Про мужество

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Путём обращения к своим истинных потребностям женщина с одной стороны, обращается к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, культуре, а с другой стороны своим телесным уровнем она включена в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, главной составляющей которой выступает самосознание, не зависящее от действий, переживаний и ожиданий других людей. Тогда критериями эмоционального благополучия и удовлетворённости (в том числе, образом телесного Я) становится не степень соответствия общепринятым идеалам, а адекватная самооценка и уважение собственной личности.

Библиографический список

3. Вулф Н. Миф о красоте. Как представления

о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». — М., 2001.

4. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. Т. 1. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред.:

А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воло-викова. — М., 2009.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону, 1999.

6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. — М., 1989.

7. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования. Учебник. Части I, II. — Владивосток, 2001.

8. Hunter J. E. Images of women // J. of Soc. Issues. — 1976. — J№32.

9. Mathes E. W., Kahn A. Physical attractiveness, happiness, neuroticism and self-esteem // J. of Psychology. — 1975. — V. 90.

УДК 159.922.1

Малова Татьяна Васильевна

Вятский государственный гуманитарный университет

МУЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

В статье на основе имеющихся подходов в гендерных исследованиях рассмотрена сущность гендерного самоопределения личности, раскрыто определение «мужественность» и охарактеризовано оно применительно к гендерным ролям мужчин и женщин в семье и обществе.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерные идеалы, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная индивидуальность, самоопределение, мужественность, женственность.

Современная ситуация в нашей стране характеризуется изменением сложив шихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества, переходом на новые условия хозяйствования, на рыночные отношения; ломкой традиционной системы гендерной стратификации, резким ослаблением поляризации женской и мужской социальных ролей. Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность. Изменяются культурные стереотипы маскулинности и фемининнос-ти. Они становятся менее жесткими и полярны-

ми, более противоречивыми. В основном они отражают женскую точку зрения.

Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях. Большинство семей носит дисфункциональный характер в силу того, что мужчина и женщина живут в сожительстве или в разводе. Современная женщина стремится выражать себя, свою личность мужскими чертами характера. С самого детства девочку учат быть мужественной и удовлетворять эту свою потребность мужскими способами. Воспитанием занимается в основном женщина. На фоне ее му-

жественности мужчина выглядит слабым и жалким.

Возникают противоречия:

— с одной стороны современное общество и семья нуждаются в мужественных мужчинах и женщинах, готовых преодолевать трудности, а с другой стороны — понятие мужественности весьма размыто в представлениях мужчины и женщины;

— с одной стороны, мужественность рассматривается как мужское качество личности, с другой стороны — как проявление гендерного равенства;

— с одной стороны, мужественность — это жизненная необходимость, с другой стороны -два мужественных человека не могут создать гармоничный союз; отсутствие мужественности у мужчины мешает женщине быть женственной.

Следовательно, целью нашего исследования является теоретическое обоснование мужественности как категории гендерного самоопределения личности мужчины и женщины.

Сначала мы рассмотрим в рамках гендерных исследований сущность гендерного самоопределения личности, затем проанализируем имеющиеся определения мужественности и, наконец, охарактеризуем данную категорию относительно специфики гендерных ролей мужчин и женщин в семье и обществе.

Первоначально гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода, объединяющего функционально-обусловленное разделение мужских и женских ролей, направленного на осмысление позиции мужчин и женщин в семье и обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем выделился гендерный (эгалитарный) подход, методологической основой которого стали: идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского относительно социальной природы человеческой психики, ее становления под влиянием культуры своего общества; теория линз гендера С. Бем, идея гендерного равенства

О.А. Ворониной, Л.В. Штылевой и др. .

Среди них наиболее приемлемыми и эффективными для современного общества стали две концепции: теория социальной конструкции гендера и теория гендерной системы, направленные на обогащение возможностей ребенка и обеспечение условий его саморазвития и самореализации в роли мальчика или девочки, а в будущем -мужчины или женщины (Н.Ю. Ерофеева, И.С. Клецина, Л.И. Столярчук и др.) .

Модель развития и воспитания с учётом гендерного подхода предусматривает расширение возможностей выбора, как для девочек/женщин, так и для мальчиков/мужчин, а также отход от такого понимания мужественности и женственности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества.

Наше исследование носит эклектичный характер: не исключает некоторые возможности полоролевого подхода, однако особый акцент делает на эгалитарный подход. Оно направлено на формирование представлений об идеальных образах мужчины и женщины как базовых, но при этом раскрывает многообразие культурного содержания мужских и женских ролей и их взаимозаменяемость, создает условия для реализации идей гендерного равенства и обеспечения каждому ребёнку свободы выбора модели гендерного поведения (фемининной, маскулинной или андро-гинной), поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений. Однако не поддерживается свобода выбора, касающаяся пола человека, нетрадиционных сексуальных ориентаций и однополых браков. При этом не формируется враждебное отношение к этим проявлениям, т.к. каждый человек ответственен за свой выбор.

Гендерное самоопределение личности понимается нами как сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение человеком собственной жизненной позиции в роли мужчины или женщины в различных проблемных ситуациях; выбор траектории собственного развития по маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности на основе самоос-мысления и переосмысления мужских или женских стереотипов, оценки ресурсных и потенциальных гендерных возможностей личности, учета их сильных и слабых сторон. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации в индивиде (юноши или девушки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине .

Гендерное самоопределение личности с педагогической точки зрения выступает как непрерывный, двусторонний процесс и результат субъект-субъектных отношений.

Как непрерывный процесс гендерное самоопределение личности начинается с формирования Я-концепции ребенка дошкольного возраста. Сначала другие люди действуют по отношению к ребенку (гендерные установки), затем он

сам вступает во взаимодействие с окружающими (гендерная идентичность), наконец, он начинает действовать относительно себя (гендерное самоопределение). Семья, детский сад и школа являются главными ориентирами в гендерном самоопределении личности. Мужское и женское начала должны гармонировать и взаимодопол-нять друг друга.

Гендерное самоопределение личности как двусторонний процесс — это, с одной стороны, форма самоорганизации, самовоспитания и самореализации личности мальчика/юноши или девочки/девушки в определенной гендерной роли, с другой стороны — результат педагогического сопровождения взрослых (родителей, учителей, воспитателей) с опорой на гендерные нормы и стереотипы, вариабельность гендерного поведения и возможности выбора.

Гендерное самоопределение личности выступает и как результат субъект — субъектных отношений (ребенок — взрослый), наивысшей формой которого является гендерная индивидуальность. Мужская/женская индивидуальность, как указывает Е.Н. Каменская, — это интегральный целостный «образ Я» мужчины/женщины, который включает личностные качества: активное, осознанное освоение гендерных ролей, соответствующие ожиданиям общества, и индивидуальные -самореализация богатства внутреннего мира, женское/ мужское своеобразие, ощущение самоценности, мужское/женское достоинство, наличие неделимого «Я» (ядра), включающего ориентацию на гендерное совершенствование . Гармоничность гендерного самоопределения личности возможна лишь в случае совпадения индивидуального гендерного идеала с идеалами общества.

Проблемы гендерного самоопределения личности изучались в различных областях науки: гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи; становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения; взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи и др. Однако мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины в данных исследованиях не рассматривалась.

При анализе литературных источников однозначного понятия «мужественности» не выявлено. Одни рассматривают мужественность как ген-

дерную характеристику личности мужчины и ассоциируют ее с понятием «маскулинность». Другие понимают мужественность как свойство личности, схожее с понятием «мужество». Третьи -отождествляют с понятием «героизм». В любом случае мужественность характеризует, в первую очередь, сущность мужчины, нежели женщины.

Однако современная ситуация развития общества свидетельствует о возникновении андро-гинного типа личности, для которого свойственно проявление мужских и женских качеств. Распространение данного типа среди мужчин и женщин обусловлено не только биологическими особенностями развития человека, но и социальнопсихологическими, а также провозглашением гендерного равенства и свободы выбора человека в семье и в профессиональной сфере жизнедеятельности. Поэтому попытаемся охарактеризовать категорию «мужественность» с учетом специфики мужского и женского начал в человеке.

Изучая проблемы пола, психологи Ю.В. Алёшина и А.С. Волович мужественность связывают с маскулинными качествами: сильный, активный, независимый, агрессивный, инструментальный, рациональный, ориентирующийся на свои достижения .

И.С. Клецина дифференцирует свойства мужественности на настоящие (самостоятельность, ответственность, целомудрие, благородство, заботливость, хозяйственность, авторитетность, решительность, выдержанность) и искажённые (беспринципность, азартность, пошлость, сквернословие, озлобленность, нерадивость, грубость, истеричность, хамство) .

Т. А. Репина отмечает, что любым качеством может обладать как представитель одного пола, так и противоположного, но частота, с которой встречается это качество у представителей разного пола, степень и характер его выраженности, а также место в структуре личности мужчины и женщины различны .

М. Мид связывает понятие мужественности с мужеством. Мужественность — это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него; это превосходство над собственными страхами; готовность к самоотречению в борьбе за высшее благо общества; способность не только совершать подвиги, но и признавать ошибки; не игнорирование опасностей, но осознание и преодоление; одно из главных качеств всякого удачливого полководца и государственного деятеля; сочетание

в человеке силы духа, чувства долга, доблести, благородства и самоуважения .

Мужественный человек — это тот, кто обладает мужеством. Мужество — личностное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели. Высшее проявление мужества — героизм .

Во многих источниках говорится о мужественности мужчин. Но мало говорят о том, что обладателем данного качества должна быть и женщина. В этом есть своя специфика. Однако здесь не следует путать мужественность с мужеподобием.

Теперь рассмотрим мужественность мужчины и женщины с позиции мужской и женской чести, в отношении института брака и семьи, ответственного материнства и отцовства, супружеской верности и сексуальной распущенности, семейного насилия, предупреждения асоциального поведения, формирования лидерства в деловой сфере жизнедеятельности человека.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «женщина -властелин и повелитель в любви — это могучая сила, воспитывающая настоящего мужчину. .. .Мужество и мужественность женщины творит духовное благородство, красоту, преданность, верность мужчины» . Подлинная женственность — это сила нежности и строгости, ласки и непоколебимости. О.С. Муравьева указывает на то, что при воспитании настоящего дворянина молодому человеку рекомендовалось больше бывать в обществе дам. Это обязывало мужчину (мальчика, юношу) в присутствии женщины (девочки, девушки) держаться осторожно, вежливо, «искать изящества и приобретать правильные привычки. Уважением к женщине упрочивается и самоуважение». Отношением к женщине оценивалось подлинное мужское достоинство. Ю.Б. Рюриков соотносит понятия женственности и мужественности с мужским и женским достоинствами. «Настоящая человеческая женственность и настоящая мужественность — такие же стержневые человеческие ценности, как истина, добро, красота и справедливость» .

Обет супружеской верности выступает как гармоничная основа семейного счастья. Быть всегда вместе: в горе и радости, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит — это значит, что

оба супруга должны обладать огромным мужеством. Если у женщины мужественность проявляется в умении ждать и сохранять верность любимому мужчине, то мужественность мужчины по отношению к женщине вызывает у него желание ее защитить, толкает на подвиги и героизм.

Если мужественность девушки во взаимоотношении с юношей в предбрачный период заключается в способности устоять перед сексуальным соблазном, сохранить свою девственность, целомудрие, то мужественность мужчины проявляется в чистоте помыслов, удержании страсти «в узде» и особой ответственности перед будущей супругой. Это способствует формированию здорового общества, предупреждению венерических заболеваний, разводов, росту брошенных детей и родителей.

Немаловажное значение категория «мужественность» имеет в решении проблем, связанных с супружеской изменой и семейным насилием. Мужественность женщины и мужчины заключается в умении достойно преодолеть обиду и простить измену; совладать с эмоциями и чувствами, чтобы не совершить насилие и преодолеть попытку суицида.

Мужественность отца и матери можно рассмотреть в ракурсе иерархической модели семьи, где существует соподчинение жены мужу, детей -родителям, младших братьев и сестер — старшим. Главой семьи по праву является отец, а мать выполняет функцию помощницы. Мужественность мужчины выражается в постоянном труде на благо семьи и государства, духовном наставничестве и служении жене, детям и особой ответственности за свою семью. Мужественность женщины заключается в умении довериться супругу во всем; создании отцовского авторитета в глазах детей, несмотря на разного рода супружеские неурядицы; умении проявлять строгость в сочетании с кротостью и терпением по отношению к детям; создание оптимальных условий для верховной власти супруга. Именно мужественность в сочетании с мудростью помогут современной эмансипированной женщине занять соответственное по супружескому рангу положение в семье и сделать ее счастливой.

Кроме того, мужественность отца рассматривается в подготовке сына к службе в армии и необходимости выполнять гражданский долг — мужественно защищать свою Родину. Мужественность матери — в принятии данной необходимос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ти, умении поддержать отца в этом решении и стойко переносить тягости расставания и разлуки. Недаром в годы Великой Отечественной войны широко использовался призыв «Родина-мать зовет!» Однако реальная действительность свидетельствует об обратном. Родители не только не готовят парней к службе в армии, воспитывают их физически слабыми, не формируют силу воли, но и всякими правдами и неправдами пытаются их освободить от нее.

Предназначение женщины во все времена заключается в мужественном преодолении мук и испытаний, связанных с рождением детей и продолжением рода человеческого. В годы войны женщина, жертвуя собой, проявляла мужественность в защите своих детей, Родины, мстила врагам за гибель любимого и своей семьи. Однако в настоящее время достаточно распространен образ женщины — террористки, смертницы. Она также обладает мужественностью. Только эта мужественность направлена на разрушение и уничтожение человечества ради слепой веры и эгоистических побуждений.

Мужественность также необходима при формировании активной жизненной позиции и стойкости в отношении разного рода соблазнов (наркотики, алкоголизм, компьютерная зависимость, азартные игры и др.) и сексуальной распущенности. Женщины быстрее мужчин поддаются искушению и быстро погибают. Поэтому им требуется мужское влияние, крепкое плечо, способные их защитить от этой зависимости. Однако молодые парни, устремляясь к самоутверждению во взрослой жизни, используют алкоголь, наркотики, табак. Они тем самым не только сами вступают в зависимость, но и подвергают этому девушек. Современные отцы, лишенные мужественности, вместо строгого наставления и отеческой поддержки в трудные минуты в отношении сына или дочери, упиваются вином и тем самым утрачивают отцовский авторитет.

Кроме того, первый сексуальный опыт девушки чаще всего получают в нетрезвом виде. Сексуальными партнерами, как правило, становятся парни, у которых гипертрофировано понятие о мужественности и мужской чести. У них не воспитано чувство ответственности за свои поступки. Это приводит к нежелательной беременности, абортам и бесплодию, а как следствие — рост детских домов и интернатов для стариков.

Мужественность необходимы мужчине и женщине в профессиональной, спортивной и политической сферах жизнедеятельности. Не секрет, что сегодня многие женщины выбирают профессии, сопряженные с физическим трудом и риском. Их все чаще можно встретить в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сфере бизнеса. Кроме того, они занимают ответственные руководящие должности, являются владельцами фирм, что требует особого проявления стойкости и мужества в принятии ответственных решений, в установлении деловых отношений с партнерами, в защите интересов организации и др. Женщины участвуют в политической жизни общества, являются представителями той или иной партии, мужественно отстаивают свои политические взгляды наравне с мужчинами.

Таким образом, мужественность как категория гендерного самоопределения личности рассматривается как выражение мужской и женской чести, гендерного равенства и свободы выбора мужчины и женщины в семье, профессиональной и политической сферах жизнедеятельности.

Под мужественностью понимается основополагающее качество личности, которое особенно ценится не только в мужчине — отце, воине, защитнике; но и женщине — матери, верной супруге, хранительнице домашнего очага, хозяйке. Если для мужчины мужественность — это норма жизни, то для женщины мужественность — это свойство личности, ярко проявляющееся в период войн, лихолетья, трудных жизненных ситуациях, требующих выражения материнского инстинкта в защите детей; мужества в решении серьезных личностных, семейных и деловых проблем.

Мужественность эмансипированной женщины заключается в том, чтобы быть женственной рядом с мужчиной (отцом, мужем, сыном) и создавать условия для развития и проявления его мужественности. Мужественность мужчины -это быть мужчиной по отношению к женщине (матери, жене, дочери) и мужчине в семье и обществе. Тогда рядом с ним будет всегда женственная женщина.

Гендерное самоопределение — это выбор, который проявляется через гендерную адаптивность («Быть со всеми»), гендерную автономность («Оставаться самим собой») либо их сочетание — быть со всеми и при этом оставаться самим собой.

Библиографический список

1. АлешинаЮ.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии. — 1991. — N°4. — С. 74-82.

4. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. -Ижевск: ERGO, 2010. — 312 с.

5. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2005. — С. 39.

6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Дис. … д-ра психол. наук. — СПб., 2004. — 460 с.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1985. — 530 с.

8. Малова Т.В. Педагогическая сущность и структура гендерного самоопределения личности // Вестник ВятГГУ — 2009. — №>3. — С. 130-134.

9. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. — Киров: ВятГТУ, 2006. — 110 с.

10. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. -344 с.

13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978. — 96 с.

14. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 320 с.

УДК 159.9:61

Вертячих Наталья Николаевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Описаны основные индивидуально-психологические особенности респондентов с различными уровнями психического здоровья. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: нарушения психической адаптации, индивидуально-психологические особенности, клинико-психологический анализ.

Стремительные изменения в окружающем мире и условиях профессиональной деятельности требуют от современного человека значительного напряжения адаптационного потенциала для сохранения эффективного функционирования и привычного качества жизни . Рост распространенности психических заболеваний именно в периоды резких изменений социальной и политической ситуации указывает на то, что человек не всегда бывает в состоянии самостоятельно справиться с возникающими проблемами .

Нарушения психической адаптации, обусловленные психотравмирующим воздействием фак-

торов социальной среды, становятся условиями формирования собственно невротических расстройств, а также различных соматических страданий. Донозологические формы нарушений психической адаптации не являются объектом традиционной психиатрической помощи; в общеполиклинической сети здравоохранения эти состояния, как правило, тоже не получают должного внимания. Складывается порочный круг, когда самая активная и трудоспособная часть населения, благополучие которой во многом является целью многих социальных и экономических преобразований в первую очередь и страдает от реализуемых перемен.

Я как обычно читаю периодически журнал gutta_honey и тащусь от того, как виртуозно раскладывает по полочкам и объясняет многие сложные вещи. На днях очень понравился пост о мужестве (http://gutta-honey.livejournal.com/366958.html), захотелось перепостить кусочек.
«Сначала пара слов о мужестве. Все в принципе знают про что это, но наверняка мало кто вдавался в подробности. Мужество – это сознательное преодоление дискомфорта, несмотря на осознание риска и вероятных неприятных переживаний в процессе этого преодоления. Мужество не обязательно относится к какому-то глобальному подвигу. Это повседневная стратегия, которая помогает справиться с неблагоприятными условиями среды, вызывающий страх и другие негативные переживания. Например, это человек, который идет в бой, осознавая опасность и возможность быть убитым, и преодолевает этот страх.
Сразу разведу два понятия, храбрость и мужество. Храбрость отличается от мужества тем, что в случае примера с вступлением в бой, человек просто бросается на врага, не думая ни о чем.
Нельзя сказать, что храбрость лучше мужества, или мужество лучше храбрости. Скорее тут дело в ситуации, в которых их можно применить. В экстренных ситуациях люди скорее будут применять храбрость, потому что думать особенно некогда. В более сложных и длительных конфликтах у человека есть время осознать и принять решение.
Еще одно важное качество и мужества и храбрости. Люди не просто бросаются под пули и сознательно идут в бой. Они преодолевают боль и страх ради долгосрочной эмоциональной выгоды. Даже альтруизм отчасти такая долгосрочная выгода. Человек чувствует себя хорошо, потому что преодолевает трудности ради других, знает, что получит принятие. И даже если он погибнет, то его смерть будет ненапрасной и, кто-то будет благодаря его действиям жить лучше.
Выделено довольно много разновидностей мужества. Разные авторы расходятся во мнениях по поводу типов этого качества. Я перечислю несколько:
1. Мужество физическое – готовность преодолевать неприятные телесные ощущения и боль.
2. Моральное мужество – готовность защищать свои права, убеждения и мнение, вопреки социальным нормам и воззрениям.
3. Интеллектуальное мужество – готовность отстаивать свою идею, развивать ее, модифицировать, несмотря на разочарования и негативную реакцию общества.
4. Мужество эмпатии – готовность сопереживать окружающим, несмотря на страх быть поглощённым чужими эмоциями.
5. Эмоциональное мужество – готовность выразить свои чувства и желания, несмотря на страх быть отверженным окружающими.
6. Принятие решения в неопределенной ситуации.
Все люди рождаются со способностью противостоять окружающей среде. Более того, наш мозг «заточен» для того, чтобы вознаграждать нас за прохождение жизненных сложностей дофамином. Когда трудности позади, человек в большинстве чувствует себя счастливым ( если сам не обесценит своих достижений)…»
***
Круто, да?
После этого поста я подумала, что мне легче всего проявлять моральное мужество и мужество эмпатии, потому что эти виды мужества воспринимаются как что-то само собой разумеющееся и естественное.
Интеллектуальное мужество проявлять не очень легко, потому что у меня есть очень большая потребность в поддержке друзей, если я хочу развивать или реализовывать какую-то идею.
Физическое мужество тоже сложно проявлять, потому что я очень люблю комфорт и тепло, и для меня мужество — это даже если ты просто выходишь на улицу в -20 градусов. Вообще по этому поводу я считаю, что человек должен психологически быть готов к ситуациям, когда нужно проявлять такое мужество, но если ему часто приходится терпеть неприятные телесные ощущения (например, часто мёрзнуть, вовремя не есть, не высыпаться), то это не мужество — а просто какая-то ужасная организация жизни. Я периодически встречаю людей, которые сами создают себе какие-то адские условия и ещё хотят, чтобы их стойкостью восхищались. Не понимаю таких людей, которые, вместо того, чтобы комфортно организовать свою жизнь, сами себя загоняют. Разве что они поглощены какой-то великой пламенной идеей.
Эмоциональное мужество проявлять нелегко, если чувства и желания связаны с другими людьми. Если они связаны с чем-то сторонним (допустим, восторг от концерта, или огорчение из-за учёбы) — то скорей всего легко.
А какие виды мужества вам чаще всего приходится прокачивать в жизни?

Мужество и смелость — это готовность и умение человека идти к достижению цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия.

Общим для этих двух качеств является готовность к выполнению опасных действий. Но не всякий смелый человек способен до конца переносить лишения, моральные и физические страдания, невзгоды, быть до конца выдержанным и настойчивым. Мужество же предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела, готовности во имя преследуемой цели пойти на любые жертвы вплоть до самопожертвования. Именно таким было мужество героев нашей страны, отдавших жизнь для блага родины: Зои Космодемьянской, героев Краснодона, Александра Матросова, Лизы Чайкиной и многих других. Мужество может проявляться и в мирной жизни, в труде, в самоотверженной работе, в общественных интересах. Мужественными людьми проявили себя комсомольцы, осваивающие целинные земли, смелые исследователи Арктики и Антарктики.

Противоположным, отрицательным качеством человека является малодушие, трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями малодушного человека, который вследствие этого легко может изменить своему долгу.

Трусость настолько отрицательно оценивается нашими школьниками, что они готовы как угодно демонстрировать отсутствие у них этого качества. Как выразился один ученик: «Я делаю все, чтобы доказать, что я не трус». Этим объясняются не только положительные но и некоторые отрицательные поступки детей: лихачество, бессмысленное удальство, нелепое молодечество, которыми нередко щеголяют подростки, не всегда понимающие, что такая «смелость» абсурдна, что и смелый человек не имеет права без надобности рисковать здоровьем и жизнью, так как его жизнь принадлежит родине, народу.

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой Мужества.
Есть также Мужество переносить бедность, Мужество переносить насмешки, Мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное — есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости. Самое трудное Мужество повседневности, многолетнего труда.
Подлинно нравственный смысл вкладывается в понятие Мужества лишь при применении его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми — смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т.д.).
В настоящее время Мужество чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании Мужество в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная.
(Мужество ненасилия во много раз превосходит Мужество насилия).
Истинно мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считается добродетельным.
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
Существуют мотивы и типы поведения, которые очень похожи на Мужество, но, тем не менее, в прямом смысле Мужеством не являются: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность; в) ярость; г) самонадеянность; д) незнание опасности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *