Преподнесения для проповеднического служения

Преподнесения собраны с мира по букве. Интересные варианты быстро исчезают с радаров, поэтому я создала эту страницу, где они ласкают взор перфекциониста, разбившись по темам.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Как по-вашему, во что разумнее верить… (любые противоположности — создание людей и эволюция, Библия — сборник древних мифов или книга практической мудрости и т. д.)

Возможно ли узнать, ….. что нас ждёт в будущем, что такое Царство Бога, почему много страданий… любой вопрос…)

Есть ли какое-то библейское объяснение тому, что… (ведутся войны; люди умирают; существует тысячи религий… любой вопрос…)

Original: Mike Waters. Перевод: EsseFelix

Остается все меньше людей, которые еще не получили (не слышали) эту информацию. Здесь говорится о том, зачем читать Библию (как обрести счастье в семье, есть ли надежда у умерших…)

Вам нравится, когда Вам говорят правду? Тогда почитайте (послушайте) правду об огненном аде (кто правит миром, почему так много страданий) Правда ли, что одни грехи тяжелее других?

Мы Свидетели Иеговы, но сегодня не говорим о религии (после этого можно обратить внимание на какую-либо статью из журнала «Пробудитесь»)

Вам нравится получать информацию в печатном виде или просматривать её с электронных устройств? (в зависимости от ответа оставляем буклет или адрес сайта)

БОГ

Кому сегодня легче жить: верующему или атеисту? (Филиппийцам 4:6,7)

Возникал ли у вас вопрос: «Почему Бог допустил, чтобы это случилось именно со мной?» (Иакова 1:13)

Вы, наверное, тоже обращаетесь к Богу в молитве. Как Бог отвечает на молитвы? (Евреям 1:13, 14)

Молитва — это просто психологический прием, или что-то большее?

Чтобы человек поверил в Бога, нужны: чудо, беда или знания?

Кого Бог любит больше: мужчин или женщин? (Деяния 10:35)

Вы слышали о признании любви сразу всему человечеству? (Иоанна 3:16)

Original: https://clck.ru/AzUj5

Одобряет ли Бог войны? Если да, то чью сторону он занимает в современных военных конфликтах? (Псалом 37:9, 10, 14, 15 — Бог намерен покончить с войнами и их основными причинами)

Что предпринимает Бог, чтобы все искренние люди смогли узнать его? (2 Тимофею 3:16, Матфея 28:19, Римлянам 1:20)

(Упомянув какое-то трагическое событие из новостей, которое у всех на слуху и в котором виноваты люди) Как Вы думаете, жалеет ли Бог о том, что создал людей? (Бытие 8:21 — нет, хотя он и сожалеет о том, что большинство людей не хотят его знать и даже отвергают, он сохранил человеческий род)

Какими двумя способами можно узнавать о Боге? (Римлянам 1:23, 2 Тимофею 3:16,17)

Как Вы думаете, кто должен нести ответственность за все несчастья в мире: Бог, правительства или злые люди? (Иеремия 29:11; Даниила 2:44; 2 Тимофея 3:1-5)

Сегодня так много проблем потому что Бог отвернулся от людей или люди отвернулись от Бога? (Екклесиаст 7:29; Евреям 1:13)

Сегодня многие верят в Бога. Это модно или необходимость?

Последнее время стало много верующих людей. А как по вашему, верующий человек должен чем-то отличаться, чтобы можно было сказать, что он верующий? (Иоанна 13:35). Согласитесь, сегодня этого качества не хватает. Почему?

Вы, наверное, тоже следите за нелегкими событиями (страна, в которой происходят военные события) и переживаете за местных жителей. Как думаете, почему Бог не установит мир:
— не хочет? — не может? — или не пришло время

Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети должны уважать родителей, а работник работодателя? А как же тогда с Богом? Его нужно почитать и уважать? (Откровение 4:11)

Как Вы думаете, может ли любящий Бог ненавидеть? (неожиданный вопрос, построенный на антонимах, не оставляет равнодушным). (Притчи 6:16-19)

Трудно ли Вам поверить, что Бог ценит лично Вас? (Иоанна 6:44)

ИИСУС

Кто Иисус в вашем представлении — новорожденный младенец, человек в предсмертных муках или прославленный Царь?

Какой религии следовал Иисус?

Сейчас модно освящать дома и машины, а знаете, что освящал Иисус Христос? (Матфея 6:9)

Как Вы считаете, кто из людей повлиял на ход истории больше всего?

Что сделал бы Иисус, зайдя в храм сегодня? (Луки 19:45)

Что, по-вашему, нужно, чтобы создать атмосферу Рождества?

  • Вспоминать об Иисусе Христе?
  • Дарить подарки?
  • Проводить время с семьей?

(как продолжение разговора или отдельное преподнесение) Как лучше всего проявить почтение к Иисусу? (Иоанна 3:16, Иоанна 17:3)

(как продолжение разговора или отдельное преподнесение) Как по-вашему, для чего Иисус Христос приходил на землю? (Иоанна 3:16, Матфея 20:28)

В зимние праздники кто более популярен: Дед Мороз или Иисус Христос? Деда Мороза любят за подарки, а что может дать нам Иисус? (Иоанна 17:3)

Original: https://clck.ru/AzULR

БИБЛИЯ

Библия — книга от Бога или книга о Боге?

Возникало ли у вас желание почитать Библию?

Можно ли понять Библию? Если Библию можно понять, зачем тогда Свидетели Иеговы предлагают помощь в ее понимании? (Деяния 8:30,31)

В Библии записано много пророчеств, которые исполнились в мельчайших деталях. А Вы знаете, что одно из пророчеств сбывается сейчас у вашей двери? (Матфея 24:14)

Как думаете, ЧТО теряет человек, если не читает Библию? (Иоанна 17:3)

Хотелось бы Вам УЛУЧШИТЬ Ваши Библейские знания?

У каждой книги есть тема — роман о любви, детектив о убийстве, а какая тема Библии, Вы не задумывались?

Сегодня миллионы людей каждый день читают Библию. Как Вы думаете, что полезного они там находят?Есть ли смысл в наш век высоких технологий обращаться за советом к Библии? (Евреям 4:12)

Вы, конечно же, слышали поговорку: «Не хлебом единым будет жив человек», а как Вам её продолжение? (Матфея 4:4)

ПРАЗДНИЧНЫЕ

В зимние праздники кто более популярен: Дед Мороз или Иисус Христос? Деда Мороза любят за подарки, а что может дать нам Иисус? (Иоанна 17:3)

В праздники люди желают друг другу счастья, здоровья, но никто не говорит, как этого достичь. Ответ находится в Библии (Псалом 37:29) Но никто не говорит, когда эти пожелания сбудутся (Псалом 37:29)Приближаются новогодние праздники и многие люди говорят: «Как встретишь новый год — так его и проведешь». Как Вы считаете, действительно ли наша дальнейшая жизнь зависит от праздников или же от наших личных разумных решений? Хочу поделиться тем, что помогает принимать мудрые решения (2 Тимофею 3:16)

В это время обычно люди дарят друг другу подарки. Посмотрите, какой подарок людям приготовил Бог (Иоанна 3:16)

В праздничные дни люди обычно становятся добрее. А что нужно делать, чтобы быть добрыми всегда? (Матфея 7:12)

На самом ли деле в новом году будет что-то новое? Многие ожидают перемен. Настанут ли эти они? (Даниила 2:44)

Что для Вас означает «23 февраля»? (Ну может быть, вы встретите человека, который родился 23 февраля, но давайте представим, что мы не в книге Донцовой и невероятных падений сов у нас не бывает, поэтому Вы услышите: «День защитника отечества». Один раз я услышала «День пенки для бритья». Ну всё-таки представим, что человек перед нами среднестатистический) Самое время спросить: «А вы слышали о Защитнике всего человечества?» (К поколению нулевых подходить весело, ибо услышите кучу всяких Дарт Вейдеров, Бэтменов, Человеков-Пауков и т.д.) Если человек спрашивает: «Что это за праздник- называем дату Вечери в этом году и объясняем.

Original: https://clck.ru/AzUU7

О БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ

Кто больше всего преуспел в предсказании будущего?

Была ли Земля создана с определенной целью? (Исаия 45:18) Открытый вопрос: являются ли страдания и несправедливость частью замысла Создателя? (Второзаконие 32:4,5)

Счастье — это подарок свыше или его можно добиться? (оба варианта верны, Матфея 5:3)

Как Вы думаете, может ли это быть причиной того, что в мире много зла? (Екклезиаст 8:11) (РН-преподнесение)

Многие верят в жизнь после смерти. А есть ли жизнь без смерти? (Иоанна 17:3)

В наше время, когда растет доллар, лучше больше работать или экономить? В Библии есть хороший совет (Притчи 21:5)

Многие обеспокоены ситуацией на Украине. Что можно предпринять: поменять мышление людей или поменять правительство? (2 Тимофею 3:16)

Как вы думаете,чтобы преступности было меньше нужно больше полицейских или поменять мышление людей?
Больше полицейских. А вы уже слышали, что с преступностью будет покончено? (Псалом 37:38)

Original: Reverendfun comiks. Перевод: EsseFelix

Вы смотрите новости? Хочу поделиться информацией, о которой в новостях не говорится. Либо ещё вариант: как думаете, в новостях сообщают всё или что-то не договаривают?

Original: JW humor in Pinterest. Перевод: EsseFelix

Сегодня заметили, что желания одних людей исполняются, а других нет. Почему так происходит? (1 Иоанна 5:14)

Хотелось бы Вам увидеть, как будет выглядеть наш город в будущем? (И открываем иллюстрацию Нового Мира)

Original: https://clck.ru/AzUnZ

«Лучшие времена», о которых все говорили, уже прошли или ещё не наступили?

Какие чувства у Вас вызывает этот стих? (любое обещание о Новом Мире)

Часто в песнях поют о том, что любовь спасет мир. А как насчет такой любви? (Иоанна 3:16)

Сегодня одни люди надеются на себя, другие на правительство, а на кого надеетесь Вы?

Этим утром Вам уже говорили что-то приятное? Хочу поделиться…

Сегодня мы знакомим людей с одним очень интересным экономическим прогнозом на будущее. (Исаия 65:21-23)

Вы, наверное, согласитесь, что в последнее время все чаще можно встретить обеспокоенных людей. Как Вам кажется, что вызывает у людей наибольшее беспокойство? (сразу узнаем, что волнует человека) (Притчи 12:25) Как Вы думаете, где можно найти такое «доброе слово»? Вот одна из возможностей — (Римл.15:4)

Как по-вашему, такой склад ума поможет пережить сегодняшний кризис? (1Тимофею 6:8)

Что мы чаще всего видим в новостях? (Открываем ЧУБ сначала стр. 83, потом стр. 35) А какую иллюстрацию Вам хотелось бы видеть? (3 глава 16 абзац)

Сколько бы Вы заплатили, чтобы продлить жизнь в прекрасных условиях на один год? Посмотрите, что требуется, чтобы продлить её на вечность (Иоанна 17:3)

Вас интересует возможность продлить свою жизнь? Да! (Иоанна 17:3) — Нет! Меня тоже, если нужно продлевать такую, которой мы живём сейчас. Но посмотрите, какую жизнь предлагает Бог. (Откровение 21:3,4)

Сколько должен жить человек, чтобы смог успеть за свою жизнь сделать все, что хотел бы? (Екклезиаст 3:11 или Псалом 37:29)

Как Вы считаете (называем любую актуальную проблему: алкоголизм, сквернословие и т.д.) — это проблема общества или лично каждого? (продолжение — Кто решит, как решит, когда решит)

ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

Что для Вас, как для пожилого человека, самое важное: достойная пенсия, хорошее здоровье или уважение?

Как на ваш взгляд, что важнее иметь хорошее здоровье или бесплатные лекарства? (Исаия 33:24)

Original: JW humor in Pinterest. Перевод: EsseFelix

ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

Как Вы думаете: над смыслом жизни лучше задумываться в начале жизни или в конце? А в чем, по-вашему, смысл нашей жизни? (Эк. 12:13) Ещё вариант: у кого лучше спросить совет: у того кто дал жизнь или кто ею пользуется?

Как Вы относитесь к принципу: «Попробовать в жизни всё?» А изучать Библию Вы не пробовали?

ДЛЯ СЕМЕЙ

Благополучие в семье — это больше заслуга мужа или жены? (Эфесянам 5:23)

Кого легче воспитывать: мальчика или девочку? (Притчи 22:15)

Original: Reverendfun comiks. Перевод: EsseFelix Original: Reverendfun comiks. Перевод: EsseFelix

Что легче: создать семью или сохранить её?

Что лучше рассказывать детям: правду или сказки? (2 Тимофею 3:15)

РЕЛИГИЯ

Вы, наверное, тоже исповедуете какую-то религию, как и многие ваши соседи? (купируем возражение: «У меня своя вера») Хотя у нас с вами разные религии, проблемы у нас одинаковые. Например…

Вы, наверное, тоже исповедуете какую-то религию, как и многие ваши соседи? А как Вы думаете, поменять религию — грех или личное дело каждого?

Вы, наверное, тоже верите в Бога, как и многие другие соседи? Как Вы думаете, нужно ли принадлежать к какой-то религии или достаточно верить в душе? (Евреям 10:24,25)

Из разговоров с людьми я понял(-а), что у нас много верующих, но зла не становится меньше. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. (Иакова 2:26)

Как по вашему, что значит быть настоящим православным человеком: ходить в церковь, носить крестик или делать что-то другое? (Иоанна 17:3)

СЛУЖЕНИЕ ПО ДОМОФОНУ

Меня зовут … Я говорю с людьми о безопасности. Стала ли ваша жизнь более безопасной благодаря домофону? (…) Хотя сегодня мы не живём в полной безопасности, такое время скоро наступит.

РАЗНОЕ

Как по вашему, Дьявол — это невидимая личность, зло в людях или плод воображения? (Иоанна 8:44)

Если человек работает в саду «У вас очень красивый палисадник-сад. Вы, наверное, сейчас работаете и даже не задумываетесь, что исполняете первое повеление Бога, которое Он сказал в Раю? («Возделывайте землю»)

Не хотели бы Вы Как по-вашему, может ли обычный (украинец, россиянин, мадагаскарец) прожить день без мата? (Эфесянам 4:29)

Мы разговариваем со многими людьми и заметили, что верующих женщин больше, чем верующих мужчин. Но почему тогда Бог использовал именно мужчин для написания Библии? (1 Коринфянам 11:3)

Что делает мужчину по-настоящему сильным? (Притчи 16:22)

Original: https://clck.ru/AzV3o

Вы довольны качеством продуктов, которые сегодня продаются? (Псалом 72:16)

Слышали ли Вы, кому предлагалась самая большая взятка за всю историю человечества? И как он поступил? (Луки 4:5, 6)

Вам нравится, когда вам говорят правду? Тогда прочитайте правду о… (любая литература)

Что бы вы написали на пачке сигарет, чтобы люди перестали курить ? (2 Коринфянам 7:1)

Original: https://clck.ru/AzVAb

ПРЕПОДНЕСЕНИЯ ДЛЯ НЕФОРМАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

В парикмахерской. Какая длинна волос была у Иисуса? (1 Кор. 11:14).

В молочном отделе. Какое молоко самое полезное? (1 Петра 2:2)

В магазине косметики. У вас есть антивозрастной крем с таким действием: «Чтобы тело после него сделалось свежее, чем в молодости и я возвратилась к дням своей юношеской силы»? (Иов 33:25)

В салоне сотовой связи. Какая связь самая лучшая, надёжная и дешёвая? (Псалом 65:2)

В магазине одежды. Кто первый модельер? (Бытие 3:7, 21)

ШУТКИ

— Здравствуйте, меня зовут Иван. Как Вы думаете, почему люди совершают зло?

— Потому что их будят рано утром в воскресенье!

Реклама

ИСТОРИЯ ГОМИЛЕТИКИ В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

До XVII века в России не было какого-либо отдельного труда, посвященного вопросам церковной проповеди. Руководственные наставления относительно этого рода пастырской деятельности почерпались православными пастырями вначале из Священного Писания и из тех творений отцов Церкви, которые имелись в славянском переводе*. Впервые о церковном красноречии у нас заговорил архимандрит Иоанникий Голятовский (1688) в трудах «Наука альбо способ сложения казанья» и «Ключ разумения» (изд. 1669 г.), которые были составлены по образцу западных схоластических руководств по гомилетике. Архимандрит Иоанникий предлагал несложные правила по составлению схоластических проповедей. Это надолго утвердило на Руси взгляд на проповедь, как на одну из форм искусства словесности. Появившаяся в XVIII веке «Риторика» епископа Феофана Прокоповича (1736) имела ту же направленность. Сторонниками этого направления гомилетики были также: профессор Говоров А. «Основной принцип церковной проповеди», Казань, 1895), Чепик М. «Опыт полного курса гомилетики». Москва, 1893), Триодин Н. П. «Принципы красноречия и проповедничества».

Несмотря на подобные теоретические установки, в России так же, как это было и до появления дисциплины гомилетики, имелись выдающиеся пастыри-проповедники, которые своей жизнью в духе апостольской ревности призывали словом и делом паству к жизни во Христе. Среди них святитель Лука Жидята (1058); святитель Илларион, митрополит Киевский (конец XI в.); преподобный Феодосии Печерский (1074); святитель Кирилл, епископ Туровский (1082); святитель Серапион., епископ Владимирский (1275); святитель Димитрий Ростовский (1709); святитель Тихон Воронежский (1783) и другие. Большинство их проповедей не утеряли своей жизненной силы, убедительности и свежести до настоящего времени и могут служить образцом для современного проповедничества.

Другое направление гомилетики было разработано профессором Киевской Духовной Семинарии Я. К. Амфитеатровым (1802—1848) в обширном труде «Чтение по церковной словесности», который вышел в 1846 году. Автор отказался отождествлять проповедь с разновидностью ораторского искусства. Основную задачу гомилетики он видел в определении условий

*Слово о священстве свт. Иоанна Златоустого,соч.блаж. Иеронима, Амвросия Медиоланского,свт.Григория Двоеслова. ( Барсов Н.Лекции….с.120).

истинности проповеди. Эти условия коренятся, главным образом, в душе самого проповедника. Амфитеатров рассматривал науку о проповедничестве как пастырскую педагогику, но методика проповедничества не получила развития в его трудах. Мнение Амфитеатрова было поддержано профессором Киевской Духовной Академии Н. А. Фаворовым (1820—1897) и получило дальнейшее развитие в книге «Церковное красноречие и его основные законы» профессора Киевской Духовной Академии Певницкого В. Ф. (1855—1911), впервые изданной в Киеве в 1906 году. Певницкий полагал, что самое важное в проповеди—ее внутреннее духовное наполнение и чувства, которые она несет слушателям,—есть плод нравственно-христианского состояния самого проповедника. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Барсов Н. И. (1839—1903), сторонник этого направления, занял в нем крайнюю позицию. Проповедь является частью богослужения, в особенности—литургии, считал он, и поэтому она, как и все таинства, и всё благодатное в Церкви,—есть не что иное, как действие благодати Божией, то есть дар проповеди подается в таинстве Священства.

Эти две тенденции в своей разобщенности не удовлетворяли ищущих представителей гомилетической науки, и были предприняты попытки их синтеза. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. К. Никольский (1863—1936) в своих лекциях указывал на то„ что гомилетика должна помогать не только созданию проповеди, но и воспитанию самого проповедника, а затем и паствы, воспринимающей слово Благовестия. Этот же вопрос затронул священник Юрьевский А.— составитель сборника статей

«Гомилетика, или наука о пастырском проповедании слова Божия»-(Киев, 1903). Среди современных гомилетических трудов особенный интерес для проповедников представляет ( Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества) профессора Московской Духовной академии протоиерея Александра Ветелева. (Загорск, 1949—На правах рукописи). Подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики можно назвать курс академических лекций протоиерея Александра Ветелева. Дело проповедничества он рассматривает как взаимовлияние проповедника, слова и паствы в их неразрывном единстве. Успех проповеди определяется ее воздействием на паству. А это воздействие предполагает знание проповедником своей паствы, его пастырскую ревность и благочестивую жизнь. Именно поэтому протоиерей Александр утверждает, что проповедь следует изучать не только в теоретическом плане—необходимо анализировать ее зарождение и развитие в душе самого проповедника. При всей глубине исследования протоиерея Александра Ветелева, его труд не претендует на научную завершенность. Сам автор в предисловии к своему курсу лекций называет его «не столько научным трудом по курсу проповедничества, сколько проповедью-призывом к проповедничеству и показом, как надо учиться этому великому делу». Поэтому разработка гомилетического метода проповедничества остается делом будущего.

Особый вид гомилетической литературы составляют практические пособия для проповедников слова Божия. Протоиерея Григория Дьяченко ( Полный годичный круг кратких поучений),протоиерей Александр Ветелев 1) Сборник воскресных поучений,2)Великопостные и Пасхальные поучения,3) Сборник праздничных поучений ( на дни Господские, Богородичные и памяти святых) Сергеев –Посад,1960-1965г. Профессор этой же Академии игумен Марк Лозинский составил (Отечник проповедника. Сергиев –Посад,1971 г.) и (Сборник избранных проповедей студентов и воспитанников Московской Духовной Академии и Семинарии. Сергиев Посад,1972 г.)

Большую помощь современному проповедничеству оказал коллектив Издательского отдела Московской Патриархии, посвятив 5,6 и 7 тома Настольной книги священнослужителя тематическому материалу для проповеди. (Москва, т.5, 6, 7,1986).

Раздел первый. Теория Церковной проповеди.

15.Распространение ислама среди тюркских племен. Религиозный проповедник-суфий Ахмед Яссави.

  • •7.Основные черты государственно-политического устройства хунну, усуней и кангюев.
  • •8.Памятники древнетюркской письменности. Письменные источники по истории и культуре тюрков.
  • •9.Этногенез тюрков и этапы сложения тюркской государственности
  • •10.Этнокультурные процессы и международные связи в Западно-тюркском каганате.
  • •11.Тюргешский и карлукский каганаты и геополитическая ситуация в Центральной Азии в VIII веке.
  • •12.Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура
  • •13.Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.
  • •14.Этнополитическая история кыпчаков (1x-XI вв.).
  • •15.Распространение ислама среди тюркских племен. Религиозный проповедник-суфий Ахмед Яссави.
  • •16.Верования и религии древних тюрков.
  • •17.Государство Караханидов: этнополитическая история, социально-экономическое развитие и культурный ренессанс.
  • •18.Городская культура Казахстана. Историко-культурное значение Великого Шелкового пути.
  • •19.Ученые и мыслители тюркского периода. Абу Наср аль-Фараби, м.Кашгари, Ходжа а.Яссави, ю.Баласагуни и др.
  • •20.Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
  • •21.Образование монгольского государства при Чингисхане. Начало завоеваний Казахстана и Средней Азии.
  • •22.Восточный Дешти – Кипчак и Жетысу в составе монгольских улусов.
  • •23.Этнополитическая история Золотой Орды.
  • •24.Культура Казахстана в золотоордынскую эпоху.
  • •25.Этапы развития государственности в истории Казахстана: Ханство кочевых узбеков.
  • •26.Этапы развития государственности в истории Казахстана: Моголистан.
  • •27.Этапы развития государственности в истории Казахстана: Ак-Орда.
  • •28.Письменные источники по истории Казахского ханства.
  • •29.Мухаммед Хайдар Дулати и его труд «Тарихи-и Рашиди».
  • •30.Основные этапы изучения истории Казахского ханства: достижения и проблемы
  • •31.Предпосылки и основные этапы образования Казахского ханства.
  • •32.Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в XV-начале XVIII вв.
  • •33.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
  • •34.Казахское общество в XV-XVIII вв.: социальная стратификация, элитарные группы.
  • •35.Жузы и родоплеменная структура казахского народа.
  • •36.Политико-правовая система Казахского ханства. «Жеты-Жаргы».
  • •37.Традиционная материальная и духовная культура казахского народа (XV-XVIII вв.)
  • •38.Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар.
  • •39.Историография проблемы присоединения Казахстана к России.
  • •41.Внутренняя и внешняя политика хана Абылая .
  • •42.Политическая ситуация в Младшем жузе в конце XVIII в. Национально-освободительное движение под руководством Сырыма Датова.
  • •43.Антиколониальное и антиханское восстание в Букеевской орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. (1836-1838)
  • •44.Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.
  • •45.Создание колониальной системы управления на основе “Устава о Сибирских киргизах” (1822 г.) и “Устава об Оренбургских киргизах” (1824 г.).
  • •46.Реформы царизма по закреплению колониального режима в Казахстане: (административно-территориальные реформы 1867-1868 и 1886 и 1891 г.Г.).
  • •47.Военно-политические акции царизма в Южном Казахстане во второй половине XIX века.
  • •48.Военно-казачья колонизация территории Казахстана в XVIII- начале XX вв.
  • •49.Жизнь и литературное наследие Абая (Ибрагима) Кунанбаева как отражение истории казахского народа второй пол. Хіх века начала хх века .
  • •50.Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов и его научное наследие.
  • •51.Система традиционного (мусульманского) и русского образования в Казахстане XIX в. Педагогическая деятельность Ибрагима Алтынсарина.
  • •52.Течения в казахской литературе и искусстве XIX в.Поэты эпохи «Зар-заман».
  • •53.Вклад русских ученых в изучение истории Казахстана (в.В.Бартольд, а.И.Левшин, в.В. Вельяминов-Зернов и др.).
  • •54.Изменения социальной и этнической структуры населения Казахстана в начале хх века.
  • •55.Новые явления в экономическом положении Казахстана в конце XIX-начале XX вв.
  • •56.Цели и этапы переселенческой политики царизма в Казахстане.
  • •57.Первая русская революция в России и ее влияние на общественно-политическую жизнь в Казахстане.
  • •58.Казахстан в годы Первой мировой войны. Национально-освободительная война 1916 года.
  • •59.Роль газеты «Казах» и журнала «Айкап» в формировании национального самосознания казахского общества в начале хх века.
  • •60.Казахская политическая элита начала хх века: движение «Алаш».
  • •61.1 И II-й Всеказахский съезды. Создание национальной автономии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда».
  • •62.Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года и октябрьский переворот 1917 г.: расстановка политических сил в Казахстане.
  • •63.Утверждение Советской власти в Казахстане. Сущность социалистической революции и коммунистической идеологии.
  • •64.Политические события на юге Казахстана в 1917 г. Провозглашение Туркестанской («Кокандской») автономии.
  • •65.Идея единого Туркестана. Деятельность м.Чокая.
  • •66.Этапы становления советской государственности в Казахстане. Образование касср и ксср.
  • •67.Национально-государственное размежевание республик Туркестана в 1924 г.
  • •68.Экономическое положение в начале 20 х гг хх века.Переход к нэп.
  • •69.Идея «малого Октября» ф.Голощекина.Особенности осуществления индустриализации в Казахстане.
  • •70.Трагические итоги коллективизации и седентаризации казахского аула.. Голодомор 30-х гг. Хх века.
  • •71.Политические репрессии в Казахстане в период сталинского режима. Депортация народов в Казахстан и ее последствия
  • •72.Казахстан в период Второй Мировой войны. Подвиги героев-казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны.
  • •73.Командно-административная система социализма и общественно-политическая жизнь Казахстана в 40-50 гг. Хх в. Дело е.Бекмаханова.
  • •74.Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экологические, экономические, социально-демографические и духовно-культурные последствия.
  • •75.Попытки реформирования социалистической экономики в 1965-1966 г.Г.: достижения и противоречия.
  • •76.Казахстан в 70-нач.80-х г.Г. Хх в.: нарастание противоречий в экономике, общественной жизни, и в сфере межнациональных отношений.
  • •77.Декабрьские события 1986 г. В г.Алма-Ате и их влияние на политизацию масс.
  • •78.Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 г.Г.
  • •79.Движение «Невада-Семипалатинск» и объявление Казахстана безъядерным государством.
  • •80.Возникновение новых общественных движений и политических партий в 1990-е гг.
  • •81.Распад ссср и создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская декларация.
  • •82.Переход к рыночной экономике и проблемы социально-экономического развития независимого Казахстана (90 гг. Хх в. — 2000-е г.Г.).
  • •83.Политический курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности. Ассамблея народов Казахстана.
  • •84.Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан на современном этапе.
  • •85.Роль Президента рк н.А.Назарбаева в становлении независимости Республики Казахстан
  • •86.Государственные символы Республики Казахстан: история создания и семантика.
  • •87.Перенос столицы Республики Казахстан из Алматы в Астану. История Акмолы-Астаны.
  • •88.Независимый Казахстан: основы политического строя, права и обязанности гражданина, принципы экономического развития. (Из «общих положений» Конституции рк).
  • •89.Основные положения Послания Президента рк ( 2010 г.) «Новое десятилетие: новый экономический подъем, новые возможности Казахстан» и Актовой лекции, посвященной 75-летию КазНу им.Аль-Фараби
  • •90.2010 Г. – год председательствования Республики Казахстан в обсе.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО МЕСТО В ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

В описании стилистической дифференциации современного русского лите­ратурного языка разные авторы предлагают разные «наборы» функциональ­ных стилей. Так, например, В. В. Виноградов, исходя из основных функций языка — общение, сообщение, воздействие, — выделял такие стили: «обиход­но-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-доку­ментальный и научный (функция сообщения); публицистический и художе­ственно-беллетристический (функция воздействия)» . В учебном пособии М. Н. Кожиной описаны следующие стили: научный, офи­циально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой . О. А. Крылова выделяет такие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиход­ный .

* Впервые опубликовано в сборнике: Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Памя­ти Т. Г. Винокур / Отв. ред. Н. Н. Розанова. М.: Наука, 1996.

Другие авторы рассматривают русский литературный язык как объедине­ние двух достаточно самостоятельных функциональных разновидностей — книжного (кодифицированного) языка и языка разговорного (см., например ), каждая из которых имеет свою жанро-во-стилистическую дифференциацию (в книжной разновидности выделяются три основных стиля: научный, официально-деловой и публицистический — см., например ). При таком подходе язык художественной ли­тературы выделяется в особое образование, не являющееся функциональным стилем в общепринятом понимании этого термина, поскольку в художествен­ном тексте возможно использование языковых средств, принадлежащих лю­бым (в том числе и некодифицированным) подсистемам национального языка.

Не вдаваясь в споры между разными авторами по поводу репертуара и линг­вистической сущности различных функциональных стилей (см. об этом , обратим внимание на то, что в существующих сти­листических классификациях отсутствует функциональная разновидность, ко­торая обслуживает сферу религии.

Указывая на корреляцию стилей и сфер использования языка, В. А. Авро-рин выделил (среди других сфер использования языка) «сферу религиозного культа» , однако он имел в виду при этом язык вообще, а не современный русский и, кроме того, не дал какого-либо, даже фрагментарно­го, описания стиля, соответствующего сфере религиозного культа. В обстоя­тельной энциклопедической статье «Функциональный стиль» В. П. Мурат пишет, что «для многих современных литературных языков выделяются оби­ходно-литературный, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный», и лишь бегло упоминает «сферу культа», ко­торая является социально значимой у многих народов (о функционально-сти­листической разновидности языка, соответствующей этой сфере, она ничего не говорит) .

Отсутствие названной функциональной разновидности в имеющихся сти­листических описаниях объясняется в значительной мере причинами «внеш­него» порядка.

1 В устной реализации этот стиль, кроме того, отличается некоторыми особеннос­тями в области фонетики интонации: например, меньшей (чем в обычной устно-разго­ворной речи) редукцией предударных и заударных гласных, различением {о} и {а}, {э}

Как известно, при советской власти церковь была гонима, и деятельность священнослужителей и проповедников, то прямо запрещавшаяся официаль­ными властями, то так или иначе ущемлявшаяся, находилась как бы на пери­ферии социальной жизни и общественного сознания. В последнее десятилетие картина резко изменилась. Церковь получила поддержку государства и во мно­гом благодаря этому значительно активизировала свою деятельность. Слово священника звучит теперь не только в церковном храме, перед прихожанами, но и по радио, по телевидению; представители духовенства выступают в пар­ламенте, на митингах, на всевозможных презентациях, освящают вновь откры­вающиеся школы, больницы, дома культуры, памятники; в некоторых учебных заведениях слово Божие вводится как учебный предмет; в изобилии печатает­ся и распространяется среди населения религиозная литература. Все эти виды речевой деятельности характеризуются своеобразием в отборе и использова­нии словесных и синтаксических средств русского языка, что дает основания для выделения особого религиозно-проповеднического стиля 1 (наг звание условно).

Этот стиль близок к публицистическому, так как в нем значителен агитаци­онный момент: проповедуя слово Божие, священники стремятся воздейство­вать на сознание слушателей и убедить их в существовании непреложных ре­лигиозных истин, которыми должен руководствоваться человек в повседнев­ной жизни.

Однако в отличие от публицистики здесь используются не просто экспрессивно окрашенные лексические и фразеологические средства, а слова и выражения, принадлежащие высокому стилю, нередко архаичные (и благо­даря этому возвышенно-торжественные): благодарение, благодать, благодея­ние, боговдохновенный, богобоязненный, дарованный, ибо, дабы, призреть, пришествие, святой, тщета, уповать, явиться (в значении ‘появиться, прий­ти’) и т. п., некоторые устарелые формы слов: отче, сыне, Божие (вместо Бо­жье), диакон, изыди, пред (вместо перед), древо и др., формы, свидетельствую­щие о прямом обращении говорящего к слушающим: местоимения 2 л. ты (и Ты, если это обращение к Богу), вы, формы повелительного наклонения глаго­ла и нек. др.

В синтаксисе характерными чертами являются, например, такие, как пост­позиция определения, выраженного прилагательным: слово Божие, род чело­веческий, Царь Небесный и т. п., нанизывание однотипных конструкций, что усиливает эмоциональное воздействие высказывания; ср.:

Самые большие знамения, самые удивительные чудеса никогда не могли по­колебать сердце, которое ожесточилось, которое замкнулось в себе, которое от­казалось от веры, не желало верить (из проповеди), и нек. др.

Религиозно-проповеднический стиль жанрово многообразен: в нем доста­точно легко выделяются такие речевые жанры, как поучение, молитва, притча, исповедь, проповедь; жанрово различаются и разнообразные виды текстов бого­служения (акафист, ектенья, псалом и др.) и богословской литературы. Несом­ненным стилистическим своеобразием (даже в самых современных ее перево­дах) отличается главная книга христианства — Библия, совмещающая в своих текстах черты различных речевых жанров религиозно-проповеднического стиля.

В заключение приведем фрагменты из некоторых жанров этого стиля, кото­рые, как кажется, достаточно убедительно иллюстрируют особенности обсуж­даемой сферы речевой деятельности человека.

Поучение:

и {и} в неударной позиции, более или менее последовательным в формах слова Бог, в словах с благо- и нек. др. специфическими «интонационными штампами» в таких жанрах, как молитва, проповедь и др.

39-изо

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они ви­дели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда

творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже полу­чают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея б, 1—4.

Молитва:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Евангелие от Матфея 6, 9—13.

Проповедь:

Мы гости в этом мире. Мы гости на короткое, на очень короткое время, пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Но Господь открывает нам, что эта короткая жизнь имеет для нас огромное значение, потому что она есть школа вечности. Здесь наша душа, наша личность, наша совесть — все, что есть в нас божественного, все это здесь растет и воспитывается.

И как страшно человеку, который промотал свое время, потратил его на пу­стяки, на вещи ничтожные и жалкие. Он оборачивается, и оказывается, жизнь уже прошла в мелочных заботах, в пустой, бесплодной болтовне, в каких-то ложных делах, о которых даже, может быть, не стоило бы думать, — время проходит.

Есть слова: убить время. Правильные слова, хоть и страшные. Потому что время — это наша жизнь. И если мы убиваем, напрасно тратим время, мы уби­ваем свою собственную жизнь. Проверяйте себя, думайте об этом. Старайтесь, чтобы ничто не проходило напрасно, в праздности, в бесполезности, в бездар­ности.

Из проповеди протоиерея Александра Меня.

Как кажется, религиозно-проповеднический стиль должен занять подобаю­щее ему место в функционально-стилистической парадигме современного рус­ского литературного языка и получить соответствующее описание в литерату­ре по стилистике.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *