Предтеченский монастырь Москва

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей – недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь – отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI–XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его – расстреляны или погибли в лагерях.

11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи – праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.

В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х – начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя – прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.

Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.

После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре. Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области 7 июня 1938 года он был осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. Мученический венец о. Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 г. Документы его находятся в настоящее время в Комиссии по канонизации. Другой священник монастыря, протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 г. полковым священником, по некоторым данным погиб в лагере.

Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.

С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.

Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.

8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.

Сразу по приезде матушки Афанасии 19 января 2002 г. монастырю были возвращены его главные святыни – иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы – святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. Возможно обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам Проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель. Неслучайно не иссякает в монастырскую часовню поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами.

Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема – нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII–XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.

По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

Настоятельница: игумения Афанасия, (Грошева Раиса Петровна)

Адрес: 109028, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

Телефон:(495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)

Факс:(495) 624-92-09 (канцелярия)

Официальный сайт: www.ioannpredtecha.ru

E-mail: ioannmonastir@gmail.com

ТУ Росимущества в городе Москве было издано распоряжение от 21.04.2016 №361 о передаче здания в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д.», расположенного по адресу: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2/4, стр. 4 (игуменский корпус), в собственность Русской Православной Церкви.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров, в бывшей дворянской усадьбе, строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

***

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки была выстроена великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба опустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учрежден женский Ивановский монастырь.

В 1812 году, в Отечественную войну, монастырь оказался в центре пожара и сгорел дотла. После пожара был упразднен и долгое время не восстанавливался; были возведены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

По благословению святителя Филарета (Дроздова) заново отстроен в 1860—1879 годах (с использованием подклетов старых зданий) в стиле неоренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885) и стал вершиной творчества архитектора.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачева (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Чин погребения совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена ее покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря ее трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединен с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919-го располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 года именовался лагерем принудительных работ; с 1927-го — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930-м Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

В 2002 году монастырь был возобновлен как ставропигиальный.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведен для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

***

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 году.

Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.) восстановлен 28 апреля 1995 года.

Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 году.

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

***

Читайте также историю монастыря на сайте: ioannpredtecha.ru

В самом центре столицы находится женский монастырь Иоанна Предтечи, основной храм которого поистине представляет собой шедевр европейской архитектуры с русскими чертами, и называют флорентийской жемчужиной в Москве. Эта древнейшая женская обитель расположилась в пределах Садового кольца по адресу: Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2.

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

XIX век

В Москве во время вторжения французов наполеоновской армии и пожара монастырь Иоанна Предтечи был сожжен и разорен.

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).

1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Советское время

В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.

Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.

Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.

Возобновление монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи возрождается с 1990 года, когда церкви и некоторые здания в Москве начали возвращать Русской Православной Церкви. С этого времени началась и пока еще не прекратилась активная реставрация основных построек монастырского комплекса и внутреннего убранства церквей.

В 2002 году женской обители назначается первая после долго перерыва настоятельница, а возобновленному монастырю присваивается статус ставропигиального.

Монастырь сегодня

Большее число исторических зданий и церковных сооружений не принадлежит монастырю, и до настоящего времени находятся в ведении Московского Университета МВД. Часть из них без должного ухода постепенно разрушается.

Иоанно-Предтеченская обитель активно развивается. Продолжается реставрационная и восстановительная работа.

При обители имеются иконописная мастерская и небольшие швейные производства. Ведется широкая духовная просветительская деятельность.

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

Внешняя облицовка

Конечно, вид древнейшей обители претерпел существенные изменения с момента своего основания. Сейчас стены отштукатурены и покрашены. Но тщательно восстанавливаемый облик собора и интерьеров дает некоторое представление о его первозданном виде в царские времена.

Ведется серьезная научная реставрационная работа по воссозданию храмовой живописи лучших мастеров Санкт-Петербургской Академии художеств конца XIX века. Весь архитектурный комплекс обнесен старинной каменной оградой.

Как выглядит монастырь изнутри

Уникальна планировка внутреннего двора монастыря: собор, все корпуса и здания соединены между собой четырьмя одноэтажными галереями (аракадами), расположенными по периметру. Это оригинально рассекает внутреннюю территорию на маленькие уютные дворики прямоугольной и трапециевидной формы.

Рядом с входом в небольшую часовню в монастырской стене находится трапезная для прихожан, где можно подкрепиться вкусными свежеиспеченными пирожками или монастырским постным обедом.

Вековые тайны обители

Во времена Ивана Грозного в монастырских стенах содержались под видом умалишенных узницы Сыскного ведомства, обвиненные в политических интригах, раскольничестве, ереси и уголовных делах. Подвалы обители являются хранителями этой мрачной славы.

Знаменитые узники

В XVI веке в обители содержалась монахиня Параскева, которая в миру была бездетной супругой сына царя Ивана Грозного.

С 1768 года более тридцати лет отбывала наказание всем известная своей небывалой жестокостью помещица «Салтычиха».

А с конца XVIII века в иночестве в течение четверти века пребывала насильно постриженная родная законная дочь Императрицы Елизаветы Петровны, больше известна как княжна Тараканова. Позже она смирилась со своей участью и стала со временем великой подвижницей и старицей Досифеей.

Как добраться до монастыря на метро, на машине

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве найти не составит особого труда. Он располагается в самом центре столицы, в нескольких минутах пешей прогулки от станции метрополитена «Китай-город» выход к Солянке.

Можно легко доехать и на машине, двигаясь от Садового кольца на Воронцово Поле, далее по переулку Подколокольный проехать Хитровскую площадь, после чего, свернув направо, на Малый Ивановский переулок, прямо около 200 метров.

Деятельность прихода

Современная жизнь прихода женского монастыря Иоанна Предтечи очень разнообразна и развивается в следующих направлениях:

  1. В 2008 году открылся монастырский музей с уникальными историческими экспонатами, сбор которых от населения продолжается и сегодня.
  2. С 2012 года начали работу богословские курсы дополнительного образования для сестер в рамках образовательной системы РПЦ.
  3. Для всех желающих проходят еженедельные занятия в воскресной школе, где идет изучение основ Закона Божия.
  4. По воскресеньям после Божественной литургии в домашней обстановке библиотеки проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
  5. Регулярно проводятся конференции, семинары и лекции.
  6. Подмосковное село Остров стало местом создания Богадельни или как ее называют сами сестры «Дома утешения» для престарелых женщин.

Богослужение в монастыре

Каждый день совершаются утренние и вечерние службы в церквях монастыря, в течение дня идет чтение Псалтири и обязательное поминовение живых и усопших.

Еженедельно по понедельникам, кроме повечерия перед большими праздниками, совершается с 17 часов Молебен святому Крестителю Господню с чтением акафиста и освящением воды.

Святыни и престольные праздники

Множество почитаемых в православном мире святынь бережно хранится за древнейшими стенами и доступно для паломников и туристов женской Ивановской обители:

  • В алтарном помещении хранится главная святыня всех православных христиан — частица от древа Креста Господня.
  • В главном храме обители находится древнейшая чудотворная икона Крестителя Иоанна Предтечи, написанная еще при Иване Грозном, с частицами мощей.
  • Кроме этого, весь день в часовне доступен для поклонения список с образа Иоанна Крестителя с металлическим обручем, мерой головы великого мученика.
  • Известны своей чудотворной помощью частички гроба Великой преподобной мученицы княгини Елисаветы.
  • Надгробная плита юродивой схимонахини Марфы, блаженной старицы и знаменитой подвижницы обители.
  • Множество чтимых чудотворных икон и редких мощевиков величайших православных Святых.
Главные престольные праздники Дата
Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля
Зачатие Иоанна Предтечи 6 октября
Собор Иоанна Крестителя Господня 20 января
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 21 июля и 4 ноября
Святителя Николя чудотворца архиепископа Мир Ликийских 22 мая и 19 декабря

Расписание богослужений, обручальных церемоний

Богослужения проходят каждый день: вечерние и всенощные начинаются в 17 часов ежедневно, литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням совершаются на час позже с 8-30. Исповедаться можно по воскресеньям перед службой с 7-30.

Еженедельно по понедельникам служится водосвятный Молебен с чтением акафиста Святому Иоанну Предтече в 17 часов, по четвергам в Часовне с 16 часов – может быть совершен молебен любому святому по желанию.

В монастыре Иоанна Предтечи можно заказать любые требы: долгосрочное поминовение о здравии или упокоении, сорокоуст, подать записку на сестринское правило, а также провести индивидуальную незабываемую обручальную церемонию или крещение младенца в одном из самых красивых мест в Москве.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про монастырь Иоанна Предтечи в Москве

Про монастырь Иоанна Предтечи в Москве:

>Иоанно-Предтеченский монастырь

ГЛАВНОЕ

  • Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь находится на этом месте с XVI в.
  • Монастырь располагается в одном из самых живописных исторических районов города – Ивановской Горке.
  • Главный собор монастыря построен в XIX веке по образцу итальянских базилик.
  • В 1918 г. Монастырь был закрыт, в нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики».
  • Деятельность монастыря возобновилась лишь в 2000 г., здесь ведутся реставрационные работы.
  • По предварительной записи в монастыре проводятся экскурсии на русском языке.

Один из древнейших в столице — Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь. Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель, – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его в водах реки Иордан. Обитель дала название и самой местности – Ивановской горке, ныне – одному из самых живописных исторических районов города. Этот же монастырь на протяжении веков известен как тюрьма для государственных преступников.

Главный собор монастыря — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи – обладает очень необычной для православных церквей архитектурой. Он был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Обитель царей и преступников

Монастырь расположен в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Здесь он находится с 30-х гг. XVI в., когда у великого князя Василия III родился долгожданный наследник – Иоанн, будущий великий правитель России Иван IV (Грозный). До этого Иоанно-Предтеченский монастырь стоял на противоположном берегу Москвы-реки и был изначально мужским. На новом месте по решению князя он стал женским, сохранив старое посвящение. В XVI-XVII вв. монастырь был местом царских богомолий и содержался за государев счет.

В XVIII веке на территории монастыря появилась тюрьма, в которую стали заключать опасных государственных преступников. Одна из них – Дарья Николаевна Салтыкова (известная в народе «Салтычиха») ‒ была отправлена в монастырскую тюрьму за убийство своих крепостных. Ее посадили в подземную келью, «чтоб она ни откуда в ней свету не имела». Пищу ей подавали со свечой, которую гасили, когда она заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянскую фамилию «Салтыкова» у нее отняли на суде) провела более 30 лет. Другая знаменитая насельница монастыря – монахиня Досифея, «русская железная маска», дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Разумовским. По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся других претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей до своей смерти в 1810 г.

В ходе захвата Москвы французами в 1812 г. монастырь горел, однако главный Иоанно-Предтеченский храм не пострадал. Тем не менее, в середине XIX в. старый храм разобрали и возвели на его месте новый – по проекту известного московского архитектора М. Быковского. Новый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, из-за чего его и сегодня называют «Московской Флоренцией». Однако в архитектуре Иоанно-Предтеченского собора присутствуют и русские черты – прежде всего, это небольшая луковичная главка, венчающая граненый купол храма.

Крах и возрождение

В XX веке для монастыря наступили тяжелые времена. Он был закрыт в 1918 г. – одним из первых в Москве. В нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики»: дворяне и священники сидели там вместе с уголовниками, спекулянтами и шпионами. Имущество монастыря перешло государству, а верующим оставили только два храма. В 1927 г. в уже бывшем монастыре разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. В том же году верующих из монастыря выгнали, а в 1931 г. все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы.

Позднее в зданиях монастыря размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. По окончании эпохи СССР Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим, в 2000 г. монастырь был возобновлен. С этого времени идет реставрация монастырских зданий. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться вкусной монастырской кашей, а также пирожками и булочками из монастырской пекарни.

Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанно-Предтеченский монастырь.

Монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Ансамбль Ивановского монастыря в Москве, 2011 год Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771420418970006 (ЕГРОКН)
объект № 7710261000 (БД Викигида)
Страна Россия
Местоположение Москва, Малый Ивановский пер., 2а, стр. 1, 2; 2, стр. 33; 2/4, стр. 1, 2, 3, 4, 5; 4, стр. 1, 2
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип Женский
Дата основания XV век
Настоятель игумения Афанасия (Грошева)
Статус ОКН № 7710261000№ 7710261000
Состояние Действует
Сайт ioannpredtecha.ru
Медиафайлы на Викискладе

Иоа́нно-Предте́ченский монасты́рь (Ивановский монастырь) — московский ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви. Основан в XV веке, считается одним из древнейших монастырей столицы.

История

XV—XVII века

Ивановский монастырь был основан как мужской в XV веке и находился в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы его перенесли на Кулишки к югу от Владимирской церкви, где располагалась заброшенная великокняжеская усадьба. В завещании Василия I 1423 года это место именовалось так: «новый двор за городом у святого Владимира». После перемещения монастырь стал женским с сохранением старого посвящения и был назван Иоанно-Предтеченским девичим монастырём.

Первый собор представлял собой бесстолпный одноглавый храм с тремя выдвинутыми к востоку апсидами. Он был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530-е годы. Во второй половине XVI века его обновили, предположительно на средства царя Ивана IV.

В XVII столетии монастырь часто посещали и одаривали Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. В обители также заключали членов царской семьи. В разные годы там содержались жёны царя Василия Шуйского и царевича Ивана. При Михаиле Фёдоровиче и его жене Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные царские выходы. Для многих княжеских семей монастырь выполнял функции родовой обители. Среди них — князья Хилковы, Волконские, Кропоткины, Голицыны, Татевы, Мезецкие и другие.

В начале 1640-х годов был увеличен монастырский собор: с запада к нему пристроили трапезную с приделом Николая Чудотворца. Предположительно, тогда же возвели каменную колокольню, на которую повесили новый колокол. К концу XVII века территория монастыря была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. Над Святыми вратами на средства частного вкладчика Василия Саввича Нарбекова возвели надвратную церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

XVIII—XIX века

Ивановский монастырь в 1882 году

В начале 1700-х годов по периметру монастырских стен построили двадцать девять каменных келий.

После переноса столицы в Санкт-Петербург монастырь отдалился от царского двора и изменился круг вкладчиков. В первые десятилетия XVIII века средства на содержание обители были ограничены ругой, получаемой из Коллегии экономии. К 1734 году здания монастыря пришли в упадок: обрушилась каменная ограда, кровли храмов протекали, что привело к обветшанию сводов и икон. Монастырь также пострадал в двух крупных пожарах — 1737 года и 1748-го. Позднее церковь над Святыми вратами была покрыта листовым железом с каменной главой, увенчанной позолоченным крестом.

Угроза закрытия монастыря возникла в июле 1760 года, когда издали указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении в Москве Дома призрения «заслуженных людей жён во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для его устройства приказали «немедленно опростать имеющейся в Москве Ивановский девичий монастырь, или другой подобный ему, с довольным числом покоев и с каменной оградою». Однако план не осуществили из-за необходимости компенсировать сёстрам стоимость деревянных пристроек к кельям.

В 1812 году, перед оккупацией Москвы, ризницу вывезли в Вознесенский монастырь, а затем отправили в Вологду. Ивановская обитель была захвачена, ограблена и сожжена. После освобождения города многие горевшие храмы с малым количеством прихожан были разобраны или приписаны к другим монастырям. Сгоревший Ивановский монастырь упразднили, церковь стала приходской.

В помещениях обители первоначально планировали разместить священнослужителей ружных церквей, а также престарелых соборных клириков и вдов с сиротами. Однако из всех уцелевших построек пригодными для жилья оказались только каменные кельи. В июне 1814 года их восстановили и по указу Святейшего синода передали в ведомство Типографской конторы. Бывшие игуменские покои переоборудовали для проживания служащих.

В 1859 году митрополит Филарет на восстановление монастыря получил разрешение после ходатайства, деньги выделила Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева, дочь купца Алексея Мазурина. Новый монастырский собор и больничную церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы заложили в 1860-м. Обитель перестроили по проекту академика Михаила Быковского в стиле неоренессанс, при этом были снесены некоторые старые постройки: собор первой трети XVI века в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, колокольня и трапезная с приделами Святого Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, Святые врата с надвратной церковью, а также примыкавшие к ним с двух сторон игуменские кельи. К январю 1863 года были сведены подпружные арки под барабаном собора. Ещё через год достроили трёхэтажный прачечный корпус, разобрали флигель церковнослужителей и восточную ограду монастыря. Восстановление монастыря было практически завершено к 1865 году, к тому моменту уже построили больничный, трапезный, бывший типографский и хозяйственный корпуса, обе колокольни со Святыми вратами, дом церковнослужителей, галерею между собором и монастырскими зданиями, ограду. Своды собора расписали в 1871-м, а через год после этого практически закончили внутреннюю отделку больничной церкви: иконостас и клиросы сделали из букового дерева с позолотой, а паникадило и подсвечники — из бронзы.

Все раненные во время Русско-турецкой войны офицеры, возвращённые в Москву, размещались в монастырском госпитале, открытом в 1877 году. Все раненые офицеры, прибывавшие в Москву, содержались в Ивановском монастыре. Монастырь освятили в октябре 1879-го, но до этого в жилых зданиях провели ремонт, который потребовался уже сразу после окончания войны. В новый храм перенесли из часовни гробницу с мощами блаженной Марфы. На столпах собора в мраморных киотах поместили образы святых: на северном — ангела блаженной Марфы, на южном — митрополита Филарета. В 1880 году после обустройства монашеской жизни в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих и послушниц.

В 1890-х годах недалеко от станции «Марк» Савёловской железной дороги Ивановскому монастырю выделили земли для хутора, получившего название Чернецово. На нём возвели деревянную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского и устроили школу для сельских детей.

XX век

Часовня Святого Иоанна Предтечи, 2011 годВосточный дом причта со служебными постройками, 2018 год

К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживали сорок четыре монахини и тридцать три рясофорные послушницы. После выхода декрета об отделении церкви от государства Ивановский женский монастырь был закрыт одним из первых, его банковские счета ликвидировали, приносившие доход арендные помещения конфисковали.

В октябре 1918 года власть заключила с приходской общиной договор о принятии в бесплатное пользование двух храмов и часовни Ивановского монастыря с богослужебными предметами. В результате переговоров ей вернули церковное имущество, а сёстры могли жить в кельях, именуемых комнатами для общежития. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при которых жили около ста насельниц.

Несмотря на соглашение не мешать работе общины, в июле 1919 года прихожанам закрыли доступ к храмам. Бо́льшую часть территории монастыря передали отделу принудительных работ НКВД и преобразовали в концентрационный лагерь — «Московский Ивановский Исправдом на Солянке», где в 1920-е годы одновременно пребывало до четырёхсот заключённых. Монастырской общине оставили для проживания только больничный корпус и две колокольни. Вход в монастырь осуществлялся через часовню Святого Иоанна Предтечи, а через Святые врата заходили заключённые. В лагере находились военнопленные и осуждённые до конца Гражданской войны. Основную часть арестованных иностранцев составляли поляки, литовцы, британцы, сербы, греки и венгры.

В апреле 1922 года из монастыря изъяли церковные ценности под предлогом борьбы с голодом в Поволжье и других регионах. Приказом от 13 октября 1926 года Ивановский исправдом был реорганизован в Экспериментально-пенинтенциарное отделение Государственного института по изучению преступника и преступности. Его сотрудники проводили специальные опросы заключённых в разных тюрьмах. В том же году собор святого Иоанна Предтечи приспособили под Губернское архивное бюро, а Елизаветинскую церковь передали в распоряжение лагерного начальства. В 1930-м Ивановский лагерь вошёл в состав первого отделения седьмой фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

В 1929 году хозяйство хутора Чернецово было национализировано, а общину обложили налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года они жили случайными заработками и милостыней. 30 декабря 1931 года по всей Москве было арестовано множество священнослужителей, среди которых оказались пятнадцать Ивановских сестер. Их заключили в Бутырскую тюрьму и обвинили в «антисоветской агитации». Оставшихся на хуторе монахинь арестовали по доносу 20 мая того же года. Постановлением тройки при представительстве ОГПУ по Московской области они были сосланы в Казахстан на срок от трёх до пяти лет.

В октябре 1941 года во время Великой Отечественной войны в помещениях Ивановского монастыря разместили Истребительный мотострелковый полк управления НКВД. В послевоенные годы постройки продолжали использоваться как места заключения.

К концу 1980-х годов бо́льшая часть территории принадлежала структурам Министерства внутренних дел. Святые врата были замурованы, а проход к собору застроен. В монастырском соборе размещались тир и хранилище Центрального государственного архива Московской области.

Современность

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2018 год

В 1992 году часть построек обители передали Русской православной церкви и приписали к храму Святого Владимира в Старых Садех. В 1999-м рядом с собором Преображения Господня возвели деревянную часовню Николая Чудотворца. Через год в ней установили резной образ святого Николая.

Во время реконструкции территории удалось полностью восстановить бывший больничный корпус с домовым храмом преподобной Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 году. Богослужения в Иоанно-Предтеченском соборе начались в июле 2001-го, когда архив Московской области освободил здание.

Монастырь в 2001 году на своём подворье в бывшей дворянской усадьбе Остров начал строить богадельню. В январе 2002-го монастырю вернули его главные святыни — икону Иоанна Предтечи с обручем и Елизаветы Чудотворицы. В том же году освятили Казанский придел собора.

В 2012 году в монастыре начали работу курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей под патронажем центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит Министерству внутренних дел. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России.

Архитектурный ансамбль

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в центре монастырского двора — построен архитектором Михаилом Быковским на месте древнего храм в 1879 году. Он представляет собой четырехстолпный храм с двумя колокольнями, соединёнными с храмом арочными галереями. Приделы освящены в честь Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца.
  • Церковь праведной Елизаветы — возведена в 1879 году и названа по именинам Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой.
  • Часовня Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре — впервые упоминается при пожаре 1737 года. После революции была закрыта, вновь действует с 1991-го.

  • Южный фасад Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2011 год

  • Интерьер центральной части собора. Вид на иконостас и алтарь, 2011 год

  • Интерьер южной части собора, 2011 год

  • Ворота Иоанно-Предтеченского монастыря, 2009 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 Паламарчук, 1992, с. 174—178.
  2. Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 309.
  3. Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Соборы.ру. Дата обращения 18 декабря 2018.
  4. 1 2 Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009, с. 1—3.
  5. Баталов, 2007, с. 294.
  6. Страницы истории, 2005, с. 12.
  7. Рассохин, 2013, с. 58.
  8. Баталов, 2007, с. 305.
  9. Страницы истории, 2005, с. 14.
  10. Страницы истории, 2005, с. 16.
  11. История в документах, 2015, с. 14.
  12. 1 2 Страницы истории, 2005, с. 18.
  13. История в документах, 2015, с. 17.
  14. 1 2 3 4 5 Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве. Православие.ru. Дата обращения 18 декабря 2018.
  15. Страницы истории, 2005, с. 27.
  16. Первушин, 2015, с. 14.
  17. Баталов, 2007, с. 334.
  18. Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 347—349.
  19. Страницы истории, 2005, с. 3.
  20. Страницы истории, 2005, с. 38—39.
  21. Баталов, 2007, с. 346—349.
  22. Страницы истории, 2005, с. 46.
  23. Страницы истории, 2005, с. 47.
  24. Баталов, 2007, с. 366.
  25. Первушин, 2015, с. 49.
  26. Страницы истории, 2005, с. 54.
  27. Первушин, 2015, с. 50—51.
  28. Первушин, 2015, с. 51.
  29. Страницы истории, 2005, с. 56.
  30. Страницы истории, 2005, с. 57.
  31. Первушин, 2015, с. 52.
  32. 1 2 Картина репрессий в послереволюционной Москве: Ивановский монастырь.. moskow.zachalo.ru (4 ноября 2008). Дата обращения 18 декабря 2018.
  33. 1 2 История монастыря в советский период. Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь (4 ноября 2008). Дата обращения 18 декабря 2018.
  34. Баталов, 2007, с. 402.
  35. 1 2 Страницы истории, 2005, с. 96.
  36. Баталов, 2007, с. 408.
  37. Страницы истории, 2005, с. 100.
  38. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь проводит курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей. Patriarchia.ru (13 октября 2015). Дата обращения 18 декабря 2018.
  39. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Patriarchia.ru. Дата обращения 18 декабря 2018.
  40. 1 2 3 Паламарчук, 1992, с. 177—178.

Литература

  • Баталов А., Вайнтрауб Л., Головкова Л. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. — М., 2007. — 558 с.
  • Баталов А., Головкова Л., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. — М.: Лето, 2005. — 128 с.
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве: посвящается 130-летию возобновления монастыря в 1879 году. — М.: Иоанно-Предтеченский женский монастырь совместно с Международным благотворительным фондом исторического наследия «Православная Таганка», 2009. — 62 с.
  • История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века. — М.: Лето, 2015. — 498 с.
  • Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М., 1992. — Т. 1.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 380 с.
  • Первушин Г. Московский Иоанно-Предтеченский монастырь в Золотом веке русского православного женского монашества, 1879—1917 гг. — М., 2015. — 75 с.
  • Рассохин О. Москва пешком. Самые интересные прогулки по столице. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 240 с.

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Ивановский монастырь

В центре столицы в спокойном и укромном Малом Ивановском переулке совсем неподалеку от многолюдных и шумных улиц Солянки и Маросейки на рубеже третьего тысячелетия возобновила свое существование Ивановская обитель. Она входит в число древнейших монастырей Москвы и неразрывно связана с трагическими и окутанными тайной событиями государства Российского.

Тайны, предания и действительность

Одно из многочисленных преданий гласит, что основание монастыря сопряжено с появлением на свет Ивана Грозного. Родился он в преддверии церковного праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что и определило имя царственного младенца, названного Иоанном.

Обитель была заложена в местности, представлявшей собою возвышенность у верховья реки Рачки напротив Владимирского храма, сооруженного в начале XVI века близ великокняжеской дворцовой усадьбы, принадлежавшей князю Василию I.

Девичий монастырь в отличие от других обителей не имел своих земель и вотчин и содержался исключительно на кошты из государевой казны, а также пожертвования. Инокини обители в своем большинстве происходили из знатных семей и были хорошо образованы, занимались переводом книг.

Однако монастырь вошел в страницы истории как место заключения царственных особ и опальных лиц высокого дворянского сословия. В его стенах насильственно постригли в монахини вторую жену Василия Шуйского Марию Буйносову. По приказу Ивана Грозного отправили в обитель вторую супругу царевича Иоанна Иоанновича, получившую при постриге имя Пелагея. Знаменитой пленницей, томившейся в стенах монастыря, была княжна Тараканова, с ее именем связано немало тайн и легенд. Здесь же поначалу в темном склепе, а затем в специальной клетке содержалась Дарья Салтыкова, замучившая до смерти более сотни своих крепостных. Ее сослали в монастырь на пожизненное покаяние.

Судьба обители была драматичной, не единожды она подвергалась разорению. Было это и во времена Смуты, когда в монастырь вторглись поляки, и во время наполеоновского вторжения.

А в пожаре, охватившем Москву в 1812 году, монастырь сгорел, и обитель упразднили. Уцелел только древний собор, который стал приходским. И лишь в 60–70 годы XIX столетия обитель вновь стали восстанавливать.

Монастырский комплекс

Возрождение монастыря произошло благодаря пожертвованию овдовевшей богатой москвички Макаровой-Зубачевой. В 1860 году был заложен первый камень главного собора и уже через 17 лет практически все работы по строительству монастырского комплекса были завершены. Автором проекта строений Ивановской обители стал талантливый зодчий и реставратор М. Быковский.

Ансамбль монастыря включает монументальный собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, увенчанный громадным граненым куполом и больничный корпус с домовым

храмом Елизаветы Чудотворицы преподобной. Монастырская территория обнесена оградой, по обеим сторонам Святых ворот выступают несколько вперед две башни-колокольни.

После революции одной из первых закрыли Ивановскую обитель. Она вновь была превращена в острог, вернее в один из первых концентрационных лагерей. В ее стенах содержались офицеры царской армии, дворяне, сюда были отправлены участники Кронштадтского восстания. Практически до 80-х годов прошлого века на территории Ивановской обители располагались учреждения МВД.

Прошло 20 лет, и летом 2000 года решением Синода вновь был открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который в народе именуют просто Ивановским.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *