Притча о страшном суде

Притча о Страшном суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мт. 25, 31-46)

Синодальный перевод

Когда-то неправедный – несправедливый – суд осудил на смерть Воплощенного Сына Божьего, а в конце всех времен Сын Божий будет судить мир. И этот суд назван страшным. Конечно же, не потому, что страшен для человека Бог, нет – Бог есть Любовь, но страшными могут быть поступки человека и страшным суд будет потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Богом. И в неделю о Страшном суде, в преддверии Великого поста, на Литургии мы слышим слова Господа, которые Он произнес за три дня до Своей смерти, – символический рассказ о Страшном суде, о том, как оправдывается и как осуждается человек.

Первый раз Господь пришел в мир в уничижении – скрыв Свое величие завесой человеческой природы, а второй раз Господь придет в явлении Своей Славы со Своими ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). И отделит Господь одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит одних справа, а других с лева от Себя. И тем, кто справа, скажет: «Придите, наследуйте Царство, уготованное Вам от сотворения мира», а тем, кто слева, скажет: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его». И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и причину осуждения. Дважды – и тем, и другим – Господь объяснит, что Он был голоден и Он жаждал, что Он был странником и Он не имел одежды, что Он был болен и Он был в темнице. Только праведникам скажет, что они Господа накормили и напоили, ввели в дом и одели, посетили в болезни и тюрьме, а грешникам скажет, что они не оказали Господу никакой милости. Дважды – и праведники, и грешники – с удивлением спросят Господа: «Когда это мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником, больным или заключенным?» И тогда Господь объяснит, что все, что было сделано хоть одному из Его братьев, было сделано лично Ему, и наоборот, отказ в помощи «одному из меньших сих» – есть отказ от помощи Ему! Поразительно: Бог отождествляет Себя с нами, и наша боль, наша скорбь, наши несчастья и наши страдания – это Его боль.

Он действительно «взял на Себя немощи наши и понес болезни наши» – так сказано о Господе пророком Исайей и эти слова повторяет в Новом Завете евангелист. «Кто из читающих Евангелие не знает, – говорит Ориген, – что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет, что страждет в каждом из болящих, со всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» (Ориген. О молитве, 10—11). Но как часто люди, не знакомые ни с Евангелием, ни с учением Церкви, предъявляют Богу обвинения: почему, если Он есть, Он допускает несчастье и несправедливость? В Евангелии и в учении Церкви нам дано непостижимое откровение: Бог, «на Которого не смеют взирать Ангелы» умаляет Себя до человека, «становится во всем, кроме греха, подобным нам». И Он – Воплощенный Бог становится жертвой клеветы, предательства, человеческой злобы и подлости: Он умирает чудовищной смертью – на Кресте. Но умирает для того, чтобы торжествовала жизнь, а не смерть, свет, а не тьма. Умирает, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы даровать человеку воскресение из мертвых! Воскресший Христос Бог пребывает с нами в Своей Церкви и в конце всех времен Он придет судить живых и мертвых. И Господь научил нас, как получить оправдание на этом суде и войти в вечное Царство Божие. Быть человеком по отношению к людям, к тем кого Сам Господь называет Своими братьями.

Но почему в рассказе о суде не звучит вопрос о вере? Быть может, потому что вера предполагает такое отношение к человеку, которое в притче исполнили посетившие ближнего в темнице и в болезни, накормившие голодного и напоившие жаждущего и тем послужившие Самому Христу сказавшему: «Верующий в Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Аминь.

Козлы и овцы

31 Когда Сын Человеческий придет в Своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле Своей славы. 32 Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. 33 Овец Он соберет по правую сторону от Себя, а козлов – по левую.

34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира. 35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. 36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». 37 Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? 38 Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» 40 Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. 42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; 43 Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». 44 Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» 45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Толкование на Евангелие
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Братия мои и сестры, возлюбленные в Господе! Сегодня читаны были из Евангелия от Матфея слова Самого Господа нашего Иисуса Христа о втором, славном и страшном Его пришествии на землю: о том, как Он сядет на престол славы Своей для суда над миром, и соберутся пред Ним все народы, когда либо жившие, как и те, которые теперь существуют, и которые будут еще существовать, все до одного человека. «И отделит их Господь одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25,31-46). Так Господь заключил слова Свои о страшном последнем суде над родом человеческим! Сколь сладостное и всерадостное изречение услышат праведники, и сколь горькое и грозное, неизменяемое во веки изречение услышат грешники жестокосердые! И так милостивые помилованы будут (Мф 5,7). Запасшиеся елеем добрых дел войдут в брачный чертог, а немилостивым будет суд без милости (Иак 2,13). Теперь, братия и сестры, полезно нам спросить себя и размыслить: к которой мы с вами будем принадлежать стороне — к правой, или к левой, к овцам или козлам, к благословенным или к проклятым? Вы скажете: кто может это знать, кроме Господа, испытующаго сердца и утробы (Пс 7,10) и имеющего самые верные весы правосудия? Так, единому Господу принадлежит совершенное знание всякого человека, Он один знает, кто из нас станет на правой стороне, и кто на левой; Он один знает, какой праведник устоит здесь в своей правде, и какой не устоит, какой грешник искренно обратится и покается, и из козла сделается овцой, и какой закоснеет окончательно в грехах. Но и нам, братия, дано по крайней мере знать ныне касательно себя самих: кто мы, овцы или козлища; совесть наша, неподкупный судья и свидетель помышлений, слов и поступков наших, показывает нам, смиренные ли мы и незлобивые овцы словесного стада, уступаем ли охотно свое добро другим нуждающимся, или гордые, самолюбивые, злые, мстительные, немилостивые, смердящие наподобие козлов нечистотами своими, грешники? Это мы можем знать о себе и здесь, в продолжении земной нашей жизни, и значит, можем судить, на какой стороне мы можем оказаться на страшном суде; т. е. мы можем оказаться на левой стороне, если останемся грешниками нераскаянными, неисправленными, с гордостью и злобою своею, с греховными нечистотами в сердце и в теле, но можем надеяться при вере, покаянии и добрых делах стать и на правую сторону; выбор сторон зависит от нас. Время дано каждому из нас от милосердного Спасителя одуматься, раскаяться, исправиться, запастись с избытком елеем милосердия и всякою добродетелью, чтобы не постыдиться на суде. И так озаботимся приобрести агнчую кротость и незлобие, любовь и милосердие, терпение и долготерпение, смирение и покорность, воздержание и чистоту, и будем убегать противных этим добродетелям качеств. Означенные добродетели и в этой жизни приобретают нам благословение Отца небесного, и в будущей поставят нас на правой стороне.
И так, повторяю, от нас зависит удостоиться стоять на страшном суде на правой стороне и избежать левой; услышать всеблагословенный глас Спасителя, зовущий нас в царство небесное, и избежать страшного гласа, отсылающего в огонь вечный.
Мы сами здесь пишем, так сказать, делами своими, вечное оправдание или вечное осуждение себе на страшном суде; и в этом, между прочим, смысле будущий суд называется написанным: сотворити в них, сказано, суд написан. (Пс 149,9) Совестные книги наши или оправдают нас, или осудят нас, и нам останется только выслушать праведный, вечный приговор Судии всемирного. Скорее же будем изглаживать усердным покаянием и милостынею из совести все грехи наши, вольные или невольные, и вписывать в нее всякие добрые дела. Дела бо их ходят вслед с ними (Откр 14,13), говорит писание. Аминь.

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится

Вопрос: Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Что значат : время начаться суду с дома Божия и если праведник едва спасается?

Ответ: Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки, но Он устроил в уме этого естества некую силу для наслаждения, благодаря которой мог бы неизреченным образом изведывать сладость Его. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, в этой силе первое движение к чувственным и возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству. Поэтому Тот, Кто заботится и промышляет о нашем спасении, внедрил силу, словно некоего карателя, — муку. И, соответственно этой муке, Он премудро укоренил в природе тела закон смерти, ставя пределы безумному устремлению ума, которое вопреки естеству движется к чувственным .

Поэтому вследствие проникшего в естество наслаждения, противоречащего смыслу , ему стала противодействовать сообразная со смыслом мука — ею, посредством страданий, в течение которых и из которых смерть, и уничтожается противоестественное наслаждение. Однако не уничтожается полностью, ибо вследствие уничтожения в уме обнаруживается благодать наслаждения божественного. Поскольку всякое утруждение имеет причиной своего возникновения осуществленное на деле наслаждение, то это утруждение, разумеется, является по причине естественным долгом, который выплатить все, причастные естеству. Ибо за противоестественным наслаждением непременно и естественным образом следует утруждение для всех тех, у которых закон наслаждения беспричинно предшествовал рождению. Беспричинным же я называю наслаждение, возникшее вследствие преступления и не являвшееся преемником бывшего до него утруждения.

Поэтому после преступления естественному рождению всех людей предшествует наслаждение и не было ни одного человека, который по природе был бы свободен от страстного рождения. И как то необходимо, все естественным образом платят утруждениями, а вслед за ними подвергаются смерти. И совершенно отсутствовал какой-либо доступный способ освобождения для тех, которые находились под тираническим владычеством неправедного наслаждения и пребывали естественным образом под властью вследствие этого наслаждения справедливых утруждений и следующей за ними справедливейшей смерти. Она была необходима для уничтожения неправеднейшего наслаждения и вследствие него справедливейших утруждений, которыми растерзывался страдающий человек, берущий начало своего рождения сообразно наслаждению в тлении и завершающий свою жизнь также в тлении через смерть. Для исправления страдающего естества, , должны быть измыслены утруждение и смерть, одновременно несправедливые и беспричинные. Беспричинные, потому что они никоим образом не имели при своем происхождении упреждающего наслаждения, а несправедливые, потому что вообще не являются преемниками страстной жизни, чтобы, оказавшись посередине между неправедным наслаждением и справедливейшими утруждением и смертью, несправедливейшие утруждение и смерть полностью уничтожили неправеднейшее начало естества, из наслаждения, и праведнейший конец этого естества, через смерть, вследствие наслаждения. И род человеческий вновь стал свободным от наслаждения и муки, получив обратно изначальный блаженный удел естества, не оскверняемого ни одним из признаков, внедряемых происхождением и тлением.

Вследствие чего Бог Слово, будучи по природе совершенным Богом, стал совершенным по природе человеком, состоящим из мыслящей души и подверженного страданиям тела, , сходным с нами , за исключением греха. Однако Он никоим образом не имел вообще наслаждения, вследствие преступления , которое предшествовало бы Его рождению во времени от Жены; вместе с тем, Он принял, добровольно и по человеколюбию , муку, являющуюся следствием наслаждения и концом естества. И это для того, чтобы, несправедливо страдая, Он мог бы истребить из неправедного наслаждения начало рождения, тиранически владычествующее над естеством . Смерть Господа не была для этого начала как бы выплачиваемым за наслаждение долгом, подобно других людей, но, наоборот, она стала , направленным против него. И через смерть уничтожил справедливый конец естества , не имея того , благодаря которому вошла ; Им праведно наказывается противозаконное наслаждение как причина бытия .

Ведь должно было быть (и подлинно должно было быть), чтобы Господь, являясь по природе Премудрым, Праведным и Сильным, не находился в неведении, как Премудрый, относительно способа исцеления ; как Праведный, Он не принуждал тиранически ко спасению человека, захваченного по его свободной воле грехом, а как Всесильный, не ослабевал, исполняя исцеление .

Поэтому Он соделал явным смысл Премудрости в способе исцеления, став человеком без преложения или какого-либо изменения. Он явил беспристрастность правды в величии нисхождения, добровольно облачившись в осужденное на страдание естество и само это осуждение сделав оружием для уничтожения греха, а вслед за ним и смерти, то есть наслаждения и возникшей вследствие него муки, — в этом была сила греха и смерти, тирания соответствующего наслаждению греха и владычество соответствующей муке смерти. Ибо очевидно, что сила наслаждения и муки содержится в страстности естества. И желая избежать тяжкого ощущения муки, мы ищем убежища в наслаждении, пытаясь утешить естество, подавляемое насилием муки. Усиленно заботясь о том, чтобы притупить наслаждением движения муки, мы только расписываемся наслаждение против этих движений, поскольку не в силах отделить наслаждение от муки и утруждений.

же явил мощь преизбыточествующей Силы, осуществив для естества рождение , ставшее непреложным для противоположностей, от которых Он Сам претерпел. Он опять восстановил естество , даровав ему бесстрастие посредством страданий, отдохновение — посредством утруждений и жизнь вечную — посредством смерти . Своими лишениями по плоти Он возобновил владения естества, а Своим Воплощением даровал этому естеству сверхъестественную благодать — обожение.

Поэтому Бог истинно стал Человеком и даровал естеству начало второго рождения, которое ведет через утруждение к наслаждению будущей жизнью. Ведь как праотец Адам, преступив Божественную заповедь, образовал иное рождение, от наслаждения, и вместо первого ввел в естество то, которое, через утруждение, завершается смертью, по совету змия измыслил наслаждение, не являющееся преемником предшествующего утруждения, но, наоборот, заканчивающееся этим утруждением, а потому все рожденные от него по плоти, вследствие этого неправедного начала, из наслаждения, справедливым образом приводятся вместе с ним к концу, то есть к смерти через утруждение, — так и Господь, ставший Человеком, создал для естества другое начало второго рождения от Духа Святого, восприняв справедливейшую смерть Адама через утруждение, которая в Нем стала, разумеется, несправедливейшей, поскольку началом Его Собственного рождения не являлось неправеднейшее наслаждение, вследствие преслушания праотца . Господь уничтожил обе крайности: я имею в виду начало и конец человеческого рождения, которые первоначально не существовали от Бога. И всех, духовно возрожденных Им, Он соделал свободными от лежащей на них вины, ведь они, будучи от Адама, не обладают наслаждением рождения, от него, но обладают одной только мукой, вследствие Адама, которая действует в них не как долг за грех, но, по Домостроительству и вследствие естественно случившегося с ними состояния, против греха, смертью. Той смертью, которая не имеет своей матерью наслаждение, породившее ее, и которая стала карателем этого наслаждения; эта смерть несомненно становится и отцом вечной жизни. Ибо подобно тому, как жизнь Адама соответственно наслаждению стала матерью смерти и тления, так и смерть Господа ради Адама, будучи свободной от наслаждения, стала родителем вечной жизни.

Поэтому, как я полагаю, Слово правильно различает, каким образом рождение через наслаждение от Адама, тиранически владычествующее над естеством , доставляет пищу смерти, вследствие него, и каким образом рождение Господа по плоти, происшедшее вследствие человеколюбия , уничтожает и то и другое, то есть наслаждение, от Адама, и смерть ради Адама, истребляя вместе с грехом Адама и его наказание. Ибо невозможно было обречь на тление через смерть в конце рождение, не затронутое тем, что конечным своим следствием имело смерть. Поскольку, как я сказал. Слово различает , что до тех пор, пока одни только те признаки, которые были присущи Адаму при начале и конце (то есть при рождении и тлении), тиранически владычествовали над естеством , — до тех пор не могло наступить время для совершенного осуждения греха. Тот, Кто явился нам посредством плоти и стал совершенным человеком, за исключением одного только греха, то есть Слово Божие, одно только по воле имело во плоти Адама естеством наказание; и Праведник, невинно пострадавший за неправедных, осудил грех во плоти. Он ниспроверг обыкновение смерти, совершив таковое осуждение греха, но не осуждение природы. И по обращении вспять смерти наступило время для начала приговора, чтобы осудить грех.

Итак, о чем у нас идет речь? — О том, что грех, изначала прельстивший Адама, убедил его преступить Божественную заповедь. Вследствие этого установил наслаждение, а посредством него он вонзил в самое основание естества Адама и самого себя, осудил на смерть всю природу, гоня, через человека, естество произведенных на свет к исчезновению в смерти. Ибо это было подстроено семенем греха и отцом зла — лукавым диаволом, который вследствие гордыни лишил себя пребывания в Божественной славе, а из-за зависти к нам и к Богу изгнал Адама из рая, чтобы уничтожить дела Божии и расторгнуть то, что было образовано для бытия. Ведь наисквернейший завидует не только нам вследствие добродетели, славу в Боге, но и Богу, из-за всеми воспеваемой Силы, ради нашего спасения.

Властвующая вследствие преступления смерть господствовала над всей природой , основой своей мощи имея из преступления наслаждение, которое положило начало всему естественному рождению и по причине которого сама смерть была определена в виде наказания для природы . Господь же, став Человеком, не воспринял предшествовавшего Его рождению по плоти неправедного наслаждения, вследствие которого над природой был вынесен справедливый приговор в виде смерти, но, добровольно восприняв в страстное природы саму естественную смерть, Он, разумеется, претерпел , однако обратил вспять обыкновение смерти, которое было в Нем, как это совершенно очевидно, не осуждением естества, а осуждением греха. Ведь в Том, Кто родился не от наслаждения, смерть не могла быть осуждением естества, но уничтожением греха прародителя, благодаря которому страх смерти владычествовал над природой .

Ибо если в Адаме смерть была осуждением естества, имея наслаждение началом своего возникновения, то во Христе смерть стала, разумеется, осуждением греха, поскольку естество вновь обрело во Христе рождение, чистое от наслаждения. И это для того, чтобы подобно тому, как в Адаме грех, вследствие наслаждения, через смерть осудил естество на тление и настало время для осуждения естества на смерть вследствие греха, так и во Христе естество, вследствие праведности, осудило через смерть грех, и настало время для осуждения на смерть греха по причине праведности естества, которое во Христе совершенно совлекло с себя рождение от наслаждения, а по причине его осуждение смерти с необходимостью преследовало всех как должное. Поэтому та же самая смерть, которая в Адаме вследствие греха являлась осуждением естества, была во Христе, вследствие праведности, осуждением греха. Ибо первый, страдая вследствие греха во осуждение естества, справедливо претерпел смерть; Христос же, не страдая вследствие греха, а скорее даруя, по Домостроительству, благодать естеству , добровольно во осуждение греха воспринял вследствие греха смерть для того, чтобы ее уничтожить.

Стало быть, через преслушание Адама был установлен закон рождения соответственно наслаждению, вследствие которого естество было осуждено на смерть и все , получившие бытие от Адама согласно этому закону рождения от наслаждения, необходимо имели, не желая этого, и сопряженную по силе с рождением смерть, на которую было осуждено естество. Это было время осуждения естества по причине греха, поскольку закон рождения соответственно наслаждению владычествовал над природой . Подобным же образом через Христа, совершенно свободного от естественного закона рождения соответственно наслаждению и обыкновения смерти, на которую было осуждено естество вследствие этого закона, но добровольно принявшего , и которые по собственной воле возрождаются Христом в Духе через баню пакибытия. Они через благодать отстраняют от себя первое рождение Адамово соответственно наслаждению и сохраняют через закон евангельских заповедей благодать безгрешного состояния, в Крещения, соблюдая также неумаляемой и незапятнанной силу таинственного усыновления в Духе. Разумеется, они имеют обыкновение смерти, которое действует для осуждения греха, используя удобный момент для осуждения греха во плоти: в общем (по природе и благодаря благодати, вследствие великого таинства Вочеловечивания) само то время, которое от Воплощения Слова; а в частности (по осуществлению и благодаря благодати) — это то , начиная с которого каждый воспринял через Крещения благодать усыновления. Вследствие этой благодати, действующей в заповедях, они, добровольно имея одно только рождение в Духе, переносят ради осуждения греха обыкновение смерти, приносящей многие страдания.

Ведь принявший Крещение и соблюдающий силу его в заповедей ввергается в смерть не как в нечто должное вследствие греха и из-за него, но он принимает обыкновение смерти для осуждения греха, смерть таинственным образом посылает его в божественную и нескончаемую жизнь. Святые, мужественно свершив свое жизненное поприще во многих страданиях ради Истины и Правды, в самих себе освобождают естество от осуждения смерти, вследствие греха, и оружие смерти, для уничтожения естества, они, подобно Родоначальнику их собственного спасения, используют для уничтожения греха. Ибо если грех имел смерть в тех, которые, подобно Адаму, подвергались ей, как оружие для уничтожения естества, то тем более естество будет иметь эту смерть в тех, которые через веру осуществляют Правду во Христе как оружие для уничтожения греха.

Стало быть, от возникновения таинства Вочеловечивания воплотившийся Бог совершенно уничтожил в тех, которые были рождены по Нему в Духе, рождение естества по закону наслаждения. Как сказал , наступило время начаться суду с дома Божия (1Пет.4:17), то есть осуждения греха и начало этого осуждения положено, через страдания, верующими, познавшими Истину и отложившими, благодаря Крещению, рождение соответственно наслаждению. Их назвали домом Божиим, как свидетельствует божественнейший Апостол Павел: Христос… в доме Его; дом же Его — мы (Евр.3:6). И сам глава Апостолов Петр представляет это последующими словами: Если же прежде с нас начнется — начнется, разумеется, суд — то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1Пет.4:17). Это равно тому, как если бы он сказал: если мы, удостоившиеся по благодати Духа стать домом Божиим, должны явить столь большое терпение в перенесении страданий ради Правды и для осуждения греха и, будучи благими, с готовностью предать себя смерти, словно злодеи, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? То есть каков будет конец (или суд) тех, которые не только с усердием удерживают в себе до конца, в душе и в теле, по свободной воле и по естеству приводимое в действие живое рождение Адамово соответственно наслаждению, но даже и не приняли Бога и Отца, призывающего посредством воплотившегося Сына? Каков будет конец их, не принявших и Самого Посредника и Сына, являющегося Посланником от имени Отца ради примирения нас с Ним, Который по совету Отца и по воле предал Себя смерти за нас, чтобы Собой нас настолько прославить, осияв красотой Своего Божества, насколько Он Сам принял ради нас нечестие наших страданий? Ибо Евангелие Божие есть, как я полагаю, посланничество Бога и призыв к людям через воплотившегося Сына, Который дарует уверовавшим в Него награду примирения с Отцом нерожденное обожение.

Поэтому великий Апостол, негодуя далее на неверующих говорит: И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18). Праведником он , разумеется, верующего, который хранит дарованную в Крещения благодать и соблюдает среди многих страданий неизгладимым усыновление, через Дух, а также и спасение, благодать обожения, дарующуюся Богом в самой полной мере достойным — достичь ее с трудом может тот, кто устремляется к Божественному на высшем пределе . А нечестивым и грешным называет того, кто чужд евангельской благодати: нечестив он вследствие неверия во Христа, а грешен он потому, что в нем живо рождение соответственно тлению страстей ветхого человечества. Или, возможно, Писание назвало нечестивым того, кто совершенно лишен единственного познания по Христу, а грешным — верующего, но преступающего, наподобие меня, евангельские заповеди, благодаря которым и сохраняется чистой риза нетления, даруемая святым Крещением. Положение их (я имею в виду нечестивого и грешного) постигается теми, кто хоть сколько-нибудь радеет о таинственном ведении. Ибо где ясно указывает на положение, которое отнюдь не лишено пространственной описуемости и которому противопоставляется положение праведника. Однако праведник не будет вполне где, в положении, поскольку его положение, по благодати , превыше где и, как то обещано, Сам Бог. Ибо Бог не где, но неизмеримо превосходит где; и в Нем обретают свое место все спасенные, согласно написанному: Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя (Пс.70:3). И всякий, кто ради этого не причаствует каким-либо образом и по мере силы благобытию, будет подобен члену тела, совершенно лишенному жизненной энергии, которая в душе.

Или опять: поскольку Бог будет местом всех спасенных, — местом неописуемым, непротяженным и беспредельным, то Он становится всем для всех, соразмерно праведности , а скорее — по мере страданий, осознанно претерпеваемых здесь ради праведности, даруя Себя каждому, как дарует себя душа членам тела соразмерно силе, содержащейся в каждом члене, являя себя действующей и соединяя собой для бытия эти члены, которые удерживаются вместе ради жизни. А нечестивый и грешный где явится? Ведь он, будучи неспособным воспринять присутствие Божие, которое приводится в действие соразмерно благобытию, где явится, когда он отпал от Божественной Жизни, превышающей век, место и время?

Итак, согласно первому, утвердительному, пониманию : нечестивый и грешный где явится, не будет совершенно свободным от очерченной пределами жизни, не имея той Жизни, которая ускользает от всякого описания и которая за пределами всякого места. Согласно второму, отрицательному, : где явится, не имеет Бога, содержащего жизнь ради блага и становящегося местом для всех избранных. Ведь как будет , не имея Бога в качестве места, обители и утверждения благобытия, которое в Боге? И чтобы сказать просто: если праведник после многих тягостных скорбей спасается, что будет или что случится с тем, кто во время настоящей жизни не сделал ничего для благочестия и добродетели?

Вопросоответы к Фалассию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *