Преображенский собор кимры

Спасо-Преображенский собор в Кимрах (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Преображенский собор в Кимрах

Спасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала 20 века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля.

В историю города собор вошел по двум причинам: во-первых, в доме, стоявшем на его территории, родился автор «Молодой гвардии» А. А. Фадеев, во-вторых, некогда здесь бил мощный подземный источник, вода которого славилась своими чудодейственными свойствами. Ну а сегодня сюда приезжают, чтобы оценить великолепие внешнего и внутреннего убранства храма и поклониться древней иконе Иверской Богоматери.

Немного истории

Собор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал, увы, недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, впрочем, возобновились сразу после Великой Отечественной войны.

В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990-х был отреставрирован.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор — настоящий пир для глаз: рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.

Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.

Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обратите внимание на масштабное четырехъярусное паникадило и многоцветную декоративную плитку, которой выложен пол собора.

Практическая информация

Адрес: Тверская область, Кимрский район, г. Кимры, ул. Урицкого, 65. Веб-сайт.

Храм открыт с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 8:00 и 17:00. В праздники особый режим богослужений.

В соборе приветствуются пожертвования.

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

С тех пор прошло около двух лет. В храме не прекращают­ся восстановительные работы. Недавно здесь был открыт для богослужения еще один придел. Ряд предприятий и организа­ций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Настоятеля Вознесенской церкви отца Александра впереди ожидает немало забот, но забот скорее приятных. И хотя еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей перво­зданной красе, эти усилия не пропадут даром. И очень хочется верить в то, что как и в былые времена берущая свое нача­ло от храма улица станет вновь носить, свое исконное название — Вознесенской.

Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: 1852
Адрес: Тверская область, Кимрский район, Горицкое с/п
Координаты: 57.166186, 36.744299
Проезд: Р86 (Кушалино — Горицы — Кашин — Калязин), Р116 (Дубна — Кимры — Горицы)
Церковь Спаса Преображения расположена в селе Дуброва, которая входит с 1980 года в состав села Горицы Кимрского района.

Построена в 1795, каменная, престолов пять: в холодной главный Рождества Христова, правый Успения Пресвятой Богородицы, левый Святой Троицы; в тёплой: правый Святителя Николая, левый мученицы Параскевы.

Церковь Преображения Господня — с теплыми приделами Архистратига Михаила и Святителя Николая возведена в 1852 году вместо обветшалой одноименной церкви. Объемная композиция представляет собой высокий четверик, несущий массивную световую ротонду с арочными окнами, завершенную шлемовидным куполом и главкой. С запада к основному объему примыкают прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня. Храм закрыт атеистами во времена борьбы с религиозной идеологией и более не открывался. До наших дней на фасаде храма сохранился заметный след от разрушенных четырехколонных портиков, которые несли когда-то треугольный фронтон, а на колокольне уцелели полуколонны, придающие ей особую торжественность и строгость.

В настоящее время церковь заброшена и находится в полуразрушенном состоянии, но и в таком виде она вызывает у нынешнего поколения восхищение и уважение к себе.

Спасо-Преображенский собор, расположенный в г. Кимры, является одним из крупнейших храмов Тверской епархии.

Спасо-Преображенский собор в Кимрах сегодня

Собор построен в сочетании неорусского стиля и модерна. Церковь является красивым памятником архитектуры начала XX в.

Она давно стала одним из символов исторической части города. Собор назван в честь одного из главных праздников православной веры — Преображения Иисуса Христа.

История основания, строительства

Спасо-Преображенский собор в Кимрах построен на современной улице Урицкого. В нем есть 3 престола, названные в честь разных событий и святых. Главный престол, по которому храм и получил свое название, назван в честь Преображения Господа. Помимо него в церкви находятся боковые пределы. Они носят имена Ильи Пророка и трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Первый камень на месте строительства был заложен 21 июля 1902 г., в память об избавлении от тяжелой болезни российского императора Николая II.На месте основания храма бил ключ. Люди считали, что вода из этого ключа исцеляет болезни. Завершение работ планировалось к 1904 г., но к тому моменту храм был готов лишь в общих чертах.

Главы собора были не достроены, а к отделке внутреннего убранства даже не приступали. Освящен храм был лишь в 1911 г. После открытия церкви ее стали посещать люди, живущие в самых ближайших улицах села Кимры, а также нескольких местных деревень. Расположенная рядом с храмом улица стала носить название Преображенской (в настоящее время — ул. Вагжанова).

Приходское кладбище, под которое отвели место за селом, сейчас утрачено.

Судьба Преображенского собора в советский период

После того, как в стране началась революция, от властей поступил запрет на достраивание каменной колокольни Преображенской Церкви. Это объяснялось остро стоящей проблемой нехватки жилья, из-за которого не хватало материалов для строительства. Кроме того, верующим выдвигались претензии по поводу колокольного звона, который, якобы, нарушал покой пациентов находящейся рядом больницы.

Верующие попытались прийти к компромиссу с городскими властями, но решение о закрытии храма было уже принято. 19 мая 1927 г. в церкви состоялась последняя служба перед закрытием. На следующий день в храм пришла комиссия горсовета, для того чтобы провести опись церковного имущества. Однако к тому моменту около собора начались беспорядки.

Верующие не хотели пускать в храм безбожников. На первый взгляд, собор получилось защитить. Но совсем скоро зачинщики бунта попали под арест. 27 октября 1929 г. духовенство Преображенской церкви было приговорено к казни. Священники Ананий Бойков, Феодор Колеров и Михаил Болдаков были расстреляны. В настоящее время они причислены к лику святых в качестве новомучеников.

Весной 1947 г., когда отношение властей к церкви после войны несколько потеплело, по просьбе православных храм вернули верующим. В 1948 г. совершил литургию Игумен Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Богослужения возобновились, а храм стал одним из немногих действующих в Тверской епархии до конца советского периода.

Статус собора Преображенский храм получил в 1973 г, став центром Кимрского благочиния. Сейчас в нем по-прежнему идут реставрационные работы.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Спасо-Преображенский собор в Кимрах выполнен в неорусском стиле. Церковь спроектирована Ф. В. Рыбинским, а главным архитектором выступил В. И. Назарин. Строгая сдержанность, присущая старым русским храмам сочетается с грандиозным и роскошным декором. Арочные ниши фасада украшены мозаичными иконами.

Композиционно собор в себя включает непосредственно саму храмовую часть, которая увенчана пятью главами в виде невысоких шатров со световыми барабанами, апсиду и трапезную.

Внутреннее убранство

При оформлении стен собора использованы светлые, нежно-голубые и розовые цвета.

Ажурный, покрытый позолотой иконостас и богато украшенные иконы придают церкви дух торжественности и легкости.

Святыни и мощи

Одной из главных святынь церкви — список Иверской иконы Божией матери, подаренная городу афонскими монахами в 1901 г.

Икона изначально была в Покровском соборе, но поскольку в 1936 его взорвали, реликвию перенесли. Также очень чтят в храме икону местных святых: священномученика Феодора и мучеников Михаила и Анании.

Спасо-Преображенский собор, Кимры. Икона Пречистой Девы.

Иверская икона Пречистой Девы получила свое имя в честь одноименной обители на Афоне. Первые упоминаний об этой иконе относится к IX в. Тогда бушевали времена борьбы с иконами, святые образа отдавались на поругание еретикам. Согласно преданию, одна благочестивая вдова, которая жила рядом с древним городом Никея, сохранила у себя икону Борогодицы.

Однажды это стало известно властям. Вооруженные солдаты вознамерились отнять икону у женщины. Один воин набросился на образ с копьем и из лика Пречистой Девы хлынула кровь. После этого вдова пошла к морю, предав образ волнам. Тот не утонул, а сверхъестественным образом двинулся прочь от берега. Через некоторое время икону заметили на Афоне. С тех пор святыня стала хранится там.

Духовенство храма

Перечень служителей храма:

  1. Настоятель церкви — протоиерей Евгений (Морковкин). Родился в 1959 г. Окончил Тверской медицинский институт и Московскую духовная семинария. В 1994 году принял священнический сан. Рукоположен в диаконы, а затем во священники епископом Тверским Виктором (Олейником). С 1995 г. исполняет обязанности настоятеля Спасо-Преображенского собора в Кимрах. В настоящее время также является благочинным храмов Кимрского округа и входит в епархиальный совет Тверской епархии.
  2. Протоиерей Алексий (Шевчук). Родился 22 января 1965 г. Светское образование: окончил в 1991 г. Тверской государственный университет. Позже учился в Московской духовнай семинарии (1997 г.) и Московской духовной академии (2002 г.). В 2012 г. завершил обучение в аспирантуре Университета Российской Академии Образования г. Москвы. Рукоположен во священнический чин в 1993 г. В 2010 г. удостоен палицы.
  3. Протоиерей Борис (Колышкин). Родился 5 января 1976 г. Окончил общеобразовательную школу г. Кимры в 1993 г. До 1997 г. обучался в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 26 октября 1999 г. рукоположен в диаконы, а 19 января 2001 г. во священники. В 2015 г. удостоен палицы.
  4. Протоиерей Владимир (Кириллов). Дата рождения — 15 сентября 1974 г. Окончил в 1996 г. 2 класса Костромской духовной семинарии, после, в 2003 г. Тверской государственный университет, в 2006 г. Свято-Тихоновский Богословский университет. 20 августа 1998 г. посвящен в диаконы, а 16 апреля 2005 г. стал священником. В 2015 г. за добросовестное служение получил сан протоиерея.
  5. Диакон Алексий (Хомутов). Родился 8 декабря 1987 г. Рукоположен в диаконы 27 марта 2016 г. Ризничный собора.

Социальная работа, повседневная жизнь

На приходе ведётся активное социальное служение, оказывается помощь всем нуждающимся индивидуально, исходя из каждого конкретного случая и ситуации. Выдается материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям, детям из неполных семей, людям, оказавшимся в бедственном положении, которые нуждаются в решении экстренных проблем.

Для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, есть возможность консультации с православным психологом. Для пострадавших в военных конфликтах и стихийных бедствиях проводится сбор средств, вещей и продуктов.

Воскресная школа

Спасо-Преображенский собор в Кимрах также имеет воскресную школу, набор в которую проводится с началом каждого учебного года. Принимать детей в воскресную школу начинают с 5 лет. Для учеников устраиваются поездки на спортивные фестивали, праздничные чаепития и другие культурные мероприятия.

В воскресной школе детям преподаются основные знания христианской веры:

  • смысл православных богослужений;
  • церковнославянский язык;
  • катехизис и история Церкви;
  • творческие занятия (рисование, изготовление поделок).

При школе действует детско-юношеский хор. С родителями учеников проводятся двухгодичные курсы по основам православной веры.

Престольные праздники

У церкви есть три престольных праздника. Первый отмечается 19 августа, во время празднования Преображения. Второй — 12 февраля. В этот день Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

А третьим днем празднования считается 2 августа, когда по церковному календарю совершается память ветхозаветного пророка Ильи.

Режим работы для посетителей

Богослужения в храме совершаются каждый день с 8 часов утра:

Вид службы Время начала
Всенощное бдение 17:00
Литургия (в будние дни) 08:00
Литургия (в воскресенье и праздничные дни) 07:00

Интересные факты про собор

Несколько фактов о соборе:

  • На месте дома мученика за веру, священника Феодора Колерова был воздвигнут поклонный крест.
  • При строительстве в подвале собора установили калориферную печь для отопления здания в зимний период. В начале XX в. это считалось прогрессивным решением.
  • На территории храма расположен дом, где начал свой жизненный путь писатель Александр Фадеев.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Находится собор в историческом центре Кимр. В городе можно увидеть уникальные сохранившиеся деревянные и каменные дома стиля модерн, начала XX века. Достойны внимания улицы Орджоникидзе, Московская, Володарского и Кирова. На них можно прочувствовать всю атмосферу старого города.

Также есть замечательный краеведческий музей, где можно узнать много интересного об истории края — с древнейших времен и до наших дней. В Кимрском поволжье раскопаны многие уникальные археологические памятники: поселения эпохи мезолита, городища раннего железного века, курганы и селища древнерусского времени.

Как доехать:

Адрес Тверская область, Кимрский район, город Кимры, улица Урицкого, д. 65.
Как доехать до Кимр (от Москвы) Кимры находятся в 140 км от Москвы. Доехать до города от Москвы можно на автобусе, электричке и личном автомобиле.

Электричками с Савеловского вокзала, которые ходят по маршруту Москва – Савелово. Первая электричка отправляется в 7:15, последняя в 23:1. Путь займет 2 — 2,5 ч.

Для того чтобы доехать в Кимры из Москвы на автобусе, придется сделать пересадку в Дубне. Автобусы отправляются от автостанции, которая находится у станции метро «Савеловская». Первый автобус отправляется 9 утра, последний — в 20:15. Путь займет 3-4 часа.

Поездка на автомобиле заставит потратить 2 — 2,5 ч. Начало пути — Дмитровское шоссе. В районе Яхромы будет разветвление. Один путь станет вести к Талдому, а второй к Дубне. Между этими дорогами большой разницы нет.

Информация для паломников

Гостиницы в городе Кимры по большей части расположены на берегу Волги. Ближе всего к храму будет отель «Чайка», находящийся по адресу: набережная Фадеева д. 1/1. Двухместный номер с 1 кроватью обойдется туристу в 2500 р.

При посещении церкви рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Женщины должны быть в скромной одежде, готова покрыта платком или другим головным убором. Желательно надеть скромную юбку (ниже колена).
  2. Мужчины при входе в храм должны обнажить голову.
  3. Уважительно относиться к иконам и другим святыням.

Совсем недавно Спасо-Преображенскому собору в Кимрах исполнилось 108 лет. Он по-прежнему остается интересной достопримечательностью Московской области.

Спасо-Преображенский собор строился почти десять лет. Ведшиеся в нём метрические книги начинаются с октября 1911 г.

Передовые технологии

В высоком подвале собора согласно проекту была установлена кало­риферная печь для обогрева здания, что являлось новинкой для начала XX века.

Историческая справка

Закладка храма состоялась 21 июля 1902 г. в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина). Ей предшествовали литургия в Покровском соборе и крестный ход по ул. Ильинской (ныне ул. Урицкого), в конце которой над слывущим целебным родником и был заложен соборный храм. По проекту архитектора Рыбинского, составленному годом ранее, храм мог вмещать до 1000 верующих. Храм был трёхпрестольный: главный престол в честь Преображения Господня, два других – в честь св. пророка Илии и вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Архитектура храма выдержана в древнерусских традициях. Он сос­тоял из собственно храмовой части, апсиды и трапезной. Его увенчивают пять глав-шатров со световыми барабанами. Планировавшуюся проектом встроенную колокольню возвести не удалось по материальным обстоятельствам, но рядом с собором выстроили небольшую временную деревянную звонницу.
На территории храма стоял дом, в котором родился писатель Александр Фадеев (24.12.1901-13.05.1956).
Выдающимся священнослужителем был первый настоятель храма священник Фёдор Колеров, расстрелянный большевиками и причисленный впоследствии к лику святых Русской Православной Церкви в чине священномученика.
К храму были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры (оно стало городом в 1917 г.) и нескольких деревень, а проходящая рядом с храмом улица получила именование «Преображенская» (сейчас ул. Вагжанова).
При советской власти, в 1929 г., собор был закрыт. Местные власти ссылались при этом на «пожелания трудящихся», нехватку жилья и острую нужду в стройматериалах. Обращения прихожан с просьбами об оставлении храма их общине остались без внимания, а председатель ВЦИК Михаил Калинин, уроженец д. Верхняя Троица соседнего Кашинского уезда, письменно отклонил просьбу верующих (копия этого документа находится в Кимрском районном музее). 19 мая прошло прощальное богослужение. Когда на следующий день власти пришли изымать церковные ценности и опечатывать храм, произошли большие волнения. Многие верующие были арестованы, состоялся показательный суд, результат которого был предопределён. Показательны слова прокурора: «Мы судим нашего классового врага, сделавшего вылазку против наступающего пролетариата». Протоиерей Фёдор Колеров и четверо членов церковного совета были приговорены к расстрелу, многие осуждены к разным срокам заключе­ния. Такой приговор, получивший всесоюзную огласку, имел устрашающее значение не только для кимряков, но и для всех граждан СССР.
Собор спешно переобо­рудовали под клуб кустарей, сняв кресты и укрепив на центральной главе большую пятиконечную звезду. Через несколько лет клуб закрыли и устроил зерносклад.
В 1947 г., когда отношение верховных властей к Церкви несколько потеплело, в ответ на просьбу группы верующих Преображенский храм в Кимрах был возвращён им. В 1948 г. в соборе совершил службу игумен Пимен, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1973 г. храм приобрёл статус собора и стал центром Кимрского благочиния. В 2000 г. завершилась его реставрация.
К собору приписаны часовни целителя Пантелеймона (Савёловская клиническая больница), царственных новомучеников (д. Спас-Ченцы Кашинского р-на), Рождества Пресвятой Богородицы (Никольский погост, Кашинский р-н), на месте источника св. Аверкия (с. Никитское, Калязинский р-н), Никольская часовня возле Никольского храма (с. Белое, Кимрский район), Рождества Пресвятой Богородицы (на месте разрушенного храма с. Абрамово, Кимрский район).
Воздвигнуты Поклонные кресты: на месте дома священномученика протоиерея Феодора Колерова, на месте бывшего Преображенского кладбища г. Кимры, на месте бывшего Ильинского монастыря.
В Спасо-Преображенском соборе сохранилась и поновлена стенная роспись, в нём находится замечатель­ный иконостас. Святыней храма является чудотворная икона Иверской Божией Матери, переданная когда-то кимрскому Покровско­му собору из Афонского Андреевского скита. Она считается покровительницей города Кимры.
27 июля 2011 г. в честь юбилея храма в Кимрах состоялся Крестный ход, который возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.
Рассматривается вопрос о включении строительства колокольни Спасо-Преображенского собора в целевую программу «Сохранение культурного наследия Тверской области».

Как добраться

Собор находится в историческом центре города. Южнее храма – исторический центр Кимр с его архитектурными памятниками и набережная Волги.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *