Праздники именины

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДЕНЬ СВОИХ ИМЕНИН (ДЕНЬ АНГЕЛА)

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня –день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, – учит святой Феодор Едесский, – один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, – писал преподобный Силуан Афонский, – в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти, повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн – более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соименного с ним святого.

Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки– святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и воскресении Спасителя.

Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы– это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называютсяравноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

Мученики– это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла, поэтому их называют первомучениками.

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называютсявеликомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители– епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называютсясвященномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные– праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называютсяпреподобномучениками.

Праведныепроводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называютсяпраотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреникибезвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради– люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей еще называют блаженными.

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • Все

Иллюстративное стоковое фото

Все самое интересное и важное о новом дне

1 октября — 275-й день текущего, високосного года, до конца которого остаётся всего 91 день. Сегодня в мире отмечается Международный день музыки; есть и еще один важный праздник.

Приметы на этот день расскажут вам о многом, кроме того, есть вещи, которые делать нельзя. Мы расскажем всё о 1 октября в этой статье.

Праздники 1 октября

Международный день музыки

Международный день музыки был учреждён по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО.

Решение о проведении Международного дня музыки было принято на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне в 1973 году. В этот день проводятся тематические мероприятия: акцентные концерты, творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, выставки музыкальных инструментов и произведений искусства и фотографий, связанных с музыкой.

Человек вольно или невольно слушает музыку каждый день: в наушниках от смартфона, по радио, телевиденью, в маршрутке от водителя, любящего шансон, и даже от людей, которые просто напевают песни. Музыка помогает расслабиться или наоборот мотивирует на движение по жизни.

Международный день пожилых людей

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 1990-х годов уже во всем мире. День пожилых людей празднуется с большим размахом в скандинавских странах. В этот день по телевизору и радио транслируют передачи с учетом вкусов людей преклонного возраста.

Международный день пожилых людей был провозглашён на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН под названием международный день престарелых от 14 декабря 1990 года. В резолюции отмечается снижение взносов в Целевой фонд по проблемам старения ООН, признаётся стремительность старения населения мира, и то, что пожилые люди способны внести существенный вклад в процесс развития. Генеральная Ассамблея призывает правительственные и неправительственные организации делать взносы в Целевой фонд по проблемам старения.

1 октября проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Ели из одной тарелки. Во время карантина Херсон шокировал фестивалем борща

Именины 1 октября — день ангела

В этот день с днем ангела поздравляют:

  • Алексей;
  • Аркадий;
  • Борис;
  • Владимир;
  • Иван;
  • Ирина;
  • Константин.

Приметы и обряды — что можно, а что нельзя делать 1 октября

Обряды:

  • Чтобы попозже пришла зима, надо было крикнуть журавлям: «Колесом дорога!» — птицы останутся, потому что колесо в этом выражении символизирует круг;
  • В этот день собирали и сушили шиповник. Считалось, что полезен только тот, который собран или куплен после Арины-шиповницы.

Приметы:

  • Журавль не отбудет — морозов не будет до месяца другого, до ноября второго;
  • Если журавли и гуси не спешат покинуть родные места — стужа наступит не скоро, а зима будет мягкой и короткой;
  • Отлет журавлей на Евмена — на Покров мороз;
  • Если бурьяны выросли очень высокие — будет много снега.

В этот день родились

  • 1903 — Владимир Горовиц, советский и американский пианист;
  • 1910 — Бонни Паркер, американская грабительница, партнёрша гангстера Клайда Бэрроу;
  • 1920 — Уолтер Маттау, американский актёр;
  • 1924 — Джимми Картер, 39-й президент США (1977—1981 гг.);
  • 1930 — Филипп Нуаре, французский актёр;
  • 1935 — Джули Эндрюс, американская актриса и певица (на видео она поет с Алеком Болдуином);
  • 1943 — Жан-Жак Анно, французский кинорежиссёр;
  • 1950 — Рэнди Куэйд, американский актёр, лауреат премии «Золотой глобус»;
  • 1956 — Тереза Мэй, британский политик, действующий премьер-министр Соединённого королевства (с 2016);
  • 1984 — Эрика Элиссон, американская модель и актриса;
  • 1989 — Бри Ларсон, американская актриса и певица.

События 1 октября в истории

  • 1895 — Франция завладела Мадагаскаром;
  • 1908 — Генри Форд (на фото 1908 года) представил новую модель своего автомобиля «Форд Лиззи»;
  • 1926 — открылся Киевский театр оперы и балета;
  • 1929 — первый полёт на ракетоплане с пороховыми ракетами;
  • 1940 — Финляндия заключила с Германией союзный договор;
  • 1943 — почти все евреи Дании в количестве 7000 человек силами датского антинацистского подполья перевезены в нейтральную Швецию;
  • 1949 — провозглашена Китайская Народная Республика;
  • 1960 — с конвейера сошёл первый «Запорожец»;
  • 1964 — в Японии запущена в эксплуатацию первая в мире высокоскоростная магистраль — Токайдо-синкансэн;
  • 1971 — во Флориде открыто самое крупное в мире место развлечений — «Дисней-уорлд»;
  • 1979 — зона Панамского канала передана под юрисдикцию Панамы;
  • 1983 — шведская почта выпустила марку с изображением квартета «ABBA»;

Лучшая песня Евровидения в ХХ веке — Пугачева против АВВА и Тото Кутуньо

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Всемирный день мороженого и День разрисованных ладоней, День чая со льдом и день рождения принца Филиппа – об этих и других интересных событиях и праздниках 10 июня расскажем в материале Korrespondent.net.

Сегодняшний день, 10 июня, радует самыми разнообразными датами – вкусными праздниками, любопытными событиями и неожиданными приметами.

10 июня — 161-й день года в григорианском календаре. До конца года остается 204 дня.

Какие праздники 10 июня

  • Всемирный день мороженого. Этот день был выбран не случайно: именно 10 июня лакомство начали продавать массово и повсеместно. В 1649 году французский кулинар Жерар Тирсен придумал оригинальный рецепт замороженного ванильного крема — из молока и сливок. Новинку назвали «неаполитанским мороженым». После этого рецептура ледяного десерта обновлялась постоянно. В промышленных масштабах мороженое стали производить в 30-х годах XX века.
  • День рождения шариковой ручки
  • День разрисованных ладоней
  • Всемирный день ремесленничества
  • День сообщества анонимных алкоголиков в США
  • День чая со льдом в США
  • День часов в Японии
  • День детей на Гаити
  • День трав и специй в США
  • День отмены рабства в Гвиане
  • День Португалии
  • День пограничника Молдовы
  • День военно-морских сил Италии
  • День примирения в Конго
  • День арабской армии в Иордании

Что произошло 10 июня

  • 1610 — первые голландские поселенцы прибыли на ост
  • 1652 — Джон Халл открыл первый монетный двор в Америке.
  • 1692 — первые «ведьмы» повешены в Салеме.
  • 1776 — король Франции Людовик XVI тайно выдал драматургу Пьеру Бомарше миллион ливров для передачи их на нужды борцов за независимость США.
  • 1793 — В Париже создан первый в мире публичный зоопарк.
  • 1793 — Столицей США вместо Филадельфии стал Вашингтон.
  • 1846 — шотландец Роберт Уильям Томсон получил в Лондоне патент на пневматические шины.
  • 1909 — Впервые в мире использован сигнал SOS.
  • 1909 — Основана Канберра, столица Австралии.
  • 1935 — основано сообщество Анонимные Алкоголики.
  • 1936 — в СССР основана киностудия Союздетмультфильм (ныне Союзмультфильм).
  • 1941 — распоряжением главнокомандующего сухопутных войск Германии назначен срок начала операции Барбаросса — 22 июня.
  • 1943 — американский торговец Милтон Рейнольдс запатентовал в США шариковую ручку, изобретенную венгром Ласло Биро.
  • 1947 — Сааб произвел свой первый автомобиль.
  • 2003 — с мыса Канаверал запущена ракета-носитель с марсоходом Spirit на борту.

Кто родился 10 июня

  • 1921 — принц Филипп, герцог Эдинбургский, супруг королевы Великобритании Елизаветы II.
  • 1929 — Людмила Зыкина, певица, художественный руководитель и солистка Государственного академического Русского народного ансамбля Росси», народная артистка СССР.
  • 1941 — Аида Ведищева, эстрадная певица, исполнительница популярных песен из советских кинофильмов и мультфильмов.

  • 1965 — Элизабет Херли, английская актриса и продюсер.

Какой сегодня праздник по православному календарю

10 июня верующие отмечают День святого Никиты исповедника, епископа Халкидонского. Святитель, живший во второй половине VIII века, был милосерден и всегда помогал сирым, нищим, странникам и вдовам.

Также 10 июня — День мученицы Еликониды, подвергшейся пыткам в городе Коринфе, но не отрекшейся от христианской веры.

Какой сегодня народный праздник

10 июня чтили Никиту Гусятника. Такое имя в народе получил преподобный Никита Халкидонский. Он считался покровителем домашних гусей, которых Никита якобы бережет от хищных птиц, лис и хорьков.

Также в этот день народ отмечал Полудницы. Языческие духи, принимавшие образ молодых красивых девушек, являлись крестьянам в поле и отвлекали их от работы. Прогонять Полудниц нельзя — они способны разозлиться и наслать на поле засуху. Но и принимать их заигрывания тоже опасно: согласно старинному поверью, Полудница лишает мужчину его мужской силы. Лучшим выходом считалось крепко зажмуриться и сказать: «Господи, спаси от соблазна!».

А вот для беременных женщин работа в поле на Полудницы считалась благоприятной: ребенку предрекали крепость и здоровье, как у молодого колоса.

Погода на 10 июня указывает на урожай. Если Полудницы выдались солнечными и безветренными, урожай осеню будет богатым.

У кого сегодня именины

10 июня по церковному календарю именины празднуют: Василий, Дмитрий, Елена, Захар, Игнатий, Ираклий, Макар, Николай, Павел и Петр.

Мужские имена

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я

Женские имена

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я

День Ангела — день нашего Ангела Хранителя, данного нам при Святом Крещении, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим, называется именинами. Поэтому день Ангела следует праздновать в день крещения, а именины — в день памяти святого небесного покровителя.

Для того, чтобы узнать, в честь кого из святых мы названы, следует взять церковный календарь и найти ближайший после даты нашего рождения день памяти святого с нашим именем. Этот день памяти святого покровителя и станет именинами, когда бы в церковному году ни праздновался.

А вот если этих праздников несколько, тогда выбирают ко днюрождения или ко дню крещения, или ко дню воцерковления — как будет угодно. Конечно, православный имеет иконочку своего святого и знает его жизнь. Жизнь нашего святого служит нам примером и вдохновением.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Об имени и именинах

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки(X, 20)

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник — именины.

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.

Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать «а место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени.

Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:

Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я семь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого «подтвержден» написанным именем.

Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св. Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века — Св. Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.

Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей» (досовское «имя», конечно, шире понятия «личное имя»). В те же годы новомученик о.Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и «определенную кривую жизненного пути», как носители имен, более того, как «наилучшие их выразители» («по имени — житие, а не по житию — имя»). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как «эмблему» и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

Русский христианский именослов складывался веками.

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

* * *

Настоящий справочник посвящен личным именам как памятникам религиозной культуры. Он представляет собой первую попытку дать полный православный именослов с указанием дней памяти всех соименных святых.

В справочнике даны только христианские имена. Иногда для отличия от нехристианского имени их называли крестными и даже ангельскими именами. Основное внимание уделено канонической форме имени, т. е. той форме, которая употребляется в богослужебных книгах, с определенным написанием и ударением (другое название этой формы — литургическая или церковно-славянская). Только через каноническую форму имен в святых таинствах и церковных обрядах призывается на людские души Божия благодать. Каждая статья раздела «Православный именослов» начинается именно с канонической формы, выделенной жирным шрифтом. Далее, в статье, посвященной этому имени, оно сокращается до начальной буквы. Следует иметь в виду, что такое написание (напр. И. Предтеча) в другом контексте неупотребительно.

Иногда одно и то же имя имеет разные канонические формы (напр. Матфей и Матфий), в таком случае одно из них принимается за основное (напр. Матфей), в дальнейшем сокращается до начальной буквы (М.), а другая каноническая форма в статье пишется полностью.

После указания канонической формы перечислены варианты неканонических форм (если таковые имеются), которые могут быть различны: литературная, просторечная, разговорная. В справочнике неканонические варианты имен приведены без указания этих различий. Национальные варианты имен не указаны, кроме тех исключительных случаев, когда они часто встречаются в русскоязычной среде (напр. украинизм Оксана). Если неканонический вариант имени начинается с другой буквы алфавита, предусмотрены отсылки (напр. Авдотья — см. Евдокия). В справочник включены только полные формы имен, другие, неполные формы (сокращенные, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.д.), не указаны ввиду их необозримого разнообразия.

В ряде случаев этимология (толкование) имен не совпадает с принятым в советской антропонимике (т.е. науке об именах), т.к. нередко религиозному смыслу многих имен, по крайней мере, не придавалось значения.

Календари дней памяти соименных святых составлены на основании полного современного православного месяцеслова (см. «Настольная книга священнослужителя», т. 2-3, М., 1978). Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч. Иногда это обстоятельство уточнено в месяцеслове и соответственно — в настоящем справочнике.

Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви, которые также учтены.

Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды):

  • пророки — избранники Божий, которым Бог открывал Свою волю (главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель);
  • апостолы (т. е. посланники, вестники) — первые ученики Иисуса Христа, из которых некоторые принадлежат к числу двенадцати ближайших учеников, другие, из числа семидесяти, не были постоянными свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте были облечены той духовной силою и властью, которой были облечены двенадцать апостолов;
  • равноапостольные и просветители — святые, приведшие к Христу своею проповедью после времен апостольских целые народы и страны;
  • святители — отцы, пастыри, учителя Церкви: иерархи, получившие благодать Св. Духа от апостолов с обязанностью блюсти паству Христову, вести христиан в Царство Божие;
  • мученики, великомученики, страстотерпцы, исповедники — святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие жестокое гонение за христианскую веру. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) — преподобномучениками];
  • преподобные — подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага, семейные и общественные отношения во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;
  • бессеребреники — святые, жертвенно и бескорыстно служившие бедным, страждущим и больным;
  • юродивые Христа ради (блаженные) — подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения;
  • праведные — святые, угодившие Богу, но не покидавшие мира;
  • благоверные — святые правители: цари, князья.

Следует помнить, что святых Божиих — неисчислимые сонмы. Не все люди, совершившие подвиг святости ведомы миру и упомянуты в месяцесловах. С другой стороны, жития некоторых святых не сохранились, известны лишь их имена, сохраняемые в святцах.

Справочный характер издания не позволяет передать обстоятельства подвигов тех или иных святых, но, несомненно, полноценное празднование именин предполагает знание о тезоименитом святом, более того — следование в жизни образу своего покровителя.

Иногда память некоторых святых традиционно празднуется вместе — чтобы не упустить это обстоятельство, имя другого святого проставляется в скобках (напр. Косьма (и Дамиан)).

Следует иметь в виду, что некоторые святые могли носить несколько христианских имен: мирское, крестное, иноческое, схимническое (напр. благоверный князь Борис, во святом крещении Роман). Дни памяти этих святых отмечены в справочнике под всеми упомянутыми в месяцеслове именами.

В тех редких случаях, когда канон допускает незначительные расхождения в написании календарного имени, указываются все варианты (напр. Алвиан и Альвиан, Валерий и Уалерий).

В справочник не внесены грузинские святые, память которых по традиции празднуется Русской Церковью, но имена которых не используются в русском крестильном именослове (напр. Шио, Элизбар, Або), а также введенные в 1980-х годах празднования соборов русских святых.

Иеромонах Иов (Гумеров) свидетельствует, что Днем Ангела принято называть день церковной памяти святого, чьим именем был наречен человек при таинстве Крещения. Став в народном благочестии синонимом именин (тезоименитство), День Ангела называется так, поскольку святой, вознесшись на Небо, начинает жить как Ангел, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30).

Два Ангела

Однако святого покровителя человека не стоит путать с его Ангелом-Хранителем, который приставляется к человеку в день его духовного рождения — Крещения, для охраны от жизненных бед, попечения, предостережения от грехов и посмертного сопровождения.

Как писал святой Феодор Едесский: «Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — один из которых — Ангел-Хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».

Посещение храма

Главным действием, которое православный христианин должен совершить в День Ангела, является посещение храма. Архимандрит Амвросий (Юрасов) отмечает, что накануне празднования своего духовного дня рождения имениннику следует прийти на вечернюю службу и непременно исповедаться в грехах, а утром помолиться на литургии и причаститься Святых Христовых Тайн.

Иеромонах Иов (Гумеров) разъясняет, что в день поминовения святого Господь Бог наделяет его особой благодатью молиться за тех, кто на земле носит его имя и находится под его небесным покровительством. Чтобы приобщиться к этой благодати, нужно присутствовать в церкви и, кроме духовного общения со своим святым, с особенным чувством и теплотой возносить молитвы Господу, Богоматери и Ангелу-хранителю.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что молиться своему святому нужно, чтобы он ходатайствовал за человека перед Богом и говорил: «Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Приглашение

Публицист Николай Костомаров в работе «Образ домашней жизни. Семейные нравы. Порядок домоправления. Домашние обряды» заявляет, что приглашением на празднование Дня Ангела служили именинные пироги. Особо почитаемые гости получали пирог посолиднее, а остальным раздавалась выпечка стандартного размера.

Порой простолюдины удостаивались именинных пирогов, которые им при выходе из церкви дарили царствующие особы, отмечавшие собственный День Ангела. В этом случае являться на прием не следовало.

Праздничный стол

Праздничная трапеза по случаю Дня Ангела не предполагала обильного застолья и удивления гостей разносолами, поскольку главной целью сбора за общим столом являлось духовное единение. Центральным угощением любого подобного празднования был каравай, который даже прославлен в песне, ранее исполнявшейся на именинах, а в наши дни часто звучащей на днях рождения: «Как на именины испекли мы каравай…». Помимо каравая, на столе обязательно должны были присутствовать яства с начинкой — мясные, рыбные, грибные или овощные пироги, расстегаи, вареники, блины с творогом. Царские именины отмечались с особым размахом, но и на них центральным блюдом был каравай.

Александр Половинкин в книге «Православная духовная культура» пишет, что если именины выпадают на время соблюдения поста, то вся трапеза должна состоять из постных угощений. Однако если День Ангела попадает на Великий пост, то духовенство советует переносить празднование либо на ближайшие выходные, то есть на субботу или воскресенье, либо отметить это важное событие после Пасхи, когда наступит Светлая Седмица.

Подарки

На день Ангела принято одаривать виновника торжества подарками, которые, согласно традиции, должны содержать религиозную принадлежность, будь то красивая свеча, полочка для икон или сосуд для святой воды. Протоиерей Андрей Устюжанин советует в качестве презента в данном случае рассматривать разнообразные духовные видео- или аудиозаписи, церковную литературу, Евангелие, способствующие внутреннему росту человека.

Уместно будет преподнести имениннику икону с изображением святого, являющегося его небесным покровителем. Если же таковую найти не удается, из-за того что человек наречен редким именем, рекомендуется принести ему в дар икону Всех святых, на коей символически представлены все прославленные Православной Церковью святые.

В наши дни в храмах можно приобрести специальные поздравительные открытки, приуроченные ко Дню Ангела, в которых уже присутствует торжественный текст подобного содержания: «Примите поздравления с Днем Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя».

В старину непременным атрибутом чествования именинника были полевые цветы. Тем, кто отмечал праздник в холодные месяцы, дарили засушенные букеты и охапки колосков.

Историк Николай Костомаров отмечал, что на День Ангела подарки подносились даже царям. Каждый купец был обязан отослать государю свой презент, который попадал на казенный двор, где спустя некоторое время устраивалась распродажа подарков. Случалось так, что торговцы могли выкупить свое подношение, а на следующий год вновь отправить его правителю.

Малые именины

В Святцах, где представлен список имен святых в соответствии с днем и месяцем, когда церковь чтит их память, довольно часто встречаются одинаковые имена, принадлежащие разным святым. В таком случае, для определения дня именин, применяется церковное правило. Согласно ему, Днем Ангела мирянина считается ближайший день поминовения святого тезки, который наступает после земного дня рождения человека. В дни памяти других святых с аналогичным именем человек может праздновать «малые именины».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *