Предать анафеме

Синод канонической Украинской православной церкви Московского патриархата предал анафеме (отлучению от церкви) двух архиереев, которые приняли участие в «объединительном соборе» в Киеве.

Реклама

«Синод освободил от руководства епархией и запретил священнослужения митрополиту Винницкому и Барскому Симеону и епископу Киевской митрополии митрополиту Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру», — говорится в опубликованном решении.

Председатель синодального информационно-просветительского отдела архиепископ Климент заявил, что митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко) «перешли в раскол». Епископом Переяслав-Хмельницким стал архимандрит Дионисий. Замену митрополиту Симеону пока не избрали.

Кроме того, в служении были запрещены священники и диаконы, принявшие участие в «объединительном соборе». Об этом сообщил митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

Синод УПЦ МП также прокомментировал состоявшийся «собор», отметив, что в нем приняли участие «две неканонические, раскольнические структуры». По этой причине решения «собора» не имеют значения для УПЦ.

«Как и раньше, на Украине есть одна каноническая церковь — это признают все поместные православные церкви», — заявил архиепископ Климент.

Напомним, что в украинской столице 15 декабря прошел «объединительный собор», где было провозглашено создание Украинской автокефальной церкви, которая будет носить название «Православной церкви Украины». Предстоятелем новой религиозной организации был избран 39-летний митрополит Епифаний (Думенко).

Президент Украины Петр Порошенко, присутствовавший на «соборе», назвал этот день историческим для страны, которая «получила автокефальную поместную православную церковь».

Религиовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев высказал мнение, что избрание предстоятеля «новой церкви» может создать опасный прецедент для других неканонических церковных структур по всему миру.

«Это миньон патриарха Филарета, его помощник, секретарь и альтер эго. То есть у них получится так: главный — митрополит, а подчиняться ему будет патриарх Филарет, который себя патриархом считать не перестал. Очень интересная получится церковь… Этого Думенко вообще никто толком не знает. Если Филарет еще хотя бы был нормально когда-то рукоположен в канонической церкви, то Думенко изначально состоял в этой раскольнической организации, что порождает большие вопросы: законна ли у него хиротония (рукоположение служителя церкви — «Газета.Ru») А она, конечно, незаконна», — приводит слова эксперта RT.

По мнению Силантьева, Константинополь, по сути, признает законность хиротонии «совершенно странных альтернативных организаций».

«Организаций таких много, причем во всех православных странах. Многие сотни подобных митрополитов. Поэтому они «молодцы», открыли ящик Пандоры.

Если можно Думенко признать, то эти сотни людей тоже, наверное, признать можно, какие проблемы? Любой желающий теперь, видимо, может кого угодно рукополагать», — подчеркнул он.

В РПЦ заявили, что признание Епифания в православном мире является едва ли выполнимой задачей.

«Никакого объединения не произошло, потому что собрались две раскольнические группы, которые Константинополь попытался некоторое время назад легализовать», — отметил председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Очень любопытно узнать, как они теперь смогут объяснить легитимность, легальность своего собрания без участия собственно единственной канонической церкви. Интересно послушать, ну выкрутятся как-то, наверное… Никакого представительства канонической Украинской православной церкви не было, поэтому все слова, которые звучали до и после собора об объединении трех ветвей православия, – это неправда. Украинская Церковь как не собиралась, так и не пришла. Была информация об участии двух архиереев, достоверно она не подтверждена. Но даже если они и были, это никак не означает официального участия украинской церкви», — сказал представитель РПЦ.

В свою очередь, пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков отметил, что «каноническое православие на Украине сегодня еще больше укрепилось», а «Украинская Православная Церковь, несмотря ни на что, продолжит свое поступательное развитие и служение на украинской земле».

«Что касается тех решений, которые были приняты в еще раз сегодня оскверненной этим сборищем древней киевской Софии (Софийский собор в Киеве — «Газета.Ru»), тот тут можно только сказать, что раскольники себе выбрали раскольника новым главой и, собственно говоря, ничего для этой раскольнической группировки не поменялось», — пояснил он.

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

***

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Православные христиане в первое воскресенье Великого поста – в этом году оно пришлось на 17 марта – после обычной церковной службы перечисляют всех еретиков и провозглашают им анафемы. Это часть празднования дня Торжества православия. Праздник установили в IX веке как день окончательной победы православных над еретиками-иконоборцами.

В каждой церкви есть список еретиков, и каждый священник для себя решает, насколько подробно этот список зачитывать. Обычно ритуал продлевает службу на 30-60 минут. Священники кафедральных соборов выходят из алтаря на середину храма и становятся лицом к верующим. Сначала присутствующие зачитывают специальную молитву, потом провозглашают анафемы еретикам, после чего прославляют известных святых прошлого.

Что такое анафема

Слово «анафема» в переводе с греческого означает отлучение, отделение. Предать анафеме ‒ значит отделить от церкви. Для верующих очень важно принадлежать к церкви, ведь они верят, что только так (не физически находясь в храме, а именно принадлежа церкви) можно спасти свою душу и попасть в рай. В противном случае человек попадет в ад.

За что предают анафеме

Анафеме предают тех, кто неправильно учит о боге. Первая общецерковная анафема была провозглашена в IV веке александрийскому священнику Арию. Он утверждал, что Иисус не бог, а всего лишь его создание.

Епископы некоторых храмов в России, Украине и Греции провозглашают анафемы протестантам, масонам, оккультистам, иудеям и мусульманам – то есть всем неправославным.

В списке людей, преданных анафеме Русской православной церковью, к середине XVIII века оказалось более 4000 человек. Тогда перечень сократили, оставив только древних еретиков и некоторых политических деятелей (например, Лжедмитрия I). В списке также остался гетман Иван Мазепа – за предательство императора Петра I. В Молдове, где умер Мазепа, ему до сих пор провозглашают анафему в церкви Московского патриархата.

За критику РПЦ фактически был предан анафеме Лев Толстой. Формально церковь использовала другую формулировку: анафему Толстому не провозглашали ни в одном храме, но Синод вынес постановление, в котором свидетельствовал «отпадение» писателя от церкви – то есть отлучение было.

Как снять анафему

Решение о снятии принимает Собор епископов. Положительный ответ оформляется в соборное решение и потом преданному анафеме человеку отправляют указ: мол, на основании решения Собора с вас сняли анафему.

Среди самых известных в Европе – взаимные анафемы папы Римского и патриарха Константинопольского, которые они огласили друг другу в XI веке. После этого церковь разделились на православную и католическую. Только в 1965 году патриарх Афинагор и папа Павел VI сняли эти анафемы.

В 2018 году Вселенский патриарх Варфоломей признал недействительной анафему главе Киевского патриархата Филарету, которую на него наложила РПЦ в 1997 году. В Москве реабилитацию не признали.

Анафемы в других церквях

В Католической церкви до 1983 года тоже была практика провозглашения анафем. Одним из самых активных ее применителей был папа Пий IX. В 1865 году он предал анафеме рационалистов, социалистов, коммунистов, принцип свободы совести и даже норму об отделении церкви от государства.

Одной из последних анафем Католической церкви была анафема Фиделю Кастро в 1962 году.

В других конфессиях не предают анафеме, но ритуалы исключения из церковной организации существуют. К примеру, у Свидетелей Иеговы исключают из собрания, а у саентологов объявляют исключенного человека «подавляющей личностью».

Церковный суд Екатеринбургской епархии предал анафеме, то есть отлучил от Церкви схимонаха Сергия (Николая Романова). Поводом для отлучения стало неподчинение Романова решению об извержении его из сана: он продолжил совершать богослужения. Ни на один суд Сергий так и не явился.

Греческое слово анафема многозначно. В церковной практике оно означает отлучение христианина от общения с верующими (то есть от участия в литургии) и от причащения. Анафема — высшая и исключительная церковная кара, к ней приговаривают за самые тяжелые грехи: за измену православию, уход в ересь или в раскол.

Объявляется анафема публично, чтобы ни у кого не возникало сомнений: этот человек сам, своим мировоззрением и поступками подтвердил, что он не имеет отношения к Церкви . Поэтому анафема означает, скорее, не наказание, а только констатация принятых этим человеком решений в отношении христианства.

Анафематствование сопровождало христианство с самого начала возникновения. Впрочем, этой прерогативой пользуются и евреи, называя анафему херем – проклятие, обречение какой-либо вещи или человека на уничтожение и гибель. Например, Барух де Спиноза (более известный как Бенедикт Спиноза) в 1656 году был изгнан из иудейской общины Амстердама и предан анафеме. Изучив теологию, Спиноза пришел к выводу, что душа не бессмертна, а Бог это некая субстанция, лишенная всяких чувств к человечеству. В 1660 году Амстердамская синагога официально потребовала от муниципальных властей города осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали».

У мусульман также существует схожее понятие такфира – заявления о том, что человек стал кафиром, неверным, не мусульманином. Самый известный случай такфиры – Салман Рушди с его «Сатанинскими стихами». Но вернемся к христианам.

Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем или пророком. Анафемы объявлялись и на Вселенских Соборах. Самые известные отлучения случились в IV веке, тогда было принято решение по пресвитеру Александрийской церкви Арию, отрицавшему, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке анафеме был предан константинопольский патриарх Несторий за учение о соединении божественной и человеческой природы во Христе. В VIII веке анафеме были преданы иконоборцы.

Схизма – раскол христианства в 1054 году на Католическую и Православную церкви решили ознаменовать официальным преданием друг друга анафеме. И только в 1965 году Папа римский Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор приняли решение о снятии взаимной анафемы.

В Ватикане отлучением и наказанием еретиков занималась сначала инквизиция, затем она передала бразды правления Конгрегации по вопросам вероучения.

В марте 1630 года итальянский физик, математик и философ, последователь учения Коперника Галилео Галилей издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». После публикации ученого сразу арестовали, отправили в тюрьму, а потом отлучили от Католической церкви, вынудив публично признать свой труд крамолой.

Еще один последователь Коперника, исследователь Джордано Бруно предположил, что звезды это солнца, вокруг которых вращаются другие планеты. И сделал вывод о существовании во Вселенной множество миров. За это учение в 1600 году Бруно сожгли на костре на римской площади с красивым названием Campo de’ Fiori – Поле цветов.

Будущую святую Жанну Д’Арк вели на костер в бумажной митре с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница». Одной из причин признания ее еретичкой было ношение мужской одежды.

Надо признать, что в некоторых странах католикам особенно удавалось применять право анафемы. Так, чешский городок Жатец (известный своим производством хмеля) отлучили от Церкви за поддержку еретика и бывшего священника Яна Гуса, создавшего собственное религиозное учение (ничего удивительного в том, что современная Чехия — одна из самых равнодушных к вопросам религии стран Европы). Венецию отлучали от Церкви шесть раз. И каждый раз по политическим причинам: в средние века симфония религиозной и светской власти (и в России тоже) была настолько прочной, что политические мотивы всегда приравнивались к христианским.

В 1738 году Ватикан признал еретиками масонов. В 1865-м папа Пий IX сочинил «Силлабус. Список важнейших заблуждений нашего времени», согласно которому анафеме были преданы пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения церкви от государства, выступающих против церковного государства, считающих протестантизм одной из церквей.

Одно из самых странных ватиканских отлучений состоялось относительно недавно. 3 января 1962 года понтифик Иоанн XXIII отлучил от Католической церкви Фиделя Кастро на основании «Декрета против коммунизма» папы Пия XII за организацию коммунистической революции на Кубе. История с Кастро получила неожиданное продолжение в 2012 году: 96-летний секретарь Иоанна XXIII Лорис Каповилья объявил, что анафемы не было. Заявление пришлось как нельзя кстати: в марте того же года папа Бенедикт XVI встретился с команданте во время своего апостольского визита на Кубу.

Впрочем, Русская православная церковь не отставала от Ватикана. Но у нее были свои методы. Кстати, как и католики, православные порой возвращали кого-то из анафемы. До сожжения дело с Дмитрием Донским не дошло, митрополит Киевский и всея Руси Киприан «всего лишь» отлучил князя 23 июня 1378-го за приказ побить главу Церкви: тот без княжеского позволения попытался въехать в Москву. Анафему с Дмитрия Донского сняли посмертно: за заслуги перед Родиной и сражения с нехристианами. И митрополит, и князь канонизированы.

Помните о симфонии государства и Церкви? В идеале это означало, что государству надлежит заботиться о нравственном здоровье народа, а Церкви работать над безопасностью государства. Поэтому считалось – если кто-то восставал против государства, он восставал не только против монархии, но и против православия. В итоге антигосударственные действия расценивались как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались церковному осуждению через анафематствование.

Гетман Мазепа, Степан Разин и Емельян Пугачев были преданы анафеме как враги государства: за бунт против власти и зверства во время восстаний. Равно как и Григорий Отрепьев, или Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем, а затем и царем Дмитрием Ивановичем, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного. Отрепьев не скрывал своего католичества и надежд «перекрестить» Россию. К сожалению, к идеализму примешивался мошеннический и скандальный характер, который проявился даже во время венчания на царство: он отказался причащаться. Царь Лжедмитрий был жестоко убит и предан анафеме. Тело было подвергнуто так называемой «торговой казни» – несколько дней измывались над трупом. Примечательно, что «цареубийство» вызвало неоднозначную реакцию. Люди плакали, глядя на поругание. Тем более, что после похорон (то есть в конце мая) неожиданно ударили необычайно суровые морозы, уничтожившие траву на полях и посеянное зерно. Это неизбежно привело к слухам, о волшебстве поруганного «монарха», вернувшегося, чтобы отомстить за себя.

Накануне Северной войны Гетман Мазепа перешел на сторону шведского короля Карла VII. Реакция Петра I не заставила себя ждать. Мало того, что Мазепу предали анафеме, по личному приказу императора, для предателя был изготовлен «орден Иуды», которым наградили заранее сделанное чучело Ивана Степановича Мазепы. После чего чучело публично казнили.

Отлучением от Церкви ознаменовался и выход первой печатной книги в России: Ивану Федорову пришлось пострадать за желание открыть типографию и издавать книги быстрее и качественнее, чем это делали монахи от руки. Московское духовенство обвинило Федорова и его печатников в ереси. Православный люд решил поддержать митрополичье решение делом: в типографии устроили погром. Первый печатный станок на Руси был разбит, помещение издательства сожжено. Федоров уехал в Литву.

Синодальное определение, опубликованное 22 февраля 1901 года засвидетельствовало анафему Льву Толстому. Решение было принято на основании взглядов писателя, который к этому времени не скрывал, что в своих религиозно-философских исканиях он пришел к отрицанию необходимости Церкви и ее таинств. Он также отрицал, что Христос является Сыном Божиим и написал «Евангелие, изложенное Львом Толстым», утверждая, что лучше всех понял учение Христа. В итоге Синод принял решение: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Толстой не раскаялся.

Еще один великий еретик – русский философ Василий Васильевич Розанов тоже чуть было не поплатился анафемой за свои воззрения. В 1909 году епископ Гермоген потребовал изъять из продажи книгу «Люди лунного света» и брошюру «Русская церковь», а их автора отлучить от Церкви за еретические суждения. Синод возбудил дело, которое рассматривалось вплоть до Февральской революции, которая его и замяла.

Как ни удивительно, но анафеме в 1970 году за беспрецедентные гонения на православие отлучен от Церкви был и Владимир Ленин. В год столетия основателя Советского государства его анафематствовал Архиерейский собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая теперь является частью Русской православной церкви. Но это решение считается поместным. Таким образом, в РПЦ есть как поместные святые, вроде какого-нибудь Петра Черевковского (Архангельская область), так и поместные «отлученцы» – вроде Вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова.

После принятия нового Кодекса канонического права в 1983 году термин анафема в Католической церкви не используется. Что не помешало в июне 2014 года года Папе Римскому Франциску официально предать анафеме и отлучить от церкви всех членов одной из итальянских мафий. Это случилось во время посещения Калабрии – родины ндрагеты – европейского лидера по продаже кокаина.

В 90-х годах за неправославный образ жизни от Русской церкви были отлучены Елена Блаватская и семейство Рерихов, посвятившие свою жизнь оккультизму. Считается, что Блаватская была знакома с Толстым и даже повлияла на него: в некоторых его текстах можно найти едва ли не прямые ее цитаты.

В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко) и священник-депутат Глеб Якунин.

Конечно же, в православии чин анафемы снимается с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений. Они опять могут приступить к таинствам, снова получают возможность спастись. Однако в случае с отлученными от Церкви священниками сан восстановлен быть не может. Пока таких случаев известно два. Это уже упомянутый князь Дмитрий Донской, «разанафематствованный» посмертно. А 11 октября 2018-го года с экс-патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета наложенная РПЦ анафема была снята Константинопольским Патриархом Варфоломеем.

Но, похоже, ни тот, ни другой не воспользовались правом спастись в Русской православной церкви. И не воспользуются.

Херем, он же анафема

Итак, когда израильтяне истребляли хананейские города, речь шла не просто о проявлении «молодецкой удали» и даже не о наказании, а о чем-то гораздо более важном и серьезном. Чтобы понять это, взглянем на рассказанную в 7-й главе книги Иисуса Навина историю человека по имени Ахай: он польстился на часть иерихонской добычи (красивую одежду, золото и серебро) и приберег их для себя. Но Господь наслал на израильтян военное поражение и объявил: «заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого».

Слово «заклятое» на древнееврейском языке звучало как херем (его арабский эквивалент вошел в русский язык как гарем, то есть нечто запретное для всех, кроме одного человека). А в древнегреческом переводе появилось такое знакомое нам сегодня слово анафема… Что же это такое?

Это слово означает не что иное, как жертвоприношение: нечто целиком, полностью и навсегда отданное Богу. Оно изымается из повседневного обихода, и человек больше не имеет права этим пользоваться. Это могли быть участок земли или животное, которое в таком случае приносилось в жертву. Но в данном случае речь шла о целых городах. Израильтянам было сказано: вам не принадлежит ничего из завоеванного, всё это отдается Господу. Ни одна живая душа, ни один предмет из этих городов не могли остаться у израильтян, как при чуме или радиоактивном заражении. В те суровые времена это означало одно – тотальное истребление.

Конечно, в наши дни, когда кого-то предают церковной анафеме, его не убивают, но говорят примерно то же самое: этот человек не имеет к нам никакого отношения, пусть Господь поступает с ним, как сочтет нужным (примерно так использовал это слово и апостол Павел, например, в 1 Кор 16:22).

Это разительно отличается от того, что делали и чем хвастались ассирийские цари.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *