Про ангелов хранителей

Ввиду прошедшего праздника святого Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных хочется поговорить о тех Ангелах Божиих, которые непосредственно участвуют в нашей жизни, являясь ее Хранителями.

Можно сказать, что в деле благоустройства мира Всевышним все небесные ангельские чины, являясь служебными духами, есть проводниками Его благодати, воли и любви во Вселенной. Каждому из Ангелов предоставлено свое место и свое особенное служение в деле благоустройства мира.

Так, к примеру, есть Ангелы Хранители не только отдельных людей, но и Церквей, государств, народов. Тому мы находим подтверждение в Священном Писании.

Об Ангелах Хранителях Церквей пишется в Книге Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей (Откр. 1:20).

Об Ангелах Хранителях народов говорится в Книге пророка Даниила. Святому явился Архангел Гавриил и возвестил: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. <…> Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:13, 21).

Святые отцы – толкователи Библии – неоднократно писали о том, что под словом «князья» в вышеупомянутой книге подразумеваются Ангелы Хранители целых народов. И святой Архистратиг Михаил издревле почитался у евреев как хранитель именно иудейского народа, исповедующего веру в истинного Бога.

Приведем цитаты…

Святой Дионисий Ареопагит: «Богословие вверяет священноначальство над нами ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа, равно как и других ангелов князьями других народов…»

Блаженный Феодорит: «Божественный пророк Даниил говорит, что некоторым из них вверено начальство над народами: князь царства Персидского стоял против меня (10:13). Упоминает также о князе еллинском и присовокупляет, что не было никого, кто помог бы ему ходатайствовать пред Богом о свободе Иудеев, кроме Михаила князя их (Дан. 10:20–21)… некоторые из ангелов начальствуют над целыми народами, а некоторым из них вверено попечение о каждом, в частности, человеке…»

О приставлении к человеку святого Ангела Хранителя прямо говорится в Священном Писании и молитвах Православной Церкви…

Святой первоверховный апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

Об Ангеле Хранителе святого первоверховного апостола Петра, с которым его перепутала служанка Рода, говорится в Деяниях святых апостолов (см. 12:1–19).

В чине Таинства Крещения, вернее, в Молитве еже сотворити оглашенного, в запретительных молитвах против диавола (молитва четвертая) есть такие стихи: «сопрязи животу его ангела светла». Т. е. священник молится о том, чтобы новопросвещенному крещающемуся человеку Господь дал Ангела Хранителя и сопряг-соединил его к жизни этого малыша или взрослого. В Каноне Ангелу Хранителю, включенному в молитвенное Правило подготовки ко Святому Причащению, есть также похожие стихи: «Ангеле Христов святый, тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения…»

То есть мы видим, что святой Ангел Хранитель дается человеку в Таинстве Крещения.

О том же свидетельствуют и святые отцы…

Святитель Василий Великий: «К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного». Под верными, конечно же, подразумеваются крещеные люди.

Святой Анастасий Синаит об этом же говорит вполне определенно: «Тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей». Те, кому усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей – это, конечно же, крещенные в Православной Церкви люди.

Но и в Ветхом Завете также есть упоминание о святых Ангелах Хранителях отдельных людей, хотя по историческим причинам они и не были крещены.

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (90:10–11).

Митрополит Макарий (Булгаков) так объясняет это явление в своей книге «Православно-догматическое богословие»: «Знаменитейшие из учителей Церкви заключали, что ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним Христианам, и следовательно, дается с тех пор, как только они становятся Христианами, т. е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию».

Следует отличать святого Ангела Хранителя от того святого, в честь которого мы названы. Это два совершенно разных существа. Один – небесное бесплотное создание, другой – человек, который реально жил, угодил Богу праведною жизнью и был восхищен в рай, где молитвенно предстоит у Престола Божия за всех православных христиан, в том числе за тех, кто назван в честь него. Поэтому у человека благодаря Таинству Крещения появляются два небесных покровителя. Один из них – Ангел, другой – святой, в честь которого он назван. О том же свидетельствуют нам и молитвенные правила, в частности утреннее. Вспомним, дорогие братья и сестры, что там есть молитва и святому Ангелу Хранителю, и «молитвенное призывание святого, имя которого носишь». Потому именины (тезоименитство – от древнерусского «теза», «тезка» – «тот же самый», «соименный») человека – это день памяти святого, в честь которого назван человек. В этот день желательно провести по-особому, поблагодарить Бога и своего святого за предстательство и заступничество в жизни; в идеале исповедоваться и причаститься на Литургии, отслужить благодарственный молебен, можно прочитать акафист своему святому. Дома также желательно иметь иконочку своего святого, молиться ему каждый день (например, поминание в утренних молитвах).

Часто именины также называются днем Ангела, так как святой, как небожитель, являясь до Страшного Суда бесплотной душой, подобно святому Ангелу, ходатайствует за нас перед Богом. К тому же все православные христиане празднуют день Ангела 21 ноября по новому стилю, когда поминаются вообще все святые Небесные Силы бесплотные. А именины, соответственно, все православные христиане (кроме определенных календарных дней, когда поминаются отдельные святые) празднуют в следующее воскресение после Дня Святой Троицы в День Всех святых.

Но вернемся с Божьей помощью к святым Ангелам Хранителям. Какая же стоит перед ними задача? В чем они помогают нам?

Очень хорошо об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых». Думается мне, что это относится как к Ангелам Хранителям народов, так и отдельных людей.
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет о том, что у святых Ангелов Хранителей одна цель и две функции. Цель: содействовать всякому благу человека и особенно вести его к Богу, к просвещению спасительною верою Христовою.

Функции же следующие…

Первая из них молитва за вверенные ему Церковь, народ либо отдельного человека. Об этом владыка пишет так: «А молитва совершеннейших духов и ближайших к Богу, без сомнения, может быть сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей и даже целых народов». Вторая функция – внушение людям благочестивых мыслей, которые направляют их к личному спасению – к Господу.
Как же мы можем общаться со своими Ангелами Хранителями? Ответ, наверное, должен быть такой. Нам следует с ними общаться теми спасительными путями и средствами, которые даются нам Святой Церковью.

Ведь если человек будет искать иные пути: фантазирования, мечтания, представления, искаженного понимания догматического учения Церкви, то тогда он станет игрушкой в руках бесов, способных маскироваться под видом Ангелов света, в том числе и Ангелов Хранителей, что неоднократно описывается в житиях святых (на мой взгляд, одно из наиболее наглядных из них – агиографическое произведение «Житие преподобного отца нашего Исаакия, затворника Пещерного» из Патерика Печерского).

О том же нас предупреждает и святой первоверховный апостол Павел: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:18,19).

В экзегезе (толковании с греч.) данного места Нового Завета святые отцы нас предупреждают, чтобы мы не впадали в прелесть не истинного, но, наоборот, самовольного смиренномудрия, вторгаясь в духовную сферу, совершенно неизвестную нам, не просветленным Святым Духом умом, но умом земным, тщеславным, плотским, извращая через неправильную внутреннюю жизнь, слова, поступки Божью истину, в том числе и об Ангелах. И убеждая себя и других людей, что мы вошли с ними в общение, приобрели от них некую силу и пр., святой первоверховный апостол Павел предупреждал нас в первую очередь о еретиках-гностиках, которые учили об огромном выдуманном им пантеоне неких бесплотных сущностей и о том, что они вступили с ними в контакт. Случай с преподобным Исаакием Печерским говорит нам о том, что этот контакт произошел не с Ангелами, но с бесами.

Святитель Иоанн Златоуст об этом писал: «Что значит: смиренномудрием? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не чрез Христа, но чрез Ангелов; потому что приведение чрез Христа больше, чем сколько нужно для нас». То же читаем и у блаженного Феофилакта: «Недостойно, говорили, величия Единородного (учить), что Единородный приводит нас ко Отцу, ибо это больше, нежели сколько сообразно с человеческою малостию. Почему благословнее (полагать), что нашему приведению (ко Отцу) послужили Ангелы. Исходя из сей мысли, они вводили и особое служение Ангелам и убеждали простосердечнейших к ним обращаться, будто к нашим спасителям». Но мы всегда должны четко понимать, что Спаситель у нас один – Бог – Господь наш Иисус Христос.

О том же свидетельствует Ангел устами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

С другой стороны, данные стихи апостола нам говорят о том, что мы не должны полностью отметать служение Ангелов убеждением «мол, мы о них ничего не знаем». Ведь святой первоверховный апостол Павел уверяет нас не в том, чтобы мы совершенно отрицали учение и познание Ангелов, но чтобы мы делали это сообразно с церковным учением. Во-первых, апостол предупреждает, чтобы мы не вторгались в то, чего не видели. Но опыт Церкви стоит на богопознании. И многие святые отцы, и ветхозаветные, и новозаветные, видели реально Ангелов. Их вид также открывает святому боговидцу Моисею на горе Синай Бог, когда повелевает украсить Ковчег Завета резными изображениями херувимов, а саму Скинию вышитыми изображениями Ангелов. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел призывает, чтобы мы постигали ангельское служение не иначе как «держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим», т. е. пребывая в Православной Церкви и держась Ее спасительного учения, ведь глава Церкви – Христос.

Итак, как же мы по церковному учению можем вступать в общение со своими Ангелами Хранителями?

Здесь два пути – молитва и богоугодная, по заповедям жизнь.

Молитвы святому Ангелу Хранителю известны. Они в утреннем и вечернем правиле, есть Канон и Акафист Ангелу Хранителю. Наиболее краткие молитвы подобного рода: «Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!» и «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь».

Конечно, желательно иметь дома иконочку святого Ангела Хранителя, чтобы удобнее и благотворнее было ему молиться.

Что нам нужно о знать о святых Ангелах Хранителях в тематике богоугодной жизни? Обратимся к Евангелию…

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалиться, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном <…> Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:2–5, 10).

Святитель же Василий Великий писал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, – ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». В другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими…»

О чем хочется сказать в связи с вышеизложенными цитатами…

Мы видим, что каждый православный христианин от Святого Крещения огражден от зла и от нечистых духов, словно стеной святости благодати Божией и Ангела Хранителя. В книге «Добротолюбие», кажется, есть слова о том, что видели бы мы, православные христиане, какие светлые Силы борются за нас, за то, чтобы мы не отпали от спасительного пути! Одним из них есть наш святой Ангел Хранитель, который всегда рядом с нами. Но и мы должны с Божьей помощью бороться за себя, очищая душу и тело молитвой, постом, добрыми делами, участием в Таинствах церковных до уровня чистоты «евангельского дитя», как сказано в вышеупомянутом отрывке из Священного Писания.

Но по своим грехам, не просто падениям на пути ко спасению типа: «согрешил–осознал–понял свою ошибку–покаялся и пошел дальше путем Божьим, путем жизни Церкви», но злонамеренной, укорененной жизнью во грехе, мы можем лишиться своего Ангела Хранителя, можем утратить святую помощь.

Вот что нам нужно осознать.

И тогда святой Ангел Хранитель поведет нас узенькой тропочкой ко спасению, все вверх, вверх и вверх. Главное, чтобы мы сами не отрывали свою детскую стропотную ручонку от его сияющего крыла. А он нас не оставит…

Вси Небеснии Силы бесплотные, молите Бога о нас!

Дорин Верче

Как видеть ангелов. Реальные истории людей

* * *

Дизайн обложки Е. А. Орловской

Originally published in 2008 by Hay House Inc. USA

«Настраивайтесь на волну Hay House на сайте: www.hayhouseradio.com»

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Автор этой книги не пытается давать никаких медицинских советов и не предписывает использовать какие-либо технологии в процессе лечения, а лишь предлагает общую информацию о том, как вы можете сами помочь себе в поиске эмоционального и духовного благополучия. В случае, если вы решите использовать сведения, полученные из данной книги, в делах, прямо противоречащих Конституции, ни автор, ни издатели не несут ответственности за ваши действия.

Посвящается дедушкам Бену и Фаунту, бабушке Перл, а также Лерою Мерриллу. Все они являлись мне в виде ангелов.

Введение

Ангельские видения

Вы когда-нибудь видели ангелов? Многие видели. Возможно, и вы из их числа.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, познакомит вас с представителями разных социальных кругов и профессий, которых объединяет одно: все они видели ангелов.

Видения, при которых невидимое или Божественное становится видимым, называются ангельскими. Их существует бесконечное множество. Одни люди, действительно, своими собственными глазами видят ангелов – классических, с крыльями; другие – каким-то непостижимым образом вступают в контакт с духами своих усопших любимых; третьим ангельские видения доступны лишь во сне, однако сны эти оказываются не только весьма реалистичными, но и часто пророческими. Некоторым даже удается вступать в диалог с Иисусом, Девой Марией, каким-либо святым или аватаром.

Также ангельские видения могут выражаться в каких-то важных, если не сказать в знаковых, встречах с незнакомцами, которые помогают вам, вмешиваясь в ваши дела, либо передавая вам некое послание, а потом исчезают, не оставив следа. У некоторых людей видения такого рода случаются, когда они видят знаки.

Я психотерапевт, которого учили расценивать подобные случаи – когда люди видят то, чего нет или чего увидеть нельзя, – как визуальные галлюцинации. По этому поводу могу сказать следующее: за время моей клинической практики я, действительно, работала с множеством диагностированных шизофреников, рассказывавших мне о том, что они видели вещи и людей, которых я видеть не могла. Сейчас мне остается только догадываться, сколькие из моих пациентов действительно могли проникнуть сквозь пелену неизведанного и пережить ангельское видение, которое мы, психотерапевты, ошибочно отнесли к галлюцинациям.

Многие из ангельских видений, о которых вы узнаете, прочитав эту книгу, случались у детей, что, впрочем, неудивительно. В конце концов, дети не так скептически настроены, как взрослые, и менее увлечены решением проблем мирового масштаба, а это, по моему мнению, два основных фактора, которые очень часто мешают взрослым пережить ангельское видение. В 1995 году доктор Вильям Мак-Дональд проводил в университете штата Огайо статистическое исследование, в результате которого пришел к заключению: наличие ясновидческих и телепатических способностей более вероятно у детей, нежели у взрослых.

Я помню, как, будучи ребенком, часто видела сияющие огни и вспышки света, испытывая при этом невероятное чувство умиротворения и блаженства. Эти видения преследуют меня всю мою жизнь. Как я теперь знаю, они называются «следами ангелов» и проявляются в виде электрических искр, образуемых при их движении. Однако вплоть до недавнего времени я никому не рассказывала об этом. Теперь же я научилась с уважением относиться к своим ангельским видениям и даже, более того, узнала, что тысячи других людей – разумных, здравомыслящих взрослых – так же, как и я, могут видеть ангелов.

Если вас прельщает перспектива научиться видеть ангелов – вам наверняка придется по душе вторая часть этой книги, в которой я детально разъясняю, какие шаги нужно сделать тем, кто действительно желает пережить ангельское видение. Многие люди, следуя этим инструкциям, в результате смогли снять с глаз пелену неверия и заглянуть за грань неизведанного, где их взору предстали самые настоящие ангелы.

Ангельские воплощения

Согласно многочисленным опросам, от семидесяти двух до восьмидесяти пяти процентов людей верят в реальность существования ангелов. По результатам одного из недавно проводимых в США социологических исследований выяснилось, что более тридцати двух процентов американцев встречались с ангелами. Треть респондентов, опрошенных для журнала «The Skeptic» («Скептик»), заявили, что видели Божественную сущность, а согласно опросу, проведенному телевизионным каналом CBS, тридцать четыре процента американцев видели ангелов, и восемьдесят процентов верят в чудеса. Из этого можно заключить, что верить в чудо – нормально и увидеть ангела – тоже не редкость.

Но все ли люди подразумевают одно и то же, когда говорят, что верят в существование ангелов? Складывается впечатление, будто у каждого человека есть собственное представление и определение того, что есть ангел. Для меня это – любые существа, которые бескорыстно помогают нам. Говоря об ангелах, я лично имею в виду кого-то из мира духов, например Иисуса, какого-либо святого, усопшего близкого человека или даже самого Бога. Однако они встречаются и на земле.

Во многих историях, с которыми вы познакомитесь на страницах этой книги, рассказывается о встречах с совершенно реальными людьми, бескорыстно помогавшими или передававшими важные сведения или послания в определенный момент жизни. Как правило, выполнив свою миссию, такие люди обычно исчезают так же загадочно, как и появились. Несомненно, именно это воплощение ангелов имел в виду Апостол Павел, когда писал на иврите: «Будьте внимательны и осторожны, принимая незнакомцев, ибо, не ведая о том, вы можете принимать ангелов во плоти».

С технической точки зрения, слово «ангел» апеллирует к духовной, нефизической сущности. Ангелы – это вестники, гонцы, посредники, посланные нам свыше Создателем, чтобы помочь, наставить на путь истинный, поддержать и защитить. Такие ангельские создания признаются большинством восточных и западных религий.

Усопшие наши родные и любимые обычно называются духовными проводниками, поскольку в земном воплощении были обычными человеческими существами – неидеальными, способными ошибаться в силу своей природы; наша оболочка плотнее, и мы чуть менее просветлены, чем ангелы, никогда не жившие на земле. Конечно, духовная правда этого явления заключается в том, что все мы едины и с Богом, и с ангелами, все – совершенные Божьи творения. Однако в жизни получается так, что ангельское мышление менее привязано к материальным сущностям, и потому они более сконцентрированы на чистом осознании любви.

Иисус, Дева Мария, все святые и прочие великие духовные наставники, как правило, именуются Вознесенными Мастерами. Им небезразличны дела и проблемы простых смертных обитателей Земли, и потому они охотно идут на контакт с любым, кто к ним обращается, вне зависимости от его религиозной ориентации.

О нас

Магазин «Ангел Хранитель» работает по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.

Вера — верная спутница каждого из нас, именно она поможет жить. В самые трудные и горькие минуты человек будет верить в лучшее, надеяться в то, что на небе покажется радуга и что выше нас существует кто-то, кто никогда не оставит и будет защищать от горестей. С этими же целями защиты от невзгод и укрепления в своей вере мы не снимаем нательные крестики, приобретаем иконы, а православные иконы позволяют нам преклонить колено и возвысить свою молитву к Богу. Каждый христианин знает о важности и по читаемости такого важного элемента духовной жизни, как православные иконы — символы спасения. Наш церковный магазин ориентируется на важное направление своей деятельности -реализация православных церковных товаров. Мы от чистого сердца желаем вносить веру и любовь в каждый дом, в каждое сердце и не перестаем верить, что сможем достигнуть поставленных целей. Всевозможные православные атрибуты, церковные товары, в которых будет нуждаться верующий христианин, предложит в ассортименте наш магазин.

Наши клиенты получат возможность купить икону, православную атрибутику, христианские книги, разнообразную церковную утварь. Все это будет оберегать вас и придавать духовных сил.

К сожалению не каждый имеет возможность отправиться в церковный магазинчик, где можно приобрести церковный товар. Мы с радостью окажем помощь каждому обратившемуся к нам: поможем купить икону и объясним силу наряду со смыслом для каждой, подберем правильную церковную утварь, предложим необходимые вещи для церковных обрядов и пр.

В нашем ассортименте вы можете не только выбрать и купить иконы, но и приобрести уникальные церковные товары: православная литература, купели и даже формы для пасхи. Причем ассортимент церковных товаров не перестает ежедневно расширяться, что гарантирует нашим посетителям неизменность в удовлетворении поиска какого-либо церковного товара. Купить иконы в нашем магазине наряду с другими необходимыми товарами — просто и быстро, ведь мы изо всех сил стараемся нести людям радость. Закажите товар и ожидайте свою покупку. Пусть в каждом сердце живет Бог! И пусть наш Отец Небесный будет неизменным хранителем каждого дома!

А вы верите в ангелов-хранителей? В тех незримых существ, которые всегда с нами, всегда рядом, которые помогают в трудную минуту и спасают от вероятных несчастий. Мы бежим по жизни и не задумываемся — а что если следом, по пятам за нами, идет некая частичка нашей Души, которая бережно охраняет нас от перипетий этого мира. Наверное, каждый из нас может припомнить случай, когда, чудом избежав какой-то опасности, мы с облегчением вздыхаем «ах, повезло!», и идем дальше. Жаль, что мы не можем видеть то, что произошло на самом деле. Как своим невидимым и заботливым крылом наш ангел-хранитель увел опасность в сторону.

Но пока это будут только разговоры, до тех пор, пока вы лично, на собственном опыте не удостоверитесь в существовании ангелов. А ведь и такое случается! И я расскажу вам несколько реальных примеров из жизни.

Случай 1. На грани падения

Этот случай произошел с моей близкой подругой. Честно говоря, не ожидала я от нее подобной истории. А удивляться, поверьте, было чему.

Однажды вечером Лана (имя изменено) решила повесить в комнате новые шторы. Для этой цели она забралась на письменный стол, который очень удачно стоял около окна. Когда работа была почти закончена, Лана то ли от неосторожности, то ли от усталости оступилась. Равновесие было потеряно, и девушка стала чувствовать, что ее заносит назад, и она вот-вот упадет спиной на пол. В это миг от безысходности, т.к. равновесие вернуть не получалось, она уже представляла, каково же это – удариться спиной. Наверное, будет очень больно… (Конечно же, все происходило в считанные секунды).

Но не успела она попрощаться с жизнью, как неожиданно почувствовала резкий толчок ладонью в спину, который вернул ей устойчивость на столе. Назвать это неожиданностью будет мало, для Ланы это оказалось настоящим шоком! А все потому, что дома она в это время была абсолютно одна! В своем уме и трезвости рассудка. Оглянувшись назад, девушка никого не увидела. Она продолжала стоять на столе еще некоторое время, никак не отойдя от шока. Что это было? Кто это был? На спине еще чувствовалось ощущение от толчка. Но квартира оставалась пуста… И именно в это мгновение Лана поверила в ангелов хранителей. И не просто поверила, а убедилась в их существовании на собственном опыте.

Случай 2. Не тот человек

Вторую историю мне рассказала другая подруга. Она произошла с ее знакомой буквально не так давно. Честно говоря, для меня тоже оказалось неожиданностью услышать подобное.

Та девушка работала медиком на какой-то спасательной станции на море. И однажды к ней поступил чуть не утопший мужчина. То, что он ей рассказал, вызвало немалое удивление. Этот мужчина отлично плавал, но во время очередного заплыва в море он почувствовал, что его что-то начало тянуть вниз. Он стал захлебываться и тонуть. Выплыть не получалось. Непонятная сила не отпускала, и он понял, что конец близок. И вот, практически смирившись с участью, он вдруг услышал голоса. Прямо под водой! Голоса говорили следующее: «Место то, время то, человек не тот». И в этот момент его отпустило, он начал всплывать и успешно выбрался на берег.

Да, эту историю можно назвать выдумкой. Человек тонул, нехватка кислорода, бред, галлюцинации. Вот только это еще не всё! Девушка медик сразу же пошла узнавать. И узнала! В ту же минуту, чуть дальше от места, где происходили описанные события, реально утонул другой мужчина!..

Кто это был? Ангелы-хранители? Ангелы смерти? Небесная канцелярия? Вопрос остается открытым. Однако все эти истории из жизни наглядно показывают, что рядом с нами параллельно находится незримый тонкий мир, который помогает и иногда управляет нашими судьбами. И если мы что-то не видим, то это не значит, что этого «что-то» не существует. Ангелы всегда находятся рядом, вне зависимости от того, верим мы в них или нет.

Вопрос: Есть ли у каждого человека ангел-хранитель?

Ответ: Обсуждая любой вопрос связанный с ангелами, важно подчеркуть, что речь идет о творениях нематериальных, то есть незнакомых нам по нашему обычному опыту. Это принципиально меняет структуру обсуждения. С вещами материальными мы знакомы, и имеем практический опыт их изучения, поэтому обсуждая ту или иную их сторону, можно придти к окончательному заключению. Этот вид познания называется в хасидских книгах постижением сущности. То есть, я смогу прийти, например, к выводу, что перед мной стол, стул или предмет, приспособленный к совершенно иному использованию. В отличие от этого, обсуждение вещей духовных остается в рамках добавления знаний о каких-то явлениях. При этом, поскольку сами явления мне не даны в ощущениях на опыте, то внешне противоречивые утверждения на самом деле могут не противоречить друг другу.

Это немного длинное предисловие необходимо было мне, поскольку сведения об взаимодействии ангелов и людей кажутся противоречивыми.

Принципиально ответ на вопрос о том, есть ли ангел-хранитель у каждого человека — положителен. Мидраш рассказывает, что даже у каждой травинки есть свой ангел, который заставляет ее расти. Тем более он есть у человека. Но вот об их количестве можно встретить самые разнообразные утверждения.

Некоторые комментарии вспоминают сон Йакова, в котором ангелы поднимались и спускались по лестнице. По одному из объяснений, это пара ангелов Земли Израиля, сопровождавшая Иакова, передала его «заграничным» ангелам. Отсюда делается вывод о паре ангелов, сопровождающих каждого. В некоторых источниках они связываются с ангелами, упомянутыми в Талмуде, как проводники еврея из синагоги домой после первой шаббатней молитвы. В таком понимании эта пара не случайна, ведь один из ангелов оправдывает человека, а второй обвиняет. Один из поздних мидрашей говорит о двух парах ангелов-спутников — одна днем, а другая ночью, при этом в свободное от работы время они свидетельствуют перед Всевышним обо всем, что происходит с человеком. Впрочем, известный каббалист Менахем Риканати, уверенно пишет, что ангел-хранитель принципиально лишь один, а вот обвинителей может быть много.

Из сказанного выше понятно, что в этом разнообразии мнений все, возможно, правы, псокольку говорят о различных аспектах незнакомых нам явлений.

На мой взгляд, наиболее важным для нас является тот факт, что в идуаизме знание об ангелах не заняло центрального места, осталось в тени. Причина этого в том, что Тора подчеркивают преимущество человека перед ангелом, поскольку человек обладает свобой выбора и может соблюдать заповеди, основываясь на этой свободе. Те духовные открытия, которые даны нам в Торе и заповедях — выше всего, что раскрывается ангелам, и именно заповеди и Тора являются настоящим хранителем еврея в его жизни.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *