Предания об иафете

СИМ

(«имя; слава»).

Один из трех сыновей Ноя, от которых после Всемирного потопа «населилась вся земля» (Бт 6:10; 9:18, 19).

Хотя три сына Ноя всегда перечисляются в таком порядке: «Сим, Хам и Иафет», трудно точно установить, кто из них был старшим. То, что Сим упоминается первым, само по себе не доказывает, что он первенец Ноя. Например, первенец Сима (Арфаксад) стоит в родословных списках на третьем месте (Бт 10:22; 1Лт 1:17). С древнееврейского языка слова из Бытия 10:21 можно перевести по-разному. В некоторых переводах говорится об Иафете как о самом старшем (ПМБО, ПЕП). А в других переводах Сим называется старшим братом Иафета (СП, СРП). Древние переводы тоже дают разное прочтение. Так, в Септуагинте, переводе Симмаха и Таргуме Онкелоса Иафет назван старшим, а в Самаритянском Пятикнижии, латинской Вульгате и в сирийских переводах Сим называется старшим братом Иафета. Однако сведения из других частей Библии позволяют предположить, что Сим был вторым сыном Ноя и что он был младше Иафета.

Как исходит из Библии, первый сын у Ноя родился после того, как ему исполнилось 500 лет (2470 до н. э.), а Потоп произошел, когда ему было 600 (Бт 5:32; 7:6). О Симе, который женился еще до Потопа (Бт 6:18), говорится, что первый сын, Арфаксад, родился у него через два года после Потопа (2368 до н. э.), когда Симу было 100 лет (Бт 11:10). То есть, Сим родился, когда Ною было 502 года (2468 до н. э.). А поскольку о Хаме, судя по всему, говорится как о «младшем сыне» (Бт 9:24), напрашивается вывод, что Иафет был первым сыном, родившимся у Ноя, когда ему было 500 лет.

После Арфаксада у Сима родились и другие сыновья (а также дочери), в том числе Элам, Ассур, Луд и Арам (Бт 10:22; 11:11). В параллельном месте, в 1 Летописи 1:17, после Арама упоминаются также «Уц, Хул, Гефер и Маш», но, как видно из Бытия 10:23, это были сыновья Арама. Библейские и исторические сведения указывают на то, что Сим был прародителем семитских народов: эламитян, ассирийцев, халдеев, евреев, арамеев (или сирийцев), разных аравийских племен и, возможно, лидийцев из Малой Азии. Это означает, что народы, произошедшие от Сима, расселились в основном в юго-зап. части Азиатского континента, заняв бо́льшую часть Плодородного Полумесяца и значительные пространства на Аравийском полуострове. (См. статьи о сыновьях Сима.)

Когда Сим вместе с братом Иафетом прикрыли наготу своего отца, который опьянел, выпив вина, они проявили к нему уважение не только как к отцу, но и как к человеку, через которого Бог спас их во время Потопа (Бт 9:20—23). Впоследствии Ной произнес благословение, из которого следовало, что Бог будет особенно благосклонен к потомкам Сима и что они будут играть важную роль в освящении Божьего имени. Ной назвал Иегову «Богом Сима» (Бт 9:26). От Сима по линии Арфаксада произошел Авраам. Ему было дано обещание относительно Потомка, через которого будут благословлены все семьи земли (1Лт 1:24—27; Бт 12:1—3; 22:15—18). Предсказание Ноя о том, что Ханаан будет «рабом» у Сима, исполнилось, когда потомки Сима, израильтяне, покорили хананеев, завоевав землю Ханаан (Бт 9:26).

Сим прожил 500 лет после рождения Арфаксада и умер в возрасте 600 лет (Бт 11:10, 11). Таким образом, он жил еще 13 лет после смерти Сарры (1881 до н. э.) и 10 лет после того, как Исаак женился на Ревекке (1878 до н. э.). Ввиду этого некоторые полагают, что Мелхиседек (озн. «царь праведности»), царь-священник, которому Авраам заплатил десятину — это и есть Сим (Бт 14:18—20). Однако мы не находим подтверждение этому в Библии. Более того, по словам апостола Павла, не сохранилось никаких сведений относительно родословной Мелхиседека. О нем вообще не сохранилось никаких важных биографических данных, что позволило ему стать подходящим прообразом Иисуса Христа, бессменного Царя-Священника (Евр 7:1—3).

Глава 5. Сим, Хам, Иафет

Как мы уже знаем, у Ноя было три сына. В праведном Ное как бы обновилось человечество; от него произошли три ветви, и каждой из них великий патриарх Ной указал их исторические пути.

Симу, как старшему, дал он царственное священство: благословлять и славословить величие Божие и в потомках своих сохранить Божие обетование падшему Адаму. Он предрек, что от него произойдет Искупитель первородного греха, чаянием пришествия Которого жило потом все ветхозаветное человечество. Более того, роду Симову предназначено было быть избранным народом, из которого через Пречистую Деву Марию и пришел на землю Искупитель мира — воплотившийся Бог Слово.

Из его же священного рода произошли святые апостолы, Иоанн Креститель и великие пророки. Но и земная, чисто человеческая слава как отображение царственного священства по чину Мелхиседекову была дана роду Симову: его род стал царственным народом сначала Урийского, а затем — Вавилонского царства. «Я царь земли — именовали себя вавилонские цари — и владыка четырех стран света: Востока и Запада, Севера и Юга», что вполне соответствовало действительности: все царства и народы были так или иначе подвластны вавилонским царям. Их царственного величия не превзошли никакие последующие цари мира, даже римские императоры. Но на этом мы особо остановимся в дальнейшем. «Да благословит Господь Бог Иафета», — сказал Ной, благословляя его. Сим, как старший сын, должен был остаться в доме отца своего, а Иафету Господь отдавал великий удел — расселиться на земле и владеть ею.

Пойдя к северу от родины своей Месопотамии, они разделились на две группы, одна из которых направилась на Запад и образовала великую семью европейских народов, другая ушла на северо-восток и образовала знаменитое государство Арийское. После крушения Арийского царства, вследствие геологической катастрофы в Средней Азии, его обитатели переселились в основном в Индию, где создали знаменитые Веды — повесть о своей высокоразвитой культуре, об Арии и ее гибели. Они образовали в Индии белую господствующую расу среди темнокожих аборигенов.

Меньшая же часть арийцев переселилась на Иранскую платформу и известна под именем Мидян, образовавших позже великую Персидскую империю; еще одна маленькая группа пошла к озеру Ван и Арарату, где образовала древнейшее Армянское царство. Первая столица армянского царства называлась Нахичевань, вблизи Арарата и могилы жены Ноя. Нахичевань означает на армянском языке — стоянка Ноя. Потомкам Иафета дал Господь великое наследие после Сима — быть вместилищем Святой Церкви Христовой, ибо все христианские народы Европы — это дети Иафета. Сонмы первохристианских мучеников, святителей, преподобных, равноапостольных просветителей народов, подвижников, исповедников и всех святых — это достояние Иафета, его дети по крови.

«И да вселится Иафет в шатрах Сима», — сказал Ной, возвещая, что Иафет будет наследником Сима. Иафетиты будут наследниками семитов. Ветхозаветная семитическая Церковь продолжила свое бытие в иафетической Христовой Церкви. Это же произошло и в государственном отношении — владычество перешло к иафетической Греко-Римской Империи. Разделившись на две основные ветви, разошлись иафетиты на Восток и Запад. «Да распространит Господь Бог Иафета», — сказал Ной, и часть его потомков отправилась заселять Европу, чтобы оттуда распространиться по всей земле и обладать ею.

В начале неолитического периода по безлюдной Европе шло гениальное племя Иафета. Еще жива была память о Потопе. Дойдя до территории современной Швейцарии, иафетиты остановились и построили на воде свои первые поселения. Какие изумительные города выросли на сваях на Женевском озере. К ним вели понтонные, разводящиеся на ночь мосты: домашний скот надо было на ночь ставить на свайные площадки и разводить мост, так как в Европе тогда вновь появились хищники из Африки. Швейцария — отчий дом всех европейцев. Отсюда распространились иафетиты и образовали пять великих племен, от которых впоследствии произошли европейские романо-германо-славянские народы. Шестая великая их ветвь — греческая — отделившись по пути шествия в Европу, заселила Элладу и ее острова.

Неолитический век — это тот золотой век человечества, о котором сохранились народные легенды и предания.

Душевная сторона жизни европейцев была поэтична и прекрасна: разнообразны их музыкальные инструменты, струнные и духовные, свидетельствующие о высокой музыкальной культуре и любви к музыке. Поскольку они были скотоводами, пропитание доставалось им сравнительно легко.

Немного позже, когда люди, размножившись, разошлись в разные страны Европы, под влиянием окружающей природы стали формироваться национальные черты отдельных групп.

О Хаме, среднем сыне Ноя, стоит поговорить отдельно. Ведь именно он был проклят собственным отцом.

Итак, после потопа Ной начал возделывать землю, и первое, что он сделал, — это разбил виноградник. Но привело это к довольно серьезным для истории человечества последствиям: «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:21–25). Проклятие Ноем сына Хама и его потомства, мотивируется еще и тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трех), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял своего сына Хама — Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией.

Также по преданию, во время Потопа Хам со своей женой были единственными из людей, которые нарушили запрет Творца плодиться и размножаться, и в наказание за это стали чернокожими.

Истинное зло не замедлило проявиться и в потомстве нового послепотопного человечества, во главе которого стало племя Хама, унаследовавшее злую, дерзкую, склонную к неверию натуру своего проклятого Ноем родоначальника.

Хананеи давно известны в истории человечества своей жестокостью и испорченностью. Они происходили от Ханаана, внука Ноя от его сына Хама (Быт. 9:18). У Ханаана, вероятно, от природы склонного к сладострастью, были, несомненно, плохие черты; это проявилось в извращенном поступке, совершенном им по отношению к его деду Ною. Хам, отец Ханаана, ничего не предпринял, чтобы воспрепятствовать такому поступку, и не предпринял также ничего потом, когда он о нем узнал, чтобы наказать злодея. Всемогущий Бог, как никто другой, хорошо знал, к каким последствиям может привести поведение извращенцев. Поэтому Ханаан был проклят Богом (Быт. 9:20–25).

Принесение в жертву детей, гомосексуализм и разврат с животными стал образом жизни хананеев! Кроме того, они занимались магией, ясновидением, колдовством и другими делами, ненавистными для Бога. (Втор. 18:9-12).

Уже во дни Авраама, часть ханаанейского населения, которая его окружала, т. е. жители соседних городов Содома и Гоморры, были в такой мере разнузданы и безнравственны, что Бог уничтожил огнем их и их города. Авраам ходатайствовал за них у Бога, но в этих городах не возможно было найти даже десяти праведников. (Быт. 18:20 до 19:29; 2 Петра 2:6–8).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Иафет

Иафет

ивр. ‏יָפֶת/יֶפֶת‏‎

Пол

мужской

Отец

Ной

Дети

Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас и Тюрк

Медиафайлы на Викискладе

Иа́фе́т (ивр. ‏יפת‏‎ Ие́фет , лат. Iapheth, араб. يافث‎, Йа́фис, греч. Ιάφεθ, арм. Յաբեթ) — библейский персонаж, один из трёх сыновей библейского персонажа Ноя, спасшийся вместе с ним во время Всемирного потопа, и, следовательно, один из родоначальников человечества.

> Варианты написания имени

Помимо написания Иа́фе́т и Ие́фет встречаются написания:

  • Яфет;
  • Йапет.
  • Яфис

Библейские источники

Сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет

Иафет был младшим братом Сима. В библейском повествовании он назван последним, однако при изложении родословия их потомков он стоит на первом месте. Иафет женился ещё до потопа и вместе с женой спасся в ковчеге своего отца. После потопа у него родилось семеро сыновей.

По другой версии Иафет был старшим братом, поскольку первый сын у Ноя родился после того, как ему исполнилось 500 лет (2470 до н. э.), а Потоп произошел, когда ему было 600. О Симе, который женился еще до Потопа, говорится, что первый сын, Арфаксад, родился у него через два года после Потопа (2368 до н. э.), когда Симу было 100 лет. То есть, Сим родился, когда Ною было 502 года (2468 до н. э.). А поскольку о Хаме, судя по всему, говорится как о «младшем сыне», напрашивается вывод, что Иафет был первым сыном, родившимся у Ноя, когда ему было 500 лет.

Восточная литература

Вот что пишет о нем Абу-л Фазл Аллами, который приписывает тюркским народам происхождение от Иафета:

Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него.

Род Иафета

Основная статья: Яфетиды

Большинство переводов Библии упоминает семь сыновей Иафета (Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас), однако в переводе 70 толковников дополнительно упоминается сын Елиса.

В Книге Юбилеев:

  • упоминается, сын Иафета — Абадай.
  • упоминается жена Иафета Адотанелек.

В Книге Яшера (Праведного):

  • упоминается, что жена Иафета была дочерью Елиакима, сына Матушлаха (Мафусала).
  • сыновья Йапета (Иафета) упоминаются как: Гомер, Магог, Мади, Йон, Тубал, Мешек и Тирас.

В арабских источниках:

  • Г. Л. Файзрахманов со ссылкой на «Родословное древо тюрков» Абульгази называет восемь других сыновей Иафета (Тюрок, Хазар, Саклаб, Русь, Минг, Чин, Кеймари и Тарих). Те же имена сыновей приведены в переводе Саблукова.
  • В переводе В. К. Тредиаковского имена детей Иафиса названы как: «1. Турк, 2. Харс, 3. Саклап, 4. Русс, 5. Манинакк, 6. Чвин, 7. Камари, 8. Гарих».
  • Хондемир (в переводе В. Григорьева) называет следующих сыновей Иафета: Турк, Хазар, Саклаб, Рус, Менсек, Чин, Гомари, называемый также Кеймалом и Таредж.
  • Якут аль-Хамави со ссылкой на Аль-Кальби (в переводе А. Я. Гаркави) перечислил детей Иафета как: Юнан, Саклаб, Абдар, Бурджан, Бурджас, Фарс и Рум; и в другом месте упомянул как сына Иафета Кашлухима.
  • Абу-ль-Фадль Аллами называет одиннадцать сыновей Яфиса (Иафета): Турка, Сина, Саклаба, Мансаджа (Мансак), Камари (Каймал), Халаджа, Хазана, Руса, Садсана, Газа, Яраджа.
  • Абу Сулейман Дауд:
    • со ссылкой на Ибн-Ел-Куллия упоминает сына Яфета (Иафета) Келухима.
    • со ссылкой на Шериф-ел-Идрисы упоминает сыновей Яфета (Иафета) Юнана и Мадая.
    • Со ссылкой на Доссона упоминает сына Яфета (Иафета) Мари.

Потомству Иафета Ноем предсказана была блестящая будущность «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых».

  • Гомер (киммерийцы, индоевропейский народ, этническое родство не установлено): Аскеназ (регийцы, германцы), Рифат (пафлагонцы, кельты, италики), Тогарма (тохары, фригийцы, армяне, грузины, народы Дагестана)
  • Магог (население Скифии — скифы)
  • Мадай: (иранские народы)
  • Иаван: Елиса (греки), Фарсис (тирсены — догреческое население Ионии), Киттим (догреческое население Кипра; хетты), Доданим (Дарданы — догреческое население Троады)
  • Фувал (доримское население Испании — иберы, баски)
  • Мешех (догреческое население Каппадокии — древние каппадокийцы, этническое родство не установлено)
  • Фирас (догреческое население Фракии, Македонии и Эпира — иллиро-фракийские народы, древние фракийцы, албанцы)
Потомки Иафета

Иафет
Гомер Магог Мадай Иаван Фувал Мешех Фирас
Аскеназ Рифат Фогарма Елиса Фарсис Киттим Доданим
согласно
Леонтию
Мровели
Айк Картлос Бардос Мовакан Лекос Эрос Кавкас Эгрос

> Образ Иафета в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Иафета Лео МакХью Кэрролл.

> См. также

  • Иапет
  • Яфетические языки

Примечания

  1. 32 // Книга Бытия
  2. 1 2 3 4 5 6 7 2 // Книга Бытия
  3. Яфет // Электронная еврейская энциклопедия
  4. Быт. 5:32
  5. Яфет // Электронная еврейская энциклопедия
  6. Яфет // Электронная еврейская энциклопедия
  7. Книге Яшера (Праведного), Глава 2, Абзацы 24-25
  8. Абу-ль-Фадль Аллами, Акбар-наме, Том 1, Глава 14, Главы: Нух, Яфис, пер. группы переводчиков под рук. И. О. Клубковой
  9. «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова.» (Быт. 10:21)
  10. Быт. 5:32
  11. Быт. 10:2, 1Пар. 1
  12. Быт. 7:13
  13. Иафет — Энциклопедия Кольера — Энциклопедии & Словари
  14. Бт 5:32; 7:6
  15. Быт. 6:18
  16. Быт. 11:10
  17. Быт. 9:24
  18. СИМ
  19. например, Русский синодальный перевод. Протестантская редакция, перевод архимандрита Макария, текст, размещённый на сайте Свидетелей Иеговы (может быть заблокирован в России)
  20. (Быт. 10:2), Церковнославянский перевод Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас
  21. Книга Юбилеев, глава 8, абзацы 1, 2 взял он себе жену, по имени Мелку, дочь Абадая, сына Иафета
  22. s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#VII, абзац 2
  23. Тогда Ноах взял трех дочерей Елиакима, сына Матушлаха, в жены для его сыновей, как Господь повелел Ноаху. Книга Яшера (Праведного), глава 5, абзац 35
  24. Сыны Йапета эти: Гомер, Магог, Мади, Йон, Тубал, Мешек и Тирас — семь сыновей. Книга Яшера (Праведного), глава 7, абзац 1
  25. Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. — Казань: Мастер Лайн, 2000. — С. 89. — 188 с. — ISBN 5-93139-069-3., см.также Тюрк (мифический прародитель тюрков)
  26. s:Родословная_тюрок_(Абулгази; Тредиаковский)/1#ГЛАВА_ВТОРАЯ
  27. ХОНДЕМИР, СУТЬ ТРАДИЦИЙ, глава: Иафет
  28. s:Словарь литераторов (Якут аль-Хамави; Гаркави)/3/фрагмент
  29. s:Словарь литераторов (Якут аль-Хамави; Гаркави)/3/фрагмент
  30. Абу-ль-Фадль Аллами, Акбар-наме, Том 1, Глава 14, Глава: Яфис, пер. группы переводчиков под рук. И. О. Клубковой
  31. Абу Дауд, Сад ученых, в переводе Я. Д. Языкова По словам Ибн-Ел-Куллия, Рум, Склаб, Ермен и Френдж были сыновьями Литты, сына Келухимова, сына Яфетова, сына Нуева
  32. Абу Дауд, Сад ученых, в переводе Я. Д. Языкова Из Саклабов, продолжает он, одни думают, что они происходят от Саклаба, сына Лиссы, сына Юнанова, сына Яфетова; другие производят себя от Саклаба, сына Мадаева, сына Яфетова
  33. Абу Дауд, Сад ученых, в переводе Я. Д. Языкова Все Склабы, по словам людей, хорошо знающих о их начале, происходят от Мари, сына Яфетова
  34. Быт. 9:27
  35. Гомер, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  36. Encyclopaedia Biblica : a critical dictionary of the literary, political, and religious history, the archaeology, geography, and natural history of the Bible
  37. Об Иафетовых родословиях в Священном Писании, в Повести Временных Лет и в Русском Хронографе
  38. https://profilib.net/chtenie/86828/prot-aleksandr-men-isagogika-vetkhiy-zavet-48.php

Ссылки

  • Статья «Иафет» в словаре Брокгауза и Ефрона
  • s:БЭАН/Иафет
  • s:ЭСБЕ/Иафет
  • Икона Иафета в церкви Рождества Богоматери (Новгородская область), конец XVII — начало XVIII веков

хам

один из сыновей Ноя

Альтернативные описания

• Второй сын Ноя

• Грубый, наглый человек

• Грубиян, наглец

• Библейский персонаж, сын Ноя

• (устаревшее) презрительное название человека, принадлежавшего к низшим классам и потому лишенного человеческого достоинства (в речи дворян)

• беспардонный человек

• библейский невежа

• более шуточн. детск. укушу, съем, вот я тебя съем. Амкать кого съесть, кусать, укусить; амка, гамка ж. южн. детск. вавака, собака, пес

• брат Сима и Иафета

• в дворянской среде наименование человека низкого происхождения, из низших сословий, прежде всего крепостных крестьян и дворовых

• вот нахал

• груб. прозвище слуг, лакеев, крепостных (устаревшее)

• грубиян

• грубиян в семье Ноя

• грубиян до безобразия

• грубиян, неуч

• грубое прозвище слуг, лакеев, крепостных (устар.)

• грубый, наглый человек

• грубый, наглый, невоспитанный человек, готовый на подлости

• кого проклял Ной

• м. хаму(ы)га, хамовщина, хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Хамство ср. хамовщина ж. лакейщина. Из хама не будет пана. По бороде Авраам, а по делам Хам. Ходит Хам по лавке, в хамовой рубашке: открою я окошко, выдь Хам вон! (дым в черной избе). При нем все хамы служат, подлый народ, люди низкого рода и безусловные поклонники. Хамоватый человек, холоповатый, неуч. Хамовник стар. ткач, полотнянщик, скатертник, откуда и название части города в Москве, Хамовники. Хамовное дело, ткацкое, полотняное и браное. Хамовить? арх. скитаться без приюта, по миру. Хамойка ж. смол. судомойка, вихоть, пучок мочала. Хаметь? влад. понимать, разуметь. Становиться хамом

• наглец

• наглый грубиян

• наглый сын Ноя

• наглый сын Ноя (миф.)

• наглый тип

• нахал-профессионал

• невежа

• невежа в автобусе

• невежа и наглец

• невежа, грубиян

• невежливый Ноев сын

• невежливый сын Ноя

• невоспитанный

• невоспитанный невежа и грубиян

• невоспитанный человек

• непутевый сын Ноя

• один из сыновей Ноя, осмеявший выпившего и уснувшего голым отца, был проклят, а его детям суждено рабство

• один из сыновей Ноя, осмеявший выпившего и уснувшего голым отца, был проклят, а его детям суждено рабство (библейское, мифическое)

• повесть польской писательницы Элизы Ожешко

• пошляк

• самый невоспитанный сын Ноя

• самый невоспитанный сын Ноя (библейск.)

• сын Ноя, считающийся изобретателем идолов

• тот, кто не уважает, а унижает других, грубиян, неуч

• вот нахал!

• самый грубый матрос Ноева ковчега

• возмутительно грубый человек

• кого проклял Ной?

• невоспитанный сын Ноя

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *