Про сергия радонежского

В Калининградской области 18 иоля, в поселке Рыбачьем на Куршской косе, пройдут торжественные мероприятия, посвященные к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла, решившись отречься от мира, уединился в дремучем лесу неподалеку от Радонежа, построил себе обитель. После пострига в монашество получил имя Сергий. Как свидетельствует агиограф Епифаний Премудрый, из своего духовного опыта, полученного путем отшельничества, Сергий знал, что гармоничное взаимодействие между духом, душой и телом достигается человеком, если он занят каждодневным созидательным трудом, развивая свои физические силы; если он регулярно обращается к молитве и духовным раздумьям, т.е. обогащает свою душу благотворными впечатлениями, если он постоянно углубляет в себе духовное начало, непрестанно созерцая свой внутренний мир с целью обнаружения и искоренения пагубных страстей и выработки добродетельных качеств.
«Что видел, — задается вопросом Е.Трубецкой, — что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как «стадо бесчисленное», и разом кричат на разные голоса: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне. Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей или от разбойников и душегубов!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя» . Так повествует Епифаний об отношении зверей к святому Сергию.
Молва о радонежском подвижнике, передаваясь от одного к другому, стала распространяться в народе с неимоверной быстротой. Люди, утратившие веру в свои силы, духовно сломленные, задавленные тяжким бременем монгольского ига, невольно потянулись к Сергию, увидев в нем образец праведной, богоугодной жизни, ведущей к освобождению от безверия и отчаяния. Каждый из пришедших к Сергию строил себе бревенчатую келью, имея в ней лишь самое необходимое для жизни в пустыни. Высокие нравственные качества Сергия, его душевная теплота, кротость, его терпение и трудолюбие, духовная крепость, твердость в вере — в то неспокойное время, время жестоких междоусобиц и разорительных монгольских набегов, все это казалось людям очень редким и непривычным, почти невозможным. Вокруг построенных келий была воздвигнута ограда — высокий деревянный частокол, служивший защитой от диких зверей и лихих людей. Так создавался Троицкий монастырь.
С немногочисленными сподвижниками Сергий прожил в Троицкой обители около 15 лет. Именно таким путем шел и сам подвижник, являя собой образец гармоничного духовного роста и созревания. На раннем этапе отшельничества Сергий не раз подвергался страшным и мучительным видениям, порожденным чувством одиночества, мимолетными сомнениями в собственных силах, страхом перед предстоящими испытаниями. Но строгий пост и усердные молитвы помогали Сергию вновь обретать в себе духовную крепость и одерживать победу над наводящими ужас видениями.Жизнь и деятельность преобразователя русского монашества игумена Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиевская лавра) Сергия Радонежского становится все более известной, и к нему начали стекаться ищущие иноческого уединения. Благодаря авторитету и духовным подвигам Сергия обитель становится духовным центром Московской Руси.
В тысячелетней истории христианской святости на Руси это место – центральное. Церковь определила сергиевский тип святости как преподобие. Согласно церковному канону, получая при пострижении новое имя, монах своей святой жизнью открывает, являет собой подобие Божие и становится Преподобным. В это время святыми становились исключительно князья и реже святители, «разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществляли промысел Божий. К преподобным относились святые, чей подвиг состоял в монашеском подвижничестве, аскезе, предполагавшей отказ от мирских привязанностей и стремлений, следовании Христу, которым этот тип святости и был предуказан в словах, обращенных к апостолу Петру – «И всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф., 19, 29).
Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, «прихождение в себя после долгого омрачения, это начало нового пустынножительского подвижничества… это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту» Новое подвижничество, которое мы видим со второй четверти XIV века, существенными чертами отличается от русского подвижничества более древнего периода. Это подвижничество пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными, а Сергий свои обители располагал в дремучих лесах, на пустынных землях. Всего вместе с учениками Сергей Радонежский учредил более 40 монастырей. В 1452 г. он был канонизирован, причислен к лику святых русской православной церковью. Впервые на Руси в рамках православия Сергий преподобный сформулировал морально-трудовую концепцию, согласно которой труд рассматривался не как наказание, а как «умное делание», источник познания.
В монастырях, основанных сторонниками Сергия, строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали особый род молитвы Неусыпаемая Псалтирь. Называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Такой молитвой молятся только в монастырях. Пример глубокого смирения подавал и сам Сергий: участвовал в строительстве кельи, рубил дрова, молол зерно, выпекал хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел общинножительный Устав, распространившийся потом во многих русских православных монастырях. В основе Устава лежала идея «умного делания», которая рассматривала обязательный личный труд как средство самосовершенствования.
Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. Его авторитет среди русских князей был настолько велик, что он нередко выступал как примиритель в их междоусобицах. Но самое значительное деяние во благо земли русской Сергию принадлежит в связи с активной поддержкой объединительной и национально-освободительной позицией от монголо-татарского ига.
Перед выступлением против Мамая, пишет Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского», московский князь Дмитрий пожелал «со всеми князьями и воеводами принять благословение Сергия, игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу – смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослабю, из коих первый был некогда боярином брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Дмитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшей надеждою на помощь небесную» .
Карамзин еще дважды вспомнит Сергия Радонежского, когда перед битвой Дмитрий не решался вступить в битву с Мамаем, но получив письмо, в котором преподобный благословлял его на битву, советуя не терять времени, так Дмитрий и поступил. И, в скорбный час, когда Дмитрий объезжал поле Куликово, где полегло множество россиян, но вчетверо более неприятелей, среди павших были Сергиевы иноки Александр Пересвет и священно-витязь Андрей Осляби.
По оценке князя Евгения Трубецкого, преподобный Сергий Радонежский является духовным родоначальником поколения великих русских подвижников, которых историк В.И. Ключевский назвал «зарею политического и нравственного возрождения русской земли». При свете этого созвездия начался расцвет русской иконописи, являющийся уникальным алмазом в короне мирового искусства. И вся русская иконопись с начала и до конца носит на себе печать великого духовного подвига преподобного Сергия и его современников. «Прежде всего, — пишет Е. Трубецкой, — в иконе ясно отражается общий духовный перелом, пережитый в те дни Россией. Эпоха до св. Сергия и до Куликовской битвы характеризуется общим упадком духа и робости. По словам Ключевского, в те времена «во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса» татарского нашествия. «Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость». «Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые бросались бежать, сами не зная куда» .
По словам Е.Трубецкого на иконах начала и середины XIV века вы почувствуете «рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя… иконописец еще не смеет быть русским» . И даже изображение русских святых – князей Бориса и Глеба воспроизводят не русский, а греческий облик — лики продолговатые, бороды короткие. А если внимательнее рассмотреть иконы XV и XVI веков, то обнаружим разительный переворот: «все обрусело – и лики… прежде всего в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородою» . В икону XV века вторгается и русский быт: Илья пророк мчится по небу в колеснице на тройке белых коней под русской дугой, а святой печет хлеб в русской печке, половец изображен в русской шубе. Подобные бытовые подробности, замечает Е.Трубецкой: «Это – не дерзость, а выражение нового духовного настроения народа, которому подвиг святого Сергия и Дмитрия Донского вернул веру в родину, а иконописец, забывший уроки греческих учителей, стал писать образ Христа с русскими чертами. Это – не самопревознесение, а явление образа святой Руси в иконописи» .
В связи с этим, следует отметить, что в русской иконописи существует резкая грань: «Грань эта проведена духовным подвигом св. Сергия и ратным подвигом Дмитрия Донского. Раньше русский народ знал Россию преимущественно как место страданий и унижения. Святой Сергий впервые показал ее в ореоле божественной славы, а иконопись дала яркое изображение явленного им откровения» . Яркий пример этому – престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры. Икона написана великим Андреем Рублевым «в похвалу» преподобному Сергию через семнадцать лет после его кончины. Сюжет знаменитой «Троицы» — библейский рассказ как к Аврааму явился бог в образе трех юношей. Простота и скромность и в то же время умиротворенные улыбки, сияние глаз, духовный восторг, свечение обликов отражают загадочность и широту духовности. Более всего творчеству Андрея Рублеву созвучно учение исихазма. . Основа православного аскетизма — спокойствие, тишина, уединение — древняя традиция духовной практики Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Феофана Грека, Андрея Рублёва и других на Руси, которую теперь часто считают «второй родиной исихазма», философским воплощением которого стали соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм.
В завершение нашего исследования следует добавить, что в ХХ веке произошла переоценка последствий татаро-монгольского ига. Родной племянник цитированного князя Евгения Трубецкого, один из основоположников евразийского движения — Николай Сергеевич Трубецкой утверждал, что пора покончить с предвзятостью и стереотипом оценки взаимоотношений между славянскими и туранскими народами: «Само объединение почти всей территории современной России под властью одного государства было осуществлено не русскими славянами, а туранцами-монголами. Распространение русских на Восток было связано с обрусением целого ряда туранских племен, сожительство русских с туранцами проходит красной нитью через всю русскую историю. Если сопряжение восточного славянства есть основной факт русской истории, если трудно найти великоруса, в жилах которого так или иначе не текла бы и туранская кровь, и если та же туранская кровь (от древних степных кочевников) в значительной мере течет и в жилах малороссов, то совершенно ясно, что для правильного национального самосознания нам русским, необходимо учитывать наличность в нас туранского элемента, необходимо изучать наших туранских братьев» . Этот взгляд на межэтнические отношения подтверждают и наши исследования евразийского менталитета .
Список использованной литературы
1.Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе. // Он же. Избранные произведения. Ростов-на-Дону. 1998.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5 //журн. Москва. 1989. №10. С. 121.
3. Шпилькин Ю.И. Философия древнего мира и средневековья. Шымкент. 2004.
4. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Русский мир. М., 2003.
5. Шпилькин Ю.И. Евразийский менталитет. М., 2013 – 242 с.
6.Шпилькин Ю.И. Духовный подвиг Сергия Радонежского // Румянцевские чтения. Материалы Международной конференции (15-16 апреля 2014) М., 2014.

Мудрые высказывания прп. Сергия Радонежского
Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим.
Во время голода, наступившего однажды в монастыре, напоминал братьям прп. Сергий слова, Павлом-апостолом сказанные: «Имея пищу и одежду, тем довольны будем»; «а ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим. …
Помолимся Богу, чтобы Он заботился о нас, и будем надеяться на Него всегда; ведь Он в древности израильтян, столь жестоких и непокорных, накормил такое множество тысяч в пустыне, и впоследствии также не раз насыщал многих: «Одождил на них манну в пищу и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, они просили, и налетели перепелы, и бог одождил на них, как пыль, мясо, и, как песок морской, птиц пернатых; они ели и насытились весьма”.
«Сам Бог теперь о нас будет заботиться,— сказал Сергий,— ведь Он не стал силой слабее теперь, и заботы Его не преуменьшились, но как прежде в древности, так и теперь нам всегда сможет пищу подавать. Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать на Бога».
С тех пор уже монахи привыкли больше не роптать в печали…
* * *
Я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру.
Однажды прп. Сергий взял топор и пришел к одному из старцев, живущему в монастыре его, по имени Данило, и сказал ему: «Слышал я, старче, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришел, чтобы руки мои не были праздными,— построю сени тебе”.
В ответ Данило сказал ему: «Да, я очень хочу и давно собираюсь это сделать, но жду плотников из села. С тобой договариваться боюсь, как бы ты большую плату не взял с меня”.
Сказал ему Сергий: «Я не очень большую плату прошу у тебя, но нет ли у тебя гнилого хлеба, потому что очень хочется мне поесть такого хлеба. Ничего же другого сверх этого я не прошу, не нужно мне никакой платы: у меня нет и такого хлеба. Не говори, старче, что ты будешь ждать другого плотника вместо меня; кто у тебя будет лучшим плотником, чем я?”
Старец же Данило вынес ему решето гнилого хлеба, наломанного, и сказал: «Если вот такого захотелось тебе, то вот, я охотно отдаю тебе; а больше этого у меня нет”. Отвечал Сергий: «Довольно мне и этого, и это больше, чем нужно мне. Но только сохрани хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру”.
И сказав это, опоясал чресла свои крепко и начал работать и тесать с утра до вечера. И доски все обтесал, также и столбы обработал и поставил, с божьей помощью сени построил к вечеру и поставил их. Уже поздно, в вечернее время, Данило-старец снова вынес ему решето хлебов тех, плату за дело рук его.
Сергий же взял хлеб, и положил его перед собой, и попросил в молитве благословения, и начал есть хлеб с водой, а другого не было ничего — ни вареного, ни соли, ни питья; было это ему и обедом, и ужином.
Некоторые из братии видели, что из уст Сергия как будто дымок исходил, когда он такой ел хлеб. Тогда друг к другу наклонившись, говорили они: «Вот, братья, каково терпение мужа этого и воздержание Сергия! Ведь он четыре дня ничего не ел и на четвертый только поздно гнилым хлебом голод свой утоляет и усмиряет; и хлеб гнилой не даром, но, дорогой ценой получив, ест”.
* * *
Без искуса золота не бывает
Один же из братьев возроптал тогда на Сергия: ведь не ели они больше двух дней. И возмутились иноки, оставшись без еды, и пришли они к Сергию, и стали они его ругать и поносить, говоря: «Заплесневел хлеб у нас! Доколе нам к мирянам не ходить просить хлеба? Вот, мы на тебя смотрели, как ты учил нас; послушались мы тебя и теперь вот умираем от голода. Поэтому утром рано уйдем с этого места куда нужно за едой, и больше мы не возвратимся сюда, не в силах будучи терпеть здесь лишений и скудости”.
Не все, однако, роптали, но некий брат, один из них.
Из-за него Сергий всю братию созвал: видя, что они ослабели и опечалены, преподобный Сергий малодушие их своим терпением, и кротким нравом, и мягкостью исправить хотел. Он поучал их словами Святого писания, из Ветхого и Нового завета, говоря так: «Зачем скорбите, братья? Зачем смущаетесь? Уповайте на Бога; ведь написано: «Посмотрите на древние роды и увидите: кто уповал на Бога — был постыжен когда-либо? Или кто верил в Господа — и посрамлен был? Или кто пребывал в страхе Его — и оставлен был? Или кто призывал Его — и не был услышан и презрен был Им?”
Ведь говорит Господь: «Не Я ли есть податель пищи, и урожаи хлеба приносящий, и житницы наполняющий, и кормитель всего мира, и питатель вселенной, дающий пищу всякой плоти, дающий пищу в свое время, раскрывающий руку Свою, насыщая все живущее по благоволению?”
И в Евангелии Господь сказал: «Ищите и просите прежде всего Царствия Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Посмотрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец Небесный кормит их: лучше ли они вас, маловерные? Терпите поэтому, ведь терпение нужно вам: терпением нашим спасайте души ваши; претерпевший же до конца спасется”.
А вы ныне из-за голода скорбите, который на короткое время для испытания с вами приключился. Но если вы будете терпеть с верой и с благодарностью, то пользу вам принесет испытание это и большую выгоду: ибо благодать Божья всем дается не без испытания, как в Лествице сказано: «Без искуса золота не бывает; после скорби мы на радость надеемся, потому что следует за скорбью радость: ведь вечером, — сказано, — водворится плач, а наутро радость”. И у вас сейчас недостает хлеба, и не хватает всякой пищи сегодня, а завтра множеством еды всякой нужной и обильем всякой пищи и питья вы насладитесь: я верю, что не оставит Бог места этого и живущих здесь”.
И когда еще Сергий это говорил, кто-то вдруг постучал в ворота. Привратник, быстро посмотрев в глазок, увидел, что принесли много пищи необходимой; он от радости — ведь и он был голоден — и ворот не открыл, и, повернувшись, стремительно побежал и явился к преподобному Сергию, говоря: «Отче! Благослови принесших хлеб! Благодаря молитвам твоим получили мы много еды необходимой, и все это находится у ворот”.
Преподобный же велел: «Быстрее откройте ворота, чтобы люди вошли внутрь”. Когда открыли ворота, увидели привезенную в монастырь пищу на телеге и в корзинах. И прославили братья Бога, пославшего им эту пищу и ужин удивительный, приготовленный на земле, чтобы накормить их и души алчущие насытить, чтобы напитать их в день голода.
* * *
Мягкие одежды носящие — в домах царских суть.
Ни одежда новая никогда не прикрывала тело прп. Сергия, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, — ни синего цвета, ни багряного, или коричневого, ни других многих различных ярких цветов, ни белая или пышная и мягкая одежда.
Он говорил: «Мягкие одежды носящие — в домах царских суть”. Но только из сукна простого, то есть из сермяги, одежду, из шерсти и из руна овечьего спряденного связанную, и ту простую, и не окрашенную, и не выбеленную, и не разукрашенную, но только из грубой шерсти, то есть из сукна он одежду носил, ветхую, не раз перешитую, и неотстиранную, и грязную, и многим потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами.
Иногда же и так получалось: однажды нашлось у братьев сукно некое негодное — и плохое, и некрасивое, так что оно даже полиняло, — и вся братия с презрением гнушалась им и отворачивалась.
И если какой-нибудь брат это сукно брал, то, немного подержав его, назад возвращал и бросал; так делал и другой, и третий, вплоть до седьмого.
Преподобный же не отвернулся, но аккуратно взял сукно, благословил, и начал кроить, и шить, и сделал рясу, которую не погнушался надеть. И не захотел снять ее и выбросить ее, но, напротив, начал с благодарностью на теле своем носить ее, пока через один год она, обветшав, не разорвалась и не распалась. Отсюда можно понять, сколь усерден был Сергий в своем смирении, если ходил в облачении нищего.
* * *
С юности никогда я не был златоносцем — и сейчас не буду
Блаженный митрополит Алексей, состарившись и видя, что он слабеет и к концу приближается, призывает святого Сергия. Когда Сергий пришел, и начали беседовать они, повелел митрополит вынести крест с парамандом, золотом и камнями драгоценными украшенный, и подарил это святому.
Тот же со смирением поклонился, говоря: «Прости меня, владыка, но я с юности не был златоносцем — и сейчас не буду”.
Архиерей же ему сказал: «Знаю, возлюбленный, жил ты так. Но будь послушным: прими то, что мы даем тебе с благословением”.
Так он возложил дары своими руками на святого как некий залог. Снова начал он говорить и сказал святому: «Знаешь ли ты, преподобный, зачем я призвал тебя и что хочу в отношении тебя сделать?”
Святой же ответил: «Как я могу, господин, знать?”
Тот же сказал ему: «Вот я управлял, когда Бог поручил мне, русской митрополией, как Богу угодно было. Теперь же вижу, что мой конец приближается, только не знаю дня кончины моей; хочу я при жизни моей найти мужа, который сможет после меня пасти стадо Христово. Но во всех сомневаясь, лишь тебя я выбрал как достойного выполнить завет истинный: ведь знаю хорошо, что от великих князей и до последнего человека все требуют на это место тебя. И ты сначала сана епископа удостоен будешь, а после моей смерти мой престол унаследуешь”.
Святой, когда услышал это, сильно опечалился, ибо весьма суетным делом считал для себя это, и архиерею ответил: «Прости меня, владыка, но выше моих сил ты требуешь; и на это никогда я не соглашусь. Кто я такой, грешный и худший из всех людей?”
Архиерей же многие слова привел старцу из Божественных писаний, желая ими заставить Сергия последовать его воле.
Смиренный же человек никак не соглашался, но сказал: «Владыка святой! Если не хочешь, чтобы ушел я, нищий, и не слышал святыню твою, больше не продолжай об этом говорить со мной, бедным, и другому никому не разрешай, потому что никто меня не сможет переубедить”.
Когда увидел архиерей, что святой в этом непреклонен, не стал он ничего больше ему об этом говорить, побоявшись, как бы святой не испугался и не ушел в далекую пустыню, и тогда он такого светильника лишится. И, успокоив его словами духовными, митрополит отпустил его в родной монастырь.
* * *
Если враги хотят от нас чести и славы, — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить.
В 1380 г., когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий благоверный князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у прп. Сергия благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить».
Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: » Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
… Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 г. началась с того, что схимонах Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания прп. Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.
* * *
Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать.

Сегодня в церковном православном календаре — память преподобного Сергия Радонежского, обретение мощей. В 2014 году это событие совпадает с юбилейной датой рождения одного из самых почитаемых святых в России — 700-летием отца Сергия. С подробностями — Андрей Светенко в рубрике на «Вестях ФМ».

Ему выпало жить в самые темные времена истории Отечества. Государственные, социальные и экономические силы русских земель были подорваны и обескровлены ордынским игом. Прежняя самобытная жизнь теплилась лишь в духовной сфере, в лоне церкви. Православие стало тем самым фиалом, очагом, на свет которого в прямом смысле собирались люди, проникнутые не просто единой верой, но национальным самосознанием, идентичностью, как теперь сказали бы.

Поэтому жития праведников в 14 веке — это не истории людей, ушедших от мирских сооблазнов и искушений в тишину и покой монастырской кельи или пустоши. Это рассказы о гражданском подвиге, о подвижничестве, нацеленном на возрождение Руси. И главной темой здесь было — единство, целостность родной земли. Преодоление распрей и усобиц.

Отсюда и особая роль, и значение Преподобного Сергия Радонежского в политической жизни Руси.

Он обладал даром убеждения. Как пишет летописец, «тихими и кроткими словами» умел растопить самые загрубелые и ожесточенные сердца. Отец Сергий многажды раз примирял враждовавших между собой князей. Так, в 1356 ростовский князь, а спустя девять лет — нижегородский, благодаря уговорам Радонежского согласились признать верховенство над собой Великого князя Московского. И вообще, во многом благодаря пастырской миссии Сергия москвичам во главе с Дмитрием Донским удалось составить коалицию русских княжеств, что, в свою очередь, сделало возможнным одержать первую, поистине неоценимую победу на поле боя над ордынцами — в Куликовской битве 1380 года.

К тому времени Сергию уже было глубоко за 60. И уже двадцать с лишним лет, как существовала основанная им Троицкая Лавра. Троице-Сергиева. И это была далеко не единственная монастырская обитель, основанная подвижником. Однако авторитет и репутация Сергия подверглась испытаниям не только в миру, в светской политической жизни, но и в сугубо церковной. Так, отец Сергий оказался в центре конфликта между суздальским епископом Дионисием и духовником Великого князя Дмитрия архимандритом Михаилом. Оба претендовали на высший тогда пост в православной иерархии — митрополита Московского. Сергий поддерживал Дионисия, но победу одержал его оппонент. При этом Дионисий бежал в Грецию, митрополию возглавил конфидент князя, а крайним и неугодным оказался герой нашего рассказа. Ему пришлось даже покидать основанную им Лавру. Но как показало время, все эти мелкие интриги, свойственные каждой эпохе, не идут ни в какое сравнение с величием ежедневного подвига, который совершал отец Сергий своей праведной жизнью.

Благодарные потомки на протяжении веков воздвигали по всей России храмы и часовни, посвященные Сергию Радонежскому. В одной Москве их сейчас 67. По всей стране — 591.

1: 2. но в закони Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь
1:3. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
1. «Онъ же страх Божий въ себѣ въдружив, и тѣмь ограждься, и закону Господню поучаяся день и нощь, яко древо плодовито, насаждено при исходищих водных, иже въ свое время дастъ плод свой» + БЛДР.
Жизнь Сергия и монахов на Маковце до поставления Сергия во игумены.
2. «и чясто в ня входя, поучаяся въ святых книгахь, навыкь божественая писаниа, и сладостно их послушаа, и в них поучаашеся, якоже пророкь Давидъ рече: «Поучится день и нощь и будет яко древо, саждено при исходящих вод, иже плод свой даст въ время свое»» + БЛДР.
Слово похвальное.
4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему
3. «Всему же тому начало и вина — преподобный отець нашь Сергий. Но увѣдайте, яко удиви Господь преподобнаго своего»
О укреплении и расцветании монастыря.
6:10 Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият
4. «Богъ услыша молитву угодника своего и моление его приатъ»
Сергий молилися о даровании монастырю игумена после смерти предшествующего игумена. Господь его услышал и сделал его самого игуменом основанного им монастыря.
5. «Възгласи же второе, глаголя: «Сергие! Молишися о своих чадѣхь, и Господь моление твое приятъ».
Голос, возвещающий о расширении монастыря и многих учениках преподобного.
7:10 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно
6. «И тако по сих всѣх преподобный Сергий въстенавъ из глубины сердца, и всю мысль, упование възложивъ къ вседръжителю Богу, рече къ ним въ смирении душа: «Отци и братиа! Азъ супротивъ вам ничтоже глаголю, воли Господни предавшися: тот бо вѣсть сердца и утробы. Идем въ град къ епископу»».
Сергий предлагает идти в Переславль к епископу, чтобы тот назначил игумена для обители.
9:19 Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца
7. «Пострада алчя и жажда, поелику съ гладом боряся, тръпяше Бога ради, якоже рече пророкь Давидъ: «Тръпѣние убогых не погыбнет до конца; труды плод своих снѣси; блаженъ еси, добро тебѣ будет»» + БЛДР.
Приношение хлебов во время голода.
9:35 Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
8. «Ты же, Господи, приими мя, и присвой мя к себѣ, и причти мя къ избранному ти стаду: яко тебѣ оставленъ есмь нищий».
Молитва отрока Варфоломея в Ростове.
10:2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем
9. «противу тех преподобный чистотными стр?лами стр?ляше, стр?ляющих во мраце правыя сердцем».
Бесы пытаются возбудить в Сергие блудную страсть
В других исследованных нами житиях этой цитаты нет. По всей видимости, перед нами авторская интерпретация Епифания.
11:7 Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжженно, искушено земли, очищено седмерицею
10. «яко злато посреди бръниа, яко сребро раждежено, и искушено, и очещенно седморицею».
Слово похвальное. О Сергии.
13:5 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных
11. «О предобраа супруга, иже таковому дѣтищу родители быста! Въскую устрашистеся страхом, идѣже не бѣ страха. Но паче радуйтеся и веселитеся, яко сподобистася таковый дѣтищь родити».
Слова старца монаха родителям преподобного. Говорение библейским языком.
Единственный случай на все жития.
15:8 Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся
12. «И елико же что дѣаше, псалом въ устѣх его всегда бѣаше, еже рече: «Предзрѣх Господа предо мною выну, яко одесную мене есть; да ся не подвижу»» + БЛДР.
Подвиги Сергия в пустыне. Единственный случай. Авторитетный источник.
15:10 Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления.
13. «Игумен же преподобному Сергию рече: «Се азъ отхожю отсюду, а тебе оставляю Богу, иже не дасть преподобному своему видѣти истлѣниа, иже не дасть жезла грѣшных на жребий праведных, иже не даст нас в ловитву зубом ихь»» .
Слова игумена Митрофана при прощании с Сергием.
14. «Того ради Господь любит праведника, съхранит и, живит и, и ублажит его на земли, и не дасть в вѣкы смятениа праведнику, ниже дастъ видѣти истлѣниа преподобному своему». + БЛДР.
Слово похвальное.
18:5 Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое
См. к Римлянам (10:18)
15. «тогда внезаапу младенець гласомь начя велми верещати въ утробѣ вторицею паче прьваго, яко и въ всю церковь изыде глас его, яко и самой матери его ужасшися стояти, и сущим женамь стоящим ту, и недомыслящимся в себѣ»
Младенца во утробе матери.
16. «И пакы, како не памалу провъзгласи, но въ всю церковь, яко да въ всю землю изыдет слово о нем»
Младенец во время литургии во уьтробе матери.
Цитата-сопоставление.
20:3 Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его.
17. «Но смирениа ради въпрашах тя; и се Господь Богъ не остави мене, и желание сердца моего дал ми, и хотѣниа моего не лишил мя»» (ЖСР)
Варфоломей решает освятить построенную церковь во имя Троицы. Говорение библейским языком.
21:10. Яко ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея
21:11. К тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси ты
18. «Но дай же ми, Господи! Измлада всѣмь сердцемь и всею душею моею яко от утробы матере моея къ тебѣ привръженъ есмь, из ложеснъ, от съсцу матере моея — Богъ мой еси ты».
Молитва Варфоломея. Плетение цитат. Цитата-сопоставление. Из общей стилистики псалтири вступает в сферу взаимодействия с сюжетийными валентностями жития.
25:8 Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея
19. «Давидьскую пѣснь всегда присно въ устѣх имѣяше, псаломскаа словеса, имиже самь тѣшашеся, имиже хваляше Бога. Молча пояше и благодаряше Бога, глаголя: «Господи! Възлюбих красоту дому твоего и мѣсто вселениа славы твоея; дому твоему подобает святыни Господни въ длъготу дний» + БЛДР.
Молитва Сергия в церкви после пострижения. Авторитетный источник. Цитата-сопоставление.
Других случаев употребления этой цитаты нет.
26:10. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя
20. «Яко егда сущу ми въ утробѣ матерни, тогда благодать твоя посѣтила мя есть, и нынѣ не остави мене, Господи, яко отець мой и мати моя оставляют мя. Ты же, Господи, приими мя, и присвой мя к себѣ, и причти мя къ избранному ти стаду: яко тебѣ оставленъ есмь нищий»
Молитва Варфоломея. Плетение цитат.
29:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
21. «якоже в Лѣствицѣ речеся: «Без искуса злато не съвръшается; по скорби же радости начаемся, послѣдует бо скръбным радостнаа: вечеръ бо, — рече, — въдворится плачь, а заутра радость”» + БЛДР.
Поучение Сергия во время голода.
29:10 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление; еда исповестся тебе персть; или возвестит истину твою
22. «По времени же възраста к лучшимъ паче преуспѣвающу ему, ему же житийскыя красоты ни въ что же въмѣнившу и всяко суетство мирьское яко исмѣтие поправъшу, якоже рещи и то самое естество презрѣти, и преобидѣти, и преодолѣти, еже и Давидова в себѣ словеса начастѣ пошептавъшу: «Каа плъза въ крови моей, вънегда снити ми въ истлѣние?» Нощию же и денью не престааше молящи Бога, еже подвижным начатком ходатай есть спасениа». + БЛДР.
Варфоломей в Радонеже еще при жизни родителей.
Авторитетный источник. Бренность всего мирского и жизни в миру, устремленность к монашеству.
В других житиях этой цитаты нет.
32:1 Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала
23. «Си есть слава церковнаа, слава есть всѣм преподобным его. Радуйтеся, праведнии, о Господѣ, праведнымь подобает похвала!»
Слово похвальное.
32:19 избавити от смерти души их, и препитати я в глад
24. «И прославиша Бога, давшаго имь таковую пищу и вечерю странну, готову сущу на земли, яко да накормит я и душа алчющаа насытит, препитати а въ день глада»
Воз с продовольствием повляется у ворот монастыря во время голода.
32:22 Буди, Господи, милость твоя на нас, якоже уповахом на тя
25. «И въ всемь всегда труждааше тѣло свое… глаголя: «Господи! Аще тако есть, якоже повѣдаста ми родителие мои, яко и преже рожениа моего твоа благодать и твое избрание и знамение бысть на мнѣ, убозѣмь, воля твоя да будет, Господи! Буди, Господи, милость твоя на мнѣ!»
Молитва отрока Варфоломея. Сакрализирующая речь из псалтири.
В других житиях этой цитаты нет.
33:5 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя
26. «и пакы: «Взысках Господа, и услыша мя»»
33:12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас
27. . «Давидъ рече: «Приидѣте, чада, послушайте мене: страху Господню научю вы”» (ЖСР, БДЛР)
Первое поучение Сергия в качестве игумена.
Единственная найденная цитата.
33:21 Хранит Господь вся кости их и ни едина от них не сокрушится
28. «хранит Господь вся кости их, и ни едина от них не съкрушится» + БЛДР.
Слово похвальное.
35:10 Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет
29. «яко всѣм есть веселящимся жилище у тебѣ и источникъ животу». + БЛДР.
Слово похвальное. Набор цитат, глорифицирующих святость и преподобие.
36:28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится
30. «Посему бо не мала печяль бяше родителема его; не малу же тщету вмѣняше себѣ учитель его. Въси же и печаляхуся, не вѣдуще яже о нем вышняго строениа Божиа промысла, яже хощет Богъ сътворити на отрочяти семь, яко не оставит Господь преподобнаго своего»
Библеизм. Варфоломею не дается грамота. В других житиях этой цитаты нет.
37:14 Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих
31. «И тако пребысть млъча вся дни живота своего, по реченому: «Аз же бых, яко глух, не слыша, и яко нѣмь, не отвръзаа устъ своих»» + БЛДР.
Исаакий-молчальник.
37:22 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене
32. «Яко егда сущу ми въ утробѣ матерни, тогда благодать твоя посѣтила мя есть, и нынѣ не остави мене, Господи, яко отець мой и мати моя оставляют мя. Ты же, Господи, приими мя, и присвой мя к себѣ, и причти мя къ избранному ти стаду: яко тебѣ оставленъ есмь нищий»
Молитва Варфоломея в Ростове. Библеимз. Общий набор цитат передающих семантику богооставленности.
41:2 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже
33. «Понеже повсегда тому ученици прилагахуся: призываху бо еже оного благодатей источници добродѣтелныа душа, яко еленя словесныа, желающе воды духовныя».
Монастырь после принятия Сергием игуменства.
34. «И присно глаголя ему: «Отче! Сътвори любовь, пострижи мя въ мнишескый чинъ, зѣло бо хощу его от юности моея от многа времени, но нужа родительскаа одръжаше мя. Нынѣ же от всѣх сихь свободився, и сице жадаю, ацѣм же образом желает елень на источникы водныя; сице желает душа моя иночьскаго и пустыннаго жительства»».
Варфоломей просит игумена Митрофана о постриге.
35. «и яко желает елень на источникы водныа, тако вжада душа моа к тебѣ, Боже; яко всѣм есть веселящимся жилище у тебѣ и источникъ животу». + БЛДР.
Слово похвальное. Набор цитат, глорифицирующих святость и преподобие.
41:3 Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию
41:5 Сия помянух и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго
36. «Се покой мой въ вѣкь вѣка, зде вселюся; изволих примѣтатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селех грѣшничих. Когда прииду и явлюся лицу Божию въ гласѣ радованиа и исповѣданиа шума празднующаго?»
Слово похвальное.
Прекрасный пример цитирования по памяти. Здесь уже психология припоминания.
41:6 Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой
37. «Учаше а от святых Писаний, от Ветхаго и Новаго завѣта, глаголя: «Въскую прискръбни есте, братие? Въскую смущаетеся? Уповайте на Бога; писано бо есть: «Възрите на пръвыя роды и видите: кто упова на Бога — постыдѣся когда? Или кто вѣрова Господеви — и посрамленъ бысть? Или кто пребывъ въ страсѣ его — оставленъ бысть? Или кто призвавый его — и неуслышанъ и презрѣнъ бысть от него?»
Поучение Сергия к братии во время голода.
43:25 Вскую лице твое отвращаеши; забываеши нищету нашу и скорбь нашу;
38. . «Родители же его моляхуся старцу, въпрашающе его и глаголюще: «Отче господине! Пожди еще, да въпрашаем тя, да разрѣшиши и утѣшиши нищету нашу и печаль нашу»
Родители Варфоломея обращаются к странствующему иноку.
47:9 Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Бог основа и в век.
39. «»Отче! Елико нечьствовах и елико съгрѣшихь, прости мя и помози моему невѣрьствию. Нынѣ познах поистинѣ о тебѣ, отче; якоже слышахом, тако и видѣхом»».
Невежда-поселянин раскаивается в своем неверии.
50:13 Не отвержи мене от лица твоего и духа твоего святаго не отыми от мене.
40. «Они же рѣша: «Ей, честный отче, хощем и можем Богу помагающу намъ, и молитвам твоим споспѣшьствующим намь. Токмо о сем молимъ твое преподобьство: не отлучи нас от лица твоего и от мѣста сего любезнаго не отжени нас»».
Монахи просят Сергия принять их жить вместе с ними.
50:7 Се бо, в беззаконии зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
41. «Нѣси ли божественаго слышала Давида, мню, яко о нашей худости глаголюща: «Се бо въ безаконии зачат есмь, и въ гресѣх роди мя мати моя”»» + БЛДР.
Слова Варфоломея к матери, просящей его умерить пост.
54:8 Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни
54:9 Чаях Бога спасающа мя от малодушия и от бури
42. «и пакы: «Се удалихся, бѣгая, и въдворихся в пустыню, чаах Бога спасающаго мя»» + БЛДР.
Варфоломей оставляет мирскую жизнь.
43. «Издавна бо сего просих у Бога моляся, повсегда слыша и поминая пророка, въпиюща и глаголюща: «Се удалихся, бѣгаа, и въдворихся въ пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушиа и от буря. И сего ради услыша мя Богъ и внят глас + БЛДР.
Сергий просит благословения игумена Митрофана.
54:23 Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.
44. «И тако преподобный възвръзе на Господа печаль свою, и възложи на Бога упование свое, и Вышняго положи въ прибѣжище свое, пребысть от страха без страха, и бес пакости, и без вреда».
Сергий преодолевает бесовские искушения.
62:9 Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя
45. . «Но да прилпѣ душа моя въслѣд тебѣ, мене же да приимет десница твоя»
Молитва Варфоломея в Ростове.
46. «И Давидъ рече: «Прилпѣ душа моа въслѣд тебе; мене же приать десница твоя» + БЛДР.
Варфоломей оставляет мирскую жизнь.
65:19 Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего.
65:20 Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость свою от мене
47. «И сего ради услыша мя Богъ и внят глас молитвы моея. Благословенъ Богъ, иже не оставит молитвы моея и милости своея от мене»… Ты же, отче, обаче нынѣ отходя еже отсуду, благослови мя убо смиреннаго» + БЛДР.
Сергий благодарит Митрофана за то, что он совершил обряд пострига, поскольку он издавна стремился к монашеской жизни, и просит наставления от игумена Митрофана.
67:2 Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица егоненавидящии его.
67:3 Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия
67:4 а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии
48. «И пакы рече: «Да въскреснет Богь, и разыдутся врази его, и да бѣжат от лица его вси ненавидящеи его. Яко исчезает дым, тако да исчезнут; яко тает въскъ от лица огню, тако да погыбнут грѣшници от лица Божиа, а праведници възвеселятся» + БЛДР.
Сергий молитвою вооружается на явившихся ему бесов.
68: 4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.
49. «Слабый же убо и лѣнивый в дѣлех своих таковаго упованиа не может имѣти; но иже съ Богомь непрестанно пребываа въ всѣх исправлениих своихъ, и приближаяся ему доброт ради дѣлъ своих, и протязаа блюдение своего сердца благости его, нескудно и неуклонно, якоже Давидъ пророкь рече: «Исчезоста очи мои уповающу ми на Бога моего»» + БЛДР.
Сергий терпит бесовские искушения.
77:3 Елико слышахом и познахом, и отцы наша поведаша нам
77:4 не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы его, и чудеса его, яже сотвори
77:5 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашим связати я сыновом своим
77:6 яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят ясыновом своим
77:7 да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди его взыщут
50. «якоже в святом Писании речеся: «Въпроси, — рече, — отца твоего, и възвѣстит тебѣ, старца твоя, и рекут тебѣ. Елико видѣша, и слышаша, и разумѣша, отци наши повѣдаша намъ, да не утаится от чад ихъ в род ихь сказати сыновом своимь, да познает род инъ, сынове родящеися, да въстанут и повѣдят а сыновом своим, не забудут дѣлъ Божиих»» + БЛДР.
Епифаний поясняет, для чего он пишет Житие Сергия.
51. . «Елико слышах и разумѣх — отци мои повѣдаша ми, елика от старець слышах, и елика своима очима видѣх, и елика от самого устъ слышах, и елика увѣдах от иже въслѣд его ходившаго время немало и възлиавшаго воду на руцѣ его, и елика другаа нѣкаа слышахом и от его брата старѣйшаго Стефана, бывшаго по плоти отца Феодору, архиепискому Ростовьскому»
Вступление Епифания. Перечисление информантов агиографа.
77: 24 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им
77:25 хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости
77:26 воздвиже юг с небесе, и наведе силою своею лива
77:27 и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты
77:28 И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их
77:29 и ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им
52. «И якоже древле израильтяном нѣкогда в пустыни манна от Бога посылаема бяше, о нихже рече Давидъ пророкь: «И одожди им манну ясти и хлѣбь небесный дасть имь. Хлѣбь аггельскый яде человекь, брашно посла им до обилиа, и ядоша, и насытишася зѣло»» + БЛДР.
Чудесное приношение хлебов во время голода в монастыре. Слова агиографа.
53. «И молим Бога, да тъй промышляет нами, наипаче надѣемся на нь присно; иже бо древле израильтескиа люди, таковыа жестокыа и непокоривыа, толикиа тысуща въ пустыни, таже и послѣди не мало множество препитавый до сытости: «Одожди имь манну ясти и хлѣбъ небесный дасть имь. Хлѣбъ аггельскый яде человекь, просиша, и приидоша крастели, и одожди на ня, яко прах, плоти и, яко пѣсок морьскый, и птица прънатыа; и ядоша и насытишася зѣло”»
Слова Сергия после привоза хлебов к монастырю.
77:72 И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть
54. «Словесное стадо Христово и спасену паству упасе ю в незлобии сердца своего, и в разумѣ настави».
Слово похвальное.
82:2 Боже, кто уподобится тебе; не премолчи, ниже укроти, Боже:
82:3 яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящи тя воздвигоша главу
55. «Преподобный же Сергий, въоружився молитвою еже къ Богу, и нача глаголати: «Боже! Кто уподобится тебѣ? Не премлъчи, ни укроти, Боже! Яко се врази твои въшумѣша»» + БЛДР.
Молитва Сергия после нападения бесов.
83:2 Коль возлюблена селения твоя, Господи сил.
83:3 Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
83:4 Ибо птица обреете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил. Царю мой и Боже мой.
83:5 Блажени, живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя.
83:11 Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче неже жити в ми в селениих грешничих
56. «Коль възлюблена села твоа, Господи силъ! Желает и скончевается душа моя въ дворы Господня; сердце мое и плоть моя възрадовастѣся о Бозѣ живѣ. Ибо птица обрѣте себѣ храмину, и грълица гнѣздо себѣ, идѣже положи птънца своа. Блажении живущии въ дому твоем; въ вѣкы вѣком въсхвалят тя. Яко лучше есть день единъ въ дворѣх твоихь паче тысущь; изволих привмѣтатися въ дому Бога моего паче, нежели жити ми въ селе грѣшничих»» + БЛДР.
Молитва Сергия в церкви после пострига.
57. «глаголя: «Господи, Боже силъ! Коль възлюбленна села твоа! Желает душа моа скончатися въ дворы твоя, яко лучши есть день единь въ дворѣх твоих паче тысящь» . + БЛДР.
Слово похвальное.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *