Притча о плевелах

отделять зёрна от плевел

Словосочетание дня 02 февраля 2014.

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

от-де-ля́ть зёр-на пле́-вел

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. отделять вредное от полезного, плохое от хорошего ◆ Фестиваль больше не метит шельму, не отделяет зерна от плевел; участие в «Максидроме» ничего не означает, отсутствие — ни о чем не говорит. Алексей Мунипов, «»Максидром» впал в детство», 2002 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. отделять мух от котлет; частично: докапываться до сути

Антонимы

Гиперонимы

    Гипонимы

      Этимология

      Выражение возникло из притчи в Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24—30), где рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы — сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

      Перевод

      Список переводов

  • Албанскийsq: të ndash shapin nga sheqeri
  • Английскийen: separate the wheat from the chaff, divide the wheat from the chaff
  • Греческийel: διαχωρίζω την ήρα από το στάρι (diachorízo tin íra apó to stári)
  • Исландскийis: skilja hismið frá kjarnanum
  • Испанскийes: apartar el grano de la paja
  • Итальянскийit: distinguere il grano dal loglio, separare il grano dal loglio
  • Каталанскийca: separar el gra de la palla
  • Китайскийzh: 分清良莠 (fēnqīng liángyǒu)
  • Немецкийde: die Spreu vom Weizen trennen
  • Нидерландскийnl: het kaf van het koren scheiden
  • Польскийpl: oddzielać ziarno od plew
  • Португальскийpt: separar o trigo do joio, separar o joio do trigo
  • Финскийfi: erottaa jyvät akanoista
  • Французскийfr: séparer le bon grain de l’ivraie
  • Чешскийcs: oddělit zrno od plev
  • Шведскийsv: skilja agnarna från vetet
  • Японскийja: もみがらから麦をより分ける (momigara kara mugi o yoriwakeru), 良いものと悪いものを分ける (yoi mono to warui mono o wakeru)

Библиография

  • Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина Крылатые слова. Лит. цитаты. Образные выражения 3 изд., М., 1966.
Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике

(См. Общепринятые правила).

Притча о пшенице и плевелах

Иисус Христос учил, что в Царстве Его на земле (т. е. в Церкви Христовой) до последнего дня мира будут находиться и грешники.

Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем.

Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел.

Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?»

Он ответил им: «враг человеков сделал это».

Слуги сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем выберем их?»

Но господин сказал им: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Ученики, оставшись наедине с Господом, просили Его объяснить им эту притчу.

Иисус Христос сказал:

Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (т. е. Сам Господь Иисус Христос).

Поле есть мир.

Доброе семя (пшеница) это сыны Царствия Божия, т. е. люди добрые, благочестивые, принявшие учение Христово.

Плевелы же — сыны лукавого (диавола), т. е. нечестивые, злые люди.

Враг, посеявший плевелы, есть диавол.

Жатва есть кончина мира, а

Жнецы суть Ангелы.

Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (в царстве вечной блаженной жизни).

Как часто, при виде возмутительных поступков безнравственных, злых людей, спрашиваем: Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?

На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы — до дня Страшного Суда. Такова воля Божия. Потому что Господь дал человеку образ и подобие Свое — свободную волю. Зло возникло в мире по вине творения — диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире — распространяет среди людей неверие и всякие беззакония.

В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам, а терпя страдания от злых получает от Бога высшую награду в Царствии небесном.

Таким образом Бог без всякого принуждения дает людям с доброй волей возможность заслужить вечную, блаженную жизнь в Царствии Небесном, а людям со злой волей — вечные мучения в аду, в преисподней.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 24-30, 36-43.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Притча о добром семени и о плевелах

Притча о добром сеятеле и плевелах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. В ней рассказывается о том, как некий человек посеял на поле своём пшеницу, а враг его посеял между пшеницею плевелы. Когда же взошло и то и другое, рабы домовладыки хотели истребить сорняки, но хозяин запретил им делать это до времени:

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

— (Мф. 13:24-30)

Богословское толкование

Значение притчи было истолковано самим Христом:

…сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!.

— (Мф. 13:37-43)

Таким образом, притча о сеятеле и плевелах указывает во-первых на то, что, Бог зла не насаждал, во-вторых: помимо благочестивых людей есть не мало богоотступников не радеющих о добром плоде жизни и как бы ставшие «сынами лукавого», в-третьих указывает на причину того, почему и в душе праведника прорастают семена сорняка, – происки дьявола, желающего погубить всякую душу, однако, получающего власть над ней в силу духовной беспечности самого человека, ибо, как следует из притчи, сатана насадил плевелы только после того как люди уснули.

Неслучайно, Господом выбран и вид сорняка, впоследствии ставший нарицательным обозначением всякой сорной травы: «Отцы Церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но вредное по своим семенам. Св. Иоанн Златоуст пишет: плевелы с виду походят несколько на пшеницу, и, по словам св. Макария Египетского, они незаметны во множестве пшеницы; но хлеб, испеченный из пшеницы, неочищенной от семян плевел, производит вредное действие на желудок и голову, тяжкие обмороки и иногда смерть. Так как только самое тонкое зрение может открыть различие между пшеницей и плевелами, то их обыкновенно оставляют расти вместе до времени начала жатвы».

Плевел многоцветковый

Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам более конкретные и расширенные значения:

Тот, Кто сеял, есть Христос; доброе семя — добрые люди или мысли; плевелы — ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол. Спящие люди — это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям. Рабы же — это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное.

Почему же домовладыка не уничтожил сорную траву?

Епископ Александр (Милеант):

Потому, как сказано в притче, чтобы, “вырывая плевелы, не повредить пшенице,” то-есть чтобы, карая грешников, не повредить одновременно сынам Царствия, добрым членам Церкви. В этой жизни отношения между людьми так тесно переплетены, как корни растений, совместно растущих в поле. Люди связаны друг с другом множеством семейных и социальных связей и друг от друга зависят. Так, например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем. Если бы Господь без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни и неизбежно пострадали бы и добрые, но порой мало приспособленные к жизни люди. Кроме того, нередко случается так, что многогрешный член Церкви вдруг после какого-либо жизненного потрясения или события исправляется и, таким образом, из “плевелов” становится “пшеницей.” Таких случаев коренного изменения образа жизни история знает очень много, например: ветхозаветный царь Манассия, апостол Павел, равноапостольный князь Владимир и многие другие. Надо помнить, что в этой жизни никто не обречен на погибель, каждому предоставляется возможность покаяться и спасти свою душу. Только когда истекает у человека его жизненный срок, наступает для него день “жатвы” и подводится итог его прошлому.

Примечания

  1. Библейская энциклопедия. М., 2005 Архивная копия от 12 ноября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  2. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  3. Епископ Александр (Минелант). Евангельские притчи

Ссылки

  • Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
  • Б.И. Гладков. Толкование Евангелия

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Отделить зерна от плевел

Смотреть что такое «Отделить зерна от плевел» в других словарях:

  • ПЛЕВЕЛ — ПЛЕВЕЛ, а, мн. плевелы, плевел, муж. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Льновый п. 2. Оболочка зерна (стар. и обл.). Отделить зерно от плевел (также перен.: отделить хорошее от дурного; книжн.). Очиститься от плевел (перен.: от чего н. вредного … Толковый словарь Ожегова

  • плевел — а; м. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Многоцветный п. Бороться с плевелами. 2. Нар. разг. Оболочка зерна. Очищать, освобождать зерно от плевел (также: отделять хорошее от плохого, дурного). 3. только мн.: плевелы, вел. Книжн. То, что… … Энциклопедический словарь

  • плевел — а; м. см. тж. плевельный 1) Сорная полевая трава сем. злаков. Многоцветный пле/вел. Бороться с плевелами. 2) нар. разг. Оболочка зерна. Очищать, освобождать зерно от плевел (также: отделять хорошее от плохого, дурного) 3) … Словарь многих выражений

  • Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

  • Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть» — … Википедия

  • Александр Кумор — афорист Ангельское терпение требует дьявольской силы. Ах, как мучительна ненависть без взаимности! Ах, как хочется вернуться к природе! с сигарой и рюмкой коньяку. Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Безобразный не потому безобразен, что у… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy — Psi Ops: The Mindgate Conspiracy … Википедия

  • Рамзай, Эндрю Майкл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рэмзи. Эндрю Майкл Рамзай Имя при рождении: Эндрю Майкл Рамзай Дата рождения: 9 января … Википедия

  • МУКА — МУКА. Содержание: Виды помола……………….259 Типы М. и торговые сорта………..260 Санитарная оценка М……………264 Хим. состав, пищевое и питат. значение М. . 272 Методы исследования М………….274 Мука, продукт, получаемый… … Большая медицинская энциклопедия

  • Влияния литературные — ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Борьба классов основной закон социального бытия. Каждая общественная группировка живет и развивается под непрерывными воздействиями извне. Отстаивая права на самостоятельное развитие, она стремится эти внешние воздействия… … Литературная энциклопедия

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *