Притча о неразумном богаче

>Притча о безумном богаче: «В чем измеряется счастье?»

Евангелие от Луки (Глава 12, стихи 16–21):

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Притча, которую мы только что слышали, я думаю, по-особому близка нашему сердцу. На человека свалилась огромная житейская удача. Такая удача, которая редко, когда, кому выпадает. Нам вполне понятно, мы даже радуемся за этого грамотного, разумного хозяйственника, который решает разорить старые ветхие хранилища, построить новые, тем самым поднять уровень своего собственного существования, сделать более эффективными свои экономические процессы.

Казалось бы, все идет, как по маслу. И вдруг в этой притче Бог обращается к этому хорошему хозяйственнику со словами: «Безумный, в эту ночь из тебя душу с муками изымут ангелы. Кому останется все то, что ты накопил?» Жестоко? Казалось бы, да.

Но на самом деле эта притча является пояснением других слов Спасителя, сказанных ранее: жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Если вдуматься в эти слова, то хочется сказать – плохо, что не зависит. Нам было бы гораздо легче, если бы знали, что счастье первой категории – это 100 тысяч долларов, счастье второй категории – 20 тысяч долларов, ну, а третьей, для тех, кто попроще, и за 5 тысяч долларов вполне можно приобрести.

Но на самом деле Спаситель прав. Счастье невозможно измерять никакими материальными эквивалентами. Иногда на самом деле людям кажется, что для счастья чуть-чуть чего-то не хватает. Человеку, который одержим сребролюбием, всегда не хватает определенной суммы денег. Человеку тщеславному всегда не хватает какой-то дополнительной славы. Человеку, озадаченного своими проблемами, всегда не хватает какого-то волшебного, чудесного разрешения этих проблем.

И вот в этом вечном томлении, вечном хождении человека по кругу проносится у человека вся жизнь. Разве это не жестоко? На самом деле жестокость происходит здесь не от отношения Бога к человеку, а от того, за кого мы считаем сами себя.

Неужели наша жизнь не больше всех этих денег, связей, яхт, богатств, миллионов и миллиардов, когда Господь говорит о ценности всего лишь одной человеческой души, что она больше, чем ценность всего тварного мира. Не совершаем ли мы жуткое, по сути, преступление, как бы ставим знак тождества между собой и, какими бы они ни были великими, материальными благами.

В свое время блаженный Августин сказал удивительно простые и в то же время глубокие слова в своей молитве, обращенной к Богу: «Ты создал нас для себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Сердце человека – это, как огромная черная дыра. Сколько в нее не вбрасывай, она все проглотит, и ничего на поверхности не останется. Лишь только Бог своей любовью, своей силой, своим всемогуществом может удовлетворить потребность человеческого сердца.

Как это ни парадоксально прозвучит, но самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других, найти того, кому сейчас гораздо хуже и гораздо сложнее, чем тебе, помочь ему в том, в чем ты реально можешь помочь.

Забыть про самого себя, забыть про мучительные поиски своего собственного счастья, и тогда удивительным, невидимым образом вдруг где-то краешком глаза ты заметишь, что счастье-то есть, счастье-то пришло, счастье не где-то там за горами, за миллионами, за миллиардами, оно здесь, в твоем сердце, ибо в сердце пришел Бог.

И измеряется человеческое счастье вовсе не килограммами золота, у него есть своя система измерения – духовными джоулями сердечной теплоты. И там, где есть эта теплота, там есть счастье. Там, где холод, отчужденность и отстраненность, не будет счастья, не зайдет оно в этот дом.

Помоги же нам, Господи, всякий раз помнить о том, что наши труды, наши добродетели, наши молитвы имеют смысл лишь только тогда, когда в нашем сердце происходит настоящий процесс аккумулирования Твоей сердечной доброты.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Притча о неразумном богаче

Иисус Христос учил: «смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.

А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал притчу о неразумном богаче.

У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И, решив, сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!»

Но Бог сказал ему: «безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?»

Окончив эту притчу, Господь сказал: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет», т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел – не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.

«Поэтому говорю вам» – сказал Спаситель, «не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело – одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам», т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, – проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.12:15–31).

Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 27-я по Пятидесятнице

, 66 зач., 12, 16—21

Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).

И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих».

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом, наконец, открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь. Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира. Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!

Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.

«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Любовь Божья

Как-то журналисты, занимающиеся изучением проблем современной семьи и брака, решили обратитьсяк самым юным супругам, которые совсем недавно переступили порог совершеннолетия. «У вас вся жизньвпереди,— начали беседу журналисты.— Какое же правило избрали вы в качестве жизненного девиза?» —»Хочешь жить, умей вертеться!» — самоуверенно изрекли молодожены.

Что может произойти с христианином, если он в погоне за семейным благополучием соблазнится подобной узкожитейской философией?

Верующий человек, легко поддавшийся на эту хитрую приманку дьявола, рискует забыть Бога, ближнегои утерять спасение души.

«Жизнь человека не зависит от изобилия его имения!» — предупредил Христос человека, сильно занятого распределением наследства
(Лука 12:15).

Пагубная страсть к излишнему накопительству поражает духовно неопытные души некоторых молодых людей уже во время подготовки к брачному торжеству. «Ох, голова кругом идет, сколько всего надо,—сокрушаются озабоченные жених и невеста вместе с родственниками.— Хочется приобрести то, чего у другихнет. Брак ведь раз в жизни бывает…»

Снедаемые гордостью житейской, будущие супруги с утра до вечера ходят по магазинам, ателье в поискахнеобычных редких вещей для праздничного костюма и убранства квартиры, чтобы привести в удивлениеокружающих.

Заключив брачный союз, чрезмерно предприимчивые супруги и дальше стараются устроят своюсемейно-бытовую жизнь по принципу «чтобы было не хуже других», а если удастся, и лучше. Так, обычнаяна первый взгляд забота о делах житейских перерастает во вредную привычку к постоянному материальному обогащению.

«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многиебезрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу», — описывает ап. Павел горькие плоды безрассудного угождения маммоне
(1 Тимофею 6:9-10).

Каким же образом супруги могут успешно избежать того, чтобы забота о материальном достаткене сделала их идолослужителями, поработив душу любостяжанием?

Хорошо, если христианская семья научится в первую очередь довольствоваться малым.

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», — советует ап. Павел
(1 Тимофею 6:8).

По-разному можно относиться к удовлетворению необходимых жизненных потребностей.

Например, чувство голода один человек удовлетворяет простой пищей, не требующей долгого и сложногоприготовления, а у другого появляется особое пристрастие к еде, когда изысканная пища становится чуть лине идолом.

К таким людям обращен призыв Иисуса Христа:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядениеми пьянством и заботами житейскими…»
(Лука 21:34).

Организм, насыщенный избыточной пищей, теряет умственную и духовную подвижность. Молитва и чтениеСвященного Писания превращаются в тягостное занятие для человека, перегруженного неумеренным приемом пищи. Иногда сильное пристрастие к еде может обернуться и физической болезнью, расстройством многих жизненных функций. Да и сам выбор продуктов питания тоже оказывает влияние на физическоесамочувствие и на домашнюю экономику. Малообработанные натуральные продукты сохраняют больше питательных веществ, чем всевозможная снедь. Можно уменьшить употребление жиров, если не жаритьпродукты, ведь жареная пища более вредна, чем вареная. Пища для христианина не самоцель, он принимаетее не из-за ненасытимости, но ради подкрепления физических сил, благодаря Отца Небесного и помня слова премудрого Соломона:

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота,с раздором»
(Притчи 17:1).

«Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и принем ненависть»
(Притчи 15:17).

Люди, живущие только лишь в сфере материальных интересов, больше подвержены зависти, себялюбиюи гордыне. По справедливому замечанию Чарльза Сперджена: «Счастья во дворцах меньше, чемв крестьянских хижинах».

В дружном благочестивом семействе, где царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания, самая простая трапеза, освященная молитвой, вкушается с истинным удовольствием, как святой Божий дар.

«Я помню, как во время войны, оккупации, пару дней не ел и зашел к товарищу, — рассказывает одинпроповедник.— На столе у него лежал огурец и больше ничего. Он разломил огурец с благодарственноймолитвой, дал мне половину, и мы ели огурец, как нечто святое…»

Много сил, средств и времени поглощает у людей неумеренное стремление приобретать модную одежду, выискивая новые фасоны и материалы.

Слово Божие рекомендует христианам ходить в приличном одеянии (1 Тимофею 2:9). Это означает, что одежда может быть и не из дорогого материала, но она обязательно должна быть чистой, опрятной, без вычурности и кричащих тонов.

У одежды капризный нрав. Покупка какого-то одного предмета одежды может коснуться смены всего гардероба, что требует дополнительных расходов. Примерно так же обстоит дело и с домашними вещами. Оклейка стен другими обоями вызовет у хозяев желание заменить ковер, диван или люстру. Так, незаметно, пища, одежда, предметы домашнего обихода начинают господствовать над членами семьи, заставляяих служить чреву и модным веяниям.

«Раз телу человека дано поддерживать себя скромной и простой пищей и питьем, одеваться в скромнуюпростую одежду, охранять себя под скромной и простой кровлей, то очевидно, что и заботы о нем и работы для него нужно мало и скромно…» — писал великий христианский педагог Ян Амос Коменский.

На плечи семьянина ложится забота не только о насущных нуждах семейства, но и о будущемматериальном обеспечении детей. Однако одно дело заготовить благоразумный запас, а другое — непомерно расширять его, постоянно откладывая крупные суммы на черный день.

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие,— говорит ап. Павел,— которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»
(1 Тимофею 6:10).

Деньги сами по себе нейтральны, но жажда денег, порок сребролюбия духовно обкрадывает человека. Сребролюбие приносит в семью лишние тревоги, волнения и беспокойства.

«Пресыщение богатого не дает ему уснуть…» — заключает Слово Божие
(Екклесиаст 5:11).

В одной старинной притче рассказывается о том, как царь наградил крестьянина изрядной суммой денегза трудоемкую работу по устройству царского двора. Через некоторое время крестьянин вновь явился пред лицо царя и с полной искренностью просил правителя взять дар назад, объясняя это тем, что большие деньги внесли в его жизнь чувство сильного беспокойства.

Нередко червь сребролюбия подтачивает семейные устои из-за неразумного использования общего бюджета.

Супруги, привыкая к безрассудно-расточительной манере обращения с денежными средствами, ищут дополнительные источники дохода, опускаясь все глубже в пучину материальных интересов и теряя силы духовные.

Разумное ведение домашнего хозяйства предполагает умение целесообразно распоряжаться семейной кассой. Полезность устройства домашней бухгалтерии с конкретными статьями расхода признавали во всевремена. Например, в письмах Н. В. Гоголя можно встретить добрые экономические рекомендации семейным людям: «Не водите общей расходной книги, но с самого начала года составьте смету всему вперед, обнимите все нужды ваши, сообразите вперед, сколько вы должны издержать в год, сообразно вашему достатку, и всепроведите в круглые суммы. Разделите ваши деньги на семь куч… Сделайте так, чтобы эти семь куч пребывали несмешанными, как бы семь отдельных министерств. Ведите расход каждой особо, и ни под каким предлогомне занимайте из одной кучи в другую… Укрепляясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесьнечувствительно в деле душевного порядка».

Опыт жизни показывает, что внимательное наблюдение за рациональным использованием общих средств экономически дисциплинирует супругов. Бережливость, хозяйственность, домовитость — качества нужные и ценные в благоустройстве семьи, но христианин, развивая навыки строгого учета домашней финансовой базы, должен следить и за тем, чтобы рачительность и бережливость не превратились в скупостьи скаредность. Ближайшие спутники скупого человека эгоизм, скупость интересов, подозрительность.

Для избавления от порочных стремлений к любостяжанию и скупости Слово Божие предлагает нам всячески развивать щедрую сострадательную любовь к ближнему:

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною», — призывает учение Христа
(1 Иоанна 3:18).

Человек, вкусивший благого добра божественной любви во Христе, может ли проходить безучастно мимо нуждающегося?

«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чемон нуждается», — учит Библия
(Второзаконие 15:7,8).

Томас Карлейль вспоминает, как в детстве он встречал дома нищего, когда родители отсутствовали.Он разворошил свою копилку и отдал нищему все, что в ней было. Сделав это, он испытал неизъяснимое блаженство, оставившее след на всю последующую жизнь. Благотворя другим, отказываясь от личных удобств,мы извлечем высшую радость, прославим Бога и обретем неветшающее наследство в обителях неба:

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет…Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»
(2 Коринфянам 9:6,8).

Древние иудейские раввины часто приводили своим ученикам одну поучительную историю о том, как некий человек унаследовал большое богатство и, будучи необыкновенно щедр по натуре, в голодный год раздал его людям. «Твои родители собирали себе сокровища и прибавляли к унаследованному ими новое, аты выбросил все на ветер?» — с негодованием приступили к нему братья. «Мои родители собирали свои сокровища здесь, а я собрал себе сокровище там, мои родители собирали сокровище маммоне, я же собрал сокровища для души. Мои родители собирали сокровища века нынешнего, я же собрал сокровища мирагрядущего»,— ответил благородный человек.

Великодушный и щедрый человек всегда находит благоволение в очах Бога и людей. Даже жилище его устоит от разорения во всякое время, ибо десница Господня охраняет и питает щедрого. Человек с открытымрадушным сердцем не испытывает недостатка в друзьях.

Чувствуя его бескорыстную любовь, люди тянутся к нему с ответной любовью, предлагая помощьв затруднительных жизненных обстоятельствах. По примеру ап. Павла, он умеет жить и в скудости, ив изобилии, ибо ищет прежде всего Царства Божия и правды Его (Филиппийцам 4:12; Матфей 6:33).

Можем ли мы сказать нечто подобное о евангельском безумном богаче, увлеченном эгоистическим житейским благополучием?

Собрав хороший урожай в поле и построив большие закрома, он помышлял обрести наивысшую радостьи успокоение:

«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись.Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому жедостанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»
(Лука 12:19-21).

Почему не оправдались надежды богача, несмотря на то что он мнил себя дальновидными предприимчивым хозяином?

Не уразумел богач, что бессмертная душа больше пищи и ее не насытишь материальными благами. Большие запасы хлеба, многоценные одежды, сытные блюда не спасут душу для вечной жизни с Богом,не избавят ее от черствости и равнодушия. Поэтому приблизимся к Богу, возлюбленные, и приблизятся к намсокровища нетленные, ибо «не хлебом одним будет жить человек!» (Матфей 4:4; Лука 4:4).

Пусть непрестанно бодрствуют идущие по многотрудной стезе супружеской жизни, дабы не погубить дни свои в суете, а лета в смятении! Да поможет им Господь глубоко познать, в чем состоит надежда славного призвания Его и что великое приобретение — быть благочестивым и довольным! (Ефесянам 1:18; 1 Тимофею 6:6).

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Однажды к Иисусу Христу обратился некто с просьбой повелеть брату его разделить с ним наследство. Христос отклонил эту просьбу, ибо Он пришёл не для того, чтобы разбирать тяжбы, подлежащие ведению гражданского суда, но для более высоких целей — нравственного перевоспитания людей и открытия им пути в Царство Небесное.

Просьба разделить имение послужила новым поводом Христу к предостережению слушателей от недуга стяжательства, т.е. страсти к приобретению богатств для наслаждения земными благами. При этом Христос указал на суетность пристрастия к имуществу, ибо долгая жизнь человека не зависит от изобилия принадлежащих ему вещей. Как наглядную иллюстрацию к этой истине и как бы в ответ человеку, обратившемуся к Нему с просьбой о разделении земного богатства, а также в пояснение той внутренней опасности, к которой ведёт богатство, Спаситель привёл притчу о неблагоразумном богаче.

Эту притчу сохранил нам евангелист Лука:

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16-21).

Бог сказал неблагоразумному богачу: «безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»

Этот вопрос не давал и не даёт покоя многим богатым. Еще богатейший Соломон, задумываясь над этим вопросом, сказал: «Всё — суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!» (Еккл.2: 17-19).

Даже языческий философ, римлянин Сенека, в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого, писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдалённое будущее! Я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно, я займу должность и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления!»

Остаётся лишь еще раз повторить заключительные слова Христа из притчи о неблагоразумном богаче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Все интересы богача, как это видно из притчи, сводились к земному благополучию, и мысли и душа его были далеки от Бога и от стремления к непреходящим духовным ценностям. Характерно, что всё, чем он владел, он называл своим, забывая или не зная, что всё «наше» на самом деле принадлежит Богу и дано нам, странникам на земле, во временное пользование. «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» (Пс.23: 1), «Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49: 12), — восклицает псалмопевец. — Сама жизнь наша в руках Божиих и все дни её сочтены Богом раньше нашего рождения (Пс. 138: 16). Как раз тогда, когда страсть богача к любостяжанию была удовлетворена, и он так уверен был в своём будущем благополучии, Господь прервал его жизнь. «Подлинно, — пишет царь Давид, и вслед за ним другие пророки Ветхого и Нового Завета и апостол Павел, — человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38: 7; 48: 11; Прит. 11: 4; Иез. 7: 19; 1 Тим. 6: 7, 9-11, 11,17-19).

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», — говорит Господь, проводя этим общую мысль о ненужности чрезмерной заботы о преходящих сокровищах, каковы бы они ни были, «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Отдавая своё сердце земным сокровищам, человек становится их рабом. Для пояснения вреда, который приносит порабощение сердца попечением о земных вещах, в том числе о богатстве, Христос приводит в пример наше телесное око (Мф. 6: 22-23): в здоровом состоянии оно правильно воспринимает вещественный свет, благодаря чему человек получает правильное представление о своем теле и о всех предметах и даёт им правильную оценку, а при повреждении ока происходит обратное явление. «А что значит глаз для тела, то значит и ум для души», -поясняет св. Иоанн Златоуст. Светлый ум ясно понимает духовные предметы и всю душевную деятельность направляет к приобретению истинно драгоценных духовных сокровищ. «Если око твоё будет чисто, — говорит блаж. Августин, — если твоё намерение чисто и богоугодно, то все дела твои, совершаемые этим намерением, будут также чисты и праведны, они будут светлы. Если же око твоё будет лукаво, — продолжает Августин, — если твоё намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастными мраку». Поэтому, непрестанной заботой христианина должно быть очищение от земных привязанностей и страстей своего «сердца», т.е. своего внутреннего мира. Не одно богатство может завладеть сердцем человека, говорят святые отцы, а всякая страсть может сделаться его идолом, его «сокровищем», с которым ему жаль расставаться.

Комментируя эту притчу епископ Феофан Затворник говорит о том, каким должно стать богатство в руках верующего: «…Так как богатство от Бога, то, когда оно течёт, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному даёт, Богу даёт», — пишет Феофан Затворник. «Истощая как будто богатство, — продолжает святитель, — таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного в мале поставляет над многими; богатеет от Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния», — пишет епископ Феофан Затворник.

Каждое слово притчи о неблагоразумном богаче относится к каждому из нас и, быть может, в каком-то смысле, эти слова особенно нужны именно современному человеку. Действительно, в наше время, пожалуй, больше чем когда-либо, люди склоны постоянно поступать так, как богач в притче. Люди готовы постоянно разрушать данные им хранилища, чтобы строить новые, вследствие чего остаются в конце концов с пустыми руками.

Что это значит? Что означают эти хранилища? Это — наше настоящее время, те минуты и часы, которыми мы действительно располагаем, а хранилища, которые мы думаем построить, это будущее время, которое может для нас и не наступить.

Теперь, более чем когда-либо, люди устремляются в будущее и разучились жить во времени настоящем, а между тем, настоящее время есть подлинно наше время.

Современное человечество привыкло жить по убийственной формуле: «время — деньги» или для того, чтобы убить время. Каков же выход? Что сделать, чтобы спасти себя и своё время, чтобы поистине обрести неоскудевающее богатство, т.е. «в Бога богатеть»? Об этом с большой определенностью пишет ап. Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5: 9-19). Фрагмент из этого послания всегда читается за Литургией вместе с притчей о неблагоразумном богаче в 26-ое воскресенье после Пятидесятницы.

Это послание апостола Павла дополняет смысл притчи. В нём говорится о плодах духа; эти плоды как раз являются тем настоящим богатством, которое даётся тем, кто в Бога богатеет. Апостол перечисляет эти плоды: «Плоды духа состоят во всякой благости, праведности и истине… Посему, — продолжает апостол Павел, — сказано: встань спящий и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос… Смотрите, поступайте осторожно.., дорожите временем, потому что дни лукавые… Познавайте, что есть воля Божия… исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». В этих словах начертан просто весь образ христианской жизни. В них указана и цель, которую надо достичь — плоды духа, праведность, стремление к истине и главное средство достижения этой цели, т.е. познание того, что есть воля Божия. При этом указано, что надо дорожить временем.

Вникнув в эти слова, каждый из нас сам увидит, стремится ли он обрести плоды духа, стремится ли, и в какой мере, к духовному совершенствованию и главное, стремится ли он постоянно, т.е. дорожа временем, познать что есть воля Божия.

Ведь истинный христианин живёт не по своей воле, а по воле Божией, — он живёт не один, а в некотором неразлучном единстве с Богом, как с лучшим другом, даже более того, как невеста с женихом, как жена с мужем.

Каждую минуту, в каждом самом малом деле Господь хочет научить нас, что делать, как поступить, и жаждет Он этого не ради Себя, а ради нашего спасения, ради полноты нашей жизни. И если бы мы всегда, каждое мгновение стремились узнать, что именно хочет от нас Бог, и узнавали бы эту волю Божию, то жизнь наша исполнилась бы такой полноты и света, что мы стали бы дорожить каждой минутой нашей жизни, как дорожат ею влюбленные, у которых только одна забота — как бы не разлучаться.

Сразу такое живое единство с Богом никому не даётся; но к этому надо стремиться и в это счастье единения с Богом надо верить.

Дорожим ли мы нашим временем? Если нет, то, по слову апостола Павла – «Проснёмся же наконец, воскреснем из мёртвых. И да освятит нас Христос Господь».

Притча о неразумном богаче

Притча о неразумном богаче – одна из притч Иисуса Христа содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так , кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

— (Лк. 12:16-21)

Богословское толкование

Притча обличает тех людей, которые дары Божьи считают за свои и употребляют их не на благое дело, а исключительно для личных и недуховных потребностей, а так же целью своей жизни ставящих накопление богатств земных, как если бы этим людям предстояло владеть и пользоваться ими вечно. Христос дает назидание в том, чтобы человек имел прежде заботу о накоплении богатств духовных, которые не отнимутся от него и по смерти Лк. 10:38-42

Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам и выражениям следующие значения:

  • «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» – и бедняк говорит: что мне делать? я не имею… И богач говорит: что мне делать? я не имею… Тем показано, что в богатстве человек не обретает спокойствие и от того, что много собирает, лишь преумножает грехи.
  • «Сломаю житницы мои и построю большие» – тем обличено безумие богача и тщетность его забот: а если на будущее лето урожай в поле будет еще более, ты опять сломаешь и опять построишь? И какая нужда ломать и строить? Утробы нищих — вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного — питает Бога.
  • «Хлеб мой и все добро мое» – ещё одно безумие богача: он не считает их даром от Бога, а считает их плодом собственных трудов. Я, — говорит, — не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Все это добро — не Божие, а мое, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им.
  • «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы» – сам назначает себе долголетнюю жизнь, как будто и долголетие он получил от возделываемой им земли.
  • «Ешь, пей» – благо души неразумной, отягощенной плотскими хотениями.
  • «Веселись» – страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями.
  • «В сию ночь душу твою возьмут у тебя» – у праведника не отнимают душу, но он с радостью предает её Богу. У грешника душа забирается ангелами подобно сборщикам податей, против воли должника. Грешник, оплотянил душу, сделал её телом и землёй, что чрезвычайно затрудняет отделение оной. «Ночью» возьмут душу, ибо грешник не имеет озаряющего света богопознания.

Далее, святитель заключает:

Поэтому будем стараться «богатеть в Бога», то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага «мои», но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога — значит веровать, что если я и все (своё) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных. Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Чего же от нас хочет и требует наш божественный Учитель — Господь Иисус Христос в этой притче? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так много везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага — диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием.

В поэзии

Притча о жадном богаче была пересказана в стихотворной форме Д.С. Мережковским:

На ниве богача был урожай хлебов,
Он думал: «Некуда собрать моих плодов,
Как приготовить дом к такому урожаю?
А вот, что сделаю: все житницы сломаю,
Большие выстрою и соберу туда
Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда
Душе моей: «Душа простись навек с тревогой,
Покойся, — у тебя лежит именье много
На годы многие: гони заботы прочь.
Ешь, пей и веселись!» — «Безумец, в эту ночь
Отнимут жизнь твою, — сказал Господь. — Несчастный,
Кому достанутся твой дом и труд напрасный?»

Примечания

  • Епископ Александр (Милеант). Евангельские притчи
  • Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий
  • Профессор А.П. Лопухин. Толковая Библия

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Евангелие от Луки (Глава 12, стихи 16–21)

Зачастую, в своей жизненной суете мы не в силах правильно оценить тот путь, по которому идем. В этом плане Рождественский пост – это замечательное время, когда всем нам полезно подумать о себе, о своей жизни, более вдумчиво почитать Священное Писание, книги святых отцов Церкви…

Сегодня мы слышали евангельскую Притчу о неразумном богаче, через которую Господь показывает нам пример того, как можно неверно относиться к жизни. Казалось бы, человек думал о том, как свое хозяйство сохранить, как все это дело сберечь. Действительно, дал тебе Господь что-то — удержи это. Но, к сожалению, в его размышлениях не было двух очень важных составляющих: он забыл о Том, Кто даровал ему богатство и для чего ему это было дано. Он не думал совсем о людях, которые находятся рядом с ним… Богач болел самим собой и кроме себя ничего не видел, все остальное было ему просто не интересно. Но Бог-то не зависит от наших планов. И был к нему Глас Божий: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Нельзя забывать, что у нас без Бога нет ничего своего. Мы приходим в этот мир абсолютно нищими. Что у младенца есть своего? Ничего. А человек про это забыл. Он привык к пониманию того, что богат, и в итоге полностью ослеп и оглох, сердце его стало железобетонным, неспособным ни на какое чувство.

Притча говорит о богатстве материальном, но мы часто считаем себя богаче других, обладая не только материальными благами, но и многим другим – связями, знаниями, даже вежливостью… Но не является ли это началом той дороги, по которой пошел тот безумный богач? Никто не говорит, что мы должны закрывать глаза на собственные таланты и дарования. Слава Господу нашему — они у нас есть. Действительно, мы с вами вовсе не обделены: Бог нам дает близких, родину, историю, веру, знания и силы этими знаниями пользоваться. Богом заповедано хранить и преумножать все то доброе, что Им дано — в этом процессе нет ни чего плохого. Но если ты имеешь больше, чем остальные — поделись, дай своей душе порадоваться!

Пусть Рождественский пост будет временем добрых дел! Пусть кто-то улыбнется, почувствовав твою заботу, пусть кому-то, благодаря тебе, станет немножко легче жить. Давайте будем жить в любви. Только через это Бог и прославляется.

Спаси Господи вас, дорогие наши люди, пусть все у вас будет хорошо. Берегите себя, берегите своих близких!

Протоиерей Анатолий Куликов

Храм святителя Луки Крымского в г. Екатеринбурге

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *