Приход

Приход

ПРИХОД

в Православной Церкви христианская община, управляемая священником. В древней Церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя епископу т.н. «заручныя прошения», получившие начало после владимирского Собора 1274. В XIX в. это было отменено, но прихожанам разрешалось изъявлять епархиальному архиерею о желательности данного лица. Имущество каждой церкви и ее земли составляли ее неотъемлемую собственность.

Церковно-приходские дела не относились к ведомству сельских и волостных сходов; мирские приговоры о сборах в пользу церквей признавались обязательными для крестьян. Отвод установленных участков земли для причта вновь открываемых приходов возлагался на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании приходов, для чего они должны указать средства для построения храма и содержания причта. При приходах учреждались церковно-приходские общества для организации благотворительности. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту на 3 года, с согласия причта, при благочинном и утверждаемого архиереем. В 1885 московское земство возбудило вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синод разрешил этот вопрос отрицательно, т.к. избрание кандидата лежит на нравственной ответственности епископа.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Понятии по Истории Средних веков 6 класс материал по истории (6 класс) по теме

Словарь понятий по истории Средних веков

6 класс

Аббат – настоятель монастыря (аббатства).

Абсолютизм – форма государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Алтарь – место в церкви, куда могли входить только духовные лица, мужчины.

Алхимия – лженаука, целью которой было получение золота путем химических соединений различных веществ.

Альбигойцы – члены еретической секты в Южной Франции 12-13 вв., отрицавшие догматы абсолютизма.

Альморавиды – участники военно-религиозного движения в Северо-Западной Африке.

Альтинг – народное собрание в Исландии.

Анафема – отлучение от церкви, совмещенное с проклятием.

Апсид – полукруглая сводчатая ниша в храме, направленная на восток.

Арианство – раннехристианская ересь, сторонники которой считали Иисус Христа низшим по отношению к Богу-Отцу творением.

Аскетизм – подавление желаний, отказ от роскоши и даже большинства удобств, ограничения в пище и сне, причинение себе физических страданий с целью соучастия в страданиях Иисус Христа для искупления грехов.

Астрология – учение о связи между расположением звезд и планет и событиями в жизни людей и народов.

Асы – боги у древних скандинавов.

Аутодафе – торжественное приведение в исполнение приговора инквизиции.

Базилика – одни из архитектурных форм христианского храма.

Баллада – народное поэтическое сказание.

Барон – дворянский титул, ниже графа, представитель высшего титулованного дворянства.

Барщина – обязанность зависимых крестьян выполнять полевые работы для своего хозяина.

Бедуины – кочевники пустыни, арабы.

Бенедиктинцы – монахи старейшего в Западной Европе монашеского братства, основанного Св. Бенедиктом.

Бенефиций – земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование при условии несения военной службы; церковная должность и связанные с ней доходы.

Берберы – кочевой народ Северо-Западной Африки.

Берсерк – древнескандинавский воин, посвятивший себя богу Одину, приходивший во время битвы в неистовство, сражавшийся без доспехов и считавшийся неуязвимым.

Бритты – кельтский народ, населявший Британию.

Булла – папский указ, имеющий обязательную силу для верующих, реже – императорский декрет.

Бюргер – полноправный гражданин.

Ваганты – бродячие школяры (студенты).

Вальденсы – еретическая секта в 12-13 вв., в основном во Франции и Италии, выступали против церковной иерархии и собственности, за всеобщий аскетизм.

Вассал – лицо, получившее от сеньора феод во владение за несение службы.

Великое переселение народов – переселение многочисленных народов под давлением гуннов, в результате которого прекратила свое существование Западная Римская империя.

Вергельд – у германцев возмещение за убийство, вносимое обидчиком роду потерпевшего.

Викинги – скандинавские воины, отправившиеся за славой и добычей в чужие края.

Витраж – изображение, собранное из цветных стекол и помещаемое обычно в окнах.

Восточные славяне – предки русских, украинских и белорусских народов.

Галея – вид средиземного корабля.

Ганза – союз северо-немецких купцов и торговых городов.

Генеральные штаты – сословно-представительное собрание Франции.

Герцог – титул крупного феодального владельца.

Гёзы – (нищие) – участники антииспанской борьбы во времена нидерландской революции.

Гетто – часть города, отведенная для принудительного поселения евреев.

Гильдия – объединение купцов.

Глаголица – одна из двух ранних славянских азбук.

Госпитальеры – члены военно-рыцарского ордена С. Иона Иерусалимского (иоанниты).

Готика – архитектурный стиль 12-16 вв., преимущественно церковный.

Граф – во франкской империи – представитель короля в определенном округе, позже – один из высших титулов европейской знати.

Гуманизм – направление в философской и общественной мысли Возрождения, ставившее своей целью изучение наук о человеке – филологии и моральной философии; мировоззрение эпохи ренессанса, ставившее в центр мира человека.

Гуситы – последователи чешского реформатора Яна Гуса.

Даны – германский народ, предки современных датчан.

Десятина – одна десятая имущества и дохода – налог на содержание церкви.

Джихад – (усилие) – мирная или вооруженная борьба за укрепление ислама (против неверных – немусульман).

Дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, получившее особое распространение в Японии.

Димы – в Византийской империи самоуправляющиеся организации в городах, созданные вокруг команд наездников на городских ипподромах.

Дирхем – восточная серебряная монета.

Диспут – ученый спор.

Догмат – утвержденное церковным руководством положение вероучения, обязательное для верующих.

Дож – глава венецианской (пожизненный) и Генуэзской (избираемый на определенный срок) республик.

Домен – собственные земельные владения знатной (королевской) семьи.

Доминиканцы – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Св. Домиником. Они давали обет нищеты и обязательство проповеди против еретиков.

Донжон (бергфрид, киип) – главная, наиболее укрепленная башня замка.

Драккар – корабль викингов.

Духовно-рыцарские ордены – организации европейских рыцарей, созданные для отвоевания и защиты Святой Земли.

Дэнло – «Область Датского права» — часть Англии, оставшаяся под властью данов.

Епископ – «надзиратель» — духовный глава административно-территориальной единицы – Епархии, обнимающей одну или несколько провинций государства; во главе группы епархий стоял архиепископ.

Ересь – учение, признаваемое церковью ложным.

Еретик – человек, придерживающийся ложного учения, ереси.

Жонглер – бродячий певец и поэт.

Зороастризм – древняя религия иранских народов.

Идальго – испанский дворянин.

Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии.

Иконоборцы и иконопочитатели – в Византии сторонники различного отношения к изображениям бога и святых.

Имам – («предстоятель») – у мусульман либо человек, заведующий мечетью и «предстоящий» во время общественной молитвы, либо же духовный глава.

Империя – государство, состоявшее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра.

Инвеститура – символическое введение в должность путем передачи из рук в руки какого-либо предмета.

Индульгенция – отпущение грехов и свидетельство об отпущении.

Инквизиция – организация католической церкви для преследования еретиков и искоренения ересей.

Интердикт – запрет – временный, без отлучения от церкви, запрет на свершение богослужения и религиозных обрядов.

Ислам – «покорность» — мусульманство – одна из самых распространенных религий, возникшая в Аравии в 7 веке, основатель – Мухаммад.

Исповедь – христианское таинство, состоящее в раскрытии своих грехов священнику и получении от него прощения именем Иисуса Христа.

Иудаизм — от имени Иуды, родоначальника одного из древнееврейских племен, и населенного этим племенем государства – иудеи – религия евреев, Священное Писание для евреев – Ветхий Завет.

Каганат – страна, возглавляемая каганом (титул государя у некоторых восточных народов).

Каллиграфия – искусство красивого письма.

Канон – строгие правила оформления храмов.

Капитул – «капут» — голова, глава – составленный из духовных лиц совет при епископе или руководстве ордена.

Капитулярий – сборник указов франкских королей.

Каравелла – тип европейского корабля, распространенный в 15 веке.

Кардинал – «главный» — в католической церкви высшее духовное лицо, ниже только папы, кардиналы – ближайшие советники и помощники папы и избирают его из своей среды.

Католицизм, католичество – «католикос» — «всеобщий» — одно из направлений христианства, оформившееся в Западной Европе; иначе – латинская церковь.

Кафедральный собор – главный собор церковного округа – храм, в котором служит епископ и где находится его «кафедра» — епископский престол.

Кириллица – одна из двух славянских азбук.

Клир – духовенство.

Клирик – член духовенства.

Колоны – «поселенцы» — в поздней Римской империи прикрепленные к земле арендаторы небольших земельных участков, принадлежащих крупным землевладельцам.

Коллегия – организация при средневековом университете, обеспечивающее жилье, питание и учебу для определенного количества учащихся.

Коммуны – города во Франции, освободившиеся от власти сеньора.

Кондотьеры – в Италии 14 – 16 вв. руководители военных отрядов, нанимавшихся на службу к городам-коммунам и государям.

Конкордат – «соглашение» — договор между папой, как главой церкви, и государством, регулирующий отношения между ними и положение церкви в государстве.

Консистория – в католичестве – специальное совещание при папе; в протестантизме – орган управления религиозной общиной.

Конунг – правитель (вождь, король) у скандинавов.

Коран – «чтение» — священная книга у мусульман.

Кортесы – сословно-представительные органы в королевствах Пиренейского полуострова.

Крестоносец – человек, по призыву папы римского принявший обет совершить вооруженное паломничество в Святую Землю

Курия – «место собраний» — высший совещательный орган при королях и папах (римская курия), состоящий из ближайших советников и высших должностных лиц.

Куртуазия – правила рыцарского поведения.

Курфюрсты – высшие духовные и светские князья Священной Римской империи, которым принадлежало право выбора императора.

Лангобарды – германский народ.

Ландтаг – орган сословного представительства во владениях, входивших в состав Священной Римской империи.

Легат – папский посланник.

Легисты – законоведы, советники короля.

Литера – отдельная буква, сделанная из металла для печатания книг.

Личная зависимость – отсутствие свободы распоряжаться собственной личностью.

Лорд – в Англии – знатный человек, собственник больших земельных владений.

Мавры – европейское обозначение мусульман Испании и Северной Африки.

Майордом – «управляющий дворцом» — высшая придворная и правительственная должность во франкском королевстве при Меровингах.

Магнат – представитель высшей аристократии.

Макрокосм – Вселенная в целом.

Мамлюки – султанская гвардия в Египте, с 13 века фактически управлявшая страной.

Марраны – в Испании обращенные в христианство евреи.

Мастер – полноправный ремесленник, член цеха, владелец собственной мастерской.

Медресе — мусульманское учебное заведение для мальчиков.

Междоусобная война – война между феодалами за расширение границ своего поместья.

Менестрель – придворный поэт и певец.

Месса – центральное ежедневное богослужение в католичестве, обедня.

Микрокосм – человек, как часть Вселенной.

Минбар – возвышение в мечети, с которого читается проповедь.

Миниатюра – небольшое живописное изображение в рукописной книге.

Миннезингеры – «певцы любви» — немецкие лирические певцы-поэты, воспевавшие рыцарскую любовь.

Миро – особое церковное масло, использующееся в миропомазании – обряде помазания лба, рук, груди, глаз, ушей, означавшем освящение человека; применялся при коронации короля.

Мистика – «таинственный» — религиозное учение, допускавшее непосредственное общение с Богом.

Митрополит – епископ митрополии, т.е. главного города церковной провинции, включающей в себя несколько обычных епископств.

Михраб – углубление в стене мечети, указывающее направление на Мекку.

Мозаика – изображение из разноцветных камушков или кусочков цветного стекла.

Монашество – религиозная группа, члены которой (монахи) принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души.

Мориски – в Испании арабы, обращенные в христианство.

Мулла – глава мусульманской общины.

Надел – участок земли, находившийся в распоряжении крестьянина.

Натуральное хозяйство – организация хозяйства, при которой все необходимое производится на месте, а не покупается на рынке и при которой ничего не производится с целью продажи.

Негус – титул правителя Эфиопии.

Неф – часть храма, пространство между двумя соседними продольными рядами колонн или между одним таким рядом и продольной стеной.

Норманны – общее название скандинавских народов, распространенное в остальной части Европы.

Обет – обязательство не выполнять что-либо, обязательство следовать чему-либо.

Оброк – повинность зависимых крестьян — регулярные платежи господину в виде продуктов или денег.

Община – организация крестьян, регулирующая все основные стороны жизни в средневековой деревне.

Органы сословного представительства – собрания из представителей основных сословий земли, созываемые государем в случае политической необходимости.

Орден – централизованная организация монахов, принявших одинаковый устав; во времена крестовых походов – также организации рыцарей, принявших, кроме монашеских обетов, клятву сражаться с нехристианами, (духовно-рыцарские ордены).

Ордонанс – королевский указ.

Ортодоксия – утвержденное высшими церковными авторитетами вероучение.

Отлучение – исключение из религиозной общины или из церкви в целом.

Отпущение – прощение грехов, даваемое священником после исповеди и раскаяния.

Паломники (пилигримы) – странники, отправившиеся в путь с целью посетить отдаленные святыни и тем самым облегчить свою душу от грехов.

Паломничество – путешествие верующих к местам, отмеченным особой святостью; название возникло от обычая привозить пальмовые листья из Палестины.

Пантократор – «Вседержитель» — т.е. Иисус Христос в качестве верховного повелителя вселенной.

Папа – «отец» — глава католической церкви, одновременной римский епископ.

Парламент – орган сословного представительства в Англии, законодательный орган.

Патрициат – верхний слой горожан: самые влиятельные и богатые семейства, обладавшие властью в городе.

Повинности – барщина и оброк, которые должны были выполнять крестьяне на феодалов.

Подмастерье – ремесленник, прошедший срок ученичества и работающий у мастера за плату.

Прево – во Франции назначенный королем чиновник, осуществляющий административно-судебную власть в округе.

Привилегия – преимущество, исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других.

Притвор – помещение у западного главного входа в храм.

Приход – низшая административно-церковная единица, включающая персонал церкви и членов общины (прихожан).

Протектор – в Англии – регент, правитель при недееспособном монархе.

Пэр – звание представителей высшей аристократии во Франции и Англии, по отношению к которым монарх был «первым среди равных».

Раввин – руководитель общины евреев в иудаизме.

Ратуша – здание, где размещался государственный совет в городах, пользовавшихся самоуправлением.

Рейхстаг – имперское собрание – в Германии собрание представителей имперских сословий – курфюрстов, князей и имперских городов.

Реконкиста – «отвоевание» — вытеснение христианами мусульманских правителей с Пиренейского полуострова.

Реликвия – сохранившиеся останки (мощи) святых и принадлежавшие им предметы, обладавшие в глазах верующих особой притягательной и благодетельной силой.

Реформаторы – сторонники глубоких изменений – реформы церкви.

Роза – круглое окно с витражом в соборе.

Романский стиль – от лат. «Рома» — Рим – архитектурный стиль 10 -12 вв.

Ростовщик – человек, дававший деньги кому-либо взаймы, а затем обогащавшийся засчет возврата их с процентами.

Рукоположение – обряд введения в сан священника или епископа.

Рыцари – особо привилегированное сословие профессиональных воинов. Это мелкие феодалы, не имевшие своих вассалов.

Сага – скандинавское историческое повествование.

Самураи – сословие профессиональных воинов в Японии.

Сарацины – обычное на западе обозначение всяких мусульман, особенно арабов и турок.

Сегун – «главнокомандующий» — титул фактического правителя в Японии.

Секта – отколовшаяся от господствующей церкви религиозная группа.

Сеньор – господин, земельный собственник, имеющий зависимых от него крестьян и вассалов.

Синагога – в иудаизме община верующих и молитвенный дом.

Синтоизм – традиционная японская религия.

Скальд – древнескандинавский поэт.

Скрипторий – мастерская по переписыванию и украшению рукописей.

Собор – большой христианский храм, а также собрание высшего духовенства в рамках государства или всей церкви.

Сословие – большая группа людей, занимающая сходное положение в обществе, и, как правило, передающая свой статус из поколения в поколение.

Старшина – глава ремесленног цеха, избиравшийся мастерами.

Сунна – сборник изречений Мухаммада, не вошедший в Коран.

Сунниты – сторонники одного из двух направлений в исламе – суннизма.

Схизма – раскол в церкви.

Схоластика – «школьное познание» — метод приобретения знаний путем строгого логического толкования священного Писания и сочинений особо авторитетных писателей.

Сюзерен – верховный сеньор.

Тамплиеры (храмовники) – члены старейшего духовно-рыцарского ордена.

Теология – богословие, наука о божественном.

Трансепт – поперечный неф в храме.

Трубадуры – лирические поэты-певцы в Южной Франции, воспевавшие рыцарскую любовь.

Труверы – лирические поэты-певцы Северной Франции, воспевавшие рыцарскую любовь.

Турнир – военное состязание рыцарей.

Улус – наследственный удел монгольского правителя.

Университет – корпорация магистров и школяров, собравшихся вместе ради приобретения и приумножения знаний.

Уния – союз, объединение (между династиями, государствами или церквями).

Устав – ремесленные правила, обязательные для всех членов цеха.

Ученик – помощник мастера, работавший у него бесплатно, но получавший таким образом навыки и знания.

Фаблио – во Франции короткая юмористическая повесть в стихах.

Феод – наследственное земельное владение, предоставленное под условием несения воинской службы.

Феодал – владелец феода.

Феодализм – система отношений в средневековом обществе, основанная на распределении земель не в собственность, а на определенных условиях.

Феодалы – члены господствующего слоя в средневековом обществе – главные владельцы земли.

Феодальная лестница – отношения между феодалами в средневековом обществе. Чем богаче феодал, тем выше он находится на феодальной лестнице.

Феодальная раздробленность – период в истории государства, когда его территория распадалась на отдельные мелкие самостоятельные владения.

Францисканцы – члены нищенствующего ордена, основанного Св.Франциском.

Хадж – паломничество в Мекку.

Хазары – тюркский народ, подчинивший себе к 8 веку большие территории Северного Кавказа, Поволжья, Северного Причерноморья.

Халиф – «заместитель» (пророка или даже Бога) – светский и духовный глава мусульман.

Харакири – японский способ самоубийства путем вспарывания себе живота.

Хиджра – переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину), точка отсчета мусульманского летоисчисления.

Церковный собор – собрание высших церковных чинов.

Цех – «пирушка» — организация ремесленников одной или нескольких специальностей.

Цистерцианцы – монахи цистерцианского ордена.

Чжурчжэни – тунгусские племена, подчинившие себе в 12 веке часть Северного Кавказа.

Шариат – свод мусульманского права, одновременно светского и духовного.

Шванки – «шутки» — в германии короткий юмористический стихотворный рассказ.

Шедевр – «главная работа» — изделие, которое надлежало сделать подмастерью, чтобы сдать экзамен и стать мастером.

Шериф – представитель английского короля в отдельном графстве.

Сторонники особого направления – шиизма в исламе.

Эмир – «повелитель» — в мусульманском странах титул военачальника, правителя, князя.

Эрл – знатный человек у англосаксов.

Янычары – особое войско в Турции с 14 века.

Ярмарка – большой рынок, регулярно(изначально ежегодно) организуемый в одном и том же месте в одно и то же время.

Прихожане церкви

Примеры употребления слова паства в литературе.

В конце длинной комнаты, за массивным полированным столом из вишневого дерева, стояла аббатиса, морщинистая и высохшая, как старый пергамент, но все еще обладавшая властью над своей многочисленной паствой.

Кто-то из его паствы отпустил несколько грубых замечаний насчет того, что капеллану не хватает энергии, и, дабы пристыдить его, Бенет весь этот день шел с солдатами, не отступая от них ни на шаг.

Он оглядел паству, добавил тише, с грустною укоризной: — Взгляните на бесермен, на жидовин, среди вас сущих!

Более умеренные пресвитерианские священники с болью и гневом видели, что фанатики, мнившие себя блюстителями чистоты учения, сманивали от них низшие слои их паствы, которых не пугали самые отчаянные шаги, ибо этим людям нечего было терять, тогда как священников выставляли в смешном свете, как старых, семенящих болтунов и как высевки, брошенные сатаной.

Оркестр — это паства, инструменты — овечки, дирижер — пастырь, а генис — верный рыкливый пес, держащий в повиновении овец.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Куда приходят прихожане?

(13 голосов: 5.0 из 5)

интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым

— Что такое церковный приход и чем он отличается от храма?

— Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм – просто здание, а приход – это община, люди, которые приходят в храм. Они так и называются – прихожане. В Евангелии Христос произносит: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть люди приходят в храм на богослужение во имя Христово, чтобы пообщаться с Богом и друг с другом.

В первые три века существования христианства по объективным причинам храмов не существовало – ведь до 313 года христианство в Римской империи было запрещено. Верующие собирались на богослужения в частных домах. После 313 года христиане начали использовать для служб бывшие языческие храмы и базилики, их переоборудовали и освящали. Таким образом, постепенно возникло понятие прихода. Строго говоря, приход – это форма самоорганизации церковной жизни, первичная структура Церкви. Можно привести такую параллель: Библия говорит, что Церковь – это мистическое Тело Христа. Так вот приход – это клеточка большого церковного Тела.

— Прихожанин – это только тот, кто постоянно ходит в храм?

— Прежде всего, человеку нужно осознавать свою причастность к Вселенской Церкви именно через эту общность. Объективно такая причастность осуществляется на богослужении, в Таинстве Евхаристии, где происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Принимая Святые Дары, все люди, которые собрались в этом месте, соединяются со Христом, и через Него – со всей Вселенской Церковью. Вообще, быть христианином – значит участвовать в Таинстве Евхаристии.

Но приходская жизнь отнюдь не сводится только к богослужению, или, лучше сказать, ни в коем случае не должна сводиться к этому. Жизнь прихода – это все, что происходит внутри данной общины.

— В том числе и так называемая внебогослужебная жизнь?

— Во-первых, это миссионерская деятельность – церковное воспитание и образование новых членов общины. Во-вторых, благотворительность: попечение о вдовах, сиротах, больных, стариках, инвалидах. На самом деле всю внебогослужебную приходскую жизнь можно уложить в эти две формы: миссия и благотворительность.

Можно хоть каждый день приходить в храм, молиться и даже участвовать в Таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода, общины. Член общины – это тот, кто осознает жизнь общины как общее дело, то есть как Литургию. Обычно Литургия воспринимается, как часть богослужебного круга. Это неверно. Литургия – это полнота всего церковного служения: и богослужебного, и миссионерского, и благотворительного.

— Вы настоятель нескольких приходов. Расскажите об их жизни.

— Жизнь этих приходов как раз и иллюстрирует то, что приход – не что-то отдельное, самодостаточное. Приход связан со всей Церковью. Есть один настоятель, а священники храмов служат во всех приходах по очереди. Несмотря на то, что в каждом храме есть свой «костяк» активных прихожан, у нас имеется общий центр, и он руководит жизнью всех храмов. Фактически, это одна община.

Что касается богослужения, то это регулярная утренняя и вечерняя службы во всех храмах, обязательная живая проповедь после службы, несколько церковных хоров, составленных из прихожан, певческая школа, небольшая семинария, откуда вышли уже двадцать пять священнослужителей. Для желающих принять крещение у нас существуют курсы, где кратко обучают основам христианской веры.

Теперь о миссии. Это две еженедельные радиопрограммы, сайт в интернете, самая крупная русскоязычная православная интернет-библиотека, регулярная телевизионная программа, издательство, сеть магазинов, распространяющих духовную литературу, ежемесячная пятидесятиполосная газета, воскресная школа, гимназия.

Если говорить о благотворительности, то это два детских дома, патронажная служба по уходу за одинокими стариками, сестричество – то есть сестры милосердия, которые помогают больным в 50-й городской больнице, фонд помощи многодетным семьям и сиротам. Все служение осуществляют сами прихожане.

— Есть весьма распространенное мнение, что место активной деятельности верующего человека должно ограничиваться территорией храма. За забором начинается светское государство, где не должно быть места для церковной благотворительности, а тем более миссионерства. Как Вы относитесь к такому мнению?

— Ограничить миссионерство и благотворительность стенами храма и свести церковную жизнь только к богослужению – это то же самое, что запретить есть хлеб везде, кроме булочной. Это с определенной долей успеха осуществлялось при советской власти. Целью большевиков было вытравить у людей веру. Для этого нужно было загнать Церковь в гетто, свести всю приходскую жизнь к богослужению. Строго контролировалось даже содержание проповедей. Талантливых проповедников удаляли из центральных храмов, отправляли на служение в глухие деревни. По сути, проводилась «селекционная работа» по отношению к духовенству. Священник должен был быть молчалив, необразован, постоянно спешить домой, а еще лучше, если бы он выпивал и совершенно не интересовался пастырской деятельностью, не говоря уже о каких-то инициативах прихожан. Как раз в те годы возникли такие дикие и неприемлемые для Церкви практики, как, например, общая исповедь, когда священник с амвона произносит названия грехов, а прихожане автоматически «каются»: «Да, грешны в этом». Возникла грубость по отношению к людям, которые только-только вошли в храм. Отдельные пастыри реально занимались людьми, но таких были единицы.

Когда сегодня некоторые люди утверждают, что «место попов в храме» – это напоминает ту же большевистскую логику. Таким людям можно напомнить слова любимого ими атеиста Вольтера: «Я не согласен с вашими мыслями, но я готов умереть за ваше право их исповедовать».

Человек сегодня, слава Богу, может придерживаться какого угодно мнения, Россия за это долго боролась. Все, что делает христианин, естественным образом является продолжением его веры. Например, существует православный сайт. Он никому ничего не навязывает. Но если человеку необходимо, он может туда зайти и задать интересующий его вопрос, увидеть церковный взгляд на жизнь, получить нужную информацию. Тем более Конституция России разрешает любому объединению людей излагать свои взгляды, если они не противоречат закону.

Исповедовать свою веру – значит рассказывать о ней, прославлять Бога в самом себе, своими делами. Прежде всего это делается, конечно, на богослужении. Но прославлять Бога можно молча, без всяких громких слов, ухаживая за одинокими стариками или детьми-сиротами.

— Мы в редакции нередко получаем письма, где люди рассказывают, как они, их родственники или друзья – уходят из Православной Церкви в разные секты и протестантские общины, потому что не находят себе места в Церкви. Православные приходы не могут удовлетворить их жажду активности, сводя всю христианскую жизнь только к богослужению. Как Вы думаете, существует ли реально такая проблема?

— Безусловно, такая проблема есть. Это тоже – наследие советских времен, когда любая активность верующих вне храма была запрещена. Поэтому, к сожалению, основная часть православного духовенства, выросшая при большевистской власти, непривычна к такой деятельности. Служение многих священников направлено только на реализацию богослужебной деятельности. Литургия, Евхаристия – это действительно сердце жизни прихода. Понятно, что сердце – самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы.

Но и Церковь – это живой организм, тело Христово. У него, помимо сердца, должны существовать и голова, и печень, и руки, и ноги… Если священник не проповедует – значит, у общины нет языка, если не помогает ближним – значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры – значит, отсутствует голова. Церковный приход, община – это полнота. Если там чего-то нет, это инвалид – «человек с ограниченными возможностями». В двадцатые годы прошлого века все приходы превратились в таких инвалидов. Пятнадцать лет назад пришлось начинать практически с нуля, восстанавливая, «пришивая» отрубленные органы.

— Есть ли разница между дореволюционными и современными приходами, кроме той, что тогда храмы строили, а сейчас восстанавливают?

— Безусловно. Во-первых, каждый священник до революции был государственным чиновником. С одной стороны, государство защищало Церковь – например, от святотатства. За кражу иконы давали гораздо больше лет каторги, чем за украденный саквояж. Сегодня этого нет. Государство не отличает простое воровство от святотатства – ограбление храма. Если сегодня украдут из храма икону, то первым делом милиция спросит, сколько стоит икона.

Но с другой стороны, до 1917 года государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь, регламентировало ее. Сейчас Церковь и ее приходы имеют реальную свободу. Это небывалое в истории России явление. Полнота жизни Церкви зависит исключительно от нашей инициативы. А она, к сожалению, еще недостаточно развита. Святейший Патриарх постоянно призывает приходы проявлять активность. И сам он, несмотря на возраст, необычайно активен. В Православной Церкви столь активных людей, к сожалению, раз, два и обчелся. Патриарх реально является лидером возрождения внебогослужебной жизни приходов.

— Существуют ли какие-то обязанности прихода по отношению к своим прихожанам, и наоборот, обязанности прихожан по отношению к приходу?

— Конечно, все это прописано в уставе прихода. Настоятель вместе с группой людей из двенадцати человек – приходским советом должен организовать жизнь прихода – богослужебную, миссионерскую и благотворительную. Что же касается обязанностей прихожан, они носят исключительно неформальный характер – будь то сбор средств на содержание храма или миссионерская и благотворительная деятельность.

— Можно ли сказать, что участвующий в жизни прихода человек является настоящим христианином?

— Чтобы быть христианином, нужно исполнять евангельские заповеди. Ведь социальную деятельность может вести кто угодно. Когда я был в Америке, то наблюдал такую форму социального служения. Многие католические и протестантские храмы после богослужения превращают храмы в столовые, собирают бездомных и бесплатно их кормят. В этом служении могут принимать участие кто угодно: иудеи, мусульмане, буддисты, атеисты… То есть просто добрые люди, которые хотят себя реализовать, но никак не относящиеся к христианству. Это замечательно. Но христианином может называться только человек, который исполняет евангельские заповеди, регулярно участвует в Евхаристии и старается жить так, как жил Христос. Христианин должен заниматься миссионерской деятельностью. При этом не обязательно выходить на улицы с плакатами. Просто там, где ты живешь, живи не так, как все: не пей, не занимайся развратом, не ругайся с людьми…

— Общины – активные люди есть и в при синагогах, и при мечетях. Можно ли назвать эти общины приходами, храмы – церквами, а настоятелей – священниками?

— И у мусульман, и у иудеев есть люди, которые оставили мирскую жизнь и занимаются исключительно делами общины. Условно можно назвать эти общины церковью в первоначальном значении этого слова, ведь греческое eclessia (собрание) означает именно какое-то сообщество людей. Но христианство называет Церковью собрание людей, которые объединены любовью ко Христу, Таинствами, верой, что Христос – это Мессия, Спаситель. С условностью можно назвать глав и синагог, и мечетей священниками. Но христианский священник отличается от них тем, что не он приносит жертву Богу, а Бог приносит жертву за людей – приносит на Кресте. На Литургии мы только приобщаемся этой Жертве.

беседовал Роман Маханьков

Журнал «Фома» 2005 г.

Церковный приход

Церковный приход

Прихо́д, или парафия (в древней церкви — греч. παροικία, польск. parafia, укр. парафiя, белор. парафiя — «приход», от лат. раrосhiа «округ», «район») — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.

В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.

В России в конце XIX в

Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.

Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.

Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время». Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение.

> Настоящее время

В 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году — уже 29 263.

> Примечания

  1. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  2. «Шестнадцатый». И. Елков. «Российская газета» № 14 (4838) от 29 января 2009.

Литература

  • Н. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Приход

У этого термина существуют и другие значения, см. Приход (значения). Запрос «Прихожане» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Кирхшпиль» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья (нем.).

Прихо́д (греч. παροικία от греч. παρά — «близ» + греч. οἶκος — «дом») — церковный район населения, имеющий свой отдельный храм с клиром, совершающим священнодействия.

Элементарную форму церковного союза в раннем христианстве представляла не епископия, а парикия (приход) — церковный район населения, имеющий свой особый храм с епископом, совершающим священнодействия для прихожан. Для церковных отношений в раннем христианстве для прихода был необходим особый епископ, так как «церковь без епископа не бывает». В результате распространения христианства из городов в глубь селений сложились новые отношения. Возникли небольшие христианские общества, в которые ставить епископа было неудобно ввиду небольшого количества прихожан, и для их управления ставили пресвитеров. Позднее парикия — это община, управляемая пресвитером.

В ряде стран Западной Европы (например, в Ирландии, Англии, Португалии) церковным приходам соответствуют — по территориальному охвату — наименьшие административно-территориальные единицы.

Русское слово «приход» является неточной калькой слова парикия. Члены конкретного прихода называются прихожа́нами данного храма или общины. На практике в современной России православный мирянин может быть постоянным прихожанином (и даже штатным сотрудником) сразу нескольких храмов, однако до второй половины 1920-х годов каждый христианин был приписан к конкретному приходу, а до революции 1917 года приходские храмы вели метрические книги и выполняли функции современных ЗАГСов, нотариусов и паспортных столов для подданных соответственного вероисповедания: в них регистрировались рождения, смерти, бракосочетания, переезды с другого места жительства (и выезды с намерением поселиться где-то), акты купли, продажи, дарения и даже фиксировалась политическая благонадёжность каждого прихожанина.

В западных губерниях Российской империи также широко использовался синоним парафия (польск. раrаfiа ← лат. раrосhiа ← греч. παροικία). В губерниях, где было распространено протестантство (лютеранство), использовался германизм ки́рхшпиль (нем. Kirchspiel, от нем. Kirche — кирха (церковь)) — приход протестантской церкви.

В ранней христианской церкви, а также в России до XIX века прихожане сами избирали членов клира, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 года.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:201 248

Храм Божий — место, где человек может обрести смысл жизни

25 февраля 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом об актуальных событиях, которые произошли за эту неделю в нашей стране. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На фоне неутихающих споров вокруг передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви и, в частности, разговоров о том, есть ли у Русской Православной Церкви деньги на содержание этой культурной жемчужины, на днях стало известно, что власти Москвы выделят 300 миллионов рублей на реставрацию 15 религиозных объектов. Эта помощь коснется только православных храмов?

Митрополит Иларион: Эта помощь коснется не только православных храмов. В списке храмов, который я видел, есть и костел святого Людовика. Московские власти на систематической основе оказывают помощь, только в первую очередь делают они это для себя, ибо эти храмы стоят в Москве, мимо них ходят люди, ездят машины. И если эти храмы будут находиться в запустении, то будет не хорошо ни для Церкви, ни для внешнего облика города.

Как осуществляется эта схема? Здесь всегда существует партнерство между Церковью и городскими властями, то есть всегда городские власти дают только некоторую часть суммы, необходимой на реставрацию, а остальную часть суммы, иногда большую, верующие, прихожане должны найти сами. На такой паритетной основе и осуществляется это сотрудничество.

Е. Грачева: По поводу Исаакиевского собора Патриарх Кирилл еще раз прояснил, что вход в собор будет свободным для всех, этот памятник архитектуры станет доступнее и плата за вход останется только на колоннаду. Эти средства как раз и пойдут на поддержание, реставрацию этой архитектурной жемчужины. Патриарх также подчеркнул, что храм станет символом примирения верующих и неверующих. Но остается вопрос, как это может произойти, если конфронтация продолжается, вокруг проходят митинги и крестные ходы?

Митрополит Иларион: Давайте посмотрим, как это произошло с Храмом Христа Спасителя. Я хорошо помню, когда только возникла идея построить Храм Христа Спасителя, она даже нам, церковным людям, поначалу казалась фантастической. Потом мы к ней привыкли, а затем и общество стало привыкать. Но полемика была, некоторые уважаемые академики говорили, мол, как же так, в этом месте уже сложился определенный архитектурный ансамбль, и храм в него не впишется. И тем не менее храм был построен, и теперь он ни у кого не вызывает вопросов. Туда приходят и верующие люди, чтобы помолиться за богослужением, и туристы, желающие познакомиться с этой жемчужиной архитектуры.

Точно так же будет с Исаакиевским собором. Вся эта пена, которая сегодня набежала, рассеется, а собор останется. Этот собор будет доступен и верующим, которые смогут в нем молиться, совершать Литургию, и всем желающим, которые бесплатно будут иметь возможность увидеть эту жемчужину русской архитектуры. Что же касается профессиональных экскурсий, которые там проводятся, то они останутся платными. Более того, платным останется вход на коллонаду, как сказал Святейший Патриарх. Это место, откуда видно Петербург, куда охотно поднимаются туристы. И часть этого дохода будет использоваться на содержание и текущую реставрацию собора. И он действительно будет служить символом примирения.

Е. Грачева: Те, кто против передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, аргументируют свой протест также и тем, что ежедневная деятельность этого музея как храма приведет к тому, что копоть от свечей, от кадила неблагоприятно скажется и на живописи, и на фресках Исаакиевского собора. Как можно защитить те произведения искусства, которые там находятся, какая практика у Русской Церкви?

Митрополит Иларион: Представьте, что Вы купили новое платье, а кто-нибудь Вам говорит: если Вы будете носить это платье, оно непременно испортится; во-первых, Вы можете его заляпать соусом во время обеда, а во-вторых, оно просто износится. Поэтому повесьте его лучше в шкаф, заприте на ключ и пусть оно висит спокойно в целости и сохранности.

Здесь примерно такая же логика. Для чего создавался храм? Для того, чтобы он стоял как музей или чтобы в нем молились люди? Думаю, в наше время существует множество способов защитить фрески, мозаики или иконы. Во-первых, свечи бывают разные — одни коптят, а другие нет. Во-вторых, свечи можно ставить в определенных местах. В-третьих, порядок использования свечей можно оговаривать в том числе и с музейными работниками. У нас ведь есть хороший опыт, например, во Владимире или в храме при Третьяковской галерее, где стоят ценнейшие иконы, среди которых — «Владимирская» икона Божией Матери XII века. При этом там совершается богослужение, возжигаются свечи, и икона не портится, ибо надежно защищена.

Поэтому я считаю этот аргумент надуманным. Церковь в сотрудничестве с государством найдет способы защитить храм и его внутреннее убранство. Более того, она сделает это намного лучше, чем государство. Давайте вспомним, что происходило с Исаакиевским собором после революции в советское время, когда он оказался в руках государства. Я не хочу сравнивать тогдашнее государство с теперешним, но должен сказать, что Церковь всегда была и остается рачительной хозяйкой своей собственности. И нет ни одного храма, принадлежащего Церкви, за которым она бы не следила и не ухаживала.

Е. Грачева: То есть перехода на электрические свечи, как во многих католических храмах Европы, не будет?

Митрополит Иларион: В католических храмах Европы перешли на электрические свечи по другим соображениям. Не знаю, будем ли мы переходить, думаю, что нет, ибо православное богослужение имеет свои традиции. Так же как мы не переходим, допустим, на инструментальную музыку — как пел у нас хор тысячу лет назад, так и сейчас поет. Орган у нас в храме не звучит, скрипки не играют. И мы не планируем подобного рода нововведения. Хотя хоровая музыка менялась, изменялся ее стиль. И мы можем допустить, что вполне возможно в дальнейшем и свечи будут изготовляться особые. Ведь даже сейчас уже имеются свечи, которые не коптят.

Е. Грачева: Недавний опрос «Левада-центра» посвящен тому, сколько россиян против или за смертную казнь. По сравнению с 2002 годом выросло вдвое количество наших граждан, которые отрицательно относятся к смертной казни. Сейчас их 25 процентов против 12 процентов, которые были в 2002 году. 25 процентов, на Ваш взгляд, это вообще много или мало?

Митрополит Иларион: Думаю, это не очень много. Но если Вы хотите знать позицию Церкви по этому вопросу, то она изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — документе, который был принят Архиерейским Собором 2000 года. Там сказано, что в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов нет призывов к отмене смертной казни, но при этом Церковь на протяжении веков призывала и призывает к милосердию к грешникам. Церковь всегда заботится о спасении человеческой души.

Смертная казнь — это месть за совершенное преступление, а Церковь заботится о том, чтобы произошло покаяние. Это не значит, что преступления не должны наказываться. Это не значит, что Церковь призывает, во что бы то ни стало и во всех обстоятельствах к отмене смертной казни. В этом документе, на который я ссылался, говорится, что этот вопрос решает каждое государство в зависимости от уровня преступности и от целого ряда других факторов, в том числе от общественного согласия вокруг этой темы. Но мы должны помнить, что смертная казнь — это то, что непоправимо. А что если, например, произойдет судебная ошибка, от которой никто не застрахован, ведь любое другое наказание можно исправить, а здесь уже это будет невозможно сделать.

Е. Грачева: А с чем Вы связываете тенденцию роста числа наших граждан, которые против смертной казни?

Митрополит Иларион: Это связано с тем, что в людях возрастает милосердие, в том числе и к преступникам. С другой стороны, когда мы смотрим в новостях, что человек, совершивший массовое убийство где-нибудь в Норвегии, потом, будучи заключенным, поступает в университет, начинает изучать языки, чуть ли не готовится к защите диссертации, это тоже вызывает много вопросов. То есть вокруг этого вопроса должно быть общественное согласие. Но вот то, что я сказал о судебной ошибке, мне представляется весьма важным, ибо даже в тех случаях, когда смертные приговоры выносятся, иногда откладывается их исполнение, на них налагается мораторий для того, чтобы исключить возможность такого рода судебной ошибки.

Е. Грачева: В последнее воскресенье перед Великим постом совершается чин прощения. В чем его значение? Как он появился? В чем духовное значение поста, который многие невоцерковленные люди путают или приравнивают к диете?

Митрополит Иларион: Как появился чин прощения, мы точно не знаем, но известно, что, во-первых, Иисус Христос призывал прощать должников. Он говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Во-вторых, мы знаем, что в палестинских монастырях IV-V веков существовал такой чин. Он отражен в знаменитом житии Марии Египетской. Монахи, перед тем как отправлялись на Великий пост в пустыню, собирались вместе, совершали богослужение, а потом просили друг у друга прощения.

Со временем этот чин вошел в общецерковное употребление, и уже сейчас распространяется не только на монахов, но и на всех православных верующих. Это очень важно, ибо зачастую мы не можем жить в мире с тем или иным человеком. Бывает, человек приходит на исповедь и говорит: у меня со всеми хорошие отношения, но вот с тем-то и тем-то никак не могу примириться. А Господь хочет, чтобы мы жили со всеми в мире. И этот внутренний мир, который мы должны приобрести, не зависит напрямую от поведения другого человека. Человек может продолжать делать нам гадости, но мы все равно должны его простить. И вот, собственно, для чего перед Великим постом и совершается чин прощения. Чтобы хотя бы раз в году мы подошли к этой черте и осознали, что дальше идти не получится, если нет примирения с ближним, и чтобы с чистой и спокойной совестью, с внутренним миром вступить в Великий пост, мы непременно должны простить нашего обидчика.

Е. Грачева: Мы часто слышим наставления Отцов Церкви о том, что пост необходимо воспринимать не только как ограничение в еде и питии. С другой стороны, многие приходят к необходимости духовного очищения через очищение физическое, через воздержание. Так ли это плохо?

Митрополит Иларион: Нельзя недооценивать физическую сторону поста. Пост — это соблюдение определенной диеты. Пойдите к любому диетологу, он вам скажет примерно то же, что написано в уставе Православной Церкви: поменьше белковой пищи, поменьше холестерина, и так далее. Диета, которую Церковь предлагает на протяжении веков, имеет стопроцентно доказанное оздоровляющее действие на организм человека.

Но, конечно, Церковь напоминает о том, что воздержание от скоромной пищи — это не главная сторона поста. Как говорит апостол Павел, «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8), то есть мы постимся, соблюдаем эту диету для того, чтобы нам легче дышалось, легче жилось, чтобы нам было легче молиться. И пост в этом смысле — вспомогательное средство. Самое главное в течение Великого поста, как говорит нам Церковь, делать людям больше добра, больше молиться, чаще читать Священное Писание. Церковь призывает к этому круглый год, но в течение пятидесяти дней Великого поста и Страстной седмицы, которые называются духовной весной, дает нам возможность обновиться духовно через телесный и прежде всего духовный подвиг поста.

Е. Грачева: Позвольте зачитать комментарий одного нашего зрителя, который написал мне на днях в соцсетях: «Не те темы обсуждаете Вы с Русской Православной Церковью. Было бы актуально поговорить о том, чтобы суицидников, например, отправляли на лечение не в больницу, а в монастыри, чтобы таких, как Мара Багдасарян, вместо непонятных 600 часов исправительных часов работ направить в женский монастырь на два-три месяца. Время, проведенное в трудах с нормальными людьми, сможет сподвигнуть девочку в правильное русло».

В свое время эту меру пресечения, если вообще так можно сказать про монастырь, призывали применить и к группе Pussy Riot. Что бы Вы ответили на это телезрителю?

Митрополит Иларион: Прежде всего, я бы ответил, что монастырь — это не исправительно-трудовая колония и не психиатрическая лечебница. В монастырь люди приходят по своей воле. В монастырь нельзя никого отправить против воли, как это было в древние времена, когда насильно постригали в монахи для того, чтобы, допустим, избавиться от политического конкурента. Такое не практикуется, Церковь это не приветствует.

В монастырь люди приходят добровольно и сознательно для того, чтобы исцелить свою душу. То же самое касается и монастырского послушания. В обители каждый имеет определенное послушание, то есть каждый чем-то занимается, но не по своей воле, а по воле настоятеля монастыря. Но этот подвиг на себя принимают добровольно, то есть люди добровольно приходят в монастырь, а уже там, подчиняясь воле игумена, выполняют конкретные послушания. Поэтому не думаю, что монастыри можно использовать для того, чтобы туда кого-то отправлять на исправление или лечение от психических болезней.

При этом в монастырь сами приходят и те, кто, например, склонен к самоубийству, кто думает свести счеты с жизнью. Такие люди приходят в монастырь, где встречаются с духовником, и, получив пастырский совет, обретают смысл жизни. Ведь зачастую такие внутренние позывы у человека происходят от того, что он не знает, для чего живет. И не только монастырь, но и храм Божий является местом, где человек может обрести смысл жизни.

Е. Грачева: Иными словами, Церковь может помочь человеку в первую очередь, если он сам себе хочет помочь.

Митрополит Иларион: Совершенно верно.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

— Как Церковь относится к иудаизму, который не признает христианство и Православие?

Митрополит Иларион: Прежде всего должен сказать, что у иудаизма и христианства общие корни. Нашей общей основой является Ветхий Завет.

Ветхий Завет — это та часть Библии, которую признают и христиане, и иудеи. И ветхозаветные праведники — Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид, Моисей и многие-многие другие, о которых рассказывается в Библии, — признаются и в христианской традиции, и в иудейской традиции. Мы видим изображения этих праведников в иконостасах и на стенах наших храмов.

В то же время нужно сказать, что между иудаизмом и христианством существуют серьезные различия. И главное отличие иудаизма от христианства в том, что иудаизм не признает Иисуса Христа Мессией, то есть Спасителем израильского народа и всего мира. Это тот камень преткновения, который нас разделяет.

Иудаизм является продолжением той религиозной традиции, с которой полемизировал Господь Иисус Христос, когда обращался к книжникам и фарисеям своего времени. Тем не менее, у нас есть общая основа — Ветхий Завет. И христианство, и иудаизм являются монотеистическими религиями, то есть иудаизм, так же как и христианство, исповедует веру в одного Бога. Но при этом христиане прославляют Бога в Трех Лицах — Отца и Сына и Святого Духа, а иудаизмом учение о Троице не признается.

Мы стараемся не ссориться с иудеями, а дружить. В нашей стране существует многовековой опыт взаимодействия и совместного проживания христиан и иудеев. Несмотря на существенные вероисповедные различия, которые между нами существуют, мы сотрудничаем в социальной сфере. Мы вместе работаем в Межрелигиозном совете России, сообща решаем многие проблемы, касающиеся не вероучительной области, а повседневной жизни людей. В том числе в Межрелигиозном совете России и христиане, и иудеи, и мусульмане, и буддисты вместе вырабатывают позицию по тем вопросам, по которым религиозные традиции вступают в диалог с государством.

Церковь – это то место, где может быть услышан каждый

  • 08:40 Волейболисты ДЮСШ группы U-17 начали с побед борьбу за Кубок Латвии
  • 08:35 Предложение на похоронах: даугавпилсская группа Maffiz сняла смешной клип в духе «Ленинграда»
  • 08:10 Соревнования по лыжероллерам прошли под аккомпанемент дождя
  • 06:45 🌬 В понедельник в Даугавпилсе облачно, осадков синоптики не прогнозируют
  • 05:47 Сообщения в Smilšu 105, 18. novembra 173
  • 05:00 Новый скандал в РСЛ: Жданок и Мамыкин «перегрызлись» из-за депутатского мандата 8
  • 05:00 Нам пишут: у меня взято 6 быстрых кредитов – спасет ли от кредиторов эмиграция? 8
  • 05:00 Опрос Gorod.lv: выходные даугавпилчане проводят дома
  • 00:00 🌠 Узнайте, кому сегодня улыбнется удача: гороскоп на 14 октября 2019 год
  • 13 окт 19:00 Портал Gorod.lv отзывает утверждение в публикации
  • 13 окт 18:40 Несмотря на МИД: около 150 людей возложило цветы к памятнику Освободителям 6
  • 13 окт 18:30 KNAB признал Р. Эйгимса подозреваемым и запретил выезжать из страны 19
  • 13 окт 18:30 Отобрали у детей 10 млн евро, врачи и педагоги подождут — деньги уйдут на партии и депутатов 44
  • 13 окт 09:35 Более 70 тысяч человек недополучили зарплаты из-за галочки в электронной декларации 12
  • 13 окт 05:00 Досрочная пенсия в Латвии: кто может выйти и когда 10
  • 13 окт 05:00 Экспорт латвийских товаров за семь месяцев вырос на 0,4%, импорт — на 1% 3
  • 13 окт 05:00 США вводят санкции против Латвии: ущерб на полмиллиона евро в год (ВИДЕО) 22
  • 13 окт 05:00 Едва не уморил голодом: арендатор оставил в квартире кошку
  • 13 окт 05:00 Ложь «Штрафбата». Что на самом деле представляли собой штрафные части? 7
  • 13 окт 00:00 🌠 Узнайте, кому сегодня улыбнется удача: гороскоп на 13 октября 2019 год

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *