрый урожай.

Существовало поверье, что и сам Христос может в эти дни может ходить по земле и, например, просить подаяния. Поэтому в Вознесение нельзя отказывать в помощи, нужно давать милостыню и вносить деньги на нужды церквей и храмов.

Святой день Вознесения Господня приходится нынче на 6 июня (24 мая по старому стилю). К этому последнему весеннему празднику на Руси завершалась чудесная пора пробуждения и расцвета Божьего мира, которую наши предки неразрывно связывали с воскресшим Христом-Спасом. Со Светлого Велика-дня Пасхи «отверзаются двери райские, разрешающие узы адские: вплоть до самого Вознесенья Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками, обитающими под сенью райских кущей». Все эти сорок дней по грешной земле ходит Господь, и весь честной мир этому радуется и Его славословит. Как на Руси праздновали Вознесеньев день – очередной рассказ нашей рубрики «Народный календарь».

«Вознесение Христа”, Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска
Владимирский собор, Киев

Всему миру сведение

«С Пасхи до Вознесенья — всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мужикам!» – и неслучайно в это время «земля так ярко зеленеет и благовониями райскими благоухает».

Народная молвь твердила:

«К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаённой молитвою провожают».

Прощаются с Возносящимся Светом Правды Божьи луга, поля и леса, и наполняются несказанными сладкими ароматами в утешение народам крещённым, которые в этот день могут наслаждаться райскими благоуханиями.

И соловьи в канун праздника поют звонче обычного, ибо ведают, что это последняя ночь пребывания воскресшего Спасителя на миру православном. В иных губерниях так и прозывают эту ночь «соловьиной». А утром вся Мать-Сыра-Земля тоскует-плачет обильной росой по возносящемуся от неё Христу.

Последний весенний праздник

«Вознесение Господне”, М. В. Нестеров. 1895 г.

Вот и добрела Весна-Красна до Вознесеньева дня – последнего своего праздника, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец настал. Уступила красавица место лету знойному-жаркому, с его хлопотами страдными да сухотами-заботами:

«Весна о Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!»

«Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!»

«И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!»

«Цвести весне — до Вознесенья!»

«До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова!»

«Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!»

«Потом умывается, Честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит!»

Торжество небесное

Такой торжественный праздник как Вознесение не мог не отразиться в народном фольклоре, и в самых разных уголках Руси с незапамятных времён старики вещали внукам одно и то же предание: немногим благочестивым и богобоязненным христианам именно в этот день последнего года их жизни Господь открывает великую тайну. Во время Литургии они удостаиваются видеть горнее действо, как над храмом разверзается небесная твердь, и к главному церковному яблоку опускается лестница – «та самая, которую видел во сне Иаков». Торжественно спускаются по ней чины ангельские и архангельские, и все силы небесные, а потом выстраиваются в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа нашего Спасителя. И при первом ударе колокола к «Достойно есть», возносится Спас-Батюшка с нашей грешной, но обновлённой Его Пресветлым Воскресением земли к небу.

Неслучайно в некоторых губерниях добрые хозяйки к дню Вознесения пекли «лесенки» из ржаного теста, и не только лакомства ради для детишек малых. Выносили такие лесенки румяные на ниву-полосу и ставили по одной на каждом углу загона, чтобы рожь взошла быстрее и поднялась превыше роста человеческого. Старики научали делать это в тайне от недоброго глаза да с горячей молитвою.

В иных уголках необъятной Руси-матушки хранили обычай навещать на Вознесенье друзей, знакомых и родственников да угощать друг друга сладкими лесенками, что называлось «ходить на перепутье».

«Дай им слово да Христовое»

В этот день калики-перехожие наполняли Русь широкую древними песнями духовными, про любовь сердечную и тоску по Спасителю. Одна из них вещает об исходе нищей братии, о том, почему убогие питаются святым именем Христовым да песнею духовной-божественною:

«После Светлаго Христова Воскресенья, на шестой было на неделе, в четверг, у нас живет праздник Вознесенья: возносился Христос Бог на небеса со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною. Расплачется нищая братия, расплакались бедные-убогие, слепые и хромые: Уж Ты, истинный Христос, Царь Небесный! Вознесешься Ты, Царь, на небесы со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною, — на кого-то Ты нас оставляешь, на кого-то Ты нас покидаешь? Ино кто нас поить-кормить будет? Одевати станет, обува-ти, от темныя ночи охраняти?»

А Христос Царь Небесный им отвечает: «Не плачьте вы, нищая братия! Оставлю Я вам гору золотую, пропущу я вам реку медвяную, Я даю вам сады-винограды, оставляю вам яблони кудрявы, Я даю вить вам манну небесну. Умейте горою владати, промежду себя разделяти: будете вы сыты да пьяны, будете обуты и одеты, будете теплом да обогрены и от темныя ночи приукрыты!»

Прянишников И.М. «Калики перехожие», 1870 год.

Согласно древнему народному сказу, в ответ на это обращается ко Христу Иван да Богословец с просьбой не оставлять бедным-убогим, слепым да хромым «горы золотыя, реки медвяныя, сады-винограды, яблони кудрявых и манны небесной». Всё это богачество «отоймут» у них князи и бояре, пастыри и власти, сильные люди и немилостивыя власти, купцы и вельможи, люди пребогатые. «Нищую братью не допустят, да много тут будет убийства и кровопролитства; да нечем будет нищим питатися, да нечем им будет приодетися и от темныя ночи приукрытися; помрут нищий голодною смертью и позябнут холодною зимою»…

И просит Иван да Богословец оставить убогим лишь «слово да Христовое: пойдут нищие по миру ходити, Тебя будут поминати, Тебя будут величати, Твое имя святое возносити. А православные станут милостыню подавати! Ино кто есть верный христианин, он их приобует и приоденет, — Ты даруй ему нетленную ризу; а кто их хлебом-солью напитает, даруй тому райскую пищу; кто их от тёмной ночи оборонит, даруй в раю тому место; кто им путь-дорогу указует, незаперты в рай тому двери»!

П.Соколов «Нищие странники”, 1966 год

И вправду даже в самое тяжкое время бесхлебья, недорода и бескормицы для русского крестьянина почиталось тяжким грехом отказать в посильной милостыне нищему страннему человеку захожему – никак нельзя не поделиться с просящим во имя Христово. С благоговеньем прислушивалась Русь православная к древним стихам духовным, что пели калики-перехожие на папертях церковных с седых времён:

«Утешитель приидет, Он бо нашествием и действием истинны научит. Сия рекши, к небеси шествует, мир, тишину всем верным дарует, что возлюбленна, учреждена кровию Своею. Подаждь, Боже, тишину навеки, по вся концы спасай человеки, вовеки вечную радость и во сладость созданное навеки!»

Отмечают его на сороковой день после Пасхи, а длится он целых десять дней, поэтому я и написала «6 июня 2019 года у православных начинается праздник Вознесения». В основе праздника, как и следует из названия, лежит событие Вознесения Иисуса Христа на небо, которое произошло по мнению современных историков в середине мая 30 года I века нашей эры на горе Елеон, или Масличной горе, что к востоку от Иерусалима. Поскольку дата у праздника Пасхи, Воскресения Христова скользящая, то и празднование Вознесения Господня каждый год выпадает на разные дни, хотя это всегда четверг, ведь именно четверг шестой недели после Пасхи и будет сороковым днем. Но что нам за дело до эпизода, произошедшего почти две тысячи лет назад? Как нас это касается?

Начнем с того, что отмечается Вознесение Господне через сорок дней после Пасхи неслучайно. Как сообщает евангелист Лука, «в продолжение сорока дней» после Своего Воскресения Христос являлся Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, — в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. И на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо.

Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие — это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», — и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. Запомним это.

После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу, 16 июня 2019 года). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», — читаем у евангелиста Луки.

«Вознесение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

На иконах «Вознесение Господне», изображают, как Иисус Христос возносится на небо в круглом облаке ярко синего цвета, поддерживаемом двумя ангелами. Синий цвет в иконописи — символ бесконечного неба, иного, вечного мира. Под облаком — Богородица. Стройные очертания Её фигуры выделяются на фоне светящихся одежд стоящих за Девой Марией двух ангелов. Богородица зрительно отделена от двенадцати апостолов, и в этом большой богословский смысл: так подчеркивается особое место Богородицы в христианстве. Композиционно Божья Матерь, стоящая на земле, больше соединена с Христом, чем с толпящимися вокруг двенадцатью апостолами: так показывается, что Богородица принадлежит миру горнему, миру небесному. Рядом, но все же отдельно от Богородицы, теснятся двенадцать апостолов, их взоры устремлены ввысь. Все в иконе «Вознесение Господне» пронизано светом и радостью, и это тоже неслучайно.

Праздник Вознесения Господня был любимейшим на Руси: звон колоколов, свобода выходного дня, когда никто не работает, ликование народа… В такой вот праздничный день в 1799 году родился еще наш гений — Александр Сергеевич Пушкин. В 1799 году, как и в 2019-м, это было 6 июня — день рождение великого поэта. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо любил и выделял этот праздник, хорошо знал икону «Вознесение Господне», и даже для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Но Вознесение Иисуса Христа — не просто событие, имевшее место быть чуть меньше двух тысяч лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий гениев, от Рублева с Пушкиным до классиков мировой живописи — Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! Святому Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». В чем тут дело?

Смотрите, Воскресение Богочеловека Иисуса Христа из мертвых, воскресение Христа живым, во плоти, с язвами на руках и ногах, с раной в боку — свидетельство того, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а к вечной, неумирающей, ликующей жизни. А вот Своим Вознесением Христос уже возносит и наше, человеческое естество на небо, ведь Спаситель вознесся в нашем, в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу, показал, насколько возможно обожение человека. «Если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божьему и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей», — говорил святой Иоанн Златоуст.

И это еще не все. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, «восхищен на облаках» — те, кто «распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию».

С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа разобрались, но что там со всем тварным миром — животными, птицами, гадами земными и морскими, царством растений, в конце концов?

Смотрите, как рассуждает митрополит Антоний Сурожский. Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он жил, которым Он ходил по земле, которым Он слышал и видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, — это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый, тварный мир. В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны, в недра Божественной действительности. И этот мир уже неотделим от Него.

Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем радостном щебете птиц, в лучах солнца, в отблеске свечи у иконы, в молитве, в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Неслучайно в церквях в день Вознесения постоянно повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Поделиться

Христианский календарь не всегда был таким, каким его знаем мы. Годичный круг праздников и постов складывался постепенно.

Долгое время праздники Вознесение и Троица — день сошествия на апостолов Святого Духа ещё не разносились между собой на десять дней. Эти события вместе вспоминали и чтили после Пасхи, карфагенский богослов Тертуллиан, живший во втором- третьем веках, называл это торжество общим словом — «радостнейший период».

В конце четвёртого века сложилась традиция двух праздничных дней — Вознесение Господне вспоминали на сороковой день после Пасхи, а Троицу чтили на пятидесятый. Таким образом, Вознесение всегда отмечается в четверг шестой недели после Пасхи.

Первое упоминание о том, как праздновали Вознесение, сохранилось в дневниках паломницы Эгерии. В четвёртом веке она побывала на Святой Земле и рассказала, что в Иерусалиме, на горе Елеон, с вершины которой вознёсся Спаситель, было несколько храмов. Один, Елеона, на месте пещеры, где Сын Божий проповедовал апостолам, другой, Имвомон, на самом месте Вознесения. Накануне праздника верующие собирались в Елеоне, а после вечерней и всенощной, уже под утро, поднимались на литургию к месту Вознесения.

Эти храмы не сохранились до наших дней, но похожая традиция осталась. Сейчас на месте Имвомона стоит часовня Вознесения Господня, построенная в двенадцатом веке, эпоху Крестовых походов. Земля принадлежит мусульманам и они берут плату с паломников. Православные священники могут служить здесь лишь раз в год, на праздник Вознесения Господня. Торжественное богослужение начинается накануне вечером. Во дворе рядом с часовней ставится походная церковь-палатка. Уже с полудня приходят верующие, чтобы помолиться у местной святыни — следа на камне, который по преданию принадлежит Сыну Божию. За два часа до заката, когда ослабевает зной, начинается вечерня. Богослужение совершает архиерей Иерусалимского патриархата вместе с греческими и русскими священниками. На службу стекаются русские богомольцы, греки, православные арабы.

После повечерия все направляются торжественным крестным ходом на северную вершину Елеона, где находится греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов. По преданию на этом месте Воскресший Спаситель явился ученикам перед Своим Вознесением. На улицах уже темно, поэтому верующие идут с горящими свечами и светильниками. Река огня и света течёт по улицам Елеона совсем как в первые века христианства.

Традиция крестных ходов в день Вознесения есть во многих православных странах. Например, в Сербии к празднику Вознесения Господня приурочено торжество Крестной славы Белграда, своеобразный духовный день города. Проходят крестные ходы и в российских монастырях, приходах и благочиниях.

И пусть над головами богомольцев не жаркое небо Елеона, но по словам святителя Луки Войно-Ясенецкого важно «сердца свои устремить к небу вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *