Про цинизм

Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.

Цинизм значение слова

Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.

Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).

Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.

Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».

Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.

Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.

Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, душевную боль и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, индивид, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.

Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. Вандализм и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.

В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.

В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.

Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.

Примеры цинизма

Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.

Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.

Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.

Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.

Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.

Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».

Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.

Проблема цинизма

Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.

Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.

Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной фрустрации, вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, апатии. При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.

Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с агрессией, ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы. Однако в действительности ему ничего не угрожает.

Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.

Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.

Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.

Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.

Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными депрессиями и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.

Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Пожалуй, ответ я начну с конца вопроса. С одной стороны, нам всем хочется быть принятыми, признанными, порой так страшно выделяться из толпы. Наверняка у каждого есть история про одноклассника, который был слишком не похож на других, и поэтому ему доставались все гнусные прозвища и синяки. И если вы были по эту сторону баррикад, вместе с толпой, то вы выкрикивали, лишь бы не подумали, что вы тоже не такой или сочувствуете белой вороне. А может, вы ею и были, кто знает. Однозначно одно: если вы до настоящего времени пронесли вопрос о том, надо ли сливаться с толпой, чтобы быть успешной, то вас можно только поздравить. Пока можно. Вы так или иначе сохранили собственные границы, не потеряли себя, свои особенности и свою инаковость.

Как же с этой индивидуальностью жить дальше? Есть такой термин, придуманный Полом Гудманом: творческое приспособление. В отличие от пассивной адаптации к происходящему он подразумевает такой вариант взаимодействия с социумом, например с той же агрессивно-циничной рабочей средой, при котором человек приспосабливает свое поведение к окружению, но лишь до той степени, в которой он способен сохранить гармонию с миром и с самим собой. В то же время любые отношения — вещь двусторонняя, так что определенное приспособление окружения к нашему поведению тоже происходит. То есть ответ — и да и нет. Меняться и подстраиваться необходимо, но не менее важно сохранить при этом свое «я», свои границы.

Что же касается веры и доверия людям: вы сами все озвучили. Вы не верите или как минимум не доверяете тем, кто лицемерен и двуличен, да и с чего бы вам им доверять? Такие люди играют в игры, игры в классическом понимании Берна, а не вульгаризированном массами, где игра — это операция со скрытым мотивом и выгодой. Игра в этом понимании сама по себе патологична, хотя именно игровые механизмы нередко используются, например, при продажах. Но даже если ваша карьера диктует вам манипуляцию клиентами, то продолжать все это с коллегами вы вовсе не обязаны. Более того, если вы все-таки рассчитываете на то, чтобы в этом мире можно было бы кому-то доверять, то, соответственно, этот кто-то должен довериться вам. И тут уж без всяких игр.

Цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали. Циник — это человек, открыто демонстрирующий презрение к общепринятым ценностям и нравам.

Обычно слово «циник» употребляется в отрицательном смысле (например: «Как можно? Этот циник насмехается над гибелью людей»). И все же иногда им бравируют те, кто не признает авторитетов и условностей. Словосочетание «здоровый цинизм» употребляют как синоним здравомыслия, рассудительности, нонконформизма.

Синонимы к словам «цинизм» и «циник»

Синонимы к слову «цинизм» — бесстыдство, наглость, безнравственность, беспардонность, нигилизм, нахальство, распущенность, грубость, непристойность, аморализм.

Синонимы к слову «циник» — бесстыдник, наглец, нигилист, грубиян, нахал, аморальный человек.

Откуда взялось слово «цинизм»?

Изначально кинизм (κυνισμός) — учение античных философов-киников. В латинском варианте звук «к» превратился в «ц» — кинизм стал цинизмом (cynismus).

Основателем школы киников считается философ Антисфен, ученик Сократа. Слово киник происходит от греческого слова кион (κύων) — собака. Это связано с тем, что Антисфен призывал своих последователей жить «подобно собакам»: скромно и самодостаточно, отрицая условности, быть бесстрашным и верным своему идеалу.

Киники выступали против абстрактных идеалов, призывая проявлять добродетель конкретными поступками. Мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели, учил Антисфен.

Самый знаменитый киник — аскет Диоген Синопский, известный любому школьнику тем, что жил в бочке (по греческим источникам — в пифосе). Диоген эпатировал жителей Афин, насмехаясь над религиозными обрядами и двуличием политиков. Он вел себя вызывающе, подобно юродивому. Например, прилюдно занимался мастурбацией, объясняя это так: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!»

Отказ от материальных благ, по мысли киников, дает человеку свободу. Как-то Диоген мыл у ручья коренья себе для еды. Философ Аристипп увидел это и сказал: «Умел бы ты водиться с тиранами — не пришлось бы тебе мыть коренья». Диоген ответил на это: «Умел бы ты мыть коренья — не пришлось бы тебе водиться с тиранами».

Александр Македонский перед Диогеном. Картина Ивана Тупылева. 1787 год. По легенде, царь-завоеватель пообещал исполнить любое желание Диогена. «Отойди и не загораживай мне солнце», — попросил философ.

Уже при Антисфене и Диогене многие греки высмеивали эпатажное поведение и маргинальность киников. А по прошествии веков слово «циник» сохранило лишь переносное значение — им стали называть всех, кто открыто бросает вызов общепринятым нормам.

Примеры употребления слов «циник» и «цинизм»

И самый великий, самый несомненный подлец никогда еще не доходил до такого цинизма, чтоб всенародно признавать себя за подлеца и гордиться этим званием.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сатиры в прозе» (1859-1862)

Вы правы, но вы грубый циник, вы унизительно думаете о природе человеческой.
Ф.М. Достоевский. «Бесы» (1871-1872)

Фельдшер — циник и сквернослов. Он ни во что на свете не верит и всех людей считает большими подлецами.
А.И. Куприн. «Мелюзга» (1907)

Если бы кто-нибудь подслушал иные из его о своих якобы похождениях с женщинами, то, конечно, пришел бы в ужас от его спокойного цинизма этого гимназиста.
В.Г. Короленко. «История моего современника» (1910)

Маяковский останется в истории литературы большевистских лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь…
И.А. Бунин. «Маяковский» (1950)

Ты — умная, молодая, красивая. Я — истаскавшийся циник. Я недавно изменил тебе.
А. Слаповский. «Висельник» (1994)

Теги:&nbspСтокгольм, Wasa

Как известно, ваш покорный слуга испытывает ничем не контролируемую слабость к парусникам. Завидев на горизонте нечто напоминающее мачты и паруса, сердце начинает биться чаще, в глазах появляется нездоровый блеск, трясущиеся руки тянутся к фотоаппарату, а ноги на автопилоте несут мозг к источнику раздражения за ни с чем не сравнимыми впечатлениями… В далеком-предалеком детстве, сидя у отца на коленях я, затаив дыхание, с открытым ртом слушал истории про парусники, отважных мореплавателей и храбрых путешественников, про морские сражения и пиратов… Одна из таких историй навсегда врезалась мне в память. Повествовала она о крупнейшем и красивейшем корабле своего времени, с которым целая страна связывала великие надежды, которые в одно мгновение превратились в великое разочарование… Вот она:

Было время, когда Швеция являлась великой морской державой. Правила в те времена страной династия Васа. Это фамилие такое, да. Ну и, значит, в 17 веке, король Густав Васа, задумал показать всем врагам своим, как оно на самом деле бывает. Надо, говорит, навалять им по самые помидоры, ибо дерзкие такие, а не с нашего раёна. Не, ну а че они, правильно? И кулаком такой по столу – хрясь! Однако при раздаче люлей, форсмажоры мне на фик никакие не сдались, поэтому надо, грит, сначала запугать их как следует. Показать им всю нашу крутизну, могущество, культуру и богатство. Хочу корабль, сказал тогда Густав. Да не просто корабль, а офигенский корабль, шоп ну прям ващееее. Ну а чтобы все оценили всю мою нечеловеческую скромность, давайте так и назовем его – «VASA”… Руководил постройкой какой-то самый уважаемый на тот момент голландский кораблестроитель. В постройке принимали участие не только рабочие-корабелы, но и скульпторы, художники, стекольщики, кузнецы и многие другие. Все они делали не просто корабль, а плавучий дворец… Однажды на верфь заглянул Густав, дабы проверить, как там поживает его амбициозный проект. Побродил, значит, вокруг, поглядел, что да как, критически заценил чертежи и воскликнул – «Херня! Как сказал Станиславский — не верю! Враги наши средневековые ржать будут яки кони с такой посудины, а не бояться! Надо еще пушек, больше, еще больше! Шоп ну прям ващеее!!!». «Говно вопрос!» — дрожащим голосом опрометчиво ляпнул голландец. А как тут откажешь такому очаровательному королю, правильно? Ну и забубенил вопреки здравому смыслу, на уже в половину отстроенный корабль, дополнительных палуб с пушками, весом с тонну каждая… 10 августа 1628 года «Васа» был впервые спущен на воду. На момент спуска он являлся самым большим кораблем в мире. Королевский оркестр привычно слабал «Прощание Славянки», после чего могучий гигант, пафосно жахнув всеми своими пушками, двинул из гавани Стокгольма … Не, ну а как на море без ветра, правильно? Не пройдя и мили, сильный порыв оного накренил корабль, в открытые пушечные порты хлынула вода и амбициозный проект скромного короля затонул к херам, унеся с собой полсотни человек…

EPIC FAIL. И как-то с тех пор не заладилось у шведов с величием, ну. А через время наши соотечественники навсегда отбили у них желание выкаблучиваться, наваляв им по бейцам под Полтавой по самое нибалуйся. Но это уже совсем другая история… Пролежал корабль на дне ровно 333 года, после чего был поднят, отреставрирован и в 1990 году в Стокгольме был открыт музей. Корабль сохранился более чем на 90% в своем первоначальном виде. Короче говоря, быть в Стокгольме и не сходить на Васу – это было бы непростительным преступлением перед самим собой. Тем более, что уже года два идет постройка модели этого корабля в 75 масштабе и не прикоснуться к первоисточнику я просто не мог. Дальше фотографии. Много фотографий. Фотографий символа человеческого величия и человеческой глупости.

Ну вот как-то так. Передать свои ощущения, когда там находишься – невозможно. Разрыв башки. «Увидеть Васу и умереть».
PS. Ну а моя Васа выглядит пока вот так:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *