Преданность и верность

Любовь мужика к барину

Тема преданности в русской литературе XIX века, и особенно первой его половины, тесно связана с образом слуги. По этому поводу В. А. Соллогуб в «Тарантасе», желая определить, как он сам писал, «национальную сущность жизни его родины», остроумно заметил, что «любовь мужика к барину есть любовь врожденная и почти неизъяснимая». Когда один из его героев, Василий Иванович, женился, все мужики встречали молодых с хлебом и солью, стоя на коленях:

Русские крестьяне не кричат виватов, не выходят из себя от восторга, но тихо и трогательно выражают свою преданность, и жалок тот, кто видит в них только лукавых, бессловесных рабов и не верует в их искренность.

Пассаж этот, конечно, во многом пародиен. Однако русская литература знает немало примеров идеализации образа простого русского мужика на службе у господина, восходящего к пушкинскому Савельичу из «Капитанской дочки». Слуга Гринева с самого начала показывает себя не столько холопом, столько мудрым наставником и защитником молодого барина. Под его надзором герой выучился грамоте. В течение всего романа именно Савельич разрешает мелкие неурядицы: отстаивает барское добро перед Пугачевым, которое тот презрительно называет «штанами с манжетами», подставляет грудь под удар шпаги Швабрина. Не подводит он и в критической ситуации, предлагая Пугачеву повесить себя вместо Гринева:

Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть, и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной!» — говорил бедный дядька. — «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Известно, что В. Ф. Одоевский, прочитав «Капитанскую дочку», заметил: «Савельич чудо! Лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль…». Создавая Савельича, Пушкин опирался на то, как Фонвизин изобразил своего дядьку Шумилова в стихотворении «Послание слугам моим». Тот, отвечая на вопрос о своем предназначении, говорит:

Я знаю то, что нам быть должно век слугами
И век работать нам руками и ногами;
Что должен я смотреть за всей твоей казной,
И помню только то, что власть твоя со мной.

Савельич также изображен как «любезный дядька», наставник и учитель, что доказывает его письмо к Гриневу-отцу: «Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос». Мы видим, что герой, несмотря на свое крепостное положение, исполнен чувства достоинства. Счастье для него — быть верным слугой своего барина. В нем Пушкин выразил «подлинно русский, народный характер», в котором мудрость соседствует со смирением. А жаль героя как раз потому, что его благородные поступки остаются никем незамеченными — ведь он всего лишь слуга своего господина.

Анаталий Шишков в роли Архипа Савельича в фильме «Капитанская дочка», 1958 годФото: сезоны-года.рф

Позже, гиперболизируя эту идею в «Обломове», И. А. Гончаров нарисует Захара фактически дополнением своего барина, а также символом обветшалости и запущенности Обломовки:

Захар не старался изменить не только дан­ного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых.

Жизненная программа самого Обломова, как известно, сводится к тому, чтобы «ни холода, ни голода никогда не терпеть, нужды не знать, хлеба себе не зарабатывать и вообще черным делом не заниматься». Более идиллическая версия этой патриархально-крепостнической фантазии представлена в знаменитом «Сне Обломова». Именно поэтому герой так возмущен «неблагодарностью» Захара, посмевшего в сцене с хозяином их петербургской квартиры сравнить своего барина с «другими» («Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно…»). Уклад жизни Обломова диктует ему роль покровителя и благодетеля крестьян. Поэтому такую форму преданности слуги господину впору назвать «сыновней» — Захар даже не смеет сомневаться в праве барина распоряжаться его судьбой. На деле же скорее сам Обломов попадает в зависимость от старого слуги.

Тоска по родине святой

С любовью к родине в русской литературе дела обстоят едва ли не сложнее, чем с холопской верностью. В повести «Тарас Бульба» Гоголь мастерски столкнул запорожцев, верных отечеству, с верным возлюбленной Андрием, который, по мнению его отца, «продал веру и душу». Тем самым автору удалось показать битву эпического героя с романтическим: Бульба не может допустить, «чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы». Андрий отказывается от отца, товарищей и отчизны, ведомый любовью к красавице-полячке. Но казацкая этика не знает полутонов, а потому романтическая мысль, воспевающая индивидуальную волю и устремления, разбивается в прах о патриархальную удаль. Концепция «отчизна — любимая женщина» не выдерживает столкновения с рассказами о том, «как умеют биться на Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру».

Классический пример непростых отношений с родиной — Мцыри, который стремится вернуться в родной край всей своей «огненной душой», но погибает, пробыв на свободе совсем немного. Покидая монастырь в бурю, как и положено романтическому герою, он задается вопросом:

Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..

Разразившаяся в «ужасный час» буря становится таким образом единственной адекватной рифмой к переживаниям персонажа. Стихия окончательно обрывает его связи с другими людьми и цивилизованным христианским миром в целом. Зато она же дарует ему потерянное когда-то ощущение единения с природой. На образы родства в частности обратил внимание Ю. В. Манн в своей статье, посвященной лермонтовской поэме. Уже в первой строфе возникают, «обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», страдающий в неволе Мцыри хочет прижать свою грудь «к груди другой, хоть незнакомой, но родной», и говорит о том, что он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». Таким образом, бегство герой воспринимает не столько как освобождение, сколько как возвращение в родную естественную среду. В монастыре же герой был

Чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток…

Но грезы о родных горах так и остаются грезами. Мцыри терпит неудачу и погибает — правда, с ощущением, что родина и свобода стоят того, чтобы за них умереть.

Столь романтическое прочтение проблемы преданности родине было невозможно в литературе более позднего периода — как и образ «странника, родины, друзей, всего лишенного». Уже в конце XIX века в статье «Патриотизм или мир?» Л. Н. Толстой будет говорить о том, что патриотизм есть «чувство неестественное» и, какую бы форму он ни принял, все равно приведет к войне. Граф задается вопросом, зачем «поддерживать исключительную преданность своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов»? Этот текст писался как ответное письмо английскому журналисту Дж. Мэнсону, который попросил Толстого высказаться по поводу венесуэльского кризиса, но сегодня может быть прочитан как универсальный антивоенный манифест, напоминающий, что «желание исключительного блага своему народу» влечет за собой непоправимые последствия.

Спустя еще более чем полвека, в 1967 году, Е. А. Евтушенко, размышляя о проблеме преданности в знаменитом «Монологе голубого песца», выносит приговор «рожденной в неволе» советской интеллигенции. Здесь в отношениях личности и государства сквозит одна лишь обреченность:

Хотел бы я наивным быть, как предок,
но я рожден в неволе. Я не тот.
Кто меня кормит — тем я буду предан.
Кто меня гладит — тот меня убьет.

Другому отдана

Примером верности себе, своим решениям и нравственным устремлениям в делах любовных считается Татьяна Ларина. О ее преданности наиболее точно сказал Достоевский в своей речи о Пушкине. Он, как известно, был очень строг к Онегину и назвал его «нравственным эмбрионом». Беспокойный мечтатель, по мнению писателя, не способен оценить скромную прелесть такого цельного характера, как Татьяна, что, кстати, признает и сам герой:

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

Даже когда героиня перестает быть «барышней уездной», с ней остается ее нравственная чистота и скромность, не клеящиеся с образом знатной дамы. Поэтому именно Татьяна, как считает Достоевский, высказывает в финале «правду поэмы»:

Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.

Что же такого говорит Татьяна? Что законы света не позволяют ей изменить мужу-генералу? Едва ли. Татьяна выходит замуж, потому что ее о том «с слезами заклинаний молила мать». Что в Москве, в доме родной тетки, что в Петербурге героиня чувствует себя чужой. Ей претят светские забавы. Уже будучи генеральской женой, она тоскует по своему «бедному жилищу». Поэтому отказ Онегину объясняется не наспех усвоенными столичными манерами, а глубинным пониманием, что человек не может «основать свое счастье на несчастье другого»:

Нет; чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!». Тут трагедия, она и совершается, и перейти предела нельзя, уже поздно, и вот Татьяна отсылает Онегина.

При этом Татьяна остается верна и своей любви к Онегину («Я вас люблю (к чему лукавить?)…»), но возвышает ее над этой мелодраматической ситуацией готовность пойти на жертву ради собственных убеждений.

По ее пути пойдет и Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», одна из типичнейших тургеневских девушек, о которой сказано, что она была

Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно.

Именно через нее Тургенев раскрывает пресловутую коллизию счастья и долга. Федор Иванович Лаврецкий видит в ней обещание гармонии и благочестивой жизни, а потому торопится открыть ей свои чувства, узнав о смерти жены. Однако вскоре выяснилось, что Варвара Павловна не умерла, а Лиза стала возлюбленной человека, женатого на другой женщине. Таким образом, вместе с Лаврецким в ее жизнь вторгаются дурные чувства — «какие-то горькие, злые, ее самое пугавшие порывы». В конце концов, желая спасти героя и говоря о долге, она требует простить неверную жену, потому что «счастье на земле зависит не от нас»:

— Это всё надо забыть, — проговорила Лиза, — я рада, что вы пришли; я хотела вам написать, но этак лучше. Только надо скорее пользоваться этими минутами. Нам обоим остается исполнить наш долг. Вы, Федор Иваныч, должны примириться с вашей женой.
— Лиза!
— Я вас прошу об этом; этим одним можно загладить… всё, что было. Вы подумаете — и не откажете мне.
— Лиза, ради Бога, вы требуете невозможного. Я готов сделать всё, что вы прикажете; но теперь примириться с нею!.. Я согласен на всё, я всё забыл; но не могу же я заставить свое сердце… Помилуйте, это жестоко!
— Я не требую от вас… того, что вы говорите; не живите с ней, если вы не можете; но примиритесь, — возразила Лиза и снова занесла руку на глаза. — Вспомните вашу дочку; сделайте это для меня.

Тургеневским персонажам вообще свойственно определять себя через категории долга (Лиза) или служения (Елена, Рудин). Вот и Лиза Калитина, уходя в монастырь — по сути, совершает акт самопожертвования во искупление грехов всех своих близких. Хотя об истинных ее мотивах мы можем только гадать, потому что Тургенев позволяет читателю смотреть на нее лишь глазами Лаврецкого:

Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, — увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет?

Преданность и предательство

Образ Иуды — верного ученика Христа, который превратился в предателя — давно укоренился в литературе. В книге «Иисус Неизвестный» Д. С. Мережковский говорит о нем:

Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самих Евангелиях… Кажется, действительной причины Иудиного предательства евангелисты не знают, не помнят или не хотят вспоминать, может быть потому, что слишком страшно… Образ Иуды, каким он является в евангельских свидетельствах, — только непонятное страшилище. Но если бы мы могли заглянуть в то, что действительно было в этом предательстве, то, может быть, мы увидели бы в нем проблему зла, поставленную так, как больше нигде и никогда в человечестве.

Мережковский считал, что образ Христа исказили его ученики и толкователи — как и образ Иуды. Была актуальна проблема прочтения этих образов и для Достоевского, который и сам хотел написать книгу об Иисусе Христе — об этих планах писатель говорит в своих записках. Тридцать серебреников, за которые Иуда предал Христа, появляются в романе «Преступление и наказание» — за тридцать копеек Мармеладов предает свою дочь Соню. На романах Достоевского был воспитан Леонид Андреев, создавший, пожалуй, самый противоречивый образ Иуды в истории литературы. Известно, что писатель задумывал рассказ «Иуда Искариот» как «евангелие наизнанку», согласно точному определению Максимилиана Волошина. В начале рассказа появление Иуды не предвещает ничего хорошего. Он предстает как «рыжий и безобразный иудей» с «безобразной бугроватой головой». Андреев не жалеет красок, чтобы создать наиболее отталкивающий образ:

Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота — человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами… И не было сомнения для некоторых из учеников, что в желании его приблизиться к Иисусу скрывалось какое-то тайное намерение, был злой и коварный расчет. Но не послушал их советов Иисус, не коснулся его слуха их пророческий голос. С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым, он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных.

Ученики Христа брезгливо отворачиваются от него, потешаются над его внешностью «осьминога» и обвиняют во лжи. Вскоре Андреев отходит от канонической трактовки образа Иуды, и уже апостолы предстают глупцами и трусами. Иуда же спасает Христа в одном из иудейских селений, где того приняли крайне враждебно и чуть не растерзали. Чтобы уберечь учителя, герой бросился в толпу, юродствовал, кричал и лгал. В этой сцене наиболее полно проявляется двойственность его образа:

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи. Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и строго:
— Нужно беречь Иисуса! Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время.

Не менее примечательна сцена, в которой Иуда является перед распятым:

…какое подлое сердце у Иуды! Он держит его рукою, а оно кричит: осанна, так громко, что вот услышат все. Он прижимает его к земле, а оно кричит: осанна, осанна!

Мотив предательства парадоксальным образом пересекается с мотивом преданности. Кроме того, не стоит забывать, что в годы, когда писатель задумал этот рассказ, предательство стало не столько нравственной, сколько политической проблемой. Поэтому произведение Андреева воспринималось современниками как крайне злободневное — «нечто по психологии, этике и практике предательства», как определил его сам автор. Ключевой чертой образа Иуды в прочтении Андреева становится его неразрешимость, что очень точно подметил И. Ф. Анненский:

И поистине страшен Иуда при первом появлении своем из небытия, из одной возможности. Эта грязная волосатая нагота, эти мокрые поцелуи и липкие объятия, эта серая груда тела, из которой в тревожных сумерках вдруг высунутся и побегут куда-то руки и ноги, эти мысли-камни в затылке и, наконец, это молчание, столь безнадежно глухое и не отзывчивое, что перед ним казалась бы правдою и светом самая ложь, сказанная человеческим языком, — все эти животности, часто не только не оскорбительные, но даже не приметные для нашего тупого или рассеянного восприятия, накопляясь в нежной душе художника, создали там муку, безобразие и неразрешимость Иуды, т. е. нашу муку, наше безобразие и нашу неразрешимость.

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

Твитнуть

  • Главная
  • »

  • Проповеди
  • »

  • Добродетели верующего
  • »

  • Верность Бога и верность человека

Верность Бога и верность человека

Цель проповеди: убедить церковь в великих преимуществах верности Богу.

Предательство или верность

Месяц тому назад мы размышляли о тонкостях предательства.
Отбросив огульное презрение к этому понятию, мы попытались спокойно разобраться: во всех ли случаях предательство – зло?
В результате нашего исследования мы сформулировали для себя, кто такой предатель.
Перечислили причины и цели предательства,
И определили три дороги предательства.

  1. Дорога от одного зла к другому.
  2. Дорога от добра к злу
  3. И дорога от зла к добру, по которой мы, все присутствующие здесь, и шагаем.

И мы поняли в итоге, что важно не то, что ты предатель, а важно: кого или что ты предал и ради чего.

И если ты изменил злу и перешёл на сторону добра – ты совершил правильный и Богоугодный поступок и получишь одобрение и от Господа, и от нормальных, вменяемых людей.

Ну, а сегодня мы исследуем качество противоположное предательству: верность.

Как мы увидим далее, здесь, также, как и в случае с предательством, не всё так просто и однозначно.

И начинаем мы стандартно: определимся со значением слов.

Верный (словарь Ефремовой) –

  • постоянный в своих чувствах, привязанностях, убеждениях и т.п.;
  • преданный (т.е. выражающий любовь и верность кому-либо);
  • неизменно придерживающийся чего-либо, следующий чему-либо, не нарушающий чего-либо;
  • вполне надёжный (т.е. такой, на которого можно положиться);
  • заслуживающий полного доверия.

Как мы видим из этого списка, человек верный является антиподом изменника или предателя, который…

  • …нарушает верность,
  • переходит к противнику;
  • меняет чувства и мысли в обратную сторону; отказывается от прежних взглядов и привычек;
  • нарушает верность в любви, в супружестве;
  • в общем, Иуда…

А человек верный – его прямая противоположность.

Но… прежде чем перейти непосредственно к исследуемому нами сегодня виду верности, который нас, как христиан, будет интересовать, я хотел бы поговорить об особом виде верности, процветающем в нашем мире и распространённом, в общем-то, довольно широко, как географически, по всей планете, так и во времени, на протяжении всей истории человечества.

Я говорю о верности злу!

Первый вид такой верности – это верность человеко-ненавистнической и бого-ненавистнической идеологии (фашистской, классовой, расистской, сексистской обоих направлений, религиозной, атеистической и проч.).

Цель этих идеологий – всячески порочить, клеветать и ругать сторонников противоположных взглядов, пытаясь их опровергнуть.

Ну, и как пример верности порочным идеологиям, мы вспомним диалог из 44-ой главы пророка Иеремии, его спор с иудеями, убежавшим в Египет. (Бог говорит к иудеям через Иеремию):

Иер.44:4-7 «Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу». Но они не слушали и не приклонили уха своего, чтобы обратиться от своего нечестия, не кадить иным богам. И излилась ярость Моя и гнев Мой и разгорелась в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; и они сделались развалинами и пустынею, как видите ныне. И ныне так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: зачем вы делаете это великое зло душам вашим, истребляя у себя мужей и жен, взрослых детей и младенцев из среды Иудеи, чтобы не оставить у себя остатка».
А вот и ответ ставших верными злу иудеев:

Иер.44:15-17 » И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели».

Вот такая у них образовалась «верность» язычеству!

Второй вид верности злу – это верность государствам, сообществам, организациям, партиям, цель которых – делать зло не принадлежащим к ним сообществам и отдельным людям.

На почве такой верности происходят войны между странами, когда стоит крик по одну сторону границы: все серо-буро-малиновые – гады! А по другую сторону – все малиново-буро-серые – сволочи!

На почве такой верности фанаты «Арсенала» чистят пятаки фанатам «Барселоны»… и наоборот!

На почве такой верности адепты партии «Остроконечников» объявляют врагами отечества членов партии «Тупоконечников»!
Ну… и так далее!

Я не буду сейчас вспоминать многочисленные религиозные войны и геноциды из истории этого (как бы его помягче назвать?) «человечества»… хотя человечностью в них и не пахнет!..

И, наконец, третий вид верности злу – это верность и даже поклонения отдельным людям, о которых любой нормальный человек скажет: это – злодей или это моральный урод!

И тем не менее у таких людей всегда находилось и находится масса почитателей, поклонников и фанатов.

Небольшое стихотворение об этом:

Чему и кому только люди не кланялись,
Какими кумирами не испоганились:

Камням и деревьям, и доскам раскрашенным,
Скульптурам, могилам и храмам украшенным,
Умершим святым и живым повелителям,
Артистам, боксёрам, и даже грабителям,
Певцам, космонавтам, моделям, художникам,
Убийцам, бандитам и прочим безбожникам…
Поклонники Ленина, Сталина, Гитлера,
Фанаты Бен Ладена,»свежеубитого»…
Тут – клуб Ким Чен Ира, там – Мао любители,
А эти – Пол Пота кровавого чтители…

Пред всякою тварью мир этот склоняется
И Бог знает кем, как дитя, восхищается…
Опомнитесь, люди! К вам Бог обращается:
Жив будет лишь тот, кто Христу поклоняется!

Увы, верность в почитании живых и мёртвых людей-идолов очень популярна в человеческом обществе…

Ну, что можно сказать о перечисленных нами верных? Верных злу! Верных идеологиям, организациям и людям…
По моему мнению, это или непроходимые глупцы, не способные отличить добро от зла и нравственного от безнравственного.
Или же люди с психическими патологиями, которым просто необходима медицинская помощь.

И других объяснений этому феномену «верности злу» (на мой взгляд!) − не существует!

А теперь давайте оставим в покое это социальный выверт и обратимся к верности, как к положительному явлению в человеческом сообществе.

Верность Бога, как эталон верности

И начнём мы с эталона верности, которым является Верность Бога.

И для начала вспомним, что Верный – это одно из имён Бога.
Так называет Его Моисей во Второзаконии:

Втор.7:9 «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов».

Так говорит Самуил Саулу в 1-ом Царств:

1Цар.15:29 «…и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

Так называет его апостол Иоанн в Книге Откровений:

Откр.19:11-13 «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»».

И свою верность Господь подтверждал множество раз на деле.

Он заключил с человечеством несколько договоров и со Своей стороны свято исполнял их.

  1. Первый завет Он заключил с Адамом и Евой. И до сих пор исполняет его. Они же нарушили то немногое, что этот Завет запрещал
  2. Второй завет Он заключил с Ноем. И тоже безусловно исполняет Его.
  3. Третий завет Он заключил с Авраамом и исполнил его.
  4. Четвёртый завет Он заключил через Моисея с Израилем и исполнял его со Своей стороны. Они же бессчётное количество раз нарушали его.
  5. Пятый завет Он заключил через Иисуса Христа с христианами и со Своей стороны (в отличии от большинства, увы, из нас!) соблюдает его.

А о хранении Богом Своей верности в Писании говорится неоднократно:

Пс.145:5,6 «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность».
Плач.3:22-26 «…по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа».

И надеющийся на верность Господа Своим обязательствам не будет постыжен!

И даже если человек неверен, Бог остаётся верным:

Рим.3:3,4 «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».

И пророк Валаам говорит в Книге Чисел о том же:

Чс.23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»

Но… есть тут одна тонкость: наша надежда на верность Бога Своим обещаниям не должна упускать из виду одной важной детали.

Все Божьи обетования состоят, как правило, из четырёх частей:

Первая часть Божьих обетований это – благословения. Как допустим в 28-ой главе Второзакония: С 3-го стиха, до первой половины 13-го стиха:

Втор.28:3-13 «…Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе , если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы . Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу».

Вторая часть Божьих обетований это – условия, при которых вышеперечисленные благословения исполнятся. Это 1-ый и 2-ой стихи стиха и вторая часть 13-го и первая часть 14-го стиха, 28-ой главы:

Втор.28:1,2 «Если ты, когда перейдете , будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего».
Втор.28:13,14 «…если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево…»

Третья часть обетования – возможные проблемы при неправильном выполнении второй части обетований (т.е. вышеперечисленных условий).
С 16-го стиха по 68-ой стих 28-ой главы. Любители текстов и фильмов ужасов могут перечитывать это на ночь!

И четвёртая часть обетований – коротенькое указание на фундаментальную ошибку исполнителей завета, которая влечёт за собой эту лавину проблем:

Втор.28:15 «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя».

Так же коротенько, как со знаменитым яблочком в эдемском саду: съешь – сдохнешь!

И очень важно запомнить,з арубить на носу и не упускать из виду то, что Господь верен во всех четырёх частях своих обетований, без исключения: и в благословениях, и в условиях получения их, и в предупреждениях о недопустимости их нарушений, и в выполнении обещаний о наказании за эти нарушения! Это всё – едино!

Ну, хорошо! А нас это каким концом касается?

Дело в том, что современные христиане делают большой нажим на ту часть Божьих обетований, которая касается благословений.

И с большой неохотой вспоминает те ограничения, которые Господь обязательно включает в Свои договоры с людьми.

Но ведь Бог верен во всём, что Он обещает: как в благословениях, так и в условиях получения благословений; как в недопустимости нарушения этих условий, так и в наказания за подобные нарушения!

Ну, например, как часто мы провозглашаем:
Деян.16:31 «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Вынь да положь, Господь! Обещал? Обещал!
Вот только одна маленькая деталь: чтобы моему дому спастись – он (этот самый дом, т.е. моя семья!) должен уверовать и покаяться! А в противном случае, это обетование для моего дома просто не сработает! Помните? Спасение по вере! Нет веры у «дома» — нет спасения «дому»!

Или ещё:

Ис.53:5 «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Эт, почему это я ещё болею? Это что за безобразие? Обещано же было «исцелились»! А ну-ка, давай исцеляй, сейчас же!
Исцелит! Конечно! Может быть… но только тогда и если, Он посчитает это нужным! Если Он решить, что исцеление тебе необходимо, и болезнь твоя не служит тебе к ограничению твоего «Я» (как, допустим, у апостола Павла!); или для исправление греха гордости за твою праведность (как у Иова!); или для того, чтобы остановить тебя на пути к проблемам, как это бывает со многими из нас; или как наказания за твои проступки перед Богом…
А так… исцелит… может быть…

А потому, не будем забывать, что Бог верен, безусловно верен во всём, подчёркиваю ещё раз: именно во всём! что Он обещает.

И именно поэтому Господь является для нас образцом верности!

А теперь поговорим о грустном! О верности нашей, о верности человека.

Чтобы проиллюстрировать нашу верность, достаточно посмотреть вокруг.
Пустых мест в этом зале намного больше чем занятых. Увы! А ведь за четверть века через «Голгофу» прокатилась человеческая волна в тысячи, так сказать, особей, которые, вообще-то, клялись Богу в верности!!

И это самый убедительный и очевидный для нас показатель отсутствия такого качества, как верность, у абсолютного большинства людей.

А теперь иллюстрация человеческой верности из Писания.
В менее популярной версии притчи о талантах из Евангелия от Матфея, в её варианте у Луки (там, где раздаются мины!), Иисус показывает эту массовую человеческую верность намного убедительнее, чем у Матфея. Напомню начало притчи:

Лук.19:12,13 «…некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь».

В отличии от трёх «талантливых» из притчи Матфея, здесь десять «минёров» показывали свою верность слушателям притчи.

Из них, только двое (двое!) – верные (исполнили поручение – пустив мины в оборот), один – хотя бы то отдал, что взял… а восемь просто исчезли вместе с минами! Оказались элементарным ворьём!

Напомню, что кроме этой высоконравственной восьмёрки в этой притче фигурируют ещё граждане царства, которые послали посольство с протестом вслед этому вельможе. Но этим хотя бы плети достались. А воры просто растворились бесследно!

В общем, царство этот человек получил с ещё тем населением! Высоооке-моральным!

Не думаю, что любая другая страна на планете тогда, да и сейчас по проценту верных людей, их населяющих, намного лучше. Эт вряд-ли! Короче, верность в рядах человечества процветает!

Но… в обсуждении темы верности человеческой, притча о минах и талантах полезна нам вот чем.

Она позволяет определить индикатор, критерий, правило, по которому Бог отличает людей верных, которым можно потом доверить многое, от потенциальных клятвопреступников.
И звучит эта правило, этот Божий определитель верности в другой притче, в выводах из притчи о неверном управителе, расположенной в 16-ой главе Луки:

Лук.16:10 «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

А теперь такое соотношение малого и многого: иудейская мина это – 456 грамм серебра или 100 драхм (ну, или 100 динариев или 60 шекелей).
За верность в распоряжении 100 динариями – верный получил в управление 10 городов! Ничего себе награда за верность!!!

Это показывает, как высоко Бог ценит в людях это качество! Как написано в Книге Притч:

Прит.28:20 «Верный человек богат благословениями».

И ещё два места Писания об особом отношении Бога к верным.

1Тим.4:10 «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».

Да! Бог хочет чтобы спаслись все! Но у него совершенно особенная забота о людях, хранящих ему верность!

О чём говорил ещё за тысячу лет до этого царь Давид:

Пс.30:24 «Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных…»

И в будущих битвах конца света в Книге Откровений, апостол Иоанн также упоминает верных Господу, как людей особо близких Спасителю:

Откр. 17:14 «Они (десять царей преданных зверю) будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные».

Званые, избранные и верные – именно они станут победителями вместе с Иисусом в последней битве!

А теперь пару слов о неверных в малом:

Если мы из 168-ми часов в неделю, не хотим уделить 2 часа для Бога (это чуть больше одного процента недельного времени!), и прийти в воскресение в церковь, о каком спасении и Царстве Небесном можно говорить?!
Если человек в такой малости не верен, даст ли Господь ему большее? Нет! Боюсь, что не даст!

И ещё необходимо отметить особую важность верности, как обязательного качества тех, кто служит Богу.

Апостол Павел подчёркивает особую значимость верности, как обязательного качества служителей:

1Коринф.4:1,2 «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».

И Иисус в притче об управителе говорит о том же:

Лук.12:42-44 «Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его».

Но наряду с большой наградой у верных служителей и большая ответственность, о чём и говорит далее Иисус:

Лук.12:48 «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Ну, и перед тем, как обобщить сказанное сегодня, по традиции, небольшое стихотворение:

Мы превозносим Бога силы!
Мы перед Ним сейчас стоим!
Мы от рожденья до могилы
О Нём поём и говорим!

Он нас родил, как учит Слово
Тем, что нас Духом осенил,
Потом, рождённых от Святого,
В купель крещенья погрузил…

Годами молоком словесным
Младенца во Христе питал
Пока однажды, в день чудесный,
На ноги твёрдо я не встал.

И, положивши основанье,
Бог, к удивленью моему,
Со мною вместе строил зданье,
В котором я служу Ему!

За камнем камень, блок за блоком,
Стропила, крыши, купола…
А Бог следил ревнивым оком,
Как тут идут у нас дела?

Мы строим храм! Домостроитель,
Что взялся Господу служить,
Смотри, как поступал Спаситель –
Старайся Богу верным быть!

Заключение

Итак, мы сегодня размышляли о верности.
Мы упомянули распространённую в нашем мире верность злу.

  1. Верность злой идеологии.
  2. Верность злой организации.
  3. И верность злому человеку.

Но основная цель сегодняшнего исследования – это верность по отношению к добру.

Мы определили, что эталоном такой верности является верность Творца вселенной Своим обетованиям во всей их полноте.
И что Верный – это одно из имён Создателя вселенной.

И мы рассмотрели верность людей, убедившись, что с одной стороны обладающих таким качеством весьма немного, а с другой, что Бог очень высоко ценит верность в человеке и щедро награждает за неё.

И закончить это рассуждение от верности я бы хотел призывом Иисуса к верующим из церкви города Смирны в Книге Откровений Иоанна:

Откр.2:10 «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни!»

Что такое верность? Это способность всегда соглашаться, говорить «да», пусть даже это «да» не такое уж и искреннее? Или, быть может, это умение сидеть дома, не встречаясь с друзьями по выходным? Или, может, это убеждение о личном пространстве, которое никому нельзя нарушать?
Преданность… Это синоним?? Ведь то, что ДАНО и то,что ВЕРНО — это не тождственные понятия… Однако часто мы их накладываем друг на друга. Я рассуждаю сейчас вместе с вами. Я пишу это предложение и у меня нет ни малейшей предрасположенности к дальнейшему выводу. Хочу писать так же, как если бы мы с вами говорили, сидя в уютном кафе.
Я верна своим ПРИНЦИПАМ. Но преданность больше соотносима с ЧЕЛОВЕКОМ. Наверное поэтому эти понятия и ходят так близко друг к другу, потому что не будь мы верны своим же ПРИНЦИПАМ, мы бы не были верны и другим ЛЮДЯМ. «Верны». Я все-таки употребила здесь ЭТО слово. «Преданность другим» мне показалось слишком громким заявлением.)) Значит… наше подсознание все же улавливает разницу… Преданности ближе самоотверженность. Это то чувство, которое часто не имеет под собой логической основы. Это то, что возникает на фоне эмоциональной привязанности. Это как внутренняя секта.)) Правое полушарие создает образ и модель поведения, которой мы так или иначе следуем… Что же касается верности — это уже логика. Мы верны чему-то. И всегда при этом знаем ПОЧЕМУ. Верность имеет цель и конкретную мотивацию: социальную, физическую, духовную,… ПРЕДАННОСТЬ и САМООТВЕРЖЕННОСТЬ конечной цели не имеют. Это как слепой водитель в тумане, где видимости почти нет. Он вроде бы и понимает, что перед ним дорога, но не понимает КУДА она ведет, и на ней ли он до сих пор.
Я ВЕРНА своим принципам. ПОТОМУ ЧТО они помогают мне жить; ПОТОМУ, ЧТО они структурируют мои мысли и отсеивают ненужное; ПОТОМУ, ЧТО так мне проще разграничить благостное от пагубного. При этом я ПРЕДАНА близким мне людям. Я ПРЕДАНА тому, кто искренне мне доверяет; я ПРЕДАНА тем, кто попросил помочь. И я не знаю ПОЧЕМУ. Или ЗАЧЕМ. Я просто понимаю, что нужно быть преданной. Иначе нельзя. Так мне говорит моя совесть. Так мне говорят мои моральные принципы.
Получается, что тот, кто не верен, тот и не предан? Получается, это два неотъемлимых, но разных понятия, которые показывают логическую и эмоциональную стороны человека. Разумом всегда нужно управлять, но неуправляемый разум не способен управлять эмоциями. Невозможно быть преданным, не являсь при этом верным себе.
Теперь я знаю, что человек, который говорит, что СДЕЛАЕТ и ДЕЛАЕТ — ВЕРЕН своей логике и контролирует свой разум. Следовательно, он способен контролировать и свои эмоции, что означает, что он также и ПРЕДАННЫЙ. Дисбаланс первого незамедлительно повлечёт нарушение второго.
Мы разобрались! =))

Я дам вам одну подсказку для вашего финального экзамена. Однажды, вы будете стоять перед Богом и Он будет оценивать вашу верность. Он обратит внимание на семь разных аспектов вашей жизни, чтобы судить о вашей верности. Поэтому вам надлежит особенно поинтересоваться как развить эти семь областей вашей личной жизни и вашего служения.

1. Правильные ли у вас цели? Верный человек знает, что важно в жизни, а что нет. Верный человек знает, как рационально использовать данную ему жизнь. Верный человек дает отчет о своей жизни. Верный человек отличает значительное от незначительного.

В Прит. 28:20 написано: «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным». Этот стих противопоставляет верности желание быстро разбогатеть. Здесь не говорится о заработке. Здесь говорится о необходимости понять, что в жизни есть что-то большее чем накапливание вещей. Библия учит, что мы должны жить в этом материалистическом мире как рыба, плывущая против течения. Верность доказывается нашим отказом принимать ценности системы, гласящей, что «всемогущий доллар» – это цель №1 в нашей жизни. Верность часто подтверждается тем, что человек выбирает менее затратный образ жизни чтобы освободить время для служения.

2. Заботят ли вас интересы других людей? Второй критерий, по которому Бог будет оценивать нашу верность — это наше отношение к нуждам других людей. Заботились ли мы об отношениях других, а не только о своих отношениях?

Верность плывет против течения современной культуры, которая спрашивает: «Что тут есть для меня? Каковы мои нужды, амбиции, мои желания, мои цели, моя боль, мои ценности, моя прибыль, моя выгода?» Но Бог говорит, что наша верность выражается в нашей нацеленности на других, когда мы разделяем свою жизнь с другими, концентрируясь на нуждах других людей, а не только на своих.

3. Живете ли вы достойно перед неверующими? Другими словами, оценкой верности служит качество вашего свидетельства перед внешним миром. Библия учит, что пастор должен быть «безупречным» в обществе и иметь хорошую репутацию, не только среди верующих, но и среди неверующих. Когда Бог будет оценивать вашу верность, Он не будет смотреть на ваше красноречие, Его будет интересовать то, как вы зарекомендовали себя перед окружающими.

4. Сдерживаете ли вы свои обещания? Когда Бог будет оценивать вашу верность, Он припомнит все ваши обещания. Притчи 20:25 гласит: «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать». Намного легче залезть в долги, чем расплатиться с долгами (что является обещанием вернуть деньги). Легче начать отношения, чем закончить их. Легче написать расписание, чем жить по нему. Но Библия говорит, что «если сказал, то сделай». Исполняй свои обещания. Причина №1 для обид и возмущений — это неисполнение обещаний.

5. Развиваете ли вы Богом данные дары? Библия делает большое ударение на использование даров и талантов, которые Бог нам дал. Бог сделал вложение в вашу жизнь и ожидает отдачи. 1 Петра 4:10 говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». Заметьте, здесь говорится, что если вы не используете ваши духовные дары, вы становитесь неверным. Верность основывается на том, что мы делаем с тем что имеем.

6. Исполняете ли вы Божьи заповеди? В 1 Царств 2:35 Бог говорит: «И поставлю Себе священника верного», и подчеркивает – «он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей». Бог определяет верность как «послушание заповедям Христа». Мы можем быть одаренными лидерами и ораторами, но непослушание дисквалифицирует нас из разряда верных по Божьему определению. Это просто, но очень важно.

7. Передаете ли вы свои знания другим? Библия много учит о принципе умножения. Вы должны передать то, что приняли, верным, и так далее. Никто из нас не был бы здесь сегодня, если бы не верность мужчин и женщин в течение 2000 лет Церкви. Сегодня мы обучаем, потому что одни верные мужчины и женщины уделили время и записали Писания, другие – сохранили Писания, а третьи перевели Писания. Мы сидим здесь потому, что верные люди засвидетельствовали нам.

Если Бог научил вас какой-либо духовной истине, ваша обязанность – передать ее другим.

Как же мне стать верным? Галатам 5:22-23 говорит: «Плод же духа – есть вера (верность в некоторых переводах)». Это один из девяти даров. Когда Дух Святой действует в моей жизни, я буду проявлять верность. Как вы узнаете что вы исполнены Духом? Какой признак? Может быть, какое-то эмоциональное переживание?

Не всегда. Вы можете что-то переживать и при этом не быть исполненным Духом. Какой признак? Плод. Как я могу показать что исполнен Духом? Я показываю это, когда проявляю верность в том, что Бог ожидает от меня.

Рик Уоррен является основателем «Седдлбек Чёрч» в Лейк Форест, Калифорния, одна из крупнейших и самых влиятельных церквей Америки. Рик — автор бестселлера Нью Йорк Таймса – «Целеустремленная жизнь». Его книга «Целеустремленная церковь» была названа одной из христианских книг, изменивших мир в 20 веке. Он также является основателем pastors.com — мирового сообщества пасторов.

Перевод – Сергей Карпенко для ieshua.org

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

без автора

…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Откр. 3, 1

«Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8, 2) — поет Давид свою неповторимую песнь о славном имени Бога Израилева. И мы, живущие в вихре тревог последнего времени, всем сердцем присоединяемся к восторгу псалмопевца, потому что через проповедь Евангелия имели счастливую возможность вдохнуть спасительный аромат жизни вечной и получили прощение грехов именем Его (Д. Ап. 10, 43).

Издревле в имени человека люди стремились отразить свои надежды и переживания. Нередко имя ярко отражало внутреннее содержание личности, его подлинную суть. По имени судили о характере человека, его достоинствах и слабостях.

Удивительно точное имя дали патриарху Иакову — «Запинатель». Брат его, Исав, узнав, что он похитил и первородство и благословение, «поднял громкий и весьма горький вопль, и сказал… не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза?» (Быт. 27: 34, 36).

«Приятная» — означало имя Ноеминь. Вернувшись с пустыми руками с Моавитских полей, одинокая, без мужа и сыновей, она не захотела носить прежнее имя. «Называйте меня Марою — «Горькая»,— просит она, сокрушаясь о прошлом.

Руфь — «услаждающая». Своей проникновенной любовью она скрасила всю горечь жизни своей свекрови Ноемини. От нее — и сладкий певец Господень — Давид.

Навал — «безумный». «Каково имя его, таков и он»,— откровенно свидетельствует о нем жена, много пострадавшая от его безумия и пьянства (1 Цар. 25, 25).

Илия — это имя звучит, как: «Мой Бог есть Иегова». Последующая мужественная жизнь пророка была неоспоримым доказательством того, что он не напрасно носил это имя. Когда весь народ глумился над своим истинным Заступником, он один осмелился встать на защиту попранной славы имени Иеговы и клятвенными словами: «Жив Господь!» бросил вызов всем идолопоклонникам.

Иоанн — «благодать Божья». Достаточно вспомнить Иоанна Крестителя с его бесконечно глубоким смирением (Лук. 3, 16) или ученика Господа — Апостола любви — Иоанна, и мы убеждаемся, что они достойно носили свое имя. Они не заслонили собой прекрасного лика Спасителя, люди видели благодать и славу Божью через их жизнь.

Варнава — «сын утешения» (Д. Ап. 4, 36). Апостолы, будучи движимы Духом Святым, дали Иосии имя согласно той атмосферы, какую он изо дня в день создавал вокруг себя. Они, по-видимому, получали от многих церквей доброе свидетельство о своеобразной миссии утешения, какую нес Варнава. К тому же, первая весть о Духе Святом, какую мы имеем на страницах Священного Писания, это весть о Духе Утешителе (Иоан. 14, 26; 15, 26). Варнава, очевидно, сам был много утешен Господом в трудные минуты жизни, потому таким благотворным было его служение.

В наше время при выборе имени не всегда руководствуются даже таким критерием, как красота и благозвучность, не говоря уже об утраченном стремлении отразить в имени свои чаяния и надежды, внутренние переживания… А содержательные имена люди зачастую носят чисто символически, совершенно не оправдывая их значения.

Но сегодня хочется поговорить не просто об именах. То главное, на чем особенно хотелось бы остановить внимание, касается нашего общего имени, которое мы получили после покаяния, самого важного имени из всех человеческих имен — это имени «христианина».

Дорогой читатель, верой принявший Господа своим Спасителем и получивший это великое счастье носить самое драгоценное имя на свете — имя Сына Божьего Иисуса Христа! Мое слово к вам. Апостол Иоанн некогда сказал: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3, 1). «Называться» и «быть» — вот сочетание достойное истинного последователя Господнего. Только при исполнении одного и другого можно рассчитывать на свободный вход в вечное царство Христово. Так ли обстоит дело с нами? Не создается ли в среде народа Господнего через нашу жизнь атмосфера, соответствующая нашему прежнему названию — «грешник»? Не назвало ли бы точное перо Джона Буньяна некоторых из нас и после многолетнего пребывания в церкви: «Гордый», «Своенравный», «Тщеславный», «Льстивый», «Неверный» и т. п.? Многих ли из нас, не опасаясь впасть в ошибку, можно назвать: «Верный», «Честный», «Добродушный»? Глядя на нашу жизнь, разочаровались ли в Боге ищущие спасения? (Пс. 68, 7).

Мне рассказывали о человеке, покаявшемся на закате жизни. О Боге у него было самое идеальное представление до тех пор, пока на производство, где он работал, не устроился христианин. Вслушиваясь в каждое слово верующего, этот человек проникался все большей любовью к Богу и готов был уже покончить с отсрочкой спасения своей души, но… Ах, если бы не было этого «но»! Однажды он заметил, что верующий допустил нечестность. Если бы он лично не был свидетелем, то никогда бы не поверил этому. Потом он услышал из уст его неправду, потом еще и еще. «Или Бога нет, или этот верующий носит фальшивое имя»,— решил неверующий и перестал думать о Боге. Ему всегда была отвратительна фальшь. Как он устал от нее! Как мечтал, что будет когда-нибудь в его жизни настоящий праздник, когда он, уверовав, никому никогда не солжет! Но христианин убил в нем эту отрадную надежду и замазал грязью Божий лик в его душе.

Пролетали годы в мучительных раздумьях: стоит ли верить, если нет надежды освободиться от неправды?.. Сколько он ни пытался, но не мог вычеркнуть из памяти нечестность верующего. И только незадолго перед смертью он все-таки перешагнул через этот камень преткновения и отдал свое сердце Богу. С первого же дня обращения, сам еще не разумея многого в Евангелии, он ходил из дома в дом с проповедью о Христе. На улице, где он жил, не осталось ни одной квартиры, куда бы он не вошел и не предупредил с любовью поспешить прийти к Богу. Как будто предчувствовал, что короткой будет заря его христианского свидетельства. Иной проживет христианином всю жизнь, но так и не найдет времени поговорить с соседями о жизни вечной. Этот же христианин торопился за короткое время сделать то, что мог сделать намного раньше, да помешали. Бог спросит с того человека, который носил имя будто жив, а на самом деле был мертв, не имел духа жизни Христовой и был соблазном для многих погибающих во грехах.

Имя, которое мы носим, обязывает нас поступать согласно той новой жизни, которую мы получили от Христа. Как Христос имеет жизнь в Себе Самом, так и уверовавшие в Него должны быть живыми для правды, живыми для дел любви и милосердия, живыми для жертвенности, живыми для того, чтобы оживлять всех вокруг себя.

В первые годы духовного пробуждения в нашей стране небольшая незарегистрированная община, несмотря на запреты и большие гонения, регулярно проводила богослужения. Чтобы как-то склонить общину к послушанию властям, из ВСЕХБ приехали И. И. Моторин и В. Федечкин.

— Вы понимаете,— пытались объяснить им положение местные братья,—нас не ограничивают в служении, нет, нам совершенно запрещают собираться!

— Ну и что! Необходимо слушать и дома молиться, чтобы Господь расположил сердце властей…

— Скажите, а за что пострадали праведники всех веков, как не за ослушание властей? За что пострадали Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго? За что, наконец, был распят Христос? Когда дело касалось вопросов веры в Бога, первые христиане говорили властям: нет! и шли на смерть за имя Божье.

Беседа была напряженной. В. Федечкин был огорчен, что молодые братья не прислушиваются к голосу опытного служителя: «Вы постыдились хотя бы его седины»,— укорял он местных братьев.

— Я член церкви с 1905 года,— продолжал Моторин. — Вы молоды и плохо знаете историю христианства. Я знаком с ней, я ее преподавал. Я знаю, за что пострадали христиане во время Нерона. От них требовалось немного: проходя мимо статуи императора, бросить в кадильницу ладанку, такой маленький пакетик с ароматической смолой для курения. Христиане не делали этого. Они выставляли свою праведность напоказ, как фарисеи, чем, конечно, был раздражен Нерон, и гибли за свое упрямство…

Вот такие увещевания преподал брат «с сединами». Да, можно всю жизнь ходить под чужим именем, и какой безрадостной будет вечная участь таких людей… «Истинно говорю вам: не знаю вас»,— услышат они голос Господа у закрытых дверей (Мтф. 25, 12).

«Побеждающему дам… белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17).

Если в этой жизни мы были глубоко праведны, жертвенно милостивы, до конца верными Богу и побеждающими по примеру нашего небесного Учителя Иисуса Христа,— то непременно получим от Самого Господа новое имя, отражающее наше подлинное существо.

Христос, «будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого… посему и Бог… дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2, 6—9). Какое имя нарекут тебе уста Господни, дорогой друг, когда ты окончишь земное странствование и твои дела пойдут вслед за тобой, и ты предстанешь перед Праведным Судьей таким как есть?

Да не будет из нас никого, кто назывался бы здесь чудным именем Христа, а на деле имел скверное существо, невозрожденный дух, чтобы не услышать нам в последний час страшную правду о себе: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *