Про матушку алипию

Матушка Алипия, которую при рождении звали Агапией, родилась в деревне Голосеево в 1905 году. Ее семья пострадала во время событий 1917 года, девочка осталась сиротой и отправилась по храмам и монастырям. Ее юность пришлась на годы гонений на церковь, и Алипии пришлось нелегко отстоять свою веру. Не принимала она и изменений — у нее не было паспорта и почти не осталось никаких фотографий.

Судьба матушки была очень тяжелой, она побывала и в немецких лагерях, и скиталась по лесам без еды, и страдала от гонений. Но она всегда старалась помочь своим близким, если могла. Например, предчувствовав беду в Чернобыле за несколько недель до этого, она несколько дней обходила город по периметру с молитвой. Но все равно не смогла спасти…

Она предсказывала военные действия на Кавказе и говорила, что будут страдания за православную веру. Но самое ее знаменитое предсказание — о будущем мира и России. о далеком будущем, которое, надеемся, никогда не сбудется. Вот что говорила матушка о последних днях:

Также она говорила, что после этого будет с обществом, в частности, с Россией. Она говорила, что сейчас люди ссорятся за квартиру, а будет время, чтоб множество квартир будет пустовать, в них просто некому будет жить.

Матушка Алипия Голосеевская предсказала день своей смерти за полгода, просто спросила, какой день недели будет 30 октября. Так и произошло, что ее не стало в воскресенье. Даже сейчас она является одной из самых почитаемых стариц православной церкви.

Митрополит Иоанн

Митрополит Херсонский и Таврический
до 17 августа 2015 года — архиепископ

c 17 ноября 2008 года

Церковь

Украинская Православная Церковь

Предшественник

Ионафан (Елецких)

временно управляющий
Джанкойской епархией

9 июля 2009 года — 14 февраля 2010 года

Предшественник

Нектарий (Фролов)

Преемник

Алипий (Козолий)

Архиепископ Сумский и Ахтырский

11 — 17 ноября 2008 года

Предшественник

Ионафан (Елецких)

Преемник

Евлогий (Гутченко)

Архиепископ Херсонский и Таврический

22 ноября 2006 года — 11 ноября 2008 года

Предшественник

Ионафан (Елецких)

Архиепископ Хустский и Виноградовский
до 28 августа 2004 года — епископ

26 июля 2000 года — 22 ноября 2006 года

Предшественник

Агапит (Бевцик)

Преемник

Ипполит (Хилько)

Епископ Переяслав-Хмельницкий,
викарий Киевской епархии

13 декабря 1996 года — 26 июля 2000 года

Предшественник

Антоний (Фиалко)

Преемник

Митрофан (Юрчук)

Образование

Киевская духовная академия

Имя при рождении

Игорь Степанович Сиопко

Рождение

14 марта 1964 (54 года)
Ровно, УССР

Принятие священного сана

19 августа 1985 года

Принятие монашества

31 декабря 1993 года

Епископская хиротония

13 декабря 1996 года

Награды

Митрополит Иоанн на Викискладе

Митрополит Иоанн (в миру Игорь Степанович Сиопко; род. 14 марта 1964, город Ровно, УССР) — архиерей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополит Херсонский и Таврический, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви. Тезоименитство — 9 октября.

Биография

Родился 14 марта 1964 года в городе Ровно в семье рабочего.

В 1981 году окончил Ровенскую среднюю школу.

19 августа 1985 года был рукоположён во диакона к Михайловской церкви в селе Здовбица Здолбуновского района Ровенской области.

22 февраля 1987 года рукоположён во иерея и назначен настоятелем Варваринской церкви в селе Шпанов Ровенского района.

В июле 1987 года был переведён в Киевскую епархию и назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма села Трушевцы Чигиринского района Черкасской области.

С июня 1991 по 1993 год находился в составе «Украинской Автокефальной Православной Церкви».

В 1992 году окончил Львовскую духовную семинарию.

В 1993 году перешёл в «Киевский Патриархат», где был назначен «епископом Яготинским, викарием Киевской епархии».

14 декабря 1993 вместе с несколькими другими архиереями УПЦ КП написал обращение к митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру (Сабодану) с просьбой перехода в УПЦ. Это решение объяснено так: «Во время проведения Всеукраинского Православного собора в Киеве нам стало известно — наши хиротонии недействительны, что до сего времени тщательно от нас скрывалось».

29 декабря 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был воссоединён с канонической Церковью через покаяние.

31 декабря 1993 года в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

7 января 1994 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром был возведён в сан игумена.

23 марта 1994 года назначен штатным священником Ильинской церкви города Киева.

2 августа 1994 года был возведён в сан архимандрита и назначен секретарём Киевской епархии.

В 1996 году окончил Киевскую духовную академию.

13 декабря 1996 года хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской митрополии.

26 июля 2000 года назначен епископом Хустским и Виноградовским.

28 августа 2004 года возведён в сан архиепископа.

22 ноября 2006 года назначен на Херсонскую кафедру.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ.

11 ноября 2008 года переведён на Сумскую кафедру (Журнал № 103), но 17 ноября на внеочередном заседании Священного Синода УПЦ был вновь назначен архиепископом Херсонским и Таврическим.

С 9 июля 2009 по 14 февраля 2010 года временно управлял Джанкойской епархией.

17 августа 2015 года возведён в сан митрополита.

Награды

  • Орден Украинской Православной Церкви преподобного Нестора Летописца 1-й степени (от митр. Киевского Владимира, по случаю 45-летия со дня рождения, 25.III.2009)
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 14 марта 2014) — в связи с 50-летием со дня рождения

Примечания

  • ІОАНН, Архієпископ Херсонський і Таврійський Биография на официальном сайте УПЦ
  • Энциклопедия «Древо»
  • На сайте «Русское Православие»

Монахиня Алипия (в миру — Агафия Тихоновна Авдеева) родилась 3/16 марта 1905 года в благочестивой крестьянской семье села Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии. Отец блаженной — Тихон Сергеевич Авдеев — был большим постником: во время постов он ел только сухари и пил отвар из соломы. Мать, Васса Павловна, отличалась нищелюбием: она любила раздавать милостыню и подарки руками дочери.

Духовные дарования блаженной проявились очень рано. Родители Агафии любили молиться не только дома, но и в храме Божием. Уже тогда девочке было открыто: кто идет в церковь молиться, а кто идет в дом Божий как на базар.

Какое образование получила Агафия неизвестно. Молитвослов и Псалтирь она свободно читала на церковнославянском языке. Приходя к кому-то в гости, будущая подвижница старалась не участвовать в разговорах, а раскрывала Псалтирь и садилась в укромном уголке.

Октябрьский переворот 1917 года безжалостно перевернул и ее жизнь: карательный отряд красноармейцев ворвался в дом Авдеевых и жестоко расправился с хозяевами. В то время большевики в первую очередь убивали тех людей, которые не отрекались от веры. Агафия чудом осталась жива: она в это время отлучилась к соседке. Вернувшись домой, девочка увидела расстрелянные тела отца и матери. Глубоко страдая, девочка-подросток нашла в себе силы, чтобы самой прочесть над ними Псалтирь.

Трагическая смерть родителей и последующие испытания произвели в душе Агафии окончательный перелом: она взяла свой крест и последовала за Христом, готовая претерпеть за Него все, даже мучительную смерть. Немногословная от природы, она стала еще молчаливей.

Некоторое время Агафия жила в Пензе. Усердно посещала храм Божий, подкрепляя свои духовные силы (особенно любила молиться в пензенской церкви в честь Жен-мироносиц). Затем странницей посетила святые обители, которые в начале 1920-х годов чудом сохранились от разорения.

Жестокие испытания не ожесточили ее сердца, а сделали его еще более милосердным. Безграничное людское горе подвигло девушку постоянно молиться о страждущих и помогать им. Скитальческая жизнь научила ее быть благодарной Богу и людям за малейшее добро. Этот дар благодарной любви матушка пронесла через всю свою жизнь и умножила его многократно.

Массовые репрессии против верующих 1930-х годов не миновали и ее. Агафию арестовали и заключили в тюрьме. Исповедница испытала все ужасы тюремного заключения: многочасовые изматывающие допросы, сопровождавшиеся пытками и оскорблениями, постоянное ожидание смерти, которое было страшнее любого, самого тяжелого мучения. Но эти испытания стали для нее очищающим горнилом. Претерпевая страдания, исповедница постоянно утешала соузников, молилась и заботилась о них.

Жительница Австралии Галина Кельвина Рашид свидетельствовала и о том, что, находясь в неволе, Агафия умудрялась передавать письма на волю, призывающие не забывать Бога и верить в Него. Бабушка госпожи Кельвины А. А. Самохина вместе с подругой Е. Моисеевой, брат которой работал тюремным надзирателем, разыскали Агафию Авдееву и добились свидания с ней. Во время посещения исповедницы, которой было в то время немногим более 30 лет, Анна Андреевна получила исцеление от рака и услышала предсказание о войне, во время которой погибнут два ее сына, а третий вернется. Так и произошло.

Твердое стояние в вере не укрылось от надзирателей, и Агафию перевели в камеру смертников. Исповедница готовилась к смерти, но воля Божия о ней была иной. «Господь провел ее через горнило страданий и сохранил для помощи народу, для совершения будущих богоугодных подвигов, — свидетельствует протоиерей Мефодий Финкевич. — Каждую ночь из тюрьмы выводили архиереев, священников, монахов — с концами, на расстрел… Она все эти переживания перенесла в своем сердце, она была душой вместе со страдальцами и тоже ждала этого. Это нужно было пережить, вот почему Господь дал ей духовные дары. Как она молилась, как она Господа умоляла в эти дни!.. Издевательства сопутствовали пребыванию в заключении. Об этом матушка Алипия сама говорила своим духовным чадам, показывала глубокие рубцы на руках»

Милостью Божией по молитвам святого апостола Петра узнице удалось сбежать из тюрьмы. Апостола Петра матушка глубоко почитала до конца своих дней и рассказывала о его заступничестве, и в храме ее место всегда было возле иконы апостолов Петра и Павла.

После освобождения вновь началась скитальческая жизнь, которая осложнялась тем, что у Агафии не было документов и прописки, что в советское время влекло за собой уголовное наказание. Но Господь хранил и покрывал Свою избранницу. Вполне вероятно, что именно в это время исповедница за Христа начала подвиг юродства ради Христа.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов Агафия Тихоновна попала в плен к фашистам и некоторое время провела в концлагере, испив новую чашу страданий.

Узнав, что в Чернигов возвратили мощи святителя Феодосия Черниговского, вывезенные безбожниками из города задолго до войны, блаженная пешком отправилась на поклонение святыне. Поклонившись мощам чудотворца, странница попросилась на ночлег к старосте храма. Тот отказал, но Агафия Тихоновна пошла за ним. Оказалось, что у старосты угорела дочь. Блаженная попросилась войти, достала флягу со святой водой и окропила ею голову, лобик и рот девочки, после чего влила немного воды в рот. Ребенок пришел в себя, а странница незаметно удалилась.

Сохранилось свидетельство и о жизни блаженной в период ее скитальчества. Однажды она попросилась на ночлег в один сельский дом, хозяева которого отличались страннолюбием. Богобоязненная хозяйка приняла ее с радостью, накормила и приготовила удобную постель для отдыха. Но Агафия Тихоновна так и не прилегла: всю ночь она простояла на коленях, молясь перед иконами.

Во время Великой Отечественной войны была открыта Киево-Печерская Лавра, закрытая безбожниками в 1920-е годы. Наместник обители — Архимандрит Кронид (Сакун) — постриг Агафию в монашество с именем Алипия — в честь прп. Алипия, иконописца Печерского. Отец Кронид благословил свое духовное чадо на новый подвиг — столпничество в дупле дерева, которое росло возле колодца прп. Феодосия Печерского (к сожалению, дерево до настоящего времени не сохранилось). В дупле можно было стоять, только полусогнувшись.

Это был очень тяжелый подвиг даже в хорошую погоду, а в ненастную — и подавно. Ночью под самым дуплом выли голодные бродячие собаки. Сильный мороз пронизывал до костей полусогнутое тело подвижницы. Только непрестанная Иисусова молитва укрепляла хрупкую монахиню и поддерживала в ней жизнь.

Подвиг столпничества матушка совершала в течение трех лет, до 1954 года, когда отошел ко Господу отец Кронид. После него монахиня Алипия окормлялась у старца схимонаха Дамиана.

В 1961 году власти снова закрыли святую обитель, под предлогом ремонта. Насельникам Лавры пришлось надолго ее покинуть. Закрытие Киево-Печерской Лавры монахиня Алипия перенесла тяжело. Всегда незаметная и тихая, она в эти дни коленопреклоненно молилась на Лаврском дворе.

Вновь началась ее многострадальная скитальческая жизнь: без документов, без прописки, без денег, без вещей. Если в сталинское время это «грозило» тюремным заключением, то в 1960-е годы — психиатрической больницей, куда власти отправляли верующих «для лечения».

Однако годы тяжких испытаний настолько укрепили дух блаженной, ее веру и преданность воле Божией, что она безропотно приняла все как от руки Господа. Матушка Алипия никогда не искала помощи и покровительства у людей, она искала помощи и защиты только у Бога. Ее вера и дерзновение были так сильны, что те, кто слышал, с какой детской простотой она обращалась к Богу «Отец!», и видел, как мгновенно исполняются ее молитвы, не сомневались, что для нее Он прежде всего Отец — близкий, любящий, заботливый.

После закрытия Лавры монахиня Алипия жила то у одних, то у других хозяев, ночевала в подвалах и не приспособленных для жилья помещениях.

Со временем матушка сняла комнатку в частном доме на Голосеевской улице и стала принимать людей, которые потянулись к благодатной старице за советом и с просьбами о молитвах, о помощи, об исцелении. Наступило время ее открытого служения людям. К ней стали подходить и в Вознесенском храме на Демиевке, прихожанкой которого она стала после закрытия Лавры. Это была одна из немногих киевских церквей, которая не закрывалась в советское время. Подвижница очень любила этот храм и его служителей. Отцу Алексию (Архиепископу Варлааму) блаженная старица предсказала монашество, вручив незадолго до пострига монашеские четки. Демиевский храм был сохранен от закрытия и уничтожения в 1960-е годы (этот факт настоятель храма протоиерей Мефодий Финкевич и прихожане связывают с молитвами монахини Алипии), а вот дом, в котором жила сама матушка, разрушился, и она снова оказалась на улице.

Наконец, стараниями одной верующей женщины, было найдено новое жилище — в домике на улице Затевахина. Здесь, в крошечной комнатке, которая имела отдельный вход, матушка Алипия и прожила последние девять лет своей подвижнической жизни — с 1979 по 1988 годы.

Это был бывший монастырский дом, принадлежавший до революции скиту Киево-Печерской Лавры — Свято-Покровской Голосеевской Пустыни. В советское время обитель была упразднена и разрушена; в 1930-е годы взорвали дивную по красоте церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и разрушили Покровский храм. Некоторое время на территории обители находились культхоз, агробаза, школа, детская турбаза, в монашеских корпусах жили мирские люди…

В конце 1970-х годов местных жителей стали отселять в благоустроенные дома и квартиры, и Голосеевская Пустынь превратилась в пустырь. Когда на ее территории поселилась монахиня Алипия, Пустынь представляла собой жалкое зрелище: развалины на пустыре, среди которых лучше всего сохранились стены бывшего митрополичьего дома. Но духовному взору матушки было открыто, что святая обитель возродится.

Однажды, проходя по территории разрушенной Пустыни с сестрами Флоровского монастыря, блаженная сказала: «Тут еще будет монастырь и служба». Монахини подумали: «Как же здесь будет служба? В таких руинах?» Но время подтвердило истинность предсказания Голосеевской старицы. В 1993 году, спустя пять лет после ее кончины, Пустынь стала возрождаться как скит Киево-Печерской Лавры. Еще через три года по благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви скит стал самостоятельным мужским монастырем.

Всех, кто приходил к матушке Алипии в Голосеево, она неизменно отправляла помолиться у могилки преподобного Алексия Голосеевского, который в то время еще не был прославлен. Старица могла не принять человека, если он не воздал поклонения чтимому Голосеевскому подвижнику благочестия. Без сомнения, она и сама неоднократно молилась на святой могилке.

Келлия матушки находилась на территории разрушенной Пустыни, среди леса, на склоне глубокого оврага. Лучшего места для монаха-безмолвника не найти. Весь Голосеевский лес освящен молитвами великих подвижников благочестия. Основатель скита — святитель Петр (Могила) — коленопреклоненно молился здесь по ночам, укрепляясь духовно. Святитель Филарет (в схиме — Феодосий, Амфитеатров), приезжавший в Голосеево на весну и лето в течение 17 лет вместе с духовным отцом — преподобным Парфением — постоянно прогуливался с ним по лесу, совершая наизусть Псалтирь. Блаженный Феофил Китаевский, дважды подвизавшийся в Голосеевской Пустыни, убегал в лес от своих многочисленных почитателей, забирался в дупло огромного дуба и молился там втайне от всех. «Проходки» по лесу с молитвой совершали и блаженный Паисий, который нес в Голосеево послушание записчика и чтеца схимнического правила для святителя Филарета, и преподобный Алексий, воистину народный старец, духовно окормлявший сотни людей самых разных сословий и практически никогда ни перед кем не закрывавший двери своей скромной келлии.

Монахиня Алипия стала продолжательницей духовного делания Голосеевских старцев. Как владыки Петр и Филарет, она подвизалась в молитвах, которые совершала и келейно, и в лесу, и в глубоком овраге. Как блаженные Паисий и Феофил, подвизалась в подвиге юродства ради Христа, прикрывая им свои молитвенные и постнические подвиги.

Матушка ходила в черных одеждах, а на голову надевала детскую меховую шапочку. Хрупкая, сухенькая, она казалась горбатенькой, поскольку на плечах или на спине носила икону мученицы Агафии, а на шее — множество больших железных ключей. Принимая нового человека под свое духовное окормление, матушка вешала на шею и новый ключ.

Обо всем она говорила только в мужском роде, в том числе, и о себе, и о представительницах женского пола. Многие воспринимали это как проявление юродства. Но может, была и другая причина: почти четверть века монахиня Алипия провела в мужских обителях — в Лавре и разрушенной Голосеевской Пустыни, окормляясь у старцев и подражая подвигам древних и близких к нам по времени преподобных. А ведь еще святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что если немощная женщина подвизается из любви ко Христу, то и она «блажен муж», по словам Псалмопевца. Возможно и то, что матушка по благодати достигла такого духовного состояния, когда перестаешь делать различие между мужским полом и женским, когда каждого человека воспринимаешь как «новую тварь во Христе», как нового Адама, как живой образ Божий.

Дни старица проводила в молитвах и трудах. Утром ее можно было встретить в храме на Демиевке, где она неизменно молилась у иконы апостолов Петра и Павла. Если кто-то обращался к ней со своей бедой во время службы, матушка тут же начинала молиться о помощи и, получив извещение от Бога, радостно сообщала о благополучном исходе.

После службы она тут же, в храме, выслушивала многочисленных посетителей, и, внутренне молясь, прозорливо указывала решение проблемы или молилась о помощи и исцелении. Вернувшись в келлию, старица, несмотря на преклонный возраст, занималась своим нехитрым хозяйством, продолжая принимать людей. Она любила возиться с курочками, работать в огороде, готовить для своих духовных детей и гостей.

Пищу блаженная старица вкушала один раз в день и крайне мало. В среду же и в пятницу, а также на первой и на последней неделе Великого поста она ничего не ела и не пила.

Посетителей старица принимала до захода солнца, а после захода наступало время келейной молитвы. Двери келлии закрывались и почти всегда не открывались до утра.

Часто к матушке приходили такие опустившиеся люди, что ее духовные дети стыдились садиться с ними за один стол. А старица — не стыдилась и заботилась о них, показывая всем пример самоотверженной любви. Несмотря на крайнюю усталость, свое молитвенное правило она никогда не оставляла, даже если бывала больна.

Ночью матушка практически не отдыхала: молилась, присев на краешке кровати. Всю жизнь многотрудное тело старицы не знало покоя и отдыха; только в конце жизни, в периоды тяжелых болезней, она ложилась, чтобы немного отдохнуть, на доски. А в три часа утра для нее начинался новый трудовой день.

Но от других монахиня Алипия не требовала такого строгого подвижничества. У нее часто кто-нибудь ночевал, и своих посетителей она с любовью укладывала спать и утром благословляла в дорогу. Как правило, посетительницы уходили бодрыми и… исцеленными, хотя сразу могли этого и не заметить. В ее келье, как некогда и в келлии преподобного Алексия Голосеевского, духовные дети и посетители встречали неизменно ласковый прием и щедрое угощение. Старица всегда знала, сколько человек и с какими нуждами придут, и для них всех готовилась трапеза. Причем, все варилось, как правило, в небольших кастрюльках, а посетителям неизменно наливались огромные тарелки, и всем всего хватало. Во время трапезы многие люди получали исцеление.

Кроме этого, старица лечила больных и собственноручно приготовленной мазью, целебная сила которой заключалась в молитвах блаженной. Сохранилось множество свидетельств об исцелении таким способом самых тяжелых недугов.

Так, у одной матушки, жены священника, врачи обнаружили рак груди. Муж настаивал на операции. Тогда женщина обратилась за благословением к блаженной Алипии, но старица не благословила. Она намазала больную грудь страдалицы своей мазью и, наложив утепляющую повязку, запретила ее снимать в течение трех дней. Жена священника с трудом пережила эти дни, настолько невыносимой была боль. Но благословение не нарушила.

Через три дня на груди образовался большой гнойник, который матушка Алипия благословила вскрыть в больнице. Никакой злокачественной опухоли у женщины уже не было.

Принимая и угощая одновременно нескольких человек, старица умела каждому сказать и слово на пользу, причем, это понимал только тот человек, к которому это слово относилось.

Матушка проявляла свою прозорливость деликатно, она бывала милостива даже с самыми закосневшими во грехах грешниками.

Удостоенная от Господа дара прозорливости и предвидения, монахиня Алипия читала в человеческой душе, как в открытой книге. Ей было открыто, что происходит или произойдет с человеком, что позволяло ей предупредить человека об опасности, помочь избежать неприятности и искушений или защитить от надвигавшейся беды.

Но ни одно духовное благодеяние не проходило для блаженной безследно. Люди получали утешение, исцеление, помощь и радость, а старица — очередную скорбь и болезнь. Благодаря смирению и благодати Христовой монахиня Алипия получила власть над диаволом и его слугами, молитвой она изгоняла бесов, запрещала им. Но лукавый не переставал ей мстить до самых последних дней жизни. Иногда через людей, а иногда являлся старице и сам, в полном своем омерзительном виде.

Даже в отдаленной Голосеевской келлии монахиня не знала покоя от преследования властей. Время от времени приходил участковый милиционер и настойчиво требовал документы и покинуть домик. Но матушка после внутренней молитвы неизменно отвечала ему, что главный Начальник не разрешает ей уходить. И по милости Божией участковый оставлял подвижницу в покое. Но только — на время.

Нередко приезжали бригады «Скорой помощи» и пытались увезти старицу то в психиатрическую больницу, то в дом престарелых. Но по милости Божией уезжали ни с чем. Однажды старица, внутренне молясь Богу, открыла женщине-врачу ее тайный недуг, и та, потрясенная, оставила подвижницу в покое.

Часто на келлию нападали хулиганы и ломали двери в надежде найти сокровища, и тогда старица стояла на молитве с воздетыми руками всю ночь, пока непрошенные гости не уходили.

Когда лукавому не удавалось повредить старице через людей, то он являлся сам: пугал, стучал, ломал двери. Для испытания подвижницы в вере Господь попускал диаволу нападать на нее физическим образом. Однажды свидетелями борьбы матушки Алипии с лукавым стали келейница и ее внучка. Обезпокоенные долгим отсутствие старицы, они побежали к оврагу. Духовному взору ребенка открылось, что блаженную пытается убить некто страшный и черный, а келейница видела только матушку, с которой борется кто-то незримый.

Опытно зная всю тяжесть борьбы с духами злобы поднебесной, матушка всегда предостерегала от самочинного подвижничества и юродства. Так, она не благословляла ехать подвизаться в горах Кавказа, охлаждая пылкую мечтательность новоначальных подвижников простыми словами: «Не то. Эти подвиги не для нашего времени».

Непослушание духовных чад и посетителей матушка переживала очень глубоко. От непослушания она старалась удерживать духовных детей и запретами, и просьбами. Но когда они не действовали, старица страдала не меньше ослушников, зная, какие последствия влечет за собой непослушание. Если к ней приходили, прося благословения на монашество, то она в первую очередь испытывала послушливость приходящего.

К монашествующим блаженная относилась с большой любовью, ласково говоря о них: «Моя родня всегдашняя» или «Он — из нашей деревни». В советское время монашествовать было очень непросто. В 1970-х годах в Киеве действовали только два женских монастыря: Покровский и Флоровский. Но их насельницы не имели покоя. Власти требовали киевскую прописку, а прописаться в Киеве иногородним было почти невозможно. Не всегда возможно было прописаться и в области. В монастырях нередко проводились облавы и обыски, насельницы выслушивали немало оскорблений, их старались во что бы то ни стало убрать из монастырей, особенно — молодых.

Одна из монахинь, измученная тем, что не может никак прописаться, пришла со своей скорбью к матушке Алипии. Блаженная встретила ее словами: «Сколько будете мучить девку с пропиской? Прекратите издеваться!». Старица благословила монахиню, и та вскоре получила прописку в городе Ирпене.

Но в трудные для верующих советские годы старица помогала не только священнослужителям и монашествующим, хотя к ним относилась с особенной заботой и любовью, и своих духовных детей учила уважать священников и никогда не осуждать. Своими молитвами блаженная поддержала многих верующих мирян и помогла им устоять в вере и не отпасть от Церкви.

Одну девушку поставили перед выбором: или отречение от веры и вступление в комсомол, или отчисление из университета и привлечение к уголовной ответственности. Девушка обратилась за советом к матушке Алипии. Старица ответила, что «Царские грамоты» можно и без комсомола носить. После молитв блаженной о верующей студентке просто забыли.

Другую девушку преследовали за написание духовных стихов. По молитвам старицы она заболела, а потом о ней также забыли.

К монахине обращались со своими трудноразрешимыми проблемами и тяжелыми болезнями не только верующие, но и безбожники, и коммунисты. Матушка безкорыстно помогала и им, и под воздействием ее молитв и любви люди обращались ко Христу.

Блаженной было открыто, что 26 апреля 1986 года произойдет авария на Чернобыльской АЭС. Матушка Алипия задолго до трагедии предупреждала людей, что будет гореть земля, что будут гореть подвалы, что «затравят» землю и воду. «Тушите огонь! — кричала блаженная. — Не пускайте газ! Господи! Что будет на Страстной неделе!» Более полугода блаженная пребывала в усиленном посте и молитве о спасении земли и людей от страшной катастрофы. За день до аварии матушка ходила по улице и кричала: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!»

Когда же авария произошла и началась паника, особенно в Киеве и городах и селах, близких к 30-километровой зоне, блаженная не благословила бросать дома и бежать. Она, как любящая мать, призвала всех успокоиться, обратиться к Богу и уповать на Его помощь и милость. Блаженная призывала людей обратиться к Распятому Господу Иисусу Христу и вспомнить о силе Его Креста, которым побеждена смерть. Матушка говорила, что нужно осенять жилища крестным знамением и продолжать в них жить, осенять крестным знамением пищу и вкушать ее без боязни. В эти страшные дни старица многих удержала от паники и отчаяния и привела к Богу.

Любая человеческая беда, любое человеческое горе всегда вызывали в душе старицы большое сострадание. Ее стремление помочь всем выражалось не только в усиленных молитвах, но и в том, что матушка накладывала на себя дополнительный пост и подвергала свое старческое многоболезненное тело новым лишениям. Так, во время засухи она не только не вкушала пищи, но и не пила воды, даже в самый жестокий зной, вымаливая у Господа дождь.

Матушка усиливала пост и в том случае, когда ее духовные дети своим непослушанием оскорбляли Бога.

За несколько месяцев до кончины блаженная очень ослабела. Часто спрашивала у келейницы Марии и у других людей, какой день недели 30 октября. Еще матушка говорила: «Я отойду, когда пойдет первый снег и наступят заморозки».

17/30 октября 1988 года пошел первый снег, и ударил первый морозец. После службы в келлию к старице пришло много людей: все спешили попрощаться с блаженной и у нее взять последнее благословение. Духовные дети плакали, молились. Понимая, как тяжело будет им видеть смерть духовной матери, матушка благословила всем, за исключением одной женщины, идти в Китаевскую пустынь, и помолиться о ней на могилах преподобной Досифеи и блаженного Феофила… Когда духовные чада молились о ней в Китаево, умирающая старица усердно просила Господа о том, чтобы Он не оставил ее осиротевших детей…

…На смертном одре старица лежала светлая, точно уснувшая. Лицо ее было спокойным и благостным. Приехали монахини Флоровского монастыря и подготовили блаженную к погребению, а первую панихиду по почившей старице отслужил иеромонах Роман (Матюшин).

На отпевание, которое состоялось 1 ноября в Вознесенском храме Флоровского монастыря, собралось множество людей. Гроб монахини Алипии утопал в цветах.

Присутствующие на службе почитатели матушки не ощущали уже такого сильного горя и скорби, которые поразили их при известии о ее кончине. Скорбь растворилась в какой-то тихой радости, исполненной упования и надежды. Все ощущали, что это — торжество веры, что это не смерть, а победа над нею.

Чудесным образом решилась проблема с погребением блаженной старицы на Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря, хотя вначале казалось немыслимым похоронить на киевском кладбище монахиню, не имевшую паспорта и прописки…

Прихожане Демиевского храма, знавшие монахиню Алипию при жизни, помнят, сколько она всегда приносила панихид, скольких поминала, сколько свечей ставила за живых и умерших. И вот после смерти старицы к ее скромной могилке на Лесном кладбище потекли реки людей, и знавших ее при жизни и не знавших. Сначала люди собирались только 30 октября, затем 30-го числа каждого месяца, а со временем народ стал посещать могилку каждый день. Постоянно служились панихиды, теплился огонек лампадки и горели свечи.

И если при жизни старица помогла тысячам людей, то после смерти все случаи ее благодатной помощи невозможно исчислить. К ней спешат и страждущие неисцелимыми болезнями, и осиротевшие, и безработные, и несправедливо оклеветанные, и отчаявшиеся в спасении, и разорившиеся, и потерпевшие — и никто не остается без помощи.

В день памяти монахини Алипии к ее могиле выстраивались огромные очереди почитателей. Ей, как и блаженной Ксении Петербургской, писали записки-письма с самыми сокровенными просьбами…

С каждым годом все большим и большим почитанием в народе стало пользоваться и место подвигов блаженной, рядом с возрождающимся монастырем «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь». По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на месте разрушенной келлии блаженной построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца.

По милости Божией Блаженнейший Митрополит Владимир благословил перенести останки монахини Алипии (Авдеевой) в мужской монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», на территории которого матушка жила, подвизалась в последние годы своей жизни.

Обретение святых мощей старицы Алипии состоялось утром 5/18 мая 2006 года. В обретении участвовали наместник Архимандрит Исаакий, священнослужители, братия и прихожане монастыря «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», духовные чада блаженной старицы и ее почитатели, представители администрации Лесного кладбища, городской милиции и санэпидстанции.

Перед вскрытием могилы Архимандрит Исаакий отслужил заупокойную литию. Братия аккуратно сняли крест, выкопали цветы с могилы блаженной, и под пение Пасхальных и заупокойных песнопений начались раскопки. Они длились недолго — немногим более часа и проходили очень тихо и мирно. Не было, наверное, в этот момент человека, который не ощутил бы в сердце этот особенный внутренний покой, «мир, всяк ум превосходящий».

Когда же достигли гроба, то все присутствующие сплотились вокруг могилы. Останки монахини Алипии были обретены. Гроб и монашеские одежды блаженной оказались частично истлевшими. Хорошо сохранились деревянные иконки, положенные в гроб, и монашеские четки. Сохранилась и баночка со святой водой. Все это аккуратно переложили в новый гроб и поставили в монастырский микроавтобус. В сопровождении милиции и внушительного эскорта машин мощи Голосеевской старицы вернулись в возрожденную обитель, на руинах которой монахиня Алипия прожила последние девять лет своей жизни.

Когда мощи вносили в храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», над ним появился крест. В этот же день произошло два исцеления от онкологических заболеваний. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь зафиксировано множество исцелений от тяжелых недугов.

Честные останки монахини Алипии были похоронены в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ежедневно усыпальницу посещают огромное число людей. В дни памяти блаженной число посетителей достигает 20 тысяч человек. Люди приезжают из разных уголков Украины, а также из ближнего и дальнего зарубежья.

К пустому колодцу, как говорит народная мудрость, люди не идут.

Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Акафист преподобной Алипии, новой угоднице Божией и дивной чудотворице

Кондак 1

Избранная от богоспасаемаго народа мордовскаго, земли Пензенския славное прозябение, родителей благочестивых дщерь честная, во святый град Киев, избранный Царицей Небесной во удел Себе, из плена пришедшая и великий подвиг Христа ради юродства на ся восприимшая; величая подвиги, труды и молитвы твоя, воспеваем ти хваления таковая: Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя от лет детских, да послужиши делу спасения душ людских, преизобильно излия на тя благодать Духа Святаго, да будеши болящим и скорбящим, гонимым и теснимым утешением и наставлением, врачом скорым и безмездным. За сии труды и молитвы твоя радостно с благоговением глаголем ти сицевая: Радуйся, образе любве, веры и благочестия; Радуйся, кротость, смирение и терпение стяжавшая; Радуйся, скорбным утешение; Радуйся, болящим исцеление; Радуйся, гонимым правды ради защищение; Радуйся, немощных подкрепление; Радуйся, заблуждших вразумление; Радуйся, нищих духом питательнице; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 2

Видяще мати твоя, благочестивая Васса, велию любовь твою к нищим и неимущим, посылаше тя в домы их, разносити милостыни и трапезы праздничныя на столы их. Ты же еще сущи лет малых добре сие в сердце своем слагала еси, воспевая издетска Богу красную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный свыше тебе даровася, Божия избраннице, издетска помышляла еси о небеснем и с любовию храм Божий посещала еси и вельми скорбела о нечтущих день седьмый. Мы же, видяще раннюю любовь твою ко Господу, воспеваем ти тако: Радуйся, благочестивых родителей дщерь честная; Радуйся, добродетели матери унаследовавшая; Радуйся, семи лет родителей лишившаяся; Радуйся, по матери своей за ночь стоя всю Псалтирь прочитавшая; Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставившая; Радуйся, людем труды своя приносившая; Радуйся, к учению школьному велие усердие имевшая; Радуйся, учение сие во благо себе обратившая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности твоея воистину осеняше тя, храняше и возбуждаше на молитвы, пощение и милосердие, во еже подражати благочестивым родителем твоим и Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 3

Имея тщание о подвизе жития равноангельнаго, потекла еси по всей стране нашей великой, обходя бо грады и веси, посещая обители и храмы ради поклонения святыням их. Проводяще житие странническое, навыкла о плоти своей нерадети, терпяще лишения и скудость в пище и одежде, верною спутницею Псалтирь Давидову с собою всегда имела еси и пением псалмов себе утешала еси. Мы же, видя таковую ревность молитвенную, вопием ти: Радуйся, в горняя со тщанием устремившаяся; Радуйся, суеты мирския отрешившаяся; Радуйся, всем сердцем Христа Бога возлюбившая; Радуйся, совершеннаго терпения исполненная; Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранительнице; Радуйся, яко от младенчества Господеви прилепилася еси; Радуйся, яко Господь Бог от юности освятити тя благоизволи; Радуйся, яко со страхом Божиим и усердием храму Божию и службам церковным прилежала еси; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 4

Бурю бед, напастей и лютых гонений на церковь святую попусти Господь за грехи народа, отступившаго от веры отеческия и заповедей Господних не хранящаго. Многия верныя чада церкви за Христа лютыя страдания от безбожных властей претерпеша и мученическия смерти сподобишася, храняще любовь и верность Отечеству нашему Православному и Христу Богу поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще богоугодное житие твое, власти безбожныя заключиша тя, агницу непорочную, в темницу к разбойником в единей малой срачице на поругание и осквернение. Ты же, имея велие упование на Господа, в темнице безмолвно день целый на коленях стояла еси, от заключенных оскорбления, брань и биения претерпела еси и токмо усты непрестанно молитву Господу творила еси. Страж темничный, желая зрети поругание твое, узре велию славу твою: свет небесный озари главу твою. Он же приближися главою к главе твоей, хотяще, яко да и на него приидет сияние дивное сие. Видяще же посрамление свое страж жестокий устыдеся, возврати тебе одежды твоя и переведе тя в иную темницу. Мы же, видяще тя, храниму Богом, поем тебе тако: Радуйся, в темницу заключенная; Радуйся, в темнице той многия страсти понесшая; Радуйся, едину надежду и веру токмо на Бога полагавшая; Радуйся, Им Единым и Милостивым от поругания и осквернения сохраненная; Радуйся, многия заключенныя своим долготерпением удивившая; Радуйся, смирением своим люди, аки волки лютыя, укротившая; Радуйся, Апостолом Петром в темнице посещенная; Радуйся, Первоверховным Апостолом из темницы изведенная; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 5

Божественный свет осия ризы твоя, егда из плена шедшую тя на пути люди злыя сретоша и аки вепри дивия устремишася на тя, хотяще зло ти сотворити. Ты же, аки голубица кроткая, слезне Царицу Небесную защитити тя молила еси и к стожку сена добежаше, спиною к нему прилепилася еси, желая укрытися. Люди же злыя вокруг стожка ходяще и невидяще тя, светом неземным одеянную, вельми яряся и браняся, отыдоша не причинив ти зла. Мы же, за таковую милость, Царице Небесней поем радостно: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще и слышаще плач велий в доме церковнаго ктитора, во граде Чернигове, яко чадо их умре на печи от угара, мати наша милосердная, коленопреклоненную молитву ко Господу вознесла еси да возвратит душу отроковицы в тело. Окропила еси чадо святою водою и чадо оживе пред очима горько страждущих родителей, и тако скорбь их в радость обратила еси. Хотяще ктитор возблагодарити тя, проси остатися и жити в дому его. Ты же, не хотяще славы людския, тайно отошла в страну иную. Мы же, дивящеся чудесе твоему поем ти таковая: Радуйся, яко любовь велию к страждущим в сердце имевшая; Радуйся, сердцем своим скорбящих всех вельми утешавшая; Радуйся, дерзновенныя молитвы за них к Богу возносившая; Радуйся, яко молитвы твоя слыша Господь; Радуйся, молитвами твоими всех скорбящих утешавшая; Радуйся, скорби людей в радость претворявшая; Радуйся, славы земныя не искавшая; Радуйся, плоть свою трудами великими изнурявшая и благодать Духа Святаго стяжавшая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 6

Проповедует Богоугодное житие твое, всечестная наша мати, како подобает чтити Христа Бога нашего, Пречистую Матерь Его и святых угодников. Како надлежит любити храм Господень, хранити заповеди, соблюдати посты, поминати усопшия, любити ближния своя. Многая и преславная чудеса совершила еси действием и дарами Духа Святаго. Научи и нас пети благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия Богоугодное житие твое, яко светлая заря, призывающе всех на делание свое со усердием, да последуем тебе поя сицевая: Радуйся, научающая нас Христа Бога нашего чтити. Радуйся, научающая нас Богородицу всем сердцем возлюбити. Радуйся, научающая нас непрестанныя молитвы к Небу возносити. Радуйся, научающая нас всем святым поклонятися. Радуйся, научающая нас Храм Господень посещати. Радуйся, научающая нас не токмо ближния, но и обидящия нас любити. Радуйся, научающая нас скорби и болезни, напасти и обиды благодушно терпети и за все Бога благодарити. Радуйся, научающая нас благочестно житие наше проводити. Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, преподобная Алипие, светильника нова, приведе тя во святый град Киев в Лавру Печерскую, идеже ты велиим пощением, столпничеством, коленопреклонением подвиги своя усугубила еси, непрестанно поя Господеви хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую видяще тя избранницу Божию, в духовныя чада прият тя наместник Лавры архимандрит Кронид. Отец духоносный, подвижник и постник, молитвенник и страстотерпец, на тесный путь спасения чадо свое благослови. Тем же и мы вопием ти таковая: Радуйся, отцем духовным возлюбленная; Радуйся, отца духовнаго возлюбившая; Радуйся, на тесный и скорбный путь жития земнаго им благословленная; Радуйся, послушная во всем отцу духовному; Радуйся, подвиг юродства о Христе по его благословению на ся вземшая; Радуйся, подвиг столпничества в Лавре Печерской понесшая; Радуйся, веригами, аки драгими ожерельями грудь свою украсившая; Радуйся, подвиги своими старцы лаврския удивившая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 8

Странно бе видети, како в немощнем телеси твоем сила Божия новаго человека в тебе созидаше. Духом Святым даровася тебе благодать зрети мысли людския, дарования откровений, пророчеств и исцелений. Кто возможет изрещи борения твоя с духами нечистыми, плотию и миром, от коего отрещися восхотела еси, ради непрестанного пения Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся земная хваления тебе воспети по достоянию не возмогут духовная чада твоя, преподобная мати наша Алипие, видяще тя посреде бурь житейских миром их ограждавшую и о святей Церкви велие попечение имевшую. Хотяще уневестити тя Христу Богу нашему, духовный отец твой архимандрит Кронид постриже тя в ангельский чин в честь и память преподобнаго иконописца и чудотворца Печерскаго Алипия. Мы же, суетою помраченныя, радостно поем ти: Радуйся, ангельскаго чина сподобившаяся; Радуйся, постриг от руки отца духовнаго приемшая; Радуйся, в честь и память преподобнаго иконописца и чудотворца Алипия нареченная; Радуйся, живописанием подвигов земных своих преподобному Алипию уподобившаяся; Радуйся, николиже Лавру Печерскую не оставлявшая; Радуйся, за обитель свою коленопреклонно с воздетыми руками слезне молившаяся; Радуйся, дарования благодати Духа Святаго стяжавшая; Радуйся, свеща новая, в обители Царицы Небесной возжженная; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 9

Все сердце твое содрогнуся, Богомудрая, егда безбожными властями великая святая Лавра Киево-Печерская в музей обратися. Коими словесы возможем изрещи скорбь твою, мати Алипие: умолкоша колокола, храмы закрышася, лампады угасоша, келлии опустеша, старцы и монахи в мир изыдоша. Никогоже обретеся пети в Лавре Богокрасную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии мудрии человеческими языки не возмогут изрещи велию скорбь сердца твоего, любвеобильная наша мати, егда изшедши в мир, искала еси себе пристанище и нигдеже обретала еси е. Многия скорби, поношения и гонения претерпевающе, непрестанно молила еси Царя Небеснаго, да не лишит тя жилища земнаго, идеже возможеши главу подклонити. Милосердный же Господь всели тя в пустыню Голосеевскую близ скита Лаврскаго, идеже многия старцы подвиги своя добре понесоша. Дивяся же таковому промышлению Божию о тебе мати Алипие, вопием ти: Радуйся, в пустыню близ скита Лаврскаго вселившаяся; Радуйся, своими молитвами пустыню разоренную облагоухавшая; Радуйся, Ангела-Хранителя Престола церкве разоренныя видевшая; Радуйся, кладбище пустынное посещавшая; Радуйся, преподобнаго Алексия Шепелева вельми чтившая; Радуйся, духовныя чада своя молитися к нему на могилку посылавшая; Радуйся, блаженному отцу нашему Феофилу равночестная; Радуйся, затворнику Досифею подобная; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 10

Спасительнаго твоего подвига высоту обрела еси, многоскорбная наша мати, егда двери келлии своей отворила еси для людей, да внидут к тебе за утешением и исцелением вси скорбящии и болящии, грешнии и заблуждшии и ищущии пути спасения. Мы же, чтуще велию любовь твою к людем, Господеви поем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нерушимая, пристанище и отрада, утешение и веселие была еси, блаженная наша мати, всем к тебе прибегающим. Сего ради вопием ти: Радуйся, всеми благодатными даровании Духа Святаго людем послужившая; Радуйся, Духом Святым люди на святую истину наставлявшая; Радуйся, от неисцельных болезней мастию, тобою составленней люди исцелявшая; Радуйся, яко пища у тебе чудесно умножашеся; Радуйся, яко пища твоя лекарством бываше; Радуйся, плененныя люди за ограду выводившая и тем их спасавшая; Радуйся, за их спасение себе ключики на шею надевавшая; Радуйся, из ключиков тех веригами, аки жемчугом бесценным, себе украсившая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 11

Пение и святыя молитвы непрестанно возносила еси Пресвятей Троице, Иисусу Сладчайшему, Пречистей Богородице и всем святым, блаженная Алипие и всем житием твоим подвижница благочестивая явилася еси,прозорливая и преизрядная. Светильник свой, ярко возжженный, высоко держаше через все житие неугасимым пронесла еси. Мы же, благодаряще Господа за таковую милость к нам, поем согласно: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательным светильником явилася еси, Алипие блаженная, всем с верою к тебе приходящим. Благочестно живущим была еси опора крепкая. Священником и монашествующим была еси наставнице изрядная. Во тьме грехов погрязшим, заблуждшим и от пути истиннаго отклонившимся — вразумление кроткое. Мы же разумеюще любовь сию великую ублажаем тя тако: Радуйся, на святыя иконы крепко молившаяся; Радуйся, от святых икон благословение получавшая; Радуйся, многия советы полезныя дававшая; Радуйся, от судов неправедных избавлявшая; Радуйся, в темнице заключенным ослабу подававшая; Радуйся, в трудных делех помощнице; Радуйся, на воинской службе состоявших крепкая защитнице; Радуйся, путешествующих от внезапныя смерти избавлявшая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 12

Благодать и велие твое дерзновение пред Богом ведуще, молимся тебе тепле: моли Господа, да сохранит Церковь Свою святую и избавит Ю от расколов и ересей, власти умудрит, гордыя и дерзкия смирит, заблуждшия и отпавшия от веры отеческия в лоно Матери-Церкви возвратит, от войн, нестроений и глада избавит. Да подаст земле плодородие, воздуху благорастворение, пастырем еже в вере Православней крепкое стояние и дерзновение, да поем тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое прославление, ублажаем тя, преподобная, яко многомощную о нас молитвенницу, утешительницу, покровительницу и с любовию возглашаем ти сице: Радуйся, посещения Матери Божией сподобившаяся; Радуйся, Царицу Небесную телесными очами лицезревшая; Радуйся, чада твоя Царице Небесней вручившая; Радуйся, всеми преподобными Печерскими хранимая; Радуйся, многия святыя грядущия на облацех зревшая; Радуйся, кончину свою за год предсказавшая; Радуйся, мирныя и тихия кончины в день воскресный сподобившаяся; Радуйся, Благоуханием от книги блаженнаго Феофила о кончине своей чаду своему возвестившая; Радуйся, из дальних стран на погребение свое чада дивно собравшая и многия чудеса явившая; Радуйся, блаженная мати наша Алипие, на пажити Богоматери подвиги своя добре совершившая.

Кондак 13

О преподобная и блаженная мати наша Алипие! Приими малое сие наше моление в похвалу тебе возносимое, моли Господа нашего Иисуса Христа и Матерь Его Пресвятую Богородицу даровати православным христианом на враги победы и одоление, миру умирение, земли нашей утверждение; нам же грехов оставление, жития исправление, да тако наследницы Царствия Небеснаго будем, со ангелы Богу поюще: Аллилуиа.

Молитва

О преблаженная и всечестная наша мати Алипие, Лавры Киево-Печерския похвало, красото и радование, великая о нас молитвеннице, усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: моли Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу во еже избавитися нам от многоразличных духовных и плотских недугов, болезней. Да подаст нам Господь прощение согрешений наших и стяжати благодать Духа Святаго, Господа Животворящаго, во вспоможение брани на невидимыя и видимыя враги наша.

О таиннице чудная! Простри молитву твою к Престолу Всевышняго, да избавит нас Владыка мира от ада преисподняго, от волков мысленных, многоразличных зол и бед.

О преподобная мати Алипие, и по смерти не остави чада твоя, от всех концев страны тобою собранныя, и избави я от всякого навета вражия. Ум наш озари светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в законе Его утвердившеся, неленостно пойдем по пути заповедей святых. Осени своим матерним благословением нас всех в скорбех и печалех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых. Испроси нам свыше дух кротости, терпения и любве, мудрости и покаяния. Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленныя вразуми. В супружестве живущим буди любве и мира подательнице, младенцем крепкое и доброе возрастание, отроком и отроковицам в учении помощница и ума прибавление. Юным — наставнице и надежная хранительнице чистоты и целомудрия. Старым сединам — добрая опора и мудрость. Странствующим — от внезапныя смерти избавление. В темницех заключенным — скорое от уз разрешение. Да низпослет нам Господь твоими молитвами, мати Алипие, труд полезный по сердцу нашему. В житейских делех буди нам мудрая советодательнице. Жилищам нашим хранительнице крепкая и надежная. Нищим и неимущим — щедрая и богатая милостыни подательнице. Всем нам крепко веру Православную хранити, в любви друг ко другу пребывати, память твою чтити и за все Бога хвалити ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Голосеевскую пустынь, в Киев, в дни памяти блаженной стекаются сотни верующих Олег Слепынин 30.11.2011

В Киевском монастыре Свято-Покровская Голосеевская пустынь 30-го числа каждого месяца проводится особое служение в память дня ухода из земной жизни монахини Алипии, почитаемой многими как блаженная чудотворица.

Без паспорта

Почти все биографические сведения о ней носят лишь приблизительный характер, почерпнуты из того немного, что иногда она о себе рассказывала.

Год её рождения теперь указывают как 1910-й. Но в некоторых жизнеописаниях можно встретить и 1905-й, и 1908-й.

Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. Своего крова, жилья надёжного никогда не имела. Фотографировать себя не разрешала. Этим объясняется столь малое число её изображений – буквально считанное количество. Сохранилось ещё несколько мгновений кинохроники…

Она – наша современница. Из земной жизни матушка Алипия ушла 30 октября 1988 года. Ею были предсказаны Чернобыльская беда, филаретовский раскол (за пять лет до события) и времена, кажется, новых чудовищных испытаний; предсказана война.

Странница

Родилась она в Пензенской губернии, в православной мордовской семье Авдеевых. При крещении ей было дано имя святой мученицы Агафьи, икону которой всю жизнь носила у себя на спине.

В 1918 году девочка чудом осталась жива: вышла к соседям. Вернулась – родители убиты. Восьмилетний ребёнок, она всю ночь читал над их остывшими телами Псалтирь…

Странствовала по святым местам. Рассказывая о чём-то, матушка Алипия называла себя в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали». Вспомним, что между Пюхтицким Успенским монастырём в Эстонии и Сибирью тысячи километров… Рассказывала она, что долго сидела в тюрьме: «Толкали меня, били, допросы делали…» Её морили голодом… Обычно о подробностях её не расспрашивали, и вот почему: «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить». Но другим людям она сообщила и подробности: «Однажды её арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка.

Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая».

Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас её апостол Петр – отворил дверь и провёл мимо всех охранников через чёрный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у неё остались глубокие шрамы…» Полагают, что именно в то время она и посетила старца иеросхимонаха Феодосия (Кашина; 1841-1948), жившего в горах под Новороссийском. Она говорила: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Полагают, что тогда же чудотворец Феодосий благословил её на подвиг юродства.

Как и где она училась, — сведений нет. Но она хорошо читала по-церковнославянски и по-русски, иногда говорила и молилась на мордовском языке.

Во время войны Агафья Тихоновна Авдеева побывала на принудительных работах в Германии. Её келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка ещё до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев…»

В Лавре

На Руси нет простых выходов из ловушек истории. Киево-Печерская лавра, после разгрома в 1920-е, ожила осенью 1941-го, при немцах. Гитлеровские власти открывали храмы, конечно, не из тайных симпатий к исторической России, но из ситуативной конъюнктуры, желая предъявить населению плюсы нового миропорядка, противопоставляя его большевистским установкам.

В храмах Киево-Печерской лавры вновь зажглись лампады, возобновились богослужения, привлекая уцелевших подвижников благочестия, прошедших через аресты, ссылки, лагеря. О своём пребывании в Киево-Печерской лавре матушка Алипия рассказывала: «В Лавре я был 20 лет. Три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я всё терпел». Двадцать лет – это именно те годы, когда лавра была открыта, с оккупационного 1941-го по хрущёвский март 1961-го.

Духовником-наставником Агафьи Тихоновны стал о. Кронид (в миру Кондрат Сергеевич Сакун; 1883-1954; с 1945 года архимандрит, с 1947 – настоятель Лавры). В свой час о. Кронид постриг Агафью в монашество с именем Алипия – в честь преподобного Алипия Печерского.

По воспоминаниям, относящимся к 1947 году, матушка Алипия была худенькой, стройной, аккуратно причёсанной. Её длинные каштановые волосы были заплетены в косу вокруг головы «корзинкой». Все называли её Липа, жила она «в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом… У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей, которые делали её молодой, преображая до девочки-подростка… В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой. От неё не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся».

Не менее поражало наблюдавших за нею, что жила она в дупле, в котором не подняться в рост, около которого в снежные морозные ночи выли голодные собаки.

Вероятно, этот период относится к послевоенному времени, когда тот, кто принимал беспаспортную матушку Алипию, рисковал административно. Она вспоминала: «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит – нечего тебе, баба, тут сидеть. Но я на них не обижался…» В особо сильные морозы иные пускали погреться в сени. А потом: «Согрелась? Ну иди, спасайся»…

«Спецназ»

Юрод – недоумок, бомж, «чудо в перьях». Кто таковых не встречал? И в автобус такого не пустят, а на улице дети и снежком бросят, а то и камнем. В этой среде, очень сомнительной для «чистого общества», среди массы психически больных или по несчастию опустившихся людей, почти неотличимо от них, может жить аскет, сознательно отказавшийся от благ цивилизации, обладающий даром необыкновенной любви, а может, и чудотворения – целительства, прорицания.

Известный киевский священник о. Андрей Ткачёв, замечательный проповедник и писатель, в одном из выступлений (доходчиво для современного человека) так объяснял, кто такой Христа ради юродивый.

Используя аналогию с армейским воинством воинства духовного, он назвал юродивых «спецназом», как бы «особым подразделением» среди сонма других святых – мучеников, исповедников, пустынников, затворников…

Сначала к Алексею сходите…

После закрытия Лавры матушка Алипия многие годы жила, где придётся. В 1979 году, накануне Олимпиады, беспаспортную монахиню вывезли в пустующий домик в Голосеевском лесу, в местность, удалённую от городских магистралей.

Голосеевская пустынь как скит Киево-Печерской Лавры и летняя резиденция Киевских митрополитов была основана в 1631 году святителем Петром Могилой.

С обителью связано немало известных нам подвижников веры, в их числе – преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев; 1840-1917), прозорливый старец, почитаемый всей имперской Россией.

В августе 1941-го через Голосеево проходила линия обороны, шли чудовищные бои. Ни один снаряд не попал на монастырское кладбище.

К могилке о. Алексия матушка Алипия отправляла всех, приходивших к ней: «Сначала к Алексею сходите поклонитесь, потом ко мне». Или: «Иди, там священник служит»…

Чудотворица

Многие отмечали её абсолютное самоотвержение, необыкновенную любовь и сострадание к людям.

Знавшие её не сомневаются, что ей был открыт мир духовный, нам невидимый, что в сердцах людей она читала, как в открытой книге.

Почти все вспоминают, что людей она лечила мазью, которую сама готовила. Лечение это, порой, было столь чудодейственным, что иные полагают, — целебная сила была не в самой мази, а в молитве удивительной монахини. Есть свидетельства излечений от самых тяжёлых недугов. Причём чудотворения происходят и ныне…

Все вспоминают её обильные угощения. Сколько бы человек ни пришло к ней, хоть и три десятка – всех кормила. Алексей А. рассказывает: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали. Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу. Несколько раз мне и моим знакомым предлагала деньги, как бы предсказывая скорую нужду в них…»

Монахиня Л. вспоминала: «Едем из церкви с Матушкой в троллейбусе, а одна женщина (попутчица) как бы про себя говорит: «У этой старухи денег много, все дают». Матушка услыхала и просто по-детски отвечает: «Говорят, что кур доят, а мне кто копеечку даст, я в церковь несу, свечи куплю и за того поставлю».

В церковь она всегда приносила на поминальный столик много булок и хлеба, покупала большие свечи…

Как-то к ней пришли три юноши. Один был настроен скептически.

Матушка Алипия внимательно посмотрела на каждого, а скептику вдруг сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Парень переменился в лице. Оказалось, она обличила содомский грех.

Молодой человек остался для беседы. Неизвестно, было ли покаяние. Но через месяц он скоропостижно скончался.

Кому-то она говорила: «Без жены пропадёшь». Двум молодым людям, которые, начитавшись житий святых, захотели уехать на Кавказ, спасаться в пустынном месте, вдруг сказала: «Вот древние подвижники!» А потом добавила: «Сейчас не то время и не для вас!» И другого молодого человека, возмечтавшего о подвиге юродства, попыталась остановить: «Не смей, убьют». Тот не послушался, погиб.

Алексею А, который когда-то и не помышлял о духовном образовании, однажды сказала: «Закончишь семинарию и здесь недалеко будешь пономарить». Алексей был удивлен, стал спорить. Через два года в Киеве открылась семинария, он её окончил и потом служил пономарём недалеко от Голосеево, в Китаевой пустыне.

За пять лет до своей кончины она сказала и о возрождении Голосеевской обители. Как-то шла по монастырским руинам в сопровождении сестёр Флоровского монастыря и вдруг воскликнула, будто те могли видеть: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Трудно в это было поверить. Голосеевская пустынь начала оживать в 1993 году. В тот же год был прославлен Церковью в лике святых (в праздник равноапостольного великого князя Владимира) преподобный Алексий Голосеевский.

Горе идёт

Люди не могли взять в толк её фразы: «Под землей горит, горе идёт». Таких слов как «реактор» и «радиационная авария» она, наверняка, не знала. Говорить же о том, что «горе идёт», начала ещё зимой, задолго до чернобыльского 26 апреля. А за день до аварии она ходила по улице, взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Людям, пришедшим к ней в тот день, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Когда случилась авария, спрашивали: уезжать? Говорила: нет. На вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…

Она не раз прилюдно отрицательно отзывалась о М. Денисенко, в ту пору киевском митрополите. Алексей А. вспоминал: «Увидев фотографию Филарета, сказала: «Он не наш». Мы стали объяснять Матушке, что это наш митрополит, думая, что она его не знает, но она снова твердо повторила: «Он не наш». Тогда мы не поняли смысла её слов, а теперь удивляемся, за сколько лет вперёд Матушка всё предвидела».

Однажды в храме Вознесения Господня, что на Демеевке, прихожанкой которого была, во время архиерейской службы она вдруг воскликнула, провидя будущее: «Славен, славен, а мужиком умрешь». В тот раз её выгнали из храма.

Вспоминает Н.Т.: «Сидим мы у Матушки, разговариваем. Печка уже давно прогорела, обед сварили. А.Р. показывала журнал, в котором была большая фотография М.А. Денисенко. Матушка схватила журнал, двумя пальцами ткнула ему в глаза и закричала: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь. Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Скомкала журнал и бросила его в печку. Собравшиеся от неожиданности растерялись и молча сидели, слушая, как гудел в печке, догорая, журнал. Придя в себя, я спросила Матушку: «А что же будет?» Матушка улыбнулась своей широкой детской улыбкой и сказала: «Владимир будет, Владимир!». И когда произошёл в нашей церкви раскол, мы без всякого сомнения и колебания пошли за тем, кого указала нам Матушка еще года за полтора до своей смерти и почти за пять лет до событий».

Существует её пророчество и о грядущей войне. «Государства по деньгам различаться будут.

Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею.

Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». «Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп». Под трупом обычно понимают мавзолейного покойника. О дате «на Петра и Павла», как потом поняли, сказано было не о Дне первоверховных апостолов, что празднуется 12/29 июля. В 1987 году, по её календарю, который она называла Иерусалимским, этот день был на Преображенье – 19/6 августа.

Ещё учила: «Когда едешь в Киеве по Крещатику – молись, потому что он провалится».

Сияние

О дне своей смерти знала, предупредила загодя. Монахиня Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье». Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря. Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…

Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста.

Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник». А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел. Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *