Притча о винограднике и виноградарях

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ

Царство Небесное подобно хозяину дома:

В царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином.

В виноградник свой:

В Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов.

Рано по утру:

День у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера.

По динарию на день:

Это была обычная плата поденщикам (Тов 5,14), равно как обычное жалованье римскому воину.

Около третьего часа:

Около 9 часов утра по нашему счислению

Стоящих на торжище:

На месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому достояно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ.

Праздно:

Не по их воле, а потому что их никто не нанимал.

Сколько следовать будет:

Определенной цены за труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить их потом по собственному усмотрению.

Около шестого часа:

Около 12 часов по нашему исчислению. — Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату.

Около одиннадцатого часа:

Около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.

Когда наступил вечер:

Когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам.

Управителю своему,

Который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома.

Начав с последних:

Для цели притчи именно важно замечание — начав с последних, потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные платою, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы.

Получили по динарию:

За один час работы.

Думали, что они получат больше,

Потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу.

Тягость дня и зной:

Целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час, и притом в прохладе, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной.

Одному из них,

А в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату.

Не за динарий ли…:

Я плачу тебе условленную плату, и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это — мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром.

Или глаз твой завистлив:

Собственно глаз твой зол. Слово злой евреи прилагали для обозначения человека завистливого (Втор 15, 9. Притч 23, 6), потому что зависть весьма сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.

Так будут последние первыми, и первые последними:

В этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин — Бог или Христос; время делания — настоящая жизнь: делатели — различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет — суд по смерти и главным образом — день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои или — разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды чело векам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды и прежде призванные — последними, получить меньшие награды.

Много званных, а мало избранных:

Призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более.

Несколько подробностей к притче

Относительно некоторых подробностей этой притчи святитель Иоанн Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенною ревность, провели в трудах, не заражены ли сильнейшею страстью злобы, — завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: сии последние один работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной… И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок пред человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и зависти. Итак, чему научают нас таковые притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча о блудном сыне, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой части даже большей, нежели он… Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)… Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть (Иоанн Златоуст).

Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!

Которые ленивы произволением и немощны помыслами, на тех обращает особое внимание и с самого начала сильно нападает на них, так что восставляет против них твердые и сильные искушения, чтобы в начале пути заставить их изведать все способы лукавства его, чтобы с первого подвига объяла их боязнь, путь их показался им жестоким и неудобопроходимым и сказали они так: «Если начало пути так тяжело и трудно, то может ли кто до самого конца его выдержать многие предстоящие на нем борения?» И с этого времени не могут уже они снова восставать или идти вперед, и даже видеть что-либо иное от не дающей покоя заботы о сем. И недолго диавол ведет с ними жестокую брань свою, чтобы обратить их таким образом в бегство. Лучше сказать, Сам Бог попускает диаволу превозмогать их, и ни в чем не вспомоществует им, потому что с сомнением и холодностию вступили в подвиг Господень. Ибо говорит Бог: Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением, и возбраняющий руке от крове; и еще: Господь близ боящихся Его (Пс. 84:10). Ибо без страха и холодности идти против диавола повелевает Бог, говоря: начни только губить его, и устремись на брань с ним, и сразись с ним мужественно, и возложу страх твой на всех врагов твоих под небесем, — глаголет Господь (Втор. 11:25). Ибо если не умрешь добровольно чувственною смертию за благость Божию, то поневоле умрешь духовно, отпав от Бога.

Слово 60.

Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает

Аз есмь лоза, вы же рождие (15, 5). Что Он хочет сказать этою притчею? То, что не внимающему Его словам невозможно жить и что будущие знамения совершатся силою Христовою. Отец Мой делатель есть. Что же? Значит, Сын нуждается в помощи? Нет; указание на Отца не означает этого. В самом деле, смотри, с какою точностию Он излагает притчу. Только о ветвях говорит, что они пользуются попечением делателя, а не о корне. О корне здесь упомянуто только для того, чтобы показать ученикам, что без Его силы они ничего не могут делать и что им должно так соединиться с Ним верою, как ветви с лозою. Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю Отец (ст. 2). Здесь Он намекает на жизнь, показывая, что без дел невозможно быть в Нем. И всяку, творящую плод, отребит ю (ст. 2), то есть сделает ее предметом великого попечения. Хотя о корне нужно бывает больше заботиться, чем о ветвях, – нужно его окапывать, очищать, однако ж Он ничего не говорит здесь о корне, но все о ветвях, показывая тем, что Он Сам Себе довлеет, а ученики, хотя бы были и весьма добродетельны, имеют нужду в великой помощи делателя. Потому-то Он и говорит: творящую плод, отребит ю. Когда ветвь бесплодна и может быть на лозе, (делатель) отсекает ее, а когда приносит плод – очищает ее и чрез то делает еще более плодоносною. Это, впрочем, можно разуметь и о бедствиях, которые в то время угрожали ученикам. Выражение: отребит ю значит – обрежет, отчего ветвь делается более плодоносною. Этим показывается, что искушения сделают учеников особенно сильными. А чтобы они не стали спрашивать, о ком это сказано, и чтобы опять не привести их в беспокойство, Он говорит: уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (ст. 3). Видишь, как Он представляет Самого Себя заботящимся о ветвях? Я, говорит, очистил вас. Хотя выше показывает, что это делает Отец, но между Отцом и Сыном нет никакого различия. Теперь нужно, чтобы и вы, со своей стороны, делали то, что следует. Затем, чтобы показать, что Он сделал это не потому, что имел нужду в их служении, а для их преуспеяния, Он присовокупляет: якоже розга не может плода сотворити о себе (ст. 4), так и тот, кто во Мне не пребудет. А чтобы они не отделились от Него из страха, Он укрепляет ослабевшую от боязни их душу, тесно соединяет с Собою и уже подает благие надежды, так как корень всегда остается, а отделяться и отпадать свойственно ветвям. Потом, побудив их с обеих сторон – и со стороны пользы, и со стороны вреда, Он требует того, что составляет нашу первую обязанность. Иже будет во Мне, и Аз в нем (ст. 5). Видишь, что и Сын участвует в попечении об учениках не меньше Отца? Если Отец очищает, зато Сын содержит в Себе; а от пребывания на корне и зависит плодоношение ветвей. Пусть ветвь и не очищается, но все же, оставаясь на корне, она приносит плод, хотя и не в таком количестве, в каком бы следовало; если же не остается, – и совсем не приносит плода. Впрочем, уже показано, что и Сыну свойственно очищать, равно как быть корнем – Отцу, родившему и корень.

Видишь ли, как у них все общее – и очищать, и иметь силу корня? Конечно, велик вред (для ветви) и в том, когда она не может ничего производить; но (Христос) не в этом только поставляет наказание, а ведет речь далее. Извержется, говорит, вон, – не будет уже пользоваться попечением делателя; и изсышет, то есть потеряет все, что имела от корня; если имела какую-либо благодать, лишится ее и останется без помощи и жизни, сообщаемой от корня. И что же наконец? В огнь влагается (ст. 6). Но не таков удел человека, пребывающего во Христе.

Мухаррам, 4 г. хиджры (625 г. н.э.)

Абдуллах ибн Унаис обезглавливает вождя Бану Лахайан и возвращает его голову Мухаммеду.

Экспедиция Абдуллы ибн Унаиса (Сирьи Мухаммеда)
Дата Расположение Результат
Воюющие стороны
Мусульмане Бану Лахайан
Командиры и лидеры
Абдулла ибн Унаис Суфьян бин Халед аль-Хатали
Сила
Неизвестно Неизвестно
Жертвы и потери
0 Вождь Бану Лахайян убит

Экспедиция Абдуллы ибн Unais , также известный как Убийство Суфьян бин Халед был первый выпад против Бану Lahyan, который проходил в месяц Мухаррам в год AH 4. Было сообщено , что Халед бин Суфьян Аль-Hathali ( также известный как Худайр, вождь племени Бану Лахайан ), считал нападение на Медину и что он подстрекал людей на Нахле или Уране к борьбе с мусульманами. Итак, Мухаммад послал Абдуллу ибн Унаиса убить его. Отрубив ночью Халиду ибн Суфьяну ибн Нубайху аль-Худхали голову, Унаис вернул ее Мухаммеду.

Нападение на вождя Бану Лахайяна

Абдулла ибн Унаис нашел Худайра в компании своей жены, когда его спросили о его личности. Унаис ответил:

«Я — представитель арабского племени, который слышал о вас и об армии, которую вы собираете для борьбы с Мухаммедом, и я пришел к вам, чтобы присоединиться к вашим рядам».

Суфьян бин Халед ибн Нубайх аль-Худхайли доверял ему. Тогда Унаис попросил поговорить с ним наедине, однажды во время разговора Абдулла ибн Унаис прошел небольшое расстояние с Халидом ибн Суфьяном ибн Нубайхом аль-Худхали, и когда представилась возможность, он ударил его своим мечом и убил его. После убийства Халида ибн Суфьяна ибн Нубайха аль-Худхали он отсек ему голову и принес ее Мухаммеду. Мухаммед вручил ему свой посох в качестве награды и сказал:

Это будет знаком признания для вас и меня в день воскресения ( Муснад Ахмад 3: 496).

Это убийство на некоторое время заставило Бану Лахайян замолчать. Но другая ветвь Бану Лихиан хотела отомстить за убийство своего лидера, Халида ибн Суфьяна ибн Нубайха аль-Худхали, и думала о средствах для этого.

Исламские источники

Биографическая литература

Это событие упоминается в биографии Мухаммеда Ибн Хишамом . Мусульманский юрист Ибн Кайим аль-Джавзия также упоминает это событие в своей биографии Мухаммеда, Зад аль-Маад . Современные вторичные источники, которые упоминают об этом, включают удостоенную наград книгу » Ар-Рахик аль-Махтум» (Запечатанный нектар).

Мусульманский юрист Табари также упоминает это событие в своей биографии Мухаммеда:

«Посланник Бога позвал меня и сказал: ‘До меня дошло, что Халид бен Суфьян бен Нубайх аль-Худхали собирает силы, чтобы напасть на меня. Он либо в Нахле, либо в Уране, так что идите к нему и убейте его . ‘» Ат-Табари т.9 с. 121.

Хадисная литература

Этот инцидент также упоминается в сборнике суннитских хадисов Сунан Абу Дауд :

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пошли меня к Суфьяну аль-Худхали. Это было в отношении Урана и Арафата. Он (Пророк) сказал: Иди и убей его. Я увидел его, когда пришло время послеобеденной молитвы. Я сказал: «Боюсь, что если между мной и ним (Халидом бен Суфьяном) произойдет драка, это может задержать молитву. Я пошел к нему, пока молился, подавая знамение. Когда я подошел к нему, он сказал мне: Кто ты? Я ответил: человек из арабов; до меня дошло, что вы собираете (армию) для этого человека (то есть Пророка). Поэтому я пришел к вам в связи с этим. Он сказал: Я (занимаюсь) этой (работой). Затем я некоторое время гулял с ним; когда мне было удобно, я подавил его своим мечом, пока он не стал холодным (мертвым).

Это событие также упоминается в Муснад Ахмад 3: 496.

Ссылки

Ноты

  • Мубаракпури, Сайфур Рахман Аль (2005), Запечатанный нектар: биография Благородного Пророка , Darussalam Publications, ISBN 978-9960-899-55-8

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду. Хозяин этот — могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив: посылает одних слуг, потом других… Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он всё же напоследок посылает даже и сына своего единственного.

Притча о злых виноградарях

Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них точно проснётся совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же — одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, — только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.

А что за люди эти виноградари-работнички? Не будем уже говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли? Может быть очень уж выгодно они арендовали виноградник и думали, что хозяин ничего не понимает в делах? Может быть считали, что хозяин у них в руках и не посмеет отплатить за зло?

А может быть они того же духа, как тот злой должник, который ни во что поставил прощение ему огромного долга (Мф.18,23—32)? Или — как те завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром (Мф.20,1—15)? — Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не признавали права собственности.

И тем, и другим, и третьим — так или иначе говорится: «Друг!.. разве я не властен в своём делать, что хочу»? — И платить сколько хочу, и прощать кому хочу, но и требовать своё, сколько мне положено. Это — моё, и я никому не должен отчитываться.

Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). А если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, то как я смогу признать право Верховного всемирного Собственника? Как я смогу оценить милость Его прощения, как я признаю за Ним право каждому уделять, сколько Он сам считает нужным, и как я смогу считать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время? Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.

А значит, на пути к Богу необходимо научиться и уважать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И — не требовать, а смиренно просить, и не обижаться, когда не считают нужным дать…

Но притча сия имеет ещё более глубокий смысл.

Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем и отьиде.

И так, Господь говорит им и другую притчу, дабы показать, что они, удостоившись и бесчисленных опытов попечения о себе, не исправились. Сей человек-домовладыка — есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию.

Виноград — есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, ибо сказано: введ насади я в гору Святую Твою (Исх. 15, 17.). Оплот означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиля. Точило — жертвенник, столп — храм, делатели — учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякой день и не тотчас подвергая на истязанию за неправды наши.

Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем, прияти плоды его. И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите убием его, и удержим достояние его. И емше его изведоша вон из винограда и убиша.

Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели — ложные учители — архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар. 22, 24), другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником, иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар. 24, 21).

Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Усрамятся сына моего, — сказал, не не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели (должны были) сделать. Надлежало, говорит, им убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына.

Но делатели, увидя сына, сказали: это наследник, приидите, убьём его. Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, распяли Его. Извели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника — означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа.

Егда убо приидет господин винограда что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Егда приидет, — Когда? Не во второе ли пришествие?

Кажется, и это разумеется; но лучше разуметь так: господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда злых зле погубит, как и действительно призрел, и послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ предал иным делателям.

Разумей также под виноградником и божественное писание, в котором оплот есть буква, ископанное точило — глубина духа, а столп — богословие — учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели — фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем писания.

Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниях: камень его же не в ряду сотвориша (небрегоша) зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть cue, u есть дивно во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его. И падый на камени сем, сокрушится: и на немже падет, сотрыет и. Камнем называет Себя Самого, а зиждущими учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного, когда говорили: самарянин ecu Ты, и беса имаши (Иоан, 8, 48).

Но Он, воскресши из мертвых, положен во главу угла, то есть стал главою церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех оною верою. Сей угол дивен, и бысть от Господа; ибо Церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа, и достойна великого удивления по своему благолепному устройству.

Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а потому дивно и составление Церкви. Царствие Божие, — то есть право иудеев принадлежать Богу, — отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе, сокрушатся во второе пришествие; впрочем они сокрушены уже Им и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях, отвернувшихся от Иисуса Христа. Сотрыет — значит рассеет и развеет их.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *