Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Проповеди в Феодоровском соборе

Евангелие от Луки, 35 зач., VIII, 5-15

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал:

вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

«Вышел сеятель сеять семя своё». Проповедь иерея Алексия Волчкова

Много веков до Рождества Христова Бог сказал своему пророку Исайе следующие суровые слова:

пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10 Ибо огрубело (иначе – отучнело, покрылось жиром) сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. (Ис.6:9-11)

Учёные считают, что притча о сеятеле, которую мы сегодня слышали, есть мидраш, толкование Иисуса, Его комментарий к этому ветхозаветному пророческому тексту.

Итак, хотя всё так плохо и ничто не может исправить положения, люди глухи и слепы, Сеятель всё равно выходит сеять семя.

Слово Божье нуждается в том, чтобы прорасти в жизни верующего. Господь избирает эту форму общения с нами неслучайно. Притча является самым настоящим зерном! Она падает в почву нашей души, чтобы там расти и однажды дать плод – плод этот состоит в познании Божественных тайн.

Также притча не требует специальной богословской компетенции для своего усвоения. Притча написана простым языком и говорит о высоком и божественном при помощи простых, обыденных вещей. Поэтому притча понятна всем, и образованным, и простым людям!

Какой урок мы можем вынести из этой притчи?

Прежде всего, притча даёт нам утешение и надежду. Мы нередко испытываем депрессию и отчаяние от того, что Евангелие вроде бы никак не действует в нашей жизни, что ничего не меняется. Притча нас утешает – не переживай, что всё умерло, в действительности каждое семя, даже упавшее на добрую почву, должно умереть, перестать жить своей жизнью, чтобы принести плод! Притча говорит нам – не переживай, время жатвы близко!

Эту притчу можно понять неверным образом. Можно сделать ошибочный вывод – что изначально на земле есть разного рода люди – как есть разные почвы. Некоторым людям никогда не получится понять и разделить Благую весть! Для этого они слишком греховны, мало (или много-) образованны, не являются людьми европейской культуры (или наоборот – людьми таковой культуры являются)! Важно одно – они дурная почва. В отличии от нас – таких прекрасных и восприимчивых к Истине людей. Друзья, обратимся к реалиям жизни и проповеди нашего Господа! Нередка именно дурная, безнадёжная, обречённая почва оказывалась наиболее восприимчивой – самаряне, грешники, блудницы, язычники и прочие – все они были камнями и придорожной землёй.

При этом добрая земля, Божий виноградник, божья пашня, Израиль оказался равнодушен к проповеди галилейского проповедника

Притча открывает нам важную истину – до поры до времени лишь Бог знает, какая именно мы почва. Скажу иначе – мы – постоянно меняющаяся почва — утром я каменистая почва, а вечером дорога! Вечером я покрыт терниями, а днём, на некоторое время, я оказываюсь «доброй почвой».

В этой ситуации единственно верным решениям и для Бога, и для каждого из нас, людей Церкви, будет разбрасывание семян везде, где только это можно.

Притча – притча надежды – хотя весь мир равнодушен и занят своим, всегда есть кто-то, кому получается иногда услышать.

Против всякой религиозной гордыни. Верующим свойственно говорить о себе в категориях – я нашёл, я открыл, я додумался, я пришёл. Притча показывает нам наше место. Мы – это прежде всего Адам, существо из земли, мы – земляные человеки. Мы – земля. Наше участие в деле спасения во многом пассивно, Бог делает основную работу. Все что от нас зависит – получить это зерно. Зерно веры и нашего сыновства!

Есть ли враги у этого семени? Есть и, как показывает толкование на эту притчу, немалые – суета, слабость нашего характера, отсутствие укоренённости в познании Бога – всё это условие для того, чтобы зерно было бы однажды похищено у нас.

В этой притче Бог призывает нас к великому сеянию

Дабы поле Божье было полно.

Чтобы мир насытился словом Бога!

Притча о неводе, закинутом в море

Притча о неводе, закинутом в море – одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном, содержащаяся в Евангелии от Матфея. В ней рассказано о улове рыбы, после которого всё пойманное было разделено на хорошее и худое:

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

— (Мф. 13:47-50)

Богословское толкование

Апостолы Петр и Андрей забрасывают в море спасительный невод. Фрагмент картины XXI века

Притча повествует о Судном Дне и важности ведения праведной жизни.

Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам следующие значения:

  • «Невод» – учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.
  • «Рыбы» – люди всякого рода: варвары, эллины, иудееи, блудники, мытари, разбойники.
  • «Наполненный невод» – окончание мира.
  • «Сосуды» – вечные жилища.

Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь.

Архиепископ Аверкий (Таушев):

У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море — это мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой… Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного.

Протестантский богослов, Дерек Принс, в «Основах учения Христова» приводит следующий комментарий евангельской притче:

В этой притче, невод, заброшенный в море представляет собой Евангелие царствия, провозглашаемое во всем мире. Рыбы всякого рода, попавшие в невод, означают всех тех, кто положительно откликнулся на приглашение Евангелия. Сюда входят люди разного рода — как хорошие, так и плохие, как праведные, так и нечестивые. В конце века, ангелы, прежде всего, отделят нечестивых от праведных и бросят их в место осуждения. Только после этого, добрые и праведные примут вечные благословения и награды со Христом.

Примечания

  1. Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
  2. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета (недоступная ссылка). Дата обращения 29 ноября 2013. Архивировано 29 декабря 2010 года.
  3. Дерек Принс. Книга «Основы учения Христова»

Ссылки

  • Профессор А.П. Лопухин. Толковая Библия
  • Б.И. Гладков. Толкование Евангелия
  • Епископ Михаил (Лузин). Толковое Евангелие

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Притча о неводе и рыбе — это пример о верующих, о Церкви?

Спрашивает Оксана
Отвечает Александра Ланц, 19.05.2011

Возрастание в праведности Христовой вам, Оксана!
Вы спрашиваете об этой притче Иисуса:
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.13:47-50)
Да, эта притча Иисуса о Его церкви.
Море – это наш падший и погибающий мир.
Невод – это проповедь о спасении. Помните?.. когда Иисус призвал на служение братьев Симона и Андрея, Он сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19). Миссионеры-благовестники (Рим.10:15), идущие по лицу земли с проповедью о Спасении для Вечности, образно выражаясь, несут невод Царствия Божия.
Рыба – уверовавшие.
Худая рыба – те, кто уверовал в благость Бога, но не позволил Богу изменить их сердца. Они просто ходили в церковь, может, даже несли служение, может, даже проповедовали, но так и остались беззаконниками, т.е. их уста чтили Бога, они сами внешне приспособились, чтобы не совершать видимых грехов, но их сердце никогда не принадлежало Ему, никогда не любило Его (Матф.15:8), они имели вид благочестия, но силы его отрекались (2Тим.3:5), они производили впечатление истинных верующих, но по сути были просто лицемерами (Матф.23:28), т.е. на людях были хорошими, а дома, может, по порно-сайтам лазали, на супруга орали, детей били, или просто тихо ненавидели кого-то. завидовали кому-то… Эти люди пришли в церковь за самореализацией, за самоуспокоением, за благами, которые можно получить от Бога, но не за праведностью Бога.
Хорошая рыба – те, кто приняли любовь Бога всем сердцем, всем разумом и всею силою своею, а потому встали на путь не просто внешнего преобразования своей жизни, но внутреннего изменения, когда сердце начинает ненавидеть грех и отвергает его так же, как сердце Иисуса, которые действительно сораспялись Христу (Гал.2:19), чтобы жить уже не по велениям плоти, а по велению Духа (Гал.5:16), т.е. жить праведно, храня себя от греха ( 1Ин.5:18).
Кончина века – это последние дни существования греховного человечества. Перед самым концом произойдёт великое просеивание верующих, просеивание всех тех, кто называет себя христианами: праведные (хорошая рыба) будут отделены от злых (тоже рыба, но оказавшаяся внутри гнилой). Отделённые злые будут брошены о огонь, уготованный сатане и его ангелам (Матф.25:4).
Эта притча Иисуса перекликается с этой притчей, рассказанной в той же главе:
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Здесь Иисус предупреждает нас о том, чтобы мы не пытались, присматриваясь к человеку, который называет себя верующим, и ведёт себя, как верующий, т.е. выглядит как вполне нормальная рыба, судить — лицемерит он или поступает искренне. Дело каждого верующего следить за собой – в вере ли он(она), а не оценивать мотивы других людей. 2Кор.13:5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Да поможет нам Бог постоянно испытывать себя, чтобы не подойти к последнему дню, имея гнильцу в самом центре нашего сердца,
Саша.

Притча о сеятеле

Иисус рассказал народу притчу о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 13:3-9, 18-23.

Притча о сеятеле

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми и неграмотными людьми. Чтобы им легче было понять его учение, он объяснял его притчами – простыми и понятными примерами.

Однажды Иисус рассказал людям вот какую притчу.

«Вышел сеятель в поле сеять. Он разбрасывал семена, и одни из них падали на вспаханную землю, а некоторые возле дороги, где плуг не проходил, и земля оставалась твёрдой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на каменистую почву и сразу взошли, но потом увяли и не смогли вырасти, потому что почвы и влаги было мало. Некоторые упали среди сорной травы, и она, когда выросла, закрыла от зёрен солнечный свет, забрала всю влагу и слабые ростки тоже завяли. Семена, которые упали на хорошо вспаханную землю, влажную и мягкую, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зёрен».

Люди попросили Иисуса объяснить им эту притчу, и он сказал так:

– Земля – это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божье. Упавшее при дороге и съеденное птицами – это слово Божье, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию. Приходит дьявол и легко похищает у человека это слово. Такие люди не верят в Бога и не спасутся.

Семя, упавшее на каменистую почву, – это слово Божье, принятое душой, которая ещё недостаточно готова к его принятию. Сначала она с радостью его принимает, верит в него, но не крепко. И как только придёт беда и на веру начинаются гонения, такие люди отказываются от Бога.

Семя, упавшее среди сорной травы, – это слово Божье, услышанное человеком, который вскоре забывает о нём, думая больше о своих удовольствиях, развлечениях, богатстве. Они закрывают ему свет и теплоту слова Божьего.

И, наконец, семя, которое упало на хорошо вспаханную землю, – это слово Божье, принятое и оберегаемое человеком, который приготовил свою душу к принятию его.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *