Притча сеятель

29 октября, в двадцать первую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, Святая Церковь вспоминает о том, как Господь – Спаситель мира вышел сеять семена Слова Божьего.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Как человеку перестать бояться смерти

Он напомнил, что каждое воскресение имеет характер малой Пасхи. Мы вспоминаем Великую Пасху в Славное воскресение, но каждый седьмой день для нас является прообразом нашей будущей жизни. При земной жизни Господь непрестанно учил народ.

«Очень часто бывает так, что людям говоришь о Слове Божьем, а им это непонятно. Почему? Потому что ум наш забит суетой, сердце переполнено неправдой, ноги ходят на совет нечестивых. А у царя пророка Давида сказано: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». И далее он говорит, что начало премудрости – это страх Божий. А если есть страх Божий, значит, человек не то, что он боится наказания, он просто не может обидеть своего Создателя и принести какие-то огорчения своему Спасителю», – пояснил митрополит.

И добавил: «Многие люди читают Евангелие и воспринимают написанное, но жизнь их далека от духовности. Они не разумеют сердцем написанное. Поэтому мы с вами призваны каждый воскресный и праздничный день посещать храм Божий. Каждые утро, вечер, днем, когда у нас есть свободная минута, мы должны возвысить свой ум к небу – помолиться, попросить у Бога вразумления, прощения собственных грехов и благословения другим людям. Поэтому Господь говорит в притчах. Потому что о земном мы очень много рассуждаем, земное нам ближе, а небесное понять не можем, заглушает мирская суета. И сегодняшнее Евангельское чтение говорит о том, как Господь – Спаситель мира вышел сеять семена Слова Божьего».

Украинцам рассказали о главной победе в жизни

Притча о сеятеле

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути – это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние – это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Лк., 35 зач., 8, 5-15

Как прокормить семью в кризис

Притча о сеятеле: смысл

«Христос-Сеятель». Фреска русского художника К. С. Петрова-Водкина

«Сеятель – это Сам Господь, семя – слово Божие, поле – все человечество, которое принимает семя Евангельского учения. Слово Божие есть семенем спасения и жизни вечной, носящем в себе живительную силу. И в зависимости от нашего восприятия, от условий произрастания в нашем сердце оно приносит плоды. Но не всегда одинаковые. Для того, чтобы более уразуметь смысл этой притчи, давайте остановимся на деталях», – призвал Владыка Павел.

Итак, Спаситель говорит о человеке, который вышел сеять семя, и одно зерно упало при дороге, второе упало в терние, третье упало на хорошую почву, обработанную и удобренную земледельцем. И то, что упало при дороге – оно было склевано птицами, которые видели, как сеятель сеял. И семя просто лежало на земле, не имело влаги, не имело корня, и оно было поклевано. Второе, которое упало в терние, оно имело возможность взойти и очень быстро расти, но так как стебель не был сильным – он начал засыхать. Потому что кустарник своими ветвями покрывал, забирал влагу и это зерно пропало. И третье, которое упало на хорошую почву, оно принесло прекрасный плод, 70% или 60%, все зависит от того, как была обработана земля.

Как человеку узнать свой талант и не закопать его в землю

Ученики спросили Спасителя, почему Он говорит притчами. Они не могли понять этой притчи. Он сказал: «Потому что те, которые слушают, люди простые. Люди, которые заняты ежедневными земными проблемами, они не могут понять богословских истин и терминологии. Им нужно говорить в притчах, чтобы они приблизились к Богу и узнали Тайны Царства Небесного. И он разъяснил апостолам, а впоследствии апостолы принесли, рассказали и утвердили Слово Господне в нашей с вами жизни. Им, подобно как апостолу Петру, было сказано: «будешь ловцом человеков и сетью проповеди ты будешь уловлять человеческие души». И вот апостол и евангелист Лука рассказывает об этих событиях.

«Наши с вами души, дорогие братья и сестры, подобны этому полю, этой земле, где Сеятель Сам Христос», – подчеркнул настоятель лавры.

И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его.

«Человек даже не утруждается открыть свое сердце для принятия слова, поскольку оно непроницаемое. Все остается на поверхности. И таких людей, к сожалению, очень много. Они заняты земными заботами, которые принесут им в жизни определенные удовольствия и блага. Их мышление сугубо материалистическое, и выгода стоит у них выше всех понятий в принципе. Все свое земное существование сводится к развлечениям и получению наслаждения от жизни. Одни из таких людей очень эгоистичны, другие легкомысленны, третьи непостоянны в мыслях и суждениях.

Часто многие из них говорят, что мы не имеем времени, у нас нет возможности чтобы идти в храм… Но ведь была работа до них, при них и будет после них. Это не причина и никак не объяснение, а обычное нежелание приобщиться к церковному и неудачная попытка оправдать свои действия.

И даже если им когда-нибудь выпадает минутка прийти в храм – на свадьбе-венчании, на похоронах, на каком-то молебне или по телевизору они услышат Слово Божие, но они пропустят его мимо ушей своих, не придавая этому особого внимания. И дьявол сразу же посылает своих гонцов, чтобы отключить человека от всевозможного понимания этих слов. Духи злобы поднебесной сразу окружают таких людей мирской суетой и земными заботами – посылают детей, внуков, правнуков на рынок, в заботы, в бизнес… И человек отходит, погружаясь в свои дела и надеясь на свои силы. Это птица поклевала, враг рода человеческого заглушил, забрал зерно», – поведал митрополит Павел.

А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги.

«Это люди, имеющие желание и стремление к добру. И слыша Слово Божие, они проникаются услышанным, но так же быстро и сникают. У них нет сил, чтобы трудиться над собственным духовным ростом. В какой-то момент они способны на поступки или даже подвиг, но это ненадолго. У них нет сил бороться с препятствиями, и они не способны к долгой и усердной работе над собой. Они читают духовную литературу, проникаются житием угодников Божиих. Но принести свой духовный плод им мешает мысль о том, что необходимо претерпеть определенные лишения и страдания. А к этому они не готовы по причине излишней любви к самому себе и отсутствии твердых убеждений», – отметил Владыка Павел.

Что делать родителю, если ребенок заболел и ничего не помогает

А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его.

«То, что посеяно в кустарнике или в тернии – это свидетельство того, что в суете сует, в томлении духа мы схватываем это слово, но житейские заботы заглушают духовное. И вот эти ежедневные заботы, которые кажутся нам самыми главными и первостепенными, вытесняют слово Божие, подобно тернию, заглушающему семя. И если человек не борется со своими пристрастиями, он становится их пленником – и они поглощают его мысли, не давая возможности пониманию духовного. Это также сектантские течения. Они слышат, но у них нет глубокого посева этого зерна, у них есть только поверхность и суета. Они возделывают воскрыляя, пиршества любят, нарочито напоказ молятся, они все создают приятное для глаза, но у них нет ничего святого. У них заглушена совесть. Они нашли то, что погубит их души. Поэтому как раз сравниваются с тернием, которое заглушает все благочестивые начинания», – предостерег митрополит.

А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

«Это люди, имеющие доброе отзывчивое сердце, которое всегда открыто для Слова Божия и принимает его с радостью. Таких людей немного. Это как праведники, ведущие благочестивый образ жизни, так и грешники, которые, услышав Слово Божие, принесли такой плод покаяния, что стали святыми. Это преподобная Мария Египетская, преподобномученица Евдокия. И в этом случае можно сказать, что слово принесло стократный плод. Это сказано также об Истинной Соборной Апостольской Церкви, которая обрабатывала и обрабатывает наши души покаянием, слезами, постом, воздержанием», – рассказал настоятель лавры.

И есть множество путей, которые ведут к тихой Пристани Царства Небесного. Но не все приносят достойные плоды, хоть и посеяно было на хорошей почве.

«Почему не все? Потому что есть земля, которая не получила влаги, есть земля, которая получила влагу, но сразу пришло солнце – и земля засохла, подгорел посев. Хоть она имеет маленькие плоды, маленькие зерна, но все равно плодоносит. И есть земля, которая щедро орошена христианской добродетельной жизнью, которая наставляет человека на путь истинный. Это мученики, исповедники, которые явным примером своей жизни засвидетельствовали любовь к Богу, любовь к ближнему. А те, которые молятся, стараются жить, приходя в чувство покаяния, они приносят какой-то маленький плод – и он также зачисляется в житницу Господню. Поэтому сколько людей, столько путей ко Господу для спасения собственной души», – подчеркнул Владыка Павел.

Чему учит притча о сеятеле

В картине «Сеятель и закат» (1888) Винсент Ван Гог обратился к библейскому сюжету.

«Не все понимают эту притчу, не все могут понять, но самое главное – мы должны постичь науку, которая так необходима для нашей с вами жизни – это Слово Божие. Мы часто говорим, что трудно. Но для того, чтобы изучить грамоту, письмо, иностранные языки, точные науки – вы посылаете детей в школы, в лицеи, в институты. Они «грызут гранит науки» в полном смысле слова. Вы тратите свои силы, деньги, средства, лишь бы была какая-то польза. Это необходимо, но вы заботитесь о земном. Вы земные и о земном думаете. Но если бы родители и сам человек понял смысл своей жизни, что земное, оно пройдет, а духовное, самое главное, нельзя упустить, потому что оно вечное – они бы иначе относился к изучению Слова Божьего. Человек, познав науки, принес плоды для земли, которые впоследствии потеряли смысл в человеческой жизни. А самое главное – это духовное: вера, благочестие, кротость, терпение, смирение, которые помогают нам обрести вечное», – подчеркнул митрополит Павел.

В Нагорной проповеди перечислены все качества христианской души, которая подобно лестнице ведет к небу. Так дается оценка нашей жизни. И только такой человек, который соединяет небесное и земное вместе, подобно как Марфа и Мария – образ человека земной и духовной жизни, может обрести спасение. Господь не осудил Марфу, сказав: «Марфо, печешися и молвиши о мнозе, но едино есть на потребу». Он не отказал в пище, но при этом назидал Словом Божиим. Так и наша с вами жизнь. От того, как она устроена, к кому устремлена – такие она и приносит плоды. Если это земные, то лишь только до смерти эти плоды, а после умирают с шумом. Если это вечные, как подвизались святые мужья и жены, приобретшие Христа – драгоценный камень – жемчуг, как сказано в евангельских чтениях, они обрели и продали все земное, но приобрели гораздо большее – вечное блаженство – Царство Небесное.

Хозяин жизни – кто он и как поступает

«Мы знаем князей Владимира, Константина, Бориса и Глеба и других благочестивых исповедников, царей и цариц; простых людей, как преподобные отцы Печерские, Вассиан Слепой, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елена Флоровская и другие великие угодники Божьи. Они принесли сторичный плод на хорошо возделанной и удобренной земле. Поэтому попросим у Бога мудрости, понимания каждого евангельского слова, чтобы, упав в наше сердце, оно принесло плоды. Корень – это вера, жизнь – это стебель от веры, где созревают плоды. Они могут быть разные. Если взять, к примеру, яблоню – то на яблоне есть красивые большие яблоки, которые радуют глаз хозяину и идут как главное блюдо и для украшения стола. А есть маленькие, миршавые, никакие, но он тоже их собирает и приносит для каких-то второстепенных потреб. Они идут или на корм животным, или для приготовления дополнительных блюд, как компот, кисель, сок, которые будут как дополнение стола. Так вот, большие яблоки – это великие угодники Божьи, своей жизнью приобретшие красоту неземную. А маленькие яблоки – это те, кто старается понять, уразуметь и постичь Бога. И у каждого выходит по-разному. Так и мы с вами. Если мы заслужим в своей земной жизни встречу блаженную с Богом, придем в первом часу и послужим Христу до конца – получим ту Обитель, которой мы с вами удостоимся по любви, милосердию Божьему. Но Господь не лишает и девятого часа, дает и тем маленьким плодам место в Своем Доме, которое тоже прославляется. Но хотелось бы гореть, а не дымить в своей жизни и стать наследником Царства Небесного», – отметил Владыка Павел.

И добавил: «Давайте задумаемся над сегодняшней притчей и приготовим поле своего сердца для восприятия Слова Божия. А для этого необходим наш ежедневный, кропотливый труд. Подобно тому, что для того чтобы приготовить почву к посеву урожая, вначале хозяин удаляет сорняки, выкорчевывает корни, удаляет камни, то есть избавляется от всего того, что может помешать вырастить урожай. И для очистки поля необходим колоссальный труд. Но понемногу поле очищается и становится пригодным для посадки урожая. И чем больше мы очистим и удобрим почву, тем больший урожай соберем.

Так и душа человеческая должна трудиться, чтобы, претерпевая боль и страдания, удалить все свои греховные наклонности и страсти, подобно сорнякам на поле.

И произрастить на поле своей души урожай чувства самопожертвования, любви к ближнему, терпения, смирения и покаяния. И как сказано у аскетов: паши плугом покаяния, удобряй молитвой, орошай слезами сокрушения и постоянно выпалывай дурную траву страстей».

Чего нам всем не хватает в жизни и почему

«Клеящий» или «клеющий»? Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния это­го сло­ва, сна­ча­ла опре­де­лим спря­же­ние исход­но­го гла­го­ла «кле­ить», фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся это дей­стви­тель­ное при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Часть речи слова «клеящий»

Слово «кле­я­щий» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та в дей­ствии:

маль­чик (какой?), кле­я­щий само­ле­тик.

Это сло­во явля­ет­ся дей­стви­тель­ным при­ча­сти­ем насто­я­ще­го вре­ме­ни. Оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни:

маль­чик, кле­я­щий само­ле­тик — это маль­чик, кото­рый сам кле­ит само­ле­тик.

У этой лек­се­мы удар­ным явля­ет­ся глас­ный в корне, а глас­ный суф­фик­са ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции, из-за чего неяс­но слы­шит­ся. Орфографическая про­бле­ма кро­ет­ся в напи­са­нии без­удар­но­го суф­фик­са дей­стви­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Чтобы выбрать вари­ант напи­са­ния «кле́ящий» или «кле́ющий», вспом­ним про­из­во­дя­щий гла­гол «кле­ить» и опре­де­лим его спря­же­ние. Поинтересуемся, от чего зави­сит спря­же­ние гла­го­лов и как его опре­де­лить.

Правописание слова «клеящий»

Глагол «кле­ить» закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, он име­ет посто­ян­ный гла­голь­ный при­знак — грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию вто­ро­го спря­же­ния. Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Основу полу­чим, если от гла­го­ла в фор­ме тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла отбро­сим окон­ча­ние:

  • кле­ить — они кле́ят;
  • носить — они но́сят;
  • нена­ви­деть — они ненави́дят;
  • дышать — они ды́шат;
  • слы­шать — они слы́шат.

А далее, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс дей­стви­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни, вос­поль­зу­ем­ся алго­рит­мом:

  • клеить (II спр.) — они клеят — кле-ящий само­ле­тик;
  • нена­видеть (II спр.) — они нена­видят — нена­видящий рути­ну;
  • брить (I спр.) — они бреют — бреющий под­бо­ро­док;
  • сте­лить­ся (I спр.) — они стелются — стелющийся туман.

Этот алго­ритм поз­во­лит без­оши­боч­но напи­сать без­удар­ные суф­фик­сы при­ча­стий при усло­вии, если вер­но опре­де­лить спря­же­ние исход­но­го гла­го­ла и обра­зо­вать фор­му тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни, у кото­рой чисто фор­маль­но сов­па­да­ет глас­ная в окон­ча­нии с глас­ной в суф­фик­се при­ча­стия.

Вывод

Поскольку рас­смат­ри­ва­е­мое дей­стви­тель­ное при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­мой гла­го­ла «кле­ить» вто­ро­го спря­же­ния, то сло­во «клеящий» пишет­ся с бук­вой «я» в без­удар­ном суф­фик­се -ящ-.

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
Вот вышел сеятель, чтобы посеять свое зерно. И когда сеял, случилось, что иное упало одно край дороги. Там оно было вытоптанное, и птицы небесные поклевали его. Иное упало на каменистое место и, взойдя, засохло без влаги. Еще иное упало под терен, который вырос и заглушил росток.
Одно упало на добрую землю, а взойдя, принесло стократно. Сказав сие, возгласил: Кто имеет уши, чтобы слышать,да слышит!»
Спросили ученики Господа, что значит эта притча. А он сказал своим ученикам, что им дано знать тайны Царствия Божия, а прочим эти тайны раскрываются в притчах, чтобы «они смотрели и не видели, слушали и не понимали».
А притча эта означает вот что. Зерно — Слово Божье. Ате, кто край дороги,- люди, которые слушают, а потом приходит диавол и уносит слова из сердца их, чтобы не верили они и не спасались. А что на каменистой почве, — это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают; а не имеют корня, и временем веруют,- и за время испытания отпадают. А упавшее в терние,это те, кто слушает слово, но, находясь в постоянных хлопотах за богатство, жизненные роскоши,- и плода они не дают. То же, что на доброй земле — это люди, которые услышали слово и хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод они в терпении.

Воскресная проповедь. Притча о сеятеле

Подробности Опубликовано 28.10.2018

Самая известная евангельская притча – это притча о сеятеле. Притча, которую Сам Иисус Христос подробно своим ученикам не только рассказал, но и растолковал. Это уникальный случай в евангельской истории, чтобы притча была подробно рассказано самим Христом. Он показал, научил, как правильно понимать, текст. И Он говорит, что некий сеятель вышел сеять, разбрасывать зерна, готовиться к большому труду. И вот одно семя упало при дороге, другое – на каменистой почве, третье – на терние. И только четвертое – на добрую почву. То, что при дороге, поклевали птицы, на камне засохло, упавшее в терновый куст было заглушено тернием. И только четвертое зёрнышко проросло и дало плод.

И вот Господь говорит о том, что на самом деле эта картина, которую Он рисует перед глазами Своих учеников, она не о том, как правильно сеять. Эта история о том, как люди усваивают слово Божие, усваивают сердцем. Ведь притчу заканчивает Христос словами: «Тот, кто имеет уши, тот слышит» («Имеяй уши слышати, да слышит»).

И в притче есть намек на то, что мы слышим это слово Божие сердцем. И вот состояние сердца бывает как раз очень разное. Оно описано четырьмя видами, четырьмя образами. Сердце может быть, как почва, лежащая при пути, на которую упало зерно. Но тут же мы забыли о нем, о слове Божием забыли. Каменистая почва – это наше непостоянство. А терние – привычка к суете и заботам. А добрая почва, доброе сердце, которое умеет слышать, оно хранит слово Божие.

А что это за слово Божие? – это какая-то информация, которую нам сообщают высшие силы, информация о Космосе, об устройстве общества, может быть какая-то правда историческая? Единственно, о чем это слово, о котором так переживает Христос – это слово о Нем, о Христе. Это собственно и есть Он, Христос.

Для нас это самый важный момент. Потому что о Нем мы и забываем, о Христе забываем. Казалось бы, вещи, которые должны о Христе напоминать, например, богослужение, наша христианская активность какая-то социальная, и политическая даже, обряды, общение в таинствах, паломничества и т. д. Это все должно быть о Христе, напоминать о Христе. Но абсурдность нашей жизни, трагичность даже, в том состоит, что вещи, которые должны служить усвоению этого слова Божия, они препятствуют нам, они мешают нам помнить о Христе. Вот так история! Оказывается, даже религиозная жизнь может помешать человеку усвоить истину Христову, помнить о Христе.

И на самом деле, если мы зададим себе вопрос: а как часто я ставлю себя перед ликом Христовым? Я не говорю о мыслях о Христе, молитвах Христу. Мне кажется, это настолько глубоко все. Не случайно Христос избрал этот образ зерна – оно в самые недра земли опускается.

Вот и наш приход в Церковь, обращение к вере – это личная очень встреча со Христом. Это наше личное событие, неповторимое. И мы его даже исчерпать не можем, описать. Не можем найти слов подходящих. Что со мной произошло, что я вдруг стал верующим человеком? Это наша тайна. Тайна моя и Христа. Это где-то в очень большой глубине сокрыто. Но в эту глубину и не заглядываю, боюсь заглянуть, и даже забываю о ней. Прячусь в религию. В религию прячусь от Христа. Так бывает иногда, на самом деле.

Но зерно, которое Христос в нас посеял – это и есть опить глубинного предстояния перед Христом, памяти о Нем. Евхаристия, которой мы причащаемся – это один из моментов этой памяти. Ведь Христос сказал: Сие (то есть евхаристию) творите в Мое воспоминание. Поэтому Литургия так обновляет в нас эту память о Христе. Возвращает нас опять перед глаза Христовы. Его перед моими глазами и меня перед Его взором. Вы знаете, что наше восточное монашество православное одним из самых главных духовных упражнений считало Иисусову молитву. Так, что старцы иногда уединялись, никого не видели, молчали. И в молчании творили Иисусову молитву. Просто чёточки перебирали и повторяли: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Они понимали, что самое главное. И напоминали себе об этом, чтобы не увлечься, не отвлечься. Гораздо проще, христианство подменить, например, политическими убеждениями. И сказать: мы – монархисты, мы должны бороться, искать врагов. Если Вы не враг, мы Вам об этом сообщим. Чтобы Вам было весело, и нам не скучно. Или бороться за чистоту веры – искать масонов, католиков. Или же погрузиться в какую-то стихию активности социальной. Много, много есть разных версий.

Но самое главное, что мы не можем никак упускать, что нас христианами делает – это предстояние пред ликом Христовым. Вы можете быть кем угодно. Разных политических взглядов быть, разного образования. Но то, что вас делает христианином – это предстояние перед ликом Христовым. Поэтому Господь говорит этой доброй почве, удобренной почве, разработанной почве, над которой трудятся – это наше сердце. Памятливое сердце, хранит ли оно память о Христе?

Поэтому Господь говорит, что люди, которые удерживают в себе семя, зерно, зерно Христово, творят плод в терпении. То есть это очень тяжело. Гораздо проще акафист прочитать какой-нибудь, гораздо проще выстоять службу, стоять просто смотреть на свечки и ни о чем не думать. И думать, что сейчас закончится все, и наконец-то можно поесть, или присесть.

Вы знаете, для нас это очень-очень важно – напоминать себе. Потому что если мы это зерно – Христа – не удерживаем в сердце, то все остальное бессмысленно просто. Бессмысленно даже наше богослужение, наши храмы, наше монашество, наши молитвы бессмысленны, если этого, последнего, нету. Потому что мы просто религия – одна из многих.

Мусульмане пошли в мечеть, евреи – в синагогу, мы – в церковь. Что такого? Христианство – это очень личная история. История моя и Таинственная, длящаяся. Потому что нужно постоянно себя возвращать. Это очень тяжело! Но нужно постоянно себя к этому возвращать.

Товарищи, я знаю, что сегодня хмурое утро. Ноябрь стоит, дышит нам в затылок или в лицо. Солнца не хватает, все хмурые очень. Наше солнце – Христос. Оно изнутри сияет, греет. Нужно постоянно возвращать себя к этому солнцу. Сейчас вот идем домой, и каждый по дороге, спокойно, найдите такое настроение правильное, чтобы 12 раз повторить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

И напоминать себе о том, что, как говорил святой Иоанн Карфагенский, Христос ничего не ставил выше человека. А это значит, что и человек ничего не должен ставить выше Христа. Аминь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *