Предсказания пророчества

Пророчества Старца. Предсказания о мученичестве Государя и всероссийской катастрофе

Старец Нектарий в беседах не раз предсказывал тяжелое время, которое скоро настанет, готовил духовных детей своих к предстоящим испытаниям. Задолго до революции Господь открыл ему видение грядущей катастрофы.

Однажды отец Нектарий поведал Сергею Нилусу, будто кто-то из иноков (не он ли сам?) видел знаменательный сон. Словно идет он в сторону Царских врат, а там является ему изображение апокалиптического зверя. Чудовище трижды изменяло свой вид, оставаясь все тем же зверем.

Уже после революции старец Нектарий рассказывал о видении, которое было задолго до нее одному монаху. Сидя на крылечке своей келлии, он увидел вдруг, что все исчезло: и дома, и деревья, а вместо этого до неба — круговые ряды святых, причем между верхним рядом и небом осталось очень маленькое пространство, и монаху было открыто, что когда оно заполнится, настанет конец света. «А пространство было уже небольшое»,— произнес Старец.

Раньше, еще в 1910 году, Нилус записал повествование Батюшки о другом пророческом сновидении. «Оно было мне почти всю ночь, — сказал отец Нектарий. — Во всех подробностях слишком долго рассказывать. Вот главное: вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между бесчисленными полчищами богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти уже не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу… Вдруг ничтожная по численности группа христиан, между которыми я вижу и женщин и детей, производит внезапное нападение на Божиих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами безбожной рати, и всё неисчислимое скопище её оказывается перебитым, и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина:

— Как могли вы одолеть это несмет- ное полчище?

— Бог помог! — таков был ответ.

— Да чем же? — спрашиваю. — Ведьу вас и оружия-то не было.

— А чем попало, — ответил мне воин. На этом окончилось мое сновидение», — заключил Старец.

Когда же при батюшке Нектарии укорили одного послушника за страсть к накоплению книг, Старец, к смущению многих, это поощрил: «Скоро будет духовный книжный голод, не достанешь духовной книги. Хорошо, что он собирает духовную библиотеку — духовное сокровище. Она очень и очень пригодится». И дальше сказал о видении катастрофы, открытой его духовному взору: «Тяжелое время наступает теперь. В мире прошло число шесть и наступает число семь. Наступает век молчания. Молчи, молчи»,— говорит Батюшка, и слезы у него текут из глаз… «И вот Государь теперь сам не свой, сколько унижений он терпит. 1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет великомученик», — подтвердил Батюшка. Старец ушел к себе в келлию, часа полтора молился там. После молитвы вышел сосредоточенный, взял за руку духовного сына своего, сказал: «Очень многое я знаю о тебе, но не всякое знание будет тебе в пользу. Придет время голодное, будешь голодать… наступит время, когда и монастырь наш уничтожат. И я, может быть, приду к вам на хутор. Тогда примите меня Христа ради, не откажите. Некуда будет мне деться».

Нина Д. в 20-х годах спросила старца Нектария: «Говорят, что все признаки второго пришествия исполнились?» —»Нет, не все, — ответил Батюшка. —Но, конечно, даже простому взору вид но, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко. А в последние дни перед пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, но православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова, ты пойми, ведь это во всем мире».


Вид монастыря: Введенский собор и Владимирская церковь

Как-то и монахиня Нектария спросила Старца о кончине мира. Он ответил: «Что вы все обращаетесь к моему худоумию — вот обратитесь в Оптину к монахам». Она повидалась с ними и слова их передала отцу Нектарию: «Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся. Людям неполезно знать время второго пришествия. Бдите и молитеся (Мф. 26,41),— сказал Спаситель, значит, не надо предугадывать события, в свое время верным будет все открыто». Отец Нектарий остался доволен ответом монахов, он тоже не был сторонником того, чтобы доверяться всяким фантазиям в этой области. «Все это будет, — подтвердил он, — но это великая тайна. Во дни Ноя Господь в течение ста лет говорил, что будет потоп, но ему не поверили, не каялись, и из множества людей нашелся лишь один праведник с семейством. Так будет и в пришествие Сына Человеческого… (Мф. 24,37)

Многие, зная пророческий дар Батюшки, спрашивали: «Что же нас ожидает?» Старец Нектарий отвечал: «Святой Серафим предвидел революцию и церковный раскол, но говорил: «Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог помилует ее», — а у нас такие праведники есть. Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф. Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться, их оградит благодать. В последние времена с верными будет то же, что было с апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни был, на облаке будет перенесен в Ковчег-Церковь. Только те, кто будет в ней, спасутся».

И не раз повторял: «Держитесь твердо Православия… Мы живем сейчас во времена, обозначенные в Апокалипсисе,— это после того, как Ангел воскликнул: «Горе живущим!»— перед явлением саранчи».

«Наступает время молитв, — наставлял отец Нектарий своих духовных чад.— Во время работы говори Иисусову молитву — сначала губами, потом умом, потом она сама перейдет в сердце». И дал им свою, собственноручно составленную молитву, которую велел затвердить наизусть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения в сей нашей жизни и имиже веси судьбами покрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыни спасения Твоего». А как-то заметил: «Наши самые тяжелые скорби подобны укусам насекомых, по сравнению со скорбями будущего века».

О будущем же России предсказывал, что через годы испытаний она воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов.

Незадолго до революции Старец говорил Сергею Нилусу: «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот когда запечатают старческие «хибарки», повесят замки на их двери, ну тогда всего ожидать будет можно».

И это время настало…

Предсказания монаха Раньо Неро в 14 веке

«В Северной Стране Гипербореев — в России, появится новая универсальная религия Огня и Света … Религия Солнца (Огня и Света) в 21-м веке познает победоносное шествие и опору себе она обретёт в северной Стране Гипербореев, где она будет явлена в своём новом качестве»

Древнее пророчество монаха Авеля о Будущем России

«В далёком будущем Россией будет править Избранник Божий и имя его трикратно суждено в истории православной России, а на голове его Благословение Бога,… Но его имя будет сокрыто до времени … Велика при нём станет Россия, она вернётся к истокам древней жизни своей, великая судьба предначертана России …»

Пророчество 1930 года святителя Феофана Полтавского

«Произойдёт то, чего никто не ожидает, Россия воскреснет из мёртвых и весь мир удивится …Того православия, что было в России прежде, уже не будет, но истинная вера не только возродится, но и восторжествует … «

Предсказание Парацельса

Есть один народ, который Геродот называл гипербореями — прародителями всех народов и всех земных цивилизаций — ариями, что означает «благородные», а нынешнее название исконной земли этого древнего народа — Московия. Гипербореи в своей бурной будущей истории познают много — и страшный упадок с великим множеством всевозможных бедствий и мощный великий расцвет с великим множеством всевозможных благ, который наступит уже в начале 21-го века, т.е. ещё до 2040 года.

Ясновидящий Эдгар Кейси предрекал:

«Не успеет ещё закончиться 20-й век, как в СССР наступит крах коммунизма, но Россию, освободившуюся от коммунизма ждёт не прогресс, а очень тяжёлый кризис, однако, уже после 2010 года прежний СССР возродится, но возродится уже в новом виде. Именно Россия возглавит возродившуюся цивилизацию Земли, и центром этого возрождения всего мира станет Сибирь. Через Россию в остальной мир придёт надежда прочного и справедливого мира.

Каждый человек станет жить ради ближнего своего, и этот принцип жизни был рождён именно в России, но прежде чем он кристаллизуется, пройдут многие года, однако именно Россия подарит всему миру эту надежду. Новый Лидер России, долгие годы будет никому не известен, но однажды, неожиданно войдёт во власть благодаря силе своих новых совершенно уникальных технологий, которых более ни у кого не будет, чтобы ему противостоять. А затем он возьмёт всю высшую власть России в свои руки и никто не сможет ему противостоять. Впоследствии он же станет ?

?ластелином Мира, станет Законом, несущим свет и процветание всему сущему на планете … Его интеллект позволит ему овладеть всеми технологиями, о которых вся раса людей мечтала на протяжении всего своего существования, он создаст уникальные новые машины, которые позволят ему и его соратникам стать фантастически сильными и могучими почти как Боги, а его интеллект позволит стать ему и его соратникам практически бессмертными… Остальные люди будут называть и его самого, и даже его потомков, живущих по 600 лет не иначе как Богами …У него, е?

?о потомков, его соратников не будет недостатка ни в чём — ни в чистой пресной воде, ни в пище, ни в одежде, ни в энергии, ни в оружии, для надёжной защиты всех этих благ, в то время, когда весь остальной мир будет пребывать в хаосе, нищете, голоде и даже каннибализме. …Бог будет с ним … Он возродит Религию Единобожия и создаст культуру, основанную на добре и справедливости. Он сам и его новая раса будут создавать во всём мире очаги новой культуры и новой технологической цивилизации …Его дом, и дом его новой расы будет на Юге Сибири …»

Ясновидящая Ванга предсказывала в 1996 году

«Новый человек под знаком Нового Учения явится в России, и он будет править Русью всю жизнь …Новое учение придёт из России — это самое древнее и самое истинное учение — распространится по всему миру и придёт день, когда все религии в мире исчезнут и их заменит это новое философское учение Огненной Библии.

Россия — прародительница всех славянских государств, и те, что отделились от неё, скоро вернутся к ней в новом качестве. В Россию вернётся социализм в новой форме, в России будут крупные коллективные и кооперативные сельские хозяйства, и снова восстановится бывший Советский Союз, но союз уже новый. Россия будет крепнуть и расти, никому не дано остановить Россию, нет такой силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия всё сметёт на своём пути, и не только сохранится, но и станет единоличной безраздельной «хозяйкой мира», и даже Америка в 20

30-х годах признает полное превосходство России. Россия вновь станет сильной и могучей настоящей империей, и вновь станет называться по старому древнему имени Русь.(фильм о Ванге ниже)

Пророчество прорицателя Макса Генделя

«Высочайший Посвящённый появится публично в самом конце нынешней эпохи, это произойдёт тогда, когда достаточно большое количество рядовых граждан сами пожелают совершено добровольно подчиниться такому Вождю. Именно так создастся почва для появления Новой Расы, а все нынешние расы и нации прекратят своё существование … Именно из славян произойдёт Новый Народ Земли … Человечество сформирует Единое Духовное Братство … Основным фактором, который продвинет славянскую расу много выше их нынешнего состояния, станет музыка, и именно музыка позволит даже при отсутствии должного интеллекта,ментально подняться на много выше в уровне гармонии…>>

Фестиваль собрал около сорока человек более чем из десяти стран: Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Греции, Ливана, России, Румынии, Финляндии, Франции. В течение восьми дней работы фестиваля прошли многочисленные круглые столы и дискуссии. Преображенское братство и Свято-Филаретовский институт на фестивале представляли студенты СФИ Дмитрий Дорошко, Дмитрий Писарев, Карина Гиздатова.

— Как институционально выделенное церковное служение пророчество перестало существовать во II веке. Однако, будучи как бы поглощено другими служениями, оно не исчезло. Этот дар Церкви вручил Сам Господь, и пророческое служение всегда будет оставаться в ней одним из главных, – прокомментировал выбор темы президент «Синдесмоса» священник Кристоф Д’Алоизио. Он отметил, что сейчас, например, пророческий аспект имеет служение катехизации: это связано с тем, что катехизатор передает учение Церкви оглашаемым.

Центральным было выступление митрополита Иосифа (Попа), правящего архиерея Румынской митрополии Западной и Южной Европы. Он напомнил, что само Евангелие несет в себе пророческий смысл. Пророчество связывает истоки христианской веры и современную церковную реальность, Ветхий и Новый завет, святых отцов и современных богословов. Митрополит Иосиф вспомнил одного из самых выдающихся богословов XX века Оливье Клемана (†2009), который обратился к Богу благодаря знакомству с трудами пророков XIX и XX веков: Федора Достоевского, Николая Бердяева, Владимира Лосского. По мнению владыки, вместе с верой Клеман унаследовал от них и сам пророческий дар.

Лидия Оболенская-Д’Алоизио, активный член Русского христианского студенческого движения и супруга о. Кристофа, в своем выступлении говорила о связи пророчества и служения. Она напомнила слова протопресвитера Николая Афанасьева о том, что служение в церкви – это не только прерогатива священников, что к служению призван каждый христианин. Пророческое откровение – это то, что рождается в среде служащих людей. Лидия заметила, что впервые в Библии слово «пророк» относится к Аврааму. Он – пророк, который воплощает слово Божье в своей жизни и в этом смысле являет Бога.

Алексей Оболенский, отец Лидии, в своей лекции «Русские писатели XIX века как пророки» напомнил, что когда церковь в России превратилась в «ведомство православного исповедания», ее пророками были Гоголь, Достоевский, Лесков. Также Алексей Львович подчеркнул пророческое значение опыта и свидетельства новомучеников и исповедников в истории Русской церкви в ХХ веке.

На сегодняшний день приходится констатировать, что хотя новомученики и исповедники канонизированы Русской церковью, их опыт во многом остается в ней неусвоенным. Ведь сердцевину, пророческое ядро этого опыта составляет возрождение в церкви братских отношений, братской любви и верности, исполнение главной заповеди Спасителя: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12). В этой связи особенно важными были слова отца Кристофа Д’Алоизио о том, что пророческий элемент несет в себе всякое подлинное церковное движение.

Одна из наиболее ценных возможностей, которые дают конференции «Синдесмоса» – это общение и молитва верующих из разных стран. По традиции «Синдесмоса» молитва звучала каждый день на языках всех участников фестиваля. В один из первых дней была совершена Божественная литургия в семинарском храме, которую возглавил митрополит Иосиф.

Устроители организовали и богатую экскурсионную программу, в рамках которой участники фестиваля посетили близлежащие монастыри, в том числе расположенный недалеко от семинарии Нямецкий монастырь, где в XVIII веке подвизался прп. Паисий (Величковский). На праздник Успения Божьей Матери была совершена литургия в монастыре Вэратек. Ее возглавил митрополит Феофан (Саву) (Румынская православная церковь).

На сегодняшний день всемирное братство «Синдесмос» объединяет десятки православных движений, вузов и организаций по всему миру. В следующем году «Синдесмос» отмечает свое 60-летие, поэтому очередной съезд движения обещает быть особенно интересным.

Пророчество в современной церкви. Присутствие и необходимость.

На главную Stonerain.ru — список статей.

Вступление

Евр. 1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

Автор этого Послания в первом же стихе обозначил явление пророчества, как весьма разнообразное («многообразное» — библ.) в его проявлениях. Возможно, поэтому так сложно найти единое универсальное определение пророчества и пророческого дара. Много споров существует в отношении того, что есть пророчество, а что нет, даже если отталкиваться от тех случаев проявления данного феномена, которые зафиксированы в канонических тестах Библии.
Данная небольшая работа имеет цель выяснить, что может значить явление пророчества для современной церкви.

Три ключевых вопроса, которые легли в основу этого текста:

I. Что признать пророчеством.

II. Кого признать пророком, и на каком основании.

III. Признать ли что пророчества прекратились или признать, что они действуют.

I. Что признать пророчеством.

Итак, пророчество. Что оно есть по своей сути. Посмотрим некоторые места в Писании, которые в комплексном (совместном) рассмотрении могут дать нам ответ.

Иерем 2:1-2 И было слово Господне ко мне: иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: «. . .» .

2-е Петра 1:21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Иерем 14:14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.

1-е Цар 19:20 И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. 21 Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать.

Из комплексного рассмотрения этих отрывков видно, что Пророчество по своей сути – послание, несомое человеком (пророком) от Бога к другим людям, полученное в момент Особого Откровения — прямой личной индивидуальной речи Бога к человеку. Здесь ключевую роль играет понятие «Особое Откровение». Это термин, призванный отделить информацию или знания, которые человек может получить умозрительными, эмпирическими путями (догадаться, вычислить, вывести из рассуждений) от информации или знаний, полученных непосредственно от Бога «из уст в уши», как от Личности к личности в процессе непосредственного (вербального) общения.

Также, пророчество происходит от желания Бога направить конкретного человека (пророка) к другому человеку или группе людей с конкретно сформулированным посланием, которое должно быть передано слово в слово, без любых изменений, вносимых самим пророком. То есть пророчество ИСКЛЮЧАЕТ личную инициативу пророка в содержании пророчества. (2-е Петра 1:21). И в этом пророчество отличается от мечтаний и целей конкретного человека, к которым он стремится по личной инициативе, вдохновению, и действует при этом, исходя из личного понимания и личных планов – не важно – благих или злонамеренных. Это ясно видно из обличений лжепророков в Иер 14:14, когда «мечтания сердца» Бог противопоставляет пророчеству. Причем в мечтаниях сердца, как в таковых, нет порочного начала. Они могут быть духовными, наполненными целями служения, но они НЕ являются пророчествами. И грехом будет как раз момент выдачи своих желаний за задачу, поставленную Богом в акте «Особого Откровения». Примером может служить план Давида построить храм. Он мог бы заявить, что Бог ему сказал построить храм, или что Бог положил ему на сердце построить храм. Но Давид удержал себя в этом отношении очень скромно и не превознес сам своих мыслей, как «это у меня от Бога». И это видно в писаниях:

3 Царств 8:18 но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 19 однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему».

То есть тут мы сталкиваемся в необходимости четко разделить понятия, чтобы в них не путаться. Понятие «вИдение» (ударение на И), как мечта человека, и понятие «Пророчество», как Откровение свыше.

Зачастую мы в церкви говорим «у меня есть видение». Тут мы можем попасть в некую ловушку, поскольку реально речь идет о появившейся мечте, пониманию того, КАК она может выглядеть, будучи воплощенной в реальность и о плане по ее воплощению. А, как уже было показано выше, мечта не обязательно исходит от вдохновения Богом. Она вполне может быть плодом устремлений самого человека. Так что, строго говоря, это все же не «видение», поскольку подлинное видение предполагает акт Особого Откровения, которого, очевидно, здесь не происходило. Пришедшие на сердце чувство и мечта могут быть как нужными Богу, так и не нужными в ДАННЫЙ момент, при ДАННЫХ обстоятельствах или от КОНКРЕТНОГО человека (пример с Давидом). Хотя, на самом деле, можно было бы сказать, что у Давида есть «видение», что нужно построить храм. Но строго с библейской точки зрения видения от Бога у него не было. И здесь нам нужно быть осторожными, чтобы не впасть в искушение, которого, к счастью, избежал Давид.

Также часто в церкви можно слышать о пророчестве, как о простом цитировании Писаний. «Ты читаешь человеку Библию, значит говоришь ему Слово Божье, значит пророчествуешь». К сожалению, тут можно только констатировать подмену понятий или даже некоторую спекуляцию. Во-первых, не все, что написано в Библии, сказано непосредственно Богом. Писания представляют собой Богодухновенный текст, но не состоят на 100% из прямой речи Бога. Нельзя путать эти понятия. Во-вторых, написанное в Писании — есть написанное ко всем. Конечно, цитирование Писания людям дает им возможность соприкоснуться с истиной от Бога, но по сути — это не пророчество. Почему же? Восприятие человеком Писания осуществляется через личные переживания, впечатления, умозрительные размышления, даже анализ. И выводы о том, что «сказал мне Бог», человек делает на основании своей, скажем так – духовности. Хотя, конечно, мы знаем строки из писаний, что «Слово Божье живо и действенно», и мы знаем, что Библия производит чудесное воздействие на читающего или слушающего так, как будто мы слышим голос Бога. Но при этом, строго говоря, чтение Библии человеку пророчеством не является. Это называется «проповедь Слова». Ибо мы помним, что и в ветхозаветные и в апостольские времена понятия проповедь и пророчество не смешивали. И учителя и законники в Ветхом Завете и Апостолы читали людям Писание, помогали его понять, применяли его в учении, назидании, обличении… Но никогда не отождествляли это с пророчеством. И под пророчеством понимали именно передачу Особого Откровения, полученного конкретным человеком От Бога Лично, а не проповедь Писаний с истолкованием.

Выше рассмотрены пророчества, которые можно назвать «Миссионерскими». То есть пророк выполнял более-менее понятную ему миссию от Бога, которую Бог начинал словами «Пойди и скажи так…». А пророк начинал свою речь словами «Слушайте, ибо так говорит Господь…».

Предсказание. Достаточно понятный нам вид пророчества, — предсказание грядущих событий. Был характерен как для времен Ветхого Завета, так и в церкви Нового Завета. Нас, конечно, интересует новозаветный период истории. Пророчества отныне не определяют СТРАТЕГИЮ народа Бога – ее определяет Благая Весть и Новый завет. Пророчества остаются востребованными лишь на уровне повседневных дел людей и церкви, что мы и видим на примерах Новозаветных пророков. (деятельность Агава). Агав – типичный прозорливец, провидец, который говорит о том, что должно произойти, но при этом он не возвещает волю Господа, как пророк-посланник («миссионер»). Агав просто сообщает о том, что должно произойти. Деяния не раскрывают, как он получил это знание, но подчеркивают, что он не возвещает — «Господь повелел, чтоб вы сделали то-то и то-то…». Он просто предсказывает факты, которые будут иметь место в будущем и никак не комментирует это. С точки зрения наблюдателя со стороны, из мира, Агав – типичный предсказатель событий, который, хотя и озвучивает свои видения в церкви, но на формирование вероучения не претендует, и ему никто не возбраняет говорить. Лука, автор хроники, никак не комментирует от себя эти ситуации – ни положительно, ни отрицательно. Реакция учеников в одном случае была конструктивная – собрали сбор для тех, кто пострадает от голода, предсказанного Агавом. В другом случае Павел просто игнорирует то, что услышал от пророка, хотя опять же не высказывает ничего по поводу услышанного от Агава. Назовем это просто «Предсказания».

Есть и более интересный и загадочный вид пророчеств, о котором Писание говорит часто, но неопределенно. Это похоже на некоторую «одержимость» Духом Божьим (в противовес одержимости нечистым духом), когда человек теряет контроль над собой и становится управляемым этим Духом. Пример такой «святой одержимости» встречается в 1Цар 19:20-21 (текст приведен в начале п. I. Судя по всему, похоже, люди «отключались» и были полностью под властью Духа, Который что-то вещал через них. Причем содержание этих пророчеств ни разу в Писании не приводилось и, вполне возможно, было скорее демонстрацией, неким свидетельством присутствия Духа на этих людях. В приведенном фрагменте Писания, ситуация даже была весьма комичной, когда несколько «групп захвата», посланных за Давидом, просто стояли и, забыв о задании, вещали пророческие речи, которые даже не имели большого значения. Бог проявил Свое чувство юмора. Так же подобная «Одержимость Духом Божьим» отмечена в Числ 11:25, Деян 19:26. Назовем это «Пророчество водительством Духа».

И еще один вид пророчеств – это неосознанные провозглашения от Бога, когда человек, говоря о своем, «говорит не от себя», но не будучи под водительством Духа в смысле предыдущего пункта. Причем то, что сказанное оказалось пророчеством выявляется только в процессе истории, поскольку в момент высказывания вообще как пророчество не подразумевалось и не провозглашалось. Таково содержание пророческих псалмов Давида, которые писались просто как песни или как эмоциональные поэтические произведения. Давид, при всей его славе, не имел репутации пророка. Сейчас мы уверенно говорим, что Давид был пророком. Таково же было высказывание первосвященника Кайяфы о Христе в Ин 11:49-51. Никаких изначальных поводов считать сказанное пророчеством не прослеживается, поскольку произносится просто в ходе разговора. Может быть, подходящее определение тут «Неявное»…

Таким образом, можно определить как минимум четыре вида пророчеств: «Миссионерское», «Предсказание», «Под водительством Духа» и «Неявное».

II. Кого признать пророком, и на каком основании.

Как уже было отмечено, пророк – это человек, получивший Особое Откровение лично от Бога. Я тут не побрезгую привести определение пророка из Википедии, поскольку оно достаточно корректно:

Пророк. Во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения ПО ОСОБОМУ внушению Св. Духа.

Таким образом, мы видим, что пророк получил знание или информацию сверхъестественным путем (с точки зрения общепринятых законов мироустройства). После получения этого знания, пророк доносит его до людей.

Таким образом, на роль пророка претендует человек, который в случае «миссионерского пророчества» начинает свою речь словами «Слушай, народ, вот что говорит вам Господь». И этот человек далее передает слово в слово все, услышанное от Бога, не внося НИКАКИХ изменений в конкретный текст, который повелел передать Бог конкретным людям. Пророк не решает, что говорить и в какой форме. Он не привносит своих идей или толкования в сказанное. И он осознает свою ответственность за честность своей роли. Ключевым моментом тут является осознанная передача пророком слов Бога. Таким образом, такой пророк – это больше «Посланник», глашатай со свитком, который ему поручено зачитать.

Пророки-предсказатели раскрывают наступление событий, но при этом не говорят о воле Бога в отношении людей. Выглядит так, что «наступят такие времена и события, поэтому можешь принять это во внимание и подготовиться».

В отличие от пророков-посланников, человек под полным водительством Духа, скорее всего, не осознает происходящего и вещает вещи, которые может сам не понимать. Но его особое состояние при этом очевидно для окружающих. Проблема в том, что даже в Писании людям не всегда была очевидна природа духа, овладевшего человеком. Это мог быть Дух Божий, а мог быть дух ложного пророчества, путающего людей и вводящего их в заблуждение. Пример – 3-я Царств 22:21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: «ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так».

Представляется возможным провести некоторую параллель между пророком-предсказателем и мистиком-предсказателем (ясновидцем). Но мистики-ясновидцы зачастую используют видения, которые им еще приходится истолковывать, интерпретировать с большим или меньшим успехом. Часто они используют гадание или магию для инициации видений, трансовые состояния, наркотики или даже обращение к духам, далеким от Бога. Природа и источник таких видений или прозрений далеко не очевидны. Возможно, тут может иметь место дар пророка, который используется недуховно, но лучше быть крайне осторожным, поскольку тема эта на сегодняшний день малоизучена (если вообще изучена), не имеет точных богословских определений и противоречива. А значит потенциальна опасна при попытках применить ее в жизни.

Далее объективная практическая оценка пророка определяется по факту совершения событий, о которых он пророчествовал. Если события не исполнялись, пророка в ВЗ полагалось побить камнями. Но даже если пророк что-то пророчествовал, пророчество сбывалось, но при этом он предлагал веру, альтернативную вере в Господа, или пророчество шло вразрез с заповедями Закона, то он также считался лжепророком и подлежал также побиванию камнями. Здесь иллюстрации в Втор 18:20-22 и Втор 13:1-5. Таким образом, Бог очень конкретно защищает народ от лжепророков и даже ревностно разделяет пророков и «менеджеров», которые просто планируют события, но выдают их за планы Бога. Причем, как я уже отмечал, слово «менеджер» тут не является порочным по своей сути. Человек может планировать хорошие и важные вещи, но при этом иметь не те планы, которые Бог сейчас хочет благословить. Но вот пересечение границы от понятия «я так планирую и молюсь за это» до понятия «Бог мне сказал так сделать» осуждается Богом вплоть до смерти.

В качестве курьезного примера можно привести реальную историю из жизни одной христианской общины за рубежом. Община планировала построить молитвенный дом, собрала средства, нашелся архитектор, который сделал проект, и вроде все было в порядке… НО. Одному члену общины приснился сон, в котором Бог повелел ему изменить проект таким образом, чтобы размер молитвенного дома увеличился в соотношении 5:3 – по количеству стрел, которое нужно было выпустить по слову Елисея-пророка и реально выпущенных царем Иоасом (4-е Царств 13:14-20). Типа церковь не доделала проект так, чтобы он соответствовал воле Бога. После такого пророчества община впала в скандалы, разделения и возможно, распалась.

Таким образом, опираясь на Писания и на примеры из жизни, пророк прежде чем быть авторитетом во влиянии на церковь, должен иметь репутацию человека, имеющего верный дар, праведного, постоянного и стабильного в вере. Иначе, вспоминая неверного Богу пророка Валаама, можно попасть под влияние, основанное не только на послании от Бога. Так же, как было отмечено выше, стоит быть крайне осторожными при обращении с пророчествами, высказываемыми пророками «под водительством Духа». Ну, и пророки, изрекающие «неявные» пророчества признаются за таковых только в ходе истории – спустя десятки или сотни лет по факту сопоставления их речей и подтвержденного исполнения сказанного. Хотя, тут так же лучше быть осторожными, чтобы не попадаться на просто совпадения.

Важно отметить, что не все персонажи Писания, которые имели личное общение с Богом, откровения и видения, названы в Писании пророками. Исаак и Иаков также получают откровения от Господа, но к ним термин «пророк» не применяется. Иосиф видит пророческие сны и умеет истолковать пророческие сны других людей – этот его дар признают и воспринимают его соответственно, но термин «пророк» к Иосифу в Писаниях не применен. Более того, есть упоминание, что Иосиф «баловался» гаданиями, хотя оценка этого факта в Писании, как часто бывает в Ветхом Завете, отсутствует. Интересен факт, что в иудаизме даже пророк Даниил не считается пророком, поскольку несмотря на чрезвычайные видения и откровения, не имел послания к народу Божьему, как пророк-«миссионер».

III. Признать ли, что пророчества прекратились или признать, что они действуют.

Нужны ли современной церкви пророки, и действует ли сегодня дар пророчества? Вопрос, служащий предметом споров, разделений, расколов. Но обходить этот вопрос стороной – все-равно, что при уборке заметать мусор под ковер. До бесконечности не получится – во-первых, будет видно, а во-вторых, рано или поздно переполнится и вывалится сразу большой кучей.

Традиционно в Международных Церквях Христа вопрос именно обходится стороной, как несущественный или даже закрытый с тем объяснением, что пророчеств нет, потому что они прекратились. Для аргументации такой позиции используется единственное место из Писаний, которое говорит, что пророчества прекратятся, когда наступит совершенство. Это 1-е Кор 13:8-10. И вот тут срабатывает герменевтическое толкование, что под «совершенством» понимается законченность Св. Писаний. Поскольку очевидно, что количество Богодухновенных книг определено, канон Библии составлен и расширению не подлежит, то, следовательно, мы имеем полный совершенный источник знаний о Боге и об отношениях с Ним, а соответственно, пророчества становятся неактуальны. Интересно, что опровержение такого объяснения содержится в ЭТИХ же стихах, а конкретно – 8-м: «…знание упразднится». Получается, что Павел писал, что когда Библия будет написана, то ЗНАНИЕ УПРАЗДНИТСЯ, то есть станет ненужным. Врядли это соответствует как тому, что подразумевал сам Павел, так и реальной действительности. На самом деле, для рассмотрения вопроса о пророчестве, нужно смотреть в комплексе 12, 13 и 14 главы послания Коринфянам. Нас часто подводит привычка смотреть на Библию и воспринимать ее «отрывками», забывая, что авторы писали ее цельным текстом, где мысль развивалась и наполнялась. Попробуем. А заодно попытаемся поднять на свет истинное значение смысла отрывка 1-е Кор 13:8-10.

В 12-й главе 1-го послания Коринфянам пророчество характеризуется как дар, призванный для служения в церкви, то есть удовлетворения ее нужд, наряду с даром мудрости, управления (администратор), знания (учитель), проповеди (евангелист), итп. Выглядит так, что изначально пророчество в НЗ не всегда призвано формировать Писание, то есть входить в вероучительный канон в качестве опорной истины для каждого человека. Оно могло служить конкретным ситуациям из повседневной жизни церкви, раскрывая причинно-следственные связи тех или иных решений и действий (пример с Павлом, которому Агав предрек арест или предсказание тем же Агавом голода в церквях, что послужило мотивом для организации помощи). То есть пророчество вполне МОЖЕТ пребывать в современной церкви, НЕ ПЕРЕСЕКАЯСЬ с полнотой библейского канона.

В 13-й главе Павел интригует нас намеком на некоторое «совершенство», которое положит конец пророчествам, языкам, знанию, когда каждый человек познает ЧТО-ТО во всей полноте, также, как познан сейчас (кем?) и когда не нужными станут даже вера и надежда, которые пребывают сейчас в ожидании этого совершенства (13:13). Итак, интересно, что же это за совершенство, при котором знание, вера, надежда, земные служения перестанут быть нужными и будет познано НЕЧТО лицом к лицу без догадок и размышлений? (а может не НЕЧТО, а НЕКТО?)… Если мы еще не поняли, о каком «совершенстве» все же идет речь, то подойдем к этому дальше.

В 14-й главе Павел даже еще больше акцентирует внимание на важности и даже необходимости служения пророчества в церкви, как служения назидающего, обличающего, раскрывающего понимание и более превосходного, чем языки, которые даже Павел снисходительно позиционирует как некий «спецэффект» для знамения неверующим. А вот пророчество Павел воспринимает очень серьезно, ставя его выше спецэффектов. И даже призывает стремиться к пророчеству — апеллирую к определению пророчества в пункте I. Да и в дальнейших посланиях Павла также выражается серьезное отношение к служению пророчества в повседневной жизни церкви: 1-е Фес 5:20 «Пророчества не уничижайте».

Итак, если пророчество является, согласно Библии, служением для повседневной жизни церкви и не абсолютно пересекается с полнотой Библии, чтобы быть упраздненным с формированием полного Библейского Канона, то что же тогда подразумевается в ключевых для нас стихах 1-е Кор 13:10 «…когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»?

Ну, скажем так, идея, что под совершенством подразумевается полнота канона Библии, здесь совсем не очевидна. И толкование данного места Писания в таком ключе как минимум безапелляционно и противоречит всем известным принципам герменевтики (правила толкования значения Писаний). А эти правила в первую очередь велят нам смотреть на контекст написанного в значении как минимум соседних стихов, и при недостаточности — главы или нескольких соседних глав, а то и всей книги целиком. А при необходимости всей Библии в комплексе. И что же? Анализ содержания трех окружающих глав нам только подчеркивает важность пророчеств в повседневной жизни церкви. Тогда как сами по себе указанные три стиха с 8 по 10 не содержат четко обозначенного указания на Библию. Но зато в них очевидны пространные манящие настойчивые намеки Апостола на ЧТО-ТО… Как бы в стиле «не будем говорить кто это, хотя это был Слоненок». Это прослеживается с 10 по 13 стихи. Давайте внимательно посмотрим на них (даже с 9-го для полноты картины):

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Когда настанет совершенное, то прекратятся пророчества и знания. Нынешняя наша жизнь сравнивается с младенчеством против взрослости, так и наше нынешнее видение – как бы неясное, сквозь тусклое стекло. А когда наступит совершенство, увидим ВСЕ лицом к лицу и познаем в совершенстве. Может быть, тут есть еще зацепка за отсутствие полной Библии в момент написания этих посланий? А сейчас мы ведь, получается, имеем полное знание? Но можем ли мы тогда сегодня сказать, что знание Бога упразднено и не нужно нам? Врядли. И более того, Павел пишет, что ПОКА мы ожидаем прихода этого совершенства, для нас пребывают вера, надежда и любовь, которая, правда больше. Неужели для нас сегодня уже не нужны вера и надежда? У меня напрашивается только один вывод из написанного: Павел говорит о приходе Царства Христа – о совершившейся полноте изначального Божьего плана – наступлении Небесной жизни с Богом. Именно тогда не нужны будут земные служения, и тем более пророчества, именно тогда упразднится знание, потому что будут сняты естественные барьеры между Богом и человеком, и люди встретятся лицом к лицу с Богом, именно тогда перестанут быть нужными вера и надежда, потому что вера приведет, а надежда совершится, останется только любовь, которая БОЛЬШЕ и которая не прекратится, как сказано. Именно тогда мы познаем и увидим Бога не через размышления над Писаниями, не через чувства и ощущения, не через озарения и чудеса, а в совершенстве, как сейчас мы познаны Богом. Вот, пожалуй, то, о чем писал Павел в загадочных для нас строках конца 13-й главы 1-го послания Коринфянам.

Сергей Никитин, Михаил Калинин. 2016г.

Преподобный Косьма Этолийский В 1-м послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: «Каждому дается прояв­ление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». (1 Кор. 12: 7–10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всем мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца.

Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.

Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.

Это не выдумки в духе лже-пророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную.

Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.

Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.

Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времен готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования — «благоприятному ответу на Страшном судище Христовом».

«Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду», – эти слова принадлежат нашему современнику афонскому старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий (как и любой другой грек) с раннего детства был погружен в традицию, связанную с именем равноапостольного Космы. Впоследствии в беседах с приходившими к нему людьми он неоднократно цитировал проповеди и пророчества этого святого. Старец долгое время восстанавливал монастырь в Конице – месте, неразрывно связанном с именем Космы Этолийского (сейчас там построена величественная церковь в его честь). Но самое главное – старец Паисий объяснил нам некоторые «константинопольские» пророчества святого, которые до этого вызывали у исследователей жаркие споры.

Святого и старца связывала общая боль за родину и Православную Церковь, оба они были выдающимися миссионерами, приведшими ко Христу множество современников. Их жизнь – пример жертвенного служения Богу и ближнему.

Всей своей жизнью святой и старец показывают, что любовь к Богу немыслима без любви к своему народу. В то же время подвижники в своем отношении к родине был чужды поверхностного горения, которое, ярко вспыхивая, быстро гаснет. Они показали, что любовь к отечеству – это каждодневный изнурительный и опасный труд, лишенный всякой показухи и тем более не рассчитывающий на земное вознаграждение.

Для такого жертвенного труда требуется, прежде всего, глубочайшее смирение, полное предание себя воле Божией. Всем этим была пронизана жизнь старца Паисия. Готовность к такому самоотречению находим и в словах священномученика Космы, которые являются программой всего его земного поприща:

«Вы можете сказать: «А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?” И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: «Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь”». Здесь равноапостольный Косма встает вровень с апостолом Павлом, который говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим. 9: 3).

Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.

Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.

Пророчества о «желаемом»

Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,
Помоги, святой Косма,
Вновь нам взять Константинополь
И святой Софии храм.

Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально-освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду.

Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова «желаемое», «чаемое». «Когда придет «чаемое”»? – часто спрашивали святого.

Вот как он отвечал на этот вопрос:

«Это место однажды снова станет ромейским. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве».

Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.

«Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки»

Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912–1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством.

«Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным».

Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.

Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

«Желаемое придет, когда две пасхалии совпадут вместе».

Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых святой обратил свое пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества (На такую расшифровку пророчества святого Космы указал именно старец Паисий).

«Да будут благословенны горы: много душ они спасут».

Эти слова святой произнес в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады.

«Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите ее. Три дня и три часа будете страдать».

Святой произнес это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там, действительно, разразилось жестокое трехдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели.

«О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасешь, когда придут тяжелые годы».

4 ноября 1912 года слова святого сбылись: в горах Сиасицы спаслось 45 тысяч женщин и детей.

«Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство».

Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на 54 года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.

«Беда дойдет до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов».

С этими словами святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди святой, по обыкновению, воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.

В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали все новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором святой говорил в своем пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населенных пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал.

Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.

Пророчества о Константинополе

Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения – восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. «Константинопольские» пророчества еще ожидают своего исполнения.

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение.

Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи.

Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: «Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не «полинять”, не ”обесцветиться”. Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли». Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского.

«Красные жилеты изгонят турок из Города».

Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.

«В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок».

Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови».

«Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: «Далеко ли Город?” Отвечайте: «Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед».

Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.

«Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос».

Из пророчества ясно, что в борьбе за Константинополь противоборствующими сторонами будет широко использоваться флот.

«Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло «желаемое”».

Некоторые «константинопольские» пророчества святого Космы в конце XX века были расшифрованы и дополнены старцем Паисием Святогорцем.

«Вот что сказал старец, когда однажды его спросили о событиях в Сербии:

– Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: «Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне”. Так «благородно” разделят на части Турцию.

Святой Арсений Каппадокийский в Фарасах говорил верующим, что они потеряют свое отечество, но вскоре вновь его обретут».

«Будет и еще одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?».

Судьба Константинополя решится в военном и дипломатическом противоборстве крупнейших мировых держав, которым по каким-то (пока еще неизвестным причинам) станет выгоден распад Турции.

Старец Паисий подчеркивал, что это случится без непосредственного участия самой Греции: «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам».

Многие греческие исследователи убеждены, что в решении константинопольского вопроса примет активное участие и единоверная Россия. Действительно, русский народ в наибольшей степени подходит под определение святого Космы: «не будет знать греческого, но будет верить во Христа».

«Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете”».

«Антихристы (т.е. турки. – А.З.) уйдут, но снова вернутся, затем вы будете их преследовать до Красной Яблони».

В греческой народной традиции и преданиях Красной Яблоней называется Коккини Милья – место где-то в Месопотамии, куда будут изгнаны турки после освобождения Константинополя.

Конечно, сейчас нам кажется, что освобождение Константинополя, равно как и развал Турции вкупе с усилением России почти невозможны. Но не будем забывать, что Богу все возможно, и ситуация в мировой политике может в любой момент повернуться на 180º.

«Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева).

Между прочим старец сказал ему:

– Увидишь, что скоро СССР развалится.

Господин Д. возразил:

– Но такую крепкую мощь, геронда, кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.

– Увидишь!

Старец предсказал, что развалу СССР будет очевидцем и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст.

Старец продолжил:

– Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные.

– Геронда, потерпим ли мы урон в войне?

– Э, самое большее, один–два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!»

«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».

«Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе, во Фракии, в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, – шесть миль территориальных вод».

«Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор:

– Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). <…> Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов «схватимся”. Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут».

«Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию».

Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.

«Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе».

Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы.

«Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: «Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе”, – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию.

Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: «Тогда придет…”, вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством.

Отец мой, я понял, что очень большой вред наносят эти люди, объясняя пророчества своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои лживые мудрствования».

В основу публикации легли материалы книги: Афанасий Зоитакис Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007.

Паисий Святогорец, старец. «С болью и любовью о современном человеке». Слова. М., 2003. Т. 1. С. 22.

Ромеи – жители Византийской империи. Святой Косма был последовательным сторонником воссоздания «Ромейской империи».

См.: Афанасий Раковалис «Отец Паисий мне сказал…». М., 2003.

Χριστόδουλος Αγιορείτης, ιερομοναχος. Σκέυος Εκλογής. Άγιον Όρος, 1996. Σ. 207.

Там же. Σ. 143.

Χριστόδουλου Αγιορείτου. Ο Γέρων Παίσιος. Άγιον ΄Ορος, 1994. Σ. 210–221.

Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 211.

Ексамилья – 6 миль, шестимилие.

Лангадас, Килнис – города в Македонии.

Фракия – область в Греции.

Зона из шести миль, включающая несколько островов в Эгейском море. На эту территорию сейчас активно претендуют турки. Они постоянно нарушают греческое воздушное пространство, а в 1996 году из-за этих территорий едва не вспыхнул вооруженный конфликт между Грецией и Турцией.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *