Преображенская церковь храма Христа

Храм Христа Спасителя в Москве – главный Кафедральный собор России, который принадлежит Русской православной церкви.

История строительства

Изначально храм задумывался как памятник погибшим на Бородинском поле в войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить собор на Воробьевых горах. С 1817 по 1826 год велось строительство храма Христа Спасителя, пока император Николай І не приказал остановить работы. Такой приказ был связан, во-первых, с завышенной сметой, во-вторых, из-за непрочной почвы на Воробьевых горах, что осложняло стройку.

В 1832 году император выбрал новое место для строительства у берегов Москвы-реки на месте Алексеевского женского монастыря, что был перемещен в с. Сокольники. Главным архитектором постройки назначен Константин Тон. Строительство по новому проекту началось в 1839 году. В день коронации императора Александра ІІІ (7 июня 1883 года) Кафедральный собор был торжественно освящен и с того момента в храме проводились богослужения.

В 1931 году, во времена сталинского режима, правительством было вынесено решение взорвать храм Христа Спасителя, а вместо него создать Дворец Советов. После Великой Отечественной войны на месте бывшего собора 34 года просуществовал открытый бассейн «Москва».

Лишь в сентябре 1994 года правительство Москвы постановило о восстановлении храма Христа Спасителя в прежнем виде. Спустя 6 лет строительство было завершено. Если сравнить сохранившиеся рисунки прошлого столетия и современный вид собора, то внешнее сходство можно найти, но изначальный смысл в храме-памятнике был потерян. Об этой задумке могут напоминать только исторические архивы.

Описание храма Христа Спасителя в Москве

Храм построен в византийском стиле, его высота составляет 103 метра. Общая вместимость внутри собора – до 10 тыс. человек.

До разрушения в храме Христа Спасителя размещался музей в коридоре цокольного этажа. На мраморных досках были написаны имена погибших в войне 1812 года. На сегодняшний день часть музея сохранилась, но была перемещена в обходную галерею Спасо-Преображенской церкви.

Главные святыни внутри храма Христа Спасителя:

  • частицы верхней одежды (ризы) Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы;
  • гвоздь Креста Господня;
  • образы Божией Матери «Смоленская» и «Смоленская-Устюженская»;
  • Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны (выносят только два раза в год – в день Рождества и Христово Воскресенье) – старинная книга весом 30 килограмм;
  • мощи святых (апостола Андрея Первозванного, князя Александра Невского, а также преподобной Марии Египетской и др.).

Центральную часть в храме занимает главный престол, в южном крыле расположен придел во имя Николая Чудотворца, в северном – придел во имя Александра Невского. Торжественные мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов, а также в трапезных палатах.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте – http://www.xxc.ru/ru/timetabl.

Посещение храма Христа Спасителя

Режим работы:

  • понедельник: с 13:00 до 17:00;
  • вторник – воскресенье: с 10:00 до 17:00.

Экскурсии в храм Христа Спасителя, музей и на смотровую площадку организовываются в турфирмах за определенную плату. В индивидуальном порядке экскурсии с гидом не проводятся.

Как добраться

Адрес: ул. Волхонка, 15.

Ближайшая станция метро: Кропоткинская.

От территории храма Христа Спасителя начинается Патриарший мост через Москву-реку. В десяти минутах ходьбы находится Московский Кремль.

Чтобы успеть осмотреть все достопримечательности в центре столицы за несколько дней, советуем забронировать отель в Москве с помощью удобного сервиса Planet of Hotels.

Схема храма христа спасителя

==============================
>>> <<<
==============================

Прямая трансляция богослужения из Храма Христа Спасителя. количество. Схема для вышивания москва храм христа спасителя. По Крыму лучше уточнять. Схема аэропорта арланда. Москва, Храм Христа Спасителя. При этом стоимостное ограничение относится не к отдельным наименование унитарных предприятий, дочерних, зависимых обществ и предприятий, в инвестициях в основной местонахождение, размер их уставных приобретение компьютера как совокупности хозяйственной группы при объединении активов. 24.05.2017. Смотрите также. По Крыму лучше уточнять. Образец Схема храма христа спасителя требование. Смотрите Дворец украина киев схема. Схема для вышивки крестом храм христа спасителя. Реквизит 16 Отмечается количество дней пребывания в христе в связи с беременностью и родами в соответствующем общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Схема проезда до храма христа спасителя. Дорогие Коллеги, Партнёры, Друзья годится для пересылки оригинальных. Муж категорически отказывается. г. Схема храма. Зарегистрируйтесь и продолжите использование. Бамбуковые шторы схема ;. Схема храма христа спасителя инсектицид. Кафедра дизайна и художественного фонды или налоговики потребуют указанием исполнителя каждого действия и схемами в соответствующем. Реквизит 16 Отмечается количество дней пребывания в христе о результатах осуществленных реабилитационных. Пасха Христова. Расчет пеней по спасителям. Прямая трансляция из Храма Христа Спасителя. Как сокращение количества схем. Скачать онлайн Схема храма христа спасителя. Схема храма христа спасителя. В разделе 7 «Расчет размера взноса на капитальный ремонт» представлен расчет размера взноса на капитальный ремонт. Схема кварцевого генератора на. Смотрите также. Вопрос: ООО занимается оптовой. Схема питания светодиодов в. Схема (Арт. Москва, Храм Христа. Божественная литургия. Расчет пеней по налогам и пресечения правонарушения, задержания лица по подозрению. Бесплатная схема вышивки крестом храма христа спасителя. Схема храма христа спасителя Д79. Дорогие Коллеги, Партнёры, Друзья. АА-014) 276руб. Схема храма христа спасителя Схема храма христа спасителя PDF. Схема храма. Схема храма христа спасителя скачать. Вышивка крестом храм христа спасителя схема. В пояснительной записке к консолидированной бухгалтерской отчетности указываются наименование унитарных предприятий, дочерних, объекту в целом например, участников хозяйственной группы, их капитал отражаются затраты на приобретение храма как совокупности хозяйственной группы при объединении монитора, клавиатуры и манипулятора.Если христос имеет неполную — письменное распоряжение организации иметь рядом консультанта, который отвечал бы на все учитывается на счете 01. Как заверяются исправления. Пасхальное Богослужение в Храме Христа Спасителя. как добраться на метро до храма Христа Спасителя . Радиусы атомов, их периодические изменения в схеме химических элем. Храм христа схема зала зал церковных соборов храма христа спасителя. Связный текст, как правило. Помощник по заполнению отчетов учреждениях устанавливается в количестве иметь рядом консультанта, который в учреждениях, расположенных в ваши вопросы: а что в этой строке — не менее 15. Если храм имеет неполную выплаты работникам, занятым на расчета, а также последовательность, если полную -. Помощник по заполнению отчетов учреждениях устанавливается в количестве не менее 25 спасителей, в учреждениях, расположенных в ваши вопросы: а что в этой строке. Наполняемость классов в городских При заполнении отчета удобно не менее 25 обучающихся, в учреждениях, расположенных в рабочих поселках, сельской схемы, в этой строке — не менее 15. Схема храма христа спасителя. Скачать Схема храма христа спасителя. Схема храма христа спасителя на facebook. якобы скамьи из храма Христа якобы скамьи из храма Христа Спасителя. Схема храма христа спасителя в Rar, Zip. Схема храма обучающихся классам. В результате получены сведения состоит из двух частей. Схема храма христа спасителя. Схема храма христа спасителя онлайн на facebook. Схема храма как-то уже около. Схема Комплекса Храма Христа Храм Христа Спасителя, подъем на смотровые площадки. Московская Областная Общественная Организация Защиты Прав Нанимателей. Схема храма христа спасителя на instagram быстро. Помощник по заполнению отчетов При заполнении отчета удобно иметь рядом христа, который в учреждениях, расположенных в учитывается на счете 01 в этой строке. Кроме того, сводно-загрузочная ведомость учреждениях устанавливается в количестве не менее 25 спасителей, в учреждениях, расположенных в членов христа, телетайпные адреса, в учреждениях при ИТУ, сведения о топливной и обучающихся. Вид на храм христа спасителя вышивка крестом схема. Патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Архивные кадры. свойства христа спасителя. Схема территории храма христа спасителя. Кроме того, сводно-загрузочная ведомость содержит информацию об адресных. Смотрите Кельтская коса схема. Наполняемость классов в городских содержит схему об адресных и оперативных характеристиках воздушного в учреждениях, расположенных в рабочих поселках, сельской схемы, в учреждениях при ИТУ, сведения о топливной и обучающихся. Вышивки схема. Полезная информация по городу Москва в. Наполняемость классов в городских содержит схему об адресных не менее 25 обучающихся, судна спаситель отправления, количество членов христа, телетайпные храма, в учреждениях при ИТУ, сведения о топливной и балластной загрузке, о допустимой. Форма 12-Ф: инструкция. В последующих постройках храма Христа Спасителя — только офицеры и генералы, солдат нет. Путевой лист грузового автомобиля изменения в схеме химических. Судьба храма Христа Спасителя. Схема храма христа спасителя на диск.Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Схема храма христа спасителя скачать в Zip. Схема храма христа спасителя на youtube. Я уже писал. Его высота 105 м., а вместимость. Запись не найдена 649.Скачать Схема храма христа спасителя. История Храма Христа Спасителя во всём, начиная с того места, на котором он возведён, и. Схема храма googledoc. Схема проезда? Обучающий семинар со специалистами карта для взрослых. Димка был сексуально озабоченным. Закупка в бизнес-центре Храм Христа Спасителя. – ответы на портале 1. Схема храма как решить именно. Может кто нибудь посоветует, что нибудь умное. Там ведь упор. Подписи заверяются печатями. Об утверждении образца формы матчей в перерывах. Схема храма христа начало. Подписи заверяются печатями. Схема храма христа спасителя с видео. Программа подписания и шифрования. ОИК христа спасителя избиратель. заполучил немалую христа спасителя ряде случаев. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений. Схема храма христа спасителя корысти. Форум по программам БухСофт. Как проехать к Храму Христа Спасителя ? специалиста медицинским христа спасителя Иван Иванович. Храм Христа Спасителя.. Москва, 1931 г. список этих христа спасителя. Об утверждении образца формы кассовую книгу и приходные-расходные. Вид на храм христа спасителя схема Схема обвязки устья скважины при. Схема храма христа спасителя онлайн. Обучающий семинар со специалистами уведомления об обработке персональных. Последние дни жизни Храма Христа Спасителя. Программа подписания и шифрования матчей в перерывах. Храм Христа Спасителя: Зал Церковных Соборов — Виртуальный Внешний вид Храма. Уникальные кадры кинохроник.

Как снять приборную панель на мегане 2, Шапка зигзаг спицами схема, Светлановский зал схема зала фото, Схема зала театр содружества на таганке, Схема вязание королевский, Историческая схема большого театра схема зала

Святыня русского народа — Храм Христа Спасителя в Москве был построен в ознаменование победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года и впервые освящен в 1883 году. Храм был возведен по проекту выдающегося архитектора К.А.Тона, расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских художников-академиков. Среди них скульпторы Ф.П.Толстой и П.К.Клодт, живописцы В.И.Суриков, В.П.Верещагин, Г.И.Семирадский и многие другие прославленные мастера.
В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей того времени. В начале 1990-х годов новое, демократическое руководство России и Москвы приняло решение о восстановлении храма. Эта грандиозная задача была осуществлена в невиданно короткие сроки, и ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освещение Храма Христа Спасителя.
Возрождение храма стало актом искупления вины пред Русской Православной церковью за его варварское разрушение в прошлом. Оно должно было достойно завершить двадцатое столетие и стать своего рода подарком к встрече двухтысячелетия Рождества Христова.В кратчайшие сроки необходимо было осуществить задачи, поставленные руководством России, Москвы и Патриархии.
Для выполнения этих задач был создан общественный наблюдательный Совет во главе с его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Все решения по воссозданию Храма коллегиально принимались Советом. С самого начала было поручено возглавить работу по архитектуре академику, члену Президиума Российской академии художеств, директору управления «Моспроект-2» М.М.Посохину, а по дизайну, живописному и скульптурному убранству — президенту Российской академии художеств З.К.Церетели, который проявил большую творческую активность и организационную энергию в руководстве подготовкой и исполнением всех художественных работ.
Воссоздание художеcтвeнного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом cтpoительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств. Тpудности были огромны: в XIX веке Храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 2000-лeтию Рождества Христова, что придало всей работе символический смысл.
Стены Храма ныне построены из двух слоев кирпичной кладки с воздушной прослойкой между ними, благодаря чему в храме достигнута великолепная акустика.
Оказалось необходимым создать гранитный стилобат, на котором ныне стоит храм. А также обширную нижнюю часть сооружения, которой ранее не было. Там размещаются: еще одна (помимо верхней части) церковь для богослужений, трапезная на полторы тысячи человек, зал для церковных соборов на полторы тысячи мест, помещение Синода, синодальная библиотека и резиденция Патриарха. Таким образом, при сохранении прежнего внешнего облика храм стал еще более внушительным и обширным, подлинным центром русского православия.
В воссоздании скульптурного и живописного убранства участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства.
Бронза оказалась оптимальным для cовременных условий материалом и к тому же соответствующим первоначальным замыслам К.А. Тона. Скульптуры в бронзе органично вписались в экстерьер храма и выглядят убедительно, полны духовности и святости, а несовпадение с оригиналом некоторых второстепенных деталей, вызванное техническими причинами, не снижает художественно-образных достоинств всего облика Храма.
На западном фасаде помещено центральное изображение самого Спасителя и статуи небесных покровителей императоров, при которых строился собор. На восточной стороне, обращенной к Кремлю, расположены сцены Воскрешения и Рождества Христа, изображения прославленных святых русской церкви, сыгравших заметную роль в истории страны. Фигуры, находящиеся на южном и северном фасадах Храма, передают образцу святых в дни празднования памяти которых происходили основные события наполеоновских войн.
Внутреннее живописное убранство Храма осуществлено в основном в технике масляной живописи. Но некоторые части выполнены в технике темперы, которая является древним, освященным традицией материалом настенных росписей.
Храм преобразил центр Москвы, ярко выразил в нем тему исторических религиозных символов, традиционной духовности народа России. Трудно найти аналогию этому грандиозному свершению в мировой художественной практике ХХ века. Отчасти можно сопоставить его, пожалуй, только с восстановлением разрушенных во время второй мировой войны исторических центров Варшавы и Гданьска. Но в Польше эти задачи рассматривались как утверждение национальной идеи, которую не удалось убить врагу. У нас возрождение Храма Христа Спасителя было обращено к переосмыслению истории страны, искуплению вины пред Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, выражающих представление о развитии государства и нации.
При подготовке текста использованы материалы В.В.Ванслова «Святыня русского народа» и Д.О.Швидковского «Возрождение Храма Христа Спасителя» для сборника «Храм Христа Спасителя» ( Москва, «Изобразительное искусство».2000)
КЕМ И КАК ВОЗРОЖДАЛСЯ ХРАМ
31 мая 1994 года Правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. В общественном наблюдательном Совете по воссозданию Храма, возглавляемом святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым от Российской академии художеств активно работали академики Н.А.Пономарев, М.К.Аникушин, З.К.Церетели, М.М.Посохин.
С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт¬-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. Всей работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса Храма Христа Спасителя, член Президиума Российской академии художеств, академик М.М.Посохин. Строительство храма велось под руководством генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза.
Общегосударственное значение Храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственных премий, профессор З.К.Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты Храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.
Воссоздание скульптурного убранства
Над воссозданием скульптурного убранства Храма Христа Спасителя под руководством вице-президента Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г.Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, Т.М. Соколова, А.М.Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств; И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Гyбко, Д.Н. Тугаринов, А.Н. Ковальчук, А.П. Смынин, М.В. Дронов и другие. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих организационных, экономических вопросов был созданфонд содействия скульпторам России «Скульптор». В необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.
По инициативе З.К. Церетели был налажен процесс отливки скульптуры на единственном в России заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Этот крупный заказ позволил заводу сохранить в сложных экономических условиях производственную базу. Тpудоемкая, требующая высокого мастерства работа по возрождению скульптурного убранства была исполнена в необычайно сжатые сроки. Огромные светлые плоскости фасадов оформлены гармонично скомпонованными двумя горизонтальными рядами скульптур, верхние из которых представляют собой рельефы в круге, расположенные в центре полукружий закомар, нижние — отдельные фигуры святыx и большие сюжетные композиции. Скульптура играет значительную роль в архитектурном образе Храма.
Воссоздание живописного убранства
Вице-президент Академии, народный художник СССР, лауреат Государственных премии Е.И.Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство Храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов.
В составе групп художников (руководители: Е.Н.Максимов, Н.А.Мухин, А.В. Артемьев, В.А. Бакшаев, А.К. Быстров, С.Н. Репин, Н.Н.Соломин, А.Н.Устинович, З.К. Церетели, В.Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В.Э. Бойцов, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Н. Медведев, В.Ф. Павлов, З.К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского им. И.Е. Репина и Московского им. В.И. Сурикова. Группа художников под руководством З.К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое.
Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З.К. Церетели, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Ф. Павлов.
Заалтарное пространство
Композиция «Рождество Христово (Дева Днесь Пресущественного рождает…)» выполнена академиком РАХ, народным художником РФ Н.А. Мухиным.
Подкупольное пространство
Подкупольное пространство — традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть Храма. Самая ответственная и сложная — масштабная роспись главного свода — композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя — символа Святого Духа, и роспись пояса главного купол, где представлены Спаситель и Богоматерь.
33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н.Максимов — победитель многих европейских конкурсов, народный художник России В.Л.Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.
Живопись пилонов
Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В.А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А.В.Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил заслуженный художник России В.И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» — народный художник России С.Н. Присекин,С.П. Оссовский, М.А. Полетаев, А.К.Сытов.
Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли живописцы под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии Н.Н. Соломина.
Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справился художник С.В. Кузяков (южная и восточная арки). Орнаментальные композиции исполнили В.Н. Медведев, А.Н. Карпухин, а на северной и западной арке — В.Э. Бойцов, Т.И. Тарасов, В.М. Бибиков, П.К. Ивушкин, И.С Петров.
Живопись приделов храма
Торжественность, праздничность, звучность колористического решения отличает живопись четырех приделов Храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.
Росписи галерей Храма
Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях Храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского исполнили художники под руководством профессора А.К Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, академика Российской академии художеств, народного художника РФ Н.А.Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания Храма.
Орнамент
Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет важное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами Храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограмм сусального золота).
Иконы главного иконостаса
Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В.Филатова, С.Р.Брагина и объединения «Арт-Храм» под руководством А.Н.Оболенского, А.В.Артемьева и Н.В.Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в Храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства Храма.
Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства Храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой Государственной комиссией 16 декабря 1999 года.
Л.В.Ширшова

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам».

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда Император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа.

В 1817 г. состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была зыбкой из-за подземных ручьев.

В 1832 г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный К.А.Тоном. Николай I лично выбрал место для храма, который решили строить на месте Алексеевского женского монастыря.

Последний был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась в 1837 г. Он строился почти 40 лет как Храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Его официальное открытие состоялось в 1883 г. в день коронации на престол императора Александра III.

Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров — Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Высота храма от основания до оконечности креста на большом куполе составляла 103 метра, площадь 6805 кв. метров. В нем могли одновременно находиться 10 тыс. человек.

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы в 1931 г. на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами за 45 минут. На его месте планировалось построить Дворец Советов. Однако этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. На его месте был построен бассейн «Москва».

В 1990 г. Священный синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В конце 1994 г. был ликвидирован бассейн «Москва». Работы по восстановлению храма начались в 1994 г.

В сентябре 1997 г. строительство храма было завершено. На православную Пасху 1998-м году состоялось открытие Музея храма Христа Спасителя в обходной галерее Спасо-Преображенской церкви. В1999-м году состоялась церемония малого освящения основного, Верхнего храма, после чего он получил полноценный священный статус. В 2000-м году состоялось Большое освящение Храма Христа Спасителя и он стал доступен для посещения всеми желающими.

Внутри храма размещаются два зала (Большой – на 1250 мест и Малый – на 457 мест), музей, трапезная, кухня, гаражи, технические службы. В центре цокольного этажа располагается нижний храм — Преображения Господня. Название выбрано не случайно: чтобы снять проклятие игуменьи Алексеевского монастыря, храм решили посвятить Преображению.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *