Пришествие Христа

Второе пришествие Иисуса завершит историю. Иисус воскресит мертвых, совершит суд над миром (Ин 5:28-29) и объявит детям Божьим их конечную славу (Рим 8:17-18, Кол 3:4). Павел говорит, что в будущем Иисус «предаст Царство» и станет подданным Отца (1 Кор 15:24-28), однако он не имеет в виду какого-либо умаления последующей славы Христа, а указывает на завершение дела переселения избранных на небеса, для исполнения которого и был возведен на престол воскресший Сын. Избранные для славы, очищенные и ставшие совершенными будут вечно почитать Агнца, Который оказался достоин раскрыть книгу, содержащую Божий замысел (Откр 5). Согласно 1 Фес 4:16-17, пришествие Христа осуществится Его схождением с небес, возвещаемым трубными звуками, шумом и гласом архангела. Умершие во Христе воскреснут, а все христиане, находящиеся на земле, будут «восхищены» (подняты к облакам), чтобы встретить Христа. Это событие ознаменует конец мира сего и начало жизни в нерушимом единстве со Христом. Мысль, будто восхищение

изымет христиан из этого мира на период, пока Христос не появится в третий раз для «второго пришествия», не имеет достаточного обоснования в Писании.

В Новом Завете много говорится о том, что должно произойти между двумя пришествиями Христа, но, за исключением падения Иерусалима в 70г. (Лк 21:20,24), эти предсказания относятся скорее к длительным процессам, чем к однократным событиям, и из них невозможно вывести даже приблизительную дату повторного появления Иисуса. Языческий мир будет обращен в веру (Мф 24:14), и евреи будут введены в Божье Царство (Рим 11:25-29 неясно, предсказывает ли этот отрывок обращение всего еврейского народа). Появятся лжепророки и лжехриста (Мф 24:5,24, 1 Ин 2:18,22, 1 Ин 4:3); произойдет отступление от веры, и верным придется пережить тяжкие времена (2 Фес 2:3, 1 Тим 4:1, 2 Тим 3:1-5, Откр 7:13-14 ср. Откр 3:10). Должен появиться «человек греха», о котором Павел писал фессалоникийцам (2 Фес 2:3-12). И все же эти данные не позволяют нам установить никаких дат; время возвращения Христа остается абсолютно неизвестным (Мф 24:36).

Христос учит, что для тех, кого парусия застигнет неприготовленным, она явится катастрофой (Мф 24:36-51). Мысль о Его возвращении постоянно должна присутствовать в нашем сознании, ободряя нас в нашем нынешнем христианском служении (1 Кор 15:58) и уча нас жить в готовности в любое время встретить Христа (Мф 25:1-13).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

2. «Второе пришествие» — что это?

«Христос умер, Христос воскрес, Христос придет снова», — говорим мы, англикане, во время евхаристии. И разумеется, то же самое мы утверждаем, читая Символ веры: «Он придет снова в славе судить живых и мертвых». И если мы поем эти слова во время Адвента, мы повторяем их не один раз: «Аллилуйя! Гряди, Господи, гряди!»

Но если мы относимся к основным церквам современной Великобритании — или многим другим, в том числе и Северной Америки, — мы могли бы не переводя дыхания к этому добавить: «Хотя я совершенно не понимаю, что это значит». Так называемое второе пришествие не является важной темой проповедей в основных церквах, даже во время Адвента. (Конечно, существуют церкви, в которых «второе пришествие» является чуть ли не единственным предметом внимания, и вскоре мы о них поговорим.) Недавно принятый порядок библейских чтений, которыми пользуются в моей церкви, уводят нас от этого вопроса. Более того, возрождение евхаристической жизни в Церкви Англии в послевоенные годы повлекло за собой (по крайней мере, в некоторых кругах) распространение богословия, в котором практически нет места для последнего «пришествия». «Почему мы говорим «Христос придет снова», — спрашивал один озадаченный прихожанин в 1970–х, когда это тройное утверждение впервые ввели в англиканскую литургию. — Разве нас не учили, что он приходит — чтобы пребывать среди нас — через евхаристию?»

Что же мы можем сказать о «втором пришествии» Иисуса?

На данном этапе мы уже можем рассмотреть этот вопрос в том общем контексте, где эта тема обретает свой смысл. В предыдущих главах мы рассматривали представления о жизни после смерти и о будущем вселенной, причем и наших современников, и современников Иисуса. Мы можем утверждать, опираясь на доступные нам исторические факты, что первые христиане верили в телесное воскресение Иисуса. Кроме того, в предыдущей главе я описал надежду христиан на будущее в широком смысле — надежду на обновление всего мира. Далее мы рассмотрим надежду в ее частном аспекте — судьбу отдельного человека в рамках этой системы мышления, но прежде нам нужно поговорить об одном важнейшем аспекте масштабной надежды. Как утверждает Новый Завет, когда Бог обновит весь мир, в центре этого нового мира окажется сам Иисус.

Что об этом говорит вера христиан? Актуальны ли для нас сегодня эти представления? И как мы сами можем в это верить?

В XX веке на подобные вопросы отвечать стало труднее. У такого положения вещей есть две одинаково важные причины.

С одной стороны, «второе пришествие» Иисуса Христа стало любимой темой многих христиан Северной Америки, особенно в направлениях, окрашенных фундаментализмом и диспенсационализмом, хотя и не только в них. Миллениаристы XIX века, в частности направление Д. Н. Дарби и Плимутских братьев, постепенно распространили идею, которую теперь разделяют миллионы, что мы живем в «конце времен», когда, наконец–то должны осуществиться великие пророчества. И среди этих пророчеств центральное место занимает обетование, что сам Иисус придет на землю и унесет истинных верующих из этого порочного мира, чтобы они были вместе с Ним, а затем, после периода господства греха, снова возвратится, чтобы вечно править миром. Попытки увязать эти пророчества с геополитическими событиями 1960–х и 1970–х (их кульминацией стал бестселлер Хэла Линдси «Великая последняя планета Земля») потеряли свою популярность, но им на смену пришли фантастические сценарии из серии книг Тима Ла Хэя и Джерри Дженкинса. Их первый «труд» под названием «Оставленные на земле» (Left Behind) дал название серии из двенадцати книг, причем большинство из них прекрасно раскупаются и занимают звездное положение в списках американских бестселлеров. Там говорится о моменте, когда все верные христиане уже были «восхищены» с земли, а «оставленные» борются за выживание в безбожном мире. Это захватывающий сюжет для легкого чтения, и специалисты по социальной и политической психологии могут размышлять о феномене влияния такой якобы богословской популярной литературы, хотя я этого не стану делать. Данный феномен отмечают не только в США: книги неплохо расходятся и в Великобритании, хотя я с трудом могу представить, кто же именно покупает их в моей стране.

Одержимость (мне не кажется, что в данном контексте это слишком сильное слово) американских христиан вторым пришествием, а точнее — одной определенной и, как мы увидим, крайне искаженной его версией, — не ослабевает. Впервые я столкнулся с этим явлением, когда читал лекции в Тандер–Бее (Онтарио) в начале 1980–х. Я говорил об Иисусе и Его историческом контексте, и меня поразило, что после этого почти все вопросы, которые мне задавали, касались экологии: люди говорили о деревьях, воде и злаках, чем богаты те места. И я узнал, что многие консервативные христиане из Онтарио — хотя таких еще больше на юге США — утверждают, что, поскольку мы живем в «последние времена» и уже скоро настанет конец нашего мира, у нас нет причин беспокоиться о загрязнении планеты, кислотных дождях и тому подобных вещах (такую точку зрения я уже приводил ранее). И в самом деле, разве мысли о таких проблемах — это не проявление «бездуховности» или даже недостатка веры? Армагеддон уже приближается, а потому какое нам дело до того, что (и тут–то мы, как я полагаю, и приближаемся к сути вопроса) компания General Motors продолжает отравлять воздух Канады.

Подобные вопросы встают перед нами сегодня. Размышления о конце света, ставшие хлебом насущным для многих «религиозных правых» в США, удивительным образом переплетаются с программами некоторых ведущих американских политиков. К этому вопросу мы еще вернемся. А в целом для миллионов сегодняшних христиан второе пришествие означает, что нынешний мир обречен на уничтожение, хотя избранных при этом заберут на небеса.

Это вызывает обратную реакцию, которая одновременно питается энергией старого доброго либерализма эпохи Просвещения, так что в результате основные церкви Запада изо всех сил пытаются освободиться от мысли, что Иисус «снова придет во славе судить живых и мертвых», или хотя бы избавиться от конкретных образов, связанных с этим событием.

Люди с подозрением относятся к обоим компонентам этого положения: и к самому пришествию, и к суду. Мысль о том, что Иисус «придет» в этот мир как некий инопланетный завоеватель, для многих ассоциируется со старинным богословием «сверхъестественного» и «Божественного вмешательства», с которым они сражались всю свою жизнь или хотя бы пытались найти для него новое понимание. Они не могут себе представить, что Иисус все еще находится в каком–то месте. А потому слова о его «пришествии» понимаются как выражение надежды на обновление мира в целом. В конце концов, говорят такие критики, первые христиане ожидали, что Иисус придет к ним очень скоро, но этого не случилось, а потому нам нужно новое понимание их надежды, которое имело бы смысл и сейчас, две тысячи лет спустя. Кроме того, идея суда наводит многих на мысль о мстительном божестве, исполненном гнева, которое желает отправить как можно больше людей в ад. Мы привыкли с недоверием относиться к людям, которые склонны обвинять и наказывать окружающих. Подобным образом, мы без симпатии и с подозрением относимся к богословским системам, в которых обвинение и наказание занимают центральное место. В конце концов, на еврейском слово «обвинитель» звучит как hasatan — «сатана».

Таким образом, сегодня мы видим две полярные позиции. Я намерен показать, что идея «восхищения на небеса» основана на неверном понимании двух стихов из посланий Павла, а когда мы устраним эту ошибку, перед нами откроется представление о пришествии Иисуса, которое по–прежнему занимает важнейшее место во всем учении христианства. В то же время и старинный либерализм эпохи Просвещения с его ненавистью к любому «суду» сам стал мишенью для критики. Наше поколение насквозь пропитано морализмом и склонно выносить решительные суждения. Мы осудили апартеид и нашли его отвратительным. Мы осудили жестокое обращение с детьми и вынесли ему обвинение. Мы нашли геноцид ужасным и осудили его. Мы снова открыли то, что знали авторы псалмов: Бог будет «судить» мир, чтобы в конце его исправить, сделать прямым, и вслед за этим прозвучит не просто вздох облегчения, но восклицания радости творения: деревьев и полей, океанов и ручьев.

В то же время, хотя в нашей культуре непопулярна старомодная вера в сверхъестественные явления, мы, без сомнения, обожаем духовность в любом доступном виде. Я подозреваю, что если бы сегодня появилась вера во «второе пришествие» не Иисуса, а кого угодно другого (скажем, Кришны или Будды), миллионы людей в нашем постсекулярном обществе приняли бы ее без критики, начисто позабыв о рационализме Просвещения. В современных умах царит загадочная сумятица: мы с радостью принимаем любую иррациональную мысль, которая может дать нам какую–то дозу духовности, но снова становимся рационалистами (в частности, критиками эпохи модернизма), когда хотим отмахнуться от христианской традиции.

Однако именно христианская ортодоксия, при верном ее понимании, помогает нам беспрепятственно пройти по этому болоту и выйти к нужной цели. Но прежде чем мы этим займемся, я хотел бы обратить внимание на одно слово, которое слишком часто толкуют неверно и которое будет нам мешать, если мы не разберемся с его значением. Я имею в виду пресловутый термин «эсхатология».

Под словом «эсхатология» очень часто понимали надежду первых христиан, что Иисус вернется в течение времени жизни одного поколения, а затем — последующий пересмотр этой надежды, когда она не осуществилась. Было принято думать, что эта надежда основывалась на вере иудеев I века в то, что мир подходит к концу.

В 1992 году в книге «Новый Завет и народ Божий» я показал, что первые христиане, хотя и ожидали возвращения Иисуса, не были слишком обеспокоены тем, что этого не случилось в течение жизни одного поколения, что же касается представлений, позаимствованных христианами у иудеев, речь там идет не о конце этого мира, но о драматическом изменении порядка на земле. Мой оксфордский коллега, прочитав ту книгу, сказал: «Значит, вы теперь уже отбросили эсхатологию…» — имея в виду примерно следующее: «Вы отбросили идею, что иудеи и христиане I века ожидали конца света». Я возразил ему — и скажу то же самое сейчас, что никоим образом не оставил эсхатологию. Буквальный смысл этого слова — «изучение последних вещей»; оно говорит не просто о смерти, суде, небесах и аде, как часто думают (и как этот термин все еще описывают многие словари). Оно указывает на крепкое убеждение большинства иудеев I века и практически всех первых христиан, которые верили, что история, под водительством Бога, движется в определенном направлении — к новому Божьему миру справедливости, исцеления и надежды. И переход от нынешнего мира к миру новому — вовсе не разрушение нынешней пространственно–временной вселенной, но ее радикальное исцеление. Как мы видели в предыдущей главе, авторы Нового Завета, в частности Павел, с надеждой всматривались в это будущее событие и видели в воскресении Иисуса его начало, его первые плоды. Таким образом, когда я (как и многие другие) использую термин «эсхатология», то не думаю исключительно о «втором пришествии», не говоря уж о различных связанных с ним теориях, но скорее — о будущем, которое Бог уготовал для нашего мира, а также о вере в то, что это будущее грядет уже сегодня. Вот о чем говорил Иисус и чему учила церковь в самом начале. Первые христиане видоизменили, но не отбросили иудейскую эсхатологию, которую изначально разделяли.

Как же нам следует понимать «второе пришествие»? Как его понимали сами авторы Библии? Этим вопросам будет посвящена следующая глава.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Иисус обещал Своим ученикам прийти опять. Так говорит Св.Писание: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я”. (От Иоанна 14:1-3)

Ангелы обещали, что Иисус придет опять. Так говорит Св.Писание: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. (Деяния 1:10-11)

Как придет Иисус? Так говорит Св.Писание: ”И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою”. (От Луки 21:27)

Сколько из людей увидят Его пришествие? Так говорит Св.Писание: ”Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь”. (Откровение 1:7)

Что мы увидим и услышим, когда Он придет? Так говорит Св.Писание: ”Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем”. (1 Фессалоникийцам 4:16-17)

Насколько заметным будет Его пришествие? Так говорит Св.Писание: ”Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого”. (От Матфея 24:27)

Какое предупреждение дал Христос, чтобы мы не оказались обманутыми относительно события второго пришествия? Так говорит Св.Писание: ”Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте”. (От Матфея 24:23-26)

Знает ли кто-нибудь точное время пришествия Христа? Так говорит Св.Писание: ”О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один”. (От Матфея 24:36)

Зная человеческую натуру и то, как мы откладываем важные предметы в долгий ящик, какое наставление оставил нам Христос? Так говорит Св.Писание: ”Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет”. (От Матфея 24:42)

Какое предупреждение дает Иисус, чтобы это великое событие не застало нас врасплох? Так говорит Св.Писание: ”Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого”. (От Луки 21:34-36)

Почему второе пришествие Христа так сильно задерживается? Так говорит Св.Писание: ”Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. (2 Петра 3:8-9)

Как мы должны жить, ожидая пришествия Христа? Так говорит Св.Писание: ”Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам”. (Титу 2:11-14)

В каком состоянии будет мир при пришествии Иисуса? Так говорит Св.Писание: ”Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого”. (От Матфея 24:37-39)

Не будет-ли пришествие Христа временем получения награды и возмездия? Так говорит Св.Писание: ”Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его”. (От Матфея 16:27); «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его”. (Откровение 22:12)

Для чего придет Иисус второй раз? Так говорит Св.Писание: «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение”. (Евреям 9:28)

При втором пришествии Христа мы полностью испытаем реальность нашего спасения. Так говорит Св.Писание: «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа”. (1 Коринфянам 1:7-8)

Рубрика: Основы веры

Известна ли дата Второго Пришествия

В последние десятилетия в России особенно активизировались предсказания от псевдостарцев и последователей различных сектантских движений о скором Втором Пришествии и конце света. Кто-то подсчитывает точный срок этого события по звездам. Другие вычисляют его, складывая различные исторические даты. Кто-то утверждает, что конкретный день и час ему сообщают духи и так далее. Так, некоторые люди ждали конец света в 2000 году, затем в 2012 году. Но Второе Пришествие Христа так и не состоялось.

Страшный Суд — фреска Павла Рыженко в Спасо-Преображенском соборе (Якутск, Россия)

Такие умозаключения не новы. Например, баптистский проповедник Уильям Миллер (1782 – 1849) утверждал, что Пришествие произойдет в промежутке от 21 марта 1843 до 22 октября 1844. Он создал новое религиозное движение – адвентизм, которое существует и по настоящий день. Адвентисты нашли оправдание несостоявшемуся Пришествию. Якобы Спаситель пришел, только не на землю, а в Храм Бога на небе.

Примеров подобных лжепророчеств предостаточно. Горе-предсказатели вычисляют даты Второго Пришествия. А их последователи каждый раз переносят сроки, когда Христос не посещает землю. Что же Православная Церковь готовит о грядущих временах? Когда Второе Пришествие Христа? Если Вас обуревают сомнения, страхи, сходите в храм. Подготовьтесь к Исповеди и посоветуйтесь со священником, которому доверяете.

Второе Пришествие Христа

Второе Пришествие Иисуса Христа – это возвращение Спасителя на землю в последние дни существования мира. Цель Второго Пришествия заключается в свержении антихриста и подвластных ему народов. Иисус Христос ввергнет в вечный огонь дьявола и демонов. Господь воскресит и будет судить на Страшном Суде всех живущих и живших на земле людей. Мир будет преображен в нетленный, духовный, где праведники будут пребывать с Богом.

«Ныне Бог — помощник обращающихся от пути злого, а тогда <на Суде> — страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем — одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (святитель Василий Великий).

В эти времена вера во Христа практически угаснет и править миром будет антихрист. Святой Иоанн Дамаскин пишет:

«Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем). Антихрист будет иметь огромную и всемирную власть, ему будут поклоняться как Богу «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2Фес. 2:4).

Пришествие Спасителя станет глобальным событием, которое невозможно будет не заметить. Оно будет общим для всего человечества:

«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24:27).

Но далеко не для всех этот великий день станет радостным. Для оставшихся верными Господу христиан, которые не соблазнились антихристом и перенесли все гонения за веру, Второе Пришествие будет избавлением и моментом перехода в Царствие Божие. А для всех остальных – это момент погибели «восплачутся все племена земные” (Мф. 24:30).

Библейские пророчества о Втором Пришествии

В Ветхом Завете пророчеств о Втором Пришествии немного. В дохристианские времена избранный народ ожидал первое явление Мессии. Но пророк Иоиль предвещает:

«Пе­ред ни­ми пот­ря­сёт­ся зем­ля, по­колеб­лется не­бо; сол­нце и лу­на пом­ра­чат­ся, и звез­ды по­теря­ют свой свет. И Гос­подь даст глас Свой пред во­инс­твом Сво­им, ибо весь­ма мно­гочис­ленно пол­чи­ще Его и мо­гущес­твен ис­полни­тель сло­ва Его; ибо ве­лик день Гос­по­день и весь­ма стра­шен, и кто вы­дер­жит его?” (Иоил.2:10-11).

Толкователи сходятся во мнении, что эти слова знаменуют Второе Пришествие Иисуса Христа. Также в книге пророка Даниила можно найти слова:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство… владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан.7:13-14).

В Евангелии Сам Спаситель на вопрос учеников о последних днях, разъяснил им признаки, предшествующие Второму Пришествию. Позднее апостол Павел писал в своем послании к Евреям:

«Еще немного, очень немного и Грядущий придет и не умедлит” (Евр.10:37).

Апостолы ожидали Спасителя и Конец Света. Наиболее подробно времена правления антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд и наступление Божьего Царства описаны в последней книге Библии: Откровении Иоанна Богослова, которое он получил от Самого Бога.

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время” (Откр.20:1-3).

Признаки Второго Пришествия Иисуса Христа

Признаки Второго Пришествия зачастую толкуются людьми, с трудом ориентирующимися в Священном Писании и Предании. Поэтому слова Спасителя о Его повторном возвращении на землю вырываются из контекста. Они являются плодотворной почвой для всевозможных спекуляций и махинаций. Так, лжепророки делают акцент на внешних приметах Второго Пришествия: войнах, катаклизмах, эпидемиях. Но забывают о главном признаке – духовная деградация человечества, когда вера в Христа практически забудется.

Последним дням будут предшествовать времена абсолютного морального разложения. Вера будет практически сведена к нулю. Апостол Павел дал емкое и точное состояния людей последних времен

«ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим.3:2-5).

В Евангелии от Матфея на вопросы о Втором Пришествии Иисус Христос отвечал, что придут многие

«под именем моим” и будут утверждать, что каждый из них является Спасителем. Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф.24:5); И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф.24:11); …в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1Тим.4:1); …будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху… (2Тим.4:3).

От сатаны им будет дана сила творить знамения и чудеса. Многие верующие поверят и прельстятся. Затем настанут тяжелые времена войн и катаклизмов: землетрясений, голода. Начнутся гонения на христиан «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое” (Мф.24:9). Многие не выдержат и начнут предавать друг друга, возрастет ненависть и охладеет любовь между людьми.

Как закончится история человечества

Зато произойдет обращение Израиля ко Христу. В Рим.11 говорится, что весь Израиль, то есть еврейский народ, спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: …если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим.11:15). По мысли апостола Павла, если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Так же следует ожидать приход пророков Илии и Еноха.

«…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…» (Мал.4:5).

Иисус Христос подтвердил пророчество:

«Правда, Илия должен придти прежде и устроить все” (Мф.17:11) Мк.9:12).

Как Иоанн Креститель предварял первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. В Откровении 11:3-10 повествуется о двух свидетелях Божиих. Они будут пророчествовать и, после того как закончат свое свидетельство, будут убиты зверем, выходящим из бездны. По Преданию, этими свидетелями явятся Илия и Енох.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф.24:14).

Лишь ради избранных, которые не предадут своей веры, будут сокращены те дни. Иначе спастись не смогла бы никакая плоть.

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф.24:29-31).

Так говорил Иисус Христос о Своем Втором Пришествии.

Проблемные вопросы Второго Пришествия

«Обозри целый мир, в котором живешь, и рассуди, что всё видимое смертно, что всё подлежит тлению. Посмотри на небо, и оно некогда разрушится; посмотри на солнце, и оно не устоит; все звезды, животные, живущие на суше и в воде, все украшение земли, самая земля — все тленно; немного еще времени, и всего этого не будет” (святитель Василий Великий).

Когда же стоит ожидать Второе Пришествие Христа? Точное его время и сроки последующего Конца Света не известно никому, кроме Бога.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф 24:36).

Поэтому любые даты являются вымыслом, а те, кто их предсказывают – лжепророками или попросту обманщиками. Но в тоже время Господь не оставляет людей в полном неведении и приоткрывает завесу тайны в виде признаков Второго Пришествия.

Второе Пришествие ожидали апостолы и первые христиане в дни гонений. Ожидали в Средние века, когда различные болезни уносили миллионы жизней. Ожидали в XX веке в России, когда богоборческая власть погубила множество верующих людей Когда Великая Отечественная Война унесла миллионы жизней, оставив после себя разоренную землю. Ожидают и в наши дни, когда грех становится нормой, а благочестивая жизнь высмеивается, стирается грань между добром и злом.

Но не стоит столь дерзостно относиться к Священному Писанию, чтобы буквально проецировать слова Спасителя на современную жизнь. И тем более следует как можно дальше держаться от различных лжепророков. От тех, которые без конца вещают о Конце Света, забывая думать о спасении своей души.

Некоторые предсказания о Втором Пришествии

1000 год. Папа Римский Сильвестр II был авторитетным средневековым ученым. Он утверждал, что конец света наступит 1 января 1000 года. Многие ему поверили. Когда Пришествия не случилось, была выдвинута уточняющая версия. Якобы папа сделал неточное предсказание, и концом света должно было стать наступление тысячелетия не рождения, а смерти Иисуса Христа. То есть датой второго пришествия Христа должен был стать 1033 год. Но после того, как и это предсказание не сбылось, о вычислениях Сильвестора II решили забыть.

1284 год. Римский Папа Иннокентий III Второе Пришествие определил на 1284 год. Он связывал это ожидаемое событие с возникновением ислама. Он считал, что в 666-й год после появления этой новой религии наступят последние времена. Свое предсказание Папа делал во времена Крестовых походов, времена межрелигиозной вражды. Сам понтифик не дожил до 1284 года.

1988 год. Предсказания Эдгара Визнанта, ученого из NASA. Его книга «88 причин, почему второе пришествие будет в 1988 году» стала бестселлером.

1992 год. Предсказания американского проповедника Ли Ян Рима. Его проповеди принесли ему баснословные богатства в форме пожертвований от перепуганных последователей.

2000 год. Ожидание конца света в «круглую» дату, включая компьютерную «Проблему 2000». Определенное число людей поверили этому, они покупали бункеры и запасались провизией.

Бояться или не бояться Второго Пришествия?

Из Священного Писания нам довольно много известно о Втором Пришествии, Страшном суде и конце света. Но стоит ли панически бояться грядущих событий? Действительно, праведники и грешники будут судимы и получат возмездие по своим делам. Каждому из нас Бог даровал земную жизнь. И в течение нее мы можем покаяться в грехах, начать вести богоугодную жизнь, совершать добрые дела.

А главное, мы можем участвовать в Евхаристии, в таинстве, без которого невозможно спасение души. Все вышеперечисленное дает нам надежду оказаться среди тех, которые наследуют Царствие Божие и вечное блаженство.

Метки: Второе Пришествие, Второе Пришествие Иисуса Христа, Второе Пришествие Христа

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *