Преисподней

Аббадон — демон, властелин бездны
Абдусциус — демон, вырывающий с корнями деревья
Абигор — демон-всадник, искусный воин
Адрамалех — демон-советник, отвечающий за гардероб Сатаны
Агалиарепт — демон, умеющий разгадывать любые загадки
Агварес — демон, великий герцог ада, организатор танцев
Азазель — демон, знаменосец войск ада Аластор — демон-глашатай
Амдусциас — демон-музыкант, великий герцог ада
Андрас — демон, великий маркиз
Асмодей — демон похоти и семейных неурядиц
Астарот — великий герцог, хранитель сокровищ ада
AcYapT — великий герцог ада
Атам — ритуальный кинжал, используемый ведьмами
Ахерон — адское чудовище с пылающими глазами
Барбатос — демон, герцог, умеющий находить спрятанные сокровища и предсказывать будущее
Бегемот — огромный демон, заправлявший пирами в аду
Бельфегор — демон, соблазняющий людей богатством
Ваал — демон вероломства и обмана, великий герцог ада
Ваалберит — главный секретарь ада
Валафар — демон, покровитель грабителей и разбойников
Велиар — могущественный союзник Сатаны, демон лжи
Вельзевул — командующий легионами ада, повелитель мух
Верделет — церемониймейстер ада
Дагон — демон, пекарь ада
Данталиан — демон, подбивающий людей на злые поступки
Дюббук — в мифологии странствующий дух
Зепар — демон, доводивший женщин до безумия
Инкубус — демон-любовник мужского пола
Ксафан — демон, разводящий костры в аду
Ламия — демон-женщина, вампир, охотившаяся, в ос¬новном, за детьми
Левиафан — огромная змея, властелин океанов
Леонард — демон, хозяин шабашей
Люфицер — ангел, восставший против Бога и низвер¬гнутый с неба, Сатана
Люцифуг Рофокал — премьер-министр ада
Люпен — во Франции так называли оборотней, живущих на кладбищах
Малебольдже — восьмой круг ада, предназначенный для хитрецов и мошенников
Маммон — демон богатства
Марбас — демон, который мог наслать и излечить болезнь
Мельхом — демон, хранитель сокровищ принцев ада
Мефистофель — демон, служивший Фаусту 24 года
Молох — демон-божество, кому приносили в жертву детей
Мулцибер — демон, архитектор ада
Навки — души умертвленных или некрещеных детей (у славян)
Небирос — демон, фельдмаршал армии ада
Нибрас — демон, ответственный за развлечения
Нисрок — демон, один из администраторов ада
Оливьер — падший архангел, пробуждающий в людях жестокость к бедным
Пут Сатанакия — верховный главнокомандующий армией Сатаны
Сабнак —демон, ответственный за гниение трупов
Саламандры — властелины огня, духи, живущие в пламени
Саргатанас — демон, генерал-майор армии ада
Сатана — Верховный повелитель ада и демонов
Суккубус — дьяволица-любовница
Уфир — демон, врач ада
Утбурд — призрак мертвого ребенка (норвежек.)
Флеврети — генерал-лейтенант Вельзевула, управляющий Африкой
Фурфур — демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами
Шакс демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы
Кайм поначалу имел облик дрозда, а затем превратился в человека с острым мечом. Если ему задавали вопросы, то он отвечал на них не совсем понятно — горящим пеплом. Когда он был ангелом, то любил поспорить, а если был в настроении, то мог рассказать о смысле птичьих песен, мычания скота, собачьего лая и журчания ручья
Лерайе — могущественный маркиз, стрелок в зеленой тунике, вооруженный луком и острыми стрелами. Он провоцировал ссоры и сражения между людьми, но особенно стремился к тому, чтобы те ранили друг друга стрелами, раны которых никогда не заживали;
Ситри — великий князь, который имел голову леопарда и крылья грифона. Он стимулировал сексуальное влечение, в частности, подначивал женщин ходить обна-женными;
Гомори умел добиваться любви женщин, особенно молодых. Будучи великим герцогом, он являлся в виде прекрасной женщины верхом на верблюде, с герцогской короной на голове;
Парки — демон судьбы; ксли кто видел парки, то тот человек сам демон.
Ойедлет — демон-соблазниетель обета бедности.
Филотанус — демон 2-го разряда и помощник Велиара. Подстрекатель к разврату.
Паймон — правит в аду публичными церемониями, ломая у дюлей волю. Ездит на верблюде. Изображают сужчиной с женским лицом.
Залпас — разрушитель строитель городов заселив их воинами, жажлующих бита. Имеет обличье аиста и хриплый голос.
Хабарил — демон огня и пожара. У него три головы — кошачья, яеловеческая и змеиная, он ездит на гадюке, размахивая факеломю
Вин — демон; мог разрушитьсамые толстые стены и вызывать в море шторм.
Сеера — демон времени, мог замедлять или усорять кго ход
Гласиалаболас (Glasyalabolas) — крылатая собака. Он руководил убийствами. В свободное от своих ос¬новных обязанностей время этот демон обучал людей искусству становиться невидимыми
Бес — рассыльный зла

Ад

Эсхатология

У этого термина существуют и другие значения, см. Ад (значения). Запрос «Преисподняя» перенаправляется сюда; о литературном произведении см. Преисподняя (роман).

Ад в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания. Как правило, противопоставляется Раю.

Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова Шеол (‏שאול‏‎), и в частично переосмысленном значении перешло в Новый Завет.

В мифологии

Античная мифология

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

См. также: Аид, Аментес, Стикс, Тартар и Харон (мифология)

Германо-скандинавская мифология

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

См. также: Хельхейм и Гьёлль

В религиях

Ислам

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Основная статья: Джаханнам

Мусульмане имеют представление об Аде как о месте пребывания неверующих и грешников из числа тех, которых не простил Аллах. Источники информации об Аде черпаются мусульманами из Корана и слов пророка Мухаммеда. В аду имеются стражи — 19 суровых ангелов, а главный страж Ада — могучий ангел Малик. Как следует из слов пророка, Ад и Рай уже созданы, но люди войдут в них только после Страшного суда.

В Аду ждут мучения огнём, который во много раз мучительнее земного огня, напитки из кипятка и гноя, а также плоды адского дерева Заккум. Пребывание в Аду неверующих — вечно, в то время как наказание Адом грешников-мусульман не навсегда и спустя время (о котором знает лишь Аллах) они освободятся от адского пламени и тоже войдут в Рай. В священных текстах Корана имеется много упоминаний об Аде, например: «Желанием их будет выйти из Огня, но никогда им из него не выйти, им — вечные мученья». (Коран 5:37) «Поистине, того, кто не уверовал и беззаконие творит, не помилует Аллах, и не наставит их на путь, кроме пути Геенны, где оставаться им навечно». (Коран 4:168-169) «Я отправлю его в Преисподнюю. Откуда знать тебе, что такое Преисподняя? Она ничего не щадит и не оставляет, сжигая человека. Над ней же — девятнадцать (стражей)». (Коран 74:26:30) «И воззовут они: ‘О, Малик! Пускай покончит с нами твой Господь!’ Он скажет: ‘Вы останетесь!’ Мы истину вам дали, но большинство из вас ведь правду ненавидит». (Коран 43:74-78) «Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали» (Коран 10:3-5)

Иудаизм

Септуагинта использует термин «Ад» в местах, где еврейский текст имеет «Шеол».

Христианство

Фреска Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» в соборе Орвието. 1499—1503

Ад (ᾅδης) упоминается в Новом Завете как загробное место мучений грешников (Лк. 16:23; 1Кор. 15:55; Отк. 6:8; Отк. 20:13). Ад наполнен пламенем (греч. φλογὶ) и представляет собой место мучений и страданий. Упоминается также о «вратах ада» (πύλαι ᾅδου) (Мф. 16:18). В синодальном переводе ад является синонимом преисподней (Пс. 85:13; Пс. 87:4). В Апостольском символе веры выражена идея сошествия Христа во ад ради спасения грешников. Сходная идея присутствует и в православной иконографии Страшного суда.

В католицизме для некоторых категорий людей (добродетельных античных праведников и некрещёных младенцев) исторически вместо ада учение предусматривало лимб. В настоящий момент эта идея отвергнута Католической Церковью.

В православии понятие ад равносильно словам геенна огненная, тартар, вечные муки, место окончательного пребывания грешников после конца мира, и т. п. О вечности посмертных мучений грешников многократно и однозначно говорит сам Бог, воплотившийся в лице Иисуса Христа:

И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.

— (Мк. 9:43—48)

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

— (Мф. 25:45—46)

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

— (Лк. 16:22—26)

Православная церковь учит, что до Страшного суда в аду мучаются только демоны и души грешников, а после Страшного суда адские муки постигнут также и воскресшие материальные тела грешников.

Разномыслия об аде в христианстве

С момента возникновения христианства появлялись учения с иным пониманием ада. На Пятом Вселенском Соборе было предано проклятию учение Оригена, который считал, что Бог, с праведниками, по своей доброте, помилует и всех грешников, и даже демонов, и самого дьявола. По мнению Оригена, «Христос останется на кресте и Голгофа продолжится до тех пор, пока хоть одно существо останется в аду». Этот взгляд Ориген выразил в учении об апокатастасисе, которое предано проклятию Пятым Вселенским Собором по требованию императора Юстиниана. Критики указывали, что тогда Бог обманывает людей, заставляя их напрасно поститься, молиться, терпеть скорби, лишения и мучения, что было бы ни к чему, если бы люди в любом случае спасались. Некоторые христианские богословы и протестантские деноминации (напр., Адвентисты седьмого дня) отвергают существование ада, как объективную сферу бытия вечных мучений.

По мнению Николая Бердяева, учение Оригена об апокатастасисе сталкивается с его собственным (Оригена) учением о свободе. Он пишет: «Ад есть, но он временный, а не вечный, то есть в сущности он есть чистилище. Временный ад всегда есть лишь чистилище и приобретает значение педагогическое. Ад, как субъективная сфера, как погружение души в её собственную тьму, есть имманентный результат греховного существования, а совсем не трансцендентное наказание за грех. Ад и есть невозможность перейти к трансцендентному, есть погруженность в имманентное».

Невозможно примириться с тем, что Бог мог сотворить мир и человека, предвидя ад, что он мог предопределить ад из идеи справедливости, что он потерпит ад как особый круг дьявольского бытия наряду с Царством Божьим. С божественной точки зрения это означает неудачу творения. Ад объективированный, как особая сфера вечной жизни, совершенно нетерпим, немыслим и просто несоединим с верой в Бога. Бог, сознательно допускающий вечные адские муки, совсем не есть Бог, он скорее походит на дьявола.

Вера в Христа, в Христово Воскресение и есть вера в победимость ада. Вера же в вечный ад есть, в конце концов, неверие в силу Христа, вера в силу дьявола. Вне Христа трагическая антиномия свободы и необходимости неразрешима, и ад в силу свободы остается необходимым.

По мнению Церкви адвентистов седьмого дня, на короткий период нераскаявшиеся грешники будут воскрешены для доведения им обвинительного приговора. Затем сойдёт огонь с небес, и Сатана, его падшие ангелы и нераскаявшиеся грешники будут уничтожены навсегда.

По мнению иерея Даниила Сысоева, споры об аде порождены смешением понятий ада и геенны огненной. Он поясняет:

Согласно Библии, ада в конце мира не будет. Ад — это камера предварительного заключения. Вместо ада после конца мира будет геенна огненная. «Тогда отдало море мертвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:13-14).

По мнению Алексея Осипова, вечная участь человека является тайной, о которой человеку не говорится определённо.

Буддизм

Основная статья: Нарака

В буддизме махаяны Ад — место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. В ламаизме существует 16-19 уровней ада (8 или 9 горячих и 8 или 10 холодных). Пребывание в аду длительно, но не бесконечно, после того, как последствия негативной кармы исчерпаются, существо умирает и снова рождается в более высоких мирах.

Даосизм

Основная статья: Жёлтые источники (даосизм)

В китайской традиции природа ада несколько отличается от общепринятого. Если, например, в христианстве, Ад является наказанием за грехи, а в буддизме Ад — место, где необходимо пройти очищение; то даосское, и вообще, автохтонно-китайское понимание ада совершенно исключает какие-либо этические толкования.

Ад в китайской традиции называется «хуан цюань» что переводится как «жёлтые источники», или, реже, «обитель мрака». Человек, состоящий из множества душ, после смерти частью душ оказывается в неком подобии рая — на Небе, а другая часть его душ, которые имеют более грубую природу — оказываются у жёлтых источников.

У жёлтых источников дух гуй, образовавшийся после смерти из грубых душ По, вынужден влачить «тенеподобное призрачное существование». В целом жёлтые источники подобны месту, «напоминающему Аид европейской античной традиции». Существование здесь безрадостно, это мир теней, где нет ни света, ни живости. Китайская мифология знает случаи странствия живых к жёлтым источникам, для таких путешественников пребывание здесь полно опасностей.

Жёлтые источники разделены на 9 миров, правителем нижнего мира называется некий Ту-бо, рогатое божество. В каждом из этих миров есть свой жёлтый источник.

Гэ Хун (III—IV вв.) в 14 главе своей работы «Баопу-цзы» описывает существование в подземных источниках духов гуй как нечто ужасное: «долгая ночь без конца в мрачном подземном мире, что ниже девяти истоков, во время которой человек становится пищей муравьёв и червей, а потом смешивается воедино с пылью и прахом…».

В поздние времена концепция жёлтых источников была объединена в народных верованиях с представлениями о горе Тайшань и столицей подземного царства Фэнду, хотя они не особенно изменили архаические представления о жёлтых источниках, восходящие ко временам шаманизма.

Мормонизм

В откровениях Церкви Иисуса Христа Святых последних дней слово ад употребляется в двух значениях.

Во-первых, так называют духовную темницу — место в послеземном духовном мире, уготованное для тех, «кто умер во грехах своих, без знания истины, или в согрешении, отвергнув Пророков» (Учение и Заветы 138:32). Это временное состояние, пребывая в котором духи получат возможность изучать Евангелие, покаяться и принять таинства спасения, совершаемые за них в храмах. Те, кто примут Евангелие, могут пребывать в Раю до воскресения. После воскресения и суда они получат степень славы, которой они будут достойны. Те, кто не захочет покаяться, но кто не зачислен среди сынов погибели, останутся в духовной темнице до конца Тысячелетия, когда они будут освобождены из ада, наказаны и воскрешены к телестиальной славе.

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы основываются на словах Библии из Еккл.9:10 «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» и считают, что ад — это общая могила человечества, которая как место временного хранения мертвых существует, только пока есть смерть, то есть до воскресения мертвых после Армагеддона. Они сравнивают смерть со сном по примеру Иисуса: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».(Ин. 11:11) и «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном».(Ин. 11:13)

В литературе

«Божественная комедия» Данте

Основная статья: Ад (Божественная комедия)Данте и Вергилий (на заднем плане) в аду

В «Божественной комедии» Данте Алигьери Ад представляет собой девять кругов. Чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об Аде.

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

  • I круг (Лимб) — некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
  • II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).
  • III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.
  • IV круг — Скупцы и расточители.
  • V круг (Стигийское болото) — гневные и ленивые.
  • VI круг — еретики и лжеучители.
  • VII круг:
    • I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
    • II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).
    • III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства.
  • VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).
    • I ров. Сводники и обольстители.
    • II ров. Льстецы.
    • III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
    • IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
    • V ров. Мздоимцы, взяточники.
    • VI ров. Лицемеры.
    • VII ров. Воры.
    • VIII ров. Лукавые советчики.
    • IX ров. Зачинщики раздора.
    • X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
  • IX круг — обманувшие доверившихся.
    • Пояс Каина. Предатели родных.
    • Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
    • Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
    • Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
    • Сам Люцифер.

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му — грехи насилия, к 3-му — грехи обмана. У Данте 2—5-е круги — для невоздержанных, 7-й круг — для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Примечания

  1. Сборник хадисов «Сахих аль Бухари», глава «О качествах ада и том, что он уже сотворен», имам Аль Бухари, Пер. с араб. Абдулла Нирша. — 5-е изд., испр. — М.: Умма, 2007
  2. Коран: Перевод смыслов: Э. Кулиев / Пер. с арабского Э. Р. Кулиев, Издательский дом «Умма», 2009. — 688с
  3. Православная энциклопедия: А — Алексий Студит: Алексий II 2000 «Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу …»
  4. Ад // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  5. 1 2 Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. — М.: Благотворит. фонд «Миссионер. центр им. иерея Даниила Сысоева», 2013. — С. 130
  6. 1 2 Николай Бердяев «О назначении человека», ч. 3, «О последних вещах». Гл. 2, Ад
  7. Алексей Осипов, «Жизнь после смерти» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
  8. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998, С. 70.
  9. Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя). М., 2001, С. 494.
  10. Торчинов Е. А. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. СПб., 2007, С. 254.
  11. Пути обретения бессмертия: даосизм в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. СПб., 2007, С. 466.
  12. Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. СПб, 2005, С. 19.
  13. Что же такое ад? — Официальный веб-сайт Свидетелей Иеговы Архивировано 6 ноября 2011 года.
  14. Лишь 19 января 2007 года Ватикан отказался от этой идеи в докладе Международной теологической комиссии (Vatican commission: Limbo reflects ‘restrictive view of salvation’ Архивировано 8 мая 2007 года.)

> Литература

  • Зедльмайр Ганс. Секуляризация ада // Зедльмайр Г. Утрата середины. М.: Прогресс-традиция, 2008, с. 379—396

Ссылки

  • Ад в православной картине мира. Богослов.Ru. Архивировано 24 августа 2011 года.
  • Дубнов С. М. Ад в народных поверьях // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иоанн (Крестьянкин). Слово об адских мучениях

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4134391-8 · NDL: 00574706

Ад; преисподняя | Библейская энциклопедия Брокгауза

II: 1) Слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, ад и преисподняя – понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; Откр 6:8; Откр 20:13 и следующие). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Чис 16:30,33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1Цар 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1Пет 3:19; 1Пет 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; Быт 42:38; 3Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует. В шеоле нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; Пс 113:25; Ис 38:18). Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и следующие). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Чис 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; Пс 48:14 и следующие), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1Цар 2:6; Пс 15:10; Пс 48:16; сравните с Пс 72:24; Дан 12:13 → Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8). Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;
2) Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27,31), распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами Ада и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1Пет 3:19; 1Пет 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Врата Ада не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1Кор 15:55,57). В конце времен после всеобщего воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15; Откр 21:8).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *