Про милосердие

Милосердие… Если спросить кого-нибудь, что это такое в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил чтото очень плохое. Термин «милосердие” несколько устаревший, непопулярный сегодня. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия”, «Брат милосердия” даже словарь дает их как «устар.”. Но изъять милосердие значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности: милости к поверженным и пострадавшим. Вспомним русских писателейгуманистов: Тургенева, Толстого, Достоевского, Короленко и других. Какое созвездие имен! Каждый сказал о милосердии свое и посвоему. Милость к униженным , оскорбленным, становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось благодаря пушкинскому завету милости к падшим. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Как бы ни трактовать последнюю строку стихотворения А.Пушкина «Памятник”, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Можно проследить, как в поэзии и прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. Все творчество Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия. Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина «Капитанская дочка”. Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести история взаимоотношений Гринева и Пугачева есть прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. «Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьет, собака, в первом кабаке”. Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища!” И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин:”Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком”. Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное… В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и… уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!” И завязались между героями отношения, где высший и низший едины , где нет ни господина, ни раба, где враги братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие ? Чем его измерить ? Только милосердием же. И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. «Я помиловал тебя за твою добродетель”, за то, что ты оказал мне услугу…” говорит Пугачев Гриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется война. Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой не любовь страсть, не любовь восхищение, а христианская любовь, жаления. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Милосерден Гринев и к своему врагу (к Швабрину). Когда Гринев вырывает с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава «Сирота”. Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. «Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону”. Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать «пир победителей” над поверженным противником хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души. Наконец на суде Швабрин оказывается главным и, собственно, единственным обвинителем Гринева. Швабрин возводит на Гринева сознательную и чудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим. Интересна реакция Гринева. » Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги”. Гдето слова уже бессильны… И не только слова, но и любые жесты, грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую душу… И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый взгляд. И может быть, Бог знает! этот спокойный человеческий взгляд сможет послужить опорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной душе, поможет остановиться и не упасть в последнюю геенскую бездну отчаяния… Конец повести счастливый, но не слащавая подачка читателю «романтической повести”, а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции автора, утверждающий, что мир, «лежащий во зле”, стоит на добре. Господствующим принципом отношений Пушкин считал гуманность. Гармония между человеком и природой, внутри общества, в самом человеке покоится на его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию. Искомую им гармонию, благородную простоту, нравственный артистизм имеет сама его личность, запечатленная в лирических стихотворениях, в прозе. В «заветной лире”, по слову самого поэта, отлилась его «душа”. В ней, как сказал Гоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который явится на Руси, может быть через двести лет.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Милосердие что это такое. Поищите еще с сайта похожие.

Фильм «Берт Хеллингер»

Некоторые виды сострадания — безумная религия детей.

​​​​​​​Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

Сострадание — это наше, российское, а по поводу своего всегда разбираться трудно. Российский менталитет удивителен: забота о здоровье в российской культуре ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать (уходить от) тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Почему? Потому что он теперь страдает. И у нас — сострадание…

Кто работал с созависимостью, знает, какая это больная тема: «Как же он без меня?» — и женщина годами живет с алкоголиком, поддерживая его в алкоголизме и лишая нормальной жизни себя. Потому что ему будет без нее совсем плохо, потому что он будет страдать, и она это чувствует, она не бесчувственная, у нее есть чувство сострадания. Сострадание — звенящая нота нашей культуры, подарившая нам и много красивого, доброго, и одновременно принесшая нам много боли и страданий.

Сострадание — способ поддержки, характерный для женской культуры. В мужской культуре сострадание не принято и не востребовано.

Воспитывая в детях сострадание, мы получаем два разнонаправленных результата. С одной стороны, мы хотим предупредить в детях безразличие и жестокость: мы полагаем, что, чувствуя боль другого, ребенок едва ли будет причинять ему боль. Уверенности в успехе тут немного: сентиментальные люди ничуть не менее жестоки, чем не сентиментальные. С другой стороны, мы по факту подкрепляем расстройство другого человека, его негативные эмоции, по сути приучаем к проблемному поведению.

Мужчины не расположены к состраданию и по другой причине: в мужской культуре принято скорее думать, нежели чувствовать, и делать что-либо «без раздумий» считается дурной привычкой. В ситуации, где необходима помощь, сотрудники МЧС помощь организуют и оказывают, но делают это продуманно, имея план и просчитывая эффективность тех или иных мероприятий.

Если сострадающие женщины включаются в дело помощи, занимаясь реальной помощью, это полезно и нужно. Если сострадающие женщины делают скорбные лица, плачут и от помощи отвлекают — они обслуживают только себя и свои чувства, а делу мешают.

Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.

Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности.

Когда сострадание уместно и оправдано? Когда у человека большое горе, он часто теряет контакт с окружающими, и восстановление его душевных сил затруднено. Если в это время выразить ему сострадание, это окажется уместной пристройкой, даст возможность наладить с ним контакт, и тогда постепенно окажется возможным ему помочь.

Обезболивающие средства — не способ нормальной жизни, но в медицине они оказываются уместны. Также и сострадание — когда человеку очень плохо, как временная мера — сострадание уместно. Делать же сострадание нормой жизни, жить состраданием — не вполне адекватно.

31 марта 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном мире слово «милосердие» употребляется довольно редко.

Поэтому многие, особенно подрастающее поколение, либо вообще его не слышали, либо не совсем понимают его истинное значение.

Что такое милосердие, в чем его суть и смысл – тема сегодняшней статьи.

Определение что такое милосердие

Слово милосердие состоит из двух корней: «милое сердце» (или «милый сердцем»). Это понятие вышло из религии и означает любовь к ближнему. Это одна из добродетелей, заключающаяся в том, чтобы в каждом человеке видеть божью искру, любить других так, как любишь Господа.

Ближние люди – это не только друзья, родные и коллеги. Это люди всей земли: согласно христианскому учению, человечество произошло от Адама и Евы, а значит все мы являемся родственниками и должны любить друг друга.

Милосердие – это необязательно та глубокая любовь, которую мы испытываем к своим детям или родителям. Можно просто относиться к другим людям с уважением, пониманием и принятием. Вести себя доброжелательно и помогать окружающим, совершать благие поступки, нести в мир хорошее.

Милосердие – это душевное качество, внутреннее состояние. Милосердный человек имеет следующие черты характера:

  1. сострадание и сочувствие;
  2. способность понимать другого;
  3. желание заботиться о людях;
  4. бескорыстное отношение;
  5. прощение оступившихся;
  6. терпимость к недостаткам людей;
  7. гуманизм;
  8. человеколюбие.

Для чего это нужно

«Кто берет – наполняет ладони. Кто дает – наполняет сердца» Лао Цзы.

Что произойдет с человечеством, если каждый из нас станет думать только о себе? Долго ли проживет цивилизация, состоящая из форменных эгоистов и эгоцентристов? В погоне за выгодой, личными интересами и удовольствием люди начнут ожесточаться все больше и больше, теряя всякие морально-нравственные ценности и человеческий облик.

Чтобы выжить, нам придется начать уничтожать друг друга, затевая войны. Последствия понятны: в лучшем случае мы сильно поредевшим составом вернемся к варварским временам, где человеческая жизнь не стоит ломаного гроша. В худшем – люди просто перебьют друг друга и исчезнут с лица земли. Так себе перспективка, не правда ли?

Эгоизм рождает страдание, милосердие – это всегда радость. «Наполняйте сердца» друг друга.

Один добрый поступок делает счастливыми как минимум двух людей: того, кто его сделал и того, кто получил. Последний, если он не эгоист, тоже захочет быть полезным для кого-то и, в свою очередь, поможет следующему. Такая цепочка добра отлично проиллюстрирована в фильме «Заплати другому», где ее запустил маленький мальчик (советую к просмотру).

Чем отличается милосердие от доброты

Милосердие тесно связано со многими высокими и светлыми чувствами, одно из которых доброта. Чем отличается доброта от милосердия, что их объединяет? На первый взгляд они очень похожи: по незнанию их можно даже спутать между собой, называя одно другим.

И действительно, оба феномена являются качествами души, целью обоих является желание быть полезным для окружающих. Но есть один нюанс.

Милосердие — это практическая реализация врожденной доброты. К сожалению, не все добряки готовы кому-то помогать — они могут просто посочувствовать и пройти мимо. Добрых много, а милосердных (готовых действовать) намного меньше.

Милосердие же не может существовать без доброты. То есть, чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым. Но не просто добрым, а деятельным, т.е. готовым активно помогать другим, а не просто «смотреть на них с добротой в глазах».

Если же доброты в человеке нет, то все его «хорошие» дела – это всего лишь театральные действия а-ля «посмотрите, какой я хороший». Это все тот же эгоизм: добрые дела совершаются с личной выгодой – доказать всем свое превосходство и «святость». Не задумывались, почему филантропы — это обязательно «денежные мешки»?

Поэтому не поленитесь лишний раз задать себе вопрос: «Для кого я хочу это сделать? Для себя или другого?» Тут главное – быть честным с самим собой, чтобы не заиграться. Нет ничего страшного в том, чтобы признать в своих действиях корысть.

Все мы простые люди и низменные чувства для нас не чужды. Признав это, у вас появляется шанс, чтобы исправить себя, вырасти духовно, стать более совершенным. Утаивая «темные пятна души», человек никогда не сможет их отбелить.

Как развить в себе это качество

Проявление милосердия требует от человека альтруизма – это желание помогать нуждающимся, делать добрые дела. Эти действия часто сопровождаются тратой внешних (материальных) и внутренних ресурсов, что является не такой уж простой задачей.

Мало кто хочет делиться деньгами и тратить свое время на чужих людей. Для этого нужно проявить настоящее благородство, основанное на любви и сострадании ко всем, кто в этом нуждается.

Итак, если вы хотите развивать в себе милосердие, то обратите внимание на следующие пункты:

  1. забудьте о личной выгоде. Если решились на доброе дело, то думайте о том, для кого вы стараетесь. Даете что-либо – отдавайте безвозмездно и не ждите чего-либо взамен. Главная награда – это улыбка и благодарность (иногда и ее не стоит ждать) тех, кому вы помогли;
  2. прощайте обиды и помогайте даже тем, кто вам когда-то насолил. Милосердие не знает ненависти, злобы, зависти, ревности и других разрушающих чувств. Все люди ошибаются, и ваш обидчик тоже мог — простите его и окажите помощь, если того потребует ситуация;
  3. учитесь слушать и слышать других. Иногда мы чувствуем себя одиноко и страдаем по этой причине. Выслушайте другого. Возможно, ему нужно именно это;
  4. делайте пожертвования. Никто не говорит, что нужно раздавать свои кровные направо и налево: отдайте ту сумму, которая будет для вас незначительной. На сегодняшний момент в нашей стране мало богачей, но если каждый из нас скинется хотя бы по 50 рублей на операцию больному ребенку, то и мы не обеднеем, и спасем чью-то жизнь;
  5. помогайте людям в повседневной жизни. Спросили дорогу? Подскажите. Попросили совет – дайте, если можете. Переведите старика через дорогу. Уступите место женщине. Спасите котенка. Это все мелочи, но именно из них и состоит наша жизнь;
  6. найдите пару часов в неделю, чтобы уделить время тем, кто в этом нуждается. Можно съездить в детский дом и поиграть с детьми. Посетить дом престарелых и поговорить со стариками. Поддержать разговором смертельно больных, доживающих свои последние дни в хосписе. Сделайте что-то по дому одинокой бабушке.

На самом деле есть множество вариантов, как «тренировать» и проявлять милосердие. Стоит просто этого захотеть, посмотреть по сторонам, и вы всегда найдете человека или ситуацию, которые нуждаются в вашем участии…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

МИЛОСЕРДИЕ

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

В русском сознании милосердие-это душевное сострадание, вызывающее желание помочь, защитить, спасти и приводящее к нравственному самоочищении., как деятельная форма покаяния. Милосердие – это нравственное чувство, обогащающее личность состраданием (сердолюбие) к другому человеку, оно не ограничивается жалостью, но вызывает действенное участие в судьбе страдающих людей (открытое, горячее, доброе сердце). Милосердие – это способ нравственного облагораживания помощью слабому, выходящий за пределы словесного выражения такой помощи (по В.В. Колесову). В обыденном сознании современных русских милосердие понимается, как готовность оказать помощь, проявить снисхождение и сострадание, человеколюбие (по Кузнецову А.С.).

Ценность милосердие связана в сознании носителей русского языка и культуры, с одной стороны, с религией и духовностью, а, с другой стороны, с душой, спасением, смирением, верой, прощением, соборностью и добром. Сторонники ценности милосердие – это женщины, лица старше 55 лет, пенсионеры, вдовы и вдовцы, разведенные, те, кому жить трудно (Базовые ценности).

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п. Доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Милосердие как любовь, верность, добросердечие и милость. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности. Нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде.

Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами.

I. Семантические компоненты содержания милосердие в энциклопедических источниках

Деятельное сострадание

· Когда Милий Алексеевич простыл и занемог жестоко, этот Мудряк вдруг выказал деятельное милосердие ― и молоко приносил, и хлеб, и в аптеку однажды сбегал.

Конкретно выраженная доброта по отношению к обездоленным

· Разве не знала вся православная Москва, что в благодарность за свою кротость и милосердие к обездоленным он был награжден свыше силой изгонять бесов?

Добродетель

· Возможно, именно поэтому их труд и востребован там, где необходимо милосердие, терпимость, добродушие, любовь, и строят они объекты социальной сферы: больницы, школы, детские сады.

· Она несет в общество милосердие, доброту, сочувствие, сострадание.

Человеколюбие

· Теперь вспомни о том, что неизмерима милость Господня, необъятна его всепрощающая любовь, что нет греха, побеждающего Его милосердие, что твой грех давно уже омыт бесценной Кровью Спасителя, ибо Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.

· Но главное, у них напрочь отсутствовали милосердие и сочувствие к своему многострадальному народу.

II. Семантические компоненты содержания ценности милосердие в лексикографических источниках

Готовность оказать помощь

· Достойны уважения терпение и милосердие, с которыми вы оказываете поддержку ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, детям, оставшимся без родительского попечения.

· Вашу помощь, милосердие и доброту, дорогие наши медицинские работники, невозможно переоценить ― они востребованы ежеминутно.

Снисхождение из сострадания

· «… Милосердие по отношению к врагу, который повержен и просит пощады.

· Солдаты проявили неожиданное милосердие ― древко было выдрано из люка, и кот вместе с сачком, кувыркаясь, полетел на обочину.

Человеколюбие

· Кроме того, действуют и совестные суды, представляющие экстраординарное монаршее милосердие по делам преступников по несчастию или невежеству, безумных, малолетних, а также колдунов, чья глупость и невежество явились причиной вредоносной ворожбы.

· И хотя милосердие стало роскошью, которую далеко не все могут себе позволить, находятся люди, готовые не просто принять на себя заботу о чужих детях, но и вернуть им понятие о родном доме.

Прощение из сострадания

· Но мы можем полагаться на милосердие Божие, на то, что Бог поможет преступившему нормы человечности осознать свою вину и попытаться искупить ее, начав новую жизнь.

· То, что прах Мартина Бормана не был предан земле, заставляет нас лишний раз уповать на милосердие Божие к душе нашего отца.

Добродетель

· Плоды духовной мудрости суть христианские добродетели: смирение, терпение, кротость, милосердие, любовь.

· Солидарность, товарищество, сочувствие, милосердие, честь, достоинство, подвиг отступают под жестким давлением меркантилизма, эгоизма, беспринципности, потребительства.

При сопоставительном анализе семантических компонентов содержания ценности милосердие, представленных в энциклопедических и лексикографических источниках, становится очевидным, что значение данной ценности, во-первых, более детально репрезентировано в лексикографических источниках, а, во-вторых, некоторые компоненты ее значения совпадают в энциклопедических и лексикографических источниках (добродетель, человеколюбие), в-третьих, что данная ценность в сознании носителей русской культуры ассоциируется с готовностью оказать помощь, человеколюбием, деятельным состраданием, а также добродетелью.

Семантические компоненты содержания ценности милосердие в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания ценности милосердие в лексикографических источниках

деятельное сострадание

конкретно выраженная доброта по отношению к обездоленным

добродетель

добродетель

готовность оказать помощь

снисхождение из сострадания

человеколюбие

человеколюбие

прощение из сострадания

III. Компоненты содержания ценности милосердие в ассоциативном словаре

· Понятийные реакции:

доброта 50; помощь 28; любовь 24; сострадание 19; жалость 14; благотворительность 8; прощение 8; забота 7; понимание 7; сердечность 7; сердце 7; добро 5; отзывчивость 4; поддержка 4; снисходительность 4; сочувствие 4; щедрость 4; внимательность 3; духовность 3; мягкость 3; безвозмездность 2; бескорыстность 2; благородство 2; внимание 2; гуманизм 2; добродетель 2; душа 2; жестокость 2; красота 2; открытость 2; помилование 2; сожаление 2; уважение 2; человечность 2; чувство 2.

· Тот, кто нуждается в милосердии:

люди 8; дети 5; жертвы 2; животные 2; инвалиды 2; старшим 2; убогие 2.

· Конкретные воплощения милосердия:

пожертвование 5; взгляд 2; вода 2; день 2; деньги 2; кроводача 2; пожертвования 2.

· Тот, кто проявляет милосердие:

· Состояния, связанные с милосердием:

мир 3; счастье 3; улыбка 3; война 2; дружба 2; радость 2; сила 2; честность 2.

· Символизация милосердия:

Джейн Остин 2.

· Оценка:

забывается 2; нехватка 2; тайна 2; трудность 2.

IV. Семантические компоненты содержания ценности милосердие в паремиологическом фонде русского языка

· Эмоциональность

Где гнев, там и милость.

Каков гнев, такова и милость.

Где строгость, там и милость.

Человек, который легко впадает в гнев, легко склоняется и к милосердию.

· Контроль

И на милость разум нужен.

Милосердным может быть умный человек.

· Жестокость

Сколько ни искать, а милости у злых не сыскать.

Милосердным может быть только добрый человек.

· Хвастовство

Милость твоя велика, а не стоит и лыка.

Ироничная поговорка про человека, проявляющего милосердие только на словах, но не на деле.

· Раскаяние

Повинную голову и меч не сечет.

К раскаявшемуся человеку необходимо проявлять милосердие.

Милость над грехом — что вода над огнем.

Милосердие помогает грешнику раскаяться.

· Жалость

Милости на коленях не вымолишь.

Милосердие не зависит от усилий того, кому оно необходимо.

· Гордыня

Милость дает гордость.

Проявив милосердие, человек может возгордиться.

· Смирение

Милость смиряет.

Проявив челосердие, человек сам может стать скромнее.

· Добродетель

Красна милость и в правде.

Правда и законность не должны препятствовать милосердию.

· Гуманизм

На милость образца нет.

Милосердие у всех проявляется по-разному.

12 медицинских сестер из Беларуси удостоены медали имени Флоренс Найтингейл – самой почетной и высокой награды для дипломированных медицинских сестер во всем мире.

Медаль имени Флоренс Найтингейл учреждена в 1912 году Лигой Международного Красного Креста и Красного Полумесяца в память об английской сестре милосердия Флоренс Найтингейл, которая посвятила свою жизнь уходу за больными и ранеными, развитию сестринской профессии,

Медаль присуждается раз в два года за исключительное мужество и самоотверженность, проявленные в мирное или военное время, при уходе за ранеными, больными, людьми с инвалидностью или гражданскими лицами, пострадавшими в результате конфликта, стихийного бедствия или катастрофы, а также за преданность делу, новаторский дух и творческий подход.

«За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» – написано на оборотной стороне медали.

За подвиги в военное время шесть медицинских сестер Беларуси, участниц Великой Отечественной войны, были награждены этой медалью. Это легендарные Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко – Герой Советского Союза, Софья Васильевна Голухова, Евгения Максимовна Шевченко, Екатерина Ефимовна Сиренко, Софья Адамовна Кунцевич и Мария Афанасьевна Гарачук.

Зинаида Туснолобова-Марченко – Герой Советского Союза, лауреат медали имени Флоренс Найтингейл 1965 года

Человеком из легенды называют Зинаиду Михайловна Туснолобову-Марченко. Она вытащила из-под огня 123 бойца, но в одном из боев была тяжело ранена. Только на вторые сутки после боя ее нашли разведчики и принесли в полевой медсанбат. Проведя ряд сложных операций, врачи сделали все, что было в их силах и возможностях, но спасти ей руки и ноги не смогли. Однако Зина Туснолобова нашла в себе силы жить и бороться. За мужество и отвагу Зинаиде Михайловне Туснолобовой-Марченко присвоено звание Героя Советского Союза. После войны жила в Полоцке, где есть ее музей-квартира.

Евгения Максимовна Шевченко – лауреат медали

Партизанская медицинская сестра Евгения Максимовна Шевченко, уроженка г.п. Богушевск Витебской области вспоминала: «В апреле 1944 г. во время разгрома немецкого гарнизона в деревне Блонь подорвался на мине партизан из отряда имени Ворошилова. Теряя сознание, он нашел силы прошептать: «Брось, сестрица, не жилец я». Но медицинская сестра осталась верной своему долгу: «Пока сама жива и могу двигаться, не брошу на поле боя ни одного потерпевшего». На своих руках она вынесла 139 боевых друзей. После войны работала фельдшером в районной амбулатории в Скиделе, с 1963 года – фельдшером Скидельской участковой поликлиники. В 2019 году медаль имени Флоренс Найтингейл, принадлежавшая Е.М.Шевченко, была передана родственниками в Гродненскую областную организацию БОКК.

Софья Васильевна Голухова (справа) – лауреат медали

Софья Васильевна Голухова (1921 – 2012), уроженка Буда-Кошелевского района, будучи медицинской сестрой специального хирургического батальона, спасла десятки жизней. В октябре 1942 г. во время жестоких боев за город Белый Калининской области только за двое суток она вынесла из-под огня более 40 раненых. После войны Софья Васильевна работала в Любовинской участковой больнице Буда-Кошелевского района Гомельской области с 1948 по 1972 гг. В 1976 г. переехала в Гомель.

Екатерина Ефимовна Сиренко – лауреат медали

Через все испытания войны прошла Екатерина Ефимовна Сиренко. Она была и начальником санитарной службы батальона, и разведчицей партизанского отряда, и медицинской сестрой одной из рот. Часто под бомбежкой приходилось перевязывать раненых, выносить их из ревущего пекла, откапывать засыпанных землей. После войны работала медицинской сестрой в отделении новорожденных в Барановичском родильном доме.

Софья Адамовна Кунцевич – лауреат медали

Софья Адамовна Кунцевич родилась в деревне Вороновщина Бобруйской области. За годы войны она вынесла с поля боя более 200 раненых солдат и офицеров, принимала участие в боях за освобождение Северного Кавказа, Украины, Молдавии, дошла до Берлина и оставила свой автограф на рейхстаге. С 1963 года по 1988 гг. работала директором библиотеки Белорусского государственного технологического университета.

Мария Афанасьевна Гарачук – лауреат медали

Мария Афанасьевна Гарачук (1921–2003), всю войну находилась на передовой – военфельдшер 128 отдельной стрелковой бригады, старшая операционная сестра санитарного батальона 199 стрелковой дивизии, через который прошли тысячи раненых. Более 35 раз она дала кровь прямым переливанием, вынесла с поля боя 146 раненых. В послевоенные годы работала медсестрой больницы Гомельского отделения Белоруской железной дороги, инспектором отдела кадров Гомельского дорожно-строительного техникума.

В мирное время за беззаветное служение одиноким пожилым и тяжелобольным людям медалью имени Флоренс Найтингейл награждены шесть медицинских сестер Беларуси. Пять их них – медицинские сестры милосердия Белорусского Красного Креста.

Нина Николаевна Близнюк – лауреат медали

Первая медаль за работу в мирное время была вручена в 2009 году Нине Николаевне Близнюк – медицинской сестре милосердия Минской городской организации БОКК. В 1967 она закончила 2-годичные курсы Красного Креста и получила диплом медицинской сестры. В течение более 50 лет оказывала нуждающимся людям медико-социальную помощь на дому. При ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимала активное участие в проведении мероприятий по оценке состояния здоровья переселенцев из территорий с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.

В 2011-м награды удостоена медицинская сестра милосердия Могилевской областной организации БОКК Людмила Ивановна Леликова. В 2013 году медали вручены сразу трем медицинским сестрам милосердия: – Ольге Адамовне Гейцевой из Мозыря (Мозырская районная организация БОКК), Тамаре Михайловне Терешиной из Бреста (Брестская городская организация БОКК) и Изольде Антоновне Семушиной – руководителю Службы сестер милосердия Дорожной организации БелЖД БОКК.

Людмила Ивановна Леликова – лауреат медали

Леликова Людмила Ивановна в течение 20-и лет руководила Службой милосердия Могилевской областной организации БОКК. Работала в составе передвижной диагностической лаборатории Красного Креста и выезжала для обследования населения, проживающего в самых отдаленных деревнях и поселках зараженных радионуклидами районов Могилевской области. Людмила Ивановна Леликова – почетный донор БССР, СССР и Республики Беларусь (сдавала кровь более 100 раз), кавалер медали им. Н.И.Пирогова.

Тамара Михайловна Терешина – лауреат медали

Тамара Михайловна Терешина после окончания двухгодичных медицинских курсов Красного Креста 14 лет проработала в учреждениях здравоохранения Брестской области, а затем перешла в Брестскую городскую организацию БОКК, где оказывала помощь подопечным на дому и в Центре медико-социальной помощи Красного Креста. Тамара Михайловна вместе с волонтерами организовывала встречи и мероприятия для одиноких престарелых. Много внимания уделяла обучению персонала, оказанию ему организационно-методической помощи; принимала участие во многих программах Красного Креста, связанных с оказанием помощи уязвимым слоям населения.

Ольга Адамовна Гейцева (в центре) – лауреат медали

После окончания медицинских курсов Красного Креста в 1971 году Ольга Адамовна Гейцева начала свой трудовой путь в качестве медицинской сестры милосердия Красного Креста и более 40 лет оказывала медицинскую помощь и уход, социальную помощь, психологическую поддержу одиноким и тяжелобольным людям, инвалидам. За годы работы подготовила более 200 волонтеров Службы сестер милосердия, обучила их основам ухода за лежачими больными. Активно оказывала медико-социальную помощь пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Изольда Антоновна Семушина – лауреат медали

Изольда Антоновна Семушина окончила медицинское училище в 1967 году. С 1990 года она возглавила Службу сестер милосердия Дорожной организации БОКК и организовывала работу более 50 медицинских сестер по оказанию медико-социальной помощи одиноким инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны. При этом она сама принимала участие в уходе и являлась тренером по обучению волонтеров уходу на дому. После катастрофы на Чернобыльской АЭС Изольда Антоновна организовала работу по оздоровлению за рубежом детей из загрязненных радионуклидами территорий Беларуси. Успешно реализовала проекты, направленные на укрепление потенциала БОКК, улучшение качества жизни пожилых, повышение степени самореализации и устойчивости групп пожилых людей.

имени Флоренс Найтингейл 2019 года

В 2019 году медалью награждена Галина Викторовна Кулагина – главная медицинская сестра Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения, председатель первичной организации Красного Креста, волонтер Красного Креста, основатель Белорусской Ассоциации медицинских сестер.

Благодаря этим замечательным медицинским сестрам сотни людей не остались один на один с тяжелыми болезнями и одиночеством.

Тамара Михайловна Терешина и в настоящее время работает медицинской сестрой в Белорусском Красном Кресте и ухаживает за тяжелобольными людьми, одинокими стариками, обучает новых сестер милосердия, волонтеров.

Нина Николаевна Близнюк, Ольга Адамовна Гейцева, Изольда Антоновна Семушина сейчас на заслуженном отдыхе, но не остаются в стороне от работы Красного Креста и продолжают делиться опытом с сотрудниками и волонтерами.

На фото на первом плане: Изольда Семушина и Нина Близнюк

Статья подготовлена по материалам Музея истории медицины Беларуси, Белорусского Общества Красного Креста, СМИ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *