Причастие для детей

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющего грехов? Однако святитель Феофан Затворник говорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом младенца, как нового члена Его Церкви. По учению святителя, Причастие освящает его, умиротворяет и защищает от темных сил Божией благодатью.

Каждый человек, даже несознательный грудной младенец открыт для приятия Божией благодати, которая воспринимается не сознанием, а душой. Кроме того, существуют свидетельства того, что часто причащающиеся дети меньше болеют, лучше спят, не капризничают. Но не все знают правила причащения детей. Постараемся ответить на самые популярные вопросы.

Поделиться статьей с друзьями:

К какой части богослужения приходить с детьми

До года

С грудным младенцем можно приходить к приятию Таинства после Литургии. При этом младенцев перед причастием можно покормить. Только делать это следует хотя бы за полчаса до причащения, для того чтоб грудничок случайно не срыгнул. Мамам, которые готовились к причастию разрешается причащаться святых Таинств вместе с их детьми, даже если они пришли вместе с ними к концу или к середине Литургии.

До семи лет

С двух или трех лет надо постепенно приучать ребенка быть на службе хотя бы с молитвы, предшествующей окончанию Литургии, то есть с общецерковного пения «Отче наш».

После 3 лет ребенка можно постараться не кормить, однако строгих правил по этому поводу нет. Некоторые кормят детей пред службой до 6-7 лет. Каждые родители должны подходить к этому вопросу с разумением. Хорошо по этому поводу посоветоваться со священником. С семи лет принято приучать детей поститься, однако не строго и постепенно. Например, можно убедить его ради Христа отказаться от просмотра мультфильмов, или вкушения какой-то особенно вкусной для него пищи.

До десяти лет

Детей от 7 до 10 лет следует приводить в церковь к пению «Иже Херувимы».

Надо помнить, что не каждый ребенок, тем более маленький, может выдерживать всю службу и поэтому родители могут приходить в храм попозже. С детьми, которые имеют возраст более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители заметят, что ребенок устал, то могут выйти с ним на улицу, погулять около храма. Следует знать, что не у всех детей хватает терпения выстоять всю службу, поэтому не заставляйте его этого делать, поскольку можете вызвать у него нелюбовь к богослужению.

Какие молитвы читать детям перед Причастием

Священники рекомендуют родителям прочитать детям вслух хотя бы одну молитву или же несколько молитв при подготовке к причастию. Мамам (в отличие от пап) вычитывать все каноны и все правила не обязательно. Достаточно прочитать молитвенное правило ко святому Причащению. При этом прочитать за ребенка каноны и правило полностью могут или папа, или крестные, или же бабушка, дедушка.

Если же кроме мамы сделать этого никто не сможет, тогда она должна молиться соответственно своим возможностям. Но даже если у мамы совершенно не находится времени для большого количества молитв, то достаточно помолиться по правилу преподобного Серафима Саровского:

«Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз»

Постится за ребенка не нужно. Однако перед Причастием ребенка родителям следует воздерживаться от супружеских отношений. Надо постараться сделать все возможное, чтобы приход в храм для приобщения ребенка к благодати, не оказался бесполезным. Но делать надо все в меру сил, ведь Бог силы наши знает, Он от нас не ждёт ничего невозможного.

Надо помнить, что недостаточно только привести в храм ребенка и причастить его. Родители должны постараться сохранить полученную в храме благодать. В день причащения быть умиротворенными, не раздражаться и тем более и не ссориться. Наоборот постараться проявить особую любовь друг к другу. Дети — они чувствительны, и обязательно поймут, что день Причастия — это особый день. Только своим примером, добросердечным отношением друг к другу и к детям родители смогут воспитывать в своих чадах благоговейное религиозное чувство.

Как научить детей молиться

Ребенка надо приучать к молитвам своими словами. Например, «Господи спаси меня, папу и маму, крестных моих (имена), бабушку и дедушку (имена)». По мере возрастания (с трех-четырех лет) можно уже обучать ребенка главной молитве «Отче наш…». При этом ребенку следует объяснить каждое слово так, чтобы он конкретно понимал смысл молитвы.

Постепенно (с четырех-пяти лет) ребенку можно давать краткое правило из нескольких молитв. «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…», «Свитый ангеле Божий моли Бога обо мне», «Господи спаси и помилуй меня, папу и маму, крестных моих, бабушку и дедушку». Правило для ребенка должно быть не трудным, и кратким (от 5 до 10 мин. утром и вечером). Главное, чтобы он понимал, о чем молиться и молился с охотой.

Как подготовиться к исповеди

У детей о грехе другие представления, чем у взрослых. Поэтому Церковь, как правило, не исповедует детей в возрасте до 7 лет. Детей до этого возраста не исповедуют потому, что дети хотя и могут рассказать про свои грехи, но принести покаяние, чтобы полностью исправиться — не могут.

Родители детей от 7 лет должны находить время для небольшой подготовке их к первой исповеди. Если ребенок совершил неблаговидный поступок, родители должны ему объяснять, почему он поступил нехорошо и попросить его попросить прощения, сначала у Бога, а потом и у них. Так прививаются первые навыки исповеди. Со временем родителям надо проводить с ребенком простые беседы об исповеди, о смысле Таинства причащения. Сказать в доступных словах о Боге, который всех любит. Все дела, все поступки людей и в том числе детей, все их мысли Бог видит. И если ребенок сделал что-то нехорошее, то ожидает, когда он сам признается в этом родителям и на исповеди расскажет священнику, через которого Бог простит ему плохие поступки, то есть грехи.

Как часто можно причащать детей

На вопрос сколько раз дети могут причащаться, наверное, каждый священник ответит: «Как можно чаще». Но есть и определенные, рекомендуемые промежутки времени. Младенцев причащать можно практически каждый день, а детей от года и более 2–3 раза в неделю. Детей после семи лет, один раз в неделю или же раз в две недели и по праздникам. Отметим, что это всего лишь рекомендации. Бывает, что по занятости родители причащают детей реже, поэтому они должны определяться с этим в соответствии со своими возможностями.

Игорь Куршак

Аудио

Вопрос о частоте Причащения. В Апостольских Правилах сказано о том, что христианин, не причащающийся три недели подряд, исторгается из Церкви, а христианин, присутствующий на Литургии и не приходящий причащаться, должен уйти из храма. Так ли это?

Все правила, которые существуют в Церкви, всегда соотносятся с тем временем, в которое установлены – временем, ситуацией и обстановкой. Я особенно хочу сказать о Причащении за каждой Литургией. Да, было время, начальное время, время особых духовных дарований, без которых, если бы их не было — например, в 1 веке, христианство было бы уничтожено, стерто с лица земли. Жуткие гонения были подняты. Скажите, кто пошел бы в христианство, стал бы христианином, только один раз посмотрев в цирке, как звери растерзывают христиан? Кто бы принял это христианство? Никто. Ни за что. В страхе, если бы только услыхал, отскочил бы от него. Даже пообщаться не смог бы с ним. Христианство уже было бы уничтожено в первом столетии.

Только благодаря чрезвычайным дарованиям, которые получали первые христиане – во-первых, необычайная радость, дар исцеления, дар прозрения, дар пророчества, дар языков и так далее – только благодаря этим потрясающим дарованиям, которые просто поражали окружающих людей, христианство не только сохранилось в истории, но и распространилось по Римской империи. Иначе оно было бы уничтожено.

Так вот, эти правила – это правила первых столетий. Они соотносились с жизнью той эпохи. В наше время ситуация такова, когда мы должны смотреть за тем, чтобы Причащение не оказалось нам в суд и в осуждение. Надо смотреть за тем, чтобы я мог, хоть более или менее – но подготовиться к Святому Причащению, а не подойти просто так, чтобы в меня потом вошел сатана, как в Иуду. Поэтому эти строки предписания в отношении того, чтобы причащаться каждую Литургию, уже едва ли могут, то есть даже не могут сейчас быть применены к нам. Но какова ситуация – если я не могу причащаться, я чувствую, что я не могу, значит – что, я не должен и ходить тогда на Литургию? Что лучше? Я пойду к Литургии и не причащусь, или я не только не причащусь, но и не пойду к Литургии?

Церковь сказала – нет, ты побудь хотя бы на Литургии. То есть, Литургия в данном случае для этого человека уже является богослужением, на котором он может помолиться, покаяться, побыть с собой, побыть с Богом. Поэтому уже в столь строгом виде это правило, конечно, уже неприменимо к нашему времени. Но, тем не менее, это правило напоминает нам, что долгое непричащение – это явное свидетельство охлаждения человеческой души.

Поэтому вы должны – насколько это возможно, причащаться. Тут разные вещи. До революции, например, читаешь: хоть раз в год, или – ну, четыре – в четыре поста. Вы прочтете это не у кого нибудь – у митрополита Филарета (Дроздова). Хотя бы каждый пост, ну, если можешь – то хорошо бы каждый месяц.

Все зависит от того, в каких условиях мы находимся. К тому же, надо сказать, что еще налагают бремена неудобоносимые на готовящихся к Причащению. То, что соответствует, например, монастырской жизни — когда пост три дня и больше, то едва ли может подойти каждому мирянину, который находится в условиях работы, этой суеты и так далее. Здесь, по крайней мере, пост хотя бы один день. Один, ну, два – надо смотреть, но не меньше хотя бы одного дня. То есть, нужны вот эти ограничения, и они должны быть разумными. То, что очень многих – и это священники знают, задерживает в Причащении — трехдневный пост. Ну, не может он никак три дня – это для него просто невыносимая вещь. Надо же это учитывать. И здесь священник, зная человека, поговорив с ним, может регулировать количество дней подготовки.

ЕВХАРИСТИЯ

» Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:47-51)
Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в Таинстве Причащения.
Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были при­чащены Самим Христом на Тайной вечере апостолы. Теперь в хра­мах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам.
Причащение — это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство вечно соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни.

(часто задаваемые вопросы…)

ЕВХАРИСТИЯ

1/Везде встречаюсь с тем, что Причастие — самое важное таинство в христианстве, чуть ли не важнее креще­ния. Но почему?

Евхаристия — это Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и ис­тинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам «жизнь с избыт­ком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека — через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проник­нуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, что­бы и мы до конца приобщились Ему. Наше участие в этом Таинстве, приобщение Чаше Жизни дает нам все, что есть в Церкви — оправдание, освящение, бессмер­тие. Все Таинства созидают Церковь: но Евхаристия — даже выше того: она и есть эта созидаемая Церковь. Евхаристия и Церковь — понятия почти тождествен­ные. Евхаристией связываются люди в Тело Христо­во: все мы причащаемся Одного и Того же Христа, Его Святейшие Тело и Кровь проходят до последних частиц нашего существа — и мы становимся через это ближе, чем братьями и сестрами: одним Телом, в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Через Евхари­стию мы живейшим образом связываемся и с Церко­вью Небесною. Евхаристией земля и Небо соединяются в одно, неделимое, вечное, но и здесь уже, на земле сущее, Тело Христово.

Таинством Евхаристии как бы «навершаются» прочие Та­инства: без Причащения Святых Христовых Тайн все про­чее не то, чтобы недейственно — вовсе нет; каждое Та­инство есть действие всесильной и всеполной благодати Божией; но некоторым образом несовершенно, подгото­вительно, недостаточно. Это видно из самого устроения Церкви: Церковь вменяет нам в обязанность регуляр­ное причащение; прочие же Таинства принимаются нами либо один раз (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале — Брак), либо употребляются по надобности (По­каяние, Соборование). По канонам Церкви человек, пропу­стивший три воскресения подряд без участия в Евхаристии, т.е. без причащения, тем самым ставит себя вне Церкви. Нельзя говорить, что Крещение «менее значимо», вовсе нет; но Крещение — начало церковной жизни христиа­нина, а Евхаристия — ее центральный пункт; одно при­водит к другому.

1.Словосочетание «Тело и Кровь Христовы» несколько режет слух. Почему Святые Дары носят такое на­звание? У многих людей оно вызывает неприятные ассоциации.

Святые Дары носят такое название, во-первых, пото­му, что так их назвал Сам Христос, а во-вторых, пото­му, что эта формулировка точно, прямо и недвусмыслен­но показывает саму сущность Святых Христовых Тайн.

Что же касается того, что «режет слух» — в христиан­стве вообще очень много чего режет не только слух, но и вообще устои существования большинства людей. Возь­мите начальные, элементарные христианские вещи — не блудить, быть целомудренным; не гоняться за деньга­ми, используя людей как цель; быть просто порядоч­ным человеком; судить себя и жизнь по Евангелию — все это может быть чрезвычайно неприятно современному че­ловеку. Истины Христовы острее бритвы, и это факт, с принятия которого, собственно, и начинается христианская жизнь.

2.Я верующий православный христианин, но в церковь хожу редко. Слышал о том, что если человек не исповедуется и не причащается, он не может считаться настоящим членом Церкви Христовой. Я хотел бы знать, зачем нужно причащаться, если и без этого я верю и чувствую свою причастность к Русской Православной Церкви?

Должен Вас огорчить. Ваша оценка самого себя как «верующего православного человека» не соответствует действительности. Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под «чувством принадлежности к Русской Православной Церкви» (освящение куличей? окунание в проруба в ночь под праздник Богоявления? радость о победе св. Димитрия Донского на Куликовом поле?), но если Вм только «слышали» о том, что христианину необходимо часто исповедоваться и причащаться, не понимая при этом, зачем это нужно, то Вам необходимо «снизить планку» Вашей самооценки и счесть себя только лишь, вступившим на церковный порог. Это позволит Вам начать учиться христианской жизни: прочитать Новый Завет, святоотеческие книги (рекомендуют начать со святителя Феофана Затворника) и церковно-научную и церковно-практическую литературу; спрашивать, если Вам что непонятно, священников ближайшего к Вам храма, влиться в жизнь церковной общины. Тогда Вы обретете подлинную причастность ко Христу и Его Церкви, и заданный Вами вопрос отпадет.

3. Я — новоначальный христианин. Долгое время никак не мог решиться приступить к Святым и Страшным Хри­стовым Тайнам. Сейчас чувствую, что внутренне готов этому шагу. Но, как я знаю, необходимо как-то гото­вься к этому Таинству. В чем заключается подготовка Причастию?

Главная подготовка уже совершилась в Вашей душе — то Ваша готовность приступить ко Христу. Надо знать, что самое важное — алкать и жаждать Христа, не только осознавать, но и чувствовать всем своим су­ществом, что без Него нет жизни, что только приобща­ясь к Нему, мы получаем свет и смысл существования, силу, крепость, разум, здоровье, мир, радость, счастье, любовь и бессмертие. Не всегда душа человеческая мо­жет пребывать на такой высоте, и, я бы сказал, «остро­те» осознания этого. Поэтому для того, чтобы восста­навливать, «возгревать» в душе чувство жажды жизни во Христе, Церковь предлагает и внешнюю подготов­ку, заключающуюся в воздержании, отрешении, по воз­можности, от бытовой суеты, усиленной молитве, посе­щении богослужений и чтении молитвенного Правила перед Причащением. Смысл всех этих правил в то ,чтобы помочь душе придти в соответству­ющее духовное настроение.

4. Последнее время меня очень волнует один вопрос. Он возник после того, как я поймал себя на мысли, что не глубоко ощущаю момент принятия Святых и Страшных Христовых Тайн. Все происходит несколько механиче­ски, без глубокого осознания. При таком, поверхностном по сути дела отношении к Причастию, не возникает ли ситуация, что оно только «в суд и осуждение»?

Обычно христианин причащается с великой духов­ной радостью и воодушевлением. Но не всегда мы во время и после Причащения испытываем те или иные чувства. Это происходит по двум причинам: во-первых, Сам Господь скрывает их от нас, чтобы мы искали не «чувств», а жизни во Христе, а она свидетельствуется прежде всего решимостью и силой исполнять Его запо­веди; во-вторых, душа человеческая — не раз и навсегда заведенная «машинка»; она может и уставать от духов­ного напряжения; в моменты такой усталости душа не в состоянии отчетливо ощущать духовные вещи. Здесь нужно смотреть по ситуации. Если Вы причащаетесь регулярно и часто, то возможно дать себе некий от­дых и пропустить Причастие один или два раза. Если это — испытание от Господа, то нужно постараться вы­яснить, какова его причина. Дело в том, что Причаще­ние Святых Христовых Тайн не должно рассматривать­ся «в отрыве» от всей христианской жизни. Главнейший критерий ее правильности — христианский взгляд на все, вплоть до самых мелочей нашего существования, и возможность во всех этих мелочах (не говоря уже о бо­лее «крупных» вещах) применить и исполнить заповеди Христовы. Если наше нравственное чувство все более и более утончается, если мы судим обо всех сторонах жизни все более и более правдиво и евангельски, если мы реально начинаем исполнять заповеди Божий, если осуждение и недовольство людьми от нас постепенно отходит и заменяется жалостью, сочувствием, состра­данием, пониманием, любовью, если в нас все более и более усиливается жажда жизни со Христом — то мы должны осознать в этом плод действия Тела и Крови Христовых, которым мы более или менее часто приоб­щаемся. Если же для нас Причащение — нечто, никак довлеющее, и никак не влияет на нашу христианскую жизнь, то не только те или иные духовные чувства пе­рестанут ощущаться нашей душой, но и, действитель­но, «раздвоение» между Таинством и жизнью может по­служить нам в суд и осуждение. Причащение Святых Тайн неотделимо от евангельской жизни — вот глав­ное, о чем нужно помнить. А то бывает так, что человек полон ненависти к, скажем, людям другой националь­ности, или к тем, кто мыслит о частностях церковной жизни чуть иначе, чем он, и т.п. И вот такой «ревнитель православия», считающий даже порой эту свою ненависть делом правым, подходит к Чаше и вкушает Тело и Кровь Бога Любви… естественно, ничего хорошего из этого получиться не может.

6. Принимая Святые Тайны, очевидно, что этот день мы должны провести как-то особенно. Что говорит по этому поводу Церковь? Как нужно себя вести весь оставший­ся день, после причастия? Правда, что в этот день нель­зя работать? Я слышала, что даже говорить в этот день нежелательно, чтобы не растерять полученную благо­дать. Это так?

Действи­тельно, после Причастия не хочется рассеиваться, душа требует провести хотя бы первое время после приобщения Христу в уединении, сосредоточении, благоговении, некотором отдыхе от всякой суеты.
Но дело не в работе. «Растерять благодать» (если уж употреблять этот термин) можно лишь от греха; если же Ваши обстоятельства понуждают Вас что-то делать, или с кем-то общаться, то и делайте это — безо вся­кого смущения. А «особенное» для людей внешних, но обыкновенное для христиан ровное, мирное, немного­словное, молитвенное и радостное для ближних прово­ждение времени должно быть не только в день Прича­стия, но и во все дни нашей жизни. И это тот критерий, по которому мы можем узнать степень «духовной поль­зы», которую, в числе прочего, доставляет нам Таин­ство Евхаристии.

7. Как часто для православного христианина необходимо причащаться?

Это вещь индивидуальная. По церковным правилам — не реже, чем один раз в три недели. Для сознательно жи­вущего христианина невозможно причащаться реже, чем один раз в месяц. Многие причащаются и чаще: раз в две недели, или и каждую неделю. Здесь необходимо сказать, что не само по себе частое причащение имеет значение, а христианская жизнь, которую ведет человек. То, как часто христианин причащается, должно исходить не из какой-нибудь «схемы» («непременно, во что бы то ни стало, невзирая ни на что, причащаться раз в десять дней»), а из внутренней потребности христианина. Чем чище, духовнее и нравственнее его евангельское существование, тем большую и частую он испытывает потребность при­общаться Христу. Поэтому исходить в этом вопросе нуж­но именно из христианской жизни, ее полноты и напря­женности, а не из каких бы то ни было иных соображений.

8. У меня, к сожалению, нет возможности посещать вос­кресную службу. В любой ли день есть Литургия, когда можно причащаться взрослому человеку?

Если в храме совершается ежедневное богослужение (бывают церкви, в которых служат только по воскресным и праздничным дням), то, кроме понедельников, вторни­ков и четвергов Великого Поста, Вы, должным образом подготовившись, беспрепятственно можете причащать­ся Святых Христовых Тайн.

9. Зачем во время принятия Святых Христовых Тайн руки складывают на груди?

Такова церковная традиция — в знак благоговения пе­ред Телом и Кровью Христа мы крестообразно склады­ваем руки на груди.

10. Подходя к Чаше, я часто сталкиваюсь с тем, что по­стоянные прихожанки, как правило, бабушки, настаивают на том, чтобы первыми причащались мужчины. Поче­му принято к причастию первыми пропускать мужчин? И принято ли? — может, это очередные правила, уста­новленные самими «бабушками»? Объясните, пожалуй­ста, смысл этого установления.

Дело здесь вовсе не в бабушках. Это изначальная цер­ковная традиция — когда мужчины первыми подходят к Таинству. Современное «эмансипированное» сознание может усмотреть здесь даже и своеобразную «дискре­дитацию» женского пола… но в Церкви все зиждется на библейских основаниях, согласно которым, хоть женщи­на нисколько не «хуже» и не «ниже» мужчины, но сна­чала был сотворен Адам, а затем Ева, и мужчина имеет, так сказать, «первенство чести», которое и проявляется в церковном чине.

11. Меня давно волнует один вопрос, но у священника на исповеди как-то неловко об этом спрашивать. Входит лив пост перед принятием Святых Таинств воздержание от супружеской близости?

Да, подготовка к Причастию предполагает непре­менное воздержание от супружеской близости за не­сколько дней (минимум — один-два дня) перед участи­ем в Таинстве.

•12. У меня маленькая дочь. Скажите, пожалуйста, рас­пространяется ли на маленьких детей запрет на приня­тие пищи и воды перед причастием? Я слышал, что младенца перед причастием полага­ется не кормить и не поить с полуночи. С какого воз­раста?

Ровно с того возраста, с которого ребенок может без напряжения выдержать отсутствие еды и питья. Очевид­но, что это никак не может относиться именно к младен­цам. Категорически нельзя превращать для детей Цер­ковь в изуверство. Дисциплинарные правила Церкви относятся к взрослым людям, на маленьких детей они не распространяются.

13. Я столкнулась с такой ситуацией, что на Литургии Преждеосвященных Даров мне отказали в причащении младенца; взрослые же причащались. Почему на Литур­гии Преждеосвященных Даров не могут причащаться младенцы, но только взрослые?

Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Да­ров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

14. Мы несем к причастию маленьких детей, идем сами и все причащаемся из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в Чашу. Как быть, что делать?

Ничего не делать, а главное — не волноваться. Ни­когда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевал. Это величайшее Таинство Церкви, данное нам в числе прочего и во исцеление души и тела; и Господь не посрамляет веру христиан.

15. Зачем Причастие запивают так называемой «теплотой» и заедают кусочком просфоры?

Для того, чтобы в устах не оставалось ни малейшей частицы тела и Крови Христовой, и чтобы случайно не произошло неблагоговейное с ними обращение (когда, например, человек покашляет, и частица Святых Дарон вылетит изо рта). Этим Церковь подчеркивает свое ве­личайшее почитание Святых Даров, оберегая малейшую часть их как зеницу ока.

16. Можно ли после причащения Святых Тайн прикла­дываться к руке священника и к иконам, а также со­вершать земные поклоны? Я слышала разные мнения на этот счет.

Обычно в знак величайшей духовной радости причаст­ник не делает земных поклонов в день причастия (тем бо­лее если оно совпадает с воскресным или праздничным днем). Но если в душе есть потребность сделать земной поклон, то никакого препятствия, особенно в домаш­ней обстановке, к этому нет. Прикладываться к иконам, руке священника, кресту и прочим церковным святыням после причастия вполне можно.

Всемирная организация здравоохранения признала вспышку коронавируса 2019-nCoV в Китае чрезвычайной ситуацией международного масштаба. Вирус обнаружен уже в 24 странах. В Беларуси коронавируса нет, однако медики призывают соблюдать меры профилактики.

Вирусные инфекции проще всего подцепить в местах массового скопления людей — в транспорте, заведениях общепита, на концертах и стадионах, а также в храмах.

Фото ostrov-pravoslav.io.ua

Учреждения религиозных культов у нас находятся на особом положении. Там зачастую собственные порядки и законы имеют приоритет над мирскими практиками.

Например, порядок целования икон и прочих реликвий или обряд причащения, когда вино пьют из общей чаши, санитарными нормами не регулируются. А ведь в этих обрядах одновременно участвуют десятки, а то и сотни человек.

Остановит ли молитва вирус?

Будут ли христианские церкви в Беларуси принимать какие-то особые санитарно-гигиенические меры для нераспространения ОРВИ и в связи с обострением ситуации по коронавирусу?

Отвечая на этот вопрос Naviny.by, председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин сказал: «В некоторых приходах уже молились об остановке эпидемии. По поводу общих мер пока еще принимается решение. Речь идет о традиционных молебнах и крестных ходах».

Что касается мер по дополнительной дезинфекции, приостановления причастия из одного сосуда, протоиерей Сергий Лепин сказал, что не думает, «что всё так плохо». Такого, чтобы менялся обряд литургии, в церкви «не было никогда за исключением случая, когда большевики запретили целовать иконы», отметил Лепин.

«Мы исходим из того, что существующая практика причащения в известных нам ситуациях не способствует распространению болезни», — заявил представитель БПЦ.

Однако, отметил Сергий Лепин, «есть отдельные чины для причащения заразных больных, которые используются регулярно в учреждениях здравоохранения. Больные заразными болезнями люди причащаются отдельно со специальными мерами предосторожности».

«Я сам и мои дети причащаемся из общей чаши»

«По учению церкви через святые дары не передается никакая болезнь, поскольку они освящаются. Это тело и кровь Христовы», — рассказал Naviny.by протоиерей Александр Шимбалёв, который служит в приходе Оптинских старцев в микрорайоне Малиновка в Минске.

Священные дары в православных церквях раздаются ежедневно после литургии во время причастия по утрам. Воцерковленные люди, сказал священник, причащаются раз в одну-две недели, но не реже раз в два месяца. В чаше, из которой пьют прихожане, находится разбавленное с водой вино, кагор, как правило.

Как рассказал протоиерей Александр Шимбалёв, каждый священник после литургии употребляет оставшиеся святые дары и вымывает чашу:

«Если бы болезни распространялись через дары, священники были бы, наверное, самыми болеющими людьми, однако мы этого не наблюдаем. Не было вспышек эпидемии ни в одной общине, в какой я служил, какая бы ни была опасность. А служу я больше двадцати лет. Я сам и мои дети причащаемся из общей чаши».

Что касается санитарных норм, то, подчеркнул протоиерей Александр Шимбалёв, «храмы у нас очень чистые — уборка помещений и проветривание идет постоянно. Мы следим, чтобы они как дом Божий, место, где собирается народ на молитву, были чистые и проветренные».

В костелах вино из общей чаши не пьют

В католических костелах не бывает такого, что все пьют из одной чаши или принимают пищу с одной ложки, так как «причастие согласно римско-католическому обряду проходит только Телом Христовым», то есть хлебом.

Разве что может использоваться вариант, когда хлеб погружают в сосуд с вином и дают прихожанам, рассказал Naviny.by пресс-секретарь Конференции католических епископов ксендз Юрий Санько:

«Костел в целом довольно враждебно относится к алкоголю, потому что мы знаем, какие существуют проблемы в Беларуси из-за его употребления».

По словам ксендза Юрия Санько, вопрос о дополнительных мерах по недопущению распространения в костелах вирусных инфекций в связи с ситуацией вокруг коронавируса 2019-nCoV пока не обсуждался.

Минздрав: в церкви заразиться ОРВИ можно

Ответ на вопрос, можно ли заразиться ОРВИ и коронавирусом в церкви, очевиден. Можно! Поскольку передача вируса происходит воздушно-капельным путем.

«Вирус передается между людьми, если имеется тесный контакт без средств защиты, например, при оказании инфицированному пациенту медицинской помощи без соблюдения строгих мер гигиены. Пить из одной чашки, например, — значит, подвергать себя опасности заразиться ОРВИ», — отметила пресс-секретарь Минздрава Юлия Бородун.

В целях профилактики Минздрав рекомендует избегать контактов с людьми с признаками респираторной инфекции, а также мест массового скопления людей, соблюдать респираторный этикет при чихании или кашле, чаще мыть руки с мылом или использовать антисептические гели, стараться не трогать лицо, употреблять только достаточно термически обработанные продукты животного происхождения и пить бутилированную или термически обработанную воду.

Во сколько причастие в церкви

О причастии детей.
Причастие в церкви — как готовиться и правила. Как происходит и дни для причастия в церкви
Вопрос к тем, кто посещает церковь.Восколько утреннее причастие?

Обновить браузер x Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби. Для этого необходимо скачать и установить обновление, с официального сайта браузера. Планирование Недели беременности Дети до 3 лет Дети лет Дети старше. Читать о неделях беременности. Нинель Журнал Подскажите, как и во сколько в церкви происходит причащение? Из журнала пользователя Нинель. Есть ощущение, что нас сглазили. А во сколько это происходит и как? У нас в 9 утра после службы. Вообще ребёнка следует причащать как можно чаще. Яна Спасибо, но я не воспринимаю это как таблетку. Сама хожу в церковь, хоть и не часто. Слышала, что маленьких детей как-то по-особому не надо готовить. Только взрослые постятся и исповедуются. Яна Дети до 7 лет без исповеди. На прошлой неделе крестили сына и слушали беседы, там и сказали. У нас это происходит в конце службы около 10 утра. Мы когда меньше были часто ходили. Подносила малыша к батюшке, он имя спрашивал, читал молитву и давали малышу с ложечки кагор, потом отходили и в сторонке у бабушек церковных запить давали и кусочек хлебшка. Похожие посты на тему «Подскажите, как и во сколько в церкви происходит причащение? Почему ты не ходишь в церковь. А что если постараться сказать себе об этом правду? Крещенская вода, богоявленская вода — вера, мифы и суеверия Три фактора риска во время отпуска Как Вы экономите? Актуальные посты роддом егорьевска отзывы года как родить без обменной карты. Для просмотра в прямом эфире записей в вашем городе — вам необходимо указать страну и город вашего проживания. Указать город и район. Привет девочки, я новенькая, давайте знакомится! Сколько весят малышы в 2 месяца? Девочки моему сыну 26го будет 2 месяца. Весит мы сейчас 5кг это нормально? А ваши детки сколько весили в 2 месяца? Сегодня 6 месяцев нашему малышу даже и не верится… вроде только как вчера родила, а уже полгода прошло. Узнавай и участвуй Сервисы. Лайфхаки для защиты малыша от насекомых. Тест-драйв детского органического питания. А ты сдашь экзамен по первому прикорму? Мама выходит на тропу исследований. В выходные мы на природу всей семьей! Что такое органическое детское питание? Семья под защитой от насекомых. Этого о насекомых вы точно не знали! Пользовательское соглашение Политика в области обработки персональных данных. Хочешь сделать предложение или сообщить об ошибке?

Подскажите, как и во сколько в церкви происходит причащение?

Один из основных священных обрядов православной церкви — причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению. Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка. Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год. Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу. Евхаристия — первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:. В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия — чаша с освященными дарами — кагором и хлебом. Яства — символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия. Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви. Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще. Важное правило детского причащения в церкви — проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется. С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам. Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей. Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев — при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение — запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного. Причастие в церкви — как готовиться и правила. Как происходит и дни для причастия в церкви. Была ли эта статья полезной? Спасибо, за Ваш отзыв! Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен. Мы извиняемся, Что случилось? В статье нет ответа на мой вопрос Другое. Нашли в тексте ошибку? Предыдущая статья Ксенон штраф. Следующая статья Мобильный перевод с Билайна на Мегафон. Как удалить страницу фейсбука навсегда с телефона Редакция Sovets. Как забрать авто со штрафстоянки Редакция Sovets. Дни стрижки по лунному календарю Редакция Sovets. Лунный календарь стрижки и покраски волос Редакция Sovets. Спасибо Вам за просвещение. Я стала крестной двух прекрасных мальчиковии теперь мы готовимся к причастию. Евгений Седов Дом и Быт. Кирилл Соболев Другие советы. Здоровье Красота Мода и стиль Кулинария Поделки своими руками. Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на источник. О нас Обратная связь Работа для копирайтеров. Реклама на сайте Карта сайта.

Опытный образец сканворд 8

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *