Про святых детям

Приложение к Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации

Приложение к документу: «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)»

Примерное содержание программы состоит из следующих разделов:

  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 3-4 лет (младшая группа);
  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 4-5 лет (средняя группа);
  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа);
  • Примерные темы и содержание занятий детей в возрасте 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Каждый раздел включает в себя следующие темы:

  • Ребенок и его окружение;
  • Бог — Творец мира;
  • Молитва — общение с Богом;
  • Церковь — дом Божий;
  • Священная история Ветхого Завета;
  • Божии заповеди;
  • Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа;
  • Церковные праздники;
  • Жития святых;
  • Дни Ангела детей.

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеют приобщение ребенка к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а так же соработничество педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и детский сад не заменяли, а дополняли друг друга).

В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Важно, чтобы эти первые впечатления раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Особенно необходимо соблюдать принцип непрерывности и преемственности в воспитании дошкольников.

1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени происходит освоение разнообразных элементарных действий с предметами, овладение активной речью, получение определенного опыта общения с взрослыми. Все это является базой для осознания им собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «Кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, остро реагирует на любое порицание, проявляет настойчивость в достижении цели. Дети этого возраста воспринимают понятия о Боге-Творце, об Иисусе Христе, молитве и др. на эмоциональном уровне.

1.1. Ребенок и его окружение

Формировать понятие о близких (отце, матери, братьях, сестрах, других родственниках), любви и заботе старших о младших, почитании родителей, послушании;

Прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками, а также закреплять представления о месте, в котором живет ребенок — доме, улице, городе, стране.

1.2. Бог — Творец мира

Формировать понятие о присутствии Божием рядом с нами, а также образное восприятие окружающего мира, чувства прекрасного и возвышенного. Детям преподносятся короткие повествования на духовные темы.

1.3. Молитва — общение с Богом

Приобщать ребенка к молитве как к естественной потребности, разучивая краткие и понятные молитвы: «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!» Научить накладывать крестное знамение. Вместе читать молитвы до и после учения

1.4. Церковь — дом Божий

Формировать представление о Церкви как о доме Божием. Рассказывать о храме, его внешнем виде, отличии от других строений. Приобщать детей к участию в Таинстве Причастия. Посещения храма должны быть непродолжительными.

1.5. Священная история Ветхого Завета

Знакомить детей с простыми и доступными библейскими рассказами, не связывая их события друг с другом, так как детям младшего дошкольного возраста еще недоступно понимание хронологии исторических событий.

1.6. Божии заповеди

Подробное изучение Божиих заповедей для детей 3-4 лет недоступно для их восприятия. Основные положения преподносятся детям в процессе воспитания и обучения (любовь к ближнему, неприятие зла и др.)

1.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Познакомить с краткими, простыми историями из Нового Завета, используя иллюстративный материал (иконы, изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др).

1.8. Церковные праздники

Приучать детей к празднованию основных церковных праздников. Эмоциональная окраска праздника помогает лучше запоминать библейские события и православные традиции. Организовать празднование Рождества Христова и Пасхи с активным участием детей, их родителей. Рекомендуется присутствие священнослужителей. Продолжительность мероприятия — не более 25-30 минут, по окончании трапеза, предваряемая совместной молитвой.

1.9. Жития святых

Знакомить с житиями святых в форме кратких рассказов с использованием иллюстративного материала (красочные иллюстрации из книг, слайды, фильмы и пр.).

1.10. Дни Ангела детей (именины)*

Формировать представление об именинах, о том, что это индивидуальный праздник для каждого, — день памяти святого, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать краткое празднество — поздравления детей и воспитателей, совместная трапеза, предваряемая совместной молитвой.

*Примечание: если в течение месяца совпадают именины нескольких детей, их можно объединять и праздновать в один день.

2. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка. Дети в этом возрасте любознательны и общительны. Данный возраст называют «Возрастом почемучек», потому что в этот период заметно проявляется потребность в познании мира, основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и прочее. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

2.1. Ребенок и его окружение

Расширять у детей представления о семье, семейной иерархии, группе, в которой они воспитываются как большом доме, помогать выстраивать отношения в коллективе; закреплять представления о непосредственном окружении (об улице, доме, дворе, городе, стране и др.), о значении Бога и Церкви в жизни семьи и жизни ребенка.

2.2. Бог — Творец мира

Знакомить с историей творения мира и жизнью первого человека в раю, рассказывать о том, что Господь заботится о людях и любит их.

2.3. Молитва — общение с Богом

Дать детям понятие молитвы как личной беседы с Богом, заучивать более сложные молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Закреплять умение совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после окончания любого дела. Вместе читать молитвы до и после занятий.

2.4. Церковь — дом Божий

Продолжить знакомство с храмом, его устройством, убранством, иконами и основными правилами поведения в нем. Посещать храм как вне службы, так и во время богослужения.

2.5. Священная история Ветхого Завета

Продолжить знакомство с отдельными событиями Ветхого Завета: грехопадением как следствие непослушания, жизнью первых людей, Всемирном потопе, строительстве Вавилонской башни.

2.6. Божии заповеди

Формировать представление о Божиих заповедях, особенно пятой («Почитай отца твоего и мать твою…»); воспитывать чувство любви и доверия к родителям, побуждать к свершению добрых дел.

2.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Рассказывать о земной жизни Господа Иисуса Христа (рождестве, крещении, чудесах, сотворенных Христом).

2.8. Церковные праздники

Формировать представление о том, что православные праздники посвящены Богу, Пресвятой Богородице и святым. Прививать навык празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы. Рекомендуется организовывать совместные мероприятия в эти праздники с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. По окончании проводить трапезу, предваряемую совместной молитвой.

2.9. Жития святых

Познакомить с именами и житиями чтимых святых (преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, благоверном князе Александре Невском, местных святых).

2.10. Дни Ангела детей (именины)

Формировать понятие о невидимых помощниках, дарованных Богом каждому человеку при Крещении, — Ангеле-Хранителе и небесном покровителе (святом, имя которого носит человек). Для каждого ребенка организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей. Рекомендуется готовить с детьми подарок для именинника.

3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

3.1. Ребенок и его окружение

Расширять и закреплять у детей представление об окружающей среде, близких людях, своей родословной, детском саде, родном крае, Родине, поддерживать к ним интерес и любовь. Развивать навык посещения храма в воскресные и праздничные дни.

3.2. Бог — Творец мира

Закреплять знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла.

3.3. Молитва — общение с Богом

Расширять круг молитв для осмысления и использования в жизненных ситуациях. Заучивать молитвы предначинательные (Трисвятое по «Отче наш…»), молитвы до и после учения и всякого дела, молитвы до и после трапезы. Обучать с благоговением совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после любого дела.

3.4. Церковь — дом Божий

Продолжить более подробное знакомство с устройством храма, убранством, церковной утварью, иерархией и чинами служителей, приучать к культуре общения со священнослужителями. Формировать понятие о святынях, иконе, кресте, свече, святой воде и др. Объяснять необходимость участия в Таинствах, дать понятие о необходимости ношения нательного креста и нанесения крестного знамения. Рекомендуется совместное присутствие на богослужении и участие в Таинстве Причащения.

3.5. Священная история Ветхого Завета

Дать детям представление о Библии как священной книге. Более подробно знакомить со Священной историей Ветхого Завета в хронологическом порядке (сотворение мира и человека (все дни творения), изгнание людей из рая, Каин и Авель, праведный Ной и Всемирный потоп, Вавилонская башня).

3.6. Божии заповеди

Формировать представление богоданности десяти заповедей (дарование Богом Закона через пророка Моисея), о необходимости любить и почитать Бога, любить и уважать ближних. Подробно разъяснить пятую и восьмую заповеди («Чти отца своего и мать твою…», «Не укради»).

3.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Дать представление о Евангелии как священной книге, повествующей о жизни Господа нашего Иисуса Христа. Более подробно знакомить с земной жизнью Спасителя: рождеством Христовым, крещением, Нагорной проповедью, Его искупительными страданиями и смертью, Воскресением и вознесением.

3.8. Церковные праздники

Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых. Формировать понимание событий, которым они посвящены, их традиций, а также дать начальное понятие о посте. Рекомендуется организовывать совместные празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Крещения, престольных праздников с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. Желательно посещение в этот день богослужения.

3.9. Жития святых

Формировать представление о святых. Продолжать знакомство детей с житиями (напр., преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, местных подвижников, своих небесных покровителей).

3.10. Дни Ангела детей (именины)

Прививать ребенку понятие о небесном покровителе — святом, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей.

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6 -7 лет)

В этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации. Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.

4.1. Ребенок и его окружение

Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе, семье как малой Церкви.

4.2. Бог — Творец мира

Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.

4.3. Молитва — общение с Богом

Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими; заучивать предначинательные молитвы: «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после принятия пищи, перед и после окончания учебы и любого дела. Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий.

4.4. Церковь — дом Божий

Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди.

4.5. Священная история Ветхого Завета

Рассказать о понятии «завет», сформировать представление о Завете Бога человеку. Продолжать знакомство со Священной историей Ветхого Завета (Авраам, Иосиф и его братья, египетское пленение, пророк Моисей, исход из Египта, Иисус Навин, Земля обетованная, Самсон, цари-пророки Давид и Соломон, краткая история еврейского царства).

4.6. Божии заповеди

Закрепить представление о том, что Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Подробно разъяснить отдельные заповеди.

4.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Продолжить знакомство с Евангелием, повествующем о жизни Господа нашего Иисуса Христа, более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства.

4.8. Церковные праздники

Изучать дневной и годовой круг богослужений (краткие понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и великие, Господские и Богородичные и т.д.). Закреплять начальные понятия о посте. Рекомендуется совместно праздновать Рождество Христово, Пасху, Троицу, а также другие праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни памяти чтимых святых). Желательно посещение в этот день богослужения и участие в Таинствах покаяния и Причащения.

4.9. Жития святых

Закрепить понимание православного учения о святых, рассказать о чинах святости. Продолжить знакомство с житиями (напр., святого великомученика и целителя Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, местных подвижников, своих небесных покровителей).

4.10. Дни Ангела детей (именины)

Закрепить понятие о небесном покровителе — святом, имя которого носит ребенок. Заучить с каждым тропарь его святого. Рекомендуется приучить ребенка в день тезоименитства участвовать в Таинстве Причащения. В честь каждого именинника желательно устраивать праздник с участием детей и родителей, а также совместную трапезу с общей молитвой.

«Господь воспринял все свойственное человеку, кроме греха». Мы повторяем эту формулу, но не всегда продумываем до конца, что из нее следует. Он, как и мы, радовался и грустил, уставал и отдыхал, страдал от боли и умер. Но это ведь частные следствия того главного, в чем Он уподобился нам. «Свойственное человеку» — это постоянная необходимость продвигаться от менее совершенного к более совершенному. Мы преодолеваем сопротивление земного вещества, которое после грехопадения стремится к разъединению. Мы должны становиться лучше, хотя весь мир смотрит в бездну распада. В нас пребывает дух, который не может следовать за материей и потому неизбежно страдает. Конечно, физически мы развиваемся и помимо своей воли. Но у этого процесса есть и обратная сторона: всякое улучшение в природе предполагает умирание. Поэтому душевное совершенствование все равно происходит вопреки развитию плоти.
Иисус, будучи человеком, учился ходить и разговаривать, читать и писать. Он не сразу воспринял ремесло своего приемного отца, а вынужден был какое-то время слушать, наблюдать и запоминать. Даже духовная мудрость приходила к Нему постепенно (Лк. 2, 40. 52). Иисус был сначала младенцем, потом отроком, юношей и, наконец, зрелым мужчиной. Можно сказать, что Он достиг вершины жизненного пути, с которой мог обозревать все этапы становления человеческого существа. Но один из Его периодов жизни остается загадкой: каким был для Иисуса переход из детства в отрочество? Как постепенное развитие души подростка совместимо со всеведением Сына, которым Он обладает подобно Отцу? С другой стороны, если Сам Иисус был «несмышленышем», то, может быть, наша ограниченность, постепенное перемещение из одной возрастной категории в другую, физическое и умственное созревание — это не неизбежное зло, а нечто необходимое для спасения? За ответом обратимся к Священному Писанию.

Был ли Господь вундеркиндом?

Евангельское повествование, подробно описав события, связанные с рождением Спасителя, делает большой перерыв, переходя сразу к кульминации его жизненного пути — публичному служению. Исключение составляет небольшой эпизод в Евангелии от Луки. Это уникальный текст не только для канонического корпуса, но и для всей раннехристианской традиции. Есть апокрифические детали событий Рождества, речения и деяния взрослого Иисуса, не упомянутые каноническими евангелиями, которые и Церковь, и даже критично настроенное ученое сообщество признают подлинными. Но между двумя этими точками красноречивое молчание, которое нарушает лишь третий синоптик.
Как рассказывает евангельский текст, родители Иисуса на праздник Пасхи (воспоминание исхода из Египта) отправились в Иерусалим и взяли с собой двенадцатилетнего Сына. По закону Моисея все израильтяне мужского пола вне зависимости от возраста должны были три раза в год по важнейшим праздникам посещать Святой город (Исх. 24, 17). Вероятно, это паломничество не было первым в жизни Иисуса. Однако именно оно было ознаменовано важным событием. Когда подошел к концу последний, восьмой день праздника, Иосиф и Мария отправились домой в Назарет, в то время как Иисус остался в городе. Обычно несколько семей из одного селения путешествовали в город сообща, и это, видимо, стало причиной «беспечности» супругов. Спустя некоторое время родители хватились Сына, стали искать Его в караване паломников и, убедившись, что Иисуса нет среди родственников, вернулись в город.
Они нашли Его в Храме. Он беседовал с учителями закона, спрашивал их и внимательно выслушивал ответы. Лука подчеркивает не только необыкновенное для двенадцатилетнего мальчика интеллектуальное развитие Иисуса, но и Его стремление к знанию. Поэтому слова «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2, 47) не стоит понимать в том смысле, что от Господа исходило что-то чудесное. Эта фраза имеет несколько риторический оттенок. Лука часто прибегает к формуле «все слушавшие дивились», желая подчеркнуть значимость тех или иных слов действующих лиц Евангелия (Лк. 1, 66; 2, 18; Деян. 9, 21). Впрочем, то удивление, какое вызвал Господь своим явлением в качестве религиозного учителя (см. напр. Лк. 4, 22), само по себе свидетельствует, что эпизод в Храме никак не запечатлелся в памяти жителей Назарета и запомнился, видимо, только Богородице. «Феноменальные способности» ­Иисуса — это не то, на чем стоит концентрировать внимание.
Господь не желает отступать ни от законов Им сотворенной природы, ни от установлений Его народа. Следуя природе, Он позволяет, а точнее, попускает Себе до определенного срока чего-либо не знать или не уметь. Но Иисус не игнорирует и человеческого обычая. Раввинистические трактаты говорят о двенадцати годах как о важном жизненном рубеже, когда ребенок становится способен отвечать за свои слова и поступки. Он может давать клятвы и выполнять большинство предписаний закона, например поститься полные сутки. К нему теперь может применяться более строгое наказание. Поэтому выход Иисуса на историческую сцену именно в двенадцать лет неудивителен.
С другой стороны, в этом возрасте проявились способности многих выдающихся людей. Царю Иосии было двенадцать лет, когда он проявил себя в качестве мудрого правителя (Иосиф Флавий, Иудейские древности 10, 48-50), а Самуила в этом возрасте Господь призвал к пророческому служению (там же 5, 348). Если взять более широкий культурный контекст, то для иных великих личностей древнего мира двенадцатилетний возраст также был переломным. Например, Эпикур начал заниматься философией, когда миновал этот возрастной отрезок. Выделялись среди своих сверст-
ников Кир, Александр Македонский и Камбиз. Объединяет эти ветхозаветные и античные примеры отчетливый акцент на «ненормальности» великих отроков, на их экстраординарных способностях. В евангельском тексте ударение ставится не на исключительных дарованиях мальчика, а на Его мессианском статусе. И несмотря на «дежурную фразу» евангелиста (Лк. 2, 47), перед нами все-таки не «вундеркинд». Бесспорно, Он обладал исключительным умом. Но дело не в этом. Судя по Туринской плащанице, Господь был прекрасен лицом и очень крепок физически. Однако Евангелие об этом умалчивает, поскольку для нашего спасения это не так важно. Мы спасаемся не потому, что Христос — уникальный человек, а потому, что Он и Бог, и человек, во всем подобный нам.

«Тайные» подробности

Неудивительно, что апокрифическая традиция срывается с этой богословской высоты и изображает отрока Иисуса как маленького волшебника. Сохранилось несколько текстов, рассказывающих о детстве Спасителя от рождения до двенадцатилетнего возраста. На страницах этих произведений нам встречаются вроде бы знакомые по каноническим евангелиям персонажи. Некоторые сюжеты, кажется, заимствованы из Священного Писания. Однако дела и речения героев этих книг настолько чужды христианскому духу, что церковным сознанием они были отвергнуты еще в первые века. В научной среде эти тексты получили название «евангелий Рождества и детства». Чем же они отличаются от подлинных книг? Конечно, в них приведено множество «неизвестных» подробностей из жизни Иисуса и Его земных родителей: подробно описывается путешествие святого семейства в Египет и жизнь в Назарете. Но мы знаем, что апокриф — это не всегда выдумка, часто в нем рассказывается и о подлинных событиях. С другой стороны, и Священное Писание не фиксирует факты с точностью судебного протокола. В нем есть место человеческому субъективизму, поскольку он не искажает богословской истины. Может быть, подложные «евангелия Рождества и детства» составлены врагами Церкви или злостными еретиками? Нет, все говорит в пользу их внутрицерковного происхождения. В чем же дело?
Эти тексты не столько богословски не верны, сколько безнравственны. Они не чувствуют той грани между доб­ром и злом, которую еще не научились распознавать дети. Лжеевангелия несут дух морального инфантилизма, потому не способны оценить, что произошло с Иисусом в двенадцатилетнем возрасте. Авторы апокрифов не знают, что такое становление человеческой личности. Христос-младенец, Христос-ребенок, Христос-отрок… эти градации не имеют никакого значения. Спаситель в любом возрасте психологически неизменен и ведет себя одинаково… скверно. Мотивация поступков мнимого Спасителя самая низменная. Фокусы Иисуса порой решительно бессмысленны: превращение глиняных птичек в настоящих, выпрямление кривых деревяшек, изменение цвета ткани. Хуже того, Он (подобно волшебной щуке из русской сказки) совершает чудеса, потакающие человеческим слабостям: лени, сластолюбию и даже похоти. Мессия и Сам тщеславен, гневлив и мстителен. Он убивает и воскрешает своих врагов только для того, чтобы показать свою силу. Наконец, он не желает учиться, издевается над учителями закона и не нисходит даже до чтения Писания.
Евангельский образ отрока Иисуса прекрасен сочувствием к тому, что человек вынужден меняться. Слова Луки проникнуты осознанием не только единства человеческой личности в разные периоды жизни, но и ее многосоставности. Апокрифам это чуждо. Их автор — невоспитанный ребенок. Этот коллективный «мальчиш-плохиш» не желает становиться взрослым, постигая сложность мироздания. Он не хочет знать, что, кроме телесных удовольствий, есть реальности духовного мира, что враги ничуть не меньше достойны любви, чем друзья. Наконец, что помимо человека есть Бог, чье присутствие не отрицает, а бесконечно усложняет земное бытие. И в осознании этого факта и состоит переход от детства к сознательной жизни. На фоне этого великого перелома меркнут все эксцентричные проделки апокрифического шалопая.

Ребенок как открытие

Отрочество как особенный период в жизни человека часто игнорировали христианские писатели. Агиографический портрет праведника, который с младых ногтей ведет равноангельскую жизнь, не ест скоромного, не улыбается и не играет со сверстниками, понятен как факт средневекового сознания, которое не признавало ценности ребенка. Но подобный образ не очень ценен с точки зрения христианской истины, существо которой составляет любовь. Любящий признает реальность и значимость непохожего на него существа. Но ребенок — это всегда «другой» в культуре, а значит, изображение его требует духовного подвига. Чтобы совершить подвиг, нужен мотив. Эллину же и иудею в равной степени было чуждо представление, что человек ценен вне зависимости от того, каких успехов он достиг на жизненном пути: стал ли он богат, приобрел ли мудрость или выдающееся положение в обществе. И языческий мир, и Ветхий Завет если и обращают внимание на ребенка, то только в контексте особенного промысла Божия о нем. Вспомним, например, историю четырех отроков книги Даниила, которым «даровал Бог… знание и разумение всякой книги и мудрости» (Дан. 1, 17). Получение знания в их случае не связано с естественными способностями. Иначе почему этого дара сподобились только они среди прочих отобранных вавилонянами отроков (Дан. 1, 4)? Но и между аскетическим подвигом Даниила (воздержанием от идоложертвенного) и чудесными умениями также нет логической связки. Иосиф Прекрасный пострадал от рук своих братьев не за какие-либо личные добродетели, а за то, что сподобился получить откровения о будущем Израиля. По-настоящему же «действующим лицом» он становится только когда выходит из отроческого возраста: первым его поступоком был отказ от близости с женой Потифара. В библейских пассажах, посвященных чудесным отрокам, последние предстают как послушные орудия в руках Божиих. Что такое детская воля, Ветхий Завет не знает.
Апостол Лука подрывает основы традиционного мышления, для которого ребенок как субъект истории — бессмыслица или чудо. Даже христианские народы Европы очень поздно смогли «переварить» замысел евангелиста. Только эпоха Романтизма породила феномен детской культуры: детской поэзии, сказки, театра, иллюстрации… В чем же уникальность Евангелия? Чтобы переломить традиционное представление о маленьком человеке, необходимо было полностью переменить понимание человека как такового. Ветхий Завет показал, что люди не «субпродукт» разборок языческих божеств и не игрушка в руках слепой судьбы, но обладают собственным свободным произволением. Евангелие же открыло перед человеком не только возможность быть свободным, но и путь к бессмертию и даже соединению с Божеством. Если цель жизни за пределами жизни, то, с одной стороны, не так уж важно, в каком возрасте человек предстает перед Богом, а с другой, в каждом возрасте есть нечто, что позволяет человеку достичь праведности и обожения. Что же нам дано в ­отрочестве?

Сам Бог Слово, вочеловечившись, проводил жизнь в смирении и повиновении, как учит нас евангелист, говоря: «и был в повиновении у них». Да и в мирском быту дети, которые не хотят перенести от родителей доброго вразумления, подвергают себя немалой опасности.

Ефрем Сирин. О добродетели. Десять глав

В повиновении у родителей

Вернемся к евангельскому тексту. Родители, уставшие от долгих поисков, упрекают Иисуса. Обвинение, начинающееся словами «Что ты сделал со мной (нами)?», звучит очень строго. В ветхозаветных текстах подобное выражение обычно направлено против обманщиков и тех, кто не держит своего слова (Быт. 12, 18; 20, 9; 26, 10 и др.). Ответную речь Христа также можно принять за обвинение. Но укора в них нет. Скорее Господь искренне удивлен, что родители не понимают, Кем является их Сын. Это психологически понятнее в контексте дальнейшего поведения отрока. Он уходит из храма и возвращается в Назарет вместе с Марией и Иосифом и ни в чем более не прекословит им. Фраза Христа, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» (Лк. 2, 49), свидетельствует об осознании Им своего мессианского предназначения. Однако Он все же безропотно повинуется родителям. Почему?
Блаженный Августин называет Иосифа «душевным отцом Христа», а Богородицу — «телесной и душевной матерью». Эта мысль основывается на том, что Господь стал человеком, следовательно, у него была человеческая душа и человеческий ум. Конечно, процесс Его духовного и интеллектуального возрастания существенно отличался от нашего, но не в том, что Он не учился, получая знание и умение сразу и без труда. Напротив, Господь трудился более всех нас, потому что Ему были чужды грехи лени и самомнения. Но поскольку Он был Богом, Его развитие не сопровождалось нравственными провалами и замедлениями. Святой Иероним Стридонский утверждает, что «Божественная природа Господа научала человеческую» и тем самым уберегала ее от душевных травм, которых невозможно избежать ребенку на пути взросления.
Кто именно пребывал в повиновении, если не Иисус Христос, который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу? Итак, почему был Он в повиновении у тех, которые гораздо ниже образа Бога, если не потому, что не уничижил себя самого, приняв образ раба, коему образу были причастны и его родители?
Блаженный Августин. О супружестве и похоти
Ребенок Иисус рос и становился все более духовно мудрым. И вот однажды сработал потайной механизм, который Он Сам заложил в человеческое естество. Он пришел к пониманию, что мир Его родителей нетождественен тому, к чему Он призван, что Он не только Сын Марии и Иосифа, но и Сын Божий. Именно этот факт «двойного сыновства» Он и стремился подчеркнуть своим эксцент­ричным поступком, когда оставил своих родителей ради «того, что принадле­жит Его Отцу» (Лк. 2, 49). Некоторые ­интерпретаторы считают, что следующая фраза, «но они не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2, 50), относится к родителям Иисуса. Другие считают, что речь идет о бывшем в храме народе. Думается, что правы вторые. Не только потому, что это противоречит сказанному о Богородице, которая «сохраняла все слова сии в сердце Своем», но и самому факту повиновения родителям.
Итак, Господь продолжает подчиняться Иосифу и Марии, хотя как человек Он уже достиг осознания своей божественности и своего предназначения. В этом подвиг Иисуса. Повиноваться сознательно сложнее, чем повиноваться по необходимости, как это бывает в детстве. В этом также образец для христианского подростка. Ребенок подчиняется родителям, потому что не имеет воли, способной противостоять страстям, а подросток, — потому что обладает этой волей. Время отрочества — время, когда человек выбирает между бесцельной самостоятельностью и самостоятельным шагом к нравственному благу, хранителем которого в здоровой семье являются родители. Развитие души подростка — это особенный творческий процесс. Он сам, его воспитатели и скрепляющий их союз Бог участвуют в этом таинственном действе. Господь Сам не погнушался стать отроком, постигнуть бездну душевных страданий мужающего мальчика и указать нам смысл того, что происходит с человеком, когда он перестает быть ребенком.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *