Притча о десяти прокаженных

Проповедь на притчу о десяти прокаженных (Лк. 17: 12-19)

Всегда, братья и сестры, умилительно во Святом Евангелии читать, когда Господь, казалось бы, из безнадежного состояния восставляет человека: болезнь, физическая или духовная, а уж тем более смертное состояние. Это, братья и сестры, вселяет в нас надежду, радование о силе Божией и Его стремлении быть рядом с нами, здесь, в этом месте плача и печали. И, конечно, в нас вселяет радость то, что Христос более того желает нас возвести в Свое Царствие. Там, где не будет болезней и печалей, только одна жизнь бесконечная.

Сегодня, братья и сестры, мы также прочитали во Святом Евангелии, что Господь исцелил 10 человек, которые были больны проказой (Лк. 17: 12-19). В то время это было страшное заболевание. Люди, которые заражались им, изгонялись из городов, сел, любых поселений. Рядом с ними никто не жил, не находился, и они были действительно отверженные во всех отношениях. Но именно этих людей Господь исцеляет.

И далее, братья и сестры, мы с Вами помним, как всегда во Святом Евангелии Господь обязательно говорит о том, что спасло людей. Чаще всего людей спасает их вера. Но вот здесь так Господь говорит только одному человеку – тому, который вернулся, чтобы поблагодарить своего Благодетеля. И Господь тогда отвечает Ему: «Вера твоя спасла тебя». Итак, братья и сестры, только этот человек получил не только исцеление – облегчение в своих трудностях и скорбях, но и настоящее спасение, т.е. Царствие Божие. Просто за то, что его вера, сердце созидало благодарение Богу.

Это очень важно, братья и сестры, если нет благодарения Спасителю, если нет благодарение Творцу всего видимого и невидимого, значит вера не в правильном состоянии. Значит наше сердце, наш ум неверно понимает тот путь, на который мы встали, и неверно понимает Самого Бога. Ведь все, что есть, имеет своим началом Его – Нашего Бога. И потому – как не благодарить? Тем более когда мы сталкиваемся в своей жизни с ситуацией, из которой нет выхода, и вдруг выход найден, не нашей силою, а силой и помощью Божией, как тут не иметь благодарение. И только сердце по-настоящему верующее, любящее это благодарение выказывает. Так, братья и сестры, человек по-настоящему получает благодать Божию, по-настоящему получает спасение.

Потому, братья и сестры, история о том, как из 10 прокаженных один вернулся и поблагодарил Бога, причем (это очень важно, об этом написано) человек был иноплеменник. Он не жил в традиции иудейства, может, даже Священного Писания совершенно не знал. То есть человек был далек от этого. Именно он вернулся поблагодарить. И так часто написано в Евангелии, что не сыны этого Царства, которые были призваны, а совершенно другие люди, иноплеменники, по-настоящему показывали свою веру, теплоту сердечную.

Так, братья и сестры, случается и в нашей среде. Люди, которые, казалось бы, верующие, христиане показывают такую закоснелось сердца, что можно ужаснуться. А люди, далекие от христианства, вдруг показывают теплоту сердечную, показывают настоящую любовь и настоящую веру, доверие Богу. Это говорит о том, что среди христиан не всегда есть христиане, как это ни странно. И это упрек каждому из нас. Мы настолько неблагоговейно относимся ко всему, что дает нам Бог, а он дает нам очень многое: веру, жизнь – все дает нам, что, конечно, в этой безблагоговейной, невнимательной жизни мы закостеневаем в неусердии, лености. Потом наше сердце перестает отзываться на благодеяния, на милость. Наше сердце грубеет и начинает творить дела тьмы. Так христианин становится далеким от Христа человеком. И не надо думать, что эта участь может постигнуть только далекого от нас человека. Она может постигнуть любого из нас.

Практически все мы живем невнимательно к своей духовности, к своей вере. Мы не оберегаем ее ревностно, не созидаем свою жизнь в этом отношении. Потому, прочитав сегодня об этом человеке, нужно понять, что вера спасает только тогда, когда она отзывчивая, искренняя, истинная, способная припасть к стопам Спасителя в любой момент свой жизни, даже тогда, когда радость захлестывает, хочется бежать и показаться родным, близким, знакомым. А надо вернуться. Вернуться и припасть к Тому, от Кого ты получил это благодеяние. И это тоже своего рода подвиг, своего рода усилие, без него невозможно созидать по-настоящему спасительное сердце внутри себя.

Сегодня, братья и сестры, особенно важно слышать этот призыв Божий в дни Рождественского поста, когда мы вроде бы подвизаемся, чтобы наше сердце умягчилось, чтобы наше сердце милосердно и с любовью смотрело на мир не только в отношении Бога, но, более того, в отношении наших близких, всех тех, кто нас окружает. Именно такое сердце сегодня очень важно для всего мира. Сердце не плотяное, но духовное.

Так, братья и сестры, постараемся поставить целью сегодняшнего дня, целью всей своей жизни отстать от своей плоти и прилепиться к духу, который наполняет сердце только тогда, когда мы свою плоть прижмем, когда мы оторвемся от земли и воспарим духовно, к небу, в Царствию Божию. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского, г. Нижний Тагил

Исцеление десяти прокаженных. Лк. 17: 11-19

Проповедуя за Иорданом, Господь однажды проходил по границе, лежащей между Галилеей и Самарией. Здесь Его встретили десять прокаженных.

Проказа с древних времен считалась болезнью нечистой и заразной. История медицины знает об этой болезни по древнейшим ее описаниям, сделанным за много столетий до Христа, а во время Христа она описана римским ученым Цельсом. Но в те времена, разумеется, не была известна причина этой болезни. И только в 1881 году еврейским биологом Ганзеном был найден микроб проказы. Что же касается симптомов болезни, то описание их современными учеными вполне совпадает с тем, что было известно из древней литературы. Как происходит заражение — неизвестно, но, раз начавшись, болезнь продолжается 5 — 20 лет и ведет к смерти. Бывает и самоизлечение, но очень редко. По своим клиническим формам болезнь имеет свои разновидности и «стадии», или «фазы», но всегда очень скоро вызывает глубокие поражения кожи всего тела, покрывающегося сперва «папулами», а затем гнойными и кровоточащими язвами серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние органы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, выпадают все волосы. Наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.

В развившейся стадии болезни вид больного бывает поистине ужасен: лицо аспидно-серого цвета, покрыто язвами и корками, изрыто рубцами, веки выворочены; рот, из которого все время течет слюна, перекошен, глаза слезятся; все тело издает отвратительный запах, нос разрушен.

В древние времена прокаженные не пользовались никакой помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обязаны были криками предупреждать о своем приближении. Вот как описывает положение этих страдальцев св. Григорий Богослов в Слове (14) о любви к бедным: «Перед вашими глазами поразительное и плачевное зрелище, которому едва ли кто поверит, кроме очевидцев: люди — живые мертвецы, у которых конечности большей части телесных членов отгнили… Это несчастные останки живых некогда людей… Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дороги, и — горькая участь! — их отгоняют и от самой воды. А что всего страннее, — тех, которых, как нечистых, отгоняем от себя, заставляем опять возвращаться к нам, потому что не даем им ни жилища, ни пищи, ни врачевства для ран, ни одежды. Потому-то они и скитаются день и ночь обнищавшие, нагие, бесприютные… слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба, или малейшую часть чего-нибудь вареного, или какое-нибудь разодранное рубище для прикрытия себя от стыда, или для облегчения боли от ран. Кто не сокрушится, внимая их стонам, сливающимся в одну жалобную песнь? Кто может переносить эти звуки?»

Десять таких несчастных людей, увидев Христа, издали стали жалобно умолять Его, чтобы Он исцелил их от тяжелой болезни. Господь сжалился над бедными людьми и сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И этих простых слов было достаточно, чтобы прокаженные послушно отправились к священникам для обследования. Свои слова Христос произнес как власть имеющий, поэтому прокаженные были уверены, что в Его повелении кроется их спасение. Но как и когда они исцелятся? И вот по дороге они почувствовали, что страшная болезнь их совсем оставила. Их радости не было предела. Это значило: после мрака — свет; после нестерпимых болей — ощущение жизни в здоровом теле; после долгого одиночества — свободное общение с людьми; после страданий — радость бытия.

Исцеленные поторопились к священнослужителям — земным врачам, забыв о своем Исцелителе. И только один из них, самарянин, видя совершившееся чудо, вернулся к Господу, припал к Его ногам и громким голосом прославил Бога. Девять же исцеленных евреев не нашли нужным поблагодарить своего Избавителя и пошли своей дорогой.

Видя такую неблагодарность, Господь с грустью сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Затем, обращаясь к исцеленному самарянину, Христос сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».

Из десяти прокаженных только один услышал от Христа слово о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого телесного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще неизвестно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, ибо далеко не всегда «в здоровом теле живет здоровый дух».

В церковной практике Евангелие «о десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *