Про крещение ребенка

Это первый вопрос, который я задаю на собеседование перед Таинством Крещения. В первую очередь, ответить на этот очень важный вопрос должен каждый самому себе.
Причины, по которым родители решают крестить своих детей разнообразны, но порой их ответы не имеют никакого отношения к Церкви.
• часто говорят о семейной традиции: «В нашей семье все крещеные, поэтому и детей своих желаем покрестить».
• иногда это национальная традиция: «Я русский человек, а значит православный».
• беспокойство о здоровье ребенка.
• самый неприятный ответ – это молчание и «пожимание» плечами.
Главная причина по которой мы крестим человека – это рождение для новой, вечной жизни. Человек заново, духовно рождается и восстанавливает связь с Богом, которая была утеряна человечеством. Человек настолько погряз в грехе, что явилось необходимым Богу прийти в мир, воспринять наше человеческое естество и пройти весь путь земной жизни: рождение, искушения и страдания до самой смерти. После смерти Господь воскрес и тем самым воскресил падшее человеческое естество. И поэтому каждый, кто принимает Таинство Крещения, становится христианином, потому что рождается от Христа.
В Таинстве Крещения человек становится членом Церкви, а значит может участвовать во всех таинствах Церкви, которые установлены Богом и являются проводниками благодати Божией: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Венчание – в них мы исцеляем наше духовное и телесное естество.
Крещение – это только начало пути. Поскольку в Таинстве Крещения мы рождаемся духовно, то и питаться мы должны также духовно через Таинство Причастия и молитву. Когда мать родила ребенка, то это не означает, что этот ребенок проживет всю жизнь. Его нужно кормить, одевать, воспитывать, приспосабливать к жизни. Точно также и в Таинстве Крещения. Крещение ребенка, не означает, что в его жизни будет все хорошо, он не будет болеть, ангел хранитель будет его всегда охранять и после смерти он попадет в рай. Нет! Таинство Крещения – это всего лишь зерно, брошенное в землю, которое нужно взрастить, чтобы оно дало плоды. И если человек в Таинстве Крещения рождается для вечной жизни, но духовно не питается, то он умирает и становится не пригодным для вечной жизни.
Однажды по окончании бесед, я попросил родителей и крестных подготовится к Таинству Причастия. Когда все начали расходиться, ко мне подошла мамочка и попросила справку о том, что она прошла собеседование. Я решил, что она хочет крестить своего ребенка в другом храме и оказался прав, но причиной тому была моя просьба о подготовке к Причащению. Дело в том, что она не хотела Причащаться. Получается так, что поскольку она не собирается вести духовный образ жизни, то покрестив своего ребенка, она обрекает его на духовный голод. Тогда возвращаемся к вопросу: «для чего вы решили крестить своего ребенка?».
Крещение – великое Таинство, но без нашей веры, оно теряет силу. «Когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и не найдя себе пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенной, пустой и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горшее первого» — это Евангельский отрывок святитель Иоанн Златоуст относит и к Таинству Крещения. Если после Крещения человек не меняет свой образ жизни, не ведет духовной работы, а продолжает жить прежней жизнью, то Таинство становится бессмысленным и духовная пустота заполняется духами злобы.
Часто на свой вопрос «Для чего вы решили крестить своего ребенка?», слышу примерно такой ответ: «что бы был с Богом и что бы у него был ангел хранитель, который будет оберегать его в течении всей его жизни». Такой ответ меня больше всего радовал. Но что родители вкладывают в понятие «быть с Богом и ангелом хранителем». Ведь для того чтобы ангел хранитель оберегал, для того чтобы Бог участвовал в нашей личной жизни, мы должны сами об этом попросить Бога и ангела хранителя. Почему так?
Мы прекрасно помним райское событие про запретный плод. Зачем Господь посадил дерево посреди Рая и запретил вкушать от него плоды? Именно потому, что посадив это дерево, Господь даровал всему человечеству, в лице Адама и Евы, свободу выбора. Господь, как бы обращаясь к Адаму и Еве, говорит: «Если вы желаете быть со Мною, то не вкушайте плодов от этого дерева. Но если ослушаетесь Меня, то смертью умрете». Умрут не потому что плоды дерева были смертельно ядовиты, а потому что Бог есть Жизнь и если идти против Него, то это означает обрекать себя на добровольную смерть. Это выбор, который Бог дал человеку и делает его свободным. Человек сам в праве решать с кем ему быть.
Этот запретный плод мы вкушаем ежедневно, когда совершаем тот или иной грех и тем самым отталкиваем себя от Бога. Мы делаем свой выбор и зачастую не в пользу Бога. И тогда как может нам помочь Бог и наш ангел хранитель, если мы сами того не желаем. Мы не посещаем храм, не молимся, не участвуем в церковных таинствах, а если и участвуем, то часто это происходит формально. Мы делаем свой выбор, используем свободу, которую даровал нам Бог в своих интересах, но не в пользу Бога, а в пользу дьявола. И Господь не нарушая наш выбор, оставляет нас.
Человек не может прожить день, чтобы не согрешить. Но если человек хочет быть с Богом, то для этого есть Таинства Покаяния и Причастия. Именно через Таинство Покаяния мы очищаем свою душу от грехов, а через Таинство Причастия в наше сердце входит Господь. И поэтому мы должны регулярно исповедоваться и причащаться. Если мы настроим свой духовный образ жизни, тогда Господь начнет участвовать в нашей жизни и ангел хранитель будет нас оберегать. Потому что этого мы сами захотели. И тогда нам не будут страшны никакие житейские невзгоды, опасности. Потому что Бог будет на нашей стороне. А «если Бог за нас, то кто против нас» — пишет свое послание к Римлянам апостол Павел.

pravoslavie.ru

Сегодня люди, приходящие в храм, часто спрашивают священника: «Зачем нужно Крещение?” Нередко можно слышать такие фразы: «У меня Бог в душе”, «Я могу общаться с Богом и без Крещения”, «Неужели Богу не все равно, крещен я или нет?” Что сказать на это? Действительно, Бог никого силком в Царство небесное не тащит, однако всякий слушающий Бога и исполняющий Его заповеди «приятен Ему” (Деян 10, 35).

Зачем же нужно Крещение? Человеку, ставящему такой вопрос, прежде всего нужно решить для себя: а хочет ли он быть вместе с Богом? Стремится ли он сделать все от него зависящее, чтобы приблизится к Богу настолько, насколько это только возможно? И если его ответ для самого себя будет положительным, то он неминуемо должен задаться и еще одним вопросом. А чего требует от меня Сам Господь? Ответ же на этот вопрос однозначно дан в Священном Писании: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мк 16, 16). Значит мало быть верующим «в душе”, нужно быть верующим и «телом”. Вспомним и другие слова Христа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” ( Ин 3, 5). И если для человека первейшей задачей является достижение вечной жизни с Богом в Его Царстве, то приведенные слова достаточно ясно показывают, что без Крещения эта цель, увы, недостижима. Любопытно отметить, что при всем многообразии христианских конфессий, при всех многочисленных отличиях в их жизни и учении, все они единогласно признают необходимость Крещения. И если какая-то секта отказывается от обязательности крещения для всех своих адептов, то она просто не считается христианской. Ведь как можно быть христианином, не выполняя одного из главнейших заветов Христа? После Своего Воскресения, отправляя апостолов на проповедь, Господь наш Иисус Христос заповедал им не просто учить народы, но и крестить их: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф 28, 19). Таково повеление Спасителя, и если мы хотим называться христианами, то мы должны его исполнять. Ведь христианами начали называть себя именно крещенные антиохийцы, объединенные апостолами в общину (Деян 11, 26). Так что никаких некрещенных христиан, верующих «в душе”, история не знала и не знает.

Однако указанные вопросы могут исходить не только из праздного любопытства, не сопряженного с подлинной верой. Они могут быть продиктованы и искренним желанием осознанно подойти к принятию Крещения. Что же такое Крещение?

Не вдаваясь в богословские тонкости, скажем кратко. Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. Он воспринял нашу человеческую природу, жил на земле, учил людей, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся к Богу Отцу вместе со Своей человеческой природой. Он показал единственный путь, которым человек может прийти к Богу. И всякий, желающий спастись, должен умереть и воскреснуть со Христом, чтобы с Ним и Царствовать на небе. Это соумирание и совоскресение как раз и совершается во время крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом в Послании к Колоссянам: «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах …, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол 2, 12-13). И нет другого средства примириться с Богом и избавиться от тяжести совершенных грехов.

Но повторим еще раз: Бог никого ни к чему не принуждает. Поэтому и Крещение — это свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее — доверился Христу и согласился идти за Ним до конца. Поэтому тщательно испытайте свою совесть и решите: есть ли в вас эта решимость, эта готовность последовать за Христом? И если она есть, то выразите ее в принятии Таинства Крещения.

На днях позвонила дальняя знакомая и задала странный вопрос: «Где в Москве можно крестить ребёнка без собеседования?» В том, что означает эта фраза, и какие ещё проблемы возникают в связи с крещением, разбирался корреспондент «Правмира». При написании материала использована информация из открытых источников – разнообразных форумов общей (нецерковной) тематики.

Крестить, чтобы… было

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать», – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:
«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

Иногда в Сети можно прочитать записи вроде:

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников!»

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

«Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на «вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас…»

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то?»

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Количество и содержание бесед пока очень разнятся. Мы в самом начале пути и вырабатываем подходы к этому делу. Надеюсь, в дальнейшем мы придем к общим правилам. Думаю, что отдельные «перегибы” – нечастое явление.

Катехизаторами могут быть, помимо священства, и миряне, главное, чтобы они были специально для этого подготовлены. Пока таких немного. Сейчас катехизаторов готовят на специальных курсах высших церковных учебных заведений.

Действующих выпускников этих курсов я ещё не видел, но надеюсь, скоро они будут надежными помощниками священства в деле воцерковления нашего народа.

Ещё одна проблема, которую часто отмечают интернет-комментаторы – крёстные из других городов на подготовительных беседах в назначенное время быть могут не всегда. Однако теперь эта проблема вполне решаема.

Невоцерковлённый человек, выбранный в крёстные, участвует в подготовительных беседах у себя в храме и приносит об этом справку. Воцерковлённому христианину, постоянному прихожанину какого-либо храма предварительно проходить специальную подготовку не нужно вовсе.

Цена вопроса

Ещё один момент, вокруг которого сломано больше всего копий, – размер пожертвования за крещение. Большинство комментаторов возмущает сам факт «платы за Таинство». Ещё часть не устраивают конкретные цифры или обстоятельства, при которых они были озвучены:

«В тех храмах, куда я заходил, какие то «бабушки – помогалы” мне показывали некий прейскурант…цены от 2000 до 8500 рублей».

«Когда я узнавала о крещении, в церкви мне выставили счет: Крещение + крестик+свидетельство+свечки. Пытались впарить еще и платье крестильное, несмотря на то, что десять раз им сказала: «Платье у нас уже есть!» Так неприятно, как на рынке».

В «денежном вопросе» необходимо уяснить несколько моментов. Во-первых, независимо от озвученной цифры, «платой за Таинство» передача денег не будет. Как в случае с «ценой на свечи», приход таким образом собирает деньги на поддержание своего существования – освещение, отопление, ремонт, зарплату священникам и певчим.

Кому-то удобно при этом обозначить конкретные цифры, в других приходах скажут «дайте, сколько не жалко».

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Размер пожертвования за Таинства определяет настоятель храма, сообразуясь с потребностью приходской жизни и, конечно, с возможностями людей платить. Если человек не может платить за крещение, его покрестят бесплатно. Так, я думаю, будет во всех храмах города Москвы.

Критерий «когда человек не может платить за крещение», конечно, субъективный. Но корреспонденту известны случаи, когда в московских приходах безвозмездно крестят детей многодетных постоянных прихожан.

Ещё в ряде мест сумма пожертвования составляет порядка одной-трёх тысяч рублей.

Для того, чтобы окончательно определиться «в денежном вопросе», корреспондент позвонил в Храм Христа Спасителя, о котором по Сети ходили наиболее фантастические рассказы.

«Крёстным нужно заранее подъехать на беседу с батюшкой в субботу в 14 часов. А пожертвование – одна тысяча рублей», – прозвучало в трубке.

В православной традиции таинство крещения символизирует спасение и духовное рождение человека. Будучи первым из семи христианских таинств крещение позволяет верующему оказаться под защитой самого Христа. Обряд крещения новорожденных принято проводить на восьмой или сороковой день. Допустимо крещение и позже указанного срока. В случае болезненности младенца можно крестить его в первые дни после рождения, поскольку крещение дает защиту человека от физических и духовных болезней. После церемонии у крещеного ребенка появляется ангел-хранитель и именной заступник, в честь которого нарекают дитя в день крестин.

Что делать крестным до и после крещения

Правила крещения предполагают наличие крестных, которые подбираются родителями заранее и являются главными после самого крестника на церемонии первого таинства. Крестным перед крещением полагается посетить службу в Церкви. Немаловажно также сходить на беседу к батюшке, чтобы подтвердить знания православных канонов и осознать какого рода ответственность возлагается на духовных родителей. Будущий крестный родитель обязательно должен быть крещен, ведь после крещения крестная или крестный будут отвечать за духовное развитие ребенка, а значит, должны быть православными верующими.

Согласно христианской традиции крестные за три дня до крестин постятся, за сутки до церемонии не употребляют алкоголь и не прибегают к интимным связям. В день крещения они без помощи родителей несут ребенка в храм. Обязательно берется с собой свидетельство о рождении дитя.

На крещение крестная мать должна прийти в платье ниже колена с закрытыми плечами, также женщине необходимо быть с покрытой головой. Крестный при крещении тоже должен обратить внимание на выбор гардероба — недопустимо являться в церковь в шортах или майке. Во время крещения батюшка состригает с головы ребенка небольшую прядь волос в знак принесения жертвы Богу, затем священнослужитель трижды окунает малыша в теплую купель и только после этого надевает на него нательный крестик. Действо сопровождается традиционной церковной речью и тремя христианскими молитвами. Вслед за священником звучит главная молитва крестного при крещении — Символ Веры.

Крестины девочек и мальчиков по сути не отличаются. Разница лишь в том, что крестный мальчика вносит его в алтарь, для девочек и женщин такое не полагается. На крещении при наличии двух крестных рекомендуется, чтобы малыш находился в руках крестного того же пола.

Что купить крестным на крещение

Крещение детей в церкви не обходится без ключевых атрибутов: нательного крестика и крестильной одежды. Перед крещением крестной маме полагается купить крестильное полотенце, простынку и рубашку для ребенка. Также на крещение крестная мать приобретает икону святого по имени малыша. После церемонии пеленку и рубашку сохраняют для ребенка в качестве оберега. Крестный перед крещением покупает крестик, в том случае если крестят мальчика. Девочке крестик для крещения приобретает крестная мама. Оплата церемонии осуществляется по традиции крестным перед крещением.

При выборе крестика для крещения нужно обратить внимание на то, чтобы концы изделия были закругленными. Набор для крещения лучше всего купить заранее. Дарить подарки на крестины можно любые – начиная от духовной атрибутики и заканчивая традиционными детскими игрушками.

Какие молитвы нужно знать крестным

Крестным перед крещением нужно осознавать, что предстоит ходить с подрастающим крестником в церковь, объяснять ему христианские догматы и водить на причастие. Крестный при крещении независимо от пола должен знать соответствующие обряду три молитвы: «Символ Веры», «Отче Наш» и «Богородице». Также есть две небольшие молитвы, которые крестные родители должны читать каждый раз перед сном в заботе о своем духовном ребенке. Их тексты можно узнать у батюшки или прихожан незадолго до крещения.

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует, но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже.

Главное — не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам. Православные праздники не являются препятствием для Крещения

Какое имя дается ребенку при Крещении?

Православному христианину дается имя православного Святого, который станет его небесным покровителем;

— в месяцеслове подбирается день памяти того Святого, с которым крещаемый носит одинаковое имя (данное родителями);

— если в году несколько дней памяти Святых с подобным именем, то выбирается тот день памяти, который следует первым после дня рождения крещаемого;

— если имени, которым назван крещаемый, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию;

В Православной Церкви не принято давать имена в честь Иисуса Христа и Матери Божией (имена «Мария» и «Иисус»). Причина – сугубое благоговение перед Их святостью. Имя Иисус дается в честь св. праведного Иисуса Навина. Распространенное на Руси имя Мария православные христианки носят в память святых угодниц Божиих: Марии Магдалины, Марии Египетской и других.

Когда празднуются Именины?

Именины празднуются в День Церковного почитания (день памяти) того Святого, именем которого человек наречен при Крещении.

Когда празднуются день Ангела?

День Ангела – это дата совершения Таинства Крещения.

Именно во время Крещения человек получает своего Ангела-Хранителя, который будет рядом с ним во все дни его жизни

Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно. Сложнее согласовать время т.к. будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими.

В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и для вас всегда будет подобрано удобное время, но все же традиционно в нашем Храме крещение в субботу в 10ч.30.

А если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких канонических ограничений в этом вопросе нет.

Что делать после крещения с крестильной рубашкой и полотенцем?

Из-за частичек святого мира, остающихся на крестильных одеждах и пелёнке, они хранятся, как святыня. В крестильную рубашку младенца одевают и приносят на Причастие.

Можно одеть рубашку малышу, если он сильно болеет и помолиться о его выздоровлении. Полотенце, если в него не заворачивали ребёнка после миропомазания, а просто вытерли им крещаемого после купели, можно и дальше использовать по назначению.

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином.

Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры.

Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Крёстные

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников

Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью, ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления.

Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от «сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов.Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения,

должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь.

Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике.

Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с «выгодным» человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом.

Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика это мужчина, а для девочки – женщина.

В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум, два восприемника.

Могут ли стать крестными инославные христиане, старообрядцы или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах. К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит.

Что делать, если по ошибке это все же произошло?

Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка? В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – хотя и редкость, но все же встречаются, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее как состоявшийся факт крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Также только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения, и что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п.

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи.

Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством. К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников.

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды.

Хуже, если зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении. Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос: Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги? Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

С церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье.

Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также, согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка.

Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно нет.

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому. Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство.

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы.

Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Но Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда их не увидит. Очевидно, что это невозможно.

Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, тот, кто будет сослужить священнику за таинством крещения вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада.

В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного.

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника, ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи. К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными его собственную духовную жизнь.

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным. Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом.

Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился.

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть, особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов.

В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям, чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных. Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди после долгих лет неверия наконец обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками.

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Сколько крестных родителей может быть у одного крещаемого?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый, т.е. для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина;

Традиция выбирать для ребенка сразу обоих крестных: отца и мать, никак не противоречит канонам. Ситуация, когда у крещаемого есть только один крестный родитель противоположного пола с крещаемым – допустима, но в исключительных случаях.

Крестившись, человек должен помнить,

что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви.

Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним.

Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди.

Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

ВНИМАНИЕ!!! СУЕВЕРИЯ

Может ли девушка первой крестить девочку? или Незамужняя крестная отдает свое счастье, если первой крестит девочку, а не мальчика.

Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье… Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это как то ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.

Правда, ли что для снятия порчи, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Крещение – это не некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некоей неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу.

Кто то может не сказать, что уже крещён и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *