Преподобный матфей яранский

Вот уже более 80 лет верующие почитают преподобного Матфея Яранского как народного заступника и скорого ходатая ко Господу за всех его поминающих. И для меня было настоящим чудом – хотя кому-то может показаться и несущественным обстоятельством, – когда я узнал после диаконской хиротонии, что рукополагавший меня владыка Евгений, архиепископ Верейский, был на прославлении угодника Божиего земли Вятской – преподобного Матфея Яранского. А ведь именно преподобному Матфею, «случайно» оказавшись в его часовне, я молился об укреплении свыше накануне своей хиротонии.

В жизни нет случайностей, все движет всеблагой Промысл Божий. И святые – это наши верные помощники. Они помогают нам не только молитвами и ходатайством пред Господом, но и своим примером, ибо из земной жизни каждого святого можно почерпнуть для себя много назидательного, потому что жизнь каждого из них есть благовествование Христово, а оно, по слову апостола Павла, «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1: 16). А земная жизнь преподобного Матфея Яранского, чудотворца, пришлась отчасти и на горький период истории нашего Отечества, когда Господь испытывал веру каждого перед угрозой гонений и смерти от богоборческой власти.

Еще до войны народным усердием было составлено «Жизнеописание иеромонаха Яранско-Пророчицкого монастыря отца Матфея». Оно повествует о пути святого, хотя многое в его судьбе остается сокровенным.

Известно, что преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном – в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей.

Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Но он не стал башмачником, а через какое-то время поступил приказчиком к известному вятскому купцу Столбову, у которого прожил 18 лет. Юноша с Божией помощью преуспевал в торговом деле. Хозяин доверял помощнику ведение важных дел и впоследствии при его поддержке молодой приказчик завел свое небольшое дело.

Иеромонах Матфей

Еще на службе у купца Столбова Митрофан, в поисках духовного окормления, познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки, близ села Филейки. Под его влиянием в душе Митрофана стала созревать решимость оставить мирскую суету и удалиться в монастырь для того, чтобы всецело служить Богу. Но отец Стефан не благословлял, говоря: «Научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией; не принимай свое «я” за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». Митрофан смиренно последовал воле старца. В его магазине во всех углах и на видных местах были повешены листочки с текстом Иисусовой молитвы, чтобы, куда ни взглянуть, везде иметь перед глазами ее текст. Памятуя слова наставника: «Без смирения нет терпения, а без них нет монаха», он не торопил событий.

15 (28) августа 1890 года, в день Успения Божией Матери, духовный наставник отца Матфея старец Стефан (Куртеев) мирно отошел ко Господу. Близкий родственник отца Стефана, крестьянин села Филейки П.И. Куртеев, начал ходатайствовать об учреждении на месте подвигов старца мужского монастыря. И вскоре было получено благословение Святейшего Синода на открытие монастыря во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

35-летний Митрофан Кузьмич продал тогда свой магазин, положил деньги в банк на имя сестры Елизаветы и переехал в Филейскую обитель. 24 июня 1891 года Вятская духовная консистория указала принять М.К. Швецова послушником в число братии Александро-Невского монастыря. В годовщину кончины незабвенного старца послушника Митрофана постригли в мантию с наречением имени в честь Киево-Печерского преподобного Матфея Прозорливого (ХI в.), в Ближних пещерах почивающего. 17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года – в иеромонаха.

Более восьми лет подвизался отец Матфей в Александро-Невском монастыре. Уже в эти годы к нему начала приходить известность и любовь народа. К батюшке часто стали обращаться за советом и утешением. По смирению он принимал приходящих как бы нехотя, стараясь отослать к настоятелю либо к кому-то из братии, считая их более достойными. Но настойчивых батюшка не отвергал. Известен такой случай. Однажды к нему из любопытства пришла прихожанка и стала упорно дознаваться: что с ней будет в ближайшее время? Отец Матфей слушал не перебивая, но все молчал. Прихожанка недоумевала: всех принимал приветливо, со всеми разговаривал, а с ней молчит. Она в душе даже сердилась на него, но не уходила, желая услышать о своем будущем. Батюшка встал, подошел к ней, протянул в руке три сухарика: «Ступай с Богом. Вот твое будущее. Да молись, не ленись». Даже не благословив, повернулся и ушел в другую комнату. Посетительнице ничего не оставалось, как покинуть келью старца. Но она все думала, что же значат три сухаря. В скором времени с ней случилось несчастье: сгорел дом и все постройки. Осталась она с тем, в чем выскочила из огня. И в течение трех лет питалась именем Божиим, то есть собирала милостыню по деревням и селам. И только тогда поняла, что таким образом прозорливый батюшка предрек беду, о которой, видимо, прямо сказать не решился, чтобы в душе не посеять гнев и ропот на волю Божию.

Храм Анны Пророчицы Яранского Пророчицкого монастыря

В 1899 году в 10 километрах от Яранска, в имении покойной купчихи Анны Дмитриевны Беляевой, был заложен новый мужской монастырь. Главный его престол освятили во имя праведной Анны Пророчицы. Его строителем и настоятелем был назначен иеромонах Нил, человек богоугодной жизни, оставивший о себе впоследствии добрую память.

На долю отца Нила выпало много трудов по первоначальному устроению Пророчицкой обители. Он ввел отправление служб по образцу пустынных монастырей и, подавая пример братии, неустанно трудился сам, несмотря на то, что был слаб здоровьем.

В помощь отцу Нилу и был отправлен иеромонах Матфей. В Пророчицком монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений и треб он исполнял келейные обязанности у больного настоятеля: топил печи, кипятил самовар, следил за чистотой.

В 1902 году отец Нил умер. Новому временному настоятелю иеромонаху Пахомию (Кедрову) отец Матфей задолго предсказал получение святительского сана и вместе с этим многие скорби и горести. Действительно, позднее отец Пахомий был хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского, а в 1920–1930-е годы неоднократно подвергался необоснованным репрессиям.

12 февраля того же года отец Матфей был утвержден благочинным и духовником обители. Отца Пахомия в должности настоятеля сменил постриженик Филейской обители игумен Геннадий. Он уважал старца Матфея и без его совета ничего касающегося обители не предпринимал. При нем на отца Матфея было возложено тяжелое послушание эконома и казначея монастыря. Но все свои послушания отец Матфей нес с терпением и смирением, уповая на милость Божию и помня завет праведного старца Стефана: «Терпением только можно достигнуть мира духовного, войти в пристанище вечного упокоения».

Люди, знавшие отца Матфея в яранский период его жизни, вспоминали, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Он был бледен и худ, но, несмотря на это, лицо его и в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза, умные, проницательные, пронзали душу человека насквозь. Стремление жить страннически, достигая внутреннего монашества вниманием к себе и молчанием, наложило отпечаток на его поведение. Он постоянно тяготел к уединению, был молчалив, ходил, опустив голову, погруженный в молитву. Пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. С посетителем не говорил лишнего, поверxностного, а потому мог казаться неприветливым. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. В употреблении же пищи соблюдал крайнее воздержание, принимая ее только для того, чтобы поддержать силы. И оттого в последние годы его часто беспокоили сильные боли в желудке. Утешение и поддержку отец Матфей находил исключительно в молитве.

Отец Нил

Старческое служение отца Матфея началось с окормления братии Анно-Пророчицкого монастыря. Каждый из ее насельников поверял старцу свою душу и всегда получал вразумление и молитвенную помощь. Старец был убежден, что первопричина душевного и телесного расстройства человека кроется в нарушении заповедей Христовых, и в качестве основного средства для исправления предлагал чистосердечное покаяние в грехах и приобщение Святых Таин.

Благодаря своему высокому монашескому житию отец Матфей преисполнился величайшего дара благодати – христианской любви, а ее следствием явились в нем и другие обильные дары: духовное рассуждение, прозорливость и – как следствие – дар исцеления духовных и телесных недугов.

Со временем обитель возрастала, в 1917 году там подвизались 31 монах и 45 послушников. Казалось, ничто в тихой провинции не предвещало бури, но старец предсказывал: «Грядет скорбь великая, но через нее очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастет древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся».

Революция положила начало невиданному в истории гонению на Православную Церковь. В это время, когда духовные чада предупреждали об опасности, грозящей его жизни, из уст старца можно было услышать слова: «Что они мне сделают? Я монах. Лишат имущества? Я уже заранее отрекся от него. Осудят на изгнание? Я и без того не принадлежу миру и земле. Лишат жизни? Для меня жизнь только лишения и подвиг борьбы, страдания и вовсе не наслаждение. И я уже и сам всю жизнь свою посвятил Богу. Словом, я монах! Что мне сделают?»

В 1918 году Анно-Пророчицкий монастырь был упразднен, его имущество национализировано. Монастырские насельники вынуждены были разойтись по городам и весям. В бывшей обители остались лишь некоторые из братии, которые решили заниматься сельским хозяйством и создали товарищество «Опытное поле».

Изгнанный же из монастырского скита отец Матфей одно время находил приют в селе Большая Рудка Шарангской волости Яранского уезда (ныне Нижегородской области), но последнее земное пристанище он обрел в деревне Ершово Беляевской волости, располагавшейся в версте от бывшей монастырской пасеки. Местные жители, глубоко чтившие отца Матфея за его богоугодную жизнь, построили ему на своей земле небольшую келью-избушку, где он, прожив более восьми лет, и окончил свой земной подвиг. Молиться старец ходил в соседнее село Беляевское, в построенную в 1893 году деревянную церковь во имя святителя и чудотворца Николая.

Старец смиренно относился к гонениям безбожной власти и лишениям, которые он считал попущением Божиим, ниспосланным свыше испытанием за грехи человеческие.

Но богоборцы не только открыто боролись с Церковью, они стремились посеять раскол среди священнослужителей и паствы. В 1922 году начинается обновленческий раскол в Русской Церкви. Отец Матфей не мог равнодушно отнестись к происходящим событиям и активной деятельности обновленцев на Вятской земле. Так, в 1924 году обновленцы задумали превратить ежегодно проводимый в епархии крестный ход с чудотворными иконами в триумфальное шествие по Вятской губернии «живой церкви». Но крестный ход, совершенный 13 октября – 20 ноября 1924 года, продемонстрировал торжество Православной Церкви. Народ остался с верными патриарху Тихону священниками, а обновленческих клириков до службы не допустили. Поражение обновленцев во многом было предопределено той огромной разъяснительной работой, которую активно вели среди верующих священники и монахи, не отпавшие от Церкви. Не последнюю роль в этом деле сыграл и отец Матфей.

Братия монастыря. Во втором ряду третий слева — о. Нил, четвертый слева — о. Матфей. Сентябрь 1902 г.

В это время к батюшке Матфею приходило множество людей, чтобы узнать истину и утвердиться в ней. Он часто говорил притчами, иносказательно, как будто о ком-то другом, и словно обращался к кому-то другому. Но слушающий понимал, к кому обращена эта речь. Так, весной 1925 года к старцу тайно пришел епископ Нектарий (Трезвинский), только что назначенный Святейшим Патриархом на Яранскую кафедру. Отец Матфей смиренно открыл дверь, взял благословение и, когда владыка молился перед иконами, вдруг запел: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего…» Так скоро и точно преподобный дал ответ будущему священномученику на все приготовленные им по пути вопросы. Действительно, владыке было суждено пройти через весь ужас сталинских лагерей и принять мученическую кончину в сентябре 1937 года.

За советом и помощью к нему шли жители разных губерний – Нижегородской, Костромской, Пермской, из Удмуртии, Татарии, из других мест. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем.

Епископ Нектарий (Трезвинский)

Как-то раз пришла к отцу Матфею женщина за советом и говорит: «Как мне лучше помолиться, чтобы умерла моя дочь? Она у меня калека, спереди и сзади – горбы. И похожа на лягушку. Помоги и помолись, батюшка, чтоб Господь ее прибрал, ведь у меня, кроме нее, еще трое». Со скорбью в сердце выслушал старец слова матери. Долго молчал, ожидая, видимо, ее раскаяния в содеянном, а потом сказал: «Молодушка, девочку эту не избывай – это будет ваш поилец и кормилец». Вот так немногословно предсказал отец Матфей дальнейшую судьбу ребенка и его родителей. В скором времени после посещения горбы у девочки стали расправляться, ребенок рос и укреплялся, и в дальнейшем действительно случилось так, что ему своих родителей пришлось докармливать и допаивать до смерти и с честью схоронить.

Известен и такой случай, рассказанный жительницей деревни Марамзы: «Однажды у меня заболело лицо, появились на нем коросты, да такие глубокие, что в некоторых местах начало гнить мясо. И я пошла к батюшке. Он меня принял. Напоил чаем. А затем подает флакончик со святой водой: «Мочи, и все пройдет. Надо только верить”. А я до этого неоднократно умывалась святой водой, но было после этого еще хуже. Но ослушаться не посмела. И после трех раз умывания болезнь прекратилась». Сохранилось множество и других свидетельств чудесной помощи преподобного Матфея.

В последние часы жизни отца Матфея его верные духовные дети не отходили от его постели. Они и стали свидетелями блаженной кончины любимого батюшки. Старец тихо и кротко молился о прощении своих грехов, о спасении своих чад, как вдруг он, словно кого-то увидев, весь собрался, левая рука быстрее стала перебирать костяшки четок, а правой он истово стал креститься, устремив взор на икону Спасителя, и четко, совершенно не старческим, дребезжащим голосом, а молодым и звонким, тихонько, но ясно и отчетливо запел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Едва закончив пение, он совершил крестное знамение, и правая рука его так и осталась лежать на левом плече. Вместе с последними словами пасхального, радостного песнопения и с крестным знамением улетела душа его в небесные селения к воскресшему от гроба Христу Жизнодавцу, туда, куда стремилась всегда. Это произошло 29 мая 1927 года, в среду, в день отдания праздника Пасхи Христовой.

Его похороны превратились в многолюдный крестный ход. Еще при жизни старец пророчествовал, когда духовные дети спрашивали, где и как его схоронить: «Не беспокойтесь об этом, как да на чем везти. Я ногами уйду в Яранск». Эти слова исполнились в точности. После отпевания гроб с крестом, хоругвями и зажженными свечами обнесли вокруг храма, и многотысячная процессия двинулась в Яранск. Похоронное шествие растянулось едва ли не на версту. Все это напоминало скорее перенесение мощей, нежели обычное погребение. Ударом большого колокола на колокольне Троицкого собора встретил город печальное шествие. Все городское духовенство с хоругвями и иконами вышло навстречу процессии. Гроб внесли в Троицкий собор, блиставший от зажженных свечей и паникадил, где отслужили панихиду.

Часовня прп. Матфея

Из собора крестный ход направился на городское кладбище. Здесь, рядом с кладбищенской Вознесенской церковью, и был похоронен старец Матфей.

Сразу после кончины праведника на его могиле по молитвам верующих стали происходить чудеса и исцеления. Видя все возрастающее благоговейное отношение к могиле иеромонаха Матфея, православная община Успенского собора города Яранска решила поставить над могилой часовенку с иконостасом и надгробием, которая вскоре и была воздвигнута. Тогда же было определено ежегодно в день успения преподобного – 16 (29) мая – проводить у могилы торжественное моление.

Весной 1936 года в Яранск прибыл новый епископ Вячеслав (Шкурко), который также приложил немало сил для увековечения памяти вятского подвижника. По его велению могила старца была благоустроена, а в часовенке появилась неугасимая лампада. Вероятно, тогда же была составлена первая редакция «Жизнеописания отца Матфея», разошедшаяся во множестве рукописных списков.

Особенно сильной была помощь отца Матфея в годы Великой Отечественной войны. К месту упокоения народного заступника шли солдатки, чьи мужья сражались на фронте, безутешные вдовы, родители, у которых дети пропали в тюрьмах и лагерях, раненые и больные, верующие и неверующие – словом, все кто нуждался в утешении и исцелении от духовных и телесных недугов.

Некоторым отец Матфей являлся и видимым образом. Так, в годы войны одна семья осталась без средств к существованию. И отчаявшаяся мать, на руках которой было несколько детей, придя на могилу благодатного старца, стала слезно молиться, прося спасения от голодной смерти и от того, чтобы удержаться от воровства. После напряженной молитвы она как бы впала в забытье, но видит, как между деревьев идет старец, а за плечами у него большой рюкзак. Подошел к ней, отдал ей поклажу и говорит: «Питайся сама и питай деток». От радости и неожиданности она не спросила его имени. А когда пришла в себя, то, сколько его ни искала, старца не было. Только после войны, увидев фотографию, она признала на ней того старца, что спас их от голода.

В годы застоя в дни памяти старца на кладбище не пускали: плотным оцеплением стояла милиция. Но все равно за несколько дней до дня памяти отца Матфея в город стекались люди, ночевали по десять человек в доме, проникали на кладбище, кто как мог. Тогда власти решили вскрыть захоронение, изъять мощи старца, надеясь, что к пустой могиле ходить не будут. Однако сделать этого не удалось, и могилу отца Матфея попросту залили цементом.

В конце 1980-х годов почитание отца Матфея стало открытым. В 1991 году был совершен чин освящения новой часовни над его могилой: старая вместе с Вознесенской церковью была разрушена безбожниками.

Крестный ход в день канонизации прп. Матфея. Фото: yar1591.ucoz.ru

23 ноября 1997 года отец Матфей был прославлен как местночтимый святой Вятской земли. А в 2006 году по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был учрежден крестный ход в память преподобного Матфея, Яранского чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово, на месте праведной кончины старца, а заканчивается 29 мая молебном на месте упокоения – в часовне на городском кладбище Яранска.

По молитвам отца Матфея Господь творит чудеса и сегодня.

Преподобне отче Матфее, моли Бога о нас!

Подготовлено по материалам:

О, преподобне отче наш Матфее, Яранский чудотворче! От юности твоея всем сердцем Христа возлюбивый, исполненный духа премудрости и разума, духа веры и благочестия, невозвратным желанием Тому Единому последовал еси, сердцем смиренным все заповеди Господни исполняя. Ты приял еси образ Ангельского жития, неленостно подвизаяся в посте, бдении и молитве, восшел еси на высоту добродетелей, восприняв от Всещедраго Бога множество благодатных даров духовных. Дар прозорливости, дар недугов душевных и телесных врачевания, еще на земли обильно в тебе явися. Многим бысть добрый наставник и утешитель, пастырь и молитвенник. Во дни скорби и лютаго гонения от безбожных, во дни нестроения и смуты, ты, яко звезда светозарная в нощи, православным людям верный путь спасения озарил еси, пастырей в подвиге исповедничества и мученичества утверждая, монашествующих непреложно следовати заповедем Христовым научая, множество верных чад Церкви нашея утешая и вразумляя. Сам же гонения, скорби и болезни претерпев, ныне Отечества небеснаго достигл еси, по преставлении своем духом от нас не отлучаяся, сильно же благодатную помощь подавая всем с верою и любовию притекающим к тебе. Темже смиренно молим тя, преподобне отче наш Матфее, ныне, вкупе с преподобным Трифоном, блаженным Прокопием, Вятския земли чудотворцами и предстателями, и всеми святыми, вознеси своя благомощныя молитвы ко Христу, Спасу нашему, и испроси у Него веры православныя во Отечестве нашем утверждение, пастырям ревности, монашествующим в подвигах благих преуспеяния, всем Христианом благочестиваго и добродетельнаго жительства. Научи нас всею душею и сердцем любити и прославляти Пречестное и Великолепое и Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа, Егоже и ты возлюбил еси, непрестанно во устех и в сердце Его имея. Да и мы прославим жизнию нашею Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва иная
О, Божественныя Благодати добрый и красный сосуде, преподобне отче Матфее! К тебе мы грешнии и смирении молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей своей милости. Сохрани нас своим заступлением от облежащаго ны суемудрия и неправоверия и яко пастырь добрый упаси заблуждшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Сохрани землю Вятскую и вся веси и грады российския невредимы от всякаго зла. Умоли Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует своею благостию наша болезни душевныя и телесныя, согреет сердца наша любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Призри на всех с верою к тебе притекающих и просящих у тебе великия и богатыя милости. Да сподобит Господь честно празднующих святую память твою грехов оставления, дабы и мы вси с тобою прославляли всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь
глас 1
От юности твоея Христа возлюбивый/
и всею душею Его взыскавый,/
заповеди Божии неленостно соблюдый:/
постом, молитвою и смирением милость Господню обретый;/
стяжал еси благодать исцелений, отче преподобие Матфее;/
темже добрый утешитель был еси к тебе притекающим с верою;/
ныне Христу дерзновенно молися:/
о граде Яранске и людех земли Вятския,/
даровати нам веры отеческия утверждение/
и душам нашим спасение.
Кондак
глас 8
Чистотою жития твоего Господу угодил еси,/
дар непрестанныя молитвы стяжал еси,/
избранниче Божий, преподобие Матфее, Яранскии чудотворче;/
мы же, чтуще святую память твою,/
с любовию вопием ти:/
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Матфей Яранский


фотография начала XX века

Имя в миру

Митрофан

Рождение

4 июня 1855
Вятка

Смерть

29 мая 1927 (71 год)
д. Ершово

Монашеское имя

Матфей

Почитается

в Православной церкви

Канонизирован

в 1997 году

В лике

преподобных

Главная святыня

мощи в часовне на Вознесенском кладбище г. Яранска

День памяти

29 мая и 23 ноября (по новому стилю)

Подвижничество

чудотворения

Матфе́й Яра́нский (в миру Митрофа́н Кузьми́ч Швецо́в; 1855, Вятка — 29 мая 1927, Яранск) — местночтимый святой в лике преподобных.

Родился в семье сапожника. С 1890 года был послушником в Филейском Александро-Невском монастыре в Вятке. В 1890 году принял монашеский постриг и был в 1897 году рукоположен в иеромонаха.

С 1899 года проживал в Яранском Пророчицком монастыре. Скончался 29 мая 1927 года. Дата его смерти 29 мая (чтится как день его памяти). Предание приписывает ему факты чудесных исцелений.

Часовня Матфея Яранского на Вознесенском кладбище в Яранске

Похоронен на Яранском Вознесенском кладбище. В 1990 году над могилой была сооружена часовня.

23 ноября 1997 года причислен к лику местночтимых святых Вятской Епархии.

21 августа 2015 года мощи преподобного Матфея были обретены в ходе исследовательских археологических работ, проводившихся по благословению патриарха Кирилла.

Примечания

  • Преподобный Матфей, Яранский Чудотворец. Официальный сайт(недоступная ссылка с 21-11-2013 (2113 дней))
  • Святые Вятской епархии Преподобный Матфей Яранский Чудотворец(недоступная ссылка с 21-11-2013 (2113 дней))
  • Святой Преподобный Матфей Яранский Чудотворец
Вятская и Слободская епархия
Монастыри Вятский Преображенский монастырь • Верховятский Екатерининский монастырь • Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь • Воздвиженский Домнушкин монастырь • Истобенский Троицкий монастырь • Котельничский Предтеченский монастырь • Кукарский Покровский монастырь • Кукарский Успенский монастырь • Свято-Никольский монастырь • Слободской Христорождественский монастырь • Успенский Трифонов монастырь • Устьнедумский монастырь • Усть-Святицкий Спасский монастырь • Яранский Владимирский Новодевичий монастырь • Яранский Вознесенский монастырь • Яранский Знаменско-Мариинский монастырь • Яранский Пророчицкий монастырь
Благочиния Советское благочиние • Яранское благочиние
Святые Трифон Вятский • Прокопий Вятский • Матфей Яранский • Виктор (Островидов) • Нина Лальская
Образование Вятская славяно-латинская школа • Вятская духовная семинария • Вятская православная гимназия
Виктор Николаевич Звягин

доктор медицинских наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ
ФГБУ «Российский Центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва

Смотреть текст с иллюстрациями в брошюре

«Преподобный Матфей Яранский: неудавшаяся попытка уничтожения честных останков»

доклад на конференции «Прославление и почитание святых»

XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, г. Москва

«Добро невидимо,
Как невидимо сущее на небе;
А зло видимо,
Как видимо сущее на земле»

Преподобный Антоний Великий

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Не подлежит сомнению, что погребальный обряд, характеризующий отношение людей к смерти, сложившийся в далеком историческом прошлом, является неотъемлемой частью мировой культуры.

До недавнего времени были неизвестны гонения на Русскую Православную Церковь в виде целенаправленного уничтожения останков её праведных мучеников.

В статье представлены результаты опознание мощей преподобного Матфея Яранского (1885-1927) и впервые приводятся научные доказательства архивных данных о факте глумления властей над его захоронением.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Преподобный Матфей (Митрофан Кузьмич Швецов) родился 1855 в городе Вятке. В 1891 году стал послушником Филейского Александро-Невского монастыря. В том же году рукоположен в иеродиакона, а в 1897 году – в иеромонаха.

В 1899 году отправлен в Анно-Пророчицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Яранска. В 1902 году утвержден благочинным и духовником обители.

После упразднения этого монастыря в 1918 году находил приют в разных селах Яранского уезда. Последнее пристанище обрел в д. Ершово.

За советом и помощью к нему всегда шли жители многих окрестных губерний. Сохранилось множество свидетельств об его исцелении немощных.

По воспоминаниям современников отец Матфей был ниже среднего роста, бледен и худ, но, несмотря на это, «лицо его в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза умные и проницательные, пронзали душу человека насквозь» (Рис. 1).

Скончался преподобный в 1927 году и похоронен на Вознесенском кладбище г. Яранска внутри ограды родовой усыпальницы купцов Беляевых. Позднее над его могилой поставлена часовня с иконостасом и надгробием (Рис. 2).

Почитание могилы о. Матфея вскоре приобрело массовый характер, что вызвало противодействие местных органов власти (Рис. 3). Была сделана попытка по вскрытию захоронения и изъятию останков, но она, как будто, не удалась. Имеется информация о том, что «могила преподобного Матфея в 1950-е годы засыпалась известью» (Письмо епископа Яранского и ЛузскогоПаисия № 346 от 01.10.2015 г.). Правда, архивных сведений на этот счет пока не найдено.

В конце 80-х годов почитание о. Матфея стало открытым. В 1991г. на кладбище в молитвенной обстановке был совершен чин освящения часовни над его могилой.

23 ноября 1997 года отец Матфей прославлен в лике Вятских святых (Рис.4). А в 2006 году по благословлению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был учрежден крестный ход в честь преподобного Матфея, Яранского Чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово (на месте праведной кончины), а заканчивается 29 мая молебном в часовне на городском кладбище города Яранска (на месте упокоения).

Вскрытие захоронения и обретение мощей преподобного Матфея Яранского проведены в августе 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГРЕБЕНИЯ

Археологические работы по обследованию и поиску мощей преподобного Матфея (Швецова), проходили в конце августа 2015 по договору между «Научно-производственным центром по охране объектов культурного наследия Кировской области» и Яранской Епархией РПЦ.

Погребение преп. Матфея обнаружено на глубине 2 м от пола часовни (Рис. 5).

Крышка гроба провалилась. Под ней обнаружен костяк, соотносимый с останками прп. Матфея Яранского: сохранились монашеская мантия, погребальный крест и икона, епитрахиль, монашеские пояс и четки, нательный и параманный кресты. Голова погребенного была покрыта воздухом. Под головой была обнаружена монета номиналом «2 коп» 1926 г. выпуска, что совпадает с датой погребения Преподобного Матфея Яранского (1927 г.).

На заключительном этапе археологических исследований при обретении мощей прп. Матфея 21 августа 2015 г. присутствовали епископ Яранский и ЛузскийПаисий и представители Синодальной комиссии по канонизации святых, включая игумена Дамаскина (Орловский), клирика О. Митрова и проф. В.Н. Звягина.

СОСТОЯНИЕ МОЩЕЙ

Мощи преподобного Матфея Яранского сохранились в виде отдельных фрагментов скелета. Все они отличаются крайней хрупкостью, темно-коричневым и серо-коричневым цветом поверхности и резкой деформацией (Рис. 6).

Относительно сохранными являются череп, II правая пястная кость, основные фаланги III пальца правой кисти и II и IV пальцев левой кисти. Позвоночник, ребра, грудина, лопатки, таз и кости стопы отсутствуют.

Все кости, включая и череп разрыхлены белыми однородными включениями, похожими на гашеную известь (далее – включения извести). При незначительном прикосновении фрагменты рассыпаются в прах.

Диафизы фрагментов некоторых длинных трубчатых костей нижних конечностей утратили форму цилиндра и развернуты по периметру, каналы других – забиты включениями извести и имеют прямоугольный поперечник.

На своде черепа и нижней челюсти определяются наложения седых волос длиной от 5 до 53 мм.

ВЛИЯНИЕ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Для территории Яранского района, в том числе и для г. Яранска, характерен дерново-подзолистый тип почв, которые, как известно, характеризуются малой мощностью дернового горизонта, обеднённостью верхней части профиля окислами и относительным обогащением кремнезёмом, кислой и сильнокислой реакцией (рН 3,3-5,5) и требуют известкования. В составе поглощённых катионов имеются Ca, Mg, Н и Al. Эти почвы бедны азотом и фосфором. Сильной кислотностью обладают и серые лесные почвы, зональные включения которых могут наблюдаться в дерново-подзолистых регионах.

Согласно схеме геохимического районирования (составитель – геолог А.В. Креков, год сдачи 1988) г. Яранск находится на площади с аномальным содержанием хрома, никеля, ванадия, марганца и молибдена.

Морфологические изменения костной ткани мощей преподобного Матфея Яранского не типичны для дерново-подзолистых почв, которые обладают сильной кислотностью и ведут к постепенной декальцинации костей, но не затрагивают органическую основу матрикса.

Разрушение костной системы аналогичное мощам преподобного Матфея Яранского были обнаружены при захоронениях:

— в известняковых саркофагах в случаях с высоким стоянием грунтовых вод ;

— в дерново-карбонатных и карбонатных выщелоченных черноземах (с высоким горизонтом известняков), большой давностью захоронения .

ИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЯ

Исследование костного вещества прп. Матфея на молекулярном уровне проведено методом инфракрасной спектрофотометрии (ИКС) на ИК-Фурье спектрометре «Nicolet iS10» с целью изучения состояния органических и неорганических компонентов представленных мощей:

образец 1 – соскоб костной ткани левой плечевой кости;

образец 2 –крошковидная костная ткань.

В качестве контроля (К) взят образец нативной кости скелета человека (давность земляного захоронения около 5 лет). Объем навесок – по 2 мг.

Расшифровка ИК-спектров костной ткани проводилась по методике Л.Л. Шафранского .

ИК-спектр контрольного образца содержит интенсивные полосы поглощения, связанные с колебаниями ортофосфатов РО43- области 500-650 см-1 (деформационные колебания) и 900-1150 см-1 (валентные колебания), полосы поглощения карбонатного аниона СО32- 880,1430 и 1460 см-1, а также полосы поглощения, относящиеся к колебаниям белковой части (амид III 1240 см-1, амид II 1540 ± 10 см-1, амид I 1660 ± 20 см-1), включая метильные СН2и СН3 группы (2850 ± 30 см-1, 2925 — 2970 см-1), кроме полосы поглощения липидов 1740 ± 15 см1 (Рис. 7.1).

На ИК-спектре образца 1 зафиксированы изменения состава составляющих частей костной ткани – из трех амидов присутствует лишь пик амида I (1650 см-1), полосы амидаII и амидаIII отсутствуют. Деформационные колебания ортофосфатов кальция имеют меньшую интенсивность и представлены тремя дополнительными пиками (526, 667, и 798 см-1). Валентные колебания ортофосфатов кальция обозначены не одним (1026 см-1), а тремя пиками (988, 1059, 1122 см-1). Полосы поглощения карбонатов (872, 1417, 1453 см-1) не изменились, но интенсивность упала в 3 раза по сравнению с контрольной величиной. Аналогичная картина имеет место в метильной группе 2923 см— 1 (другая отсутствует). (Рис. 7.2). ИК-спектр образца 2похож на спектр образца 1.

Результаты сравнительного исследования ИК-спектров костной ткани мощей преподобного Матфея Яранского допускают следующую интерпретацию:

  1. Отсутствие А II и А III может свидетельствовать о значительной давности (сотни лет) захоронения либо о воздействии высокой температуры (около 300 — 350°С).
  2. Наличие дополнительных полос поглощения ортофосфатов (валентных и деформационных колебаний) указывает на их деструкцию, возникающую при значительной давности либо при действии агрессивных факторов в условиях захоронения.
  3. Резкое уменьшение интенсивности пиков карбонатов является бесспорным признаком воздействия резкощелочной среды захоронения, которая в естественных условиях наблюдается при сильной степени выщелочности почв от карбонатов углекислой извести.
  4. Выявленные изменения в молекулярном составе костного вещества мощей преподобного Матфея Яранского не могли быть следствием геоморфологии дерново-подзолистых почв региона захоронения.

Таким образом, морфологические особенности исследованных мощей и результаты инфракрасной фотометрии научно подтверждают исторические свидетельства о том, что для уничтожения тела преподобного Матфея Яранского в захоронении применялась негашеная известь,.

КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

Состояние представленных останков прп. Матфея Яранского исключает проведение кранио — и остеометрических исследований без предварительной подготовки. На первом этапе мощи подвергались консервации путем трехкратной пропитки восковой спиртово-скипидарной мастикой с интервалом в 7 дней. Однако добиться прижизненной плотности костей не удалось.

Цель второго этапа состояла в минимизации количества костных фрагментов. Для чего отломки, принадлежащие конкретной кости, склеивались по общим местам разделения. Использовался клей, в состав которого входили воск и канифоль. Реставрированные останки представлены на Рис. 8.1 – Рис. 8.3, Рис. 9.1 и Рис. 9.2.

ГРУППОВЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ

Признаки внешности

Прогнозировалась по резкльтатам краниометрического и краниоскопического исследований.

Таблица 1. Краткие результаты краниометрии (мм, градусы, %)

№ и наименования признаков Величина Категория ПД Раса
1. Продольный диаметр 181 с вм
8. Поперечный диаметр 172! об дм вм
17. Высотный диаметр
20. Ушная высота 125 об дм
5. Длина основания черепа
9. Наименьшая ширина лба 102 б вм
10. Наибольшая ширина лба 134 об вм
11. Ширина основания черепа 141!? об дм
12. Ширина затылка
23. Горизонтальная окружность 570 об дм
24. Поперечная дуга 382 об! дм
25. Сагиттальная дуга
26. Лобная дуга 150 об дм
27. Теменная дуга 165 об дм
28. Затылочная дуга
29. Лобная хорда 127 об дм
30. Теменная хорда 135 об дм
31. Затылочная хорда
Subnb. Высота продольного изгиба лба 35 об
Subft. Высота поперечного изгиба лба 17,7 м
45. Скуловой диаметр 137? б вм н
43. Верхняя ширина лица 105,4 с н
46. Средняя ширина лица 94 с н ве
48. Верхняя высота лица 66,7 м н ве
47. Полная высота лица 115+2-3 с н
40. Длина основания лица
Zm. Зигомаксиллярная ширина 90 м н
Sub SS. Высота субспинале 23 с н
Zm^. Зигомаксиллярный угол 126,9 с
43(1). Бималярная ширина 96 м н
IOWsub. Высота назиона 14,6 м н
Nm^. Назомалярный угол 146,6 б
Указатели (%)
(1+8)/2. Церебральный модуль 176,5 б
(45+48)/2. Фациальный модуль 101,85 с

Обозначения: прочерк показывает отсутствие признака из-за фрагментации или отсутствие его оценки по определенной системе признаков;

Категория: об – очень большая, б – большая, с – средняя, м – малая категория размера;

ПД – половой диморфизм: дм – достоверно мужская, вм – вероятно мужская, н — неопределенная величина размера;

Раса: ве – вероятно европеоидная, вм – вероятно монголоидная, н – неопределенная по расе величина признака.

Характерными особенностями внешности преподобного Матфея Яранского являются:

— очень крупные широтные и высотные размеры мозгового отдела головы;

— ортогнатная профилировка лица, большой скуловой диаметр, узкий в крыльях нос, уплощенная горизонтальная профилировка верхне-лицевого отдела.

Броской приметой преподобного являлись непропорционально большой мозговой отдел головы относительно высоты и ширины лица, широко расставленные брови, сужающееся книзу лицо, массивный рото-подбородочный отдел.

Плоскость лица отклонена вправо, левая затылочная область резко уплощена. Верхний край правой орбиты (брови) несколько ниже левого. Разрез глаз горизонтальный.

Расовая принадлежность

По результатам краниометрического исследования 8 признаков оценены как вероятно европеоидные, 1 – как достоверно европеоидный, 18 признаков имели неопределенное отнесение. В соответствии с решающим правилом диагностики расовой принадлежности преподобный Матфей Яранский достоверно имел европеоидное происхождение.

Большинство размерных и угловых признаков лицевого отдела Матфея Яранского отличаются средними величинами, что бесспорно характерно лишь для лиц среднеевропейской локальной расы.

Как известно, среднеевропейский тип распространен по всей Европе, но основной его ареал – Среднеевропейская равнина от Атлантики до Волги. Представителя этого типа характеризуются умеренным развитием третичного волосяного покрова на теле, средним или хорошим ростом бороды, средней пигментацией волос (шатены). Многие исследователи полагают, что эта локальная раса имеет смешанное происхождение между североевропейской и южноевропейской расами.

Половые особенности

Результаты оценки размеров исследуемого черепа (достоверно мужскими являются величины 10, вероятно мужскими – 12 признаков) указывают на достоверную его принадлежность мужчине с хорошей выраженностью полового диморфизма.

Особенности телосложения

По методике, разработанной автором статьи применительно к размерам черепа , преподобный Матфей Яранский обладал грудным соматотипом, который по В.В. Бунаку характерен для мужчин с ростом чуть ниже среднего и невысокой массой тела. Обхваты груди и конечностей малы, что говорит о слабом развитии мускулатуры. Содержание жира в организме и подкожные жироотложения невелики. Мужчины с подобным строением тела имеют абсолютно и относительно узкие плечи и таз, плоскую грудную клетку, впалый живот и, как правило, сутулую спину. Длина корпуса немного ниже средней, но по отношению к длине тела находится в пределах средних значений.

В целом приведенные данные соответствуют облику преподобного Матфея Яранского по воспоминаниям современников («о. Матфей был ниже среднего роста, бледен и худ»).

Окружность головы и размер головного убора

Определяли по продольному, поперечному размерам и горизонтальной окружности черепа . В среднем она составляет 619,60 мм, что соответствует 62 – 63 размеру головного убора.

Длина тела

Рассчитана по методике диагностики длины тела взрослого человека применительно к размерам II-ой пястной кости правой кисти (наибольшая длина — 62 мм, ширина основания — 20 мм, высота основания — 16,6 мм) с учетом половой принадлежности и составила 160-163,9 см.

По рубрикации R. Martin (1927) такая длина тела мужчины начала XX в. относится к величине ниже средней.

Обратим внимание на то, что после 30 — 40 лет происходит уменьшение длины тела человека. По формуле Г. Гюнтера вероятная длина тела преподобного Матфея в старости могла составлять 157 – 162 см.

Возрастные особенности и следы заболевания

Возрастная морфология останков о. Матфея, оцененная с учетом облитерации (зарастания) черепных швов, состояния зубо-челюстного аппарата, симфиза лобковых костей , полного поседения волосяного покрова головы и лица, находится в диапазоне от 60 до 75 лет, и вполне соответствует нормальной динамике инволюции, характерной для его действительного возраста – 73 года.

Преподобный Матфей Яранский страдал кариозной болезнью, возникшей, скорее всего, в зрелом возрасте (20 – 36 лет) и приведшей со временем к потере большинства зубов.

На верхней челюсти на момент исследования имелись 3 зуба: справа — 2-й большой коренной, слева — клык и 2-й малый коренной. На нижней челюсти– 1 зуб (правый клык).

Коронки клыков разрушены кариозным процессом. Альвеолярный край верхней и нижней челюсти в области отсутствующих зубов атрофирован и закруглен.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЧЕРЕП – ПОРТРЕТ»

Целью исследования было сравнение категорий одноименных измерительных признаков на изображениях: прижизненном портрете преподобного Матфея Яранского и фотоснимке реставрированного черепа в положении анфас. Для оценки использовали специальную компьютерную программу «Количественного словесного портрета»VERBAL 2.0, разработанную в РЦСМЭ .

Полученные результаты указывают на значительное пропорциональное сходство (30 признаков из 34) размерных характеристик лица, изображенного на прижизненном портрете преподобного Матфея Яранского и исследуемого черепа, что допускает вывод об их принадлежности одному человеку, т.е. преподобному Матфею Яранскому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного медико-криминалистического исследования подтверждают археологическое заключение о том, что мощи, обретенные на Вознесенском кладбище г. Яранска 21 августа 2015 г., достоверно принадлежали преподобному Матфею Яранскому (1855 – 1927).

Преподобный Матфей имел внешность, характерную для восточноевропейского облика, обладал ниже средней длиной тела (157,1 – 160 см), грудным типом телосложения, для которого характерны невысокая масса тела, узкие плечи и узкий таз, плоская грудная клетка, впалый живот и, как правило, сутулая спина.

Половой диморфизм размерных характеристик головы, сохранных отделов верхней и нижней конечностей выражен хорошо — по мужскому типу.

Компьютерное сопоставление количественных и пропорциональных особенностей прижизненного фотопортрета преподобного Матфея Яранского и реставрированного черепа свидетельствует об их принадлежности одному человеку.

Состояние костной ткани, зафиксированное методом инфракрасной спектрофотометрии, подтверждает версию о попытке уничтожения мощей преподобного Матфея Яранского с помощью негашеной извести. В процессе превращения извести в гашеную происходило разрушение костных останков вследствие: 1) термического воздействия (300 — 350°С); 2) химического воздействия едкой щелочи; 3) разрывного воздействия, связанного с увеличением объема известковой массы в костных полостях.

И как не вспомнить в этой связи пророческие слова преподобного «… Там положите мое тело, а на кресте подпишите, что здесь похоронен Матфей-кочегар…».

Но не удались обкомовским Геростратам попытки уничтожения мощей преподобного Матфея Яранского (Рис. 10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Примечания:

воздух – покров, большой матерчатый плат.

https:// ru.wikipedia.org/wiki/

Нативная – неизмененная, сохранившая структуру и состав, присущие костной ткани живого организма.

Некоторые авторы пик 880 см-1 относят к биофосфату натрия (деформационные колебания связи HPO43-в группе Na2HPO4

Известь, окись кальция (CaO), приготовляется в промышленности путем обжигания известняков и называется негашеной. Она бела, едка, сильно щелочна. Если облить обожжённую известь небольшим количеством воды, то ее температура резко возрастает (достаточно для воспламенения пороха), увеличивается объём массы и она превращается в порошок. Известь, обработанная таким образом называется гашеной, водной и едкой (Всероссийский «Словарь-толкователь». – СПб.: Издание А.А.Каспари, 1893, с.657.

Точка воспламенения пороха равна 300° — https:// ru.wikipedia.org/wiki/Порох

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *