Проблемы духовного кризиса молодежи

УДК 316

Казиева Мадина Запировна

Аспирантка.

Дагестанский государственный технический университет

Madina Z. Kazieva

graduate student, Dagestan state technical University kazieva11@inbox.ru

Духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований

Spiritual health of Russian students as a subject of sociological research

Аннотация. В статье социологическому анализу подвергается категория духовного здоровья учащейся молодежи. Духовное здоровье имеет принципиальное в отличие от социального, психического и физического здоровья именно тем, что представляет собой сферу реализации духовной сущности личности. Автор считает, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом образовательной жизнедеятельности молодых людей.

Ключевые слова: здоровье, духовное здоровье, духовность, российская учащаяся молодежь, российское общество.

Keywords: health, spiritual health, spirituality, the Russian youth, the Russian society.

Глобальные трансформации в социально-экономической, политической, социально-культурной и духовной сферах современного российского общества, связанные с формированием нового типа социальности, повлекли за собой множество сложных проблем, коснувшихся молодежи в целом и, учащейся молодежи, в частности. В обществе, «перешедшем на иную ступень социально-исторического развития, существенно изменяется роль духовной сферы» и актуализируется необходимость рефлексии молодежного сообщества как субъекта реализации различных интенций духовного бытия молодежи. При этом здоровье молодежи в любой социальной, политической, экономической и

социокультурной ситуации является весьма актуальной проблемой и предметом первоочередной значимости, поскольку именно молодежь определяет будущее нашей страны, экономический, научный, социокультурный и духовный потенциал общества . Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления физического, психосоматического, социального, духовного здоровья российской учащейся и студенческой молодежи в условиях глобального реформирования всех систем жизнеобеспечения должна стать приоритетной .

Таким образом, объектом исследования данной статьи является учащаяся молодежь, а предметом — духовное здоровье учащейся молодежи. Целью исследования является духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований.

Вообще проблема здоровья индивида (как единства тела, психики, духа) сводится к телесному (физическому), психическому, духовному и социальному здоровью и их единству . Здоровье учащейся молодежи следует понимать как норму, систему, полноту, целостность, гармонию тела, психики и духа молодых людей. Они составляют здоровье как интегральную и одновременно фундаментальную характеристику каждого молодого человека .

Социально-философскими предпосылками социологического анализа духовного здоровья учащейся молодежи стало осмысление категорий «дух», «духовность», «духовная жизнь» молодежи. Серьезный вклад в развитие данного направления внесли следующие российские ученые: В.С. Барулин, В.В. Пронин, В.Э. Войцехович, А.К. Уледов. В современном отечественном дискурсе проблеме духовности и духовного здоровья учащейся и студенческой молодежи посвящены труды Волочаевой, Э.В. Чекмарева, К.А. Мартынова, Н.А. Федоряк, С.С. Муллахмедовой, Д.С. Шихалиевой, Н.Х. Гафиатулиной, Н.П. Любецкого, Э.М. Загировой и др. .

А каким же образом можно соотнести понятия духовности и здоровья?

Стоит подчеркнуть, что в основе духовного здоровья молодежи, безусловно, лежит категория духовности и духовного, которая прослеживается в работах П.П. Красноруцкого, С.И. Бокачева, О.Ю. Голубевой и др. Причем указанные авторы указывают на определенные методологические проблемы исследования категории «духовное здоровье». Итак, невзирая на то, что данная категория все глубже проникает в социологический контекст, применяется при социологических опросах и концептуализируется, тем не менее, «приращение» вживление данной категории в западную и отечественную социологию происходит непросто и противоречиво. Это связано с рядом проблем теоретико-методологического характера: во-первых, идеологического (укоренения социально-философских стеретипов в понимании духовности и нежелании исследователей отказаться от этих стереотипов); во-вторых, терминологического (проблемы концептуального социологического определения); и, в-третьих, прикладного, прагматического (трудности критериальной основы эмпирического социологического применения).

Мы полагаем, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом образовательной жизнедеятельности молодых людей.

Духовное здоровье в совокупности с физическим, социальным и психическим образует целостное человеческое бытие. Однако духовное здоровье, на наш взгляд, имеет принципиальное отличие от социального, психического и физического здоровья именно тем, что представляет собой сферу реализации духовной сущности личности. Ибо, как подчеркивает И.М. Меликов, априори сущность всякого индивида духовна, потому именно духовная жизнь образует основу всякого человеческого существования, состояния его здоровья, его самочувствия. По словам И.М. Меликова, молодой «человек — это, прежде всего, духовное, а потом социальное и природное существо» .

Современное (светское) понимание здоровой духовности молодежи, которое соответствует обществу и общечеловеческим ценностям подразумевает такие качества (элементы), как: 1) отсутствие корысти в мыслях, словах и поступках; 2) свободный ум, гибкое мышление; 3) умение чувствовать красоту окружающего мира; 4) веру в высшую справедливость; 5) законопослушность, почтение к морально-этическим нормам, принятым в обществе; 6) душевное богатство, человеколюбие; 7) бескорыстная помощь нуждающимся; 8) готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире возрастало; 9) борьба с собственным эгоизмом, равнодушием и бездеятельностью; 10) любовь к людям и жизни; 11) образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения; 12) сила воли и устремление к самосовершенствованию, преодолению трудностей; 13) развитый интеллект и утонченный вкус, не проявление низменности, грубости и злобы. Светское понимание здоровой духовности «предполагает ориентацию на гуманистические ценности и гармонизацию личности без обращения к сверхъестественным силам» .

Принципиальное значение в интерпретации духовного здоровья молодежи, считает В.Э. Войцехович, играет понятие нормы. Это система духовных и психических свойств молодого человека, позволяющих ему «быть похожим» на социальное (коллективное) окружение и выполнять две важные социальные функции — сохранение и развитие себя как личности:

— во-первых, как индивида, стремящегося к личностной самореализации в социуме (превращению потенциального состояния в актуальное, реализации собственных личностных возможностей, постижению смысла жизни, практической реализации главной мечты);

— во-вторых, как коллективного социального существа, призванного выполнять в обществе определенные социальные функции .

О нормативной составляющей духовного здоровья студенческой молодежи говорит и О.Ф. Волочаева, утверждая, что нормой духовного здоровья является такая степень соблюдения учащейся молодежью требований и ожиданий духовно-нравственного характера, «которая в

данных конкретно-исторических условиях не приводит к нарушению нормального функционирования вуза как системы и нарушению социального порядка в обществе» .

Духовная жизнь учащейся молодежи является необходимым условием формирования ее духовного здоровья. Специфика социологического подхода к духовной жизни состоит в том, что последняя не сводится к совокупности идеальных явлений, а характеризуется как более содержательное образование, которому присущи социальные институты, занятые духовным производством и распространением его продуктов, социальные носители духовного.

Духовное здоровье функционирует как на уровне сознания личности, так и на уровне практической жизнедеятельности молодых людей, охватывает все многообразие жизнедеятельности общества, социальных групп и каждой личности, а соответственно условия и факторы этой деятельности. Духовное здоровье учащейся молодежи можно определить как относительно самостоятельную область общественной жизни, основу которой составляют процессы духовной деятельности данной социальной группы. Как подчеркивает Е.В. Викторова, основными слагаемыми духовного здоровья личности молодого человека являются: общественное сознание, процессы духовной деятельности личности (производство общественного сознания, его распространение и усвоение в общественно организованных формах) и общественные отношения (в том числе и институализированные) между субъектами духовной деятельности .

По мнению зарубежных социальных психологов П. Хилла, К. Паргамента и Р. Худа, духовное здоровье личности оказывается такой дефиницией, которая более применима для описания индивидуального и общественного состояния сознания, социального опыта и отождествляется с такими явлениями, как «сознательное восприятие и мышление» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди зарубежных авторов особый вклад в развитие категории духовного здоровья внесли следующие ученые: А. Ахиезер, Д. Тэйси, Д. Джордан, С. Шнайдерс, П. Хилас. По С. Шнайдерсу, в основе духовного здоровья учащейся молодежи лежит понятие здорового духа, обусловленного стремлением молодого индивида к личностному росту, доверием к себе, открытостью всему тому, что может приносить социальное благо и пользу на основе партнерских отношений. Духовное здоровье есть не что иное, как проявление жизни здорового духа партнерских отношений или жизни, детерминируемой духом социального партнерства .

П. Хилас полагает, что духовно здоровую жизнь молодежи следует воспринимать не просто в контексте установленных ролей и институциональных обязательств, а как саму жизнь, раскрывающую источник смысла, самораскрытие, личностное развитие молодых людей. Духовное здоровье молодежи проявляется в духовной жизни, причастности жизненному миру. Духовное здоровье тесно связано с творческим потенциалом молодого человека, отношениями с самим собой, с другими . Действительно, духовное здоровье учащейся молодежи включает

систему духовно-нравственных норм и ценностей духовного пространства ее жизнедеятельности. Из духовного пространства молодой человек берет готовые способы решения реальных проблем. Духовность является пространством, где формируется и развивается личность всякого молодого человека. Российский социолог Рагимова О.А. определяет категорию духовного здоровья учащейся молодежи как комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения молодого человека в обществе. Духовное здоровье опосредовано духовностью молодого человека .

Составными элементами духовного пространства могут выступать: моральные нормы, система духовно-нравственных ценностей, духовная культура.

Американский социолог К. Руф, рассуждая о здоровой сознательной духовности, раскрывает ее путем описания четырех основных элементов: 1) здоровая духовность выступает в качестве источника высших ценностей и смысла; 2) здоровая духовность как способ восприятия жизненного мира; 3) руководство для рефлексивного осознания «внутреннего Я» личности; 4) сознательная способность индивида объединить различные аспекты в единое целое. Причем, как подчеркивает К. Руф, современные поиски здоровой духовности среди молодых поколений — это проявление интенции реконструировать свою жизнедеятельность .

Таким образом, мы полагаем, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом жизнедеятельности молодых людей. Духовное здоровье учащейся молодежи — это особая нравственная ценность, позволяющая определять личностные цели и смыслы этой особой группы. Не только физически, социально, но и духовно здоровая молодежь может создать здоровое, сильное общество и государство.

Литература:

2. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности. М.: ИНФРА-М, 2017. — 264 с.

4. Гафиатулина Н.Х. Снижение институциональных рисков в сфере образования как условие повышения социального здоровья молодежи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. №1 (39). 2015. С. 18-23.

7. Меликов И.М. Духовное бытие свободы: монография. М.: РГСУ, 2013. — С. 9.

11. Викторова Е.В. Социология духовной жизни. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. — 80 с.

13. Snhneiders S.M. Religion and spirituality: Strangers, Rivals or Partners? // The Santa Clara Lectures. 2000. Vol. 6. №2/ P. 14.

16. Roof W.A Generation of Seekers: The Spiritual journeys of the baby boom generation. San Francisco: Harper,1999. P. 35.

2. Vereshchagina A.V., Samygin S.I., Gafiatulina N.Kh. Sociology of security. Moscow: INFRA-M, 2017. 264 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Melikov I.M. Spiritual being of freedom: a monograph. M., 2013. P. 9.

8. Pankova I.I. Health education in the context of the Orthodox pedagogical tradition. Rostov n / Don, 2011. — P. 58-59.

11. Viktorova E.V. Sociology of spiritual life. Penza: PSPU him. V.G. Belinsky, 2010. — 80 p.

13. Snhneiders S.M. Religion and spirituality: Strangers, Rivals or Partners? // The Santa Clara Lectures. 2000. Vol. 6. №2. P. 14.

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 147-149.

А. З. Шамсутдинова

о некоторых аспектах кризиса духовности

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И МЕХАНИЗМАХ ЕЕ ЗКОЛОГИИ

В статье рассматривается влияние современного общества на духовный мир молодежи. Кризис духовности современной молодежи вызван рядом антиномий ее мировоззрения и самого общества. Преодоление их связано с эффективными механизмами обеспечения экологии духовности (семья, образование и т. д.)

Ключевые слова: экология духовности, общество потребления, молодежь, нравственность, смысл жизни, механизмы экологии духовности.

Миропонимание и мироотношение молодо- добились гораздо большего, чем он. Итогом го поколения определяется цивилизационны- становится внутренний конфликт: человек те-

ми изменениями, которые происходят в жизни современной России. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, многочисленных периодических изданий утилитарно настроенное общество призывает молодежь жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Поведение человека как бы программируется, и даже если творческие личности, исходя из чувства протеста, пытаются «ломать» эти стандарты, то они не могут вырваться из заколдованного круга. Их бунт принимает гротескные формы (кричащая внешность, эпатажная одежда), которые, в сущности, представляют собой тоже поведенческие программы общества потребления, работающие на его интересы.

Молодой человек, оказавшийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, который вызван тем, что человек попадает во власть антиномий — противоречащих друг другу требований.

Первая подобная антиномия — противоречие между самооценкой и возможностями. С одной стороны, современная жизнь, предполагающая жесткую конкуренцию, предъявляет к личности все более высокие требования, которым личность не всегда может соответствовать (и в глубине души она это осознает). С другой стороны, наличествует возникшая на Западе тенденция современной педагогики (начиная с дошкольной) к формированию у личности завышенной самооценки, что ведет и к завышению «планки достижений». Проще говоря, пропаганда внушает молодому человеку: «Ты лучше всех! Ты всего достоин!», а реальная жизнь показывает ему, что очень многие люди

ряет уважение к себе. Его не учат познавать себя, искать свое призвание, обретя которое, он будет «на своем месте» и будет счастлив, а учат лишь напористости и агрессивности. Но тут его напор сталкивается с напором других, потому что это уже не место, которое предназначено лишь для него, а место, которое может занять кто угодно.

Потраченные впустую силы и время, утрата иллюзий делают молодого человека несчастным, приводят к душевным метаниям и чувству безысходности. Такие трагедии сегодня случаются нередко в среде молодежи. Все чаще и чаще сегодня говорят о «потере смысла жизни» молодежью, уходе молодежи в девиантные формы решения жизненных проблем — алкоголизм и наркоманию, и, наконец, о большом числе самоубийств среди молодых людей.

Вторая антиномия представляет собой противоречие между социальной миссией, которую современное общество потребления приписывает молодежи, и ее низким уровнем обучения и воспитания, не дающем ей возможности эту миссию выполнить. В традиционном обществе считалось, что молодежь сама по себе незрела, она должна почитать старших, слушаться их, доверять им, повторять их поведенческие модели и разделять их ценности. Общество модерна и постмодерна ориентировано не на воспроизведение традиций, а на прогресс и инновации, видит свои идеалы не в прошлом, а в будущем. Соответственно, не старшее поколение, а именно молодежь рассматривается здесь как носитель высших социально значимых ценностей. Молодежь здесь обретает ценность сама по себе, она рассматривается как двигатель прогресса и противопоставляется старшим как ретро-

градам. В современной России это положение усугубляется идеологическим кризисом, старшие поколения предстают в пропаганде как носители ложных ценностей, от которых они сами же и отказались, а на молодежь делается очень ответственная, серьезная, сознательная ставка: стать мобилизационным ресурсом, готовым вывести страну из кризиса.

Однако, как замечал немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс, эта миссия в принципе не под силу молодежи (даже если бы она стремилась ее выполнить): «Молодежь обретает фальшивый вес и вынуждена оказаться несостоятельной, ибо становление человека возможно, только если он растет на протяжении десятилетий и в строгости формируется посредством последовательности шагов»1. К. Ясперс подчеркивает, что вина за это лежит прежде всего на государстве, так как именно оно в современном обществе обеспечивает образование молодежи и обеспечивает его плохо: «…результатом оказывается противоречивая деятельность учителей, не понимающих друг друга и подчиняющихся механическим учебным планам в школах, где отсутствует дух подлинной общности за фасадом патетики национального, мировоззренческого и социального характера…»1.

Кроме того, сам современный мир сегодня, в свою очередь, имеет ряд внутренних противоречий, которые также влияют на духовное состояние молодежи (в данном случае наряду с другими поколенческими стратами в современном российском обществе). Критическим моментом, определяющим трагизм ситуации, в которой сегодня находится индивид, является глубочайший разрыв между техническими возможностями человека и его нравственным развитием. Научно-технический прогресс позволяет человеку с огромной интенсивностью воздействовать на материальную среду своего обитания, но в то же время человек пользуется всем этим неразумно, превращая науку и технику в инструмент достижения сиюминутных, корыстных, низменных стремлений. В миниатюре все это повторяется и в духовном жизненном мире индивида, особенно молодого человека. Он окружен разнообразными техническими новинками, от которых попадает в зависимость и которые уводят его от реальной жизни (классический пример — зависимость от компьютерных игр и Интернета). Это, в свою очередь, приводит к феномену, который можно обозначить как «ноофобия» — страх перед

достижениями науки и неверие в способность ^ ^ 2 человека найти разумный выход из кризиса2.

Еще одно противоречие современного общества и человека — разрыв между разумом и интеллектом, представляющий собой главное препятствие на пути превращения человеческого разума в духовную силу. Разум — это способность творить добро и гармонию, находить этически оправданные решения на основе добытых наукой знаний о природе вещей. Он отнюдь не сводится к интеллекту — способности эффективно решать задачи, независимо от их этической окраски. Задача формирования духовности состоит прежде всего в преодолении этого разрыва3.

Сегодня все в обществе, практически, подчинено развитию техники. Но техника обедняет человека в духовном плане. Почему развитие техники выдвигается в обществе на первый план? Потому, что государство, которое более развито технически, становится лидером на политической арене, что в современной ситуации очень важно.

Обращение к технизации приводит к тому, что образование теряет свою первостепен-ность, духовность, наработанная за тысячелетия, уничтожается. Создается впечатление, что мир строится как бы заново, невзирая на прошлое.

По мнению профессора Калифорнийского университета Т. Роззака, потребительское изобилие, расточительство, роскошь, характерные для современного западного общества, — своего рода проклятие. Ради них бездумно. безрассудно транжирится не только материальный, но и интеллектуальный потенциал человечества. Лучшие силы общества, которые могли бы создавать его духовный потенциал, отвлекаются на создание масс-культуры, обслуживание «толпы» и т. д.

Во всех работах Роззака, написанных за последние десятилетия, утверждается мысль

о том, что единственный выход из кризиса цивилизации — именно в этическом развитии личности человека, в росте его самосознания, духовности. Он убежден, что в гибели природы отражается гибель духовного начала в человеке: в «циничном западном мире» человек и природа воспринимаются исключительно как сырье в руках монополий»4.

Таким образом, молодежь оказывается перед лицом всех указанных выше противоречий, и преодолеть она их может только обретя смысл жизни, свое место в мире, точку

отсчета для духовного развития: «Если у вас есть идеалы, вы чувствуете конкретную направленность вашей жизни и попутные ветры неминуемо несут вашу ладью к желанному берегу. Чем выше идеал, тем сильнее ветер.. .»5.

Как подчеркивал академик Н. Н. Моисеев, без экологии духа, без нравственного воспитания человека, мыслящего широко и предельно ответственно, человечество ныне не может избежать печальной судьбы. Духовное развитие человека должно осуществляться по законам любви, красоты и гармонии. Говоря о путях и средствах сохранения человечества на Земле. ученый отмечал, что самое ужасное в жизни людей — это не столько грязь в городе, на стройке и на заводе, сколько грязь в душах людей. Эта та грязь, по мнению Н. Н. Моисеева, которая порождает небрежность к себе и Природе, непонимание ее законов и неуважение к ним, а главное — сеет агрессивность и недоброжелательность к ближним своим: «.преодолеть современные, а тем более грядущие экологические трудности, выжить в современных условиях, решить проблемы «sustainable development” (устойчивое развитие) сможет только по-настоящему интеллигентное общество»6. Надо обрести новую жизненную мудрость, культуру мышления и самоорганизации людей. Эта мудрость позволит осознать, что для улучшения жизни людей необходимы и гуманистическая философия, и новая наука о жизни и деятельность, которая вобрала бы в себя современные научные знания и этические установки.

При этом встает вопрос о механизмах экологии духовности, об очищении духовного мира молодежи от шлаков мировоззрения общества потребления. О том, каковы конкретные формы этих механизмов, современная наука не дает четкого ответа, но можно высказать некоторые предположения.

Существенное значение в этом плане имеет семья как институт, существенно влияющий на формирование современного человека. Возрождение семейных ценностей невозможно без возрождения традиционной социальной роли женщины как жены и матери. Дегуманизация сегодня затрагивает не только мужчин, но и женщин. По словам С. А. Дружилова, «в последние годы в нашем обществе возникла «мода” на своеобразный стиль женского поведения, получивший свое отражение в русской лексике как «стервозный” <…> Доброта вдруг оказалась едва ли не синонимом глупости и неспособности постоять за себя. Многодетная семья стала вызывать недоумение, а «умная,

красивая и одинокая” стерва — восхищение, поскольку обладает массой выигрышных качеств, позволяющих достигать намеченного. На пути к своему успеху люди используют разные средства, но, как известно, не всякие средства оправдываются наличием даже высокой цели»7.

Нужно возрождать духовно-нравственные традиции российской семьи, которые еще недавно были так сильны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, одним из механизмов экологии духовности может стать система образования, основанная на ценностях отечественной культуры, духовности и нравственности, а также подлинное искусство, способное одухотворить, очеловечить, качественно обновить и улучшить материальное и духовное бытие людей, противостоящее дешевым образцам массового общества, развращающим души и чувства российской личности, особенно подрастающего поколения, лже-ценностям современной отечественной и зарубежной поп-культуры и дешевому эрзац-искусству.

Невозможно также сформировать духовно богатую личность, отвергая весь духовный потенциал прошлого. Воспитание и обучение не будут эффективными, если историческая традиция «находится вне времени» и делается опора только на обучение техническому знанию. Необходимо достойно освещать историческое наследие и многовековые, нравственные и культурные традиции нашей Родины и всего человечества, создавать в обществе атмосферу уважения к традиционным духовнонравственным ценностям.

Примечания

1 Ясперс, К. Духовная ситуация времени // Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М. : Политиздат, 1991. С. 288-418.

2 Кутырев, В. А. Разум против человека. Н. Новгород, 1999.

3 Режабек, Б. Г. Формирование ноосферного мировоззрения в современной школе // Биология в шк. 2003. № 5.

4 Султанова, М. А. Homo sapiens — «Мыслящий тростник»? // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2009. № 3 (51). С. 115.

5 Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности. М. : Прогресс, 1990.

6 Моисеев, Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 181-182.

7 Дружилов, С. А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 100-101.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

УДК 304.442:177(477)

КРИЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Руско Н.М.

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Ключевые слова: культура, кризис, духовность, религиозность, общество, личность, молодежь, государство, мораль, ценности.

SPIRITUAL CULTURE CRISIS IN MODERN SOCIETY Rusko N.M.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

Keywords: culture, crisis, spirituality, religion, society, personality, the youth, state, morals, values.

В современном обществе остро наблюдается потеря духовно-нравственных качеств людей, особенно среди молодежи. По нашему мнению, это является следствием недостаточного внимания к воспитательному процессу подрастающего поколения, которое уже через несколько лет войдет во взрослую жизнь.

Духовные проблемы современности не столь ярко выделяются на фоне социально-экономических вопросов, однако они являются более глубокими и важными для человека и общества, чем проблемы материального характера. Очевидно, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, в котором торжествуют идеалы морали и гуманизма, где духовно обогащается личность, требовательная к поведению человека и непримиримая к безнравственности.

Крах советской идеологии и соответствующей системы духовных ценностей создали своеобразный ценностный вакуум, который в значительной степени заполняется псевдо ценностями, порожденными массовой культурой. Такие процессы таят в себе разрушительный потенциал, поскольку изнутри разлагают национальное сознание и уничтожают самобытную духовность народа . Современной социокультурной ситуации в Украине присущи тенденции роста бездуховности. Это проявляется как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, в человеческих взаимоотношениях. Деморализующие процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и удовольствий, которые навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию в воспитании и развитии нравственных ценностей .

В то же время годы независимости Украины показали, что кризис духовности до настоящего времени не только не преодолен, но и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Духовный кризис общества и реальная

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru опасность потери культурной идентичности активизируют интенсивный поиск ценностей культурной интеграции. Именно поэтому современную цивилизацию как «общество риска» захлестнул стихийный процесс духовных поисков .

Цель данной статьи — проанализировать кризисные явления в духовной культуре и в этой связи рассмотреть детерминанты негативных процессов в современном обществе.

Кризис человеческой культуры — это дисбаланс развития духовной (гуманитарной в образовании) и материальной (узкоспециализированной) составляющих. Часто этот дисбаланс проявляется в виде духовного кризиса общества. Например, при подготовке специалистов в сфере менеджмента у нас часто руководствуются сугубо экономическими подходами, что приводит к дегуманитаризации образовательного процесса. А ведь главная задача менеджеров — правильная организация работы людей, а не только умение нажимать на кнопки калькулятора. Все это свидетельствует о том, что сегодня в украинском образовании продолжается давно уже начатый процесс уничтожения моральных ценностей и народных традиций, при этом обществу ежедневно и целенаправленно навязывают какую-то сублимацию западного образа жизни .

Главная причина того, что современный мир находится в кризисе, заключается в том, что прогрессирует диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием. Сейчас фактически утрачена вера в мессианское призвание науки и достижения справедливого и высокогуманного общества. Сегодня можно говорить об антропологическом кризисе современной цивилизации, кризисе идей, деформациимировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. На лицо соответствующие симптомы: разочарование, потеря смысла жизни, рост заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и скука, хронический стресс и алкоголизм, рост наркомании, отсутствие ощущения счастья и покоя,

По мере роста научно-технического и производственного потенциала человечества, повышения способности человека влиять на состояние окружающей действительности и условия своего собственного существования, все более важной становится нравственная направленность конкретных действий индивида, все большее значение приобретает то, какие именно ценности исповедует наша цивилизация. Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-конфессиональные, познавательные, эстетические, утилитарно-практические ценности и т.п., то сейчас наступает время, когда определяющими для человека и человечества должны стать ценности этические, так как от этого зависит само выживание земной цивилизации.

Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни Украины проявилась в период постсоветской трансформации. При этом очевидно, что решение современных проблем общества без опоры на нравственную составляющую человеческого существования невозможно, поскольку не наполненный и не пронизанный нравственностью (моральными ценностями) интеллект человека способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя.

Следует обратить внимание на влияние современных средств массовой информации, от которых в большой степени зависит состояние духовности в обществе. Мы являемся свидетелями своего рода вседозволенности в подаче информации широким слоям населения, включая молодежь и подрастающее поколение. Сегодня, к сожалению, в украинском телевизионном эфире отсутствуют пределы допустимого в области нравственности и морали. Идет целенаправленный процесс насаждения обществу штампов поведения, штампов мышления и речи, что не имеет ничего общего с культурой речи. В этой связи, проблема возрождения духовно-нравственных ценностей очень актуальна.

Теперь уточним, что же такое понятие «духовность»? Как отмечает Д.А. Леонтьев не стоит отождествлять духовность ни с бескорыстием, ни с

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru творчеством, ни с нравственностью, ни с религиозностью. По мнению исследователя, «духовность не тождественна бескорыстию, поскольку последнее может быть следствием разных психологических основ и механизмов, как зрелых, так и весьма упрощенных. Духовность не тождественна творчеству, поскольку творчество, в том числе в высших общепризнанных своих проявлениях, может вполне уживаться с гедонистическим, эгоистическим или полевым, ценностно индифферентным стилем поведения. Не все великие творцы являются в одинаковой степени зрелыми интегрированными личностями; история культуры являет нам самые разные примеры. Духовность не тождественна нравственности, поскольку нравственность может принимать и ригидно-фанатичные, твердолобые, лишенные духовности формы. Духовность не тождественна и религиозности, которая может являться и нередко является ее основой, но это не единственно возможная основа. Сама по себе религиозная ориентация не определяет уровень личностного развития, она выполняетфункцию медиатора, смысловой опоры, но не движущей силы личностного развития. Можно сказать: какова личность, такая у нее и вера. Религиозность может с равным успехом и способствовать развитию личности, и, наоборот, консервировать и тормозить развитие личности. Человеку, который стремится быть субъектом собственной жизни и строить свою жизнь по высшим законам на основе духовности, религиозная вера часто служит в этом поддержкой, помогая реализовывать жизньтаким образом. Но и человек, который, наоборот, стремится снять с себя ответственность за свою жизнь и жить по принципу конформизма и бездуховной пассивности, также нередко находит опору в религиозной вере, которая помогает ему осуществить и этот выбор. Религиозность, таким образом, не первична, она может поддерживать и выбор духовного развития, и выбор стагнации и приспособленчества» .

При этом современные научные исследования не предоставляют однозначного определения такого явления, как духовный кризис. Ученые

Теперь, учитывая вышеизложенное, уточним, что же такое понятия «духовность», «духовное развитие», «духовные ценности», «моральные ценности». Итак, по нашему мнению:

1. Духовность — это состояние человека, которое формируется на основе высших ценностей, их приоритетности в намерениях, поступках и имеет тенденцию постоянно меняться от внутренних и внешних воздействий, определяется личностным развитием.

2. Духовное развитие — это развитие высших ценностей и общечеловеческих качеств, в результате которого происходит расширение мировоззрения, мировосприятия, мироощущения личности и общества.

3. Духовные ценности — это идеи, качества человеческого характера, верования, которые формируются во внутреннем мире личности на уровне глубинных чувств, и, опираясь на которые, человек духовно развивается;

4. Моральные ценности — это идеи, нормы, общечеловеческие качества, верования, которые формируются во внешнем мире, в обществе, и, опираясь на которые, человек и человечество духовно развиваются.

Формирование духовного мира детей и молодежи, духовности, как ведущего качества личности — большая и сложная задача, стоящая в центре внимания педагогов, воспитателей, учителей, родителей, широкой педагогической общественности. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда сложности социально-экономического и политического развития Украины серьезно затронули молодежь. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на общество и, особенно, на молодежь, пропагандируя насилие, культ оружия, силу, прививая моральный релятивизм, конформизм и цинично-гедонистическое отношение к повседневности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте духовный кризис можно охарактеризовать как кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru культуры, и которые придают культурной системе качество органической целостности и подлинности. Трансформации в сознании людей ведут к разлому самого социума, поскольку социальные институты зависят от индивидов, которые их поддерживают .

Сейчас, когда человечеством создано столько материальных благ, особой необходимости в тяжелом труде не существует, у людей появилось гораздо больше творческих возможностей. Вместе с тем многочисленные «соблазны мира» отвлекают внимание человека от самосовершенствования, направляют личность на потребление вместо служения, самоотдачи и творчества .

По мнению Е.А. Помыткина , одной из особенностей современности является увеличение объема информации и вовлечение человека с первых дней жизни в информационное пространство. С одной стороны, человек получает огромные возможности доступа к происходящим в мире событиям, а с другой — рискует превратиться в пассивного наблюдателя и потребителя информации. Если раньше духовные лидеры и проповедники годами путешествовали по планете, чтобы донести содержание и смысл своего учения последователям, то сейчас любая новость может быть распространена практически мгновенно во все уголки земного шара через сеть Интернет и средства массовой информации.

Вместе с тем духовный опыт приобретается непосредственно, а значительное количество информации, которая окружает человека, оказывается для него ненужной, а иногда даже вредной. Высокодуховную личность характеризует способность выборочного восприятия действительности, поиска духовной истины, умение отделять важную информацию от ненужной. Духовность объединяет человечество в высших стремлениях к реализации идеалов истины, добра и красоты. В этих условиях современному человеку легче сравнивать различные философские взгляды и выделять полезное и приемлемое .

Формирование духовности молодежи в высшем учебном заведении конкретизируется через систему целого ряда задач и принципов:

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

1) формирование культуры, толерантного отношения к традициям и обычаям; сохранения их и передача от поколения к поколению;

2) развитие качеств и положительных моральных качеств, побуждение их к самосовершенствованию;

3) отношение к христианским традициям;

4) развитие значимых черт и качеств личности;

5) формирование понимания сущностных вопросов о смысле и цели жизни человека и личностного отношения к ним;

6) формирование черт личности будущего специалиста.

Становление духовности студенческой молодежи происходит сегодня в

условиях расцвета так называемой массовой культуры. Само понятие «массовая культура» неоднозначное и противоречивое, оно рассматривается в философской, культурологической, психолого-педагогической науке под различными углами.

Массовую культуру трактуют как крайнее выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения сознания (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг и др.), как своеобразную идеологию, в привнесении которой в массовое сознание заинтересована правящая верхушка общества (В. Липман, А. Шлезингер), как явление вполне положительное, что расширяет возможности образования и воспитания (Е. Шилз, З. Бжезинский), как прибыльную отрасль экономики (Х. Ортега и Гассет) .

В этой классификации массовая культура рассматривается и со стороны количественной характеристики, и со стороны качественной. Основное негативное влияние массовой культуры специалисты видят именно с точки зрения качественного подхода, который определяет массовую культуру через рынок, ведь массовая культура — это все, что продается и пользуется массовым спросом . Следует отметить, что с преобразованием массовой культуры в товар она приобретает такие «рыночные признаки» как: простота, примитивность, посредственность, развлекательность, ориентированность на подсознание и инстинкты. Основными темами массовой культуры становятся

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru насилие, патологический страх, ужасы, секс, карьера и тому подобное. Очень метко о негативных последствиях массовой культуры говорил А. Швейцер, который отметил, что культура, которая развивается как материальная сторона без соответствующего духовного прогресса, напоминает корабль, который лишен управления и стремительно мчится навстречу катастрофе .

Следует отметить, что существует целый ряд причин, порождающих в современной культурологии стойкое ощущение кризиса культуры. «Главное -осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т.е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием» .

Ю. Золотарева справедливо утверждает, что «общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами»: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т.д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая стиля культурного развития. Все это, с точки зрения О. Шпенглера, только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации» .

Кризис в культурной практике Европы XX века носит необратимый характер. Представитель так называемого второго поколения Франкфуртской школы Ю. Хабермас считает, что современное государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы общества в другую. Так политический кризис может быть вытеснен в экономику, экономический — в социальную сферу и т.п. Но область культуры, как подчеркивает Ю. Хабермас, это -область, в отношении которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть «смягчен», так как культура не подчиняется административному регулированию, которое осуществляет государство. В данном случае Ю. Хабермас говорит о подлинной культуре, о неформальной морали и искусстве,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

а не о «массовой» суррогатной культуре, которая заполнила пространство Европы в нашу эпоху .

Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что системным кризисом, по нашему мнению, выступает духовный кризис. Это ощущение для огромного количества людей бессмысленности той жизни, которую они ведут. Жизнь затруднена тем, что в ней трудно найти позитивное содержание из-за разрушения «старых» и дискредитации «новых» ценностей. Радикальные социально-политические трансформации, глобальный экологический кризис конца ХХ — начала XXI веков показали, что ни один из существующих способов развития общества не может служить эталоном.

Мы стали свидетелями девальвации исторических целей и ценностей и несовершенства западного потребительского общества. Молодой человек, находящийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, вызванного тем, что он попадает во власть антиномий .

Миросозерцание и отношение к миру молодого поколения определяется цивилизационными изменениями, которые происходят в жизни современной Украины. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, многочисленных периодических изданий молодежь призывают жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Поведение человека как бы программируется, и даже если творческие личности, исходя из чувства протеста, пытаются «ломать» эти стандарты, то и они не могут вырваться из порочного круга. Их бунт принимает гротескные формы (кричащая внешность, эпатажная одежда), которые, по сути, являются также поведенческими программами общества потребления, работающими на его интересы .

Развитие украинской государственности, проведение реформ, формирование гражданского общества невозможны без формирования духовности в обществе, прежде всего, среди молодежи. С первых лет

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru независимости Украины основной задачей государственного управления стало развитие экономики, поэтому решение проблем в духовной сфере общества происходило по остаточному принципу. Отсутствие четкой программы духовного возрождения тормозило воплощение любых реформ во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере образования.

Несмотря на это, приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе государственного строительства является развитие духовной культуры личности. Именно это должно стать основой формирования и становления правового государства, призванного постоянно заботиться о духовном, физическом и социальном развитии личности.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бобак М.1. Проблема збереження духовно-моральних цшностей у процес виховання тдростаючого поколшня // Вюник Житомирського державного ушверситету. Серiя «Педагопчш науки». 2010. № 53. С. 52-55.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

6. Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81.

7. Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука» 2016. № 9. С. 36-362.

8. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.

10. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. 336 с.

11. Кравець М.С. Культуролопя: тдручник для студенев вищих навчальних закладiв I-IV акредитацп. Львiв: Новий Свгг. 2007. 320 с.

12. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

13. Лучаншова О.П. Духовна культура студенев вищих навчальних закладiв в умовах сощально-гумаштарно! кризи // Вюник Дншропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя «Педагопка i психолопя». Педагогiчнi науки. 2015. № 2 (10). С. 15-20.

15. Помиткш Е.О. Психолопя духовного розвитку особистостг монографiя. К.: Наш час, 2007. 280 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

18. Яковенко 1.О. Формування духовност особистост на основi християнських цшностей // Науковий вюник Мелггопольського державного педагопчного унiверситету. Серiя «Педагопка». 2012. № 9. С. 335-340.

Сведения об авторе:

Руско Надежда Михайловна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (Ивано-Франковск, Украина).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *