Про венчание в церкви

Поделиться

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

Во многих храмах Санкт-Петербургской епархии существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с прошением. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме – держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания –45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Таинство Брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы – богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» – после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг – символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником – образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

— Батюшка, почему для брака непременно нужно венчание — церковное благословение? В чем суть венчания?

— Венчание — это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения — в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание — это важный шаг.

— Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

— Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья — мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было — и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

Фото Юлии Маковейчук

— Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

— Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание — это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые — проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

— Венчание — это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

— Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно — обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин — то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием — будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

Брак – одно из семи Таинств Православной Церкви. Чисто внешне это очень красивый, впечатляющий обряд. У подготовки к венчанию есть две стороны – внешние моменты (выбор платья, венчальных свечей, костюма для жениха и так далее) и внутренние, сугубо церковные. Мы поговорим о вторых.

О венчании в храме договариваются со священником заранее. Если предполагается, что будет хор, договариваются с певчими.

В современной практике Русской Православной Церкви перед венчанием жених и невеста приходят на беседы со священником. Иерей рассказывает о церковном понимании брака и чинопоследования церковного благословения брака, то есть о том, как будет проходить венчание. Делается это для того, чтобы, во-первых, выяснить, почему для жениха и невесты важно именно повенчаться (действительно ли они церковные люди или просто ищут красивого обряда), во-вторых, чтобы разъяснить им, что такое брак, семейный союз именно в понимании Церкви. Таким образом уже во время венчания будущие муж и жена будут лучше понимать смысл происходящего.

Фото Юлии Маковейчук

Священник может порекомендовать прочитать что-то из текстов Библии или святых отцов, может быть, даст какие-то советы.

День венчания выбирают вместе со священником. Следует учитывать, что венчания не совершаются в дни многодневных постов (Великого, Рождественского, Петровского и Успенского), а также в обычные периоды года во вторник, четверг и субботу (канун постных дней, так как уже в браке принять в это время не вступать в супружескую близость).

Несколько столетий назад само чинопоследование венчания включало в себя причащение будущих мужа и жены (то есть не венчание включалось в Божественную литургию, как стали делать в некоторых регионах позднее, а наоборот). Брак – Таинство, и муж и жена становятся едиными именно во Христе. Теперь причащение не входит в состав венчания, но, так как смысл единения во Христе никуда не ушел, часто перед венчанием молодожены идут на Божественную литургию, исповедуются и причащаются. В этом случае подготовка к венчанию включает в себя и приготовление к причастию тоже.

Кольца венчающиеся покупают заранее, сами, и перед венчанием отдают священнику. Их можно купить в храме (если продаются) или в ювелирном магазине. По поводу колец есть разные представления, исторически же мужу полагалось носить серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое. Смысл в том, что женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы. В современной практике эта традиция ушла в прошлое и каждая пара выбирает кольца на свой вкус.

Венцы приобретать не надо – они есть в храме. Зато можно заранее договориться с друзьями жениха и невесты о том, кто будет держать их над головами венчающихся. Поскольку венцы сделаны не по мерке конкретных людей, они могут оказаться малы или велики, надеть их на головы как следует не получится, поэтому кто-то должен их держать. Это момент чисто внешний, но все-таки немаловажный.

Венчальные иконы – едва ли не единственное (кроме колец), что остается молодоженам на память о венчании. Это могут быть венчальные иконы родителей или просто новые иконы Спасителя и Божией Матери. Их перед венчанием отдают священнику, и он благословит ими молодоженов.

Венчальные свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием. По желанию их можно приобрести заранее и украсить по своему усмотрению.

Белое полотенце (рушник), которое кладут под ноги венчающимся, также можно купить в храме, а можно, если есть желание, вышить самостоятельно, чтобы оно осталось на память.

Подготовка к венчанию — важное и волнительное дело. Мы перечислили основные моменты, на которые следует обратить внимание. Пусть этот период станет для вас радостным временем без лишней суеты.

Один из самых красивых обрядов, связанных со свадьбой, – обряд венчания.

Смысл этого таинства в том, что молодожены заключают брак, который будет признан не только на земле, но и на небесах. О том, зачем нужно венчаться и как подготовиться к обряду венчания мы расспросили отца Александра, протоиерея Свято-Никольского кафедрального собора Шымкентской и Таразской епархии.

О ТОМ, ЗАЧЕМ

«Новобрачные у нас обычно регистрируются в загсе, но есть и те, кто хочет повенчаться. Также есть люди, которые уже прожили не один год в браке и тоже хотят совершить обряд венчания. Правда, к сожалению, многие не понимают для чего это нужно. Вот, приходят молодые перед венчанием (хорошо если они вообще приходят) и спрашивают. Многих интересуют чисто технический вопрос: как все пройдет, что с собой положить, как одеться. Все это, конечно, важно, но я всегда спрашиваю у новобрачных – зачем вам все это нужно. И они как бы понимают всю важность, необходимость этого обряда, ведь это красиво, благоговейно, радостно, так положено, так мама говорит и т.д. Но вот самого главного понятия, к сожалению, нет. А ведь самое главное – это счастье. Правда, не свое. У многих спрашиваешь, зачем ты вступаешь в брак, и часто мне отвечают – чтобы быть счастливой/счастливым. Фраза замечательная, но очень редко говорят другое – чтобы его/ее сделать счастливым. Брак – это прежде всего мученичество, когда человек добровольно ради кого-то что-то делает, жертвует чем-то ради его счастья».

О ТОМ, ДЛЯ КОГО

«Когда у молодых людей спрашиваешь — кто такие родственники, они начинают задумываться и зачастую дают неверный ответ. На самом деле люди, имеющие одного и того же предка, родственники. А муж и жена родственники? Нет, это абсолютно друг другу чужие люди. Любовь, которая у них есть, это химическая реакция организма. В голове вырабатывается эндорфин, и человека тянет к другому человеку, и так продолжается от года до пяти лет. Через пять лет максимум эндорфин уже не вырабатывается и, бывает такое, что глядя на своего избранника человек больше не чувствует радости. Потому что это не та любовь. А если семья порядочная начинается привязанность — ему удобно, что кто- то готовит, стирает, убирает, ей удобно, что кто-то заботится, приносит какую-то сумму домой. Дети появляются, общее хозяйство. И, есть такая поговорка, седина в бороду бес в ребро — дети вырастают, хозяйство уже не так важно. И бывает что он, или она, находят для себя что-то другое, молодое, юное. И расходятся. Почему так получается? Да потому что это абсолютно друг другу чужие люди. Пары же которые венчаются, и венчаются честно, каким-то непостижимым образом становятся одним целым, одним организмом, где нет отдельно его или ее, где нет отдельно ее тела или его, это один большой организм. Где муж голова, а жена все остальное тело. Я вот когда-то был стройнее, моложе, не болел диабетом, но моя голова будет до конца моих лет заботиться о теле. Какое бы оно не стало через год, десять, пятнадцать, тридцать лет. Сколько бы она детей не родила, потолстела, похудела».

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ?

«Перед таинством венчания нужно подготовиться к исповеди – попоститься. А это означает не просто не есть мяса и молока, хотя и это очень важно, а прежде всего воздержаться от греха. Не смотреть новости, передачи или еще что-то, а потратить свое время на что-то доброе. Прийти к близким, родным, побыть с семьей. Для этого нужно три дня. За это время люди должны подумать о том, в чем они хотят перед Господом покаяться. Ведь венчание – это жизнь с чистого листа, когда можно сказать Господу о том, что, да, я грешен, но прости меня, это прошлое. Поэтому вечером перед венчанием важно остаться наедине с Богом, кто-то свечку зажжет, кто-то иконочку возьмет, кому как удобно. И в это время нужно попросить у Него подсказать, за что я хочу перед тобой покаяться. И все, что вспомните – записать. Потому что наступит утро, и вы просто напросто все забудете. А так вы уже будете знать, что сказать на исповеди. С 12 часов вечера важно не пить, не есть, не курить, прийти в храм до начала богослужения на голодный желудок. В момент богослужения выйдет священник на исповедь, нужно подойти сказать, что вы хотите венчаться. И священник уделит вам время, исповедует поодиночке, причастит и в ближайшее время повенчает.
Многие спрашивают, зачем, мол, исповедоваться, благодать-то все равно сойдет. Да, сойдет. Но я всегда отвечаю – вот вы ведь когда покупаете новую мебель в дом, вы же старую выбрасываете, возможно делаете уборку, какой-то ремонт, и только потом привносите в дом что-то новое. Так и здесь нужно очиститься, и населить образовавшееся место благодатью, которая сойдет в таинство венчания».

ПРИТЧА, РАССКАЗАННАЯ ОТЦОМ АЛЕКСАНДРОМ

«Ругаются муж с женой, все время ругаются, то одно, то другое не так. Она говорит: а вот почему наши соседи никогда не ругаются, ты не можешь понять, что происходит? А может, они и не живут вообще, ну как не ругаться? И говорит жена мужу: иди, к ним в окно загляни, посмотри, что они делают. Муж заглядывает в окошко и видит: сосед уходит на работу, и соседка, его супруга, берет ведро, начинает мыть полы. Но тут сосед возвращается, спотыкается, ведро переворачивается, разливается вода. И он думает, ну сейчас-то и начнется ругань. И тут сосед говорит: ой прости, прости меня дорогая, я во всем виноват, прости. На что она отвечает, нет, ты меня прости, я ведро не там оставила. И они вот так друг перед другом извиняются: я виновата, нет я виноват.

Муж возвращается домой, к своей жене. И она спрашивает: ну что там, они поругались? И муж говорит, нет. Жена спрашивает: как так-то? А он отвечает: у них, оказывается, все виноваты, а у нас все правы.
Поэтому, когда ты всегда прав, ничего хорошего не будет. Нужно прощать и уметь просить прощение. С Богом, храни вас Господь».

Анастасия Новикова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *