Пресвитерианская церковь – что это такое?

«Пресвитерианская Церковь — что это такое?», — спросит кто-то, другой безапелляционно заявит, что это секта, а третий предположит, что так называется Церковь Англии. Кажется, будто эта церковная организация где-то далеко и нас интересовать не должна.

Но пресвитерианство существует и в России. Это многовековая христианская традиция, особенности вероучения которой полезно знать набожному человеку.

Мы живём рядом с нашими братьями по вере, и понимать, чем мы отличаемся друг от друга, полезно для конструктивного диалога между конфессиями.

Пресвитерианство — не секта, а одна из протестантских ветвей христианства

Сперва о главном: пресвитерианство — не секта и не чужая нам религия, а просто протестантское течение христианства. Подобных ему много. И причина их появления кроется не в богословских, а в политико-административных разногласиях.

С годами у разных ветвей христианства образуются расхождения во взглядах на Священное Писание, на богослужебную практику и т.д.

Это мешает поставить между течениями одной религии знак «равно», но всё же этого недостаточно, чтобы признать католичество, протестантизм или православие ересью по отношению к другой конфессии.

Секта же — это организация на базе традиционной религии, которая фундаментально расходится с нею в вероучении и запрещена законодательно на территории конкретной страны.

Пресвитерианство — разновидность кальвинизма

Теперь об определениях.

В широком смысле пресвитерианство — реформаторская церковь, а если точнее, кальвинистская. Происходит это название от фамилии Жана Кальвина — проповедника и теолога из Франции, чьи взгляды легли в основу ряда протестантских течений.

Жан Кальвин сформулировал идеологическую основу пресвитерианства — кальвинизм

Он отрицал многие церковные устои и традиции, полагал их ненужными, пренебрежительно относился к христианской мистике. Но главная его идея: Бог всегда во всём главный, то есть обладает суверенитетом.

Это приводит к выводу о беспомощности и тщетности человека что-либо изменить в судьбе и мире.

Кальвинизм включает следующие течения христианства:

  • реформаторство;
  • конгрегационализм;
  • пресвитерианство.

Также взгляды Жана Кальвина оказали влияние на другие школы протестантизма:

  • баптизм;
  • пуританство;
  • пятидесятничество;
  • методизм;
  • евангельские христиане.

Помимо этих направлений, нужно упомянуть ещё и мормонов: в их учении тоже прослеживаются черты кальвинизма.

В основе кальвинизма, а значит и пресвитерианства, лежит идея переосмысления Священного Писания, его повторное изучение, из которого делаются новые выводы, часто противоречащие традиционным толкованиям.

В XVI веке пресвитерианство стало официальной религией Шотландии

Пресвитерианство возникло в середине XVI века на фоне протестантской революции. Главный популяризатор этого учения — Джон Нокс, который глубоко проникся идеями своего учителя, Кальвина.

Джон Нокс — богослов и один из самых выдающихся популяризаторов пресвитерианства

Протестанты добились своего — отстояли идею, что церковь или какая-то иная структура не нужна, чтобы человек мог общаться с Богом.

Господь есть внутри каждого человека — и это если не обесценивает, то значительно снижает роль религиозных организаций в роли посредника.

На утверждение пресвитерианства оказал влияние Джон Нокс, ученик Кальвина.

Отвергнув традиционную церковь, Джон Нокс взялся за организацию собственной.

Резонанс пресвитерианства оказался таким мощным, что после свержения Марии Стюарт в 1567 году, именно эта христианская ветвь стала официальной в Шотландии.

Пресвитерианство — не только вероучение, но и форма церковной организации

Тут уместна пауза в истории. Нужно сказать, чем же так выделялась эта христианская ветвь на фоне остальных.

Традиционная церковь базируется на иерархической форме управления. Это наше наследие со времён Моисея и ветхозаветных пророков. Традиционное христианство — это религия личностей.

Есть личность Иисуса Христа, за Ним — личности его учеников, апостолов, следом — римские пантифики и византийские патриархи.

В пресвитерианстве Церковью и приходами руководят советы, а не священнослужители.

Каждый епископ — это прямой преемник апостольской традиции и глава определённых «отделов», епархий, внутри целой структуры.

У всякого монастыря и прихода тоже есть свой настоятель. А потому в руках отдельного человека в традиционном христианстве всегда сосредоточена единоличная власть.

В пресвитерианстве не так.

Христианская община, с точки зрения пресвитериан, — лучшая форма управления в Церкви

Кальвин обратил внимание, что в Новом Завете речь идёт о христианских общинах, значит и модель управления там, вероятно, всегда была групповая. Не столь важно, назвать верхушку синодом, ассамблеей или советом — главное, что верховодящую функцию несут несколько человек.

И если выстраивать «правильную» церковь, то стоит воспроизвести новозаветную схему управления.

Кстати, эта идея получила более глубокое развитие в конгрегационализме. Там даже приходом храма управляет автономное собрание, которое не зависит от вышестоящих церковных инстанций.

В пресвитерианстве же вертикаль церковной власти более выражена.

Также интересны такие черты организации управления:

  • в советы избираются «старейшины» (срок службы варьируется вплоть до пожизненного);
  • есть пастор, но он не руководитель, а председатель совета;
  • пастор проводит таинства и проповедует;
  • также пастор может входить в более вышестоящий совет.

Во главе всей Пресвитерианской Церкви стоит главный совет (генеральная ассамблея или синод). В его составе — председатели низших по иерархии групп.

Эндрю Мелвилл упразднил институт епископства в Шотландии

Следующий важный деятель в истории пресвитерианства — Эндрю Мелвилл. Он преподавал, увлекался философией, богословием и поэзией. Те самые советы, о которых шла речь в предыдущем разделе, — его изобретение.

Он считал, что каждый приход должен иметь автономию, а сама Церковь не зависеть от государства.

Энтузиазм Эндрю Мелвилла достоин восхищения. Этот активист сумел отстоять независимость Церкви и изгнать епископов из Шотландии.

С тех пор Церковь Шотландии включает свыше миллиона верующих. Её не стоит путать с религиозной организацией под названием Свободная пресвитерианская церковь Шотландии.

Смотрите также статью Какая вера у армян

Пресвитерианство распространилось в Европе и Северной Америке

Постепенно пресвитерианство стало распространяться в разные страны.

Англия. Проникновение новой традиции на юг острова закономерно и ожидаемо. Но получить доминирующее положение среди тамошних церквей пресвитерианство не смогло. Английская почва оказалась слишком неподатливой, так что в итоге на ней прижились два компромиссно преобразованных течения:

  • евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса;
  • объединённая Реформатская церковь.

Ирландия. Этой стране в своё время сильно досталось от соседей. Чего стоит тот факт, что Ирландия — единственная европейская страна-колония. В XVII веке сюда переселилось немало жителей Шотландии, которые принесли с собой новую христианскую традицию — пресвитерианство.

Ирландцам пришлось смириться, а после они и вовсе привыкли. Сегодня Пресвитерианская церковь — вторая по величине в Северной Ирландии.

Пресвитерианство процветает в Северной Америке и Ирландии.

Северная Америка. После открытия Америки многие европейцы отправились покорять новые для себя земли. Среди них было достаточно пресвитерианцев, которые в 1973 году основали в Северной Америке школы пресвитерианской идеологии. Но эти течения не складывались в единую структуру, так как в мелочах отличались друг от друга.

В 1925 году возникла Объединённая церковь Канады, которая вобрала в себя многие пресвитерианские церкви

Смотрите также статью Англиканская церковь

Отношения православия и пресвитерианства пока не налажены

В Россию пресвитерианство массово проникло в годы правления Петра I вместе с иностранными служащими, в основном голландцами.

Тогда во главу всего ставилось толерантное отношение к иностранцам и их убеждениям, так что о значительных конфликтах между представителями конфессий говорить не приходится.

Официально пресвитерианская Церковь в России возникла в 1860 году и с тех пор распространилась во всей стране.

Самостоятельное изучение Священного Писания очень важно для пресвитериан

Отношение между православием и пресвитерианством неоднозначное. С одной стороны, есть немало христиан, которые вспоминают причту Иисуса Христа о добром самаритянине и с любовью относятся ко всем, кто на них не похож.

С другой — в СМИ и на проповедях православные священники часто позволяют себе выпады в сторону любых протестантов. Даже называют их еретиками, что несправедливо.

А придачу не столь давно пресвитерианцы США заявили о том, что отныне не будут запрещать однополые браки, что вызвало волну негатива в православном мире.

Пресвитериане убрали всю «пышность» из богослужений и сосредоточились на Священном Писании

Вероучение пресвитерианства базируется на документе «Вестминстерское вероучение» 1647 года.

Важная для всей пресвитерианской Церкви идея — предопределение всего в мире Богом. Человек — существо слабое и зависимое. Его участь предрешена Всевышним до рождения.

Обрядовая деятельность пресвитерианцев состоит из:

  • молитв;
  • проповедей;
  • пения псалмов.

Вот ещё интересные черты учения:

Так проходит водное крещение у протестантов

  • Крещение. Особую роль в жизни пресвитерианского верующего играет крещение. К нему относятся с наибольшим благоговением.
  • Домашние обряды. Многие ритуалы перенесены из храма в дом. Отсутствует пышная торжественность, присущая православным богослужениям.
  • Пресвитериане не приклоняют колени. Так проявляется их минимализм в церкви.
  • Для пресвитериан очень важно изучение Священного Писания. С их точки зрения, традиционные переводы текстов не корректны и требуют улучшений. Но даже новые, исправленные редакции Библии требуют внимательного изучения и толкования. При этом между верующим и Богом в представлениях пресвитерианской Церкви не должен стоять какой-либо посредник, поэтому проповедь не может стать заменой личного знакомства с Писанием.
  • Самостоятельное толкование — это возможность «дозреть» до божественных откровений. Только самостоятельно, а не через чужие точки зрения, можно прийти к правильной интерпретации христианского учения.
  • Пресвитериане стараются быть максимально «приземлёнными» в своей вере. Ритуалы, мистика, подвижничество не присущи рассматриваемой традиции.
  • Пресвитерианская Церковь во главу всего ставит прагматизм, рациональность и разум. Благом для человека в этой традиции считают повышение собственного уровня знаний, а не доверие догмам.

Пресвитерианство — так называлось то из направлений реформации XVI в., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и настаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви, признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат, как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковном управлении светских лиц — «старейшин» (по выбору или кооптации), отделения церковного управления от государственного и федеративного устройства церкви в пределах национальной территории. Первые следы пресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и у чешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпоху Реформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодном территориальном синоде должны были участвовать светские делегаты. Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на исторической основе дал Кальвин в своем «Наставлении к христианской вере». Здесь различаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров, светских старейшин (aneiens или surveillans) и диаконов. Церковные ордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд, или консисторию, лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустили верховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящая пресвитерианская организация на большой территории возникает в середине XVI в. в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлением преследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местные консистории, были созваны в 1559 г. в Париже на первый национальный синод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработаны система дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство, соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самой мелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников и старейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный из делегатов от приходских советов округа, далее провинциальный синод из представителей консисторий и, наконец, общий, или национальный, синод; каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей. Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ко времени его официального признания Нантским эдиктом (см.). Во Франции П. держалось в XVI и XVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как оно было лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в его жизнь (о П. в Англии и Шотландии см. Пресвитериане). В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодом в Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в 1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности ввиду постоянного вмешательства правительственной власти; светские делегаты общин в церковном управлении постепенно почти исчезают. Под влиянием нидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод в Везеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многих Прирейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются в Рейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенно видоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоивших себе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве, постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитета и управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в конце XVII в., Шлейермахера — в начале XIX в. Движение это усиливается в XIX в. с установлением парламентского строя и вероисповедной унии немецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так называемой «свободной церкви» получило особенный толчок с 1848 г. Всюду устанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей. Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются к пресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников и старейшин всей общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация со стороны самого церковного совета. П. в качестве аристократического строя отличается от системы непосредственного управления общиной. Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и, устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинении церквей общей национальной или территориальной организации.

Р. В.

Символическими книгами П. служат так называемое «Вестминстерское исповедание» и катехизисы «большой» и «малый» (русский перевод их см. в «Чтениях Моск. общ. любит. дух. просвещ.», 1877—1878 гг). Однако, две значительные по своей численности партии уклонились от этих символических книг: так называемые Non-Subscribing Presbyterians Англии и Ирландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковь Кумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая усиливается скомбинировать пресвитерианство с методизмом; «изложение веры» этой последней более арминианское, чем кальвинистское. «Шотландская соединенная пресвитерианская церковь» — главная из пресвитерианских церквей в Европе — особой догматической декларацией заявила, что остается неизменно верной вестминстерскому исповеданию. Все вообще пресвитериане «признают право частного суждения о всех предметах, относящихся до религии».

Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображения распятия, ни алтарей, ни свечей, ни икон, ни органов; проповедническая кафедра имеет вид эстрады с несколькими седалищами; священнодействующие пасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию в целом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры, ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (и выслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизации пастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стихов из других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов, сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементом инструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чем произносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетического характера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников не существует. Причащение совершается через большие промежутки времени; ему предшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения и многочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются, сидя за длинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальный обряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, без облачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплина нравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно в шотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знают Библию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают для миссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Северной Америке (около 30) образовали «всеобщий П. союз» (Alliance universelle), раз в три года собирающий «всеобщий П. собор» (General Presbyterian Council), на который съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианства из Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестно даже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Bost в «Dictionnaire d’histoire ecclésiastique») насчитывают их до 7 миллионов, другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяет число П. всех подразделений в 52 миллиона душ. См. Edm. Scherer, «Esquisse d’une théorie de l’Eglise Chretienne» (П., 1845); Bacumer, «Die Presbyterialverfassung in ihrer Begründung» (1823); Nippe, «Die Presbyterialverfassung und deren Einführung in der D.-Evang. Kirche» (Б., 1847); Miller u. Lorimer, «Gesch. und Wesen der Presbyterialverfassung» (Галле, 1849); L. Richter, «Geschichte d. Kirchenverfassung» (Лейпциг, 1851); D. King, «An Exposition and Defence of the Presbyterian Form of Church Government» (Эдинбург, 1853); Heppe, «Die Presbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Norddeutschland» (Изерлон, 1868); Hodge, «Constit. History of the Presbyterians» (Филадельфия, 1839); Gillet, «History of the Presb. in America» (Филадельфия, 1857); «History of the division of the Presb. in the U. S.» (Нью-Йорк, 1852); «Presbyterian Re-union» (Нью-Йорк, 1871); Crisman, «Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church» (Сан-Луи, 1877); «Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil» (Эдинбург, 1877); «Из истории религиозных сект в Америке» («Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1877—1878).

Н. Б—в.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *