Пределы Богородицы

Для телевизионного фильма 1999 года см. Мария, Мать Иисуса (фильм) . «Святая Мария» и «Дева Мария» перенаправляются сюда. Для использования в других целях, см Святая Мария (значения) и Дева Мария (значения) .

Мэри

מרים

Мадонна в печали , Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато , 17 век.

Родившийся

Дата неизвестна; традиционно отмечается 8 сентября ( Рождество Богородицы ) c. 18 г. до н.э.

Умер

Неизвестно, после ок. 30/33 нашей эры

Супруг (а)

Джозеф

Дети

Иисус , возможно, братья и сестры Иисуса .

Родители)

неизвестно; согласно некоторым апокрифическим писаниям: Иоахим и Анна

Серии статей по

Мать Иисуса

Хронология

  • Представление Марии
  • Благовещение
  • Посещение
  • Брак
    • Джозеф
  • Девственное рождение
  • Рождество
    • Святое семейство
  • Представление Иисуса в храме
  • Бегство в Египет
  • Обретение в храме
  • Кана
  • Распятие
  • Воскрешение
  • Пятидесятница

Мариан перспективы

  • Католик
  • Восточно-православный
  • Протестантский
    • Англиканский
    • Лютеранский
  • Экуменический
  • Последний День Святой
  • Исламский

Католическая мариология

  • Мариология
  • История мариологии
  • Папское учение
  • Святые

Марианские догмы

  • непорочное зачатие
  • Богородица (Богородица)
  • Предположение
  • Вечная девственность

Мэри в культуре

  • Искусство
  • Праздничные дни
  • Гимны
  • Музыка
  • Святыни
  • Титулы

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Согласно каноническим Евангелиям и Корану, Мария была галилейской еврейкой из Назарета в первом веке , женой Иосифа и матерью Иисуса .

В Евангелиях от Матфея и Луки в Новом Завете и Коране описывают Марию как девственница . У Матфея и Луки она обручена с Иосифом . Согласно христианскому богословию, она зачала Иисуса через Святого Духа еще девственницей. Она сопровождала Иосифа в Вифлеем , где родился Иисус .

Согласно католическим и восточно-христианским учениям, в конце ее земной жизни Бог вознес ее тело прямо на небо ; это известно на христианском Западе как Успение .

Марию почитали с раннего христианства , и миллионы людей считают ее самой достойной святой религии. Говорят, что она чудесным образом являлась верующим много раз на протяжении веков. Восточная и Восточная православная , католическая , англиканская и лютеранская церкви считают , что Мария, как мать Иисуса, является Богородица (Матерь Божья) (греч Θεοτόκος , латинизируется: Богородице , лит «Богоносец»). Существует значительное разнообразие верований Мариан и религиозных обрядов основных христианских традиций. Католическая церковь имеет отличительный Мэриан догматы , а именно ее статус как Матери Божий, ее непорочное зачатие , ее вечную девственность , и ее Вознесение на небо. Многие протестанты преуменьшают роль Марии в христианстве, основывая свои аргументы на отсутствии библейской поддержки каких-либо верований, кроме непорочного зачатия (на самом деле, девственного зачатия). Мария также занимает самое высокое положение в исламе среди всех женщин. Она упоминается в Коране чаще, чем в Новом Завете , где две более длинные главы Корана посвящены ей и ее семье .

«Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь. Вознесенная в мир божественный до неразличимости с небесным Богом, Она, с другой стороны, остается, в отличие от Христа, связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей», -пишет религиозный писатель Георгий Федотов в своей книге «Стихи духовные».

Да, действительно, Богоматерь остается связанной с нашим миром, правда, не в отличие от Христа, но в единстве со Христом, вместе с Отцом Небесным и Духом Святым, однако Она связана с миром и нами по-особому, как по-особому Она дает просиять в себе всей Пресвятой Троице. Тайну Божию, превосходящую даже ангельское разумение, Богородица делает близкой, интимной, материнской. И потому Православие неразрывно соединено с почитанием Божией Матери. Это почитание обусловлено самим церковным бытием, пронизанным вечным удивлением перед чудом Воплощения. Именно в Богоматери раскрывается все милосердие Божие, направленное на то, чтобы «взыскать и спасти» страждущую человеческую природу. И вместе с тем Богоматерь сама являет собой эту природу, очищенную и преображенную Христом Спасителем.

Столь частое и горячее обращение к Божией матери может показаться странным. Ведь Священное Писание не содержит в себе развернутого учения о Ней, а Символ Веры, хоть и упоминает о Марии Деве, но провозглашает прежде всего веру в Пресвятую Троицу. И тем не менее, все Писание, если читать его сердцем, просвещенным светом Христовым, прикровенно говорит и о Деве Марии. Мы узнаем Ее присутствие повсюду: в образе земного рая, в истории Евы, в повествовании о Ноевом ковчеге, в неопалимой купине.

«В Марии разъясняются все тайны темных пророческих книг,» — говорит святой Ефрем Сирин, — «Из Нее восходит солнце правды и при восходе своем освещает всю землю… В Марии осуществляются все символы, раскрываются все знамения, все пророчества находят в ней свое исполнение».

Из Ветхого завета эти символы переходят в Новый, но здесь они раскрывают себя во всей полноте, приобретают новый смысл, ибо исполняются во Христе. Нам не нужно более узнавать Богородицу в пророческих иносказаниях, ибо Она уже явлена миру, и нам, принявшим откровение Бога во Христе, надлежит исповедовать, воспевать и изображать Ее как Матерь Господа нашего, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы», как говорит наш Символ Веры. И спасение наше совершается во Христе, но не помимо Марии, а в Ней и с Ее помощью и заступничеством…

Спасение — это встреча милующей благодати Божией с человеческим желанием служить Богу и жить согласно воле Его, и происходит оно в Церкви Христовой. Когда мы думаем о спасении, нас поражает невидимая, но несомненная аналогия между образом Церкви и самой Пресвятой Девой Марией. Во всех ее образах, словесных, иконописных, догматических всегда отражается образ Церкви как место таинственного соединения божественного и человеческого. Мы узнаем Богородицу в Церкви и Церковь в Богородице, ибо все пророческие знамения, исполнившиеся во Христе, относятся к ним обеим. Такова древняя святоотеческая традиция, продолжающаяся и до наших дней.

Матерь Божия — это и первообраз самой нашей веры во Христа. Она — Мать ее и своим материнством Мария открывает также «материнство» самой нашей души, принимающей Духа Святого и рождающей из глубины своей Слово Божие. Она рождает его из тишины, которая окутывает всякую душу, пребывающую наедине с Богом.

«Начальника тишины родила еси», — говорится о Христе в одном из песнопений, обращенных к Богородице. Когда Бог касается души, она останавливается в молчании и благодарном изумлении. И тем самым таинственно уподобляется самой Матери Божией.

Рождество Спасителя, Ее присутствие в Его жизни, Ее стояние у Креста, Ее земная жизнь после Воскресения и Вознесения, само Успение ее — все это окружено безмолвием. Безмолвие это священно. Оно наполнено неслышной и непрестанной молитвой, которая словно передается нам, верующим в Сына Ее. И эта молитва дает начало почитанию Богородицы, поклонению Ей, молитвенному воспеванию Ее, которое имеет очень древние истоки. Из безмолвия Матери Божией рождаются нескончаемые и неиссякаемые потоки славословий, во исполнение пророчества, произнесенного Ею самой: «Отныне будут ублажать Меня все роды».

Так органически из Священного Писания, сначала прикровенно, а затем открыто свидетельствующего о Богородице, вырастает Священное Предание, прославляющее ее в своем созерцании и опыте.

Одно из самых первых упоминаний о Богоматери, принадлежащих уже не Писанию, а Священному Преданию, мы находим у священномученика епископа Игнатия Антиохийского в начале второго века. Это упоминание удивительно тем, что оно вырывается совершенно непроизвольно. Ему словно открывается тайна Пресвятой Девы, тайна, невидимая этому миру и «князю его». «От князя века сего», — пишет святой Игнатий, — «было сокрыто девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием».

Это свидетельство драгоценно для нас не только своей древностью, но, прежде всего, своей духовной подлинностью и достоверностью: приснодевство Марии, Рождество Сына Божия, Его смерть и Воскресение суть три тайны, сокрытые от плотских глаз, но открывающихся вере» в безмолвии Божием».

Это безмолвие наполняет собой безмолвие Богоматери. Ибо когда говорит Дух, человеческая душа молчит. Вот почему преподобный Серафим Саровский называл молчание «таинством будущего века». Но здесь, в веке сем, молчание не может не наполняться человеческими словами. Словами богословов, словами церковных поэтов, словами бесчисленных молитв, вырывающихся из верующего сердца. Святой Ириней Лионский, немногим более старший Игнатия, также священномученик, впервые находит сравнение, которое станет затем классическим для всего последующего богословия.

Как Ева через непослушание содействовала падению человеческого рода, так Мария через послушание открыла путь к спасению его. Одна Дева исправляет то, что совершала другая. И потому Дева Мария именуется также Новой Евой, как Христос — Новым Адамом.

Лик Богородицы в Православии имеет множество выражений, множество образов, связанных и находящихся во взаимодействии между собой. Можно сказать, что в духовном опыте Православия при сохранении строгой христоцентричности развилась особая духовность почитания Богородицы. Ведь Пресвятая Дева Мария, прежде всего — та, Кто родила Спасителя мира, и как Мать она предстательствует перед ним за весь род человеческий. И это ее предстательство и заступничество наполнило собой весь неизмеримый духовный опыт Православия.

Прежде всего, что означает сам термин или, скорее, словесный образ: «Богоматерь»? Этот образ был торжественно провозглашен в качестве обязательного догмата на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. Догмат в Православии играет роль защитника правой веры, ограждающего ее от лжетолкований. Принятию этого догмата предшествовала длительная борьба между сторонниками православия в лице Кирилла, епископа Александрийского, и Нестория, патриарха Константинопольского. Как и все еретические учения, доктрина Нестория была совершенно логична и рациональна: Слово Божие, утверждал Несторий, не нуждалось в девяти месяцах, чтобы сформироваться в материнской утробе. Бог воспользовался Марией как «инструментом» для чуда воплощения, но как только чудо совершилось, «инструмент» был отложен в сторону. И никакой «инструмент» не может быть объектом поклонения.

Однако Отцы Собора приняли учение Кирилла Александрийского, и потому до сих пор мы исповедуем Святую Деву Матерью Божией, в которой воплотилось и вочеловечилось Слово Божие, сделав Ее навеки живым Святилищем Бога Живого. Кроме провозглашения Пресвятой Девы Марии Матерью Божией Православная Церковь больше не провозглашала никаких новых мариологических догматов. Это не значит, что она удовлетворилась своего рода «догматическим минимумом». Но она навеки определила наше видение роли Пресвятой Девы, открыв простор литургическому, молитвенному и духовному творчеству.

Смысл соборного решения заключается в том, что истина о Христе облекает своим светом также и истину о Его Матери, и это свет неразделен и неразложим; там, где мы произносим имя Христово, мы вспоминаем и о Матери Его, там, где мы воспеваем Мать, мы исповедуем нашу веру во Христа-Спасителя.

И всякий раз, когда мы молимся о том с верой и любовью, мы знаем, что наша молитва исполняется. Ибо любовь и вера есть дар Сына Божия, который всегда посылается нам из рук Матери.

«Дорогие дети, Я знаю, что присутствую в вашей жизни и в ваших сердцах. Я чувствую вашу любовь, слышу ваши молитвы и отдаю их Моему Сыну. Но, дети Мои, Материнской любовью Я желаю участвовать в жизни всех Моих детей. Всех Своих детей Я хочу собрать вокруг Себя, под Свой Материнский покров. Поэтому Я призываю вас и называю «апостолами Моей любви», чтобы вы помогли Мне. Дети Мои, Мой Сын произнес слова «Отче наш» — Отче наш, Который присутствуешь повсюду и в наших сердцах, — потому что Он желает научить вас молиться словами и с чувством. Он хочет, чтобы вы становились каждый раз лучше, чтобы жили милосердной любовью, а значит — молитвой и безграничной жертвой за других. Дети Мои, дарите Моему Сыну свою любовь к ближним, дарите слова утешения, сострадания и праведные поступки для своих ближних. Всё, что вы дарите другим, апостолы Моей любви, Мой Сын принимает как дар. И Я с вами, ибо Мой Сын желает, чтобы Моя любовь, как луч света, оживила ваши души; чтобы помогла вам в поиске мира и вечного счастья. Поэтому, дети Мои, любите друг друга. Будьте едины в Моем Сыне, будьте детьми Божьими, которые все вместе целым, открытым и чистым сердцем произносят «Отче наш». И не бойтесь! Спасибо вам!»

Просмотров: 609 Категория: 2019, 2020 /by sm-ru

…Старая монахиня Воскресенского монастыря закончила полунощную молитву и вышла из крошечной кельи во двор: в ночь, в росу ранней травы. Майская ночь светлая, быстрая. Кремлевские стены таяли в неровном тумане. Туман да молитва — вот и вся защита. Близок враг, беспощаден и силен. Непобедим …

От дверей кремлевского Успенского собора тихо, как туман от стен, отделились две фигуры. Кто это в ночь? И как? Двери заперты на тяжелые засовы! Монахиня сделала несколько шагов: теперь всего в считанных локтях от нее стояли два старца, в руках одного из них была чудотворная Владимирская икона Божьей матери — святыня святынь. Монахиня вгляделась в лица и поняла, что знает их. Святые митрополиты Петр и Алексий, почившие больше двух веков назад, медленно и скорбно шли к Фроловским (Спасским) воротам. Святые — из плоти и крови, человеческими тяжелыми шагами — покидали Москву и уносили Ту, что дважды уже спасала город и Русь. «Господи! Помилуй!»…Монахиня старалась не отстать от явившихся во плоти Святых отцов. Закричать? Упасть на колени? Остановить? Молить? Явь это или видение, означало оно одно — конец.

У ворот Святых старцев встречали еще две фигуры. Женщина подошла так близко, что могла разглядеть их одеяния и лица. «Господи! Да это же сам святой Сергий Радонежский и святой Варлаам Хутынский с ним». Но нет, эти Святые отцы ждали старцев с иконой не для того, что вывести их из города. «Куда вы, святители?». Петр и Алексий отвечали, что уходят из города. «Люди здесь забыли заповеди Господни».

«…Пали тогда Святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божьей Матери Владимирской и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую» — так описывают летописцы события ночи 21 мая 1521 года.

…Три иконы Божией матери написал святой евангелист Лука. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из них написана была прямо на доске того стола, за которым обедали Иисус Христос со своей Пречистой матерью и праведным Иосифом. Именно ее через 450 лет перенесли в Константинополь, а потом, в первой половине XII века отправили в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы. Князь к дару отнесся с трепетом и благоговением, понимая и предчувствуя роль, которую святыне суждено сыграть в судьбе Руси. Икону поставили в Вышегородском девичьем монастыре, в селе, принадлежавшем святой равноапостольной княгине Ольге, а потом отошедшему набожному и благочестивому князю Андрею Боголюбскому.

Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Болгары были разбиты.

Во время пожара, в 1185 году 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему отечеству.

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. Так в 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *