Причастие больного

Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56). Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Всем ли необходимо покаяние? После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви. Грех рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9), пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние? Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто, но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.

Насколько подробным должно быть исповедывание грехов? Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния? Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу — не уйди отсюда неисцеленным».

Как готовиться к исповеди? Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?

К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий. Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера. Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной. Наверх ?

Как вести себя в день Причащения? При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении. В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.

Как часто необходимо причащаться христианину? Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев? Как? Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям — в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров — молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся? Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме — совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

Просмотров этой страницы: 5799.

На базе Православной службы помощи «Милосердие» и Синодального отдела по благотворительности развернут московский церковный штаб помощи.

Телефон горячей линии: +7 (495) 542-00-00 (круглосуточно).

Помощь оказывается всем нуждающимся вне зависимости от вероисповедания, гражданства и национальности. По этому номеру можно вызвать священника, получить помощь или записаться волонтером.

По телефону +7 (495) 542-00-00 можно оставить заявку на помощь, если:

  • вы старше 65 лет и вам некому доставить продукты и предметы первой необходимости;
  • вы попали в другую экстренную ситуацию из-за эпидемии коронавируса;
  • если вы представитель больницы, нуждающейся в помощи волонтеров или в другой помощи в связи с эпидемией.

***

Если человек находится на самоизоляции, он может оставить заявку о совершении таинства по телефону близлежащего храма. Заявки о срочном причащении умирающего можно оставлять по телефону горячей линии +7 (495) 542-00-00.

***

Если у человека подтвержден диагноз коронавирус, то просьбу о совершении таинств он может оставить по телефону Больничной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы: +7 (903) 660-30-40. Телефон работает круглосуточно. Также по этому номеру принимаются заявки от тяжелобольных людей с подозрением на коронавирус.

Священники строго следуют правилам по посещению людей, находящихся на самоизоляции, связанной с опасностью заражения коронавирусной инфекцией. Эти правила были составлены Синодальным отделом по благотворительности во взаимодействии с санитарными властями.

***

Чтобы облегчить условия жизни пожилых и людей из группы риска на время карантина, православные добровольцы храмов Москвы будут закупать и доставлять им продукты, лекарства, средства личной гигиены, помогать в решении других срочных нужд. Вызвать волонтера можно по телефону горячей линии +7 (495) 542-00-00.

***

Задать вопрос священнику можно в специальной группе в «Одноклассниках».

В ситуации, когда многие верующие не могут посетить храм из-за режима самоизоляции или карантина, в «Одноклассниках» можно обратиться к священнику со своими вопросами, посоветоваться или просто пообщаться о том, что беспокоит. Позвонить можно из специальной группы «Поговори со священником». Для этого нужно нажать на кнопку «Позвонить» в группе на сайте или в приложении соцсети.

***

Церковь обращается с призывом к переболевшим коронавирусом сдавать кровь для лечения еще не выздоровевших пациентов.

В больнице святителя Алексия открыта специальная горячая линия по вопросам донорства плазмы: +7 (495) 952-05-77. По этому номеру, а также по электронному адресу covid19@ckbsva.ru можно получить необходимую консультацию и записаться для донорства плазмы.

Донором плазмы крови может стать человек в возрасте от 18 до 55 лет, переболевший коронавирусной инфекцией и при этом не имеющий хронических заболеваний. Также у донора должны быть отрицательные анализы на ВИЧ, гепатит В и С.

В рамках совместной инициативы ЦКБ святителя Алексия и городской клинической больницы № 52 плазму можно будет сдать в отделении трансфузиологии 52-й больницы.

Московская городская епархия

Исповедоваться на дому или в больнице можно больным, для этого нужно пригласить священника, здоровых людей на дому не исповедуют, более подробно об исповеди дома читайте ниже

Если кто-то болеет, ему обязательно нужно предложить исповедоваться, причаститься и пособороваться

Часто так случается, что человек не может прийти в храм самостоятельно или вообще никогда не ходил, но, заболев, захотел исповедоваться, причаститься, пособороваться, а если не был крещен, еще и покреститься. Даже если сам больной не подумал об этом, его близкие люди должны напомнить об этом. Чем быстрее приступить к этим таинствам, тем быстрее начнет действовать Божественная Благодать на человека со всеми полезными последствиями.

Перед тем как звать священника, нужно правильно пояснить болеющему человеку смысл этих таинств и ни в коем случае не ждать, пока человек будет в очень тяжелом состоянии

Многие боятся приглашать священника домой, потому как болеющий может подумать, что это подготовка к смерти… Как говорится. «логика железная», пусть человек так умрет, а потом будем писать запросы в интернете: «Что делать, если человек умер без исповеди и причастия». Да и вообще такое мышление попросту подрывает всякий больший шанс на поправку человека.

Практический смысл таинства исповеди и подготовка

Исповедь — это очень важное таинство, связанное с покаянием во грехах. Важно к таинству подходить с искренностью, вниманием и пониманием. Для этого нужно подготовиться, для этого нужно изучить, какие грехи бывают, и напомнить болеющему, с помощью специальной литературы, в каких грехах нужно каяться. Священник не сможет в рамках одного посещения добиться от больного должного покаяния без наличия подготовки, особенно это касается больных престарелых или после инсульта, у которых зачастую нарушены некоторые важные функции. Покаяние в конечном итоге будет очень важным фактором, как здесь на земле в деле выздоровления, в изменении ситуации, так и по окончании жизни на мытарствах и Страшном суде. Все это очень серьезно, хотя бывает не всем понятно. Если не понятно, просто сделайте так, как Вас просят.

А если человек при смерти, нужно ли ему это?

Да, во-первых, бывают и примеры исцеления, во-вторых, если все же человек умрет, то его душа будет испытывать райскую радость, а не адскую тоску, потому как каждый ответит за каждое праздно сказанное им слово, если грех не прощен, а таинства как раз связаны с прощением грехов. Если возможно, священник после исповеди обязательно причастит больного.

Как пригласить священника?

Самый лучший вариант – личное общение, не по телефону и не по интернету, а лично.

Что было бы неплохо?

Если Вы почитаете молитвы, любые, какие сможете, хорошо бы «Ко святому причащению».

Важность участия в таинстве исповеди очень велика

Если бы Вы знали, насколько это важно, Вы бы своего любимого болеющего сами на руках донесли до храма! Но не все это понимают, и это, конечно, крайне печально!

Какого священника лучше пригласить?

Лучше того, кто знает больного, если нет, то любого Таинствосовершитель все равно Христос. Важно, чтобы священник попытался раскрыть человека на покаянии, но здесь многое делается, исходя из ситуации, поэтому многое зависит от факторов «Икс».

Сколько стоит? Или сколько дать батюшке за исповедь, причастие и соборование?

Вопрос распространенный, но не совсем корректный. У каждого свои возможности, и от возможностей исходят обычно при освящении, избегая крайностей. Спросите батюшку, совершающего освящение. Если он ответит: «сколько дадите», то можете попросить сориентировать, мол, «а сколько обычно дают?» и батюшка Вам может дать направление мыслей.

Совсем нехорошо ставить вопрос — «дадим, сколько не жалко», такая постановка не верная. Другое дело, если нет возможности, такое бывает, и вопросов совсем нет, священник без проблем сделает все, что от него требуется, и не возьмет денег. Священник бывает и в бараках, и в очень хороших квартирах, потому как люди-то везде люди, и это жизнь.

Хорошо и правильно, когда люди относятся с уважением, пониманием, что жертва таковая – это жертва, и она идет от сердца, а Господь все воздаст сторицей.

Интересные замечания, о которых мало, кто расскажет

Священник часто исповедует людей в больницах в различном состоянии, и от всех них Господь ждет покаяния, изменения. Здесь важно, чтобы священник предпринял попытки пояснить человеку, о необходимости искреннего покаяния и смысле таинств. И если у человека смягчится сердце и он искренне и подробно покается, то его ждут необыкновенная Божественная радость и разрешение ситуации.

Но если все пройдет формально или с отсутствием должного покаяния, то, как правило, будет некоторое облегчение, совсем временное на день, два, три, и так далее.

Многих людей видел болеющих годами, многие находятся в положении фифти-фифти, кому-то врачи уже сказали, сколько осталось, и их ждет мучительная смерть, но в деле бывает все по-особенному, по Божией воле, только Бога нужно к себе допустить, а не отдаляться от него.

Итак, приходишь исповедовать, причащать, а человек не кается толком, да и грехов не понимает, на практике, становится легче на пару дней, кто не спал — начинает спать, кто сильные боли терпит – утешается, кто утомился — облегчается, кто-то даже начинает ходить временно. Но фактически так и будет мучиться, пока не искупит своих грехов телесными страданиями и пока у человека не появится смирение. Таких случаев много, и священник это все видит на самом деле: и отношение и все остальное.

Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»

ВОПРОС: Может ли причаститься тяжело больной человек, если он что-то съел либо принял лекарство, или с причащением следует подождать до завтра, чтобы он мог причаститься натощак, до приема лекарства и пищи?

ОТВЕТ: О необходимости для духовной жизни как можно чаще приступать к Святому Причастию с постоянной подготовкой своей души к этой самой близкой встрече и единению с Господом в таинстве тела и крови Его уже излагалось ( «Гласник», 1978. № 2. С.41-46 ). Основные принципы, разумеется, имеют отношение ко всем верующим. Но отдельные установления, связанные с приготовлением (пост, молитва келейная и общая, милостыня), а также с епитимиями, запретами причащаться более или менее длительное время из-за определенных грехов, в основном касаются верующих людей при нормальном состоянии здоровья. На тяжело больных, когда предполагается и смертельный исход, эти предписания всегда и полностью исполняться не могут. На основании 13 канона 1 Вселенского Собора Церковь определяет иметь снисхождение, принимая во внимание их телесную и духовную немощь: «К тем, кто при смерти и ныне будет сохраняться древнее каноническое правило, так чтобы тот, кто умирает не лишался последней и самой нужной пищи на дорогу (греческое: ефодиу )… Вообще, по отношению к каждому, кто при смерти, а желает причаститься, пусть ему епископ, после испытания, даст от приношения» 1 . Этот принцип изложен еще ранее – в 6 правиле Анкирского Собора 314 года 2 , а затем во 2 правиле Неокесарийского, 7 правиле Карфагенского, 73 правиле святого Василия Великого и 5 правиле святого Григория Нисского. Церковь всегда старалась, чтобы тяжело больной верующий, наряду с покаянием и исповедью, принял Святое Причастие и таким образом по-христиански завершил свою земную жизнь и очищенным предстал пред Судиею Праведным. Поэтому, по словам Н.Милаша: «В древние времена Церкви епископы и своими указаниями, которые давали пресвитерам, в ряду важнейшего их наставляли, чтобы никто у них в приходе не умер без причастия» 3 .

Тяжело больной человек, несмотря на грех, возможно, им совершенный, если в нем искренно раскаивается, после исповеди причащается – даже если он под запретом причастия, который наложен иным священником-духовником 4 . Так же причащается и женщина, если у нее во время тяжелой болезни, случилось месячное очищение или послеродовое очищение, что вообще, при нормальном состоянии здоровья, согласно 2 канону святого Дионисия и 7 канону святого Тимофея Александрийского, не допускается 5 . О больных женщинах в этом состоянии говорит Матия Властар в «Азбучной синтагме»: «Но постигнет ли их какая болезнь, которая бы грозила прекращению жизни, тогда их следует сразу удостоить Святых Таин» 6 . О причащении рожениц-христианок и крещении «оглашенных» нехристианок император Лев Мудрый в 17 послании говорит, что следует подождать 40 дней, «но если их постигнет какая-то болезнь, которая по опасности своей угрожает жизни, тогда любым способом да будут удостоены некрещеные крещения, а крещеные Святого Причастия» 7 .

Также и тяжело больные могут причаститься, если они и приняли что-то из пищи, в соответствии с 9 каноном святого Никифора Исповедника: «Надо, чтобы священник причастил того, кто в смертельной опасности, хотя он и ел» 8 .

В «Номоканоне» при «Требнике» приводится то же самое правило (под номером 163) 9 . Аналогично этому предписанию Причастие может быть им дано и после приема лекарств 1 0 .

Беснующимся, которые в этом состоянии возводят хулу на Бога или Святое Причастие, согласно 3 канону святого Тимофея Александрийского, не следует давать Святого Причастия, пока они не придут в себя и не ус мир ятся. Так же и тем, которые без сознания или в обмороке, не могут глотать или постоянно отрыгивают, пока это состояние не пройдет, хотя бы на короткое время 1 1 .

На протяжении тяжелой болезни больной может причаститься несколько раз. Никольский об этом говорит так: «Нет ограничений времени, после которого больной может снова причаститься во время одной и той же болезни» 1 2 .

Таким образом, не нужно колебаться, давать ли Причастие больному из-за принятой пищи либо лекарства, откладывая это до следующего дня. По причине возможности, что до следующего дня больной умрет, отложить Причастие – означало бы поставить на карту как совесть и ответственность священника, так и потребность больного в «наиболее нужной дорожной пище». Предписание 29 канона Шестого Вселенского Собора о приятии Святого Причастия натощак относится к здоровым верующим, а не к тяжело больным.

Ноябрь 1978 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты

1 Пидалион. Атина: изд. Астир. 1970. С. 141; Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. I . Н. Сад, 1895. С. 215.

2 Вероятно, под «древними каноническими правилами», которые упоминает это правило Первого Вселенского Собора, имеется в виду решение Анкирского собора, как это считает Н.Милаш (Указ. соч. С.216).

3 Милаш Н. Црквено право. Београд, 1926. С. 728.

4 Но, если он выздоровеет, должен наложенную на него епитимию исполнить до конца, в соответствии с 5 правилом св. Григория Нисского: «Ежели кто окажется на краю жизни, а не выдержал все время, которое правилами установлено, человеколюбие Отцов налагает (????), чтобы удостоился причащения Святынь… Если же вновь вернется к жизни, поскольку удостоен был причащения Святынь, пусть встретит установленное время, оставаясь на той ступени, на которой находился до того, как ему по необходимости даровано было общение» (Милаш. Правила. II . С.464; Пидалион . C . 658) . А то же говорится и в указанном 13 каноне Первого Вселенского Собора.

6 Никола ј еви ћ В. Практични свештеник II . Земун, 1910. С.27.

7 Там же. С.30. Помимо Николаевича подобное указывают Никольский, Булгаков, еп. Милентий, профессор Миркович.

8 Пидалион. С. 727, 244; Милаш. Указ. соч. II . С.523.

10 Еп. Милентий. Указ. соч. II .С.149.

11 Учит. Известное. О подаянии, приятии, хранении же и поклонении Божественных Таин; Никола1еви1 В. Указ. соч. С. 30, 32, 54..

12 Указ соч. С. 692; Булгаков. Указ соч. С.1059. Удивительно, что у профессора Л.Мирковича, в обширном разделе «Чин причащения больных» его «Литургики», кроме приведенных и еще некоторых, нет этих вторых, столь нужных, объяснений о причащении больных.

Святейший Патриарх Сербский Павел

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *