Премудрости

Братья, Православные Славяне! Этот пост поможет вам распознать лихих людей, сектантов прикрывающихся истинной Православной Верой ради своих корыстных интересов, и не попасть в их сети. Самый простой способ навешать лапшу на уши, это замешать правду с неправдой чтоб посеять сомнения в душах людей и неправду прикрыть правдой дабы спрятать явную ложь. Помните, сектанты в видимой информации будут размещать неоспоримые факты и догмы за которыми будет скрываться наглая ложь даже не явно описанная, а смысловая. Вот так Илья Тырданов, автор вышеизложенных видеороликов пытается облапошить своих же соотечественников, наивно полагая что мы этого не увидим и не распознаем, ну да Бог ему судья. Наше дело разобраться в этой хитросплетенной лжи, в которую чуть было сам не поверил да быстро разобрался. В начале показалось что это тот человек, которого я так давно искал, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что я ошибся, наивно полагая что Илья Тырданов действительно является предтечей грядущего Царя. Он объявил себя Илией, мне остаётся взять пример с святого Серафима Саровского и обличить «Илию» (Илью Тырданова) в словоблудии и уводе нашего Православного народа от Истины и Правды.
Итак, начнём разбираться в этой мешанине, для начала необходимо взглянуть на весь его проект в целом дабы отделить правду от неправды, как говориться «мухи отдельно, котлеты отдельно».
Братцы, та новая Вера о которой «возвещает» Илья не будет похожа на нынешнюю Православную Веру, об этом говорили Святые Старцы. Помните, в ней не будет места ни рабам, ни господам так как люди осознают, что человеколюбивому Богу не нужны рабы, ему нужны свободолюбивые дети кем мы с вами и являемся. Вот что сказано в первом послании к Коринфянам, глава 12, стих 3: «Никто не имеет право называть Иисуса Господом, а только лишь Духом Святым», в молитве «Отче наш» сказано «Отец наш сущий на небесах» и после этого становиться очевидно, что Бог нам не Господин и мы не рабы Ему. Написав в комментариях Илье Тырданову по этому поводу, в ответ я получил лишь «молчание ягнят» что только насторожило меня ещё больше. Ведь в своих роликах Илья говорит, что все мы должны жить и мыслить как цари, и в то же время сам себе противоречит, повторяя на каждом шагу, что наш Бог для нас Господь, то есть Господин, а мы очевидно рабы ему.
Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Eggz8_7XQYM
Вот текст переписки: Скиф Задунайский
Илья, если честно напрягает упоминания «Господь» которое подразумевает и наличие рабов, ведь в первом послании к Коринфянам, глава 12, стих 3: сказано «Никто не имеет право называть Иисуса Господом, а только лишь Духом Святым». Соответственно и рабов быть не должно, особенно в Новозаветном царстве, Вы же сами говорите что каждый человек должен жить и мыслить как царь, но упоминаете постоянно про «Господа». Мне кажется «господа и рабы» должны кануть в лету, иначе пропадает смысл Мессианского царства.
Тайная Премудрость Царства
Наш проект — ПРАВОСЛАВНЫЙ.
Скиф Задунайский
Илья, так я и есть Православный, потому и не согласен с таким толкованием.
Скиф Задунайский
Илья, хочу добавить, в «Отче наш» говориться, «Отец наш сущий на небесах», раз Он нам Отец значит мы Его дети, и не как не рабы и Он нам не господин, у Вас тоже есть дети, Вы же их рабами не называете, неужели Вы думаете что Святой Дух на это способен?
Зря Вы ошибки прошлого и настоящего перетягиваете в будущее, это ничего хорошего нам не принесло и не принесёт в будущем.
Подумайте сами кому это было выгодно и кто нам планомерно подменял эти понятия, в принципе это были те-же кого вы изобличаете.
В ответ была тишина что лишь подтвердила мои опасения, ведь сказано в первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова гл. 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
«Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы.» Архимандрит Рагужский, Мавро Орбини, 1601 год.

Вэто воскресенье пастор Руфус говорил о Божьей мудрости. Бог желает, чтобы Его дети искали Его мудрости больше, чем что-либо другое. Божья мудрость сходит свыше. Мудрость очень важна. Многие люди называют себя мудрыми, но важно знать и понимать то, что Бог имеет в виду, когда говорит о мудрости. Чем же Божья мудрость отличается от человеческой мудрости? Мудрость Божья созидает, она благородна. Бог желает, чтобы мы наполнялись Его мудростью. Именно Божья мудрость помогает человеку не стоять на месте, но идти вперёд, становясь тем, кем Бог изначально нас создал. В Библии сказано:

Даниила 12:3 — Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.

Мудрые наставляют людей и направляют их на правильный путь. Человеческая же мудрость этого не может сделать. Для того, чтобы мы могли стать Божьим инструментом на земле, очень важно обладать именно Божьей, а не человеческой, мудростью. Что включает в себя Божья мудрость? Об это говорится в следующем отрывке из Библии:

Колос.4:5-6 — Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

В этом месте из Писания «внешними» названы те люди, которые не находятся в завете с Богом и не являются Божьим отделенным народом. Нам нужно относиться к таким людям с мудростью. Мудрость связана с тем, как мы говорим. Наши слова всегда должны быть наполнены благодатью. Мудрый человек умеет правильно говорить. Наблюдая за тем, как человек говорит, можно знать мудр ли он или нет. Мудрость исцеляет подобно лекарству или бальзаму. Люди, наполненные Божьей мудростью, подобны соли, которая исцеляет и придаёт жизни вкус. Такие люди умеют строить отношения с окружающими, они не конфликтны, они приносят с собой мир и благодать. Божий призыв сегодня к нам состоит в том, чтобы мы были мудрыми, как Отец Небесный. Мы все хотим продвигаться по жизни и иметь успех, но для этого нам нужна мудрость. Мудрость – это умение принимать правильные решения в гармонии с правильными законами и в правильное время для того, чтобы произвести правильный или праведный результат. То, что многие люди называют мудростью, на самом деле, часто является наглостью. Человеческая мудрость в глазах Бога является глупостью. В Библии Иисус рассказал притчу о неразумном богаче. Богач думал, что нужно построить большие помещения для хранения своего богатства, и тогда можно будет жить счастливо и долго. Человеческая мудрость думает только о своем благе. В этой притче Иисус назвал богача глупцом. Если сегодня отнимется душа у такого богача, что он сможет взять с собой? Ничего! Человеческая мудрость богатеет в себе, а не в Боге, а Божья мудрость – только в Боге. Важно это понять вовремя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

65. «Премудрость созда себе дом»

Первая половина XVI века. Новгород
Дерево, темпера. 146 × 106
Происходит из собора Афанасия и Кирилла Александрийских Кириллова монастыря близ Новгорода1
ГТГ, инв. 28830

1 Мало-Кириллов Покровский монастырь основан в 1196 г. В нем находилось два храма — древний, каменный соборный, во имя святых Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских, и более поздний, построенный в 1753 г. в честь Покрова Богородицы. В 1548 г. монастырь весь выгорел и был заново отстроен. Древний храм XII в. был перестроен в XVIII в., при этом сохранилась его нижняя, древняя часть с фрагментами первоначальной росписи. Разрушен во время Великой Отечественной войны.

Иконография основана на ряде литературных источников. Среди них тексты ветхозаветных и новозаветных книг: Притчей Соломоновых (Притч. 8 : 22–33, 9 : 1–5), пророков Исаии (Ис. 7 : 14), Иезекииля (Иез. 10 : 9–14), посланий апостола Павла (1 Кор. 1 : 23–24; Еф. 3 : 8–12), «Откровения Иоанна Богослова» (Откр. 5 : 12); кроме того — Корпус Ареопагитик (О Небесной Иерархии. 6–9; О божественных именах. 7 : 1–2; О Мистическом богословии. 1; Послание Титу-иерарху), известный на Руси в славянском переводе с последней четверти XIV века; списки Изборника 1073 г. с Толкованием Ипполита, папы римского (конец II — начало III в.) на 9-ю притчу Соломона в изложении Анастасия Синаита (VI в.), имевшие распространение на Руси до XVII века. Но непосредственное влияние на сложение данного иконографического извода прежде всего оказали паремийные чтения 9-й притчи на вечерней службе в честь праздников Рождества и Успения Богородицы и символико-богословские образы канонов и «слов» византийских гимнографов Андрея Критского (VII — начало VIII в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Козьмы Маиумского (VIII в.), его тропари 1-й песни 1-го канона Рождеству Христову и канона Великому четвергу.

Образ «Дома Премудрости» в иконе представлен в контексте «благовествования» апостола Павла (Еф. 3 : 8–12). «Пир Премудрости» изображен согласно тексту стихов притчи: «Заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто не разумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч. 9 : 2–5).

Общую композицию составляют несколько иконографических тем: образ «Силы и Премудрости Божией» на престоле с чашей в руках в окружении чинов Небесной Иерархии; Богоматерь на троне с Христом Эммануилом — тайна «предвечного определения»; Иерусалимский храм и его создатель царь Соломон; сцена пира Премудрости в центре композиции; храм, вмещающий семь Вселенских соборов — «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3 : 15).

София — «наднебесных сущностей пресущественная Причина» (О Небесной Иерархии. 4 : 4) изображена в глубине «Божественного Мрака»2. Облаченная в белые одежды, она восседает на золотом престоле с чашей в левой руке и с жезлом-посохом в правой. Ее нимб образован из красного и зеленого ромбов. По сторонам головы Софии надпись: «Божия Сила Божия Премудрость». Энергичный поворот фигуры и направление взгляда в сторону Богоматери с Эммануилом осмысливается через 7–9-й стихи 39-го псалма: «Ты уготовил мне Тело… тогда Я сказал: вот иду…» Престол Софии утвержден на семи столпах («вытесала семь столпов» — Притч. 9 : 1). Софию окружает «первый порядок небесных сущностей» (О Небесной Иерархии. 7 : 4) — красный круг с херувимами, означающими «обилие знания» или «излияние премудрости» (О Небесной Иерархии. 7 : 1), с «разумными» колесами и с четырьмя лицами животных: льва, человека, орла и тельца (Иез. 1 : 8–14). Развевающийся конец плаща Софии, очевидно, означает вихрь «галгал» (Иез. 10 : 13), образованный движением высшего чина Иерархии. «Дом» Софии опоясывает широкий зелено-коричневый круг с облаками и знаками чинов — Иерархии. Серафимы и Престолы показаны изображением серафима и престола, другие шесть чинов двойными фигурами ангелов с надписями: «Силы», «Господства», «Архангелы». На остальных надписи не сохранились, но они, вероятно, означают: Власти, Начала, Ангелы. В центре круга, над головой Софии — чаша Предвечного Великого Совета, символ Евхаристии и Девы3.

2 «Божественный Мрак — это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог» (Дионисий Ареопагит. Письмо Дорофею диакону // Мистическое богословие. М., 1993. С. 10).

3 «…Препремудрая и благая Премудрость в изречениях воспевается, чашу тайную оставляющая и священное свое питие изливающая, а прежде того твердую пищу предлагающая и с высоким проповеданием сама нуждающихся в ней благолепно приглашающая. Двойную ведь пищу божественная Премудрость предлагает: одну — твердую и неподвижную, а другую — жидкую и изливаемую, — и в чаше промыслительной ее благости подает. Округлая и открытая чаша да будет символом открытого и на все исходящего безначального и нескончаемого обо всех промысла» (Дионисий Ареопагит. Титу — иерарху, вопросившему посланием, что такое дом Премудрости, что — чаша и что — еда ее и питье // Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987. С. 193).

«Тайный Дом» Премудрости и ее новый избранный «храм» — образ Богоматери на троне с Младенцем — «богоначальной тайной неизреченного богосоздания» (О Небесной Иерархии. 4 : 4) заключен в медальонах тех же цветов, что и у «славы» Премудрости (два оттенка зеленого и красный круг с херувимами).

Царь Соломон представлен как «слуга» Премудрости. Он обращается с «возвышенностей городских» (Притч. 9 : 3) к Богоматери с Эммануилом. На свитке царя, как повтор надписи на свитке преподобного Козьмы Маиумского, воспевшего Богоматерь как «храм», созданный «безмерной мудростью», в тексте первого стиха притчи слово «дом» заменено на слово «храм»: «Премудрость созда себе храм и утверди в нем седмь столп». На свитке Козьмы Маиумского — начальные слова тропаря канона Великого четверга, дня, посвященного Церковью воспоминанию о Тайной вечере и установлению Христом таинства Евхаристии. В каноне Козьмы Маиумского поется: «Всепричинная подательница жизни безмерная мудрость Божия создала себе храм из чистой, не знавшей мужа Матери: ибо в храм телесный облекшийся славно прославился Христос Бог наш»4. Введение в композицию иконы образа святого Козьмы особенно акцентирует внимание на связи символики «пира Премудрости» с образом Богоматери с Эммануилом на престоле.

4 Перевод Г. М. Прохорова (Указ. соч. С. 27).

«Пир Премудрости» представлен в двух уровнях духовного состояния. Один — София с чашей в руке, призвавшая на пир гостей и уготовавшая жертвенную трапезу. По внутренней экспрессии фигура ее близка образу Христа младенца в иконографии «Богоматерь Страстная» (кат. № 25). Другой уровень — мир людей, торжественно входящих в предлагающую всем свои духовные дары Церковь, ставшую Царством Божиим на земле. Сцена заклания двух тельцов представляет собой мирную ветхозаветную жертву и прообразует христианскую Евхаристию, так же как стол с чашами вина, наполненными слугой из источника, прообразует Тайную вечерю. Группа «слуг Премудрости», возносящих чаши с вином к образу Богоматери и подающих чаши «жаждущим мудрости», олицетворяет ветхозаветных пророков, апостолов и отцов Церкви.

«Дом имени Господа» (3 Цар. 5 : 5), Иерусалимский храм, созданный царем Соломоном, хранил скинию, построенную Веселиилом, которым руководила сама Премудрость («Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумом, ведением и всяким искусством» — Исх. 31 : 3). Неслучайно, скиния, прообразовавшая Церковь Христову, на иконе расположена на одном уровне с образом Богоматери на престоле — «новым храмом Премудрости».

Изображением семи Вселенских соборов под сенью единого семикупольного храма раскрывается символика семи «вытесанных столпов». Соборы представлены в хронологическом порядке слева направо. Первый Вселенский Никейский собор 325 года при императоре Константине Великом на ересь Ария. Слева от собора — явление св. Петру Александрийскому юного Христа, разорванной ризой свидетельствующего о ереси Ария. Второй Вселенский Константинопольский собор 381 года при императоре Феодосии Великом на ересь Македония. Третий Вселенский Ефесский собор 431 года при императоре Феодосии Втором на ересь Нестория. Четвертый Вселенский Халкидонский собор 451 года при императоре Маркиане на ересь Евтихия и Диоптра. На переднем плане собора гроб с мощами Евфимии Прехвальной со свитком исповедальным веры отцов и свитком еретиков5. Пятый Вселенский Константинопольский собор 553 года при императоре Юстиниане Великом на ересь Оригена. Шестой собор Константинопольский (Трулльский) 691 года при императоре Константине Брадатом на ересь монофилитов. Седьмой Вселенский Никейский собор 787 года при императрице Ирине и ее сыне Константине на ересь иконоборцев.

5 По церковному преданию, великомученица Евфимия пострадала при гонении на христиан при императоре Диоклетиане в городе Халкидоне в 304 г. «Определением веры» называется чудо св. Евфимии, совершившееся, по сказанию, на IV Вселенском соборе 451 г., который проходил в городе Халкидоне в храме Св. Евфимии. На соборе было составлено два исповедания веры, православное и еретическое. Отцы собора решили положить оба свитка в саркофаг святой Евфимии. Через три дня, после открытия гроба, все увидели, что свиток с православным правилом веры находился в руке Евфимии, а свиток еретиков у нее в ногах. После окончания собора об этом чуде было сообщено папе римскому Льву I Великому (440–461).

Два узких замкнутых входа — начальный в сцене Первого собора и конечный в сцене Седьмого — знаки полноты канонов веры на основе догмата о Святой Троице (три равных круга на каждой стене арочного пространства). С идеей полноты и завершенности связано число семь, на которое в иконе указывают семь столпов Софии, семь соборов Церкви, семь слуг Премудрости, семеро гостей, входящих в царство Премудрости на пир. Многозначна символика семи ангелов в кругах. В отношении к Вселенским соборам они — семь даров Святого Духа (Ис. 11 : 2–4), семь тайн Царства Небесного (Мф. 13 : 1–52), открытых миру через Церковь.

Изображением их в различных движениях указывается на открытие ангелами для себя через Церковь тайны вочеловечения Сына Божиего. По утверждению апостола Павла, даже Небесная Иерархия не знала о сокровенной тайне Предвечного Совета — «предвечного определения» (1 Тим. 3 : 16).

Известным ранним русским памятником с композицией «Премудрость созда себе храм» является фресковая роспись конца XIV века в притворе в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода Великого6. При сравнении иконы с волотовской фреской обнаруживаются некоторые аналогии в композиционных деталях: диагональный стол на иконе и диагональная конструкция храма на фреске; заклание двух тельцов; царь Соломон с развернутым свитком; сидящая София, обращенная в сторону Богоматери с Младенцем, восседающей на троне, и фигура гимнографа Козьмы Маиумского, предстоящая Богоматери и держащая развернутый свиток с текстом тропаря из канона на Великий четверг.

6 Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. № 181.

Актуальностью символико-богословской концепции иконографического извода «Премудрость созда себе дом» Кириллова монастыря возможно объяснить возникновение в мелкой пластике первой половины XVI века сходной композиции7.

7 Плешанова И. И. Два резных деревянных образка в собрании Русского музея // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник 1979. Л., 1980. С. 209–217.

Икона «Премудрость созда себе дом» по времени ее написания относительно современна росписи между 1547 и 1569 годами Золотой Царицыной палаты в Московском Кремле с композицией на одном из сводов «Премудрость созда себе храм», где, судя по рисунку реконструкции, изображался многокупольный храм. Роспись свода Золотой палаты близка иконе образами в концентрических кругах Христа Эммануила, Богоматери с Младенцем на троне и фигурой Иова, держащего развернутый свиток с текстом «зачало премудрости страх Господен…» (Иов 28 : 28)8.

8 Лопяло К. К. К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского Дворца и ее монументальной живописи. Рисунок-реконструкция росписи сводов Золотой палаты // Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. Вклейка после с. 198.

Литература

А. Лукашов

Елена Евдокимова, помощник игумении по миссионерской деятельности

Нам было интересно разобраться с феноменом одной конкретной интернет-секты «Премудрость Царства» не с идеологической точки зрения, — эта сторона вопроса представлена в статье иерея Дмитрия Норкина «Осторожно, секта!», а с точки зрения методов вовлечения в интернет секту новых адептов.

Для того, чтобы понять охват аудитории сайта premudrost.club, который является интернет ресурсом проекта «Премудрость Царства», нами был использован механизм исследования индекса цитирования сайта поисковой системой Яндекс. Были определены ключевые слова (КС) для запросов, которые из поисковой строки браузера приводят на сайт этого интернет проекта. Среди этих слов были такие как Миссия, молитва, евхаристия, закон тяготения, соборный ум, Илья Тырданов, логослово-чистый интернет, софия премудрость Божия, Спас в силах икона, Пресвятая Троица. Мы ограничили цитирование сайтов количеством не более 100, и посмотрели, по каким из ключевых слов, принадлежащих контенту данного сайта, он выходит на позиции выше сотой. Мы рассматривали отражение позиций сайта по КС в динамике, проследив за ним в течение нескольких дней.

Ниже приводится таблица, показывающая позицию сайта по конкретному КС (София премудрость Божия). Данные предоставлены автоматической системой анализа индекса цитирования интернет-ресурсов SE-ranking за 10-13 февраля. В соответствии с данными отчета указанной системы сайт premudrost.club появляется лишь на 32 позиции в списке из 100 сайтов по данному КС. (Из соображений краткости представления данных в интернет-версии оставляем сокращенный список сайтов, отвечающих на исследуемые запросы.)

Указанные в таблице и выделенные жирным шрифтом словосочетания характеризуют лексический и семантический состав контента сайта как некий уникальный контент, описывают уникальное семантическое ядро сайта.

Так, по словосочетанию «Пресвятая Троица» сайт интернет-проекта «Премудрость Царства» находится на позиции после 100-ой строки в списке сайтов, касающихся религиозной тематики. Это не удивительно, т.к. это словосочетание является догматическим христианским понятием, и значит, в списке перед сайтом premudrost.club может находиться и более 100 других интернет ресурсов, касающихся в своем контенте догмата Святой Троицы.

По словосочетанию «София Премудрость Божия» анализируемый сайт находится уже на 32 месте, т.е данная комбинация слов с точки зрения частотности ее использования в православной лексике, обеспечивают сайту более высокий ранжир среди прочих сайтов, т.к. комбинаторика компонентов этого словосочетания нетипична для лексики христианских текстов, особенно, если сравнивать с такими общеупотребительными ключевыми словами, как » Молитва», «Миссия», «Евхаристия».

Даже само название интернет-проекта, «Премудрость Царства» является необычным. Более употребимы такие словосочетания как Премудрость Божия и Царство Небесное.

Что такое «Премудрость»? В Библейской Энциклопедии архимандрита Никифора (Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва, 1891 г.) дается следующее определение Премудрости:

Премудрость — (Иов 28:12. 1 Кор 1:17-24 и др.). Слово «премудрость», по употреблению его в Свящ. Писании, имеет весьма обширное значение. Иногда оно относится к Богу, означая 1. Его высочайшее ведение, — Его Божественное учение, Его Откровение, а иногда 2. самое предвечное, присносущное Слово — «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1:24). Иногда слово 3. премудрость относится к людям, означая ум, способность, талант, мудрость и опытность в жизни, иногда высшую мудрость, высшее знание, знание истины и таинств Св. веры и Божественного откровения (Еф. 1:8-17). Свящ. Писание представляет несколько лиц, о которых вообще сказано, что они были наделены от Бога мудростью, как, например, Соломон, Иисус, сын Сирахов и др.

Для нас в этом определении важно то, что слово Премудрость (высшая степень мудрости) относится только к одушевленному лицу, в то время как «Царство» имеет несколько толкований:

  1. Определенная структура, организация, где компоненты, входящие в структуру, имеют либо подчиненное, либо главенствующее положение;
  2. Правление кого-либо ( в смысле «царствование»);
  3. Та или иная область действительности (Царство хаоса) , сосредоточение каких-либо предметов ( синоним — множество чего бы то ни было)
  4. Царство Небесное в религиозных представлениях — это место пребывания душ праведников» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.859).

Таким образом сочетание слов «Премудрость» и «Царство» является в религиозном смысле этих слов (каждого в отдельности) – сочетанием следующих значений: высшая мудрость + место, т.е. мудрость, присущая неодушевленному объекту, что противоречит христианскому учению о Премудрости.

По перечисленным выше ключевым словам, составляющим неполное семантическое ядро сайта premudrost.club, можно сделать вывод о том, что направленность этого интернет проекта выходит за рамки общепринятой православной тематики. Этот вывод имеет два прикладных значения, во-первых, направленность лексики сайтов характеризует их идеологию и, следовательно, дает ключ к пониманию, является ли сайт ортодоксальным христианским, или же он продвигает сектантское религиозное сознание.

Напомним, что название самого проекта «Премудрость Царства» представляет собой комбинацию компонентов, взятых из привычных христианских словосочетаний – Премудрость Божия и Царство Небесное. Как мы показали выше, пересечение смыслов в словосочетании «Премудрость Царства» рождает тревогу у ортодоксального христианина, но позволяет привлечь своей псевдо христианской окраской человека, неискушенного в вопросах православной веры, на чем в основном и строят свои проекты всевозможные современные секты.

Второе прикладное значение вывода об идеологической направленности сайта, исходя из лексики его контента, состоит в том, что все сайты имеют свою строго определенную целевую аудиторию. Сектантские сайты являются ловцами тех, кто имеет духовную потребность, но не имеет достаточной осведомленности в духовных вопросах и не имеет духовного наставника, предоставляя им искаженную картину ортодоксального вероучения и виртуальное духовное руководство.

Загадка структуры сайта premudrost.club

На сайте premudrost.club многое построено по принципу дихотомии: Народ – собор, Государство-Закон, Церковь – Знание; Земля- Премудрость, Бог-Ум, Небо-Разум (Энергия); Церковь — Вера; Государство — Власть; Народ — Ангел Завета. Сам создатель интернет-секты констатирует, что структура сайта «является отображением структуры мироздания. Так же наш сайт моделирует в себе структуру Мессианского Царства».

Цель проекта формулируется в следующих выражениях:

«Вся совокупность соборной деятельности в конечном итоге направлена в единый мистический центр, в новозаветное пространство Горнего Сиона, из которого произойдет явление конкретной исторической личности, являющейся Помазанником Божьим, грядущим православным Царем. Вот, собственно, различным аспектам Исхода, Проповеди и становления Царя посвящен наш проект».

В этом абзаце есть следующие смысловые узлы:

  1. Совокупность соборной деятельности
  2. Единый мистический центр
  3. Новозаветное пространство Горнего Сиона
  4. Явление конкретной исторической личности
  5. Помазанник Божий
  6. Православный Царь
  7. Исход, проповеди и становление Царя

Попытаемся перевести значения словосочетаний из этого списка на язык общеупотребительной лексики:

В 1-ом словосочетании значение слова «совокупность» можно определить как «общая сумма», «соборная деятельность» — иначе можно назвать «коллективная» деятельность, а «Деятельность» — это последовательность действий. Таким образом. смысл указанного словосочетания интерпретируется как «Общая сумма коллективных действий».

Во 2-ом словосочетании «Единый» — значит, объединенный, собранный вместе из нескольких компонентов; слово «Мистический» происходит от слов Мистерия, Таинство, т.о. «перевод» этого словосочетания можно сформулировать как » объединенный таинственный центр».

В 3-ем словосочетании «Новозаветное» означает «относящееся к Новому Завету», «Пространство» — это условие описания свойств материи: местонахождение, позиционирование, обладание какой-то формой. Горний Сион: Горний – значит Вышний, Небесный. В Библии слово «Сион», означает «укрепление», Город Давида, Иерусалим. Со временем слово «Сион» переходит из обозначения физического города к духовному понятию: Сион становится обозначением Израиля как народа Божьего (Исаии 60:14). И наконец, в Новом Завете, оно обретает смысл духовного царства Бога, Небесного Иерусалима (Евреям 12:22; Откровение 14:1). Апостол Петр говорит о Христе как о краеугольном камне Сиона: «Вот Я кладу на Сио́не камень краеугольный, избранный, драгоценный. Всякий, кто верит в Него, не будет посрамлен» (1 Петра 2:6). И это высказывание относит к личности Христа. Об этом же наводит на мысль и определение: «Новозаветное пространство Горнего Сиона», в котором усматривается Царство Небесное.

Представим теперь главную цель проекта так, как она должна была бы быть прочтена, исходя из употребленных на сайте слов: Целью проекта является общая коллективная деятельность, направленная на достижение объединенного таинственного центра, который сосредоточен в Христе как краеугольном камне Царства Небесного».

Однако в самой формулировке цели проекта говорится, не о Христе, а только, что из Горнего Сиона произойдет явление конкретной исторической личности – Помазанника Божия, т.е. Царя. Что же это за фигура?

С одной стороны, на уровне представления в анализируемой фразе фигурирует указание на православного царя и говорится о задаче проекта изучать различные этапы и аспекты его жизни – исход, становление, проповеди. С другой стороны, по контексту напрашивается фигура Христа, но это не Христос, а Помазанник Божий, т.е. Царь. По происхождению он выходец из Горнего Сиона, но по сути не Небожитель, а земной … «князь мира сего»? анти-христ! Так на наш взгляд, за фигурой Помазанника Божия «маячит» фигура не Христа, а антихриста!

Таким образом, интернет проект «Премудрость Царства» не является инструментом, просвещающим в вере ум и душу посетителей сайта, а посвящен изучению и пропаганде того, кто вместо Христа.

Понятно, что интерпретировать историю надо на исторических материалах. Библия, безусловно, является историческим документом, но корректная интерпретация Библии может происходить только на уровне приложения к конкретным историческим реалиям духовного знания, полученного в Божественных откровениях и в Святоотеческом учении. Поэтому цель проекта не может быть достигнута предложенными автором проекта методами по объективным причинам. Для чего же нужна Библия автору проекта? Да все для того же – для создания видимости принадлежности проекта к христианству!

В ортодоксальном вероучении, и в православии тоже, любое знание, почерпнутое из Священного Писания, подтверждается выводами из святоотеческих учений. В сектантских воззрениях всегда есть умозрительная деятельность создателя секты. Да это и понятно: создатели сект прежде всего провозглашают себя как последователей ими же созданного » вероучения», а о Христе говорить они не хотят, но переводят все в более понятную им историческую канву, в которую вплести можно все, что им угодно. Это является характерным признаком сектантства и облегчает задачу определения границы, за которой заканчивается ортодоксальное вероучение, и начинаются сектантские поучения.

Кроме того, они всегда требуют от последователей принести клятву верности своим учениям. Это видно и в установках данного интернет-проекта: здесь открыто говорится о том, что проекту нужны единомышленники: «… теперь нам нужен собор единомышленников, нужна защищенная от неустойчивых элементов, площадка для общения.» (см. http://premudrost.club/index.php/ru/blog/155-premudrost-tsarstva).

Попробуем показать, как происходит обучение понимания текстов Библии средствами интернет-проекта «Премудрость Царства».

В структуре сайта premudrost.club мы найдем такие разделы, как Энциклопедия, Исследования и др., в которых сосредоточены всевозможные объяснения слов и выражений, взятых из произвольно цитируемых мест Священного Писания. Они выглядят так:

  1. «Иудея — это Церковь»
  2. «Кровля и поле — разные уровни духовного состояния»
  3. «Горы, в которые нужно бежать, это невидимый Сион»
  4. «Мистическое новозаветное пространство»

Вышеуказанные определения сделаны на основании следующего отрывка из Евангелия от Матфея:

(МФ, 24: 15-18): «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».

В этих определениях сочетаемость слов на уровне лексем (т.е. смыслов, значений, присущих семантическому полю слова), организована по-разному. В Евангельском тексте и кровля и поле употреблены в контексте указания места, которое следует избрать в определенных жизненных обстоятельствах, и их использование в таком контексте не вызывает отторжения.

Сочетание «кровля и поле» рядом со словосочетанием «разные уровни духовного состояния» в интерпретации «Премудрости Царства» вызывает дискомфорт, особенно в связи с тем, что конкретные значения переводятся в разряд абстрактных: кровля – как некое место, находящееся выше уровня земли, это верх, ближе к небу. Поле – это пространство, находящееся на уровне земли, на земле, совпадающее по уровню с землей. В таком словосочетании, оторвав значение слов от их конкретных смыслов, «Премудрость Царства» переводит эти слова в разряд абстрактных понятий — названий «уровней духовного состояния». Но что именно стоит за этими понятиями, какие именно характеристики этих духовных состояний — указаний на этот счет нет, как нет и развития мысли об этом. Мы не можем найти определение типа: «кровля – это такое духовное состояние, которое характеризуется тем-то и тем-то». Также и о поле нет никакого определения в связи с этим новым понятием в терминологии «Премудрости Царства».

На наш взгляд один из методов, которым пользуется автор контента сайта premudrost.club, – это превращение понятных слов и словосочетаний в непонятные, путем приписывания им нового, абстрактного смысла. Это не метафора, не метонимия. Это такое манипулирование системой сложившихся понятий, при котором происходит искусственное усложнение простого и понятного, которое принуждает неискушенного читателя подумать о себе как о необразованном, незнающем, непросвещенном субъекте и обратиться к содержательной части структуры сайта. Назовем это «заманиванием в ловушку».

Механизмы продвижения сайтов сектантского толка

Заманивание в ловушку происходит не только на конкретном сайте, куда попадает посетитель, обратившийся к поисковой системе с запросом о конкретном слове религиозного содержания. Сектантская ловушка может подстерегать и на сайте, совсем далеком от религиозной темы.

Анализируя контент сайта premudrost.club, мы проверяли несколько сайтов из списка, где встречаются Ключевые Слова (КС) и фразы на тему религии, веры и православия, попавшие в ранжир поисковой системы Яндекса при выяснении индекса цитирования этого сайта.

Наше любопытство было связано с тем, что слова, встречающиеся в названиях некоторых ресурсов из полученного списка, весьма далеки от церковной, богословской и схожей с этими направлениями лексики.

Например:

Что объединяет эти сайты?

В них обязательно на какой-то странице появится баннер с вопросом: «Нужна ли помощь от Бога?» и стрелочка с указанием, что надо нажать. Другой вариант этого же баннера сформулирован в виде вопроса «Бог отвечает на твою молитву?» И если посетитель сайта захочет узнать, какой ответ на это вопрос, то он обязательно нажмет на стрелочку и попадет на сайты: либо PoiskBoga.com, либо mirstudentov.com. На сайте onlineslovari.com можно найти информацию об иконе София Премудрость Божия, а рядом стоит баннер с вопросом: «Как молиться?» Не трудно догадаться, что ответ находится на сайте mirstudentov.com или на сайте PoiskBoga.com.

Если вы ищете синонимы к каким-то словам, вы можете через поиск в Яндексе получить ссылку на сайт how-to-all.com. Но и на этом сайте содержится баннер с указанием на то, что Бог есть, что Он рядом и что Он следит за Вами. Приводим скриншот такого неусыпного бдения со стороны тех, кто старается вовлечь, заинтриговать, соблазнить о Боге любопытствующую душу. Например: 6 причин открывают существование Бога на сайте mirstudentov.com.

Это выглядит так:

Совершенно открыто на сайте mirstudentov.com написано, что он разработан межконфессиональной христианской организацией ”CRU” и указан адрес в США. Также написано, что организация имеет представительства среди студентов в нескольких городах России и по всему миру. И далее: » если вы хотите узнать, каких именно богословских доктрин придерживается наша организация, напишите нам через форму обратной связи…» и далее открывается диалоговое окно.

Таким образом, если внимательно относиться к тем словам, которые используются в религиозных интернет-проектах, если сверять идеи авторов этих проектов и сайтов со Словом Божиим, то возможно предотвратить попадание в интернет-ловушку псевдо христианских сект. Этому вниманию учат нас и апостолы-ученики Христовы. Как сказано в 1-ом послании апостола Иоанна: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Иоан.4: 1-4).

Как и раньше, во времена первых христиан, святые боролись с ересями, так и в наше время надо стремиться поддерживать чистоту веры, уметь распознавать ересь и обличать лжеучения и лжеучителей, потому что их единственная цель — погубить души. Ведь нынешние создатели сект искажают учение Христа, Его жизнь, с единственной целью — любой ценой отвратить от Бога неокрепшие души и лишить их спасения в вере.

Церковь Православная всегда заботилась о своих чадах, оберегая спасительное учение от повреждений.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *